Научная статья на тему 'Соотечественник Блаватской'

Соотечественник Блаватской Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотечественник Блаватской»

В.В.ОВЧИННИКОВ

СООТЕЧЕСТВЕННИК БЛАВАТСКОЙ1

Это было 14 сентября 1955 года. В завершение трёхмесячной поездки в Тибет меня удостоил аудиенцией сам Далай-лама четырнадцатый. В летнем дворце Норбулинка я проделал тщательно отрепетированный ритуал представления Его святейшеству, в завершение которого высший иерарх ламаизма возложил на мою склонённую перед ним шею белый шарф. Во время официальной беседы через переводчика удалось украдкой сфотографировать Далай-ламу. После чая с топлёным маслом и солью мы вышли на балкон, чтобы полюбоваться панорамой Лхасы. И, оказавшись наедине, обменялись несколькими фразами по-английски.

— Рад, что наконец впервые встретился с соотечественником госпожи Блаватской, — её труды наши богословы высоко ценят, — сказал мне Далай-лама на прощание. Это имя я как-то слышал, но что с ним связано, так и не смог тогда вспомнить. Но 36 лет спустя именно мне выпала судьба впервые реабилитировать фигуру Блаватской на Центральном телевидении. Программа «Лотос на ладони» прошла в эфир в ту пору, когда в сознании россиян начался процесс возрождения имён. Многие наши выдающиеся соотечественники какое-то время были больше известны за пределами России, чем на Родине. Писатель Иван Бунин, балерина Анна Павлова, художник Николай Рерих — всем им народ воздаёт нынче то, что они

1 Публикуется по: Российская газета. 2003. 1 мар.

151

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

заслужили ещё при жизни. В этом ряду реабилитированных имён следует назвать и Елену Блаватскую. Она вошла в историю как основательница теософии — науки о божественной мудрости, общих корнях различных вероучений. По мнению Блаватской, религия воплощает не только философию жизни и нравственные нормы, но и древнюю науку. Так что, раскрыв сокровенный смысл религиозных догм, можно обрести ключ к познанию мира.

В 1875 году Блаватская учредила теософское общество, дабы содействовать сравнительному изучению религии, философии и науки, исследовать непознанные законы природы и скрытые силы человека. Даже у самых фанатичных материалистов не должен вызвать возражения её девиз «Нет религии выше истины». Тезис Блаватской о том, что в религиях сконцентрирован бесценный опыт многих поколений, стал краеугольным камнем деятельности теософского общества. Первые семь лет его штаб-квартира находилась в Нью-Йорке, а в 1882 году переселилась в Индию, где находится по сей день.

Блаватская постоянно находилась под перекрёстным огнём критики — как со стороны атеистов, так и церковников. В послеоктябрьской России её объявили шарлатанкой. «Большая советская энциклопедия» утверждает: «Теософия — реакционное религиозно-мистическое учение, признающее источником богопознания мистическую интуицию, откровение. Теософия связана с оккультизмом, спиритизмом и прочими суевериями. Распространение теософской мистики в некоторых кругах аристократии и интеллигенции является ярким показателем идейного упадка и вырождения буржуазной культуры».

В 1991 году, когда мировое сообщество отметило столетие со дня смерти Блаватской, российское отделение теософского общества, закрытое в 1921 году, возобновило свою деятельность. На родине основательницы теософии — в

152

В.В.Овчинников. Соотечественник Блаватской

Екатеринославе (ныне Днепропетровске) открыта мемориальная доска1.

С тех пор, как человек стал мыслящим существом, люди одержимы извечным поиском истины. На Востоке распространено представление об истине как о горной вершине, к которой может вести несчётное множество путей. Каждый вправе избрать собственный маршрут восхождения. Это предполагает уважение к выбору других. Мало кому на Западе удалось настолько приобщиться к духовной культуре Востока, чтобы благодаря этому избавиться от шор национальной или религиозной ограниченности. Среди этих немногих была Елена Блаватская. Нынче её труды можно приобрести в любом книжном магазине. Я отнюдь не призываю всех штудировать «Тайную доктрину». Эту книгу может освоить лишь подготовленный читатель. Но призыв основательницы теософии к сравнительному изучению религий в наши дни вновь обрёл актуальность. Чтобы примирить различные религии, их надо сопоставлять, а не противопоставлять.

Я уже писал в «Российской газете» о том, что вместо споров о преподавании в школах «основ православной культуры» было бы лучше знакомить детей с религиозными истоками культуры вообще. Независимо от вероисповедания родителей школьникам полезно ознакомиться с главными положениями не только христианства, но и ислама, иудаизма, буддизма — всех соседствующих в России конфессий. Убеждён, что гуманистическая, нравственная направленность всех этих вероучений покажет, что у их приверженцев

1 Мемориальная доска установлена на доме, в котором 31 июля (12 августа) 1831 года родилась Е.П.Блаватская (г. Днепропетровск, ул. Ленинградская, 11). В этом доме открыт Музейный центр Е.П.Блаватской и её семьи (он является научным отделом Днепропетровского национального исторического музея им. Д.И.Яворницкого). Ежегодно здесь проходят чтения и научные конференции, посвящённые Е.П.Блаватской и осмыслению её творческого наследия. — Ред.

153

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

гораздо больше общего, нежели различий. А на такой основе легче воспитать веротерпимость, взаимопонимание и взаимное уважение. Ну а мистическая сторона теософии пусть останется для любителей экзотических путешествий в непознанное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.