Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ'

СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2660
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА / ADMINISTRATIVE PROCEDURE / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / ADMINISTRATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ветрова Алена Александровна

В статье проведен анализ таких правовых категорий, как административный процесс и административное судопроизводство, а также исследовано их соотношение. Кроме того, выявлены основные проблемы административно-процессуального законодательства в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Автор полагает, что сегодня особенно необходимо определить содержание административного процесса и создать четкую концепцию административного судопроизводства, сформировать базу, которая станет основой для реализации права на обжалование незаконных действий и решений органов власти, предоставить возможность обжаловать любые незаконные действия и решения администрации в едином установленном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF ADMINISTRATIVE PROCESS AND ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS: NORMATIVE FIXING AND PRACTICE REALIZATION

In the article analyzes such legal categories as the administrative process and administrative proceedings, as well as it researched its correlation. In addition, it identified the main problems of administrative-processual legislation in connection with the adoption of the Code of administrative proceeding of the Russian Federation. The author believes that today it is especially necessary to determine the content of the administrative process and to create a clear concept of administrative proceedings, to form the basis that will become the basis for exercising the right to appeal illegal actions and decisions of the authorities, to give an opportunity to appeal any illegal actions and decisions of the administration in a single established order.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ»

же Пакистане, откуда в ОАЭ едут миллионы иммигрантов, весьма популярны и «Талибан», и «Исламское государство», а подрывы смертников - ежедневная рутина.

Может сложиться впечатление, что рабочие-иностранцы в ОАЭ - бесправное население. Но такая точка зрения ошибочна. Существует утвержденный минимум, меньше которого иммигрантам запрещено платить: в случае Пакистана и Бангладеш - 205 долл. США в месяц, в случае Филиппин - 400 долл. Раз в 2 года по контракту рабочим обязаны предоставить 2-месячный отпуск с бесплатным авиабилетом домой. Когда человек болеет, у него уже есть оплаченная медицинская страховка. Но и спрашивается с гастарбайтеров много. Если иммигрант обманул агентство со своей специальностью, лишь бы попасть в Эмираты, - он сядет в тюрьму на полгода. Главное - в Дубае не может быть, чтобы человек приехал как турист, а потом остался работать в суши-баре или годами нелегально строил дома. России также следует привести в порядок въезд гостей из Средней Азии. Гражданство ОАЭ получить нельзя, даже если проживешь в Дубае 25 лет. Дети, рожденные тут, не имеют эмиратских документов и не пользуются местным образованием. К примеру, они зарегистрированы в посольстве Пакистана, ходят в местную школу для пакистанских иммигрантов, где преподают на английском и языке урду. Так же жестко в Эмиратах пресекают межнациональные конфликты между иммигрантами: Индия и Пакистан враждуют в реальной жизни, на границе между этими государствами часто вспыхивают перестрелки, доходит и до тяжелых боев. В Дубае же индусы и пакистанцы друг с другом не связываются - ведь если что, вышлют и правых, и виноватых.

Таким образом, случай с группой боевиков-исламистов в Санкт-Петербурге, приехавших под видом рабочих из Средней Азии, - показательный пример: нам давно уже пора поменять многие законы в области иммиграции из соседних республик. Опыт Дубая в отношении гастарбайтеров заслуживает, чтобы к нему присмотрелись и в России.

Литература и источники

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/

2. Официальный сайт судебного департамента ВС РФ// http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

References and Source

1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 «Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/

2. Oficial'nyj sajt sudebnogo departamenta VS RF// http://www.cdep.ru/index.php?id=79.

КОЛЕСНИКОВ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права, профессор юридического факультета Южного федерального университета (yakolesnikov@sfedu.ru).

МЕЛЬНИКОВ ВИКТОР ЮРЬЕВИЧ - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики, Ростовский институт (филиал) ВГУЮА (РПА Минюста России) (juliameln@mail.ru). KOLESNIKOV, YURI A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Financial Law, Professor of the Faculty of Law of the Southern Federal University (yakolesnikov@sfedu.ru).

MELNIKOV, VICTOR Yu. - Doctor of Law, Associate Professor, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Rostov Institute (Branch) of the VGUYUA (RPA of the Ministry of Justice of Russia) (juliameln@mail.ru).

УДК 342.565.4

ВЕТРОВА А.А.

СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА И АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Ключевые слова: административный процесс, административные правоотношения, административное судопроизводство, административная процедура.

В статье проведен анализ таких правовых категорий, как административный процесс и административное судопроизводство, а также исследовано их соотношение. Кроме того, выявлены основные проблемы административно-процессуального законодательства в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Автор полагает, что сегодня особенно необходимо определить содержание административного процесса и создать четкую концепцию административного судопроизводства, сформировать базу, которая станет основой для реализации права на обжалование незаконных действий и решений органов власти, предоставить возможность обжаловать любые незаконные действия и решения администрации в едином установленном порядке.

VETROVA, A.A.

CORRELATION OF ADMINISTRATIVE PROCESS AND ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS: NORMATIVE FIXING

AND PRACTICE REALIZATION

Keywords: administrative process, administrative legal relations, administrative proceedings, administrative procedure.

In the article analyzes such legal categories as the administrative process and administrative proceedings, as well as it researched its correlation. In addition, it identified the main problems of administrative-processual legislation in connection with the adoption of the Code of administrative proceeding of the Russian Federation. The author believes that today it is especially necessary to determine the content of the administrative process and to create a clear concept of administrative proceedings, to form the basis that will become the basis for exercising the right to appeal illegal actions and decisions of the authorities, to give an opportunity to appeal any illegal actions and decisions of the administration in a single established order.

Современное российское законодательство претерпевает значительные изменения. В частности, это касается административного законодательства. В связи с этим, появилось огромное количество научных публикаций, особенно это касается административного процесса. Необходимо отметить, что дискуссия о правовой сущности административного процесса ведется давно, и до сих пор не утихает. Кроме того, дискуссия обрела, если можно так выразиться, новую жизнь с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) [1]. Возникает вопрос, что же представляет собой административный процесс?

Во-первых, административный процесс - включает в себя цель объективно разрешить дела в особом административно-процессуальном порядке, и законным способом решать правовые отношения деятельности органов и должностных лиц, уполномоченных и участвующих рассматривать дела об административных правонарушениях. Во-вторых, административный процесс - это вид юридического процесса и форма управленческой деятельности, урегулированная процессуальными нормами. И в соответствии с этим в административном процессе действуют следующие принципы: 1) общеуправленческие, которые раскрывают закономерности управления; 2) процессуальные, отражающие специфику действия общих процессуальных закономерностей управленческого правотворчества и правоприменения [2].

Рассматривая проблемы административного процесса, следует отметить, что в КАС РФ не определяется и не используется понятие «административный процесс», а уделяется вниманию порядку административного судопроизводства.

Необходимо отметить, что в административных правоотношениях, одной из сторон всегда является орган (должностное лицо), осуществляющий государственно - властную деятельность. К ним можно отнести орган исполнительной власти, в некоторых случаях это может быть суд, судья. Эти компетентные органы вправе издавать властные акты, составлять правовые документы, составлять протоколы, принимать постановления, отменять и изменять их, исполнять постановления, выступая при этом в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело, и как сторона административного процесса. В том случае, когда орган управления не уполномочен разрешать дело так, например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию, он выступает как сторона административного процесса. Другой стороной административного процесса являются лица, защищающие свои права и интересы, к ним относятся: граждане, государственные и негосударственные организации, органы прокуратуры. К субъектам участвующим в процессе также относят: экспертов, свидетелей, потерпевших, лиц представляющих интересы граждан, государственных и общественных организаций. В соответствии с КАС РФ, сторонами процесса являются административный истец и административный ответчик, а исковое заявление - является административным. Возникает некое смешение понятий, потому что ранее в ГПК РФ четко разделялось исковое производство, и остальные виды судебных производств. При этом, по публично-правовым спорам, как правило, лицо, обратившееся в суд, называлось «заинтересованным лицом» (п.1 ст.247 ГПК, п.2 ст.197 АПК) или «заявителем», лицо, в отношении которого заявлены требования - государственным органом, а обращение в суд - заявлением [3; 4]. Все

субъекты, вступающие, в административно-правовые отношения в установленном порядке обладают правосубъектностью, а также наделяются равными правами и обязанностями.

Следует отметить, что в рамках вопроса соотношения административного процесса и административного судопроизводства с принятием КАС РФ возникает ряд проблем, которые необходимо разрешить для реализации административного процесса и административного судопроизводства, а именно:

- достаточно, часто возникают споры по поводу объёма и содержания самого административного процесса и возникает из-за того что, прежде всего, нет единого подхода к классификации административных производств;

- отсутствие единой судебной практики и единого научного взгляда, единых образцов административных процессуальных документов;

- возникают споры по поводу прав публично-правового характера и связанных с осуществлением их участниками публично-правовых полномочий;

- низкий объем знаний правоприменителей в области административно-процессуального законодательства;

- несовершенство административно-процессуального законодательства приводит к определенным трудностям в сфере защиты прав и законных интересов граждан и организаций, к каким нормам законодательства необходимо обращаться. Кроме того, с принятием КАС РФ введен новый порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений (обжалование действий и бездействия государственных органов, их должностных лиц, нормативных актов). Одновременно, соответствующие положения ГПК РФ подраздела III раздела II утратили силу.

- недостаточное внимание уделено в КАС РФ правовому регулированию обжалования неправомерных действий или бездействия органов власти местного самоуправления, избирательных комиссий; невозможность обжаловать решения квалификационных коллегий судей.

Необходимо несколько слов сказать об административном производстве как составляющей административного процесса, связанной с выполнением различных государственных функций и осуществлением исполнительными органами государственной власти и должностными лицами нормативно установленных полномочий. Данный процесс выполняется в зависимости от конкретных процедур осуществления государственного управления [5]. Можно сказать, что совокупность административных процедур составляет административное производство в сфере исполнительной власти. Административная процедура - это установленный нормативным правовым актом порядок разрешения органами исполнительной власти бесспорных административных дел.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ, установлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением. И из системного толкования норм Кодекса следует, что иной способ обращения в суд в целях возбуждения административного судопроизводства не определен, за исключением заявления о вынесении судебного приказа, закрепленного в гл. 11.1 «Производство по административным делам о вынесении судебного приказа». Таким образом, подавляющее большинство дел, рассматриваемых в соответствии с нормами КАС РФ, разрешаются на основе административного искового заявления, то есть, по сути, имеет место исковая форма защиты, отягощенная особенностями административного, публично-правового характера [1].

Безусловно, административное судопроизводство, еще не стало самостоятельным способом судебной защиты. Ведь прошло немного времени после введения в действие КАС РФ, охватывающего, в том числе следующие приоритетные сферы правового регулирования: административную и финансовую. Данный кодифицированный акт подвергся неоднократным изменениям и дополнениям; была проведена проверка на соответствие Конституции РФ отдельных его институтов; Верховный Суд РФ дал разъяснение судам процессуальных особенностей рассмотрения дел по правилам КАС РФ, выявил ряд правовых проблем, требующих преодоления.

Для определения критерия подведомственности административных дел правилам КАС РФ Пленум Верховного Суда РФ указал также способ отмежевания административных дел от гражданских по признаку правовых последствий для участников регулируемых правоотношений. Споры о признании недействительными (незаконными) актов государственных органов и органов местного самоуправления, исполнение которых привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, рассматриваются по правилам ГПК РФ. Например, служебные споры, в том числе связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы; споры, связанные с назначением и выплатой пенсий; споры, связанные с реализацией гражданами социальных прав, предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда, не подлежат рассмотрению, по правилам КАС РФ как носящие не публичный, а частный материально-правовой характер (абз. 5, 6 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ») [7].

В то же время, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутрикорпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, которые подлежат разрешению в исковом порядке (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации») [7].

Главная цель КАС РФ - это обеспечить равенство в административном процессе граждан и государственных органов. Несмотря на то, что КАС РФ содержит большинство норм, которые уже присутствуют в российском законодательстве, в нем есть и ряд совершенно новых положений. Так например, административные дела могут рассматривать только Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, кроме мировых в соответствии с правилами подсудности (ст. 17-27 КАС РФ). Это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 1 КАС РФ) [1].

При этом административные дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности, а также связанные с интеллектуальными, патентными правами и тому подобные будут по-прежнему рассматривать арбитражные суды и суд по интеллектуальным правам в соответствии с гл. 23-28.2 АПК РФ [4]. Данное обстоятельство вызвало широкие споры, так как нормы, регулирующие административное производство, не просто оказываются разбросанными по двум разным кодексам, но и устанавливают разные процедуры рассмотрения одинаковых, по большому счету, дел.

Например, Старостин С.А. отмечает, что одной из проблем является хаотичное и бессистемное формирование административно-процессуального законодательства [6].

В завершении хотелось бы отметить, что необходимо определить содержание административного процесса и создать четкую концепцию административного судопроизводства, сформировать базу, которая станет основой для реализации права на обжалование незаконных действий и решений органов власти, предоставить возможность обжаловать любые незаконные действия и решения администрации в едином установленном порядке. Необходимо создать такой механизм административного судопроизводства и законодательную базу, которые будут работать, и обеспечивать доступность правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защиту прав и законных интересов граждан, организаций, а также создать условия для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел и укрепления законности.

Литература и источники

1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/ (Дата обращения: 03.02.2018).

2. Aдминистративное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений но направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. 560 с.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (Дата обращения: 13.02.2018).

4. Aрбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (Дата обращения: 14.02.2018).

5. Романов A.A. Соотношение производства но делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства // Российский юридический журнал. 2017. №1. С. 131 - 136.

6. Старостин СА. Aдминистративный процесс как отрасль публичного нрава // Aдминистративное нраво и процесс. 2017. №4. С. 13 - 21.

7. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205136/ (Дата обращения: 12.02.2018).

References and Source

1. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii ot 08.03.2015 N 21-FZ (red. ot 28.12.2017) // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/ (Data obrashcheniya: 03.02.2018).

2. Administrativnoe sudoproizvodstvo: Uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij po napravleniyu "YUrisprudenciya" (specialist, bakalavr, magistr) / Pod red. V.V. YArkova. M.: Statut, 2016. 560 s.

3. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 N 138-FZ (red. ot 28.12.2017) // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (Data obrashcheniya: 13.02.2018).

4. Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 24.07.2002 N 95-FZ (red. ot 28.12.2017) // SPS «Konsul'tantPlyus». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (Data obrashcheniya: 14.02.2018).

5. Romanov A.A. Sootnoshenie proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah i administrativnogo sudoproizvodstva // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. №1. S. 131 - 136.

6. Starostin S.A. Administrativnyj process kak otrasl' publichnogo prava // Administrativnoe pravo i process. 2017. №4. S. 13 - 21.

7. Postanovleniya Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 27 sentyabrya 2016 g. N 36 «O nekotoryh voprosah primeneniya sudami Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205136/ (Data obrashcheniya: 12.02.2018).

ВЕТРОВА АЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета (alenavetrova1977@yandex.ru).

VETROVA, ALENA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Volgograd State Socio-Pedagogical University.

УДК 342.553

ЛИХОШВА А.О.

ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: местное самоуправление, принцип самостоятельности, правовое регулирование.

Принцип самостоятельности местного самоуправления является ключевым для организации местной власти. Его значимость подчеркивается тем, что он получил свое закрепление в Конституции России. Анализу конституционных положений посвящена данная статья. Показано, что, несмотря на отдельные противоречивые нормы, Конституция Российской Федерации в целом закрепила самостоятельность местного самоуправления как основополагающий принцип организации местного уровня публичной власти. Тем самым созданы конституционно-правовые условия для развития и совершенствования данного института власти и решения одной из ключевых проблем российского государства.

LIKHOSHVA, A. O.

THE PRINCIPLE OF INDEPENDENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE CONSTITUTION OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Keywords: local self-government, principle of independence, legal regulation.

The principle of independence of local self-government is the key for the organization of local government. Its significance is underscored by the fact that it has been consolidated in the Constitution of the Russia. This article is devoted to the analysis of constitutional provisions. It's shown, that despite separated contradictory norms, the Constitution of the Russian Federation in general fixed independence of local self-government as main principle of organization of local level of public government. Thereby it created the constitution-legal conditions for development and improving of this institution and decide a one of key problem of Russian state.

Самостоятельность в организации местного самоуправления играет ключевую роль, а участие населения муниципальных образований в осуществлении местного самоуправления остается по-прежнему для исследователей одним из актуальных вопросов [1, с.17]. Для отечественного местного самоуправления определяющими являются нормы Конституции Российской Федерации [2], которые закрепляют место данного института публичной власти и основные принципы его организации, в числе которых первостепенное значение отводится самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.