Научная статья на тему 'Соотношение административно-правовой охраны и защиты прав граждан и организаций'

Соотношение административно-правовой охраны и защиты прав граждан и организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
634
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА / ПРАВА ГРАЖДАН / ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Несвит Евгений Александрович, Дьякова Ольга Александровна

В статье определены различия правовой «охраны» и правовой «защиты» прав. Отмечено, что защита прав граждан и организаций охватывает механизмы административной и судебной защиты прав, регламентируемые административно-правовыми нормами. Выделены права граждан и организаций, подпадающие под правовую охрану и защиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Несвит Евгений Александрович, Дьякова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIO OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS AND ORGANIZATIONS

In the work are defined the differences of legal «security» and legal «protection» of rights. It was noted that the administrative and legal protection mechanisms covering administrative and judicial protection of the rights governed by administrative law. Allocated rights of citizens and organizations falling under legal security and protection.

Текст научной работы на тему «Соотношение административно-правовой охраны и защиты прав граждан и организаций»

т

Конституционное, муниципальное и административное право

УДК 342.9

СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ

Несвит Евгений Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного, финансового и информационного права, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород. E-mail: cherkasovkv1978@ya.ru

Дьякова Ольга Александровна,

кандидат биологических наук, доцент кафедры административного, финансового и информационного права, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород. E-mail: cherkasovkv1978@ya.ru

В статье определены различия правовой «охраны» и правовой «защиты» прав. Отмечено, что защита прав граждан и организаций охватывает механизмы административной и судебной защиты прав, регламентируемые административно-правовыми нормами. Выделены права граждан и организаций, подпадающие под правовую охрану и защиту.

Ключевые слова: административно-правовая защита, административно-правовая охрана, права граждан, права организаций.

Защита и охрана прав граждан, начиная с послевоенных лет, достаточно прочно укрепилась среди основных задач современных демократических государств. С этой целью принято ряд международных правовых актов. Одним из основных среди таковых выступает Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Наряду с принятием правовых актов созданы международные организации, выполняющие задачи по защите прав и свобод человека. Ведущие позиции среди них отведены Европейскому суду по правам человека, Совету ООН по правам человека и Верховному комиссару ООН по правам человека.

Соответствующие тенденции не обошли и Российскую Федерацию - нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации в 1993 году [1], получили свое дальнейшее развитие в действующем законодательстве, а также соответствующим образом отражены в системе и структуре органов публичной власти, их задачах и функциях.

Конституция Российской Федерации, иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, определяя приоритеты прав и свобод человека в деятельности органов публичной власти, используют термины «охрана» и «защита» как близкие по своему содержанию.

В административном праве, в наибольшей мере регулирующем взаимодействие публичной власти с физическими и юридическими лицами, в последнее время набирает значимости организационно-правовое

обеспечение защиты и охраны прав физических и юридических лиц (организаций). Меры по защите и охране прав различны по содержанию и способам реализации, в отношении граждан и организаций защите подлежат отличающиеся между собой права. В связи с этим и ставится вопрос о соотношении мер административно-правовой защиты и охраны, реализуемых в интересах граждан и организаций.

Для достижения поставленной цели видится целесообразным решить следующие задачи:

- установить соотношение «защиты» и «охраны» прав;

- определить сущность «административно-правовой» защиты и охраны;

- выделить права граждан и организаций, подпадающие под административно-правовую защиту и охрану.

Рассматривая вопрос о соотношении таких терминов как «защита» и «охрана» необходимо отметить, что последние параллельно используются как в законодательстве, так и в литературе как однопорядковые, а их содержание либо не раскрывается, либо описывается по-разному и лишь в контексте отдельно взятых нормативных актов.

Как отмечают М. В. Севостьянов и С. А. Шаронов [2] под категорией «охрана» в законодательстве РФ понимается: 1) совокупность органов управления, сил и средств (ведомственная охрана, федеральная службы охраны); 2) специализированные организации

Несвит Е. А., Дьякова О. А.

и подразделения (ФГУП «Охрана», караулы в МО РФ, пожарная охрана); 3) функции государства (государственная охрана); 4) комплекс специальных мер (охрана здоровья, охрана земель и др.); 5) деятельность, направленная на обеспечение состояния защищенности личности, граждан, общества (в контексте Федеральных законов «О вневедомственной охране», «О государственной охране», «О добровольной пожарной охране», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «О Государственной границе Российской Федерации» и других).

Изложенное наглядно демонстрирует, что законодатель при использовании термина «охрана» подразумевает не исключительно меры правового характера, объектами охраны выступают не только права граждан либо организаций. При этом «охрана» раскрывается как одно из средств обеспечения «защиты».

Проводя соотношение указанных категорий в юридической литературе и законодательстве, А. П. Смирнов [3] отмечает наличие различных позиций по данному вопросу. Все они ведут к следующим умозаключениям:

- «охрана» и «защита» прав - тождественные понятия, определяемые одно посредством другого;

- «охрана» имеет место при правомерном поведении и не связана с вмешательством социальных институтов, «защита» - при угрозе нарушения и связана с вмешательством социальных институтов, при нарушении права должно иметь место восстановление нарушенного права;

- «защита права» шире «охраны права»;

- «защита права» отличается от «охраны права» спецификой субъекта, ее осуществляющего. Защита выступает основной функцией государства;

- «охрана прав» шире «защиты прав».

На наш взгляд, все точки зрения заслуживают признания с оговоркой на то, что некоторые авторы рассматривают указанные категории в определенном отраслевом аспекте и применимо к конкретным правоотношениям. Наряду с этим напрашивается вывод о существенных отличиях во взаимосвязи таких пар терминов, как «защита» и «охрана», «защита прав» и «охрана прав», «правовая защита прав» и «правовая охрана прав». В связи с тем, что речь идет о различных категориях, различным является и соотношение указанных понятий. В контексте данного исследования далее целесообразно рассмотреть вопрос о правовой защите и правовой охране прав.

В юридической науке получила достаточную поддержку точка зрения, согласно которой охрана есть установление общего правового режима, а защита осуществляется лишь в случаях нарушения права [3]. Учитывая изложенное выше, основываясь на анализе действующего законодательства по вопросам защиты

и охраны прав граждан и организаций, можно констатировать, что под охраной необходимо понимать закрепление в нормативно-правых актах положений, охраняющих права граждан и организаций, а под защитой - правозащитную деятельность, направленную на восстановление нарушенного права и предотвращение угрозы его дальнейшего нарушения.

Защите и охране прав граждан и организаций в последние годы уделяется все больше внимания в теории административного права. Аналогичное значение указанные вопросы имеют и в правоприменительной практике органов публичной власти. «Административно-правовая защита и охрана» несут в себе все признаки административного права: императивный характер правового регулирования и организационного воздействия; обязательным субъектом правоотношений (в большинстве случаев) выступают органы государственной исполнительной власти; формы и процедуры защиты и охраны прописаны в административно-правовых актах, принимаемых органами публичной власти. Говоря об административно-правовой защите, необходимо отметить, что в контексте обжалования неправомерных актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц выделяется два порядка обжалования: административный и судебный. При этом под «административным порядком» понимается обращение в вышестоящий административный орган в порядке подчиненности, который, исполняя функцию внутриведомственного контроля, наделен правом отмены принятого подчиненным субъектом решения, обяза-ния его совершить то или иное действие. Судебный порядок обжалования реализуется в иных процессуальных формах и другими органами. При этом он не утрачивает своей отраслевой принадлежности, поскольку осуществляется в рамках административного судопроизводства, предусмотренного Конституцией РФ и урегулированного нормами Кодекса административного судопроизводства, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Арбитражного процессуального кодекса.

Права граждан достаточно детализированы в Конституции РФ, в то время как права организаций в значительно меньшем объеме отражены там же, в значительно большем объеме они урегулированы текущим законодательством и локальными нормативно-правовыми актами. В отношении прав граждан важно отметить, что закрепленные Конституцией права граждан в зависимости от своего содержания могут быть сгруппированы в группы личных, экономических, политических, социальных и пр. интересов. При этом граждане наделены всей совокупностью указанных групп прав. Что касается организаций, то последние наделены какой-то одной группой прав. Какой имен-

m

Конституционное, муниципальное и административное право

но группой прав наделены организации, зависит от уставных целей их деятельности. Коммерческие организации, цель которых - получение прибыли, наделяются, в первую очередь, экономическими правами. Политические партии наделены, прежде всего, политическими правами. Отдельные некоммерческие организации - социальными (помощь в реализации и защита интересов отдельных групп).

Все изложенное позволяет сформулировать ряд тезисов, имеющих результирующее значение:

- в нормативных актах термины «защита» и «охрана» используются как близкие по смыслу, но не тождественные;

- соотношение указанных понятий, а также таких пар понятий, как «правовая защита» и «правовая охрана», «правовая защита прав» и «правовая охрана прав» в значительной мере отличается;

- правовая защита прав сводится к правозащитной деятельности, направленной на восстановление нарушенного права и предотвращение угрозы его дальнейшего нарушения;

- правовая охрана прав - это наличие и действие существующих правовых норм в сфере прав человека или организации;

- административно-правовой характер защиты указывает на ее отраслевое правовое регулирование и ни в коей мере не умаляет / не исключает судебных форм ее реализации;

- административно-правовая защита и охрана граждан как правовой механизм во многих случаях применим и к защите / охране прав организаций;

- гражданам принадлежит и подлежит административно-правовой защите и охране весь комплекс

разнообразных прав (личных, социальных, экономических, политических). Права, принадлежащие организациям, в значительной мере предопределены уставными целями их деятельности. В зависимости от этих целей, административно-правовой защите подлежат основном либо экономические, либо социальные, либо политические права организации.

Установленная терминологическая определенность позволяет отделить административную правозащитную деятельность от направленной на охрану прав, определить различия в правах граждан и организаций, подлежащих административно-правовой защите и охране; выступает основой дальнейшего исследования административно-правовых механизмов защиты и охраны прав граждан и организаций.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.04.2016)..

2. Севостьянов М. В., Шаронов С. А. Гражданско-правовое регулирование концертных услуг и охрана прав их участников: научно-практическое пособие [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.04.2016).

3. Смирнов А. П. О соотношении понятий «охрана прав» и «защита прав» // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 331. С. 123-125.

E. A. Nesvit, O.A. Dyakova

RATIO OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION AND PROTECTION OF THE RIGHTS OF CITIZENS AND ORGANIZATIONS

In the work are defined the differences of legal «security» and legal «protection» of rights. It was noted that the administrative and legal protection mechanisms covering administrative and judicial protection of the rights governed by administrative law. Allocated rights of citizens and organizations falling under legal security and protection.

Key words: administrative and legal protection, administrative and legal protection of the rights of citizens and organizations rights.

NESVITEvgeniy Aleksandrovich - PhD, assistant professor of administrative, financial and information law, Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President Russian Federation, Nizhny Novgorod.

E-mail: cherkasovkv1978@ya.ru

DYAKOVA Olga Alexandrovna - PhD, assistant professor of administrative, financial and information law, Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President Russian Federation, Nizhny Novgorod.

E-mail: cherkasovkv1978@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.