Научная статья на тему 'Соотношение административно- правового и уголовно- правового регулирования применения оружия сотрудниками УИС и другими работниками правоохранительных органов'

Соотношение административно- правового и уголовно- правового регулирования применения оружия сотрудниками УИС и другими работниками правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / USE OF WEAPONS / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ / JURIDICAL FACTS / СОТРУДНИКИ УИС / OFFICE ACTIVITY / WORKERS OF PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поникаров Владимир Анатольевич, Поникаров Сергей Владимирович

статья посвящена соотношению административных и уголовных правоотношений, связанных с применением оружия сотрудниками УИС в их служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поникаров Владимир Анатольевич, Поникаров Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF ADMINISTRATIVE LAW AND CRIMINAL-LEGAL REGULATION OF THE USE OF WEAPONS BY PERSONNEL OF THE PENAL SYSTEM AND OTHER WORKERS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

in the article to the ratio of administrative and criminal-legal relations connected with the use of weapons by penal system personnel in their service is devoted.

Текст научной работы на тему «Соотношение административно- правового и уголовно- правового регулирования применения оружия сотрудниками УИС и другими работниками правоохранительных органов»

УДК 35 i .753 ББК 67.40i.i33.i22 П56

V.A. PONIKAROV*, S.V. PONIKAROV

■**

THE RATIO OF ADMINISTRATIVE LAW AND CRIMINAL-LEGAL REGULATION OF THE USE OF WEAPONS BY PERSONNEL OF THE PENAL SYSTEM AND OTHER WORKERS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация: статья посвящена соотношению административных и уголовных правоотношений, связанных с применением оружия сотрудниками УИС в их служебной деятельности.

Ключевые слова: применение оружия, служебная деятельность, юридические факты, сотрудники УИС.

ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ*, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОНИКАРОВ**

СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО И УГОЛОВНО-

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ УИС И ДРУГИМИ РАБОТНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ

Annotation: in the article to the ratio of administrative and criminal-legal relations connected with the use of weapons by penal system personnel in their service is devoted.

Key words: use of weapons, office activity, juridical facts, workers of penal system.

В настоящее время сотрудники практически всех силовых структур (в том числе работники УИС) имеют право применять: физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие.

Собственно физическую силу и специальные средства сотрудникам всех правоохранительных структур разрешено применять как за административные правонарушения, так и уголовные преступления.

Считаем, что применение физической силы и специальных средств носит в основном административно-правовой характер, так как оно, во-первых, урегулировано нормами административного права, а во-вторых, ограничено рамками преимущественно административных правонарушений.

Вследствие этого полагаем, что собственно огнестрельное оружие действующим законодательством разрешено применять исключительно в отношении лиц, совершивших уголовные преступления, то есть когда возникают уголовно-правовые, а не административно-правовые отношения.

Право на применение огнестрельного оружия зафиксировано во многих нормативных актах административной направленности, то есть состоящих из норм административного права.

Сотрудники ФСБ России применяют оружие в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности»1.

Военнослужащие внутренних войск используют оружие на основании Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации»2.

* Доктор юридических наук, доцент,

профессор кафедры административного и финансового права;

** слушатель (Академия ФСИН России) E-mail: kafedra-aifp@yandex.ru.

ь

а §

с i с

0

s

ш

2 с со

1

S

s

a>

I

с

s

§

Ü

го &

(б I

00

го

t

0

1 §

Представители внешней разведки осуществляют применение оружие на основе Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке Российской Федерации»3.

Полицейские применяют оружие в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»4.

Сотрудники УИС применяют огнестрельное оружие в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»5.

Перечисленные нормативные акты состоят из норм административного права. Получается, что нормы административного права регулируют уголовно-правовые отношения, так как основания применения оружия регламентированы этими нормами, а соответствующие отношения обретают уже уголовную форму, то есть оружие применяется только за уголовные преступления.

Следовательно, уголовно-правовые отношения в части применения оружия закреплены нормами административного права. Разве это правильно?

Рассмотрим на конкретных примерах основания применения оружия сотрудниками УИС. Данные основания, закрепленные прежде всего нормами административного права, будут корреспондироваться с нормами уголовно-правового характера.

Так, ст. 31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закрепляет следующие административно-правовые юридические факты уголовно-правовой направленности.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие:

1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан (пояснение: данный юридический факт уголовной направленности зафиксирован в гл. 16 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) «Преступления против жизни и здоровья»);

2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников уголовно-исполнительной системы, а также для отражения нападения с целью завладения оружием (указанный юридический факт уголовной направленности закреплен в ст. 317 УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», а также в ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти»);

3) для освобождения заложников (подобный юридический факт уголовной направленности закреплен в ст. 206 УК РФ «Захват заложников»);

4) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, поме-

щения и сооружения учреждений, исполняющих наказания, а также на транспортные средства (этот юридический факт уголовной направленности зафиксирован в следующих уголовно-правовых нормах: статья 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»; ст. 209 УК РФ «Бандитизм»; ст. 212 УК РФ «Массовые беспорядки»; ст. 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» и др.);

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование сотрудника уголовно-исполнительной системы о сдаче оружия (указанный юридический факт уголовной направленности отмечен во многих главах, например в гл. 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья», где сосредоточены тяжкие преступления).

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять огнестрельное оружие без предупреждения:

1) при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств (этот юридический факт уголовной направленности зафиксирован в многих статьях разд. 9 УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», например в ст. 317 УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», а также в ст. 209 УК РФ «Бандитизм»);

2) при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения (подобный юридический факт уголовной направленности закреплен в ст. 313 УК РФ «Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи»);

3) при попытке осужденного, заключенного и иного лица приблизиться к сотруднику уголовно-исполнительной системы с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником уголовно-исполнительной системы расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному ору-

жию (данный юридический факт уголовной направленности отмечен в ст. 317 УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»).

Зафиксированные административно-правовые юридические факты, порождающие собственно уголовно-правовые отношения, почему-то закреплены нормами административного права.

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» состоит из норм административного права, которые обязаны зарождать именно административно-правовые, а не уголовные отношения.

Такая же ситуация складывается и с другими нормативными актами административной направленности, например с федеральными законами «О полиции», «О внешней разведке», «Об органах Федеральной службы безопасности».

Следовательно, в этих законах нужно оставить нормы, закрепляющие право только на применение физической силы и спецсредств.

И наоборот, необходимо исключить из данных нормативных актов юридические факты, то есть административно-правовые основания применения огнестрельного оружия, уголовной направленности, связанные с применением огнестрельного оружия, и закрепить их, например, в Уголовном кодексе Российской Федерации в виде отдельной статьи для всех сотрудников правоохранительных органов.

Это объясняется тем, что именно он, то есть УК РФ, порождает уголовно-правовые отношения в области применения оружия сотрудниками правоохранительных органов, в том числе работниками УИС.

Список использованной литературы

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

2 См.: Там же. 1997. № 6. Ст. 711.

3 См.: Там же. 1996. № 4. Ст. 143.

4 См.: Там же. 2011. № 7. Ст. 900.

5 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 21 февраля 2014 г. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.