Крылова Н.Л., доктор исторических наук
СООТЕЧЕСТВЕННИЦЫ В АФРИКЕ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ НА КОНТИНЕНТЕ. ПОВОД К ДИСКУССИИ
© 2017 Крылова Н.Л.
Аннотация: Статья посвящена более чем полувековой истории становления организаций соотечественниц, постоянно проживающих в странах Африки. Анализ данных социологических опросов, неоднократно проводимых автором в этих сообществах на протяжении последних 20 лет, указывает на тесную юридическую и повседневную связь организаций соотечественниц с исторической родиной, в том числе, в форме ее дипломатических представительств и общественных организаций на местах. Проведенное исследование позволило продемонстрировать, что подобный диалог соотечественниц и дипломатов требует высокой степени координации, оптимизации усилий, взаимопомощи и взаимопонимания с обеих сторон. Именно такая форма отношений наиболее эффективна для соблюдения интересов русской диаспоры в широком спектре ее насущных забот, общественных возможностей и творческого потенциала. Статья рассчитана на специалистов-востоковедов и африканистов и сотрудников внешнеполитических учреждений, занимающихся проблемами соотечественников за рубежом.
Ключевые слова: зарубежье, соотечественники, русскоязычные женщины, землячества, гражданский и социальный статус, глобализация, смешанные семьи, объединения, российские загранучреждения в Африке, партнерство
Организация земляческих союзов русских женщин, постоянно проживающих в странах Африканского континента - явление сравнительно новое и обусловлено, прежде всего, численностью прибывающих сюда женщин из России и стран СНГ, стремящихся к объединению для защиты своих прав и статуса в стране проживания1. Это, прежде всего, контингенты природно русских а также русскоязычных женщин, выходящих замуж за жителей африканских стран. Они представляют собой весьма своеобразный контингент и в структуре зарубежья занимают особое положение, по ряду черт и признаков сближаясь с ним, но не тождественный ему . Поэтому поиск наиболее эффективных форм построения работы с контингентом соотечественниц, постоянно проживающих за пределами своей Родины, обязывает учитывать его совокупную специфику - и де юре, и де факто.
Структурно объединения соотечественниц в странах Африки весьма разнообразны. Это ассоциации, клубы, землячества, союзы и пр. В ряде случаев идея организационного оформления соотечественниц рождается в объединениях выпускников бывших советских/российских вузов. К сегодняшнему дню в Африке действуют (а также находятся в стадии организационного оформления или затухания) порядка 60-ти разного рода женских ассоциаций, объединяющих русскоговорящих женщин, здесь постоянно проживающих. Такие объединения есть в Гане, Замбии, Камеруне, Марокко, Тунисе, на Мадагаскаре, в Нигерии, Того, Анголе, на Маврикии, в Сенегале, Нигере, Руанде, Мали, Республике Конго, Кот-д'Ивуаре, АРЕ, других странах. Но лишь в 8 государствах
Африки они находятся под опекой Россотрудничества - структуры, непосредственно занятой проблемами соотечественников за рубежом*.
Процедура организационного оформления таких объединений довольно хлопотна. В тех странах, где законодательством разрешается создание организаций культурно-просветительного характера из числа иностранцев, руководители будущих объединений должны, в первую очередь, заявить местным властям о своем намерении легализоваться. Далее, при содействии консульского отдела посольства РФ (или представительства Россотрудничества) землячество подготавливает и передает в местные инстанции пакет документов, необходимых для признания властями страны такой организации в соответствии с действующим здесь законодательством об ассоциациях граждан. Процедуры организационного оформления землячеств лишний раз подтверждают, в какой тесной правовой и фактической связи находятся наши соотечественницы, постоянно проживающие в Африке, с российскими посольскими и консульскими структурами.
В то же время именно связи самого разнообразного характера, отличающие повседневные взаимоотношения российских граждан, постоянно проживающих в африканских странах, с нашими загранучреждениями в Африке, способны вызвать негативную реакцию первых, поскольку такая зависимость нередко препятствует реализации инициатив самих женщин, лишает их самостоятельности в принятии решений. Не вдаваясь в подробности, можно предположить, что подобное стремление вполне может быть вызвано бюрократической громоздкостью цепочки «местная администрация - консульст-во/Россотрудничество - россияне за рубежом», которая в ряде случаев действительно тормозит оказание реальной помощи и поддержки нашим соотечественникам в Африке. В то же время при существующем положении вещей трудно представить себе возможность какой-либо принципиальной реконструкции этой системы, которая упростила бы и демократизировала отношения между нашими загранучреждениями и нашими же соотечественниками3.
А ведь некоторые из предложений, которые, согласно опросам и интервью, неодно**
кратно проводимым автором среди соотечественниц , носят вполне конструктивный, практический характер: «Побольше внимания к нам и нашим проблемам со стороны советских официальных представительств. Мы - советские люди, большинство из нас имеют дипломы вузов. И мы бы хотели быть полезными Родине здесь» (Мадагаскар, 1994 г.). «Чтобы наше государство использовало нас здесь как рабочую силу. Зачем государство тратит столько средств, присылая сюда работать наших специалистов (преподавателей русского языка и др.), если мы могли бы работать ?» (Того 2000 г.) Встречаются предложения обеспечить возможность для этой группы женщин работать в наших представительствах, коммерческих и других структурах (Нигерия, 2007 г.); начать практику совместного предпринимательства, деловых и туристических контактов (Бенин, 2015 г.) и др. Это - вполне реальные предложения, сделанные реальными людь-
*
Российские центры науки и культуры (РЦНК) сегодня действуют в Каире и Александрии (АРЕ), Эфиопии, Танзании, Марокко, Тунисе, ЮАР, в Республике Конго.
** Первый авторский опрос был проведен через Консульское управление МИД СССР (ныне Департамент консульской службы МИД РФ) в 1994/1995 годах в 21 африканской стране среди без малого 250 русских женщин; позже, в 2003 году, в 14 странах среди 117 россиянок, постоянно там проживающих. Наконец, в 2015 году в 9 странах Африки среди 87 соотечественниц. Далее по тексту данные опросов 1994/1995, 2003 и 2015 годов приводятся следующим образом: первая цифра (процент) -показатели по 1994/1995 годам; вторая и третья - соответственно, по данным, полученным в 2003 и в 2015 гг.
ми. Логично было бы в связи с этим предположить, что подобные инициативы должны вызвать интерес со стороны посольства или представительства Россотрудничества в стране (напомним, что официально объявленный круг обязанностей последнего весьма разнообразен и реализуется с учетом ограниченных материальных и иных возможностей в нынешних условиях).
Конечно, советским дипломатическим чиновникам, работавшим с первыми эшелонами русских жен африканцев, было непросто принять подобную спонтанность саморазвития личности в соответствии с новой средой. Нынешней российской генерации дипломатов, несомненно, проще мобилизовать современную культуру мышления, желание понять и соучаствовать в жизни соотечественников на уровне, официально представляющем их Родину, проявлять терпимость и доброжелательность в отношении женщин, сознательно сделавших свой личный выбор, перебравшихся на постоянное жительство на другой континент. Ведь было бы странно, если женщина, став женой и матерью, вопреки здравому смыслу не интегрировалась бы в культуру мужа, а всячески сопротивлялась ей, подрывая тем самым традиционный социальный порядок, его моральный фундамент и, в конечном счете, собственное личное благополучие4.
С другой стороны, нельзя не заметить, что некоторые соотечественницы остаются простыми потребителями услуг со стороны наших загранучреждений, а не соучастницами процесса взаимодействия. Подобные проявления, в первую очередь, связаны с вопросами технической и финансовой сторон организации поездок на родину, получением новых загранпаспортов, приемом детей русских гражданок постоянно проживающих за рубежом, на учебу в российские вузы на бюджетной основе и др.
Впрочем, описанная выше и сохраняющаяся поныне система вряд ли позволит женщинам этой группы превратиться в равноправных партнеров для загранучреждений. Скорее всего, это дело будущего. Остается лишь признать, что нынешнее состояние взаимоотношений между женскими объединениями соотечественниц и нашими официальными представительствами в странах Африки предлагает больше вопросов, чем ответов, подтверждая тем самым необходимость специального изучения этой проблемы.
* * *
Несколько слов о соотечественницах в контексте институциональных идей. Известно, что уровень общественной активности женщин непосредственно регулируется состоянием социально-экономических проблем в обществе, уровнем жизни самой женщины и ее семьи, страхом потерять работу или расположение семьи, ростом социальной напряженности в обществе, наконец, стремлениями матери защитить благополучие своих детей5. Это сплачивает женщин, объединяет для участия в действиях социального протеста, в деятельности партий, различных движений, массовых объединений, особенно в переходные периоды общественного развития.
Нынешнее существование наших соотечественниц в Африке заметно отличается своеобразием гражданского и социального статусов, объективно ограничивающих и сужающих возможности борьбы за свои интересы теми способами, которые приняты у современных женщин, решающих свои проблемы на исторической родине или в стране мужа-африканца6. На проявление общественной активности соотечественниц, пытающихся объединяться в странах Африканского континента, воздействует ряд факторов, создающих дополнительную социальную и психологическую нагрузку. На одном из первых мест - состояние взаимоотношений между их Родиной и страной пребывания, а также отношение последней к образованию подобных структур в среде иностранных граждан. Кроме того, самые разные обстоятельства - изолированность (вынужденная
или сознательная) внутри семьи; индивидуальные особенности, зависящие от темперамента и характера женщины и проявляемые в условиях чужой культуры; профессиональные интересы, личные склонности мужа-африканца и многое другое - определяют в конечном итоге решение женщины участвовать в подобных объединениях. Наконец, женщины не могут не осознавать, что при известном ухудшении общего социально-политического положения, росте социальной конкуренции такое сообщество может превратиться в выпускной клапан для недовольства местного населения, способного проявиться в самых разных формах7.
Эти и другие причины смещают центр тяжести в постановке вопроса о женском движении в исследуемой среде, часто играют на снижение общественной активности данной общности.
Русские женщины, группирующиеся в свои организации в странах Африки, мотивируют свое стремление к объединению иначе, поскольку сама идея их единения строится на определенной зависимости. На первом месте (по результатам упомянутых выше опросов, а также ряда интервью с соотечественницами, постоянно проживающими со своими семьями в странах Африки) для них стоит, как правило, желание организованно решать свои проблемы, а также вопросы взаимоотношений своих детей с родиной матери . Мотивами к объединению могут послужить также ностальгические настроения, потребность общаться с соотечественниками на родном языке, другие специфические причины.
Хотя отношение самих женщин к образованию подобных союзов отличается заметным разнообразием, на вопрос: «Целесообразно ли создание в стране нынешнего проживания ассоциации русских женщин?» положительный ответ дали в первом случае 68,5% от общего числа опрошенных; при втором и третьем опросах процент женщин, поддерживающих организацию такого сообщества, снизился соответственно до 57,2 и 49,2%. При этом во всех трех случаях для них не имело принципиального значения, существует ли уже такая организация или только образовывается. В странах, где подобные земляческие союзы уже существуют (Гана, ЦАР, Бенин, Марокко, Тунис, Мадагаскар, Мали), практически все опрошенные согласились с целесообразностью их существования. Тем не менее, 15,3, 19,7 и 21,3% респонденток не видели смысла в создании такой структуры; затруднились ответить 21,7%, 26,2 и 24,2% женщин. Столь значительная доля несодержательных ответов дает, на наш взгляд, некоторые основания считать ориентацию этих групп женщин на подобные объединения неустойчивой.
Многие из тех, кто равнодушно или негативно относится к созданию подобных структур, считают, что последние не способны решать насущные проблемы женщин-иностранок: помогать им в организации профессиональной карьеры, продолжении учебы, в устройстве на работу, текущих поездках или возвращении на родину и пр. Причины сохраняющейся пассивности групп соотечественниц в вопросах институционализа-ции нередко кроются также в социокультурном факторе. Так, например, замкнутость общения, различия в традициях и культуре быта (в том числе отношения к женщине), а также некоторая настороженность местного населения заметно влияют на формирование объединений наших соотечественниц. Рассказывая об особенностях организационной жизни соотечественниц в Лагосе (Нигерия), одна из респонденток назвала и другие тормозящие этот процесс причины: «Это все конечно очень относительно. Когда женщины собираются, разный контингент женщин. Туда приезжали разные люди совершенно... Но главное - твоя занятость. Вот я приехала и не работала. И я не знала, что мне делать с собой... Во-вторых, это громадный город - Лагос. Встретиться с кем-то! Это такие пробки, столько машин! Поэтому даже одна мысль, что ты
едешь куда-то к кому-то когда-то, это ты должна планировать это все. Это еще одна очень важная причина. Конечно, нам очень хотелось встретиться всем. Посольство - это на Викториа Айленд - на острове. Это красивый, фешенебельный остров. Туда тоже доехать далеко. Вот. И значит, это еще одна техническая причина. И третья причина - все мы работаем, вы понимаете? У кого-то есть государственная работа. У кого-то частная... Она (соотечественница-хозяйка клиники - Н.К.) уже знает, что она и ее муж там с утра до вечера. Ну, хорошо, воскресенье. Суббота - это лично для тебя: что-то нужно там постирать, надо что-то по дому сделать. Воскресенье -единственный день. Иногда просто хочется уделить детям внимание. Или куда-то пойти можно... Культурный центр в нас был, и в культурном центре мы собирались. Там была у нас вот организация русских женщин. Не чисто формальная...» (Из интервью с Зоей Огундоволе, Москва, 2010 г.)
В то же время ответы на вопрос: «Если ассоциация существует, как Вы ее воспринимаете?» свидетельствуют, что потребность в такого рода сообществах у женщин есть. Хотя и здесь наблюдается существенный разброс во мнениях о ее назначении.
«Как место общения с соотечественниками» отметило соответственно 46,4, 43,1 и 44,
*
3% опрошенных . «Как возможность поговорить на родном языке» ассоциацию воспринимает 11,5, 29,3 и 19,3% женщин. Значительно большее число опрошенных опять-таки подходит к ассоциации потребительски - как к структуре, через которую можно пытаться решить свои проблемы и проблемы детей (29,4, 32,9 и 30,6 %). Восприятие ассоциации как своеобразного женского клуба выявилось, соответственно, у 14,5, 10,7 и 9,2% респонденток; однако и здесь довольно заметной оказалась доля несодержательных ответов («Отношусь равнодушно» - 9,4, 12,5 и 11,7%). «Как обязательное, но малопривлекательное дело» определили свое участие в ассоциации 1,3, 0,9 и 1,1% трижды опрошенных нами женщин.
Что касается форм проявления общественной активности в рамках земляческих союзов, то, как показывают проведенные исследования, соотечественницы с большей
охотой участвуют в конкретных кампаниях или разовых акциях, чем в организованных
**
видах деятельности, продолжительных по времени .
Анализируя причины, побуждающие наших соотечественниц к объединению в странах нынешнего проживания или к отрицанию такой необходимости, вновь подчеркнем, что эти женщины - не только наши соотечественницы. Они одновременно жены граждан африканских стран, постоянно проживающие со своими семьями на родине мужа, и на процесс регулирования их общественной активности, отношения к консолидации влияют две равные по силе воздействия группы факторов.
С одной стороны, это круг социально-политических и экономических возможностей, которые принимающее общество может предоставить постоянно проживающей здесь иностранной гражданке (это ситуация на рынке труда с существующей на нем гендерной дифференциацией; другие специфические половые регламентации и законодательные предписания, призванные поддерживать традиционную принадлежность
\9
женщины семье и др.) .
В устных беседах и интервью наиболее частой причиной, привлекающей к участию в такого рода организациях, женщины называли "уход от новой среды в общество соотечественников".
** Главными причинами, препятствующими регулярному участию в общественной жизни общины женщины называли отсутствие свободного времени, трудности в совмещении этой работы с домашними обязанностями, отрицательное отношение мужа и его родных к проявлениям общественной активности жены.
С другой стороны, доминирование в приобретенном обществе определенных традиционных взглядов, в том числе разделяемых и самими женщинами (ориентацию на семейные и общечеловеческие ценности, интересы долговременного характера: сохранение и благополучие семьи, забота о детях и близких, реальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне и т.п.). В итоге многие выбирают (или вынуждены избирать) типично женские направления своей деятельности, что однако еще не нивелирует их: эти женщины остаются разнообразными в осуществлении своих многочисленных социальных ролей, как многообразно и их природное общество и общество, принимающее их сегодня. Пока их голос слабо слышен в хоре голосов неправительственных гражданских организаций стран пребывания, на исторической Родине, в различного рода общественных движениях (профсоюзных, творческих, в защиту окружающей среды). Вместе с тем эти объединения нельзя однозначно охарактеризовать как консервативные. В целом, понимание необходимости консолидации действий и усилий в этих кругах просматривается отчетливо.
* * *
Социокультурное пограничье, в котором находится контингент русскоязычных женщин, постоянно живущих вне исторической Родины, порождает рост творческого потенциала, прорывы в различных сферах - социальной, культурной, информационной, технологической, последствия которых трудно предугадать. Именно поэтому в условиях долговременного пребывания в иноязычной среде особое значение приобретает тщательно продуманная культурно-информационная политика, которую может и должна помогать осуществлять историческая родина наших соотечественниц в лице своих представительств на местах: это деятельность русскоязычных СМИ; национальные праздники России, которые отмечаются внутри диаспор как на микро- (семья, община), так и на макро- (межнациональных, международных) уровнях; деятельность русских театров и других творческих коллективов, прозаическое и поэтическое творчество представителей диаспор и их выход на уровень международных контактов и мероприятий и т. п.
Итоги работы ряда страновых, региональных и международных мероприятий отчетливо показали: сравнение с интенсивной и регулярной работой по сохранению и продвижению русского языка и культуры, которая ведется нашей страной по всем направлениям в Европе, не в пользу ситуации в странах Африканского континента, где наши соотечественники, особенно их второе и третье поколения, незаслуженно обойдены, если вообще не забыты. Так, внедрение программы «Русская школа за рубежом», разработанной МИД России и Федеральным агентством по делам СНГ соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) сложно назвать эффективным применительно к этим группам соотечественников; во многих случаях личные инициативы последних реализуются на собственном энтузиазме, они самодеятельны, поскольку попросту лишены поддержки «центра». А ведь именно эти контингенты в значительной степени формируют образ «русского» и России на Африканском континенте, становясь благодаря интеграции в семьи и общества этих стран той самой «мягкой силой» на которую уповают современные политики10.
Не следует забывать и о том, что афро-русская семья - это уникальное супружеское мини-сообщество, обладающее широкими возможностями для налаживания необходимых контактов и взаимовыгодных экономических и культурных отношений между Россией и странами Африки.
Помимо взаимных экономически выгодных интересов, этот массив смешанных семей при правильной организации взаимоотношений может стать реальной опорой в налаживании отношений между нашими странами, носителями положительного образа России, доброжелательного, экономически и политически конструктивного отношения к стране, в которой мужья-африканцы получили образование и благодаря чему в большинстве своем смогли войти в общественную элиту, заняв ведущие посты и должности в самых различных областях политики, экономики и культуры своей страны. Многие возвратившиеся из СССР и возвращающиеся сегодня из России африканцы рассчитывают продолжать и расширять сложившиеся во время их учебы контакты и деловые связи11. Известную роль в организации этих отношений способны сыграть и их русские жены, знакомые с особенностями и психологией рынка своей родины и овладевающие спецификой экономических и межличностных отношений в стране нынешнего проживания, способные многофункционально использовать связи с отчизной.
В целом, русских женщин, ныне проживающих в странах Африки, нельзя обвинить в индифферентности ни к проблемам дальнейшего общественного устройства своей исторической родины, ни к своему месту в ней. Здесь в Россию верят и ждут от нее помощи, реального сотрудничества в новых формах и масштабах. И если оценивать русско-африканские смешанные семьи в данном ракурсе, то они по многим параметрам могут рассматриваться как наиболее реальные потенциальные посредники двух обществ, двух культур, двух рынков.
Поднятые выше и многие другие вопросы ждут своего решения. Не подвергая сомнению обширную деятельность таких организаций, как Международный совет российских соотечественников, Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Правительственная комиссия по работе с соотечественниками при МИД РФ, Россотрудничество и ряд других в плане работы с соотечественниками и их непререкаемый авторитет, перечисленные обстоятельства предполагают проведение целенаправленной политики (прежде всего, с гендерной точки зрения) оказания более интенсивной и разнообразной информационной и организационной поддержки этим объединениям в континентальном масштабе и укрепления их взаимодействия с российской стороной. А чтобы эта деятельность приносила реальный максимальный эффект, она должна быть тщательно и профессионально выверенной, проанализированной, нравственно и этически скорректированной.
ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1 КрыловаН.Л. Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации. Москва, 1996. С.15-33.
2 Веселкова Е.О. Социально-философский подход к типологизации эмиграции // Социально-политические процессы в меняющемся мире: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. XI. Тверь, 2010. С.17-23; Крылова Н.Л. Россиянки в Африке: пути вхождения в новый культурный миро // «Африка. Гендерное измерение». Москва, 2010. С.87-88.
3 Крылова Н.Л. Афро-россияне: брак, семья, судьба. Москва, 2006. С. 393-394.
4 Солина Е.М. Положение женщины в современном мире как показатель развития общества // Человечество в ХХ1 веке: индикаторы развития. 29 академический симпозиум и 4 Ярмарка Идей. Нижний Новгород, 2001.
5 Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. Москва, 2009. С.53.
6 Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов возможности выражать свои интересы. М., 2002.
7 Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. Москва, 2000; http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002271/22711F.pdf
8 Krylova N.L. Children of Russian-African Marriages. Destinies. Culture. Future. Russian Studies in World History and Culture. Vol. 5. New York, 2000. P. 147-173
9 Крылова Н. Африка для россиянки: возможности трудоустройства и социальные услуги \\ Права женщин в России: законодательство и практика.2001г. № 1-2 (11)
10 Крылова Н.Л., Сухов Н.В. О состоянии российского гуманитарного влияния в Марокко. Аналитическая записка // Подготовлена в рамках Международного проекта РГНФ-ФДНЧ (Фонд «Дом наук о Человеке», Франция) «Африканское студенты в Советском Союзе: послевузовская мобильность и развитие карьеры» в 2015 г.
11 Крылова Н.Л. Расово-смешанный брак в глобализационном контексте // Гендер и власть: семья, общество, государство. Москва, 2008. С. 60-64.
Krylova N.L., Dr.Sc. (History)
WOMEN-COMPATRIOTS AND THEIR ASSOCIATIONS IN AFRICA
AS ONE OF THE TOOLS OF THE RUSSIAN POLICY ON THE CONTINENT.
A REASON FOR DISCUSSION
© 2017 Krylova N.L.
Abstract: The article is devoted to more than a half-century history of the formation of organizations of women-compatriots residing in Africa. The tight legal and casual relationship of these organizations with their historical homeland, including through its diplomatic missions and NGOs in the field, requires a high degree of coordination and optimization of such a dialogue. It also demands mutual assistance in the prestigious and diverse representation of Russian diaspora's interests in a wide range of its everyday concerns, social opportunities and creative potential.
Keywords: foreign countries, compatriots, the Russian-speaking women, communities of compatriots, civic and social status, globalization, mixed families, associations, the Russian overseas agencies in Africa, partnership.
REFERENCES
Gendernie problemi i razvitie. Stimulirovanie razvitiya tcherez gendernoe ravenstvo v pravach, v dostupnosti resursov vozmognosti viragat' svoi interesi (2002).[Gender issues and development. Promoting development through gender equality in rights, resource availability opportunity to Express their interests]. Moscow. Ves' mir.
Kryova N.L. (2001). Afrika dlya rossiyanki: vozmognosti trudoustro'stva I sociaVnie uslugi [Africa for Russians: employment opportunities and social services] // Prava jenchin v Rossii: zakonodateVstvo I praktika [Women's Rights in Russia : legislation and practice].Moscow. No. 1-2 (11).
Krylova N.L. (2006). Afro-rossiyane: brak, sem'ya, sud'ba [«Afro-russians: Marriage. Family. Faith.»]. Moscow, ROSSPEN. Pp. 393-394.
Krylova N.L. (2000). Deti ot russko-afrikanskich brakov: sud'ba. KuVtura. Buduchee. Vol. 5.
[Children of Russian-African Marriages. Destinies. Culture. Future. Russian Studies in World History and Culture. Vol. 5.]. New York. The Edwin Mellen Press. Pp. 147-173
Krylova N.L. (2008). . Rasovo-smeschanni' brak v globalizatchionnom kontecste [A racially-mixed marriage in the globalization context] // Gender I vlast': sem'ya, obchestvo, gosudarstvo [Gender and power: family, society, state]. Moscow. InAfr. Pp. 60-64
Krylova N.L. (1996). Russkie jenchini v Afrike. Problemi adaptacii [Russian Women in Af
rica: Problem of Adaptation]. Moscow, ROSSPEN. Pp. 15-33.
Krylova N.L. (2010). Russkie jenchini v Afrike: puti vchogdeniya v novf kullturnil mir.[Russian women in Africa: ways of entering a new cultural mir] // "Afrika: gendernoe izmerenie "Africa. [The gender dimension"]. Moscow, InAfr. P. 87-88.
Krylova N.L., Suchov N.W. (2015). O sostoyanii rossfskogo gumanitarnogo vliyaniya v Marokko. Analititcheskaya zapiska // Podgotovltna v ramkach Megdunarodnogo proekta RGNF-FDNC (Fond "Dom nauk o tcheloveke", Franciya) "Afrikanskie student v Sovetskom Soyuze: poslevuzovskaya vobiTnost" I razvitie karseri".[On the state of Russian cultural influence in Morocco. Analytical report // Prepared in the framework of the International project RHF-FDNC (the Fund "House of Human Sciences", France) "African students in the Soviet Union: post-graduate mobility and career development"].
Polenina S.V. (2000). Prava jenchin v sisteme prav tcheloveka: megdunarodni' I nationaVnf aspect [Women's rights in human rights system: international and national aspect]. http://unesdoc.unesco.org/ images/0022/002271/22711F.pdf
Polenina S.V., Skurko E.V.(2009). Pravo, gender I kuVtura v usloviyach globalizatchii [Law, gender and culture in the context of globalization. Moscow. Formula prava. P. 53.
Solina E. M. (2001). Pologenie jenchini v sovremennom mire kak pokazatell razvitiya obchestva [Women in the modern world as an indicator of the development of society] // Tchelovechestvo v XX1 veke: indikatori razvitiya. 29 akademitcheskil simpozium I yarmarka ide\ [Humanity in XX1 century: indicators of development. 29 academic Symposium and 4th Fair of Ideas]. Nizhny Novgorod. Obcherossi'skaya akademiya tchelovekovedeniya.
Weselkova E.O. SociaVno-filosofslV podchod k tipologizacii tmigrazii (2010).[Socio-philosophical approach to the typology of emigration]. SociaVno-polototchskie processi v menyayuchemsya mire. Megvuzovskix sbornik nautchnich trudov. Vip.Xl. [interuniversity collection of scientific works. Vol.Xl].Polenine Tver'. TGU. Pp. 17-23.