Научная статья на тему 'СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ЭКОКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ЭКОАКТИВИЗМА)'

СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ЭКОКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ЭКОАКТИВИЗМА) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОКУЛЬТУРЫ / ЭКОАКТИВИСТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ / ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шалютина Н. В., Кавлис Я. В.

Представлены результаты социологического исследования экологической культуры нижегородцев. Концепт «экокультура» операционализируется через понятия «экологическое сознание», «экологическое образование» и «экопрактика». Авторы рассматривают социальные факторы процесса формирования экокультуры через выявление мотивов и экопрактик нижегородских экоактивистов, участников онлайн-сообщества «Нижний Новгород - экологическая столица». Подтверждается дисбаланс в осознании важности экологических проблем и самостоятельной активности, направленной на их решение, что связывается авторами с общим уровнем социального недоверия к деятельности экоорганизаций и нежеланием жертвовать личным комфортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNITIES IN SOCIAL NETWORKS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF VALUE-MOTIVATIONAL AND BEHAVIORAL COMPONENTS OF ECO-CULTURE (THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD ECO-ACTIVISM)

The article presents the results of a sociological study of ecological culture of Nizhny Novgorod residents. The concept "eco-culture" is operationalized through the concepts of "environmental consciousness", "environmental education" and "eco-practice". The authors consider social factors of the eco-culture formation process through identifying motives and eco-practices of Nizhny Novgorod eco-activists, participants of online community "Nizhny Novgorod - eco-capital".

Текст научной работы на тему «СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ЭКОКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ЭКОАКТИВИЗМА)»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоба чевского. Серия: социальные науки, 2022, № 3 (67), с. 135-142 135

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2022_3_135

СООБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ЭКОКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ЭКОАКТИВИЗМА)

© 2022 г. Н.В. Шалютина, Я.В. Кавлис

Шалютина Надежда Владимировна, к.соц.н.; доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

shalyutina@fsn.unn.ru Кавлис Яна Вячеславовна, студентка факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

yanettis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.03.2022 Статья принята к публикации 26.07.2022

Представлены результаты социологического исследования экологической культуры нижегородцев. Концепт «экокультура» операционализируется через понятия «экологическое сознание», «экологическое образование» и «экопрактика». Авторы рассматривают социальные факторы процесса формирования эко культуры через выявление мотивов и экопрактик нижегородских экоактивистов, участников онлайн-сообщества «Нижний Новгород - экологическая столица». Подтверждается дисбаланс в осознании важности экологических проблем и самостоятельной активности, направленной на их решение, что связывается авторами с общим уровнем социального недоверия к деятельности экоорганизаций и нежеланием жертвовать личным комфортом.

Ключевые слова экологическая культура; ценностно-мотивационные компоненты экокультуры, онлайн-сообщество, институциональное доверие, экоактивист.

Введение

Экокультура как базовая ценность и форма деятельности приобретает новую значимость в условиях информационного общества. Повышенное внимание к взаимодействию человека и природы связано, с одной стороны, с информированностью о последствиях воздействия антропогенных факторов на окружающую среду; с другой - с расширением возможностей гражданской активности в различных экопрактиках благодаря участию в онлайн-экосообществах. Результаты социологических исследований отношения россиян к экологическим проблемам носят противоречивый характер: по данным ВЦИОМ, оценивая обстановку в своем городе за последние 5 лет, 23% опрошенных говорят об улучшении состояния экологии, 31% - об ухудшении [1]. Все больше россиян осознают необходимость регулирования процессов воздействия человеческой деятельности на окружающую среду. Данные исследования, проведённого ВЦИОМ совместно с Фондом национальной энергетической безопасности, демонстрируют, что россияне стали больше думать об экологии, но при этом не готовы жертвовать своим комфортом ради природы [2].

Отмеченный дисбаланс между информированностью об экологических проблемах и деятельностью, направленной на их решение, связан, по нашему мнению, с недостаточным развитием экологической культуры как части общечеловеческой культуры.

По мнению ряда исследователей [3; 4], коммуникация в социальных сетях оказывает непосредственное влияние на формирование ценностно-смыслового содержания культуры, особенно молодежной. Сравнивая ценностные системы поколений, исследователи отмечают культурный поворот в сторону изменения роли и значения личности, повышения ее активности, самостоятельности и субъектности [5, с. 35]. Информационные технологии предоставляют возможность реализовать свою субъектность, найти единомышленников и осуществить совместные социальные практики в социальных сетях и в офлайн-жизни. Это касается и онлайн-сообществ, посвящённых проблемам экологии и различным экопрактикам. Цель данной работы -выяснить, каким образом пользователи приобщаются к онлайн-экосообществам и как формируются на этих площадках ценностно-мотива-ционные компоненты экокультуры участников.

Теоретико-методологические подходы

Проблематика экологической культуры начинает разрабатываться отечественными исследователями с середины 1970-х гг. в рамках различных дисциплин, что способствовало развитию междисциплинарных исследований экологических идей. Российскими исследователями структура экологической культуры анализируется через концепты экологического сознания [6], экообразования [7], экологических ценностей [8], а также общественных экологических движений [9].

Понятие «экокультуры» подразумевает способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле [10, с. 7]; её можно определить как систему, включающую экологические знания, нормы, ценности и стандарты, вырабатываемые в общественном сознании и реализуемые в экологическом поведении [11]. То есть экологическая культура обусловливается не только информированностью об экологической ситуации, но и развитием ценностно-мотивационного компонента, результатом чего становится формирование определенного образа жизни и социального поведения.

В целях эмпирического исследования эко-культуры нижегородских экоактивистов в социальных сетях мы операционализируем концепт экокультуры как триаду, включающую экологическую образованность, экологическое сознание и экологическую деятельность. Выделенные компоненты модели экокультуры позволяют трактовать её с точки зрения трех концептуальных подходов.

Социальный подход [12] определяет ее как систему норм, знаний и взглядов, связанных с ценностями экологической субъектности и ответственности. С этой точки зрения, важнейшим компонентом экокультуры является экооб-разованность, которая включает как минимум осведомленность (информированность) об основных экологических проблемах, о состоянии окружающей среды и влиянии на нее человека. Как максимум - усвоенные, инкультурированные знания о способах реализации экологической деятельности, различных экологических практиках, что подразумевает высокий уровень субъектности и личной ответственности [13, с. 136]. Однако в настоящий момент формирование и сохранение необходимой для развития экологической культуры степени экологической образованности несколько затруднено: с одной стороны, занятость людей личными проблемами повседневной жизни притупляет их интерес к информации, касающейся экологии, с другой стороны,

переизбыток несистемной информации об экологических вопросах создает искаженную картину экологической деятельности. Таким образом, неосведомленность, недостаточное или искаженное понимание могут вызвать значимые пробелы в развитии экологического сознания личности.

Ценностный подход [14] рассматривает ценностные установки, которые лежат в основе деятельности человека. При этом важно понимать, что экокультура, являясь частью общечеловеческой культуры, находится в динамическом взаимодействии с непосредственным окружением индивида и социальной средой, представленной различными институтами. Ценностные установки воплощаются в сформированном экологическом сознании как компоненте триады экокультуры. Экологическое сознание подразумевает понимание неразрывной связи человеческого общества с природой, зависимость благополучия людей от природной среды, а также использование этого понимания в практической деятельности [15, с. 59]. Кроме того, оно олицетворяет ценностное отношение к природе и окружающей среде как важной категории развития общества. Несмотря на то что люди часто воспринимают природу как некую абстрактную ценность, не прилагая особых усилий для ее сбережения, по данным всемирного опроса ценностей (World Values Survey, 2017— 2020 гг.), 44.5% россиян считают защиту окружающей среды проблемой более приоритетной, чем экономический рост (42.1% высказываются за приоритет последнего) [16].

Ценностное отношение к природе включает ценностно-когнитивный, эмоционально-ценностный и ценностно--деятельный аспекты [17, с. 19]. Первый аспект, в социологическом смысле, связан с обнаружением в ценностном наборе человека ценности природы как системы жизнеобеспечения, ценности здоровья и экологической безопасности жизненной среды. Эмоционально-ценностный компонент олицетворяет развитость чувств и эмоциональных переживаний по отношению к красоте жизненной среды, восприятие окружающей обстановки с точки зрения эстетики, разнообразия форм, цветов и проявлений жизни. Третий же, ценностно-деятельный, компонент напрямую граничит с реализацией экологической деятельности. Он направлен на способность соизмерения потребностей человека и возможностей природы, следование осознанным ограничениям и использование ресурсосберегающих технологий. Ин-культурированные ценностные компоненты становятся основой и мотивацией для практической деятельности.

Поведенческий подход [18] трактует экологическую культуру как совокупность поступков и конкретных действий. Главным способом развития социальных практик экологической культуры является активное участие в экосообще-ствах и проведение общественных экологических мероприятий: самостоятельная или групповая уборка территорий, посадка деревьев или цветов, сортировка мусора и эксплуатация специализированных контейнеров, участие в эко-лого-просветительских акциях (тематических лекциях и конкурсах) или их организация. Несмотря на осознание важности экологических проблем, россияне пока неактивны в этом направлении деятельности. По данным World Values Survey, только 2.1% россиян причисляют себя к членам экологических сообществ (с разной степенью активности) и демонстрируют относительно невысокий (по сравнению с другими общественными организациями) уровень институционального доверия к экоорганизаци-ям: 45.6% опрошенных россиян сообщают о доверии этим организациям [19].

Указанные теоретические подходы на практике находят свое отражение в концепции «Zero waste» («Ноль отходов»), являющейся глобальным трендом экологического образа жизни на основе безотходного потребления. Эта концепция базируется на принципах «5R» (Refuse, Reduce, Reuse, Recycle, Rot) [20]. Суть первого принципа - refuse («откажись») заключается в отказе от лишних покупок, одноразовых вещей и упаковок и замене их многоразовыми аналогами. Reduce - «сократи потребление». Это касается как покупок, так и использования воды и света. Третий принцип - reuse - «используй повторно». Это сократит объемы потребления и выбросов. Далее идет принцип переработки -recycle. Суть его в том, чтобы раздельно собирать мусор и сдавать на переработку. Последний принцип - rot - «компостируй»: органический мусор следует закапывать или компостировать, чтобы создавать удобрения. Есть и другие принципы реализации экопрактик, например существуют площадки по обмену вещами -«свопы», на которые можно принести ненужную вещь или обменять её. По мнению экспертов, концепция «Ноль отходов» является самой популярной экологической концепцией среди россиян [21], её активно продвигают экологические организации, проекты и экоблогеры.

Как правило, экологические мероприятия организуются на платформах социальных сетей: в соседских чатах или в онлайн-сообществах экоактивистов. Именно эти сообщества, собирающие людей, готовых активно участвовать в экологической деятельности, и стали объектом

нашего анализа. В Нижнем Новгороде на базе различных социальных сетей действует 4 экологических онлайн-сообщества, самое активное и масштабное из которых - группа «ВКонтакте» «Нижний Новгород - экологическая столица», ее аудитория достигает трех тысяч человек.

Методология

В статье приводятся результаты исследования, проведенного в апреле-мае 2021 г. На первом этапе исследования на основе изучения вторичных данных, полученных в исследованиях по смежной проблематике, были выделены маркеры экокультуры: ценностно-мотивацион-ные установки, побудительные мотивы приобщения к экологической деятельности, экоактив-ность в сети и вне её, практики экозаботы о себе.

На втором этапе было осуществлено исследование методом онлайнового анкетирования наиболее активных участников онлайн-сооб-щества «Нижний Новгород - экологическая столица» (и=200), возраст респондентов от 18 до 56 лет. В данном случае онлайн-опрос представлялся наиболее приемлемым методом в связи со спецификой темы исследования. В опросе использована стихийная (доступная) выборка, основанная на самоотборе респондентов. Очевидным недостатком подобной выборки является несоответствие генеральной совокупности, но она позволяет наметить общие тенденции и дает информацию о наиболее активных членах экологических сетевых сообществ.

Результаты

Мы исходили из гипотезы, согласно которой пользователи, являющиеся членами экологических онлайн-сообществ, уже обладают определенным уровнем экосознания и экообразован-ности, а социальные сети являются площадкой, где можно легко найти единомышленников, поделиться информацией и организовать совместные экопрактики; эта деятельность способствуют развитию экокультуры.

Онлайн-сообщества являются наиболее удобной формой распространения и продвижения эко-культуры «снизу» (как гражданской инициативы): 93% опрошенных узнают о различных экологических мероприятиях из социальных сетей.

Стоит отметить, что вполне предсказуемо, абсолютное большинство опрошенных (98%) считают, что проблема экологии - одна из наиболее серьезных в настоящее время. Конкретизируя, в качестве наиболее актуальной для Нижнего Новгорода проблемы опрошенные выделили: проблему мусора и свалок (83%),

чистоты воды (26%), а также чистоту дворов и улиц, выбросы автотранспорта (по 18%). Опрошенными отмечались и такие проблемы, как выбросы промышленных предприятий, вырубка деревьев, отсутствие экоориентированной социальной среды, пропаганды экологичного образа жизни и неинформированность людей об экологических проблемах в целом.

Важным вопросом формирования экокуль-туры является сама трактовка участниками сообществ термина «экологическая культура». Каждый из предложенных вариантов определений раскрывал один из аспектов триады эко-культуры: экообразованность, экосознание и экодеятельность. Лидирующую позицию, 28%, в выборе респондентов заняло определение, описывающее экокультуру через деятельность, «совокупность поступков и конкретных действий, связанных с положительным воздействием на окружающую среду». Вполне естественно, что люди, уже обладающие определённым уровнем экосознания и образованности, особое значение придают деятельности как способу реализации экокультуры. Вполне закономерен и тот факт, что 99% опрошенных считают себя причастными к экокультуре и отмечают, что совершают поступки, связанные с положительным воздействием на окружающую среду.

Что касается конкретных экопрактик, осуществляемых опрошенными, самой частой является сдача мусора на переработку в пункты приема вторсырья (81% занимаются этим регулярно). На втором месте осуществляемых экопрактик - минимизация использования одноразовых вещей и пластика (77%), на третьем -сдача одежды на переработку (61% опрошенных занимаются этим регулярно). Сортировкой мусора с использованием специализированных уличных контейнеров, а также сбором мусора на природе часто занимается чуть меньше половины опрошенных (46% и 42% соответственно). Распространенность практик сдачи мусора или вещей на переработку можно объяснить тем, что именно организация приема мусора является наиболее популярным мероприятием, организуемым создателями сообщества «Нижний Новгород - экологическая столица».

Минимизация использования одноразовых вещей - практика повседневного характера, являющаяся модным трендом среди горожан [22], наиболее явно свидетельствующая о распространении среди нижегородских экоактивистов «зеленого» образа жизни и сознания. Этот образ мышления, «sustainability» («устойчивый рост») [23], включает в себя различные меры по установлению экологического баланса и осознанию гражданами ответственности за окружающую среду.

Следовательно, путем приобщения к данному образу жизни является самоограничение уровня потребления. Как показывают результаты исследования ФОМ [24], россияне стараются экономно расходовать природные ресурсы, наиболее распространенными являются практики экономии воды, газа и электричества в быту (83%). Таким образом, экопрактика «sustainability» описывает специфическую форму самоограничения горожан, приобретение ими экологичных бытовых привычек. Эта деятельность не требует особых денежных вложений и является максимально удобной формой экологического поведения.

Что касается других видов экодеятельности, отмеченных опрошенными, 25% экоактивистов регулярно посещают экологические лектории не только для того, чтобы узнать что-то новое, но и с целью расширить круг единомышленников, что позволяет общаться на интересующую тему, идентифицировать себя с экоактивизмом, доставляет удовольствие от причастности к экокультуре, к современным глобальным городским трендам.

Как выяснилось, самыми нечасто совершаемыми экологическими поступками оказались: посадка деревьев и цветов, сбор мусора на общественном участке (всего 11% и 14% соответственно занимаются этим регулярно). Это можно объяснить тем, что какие-либо действия в отношении общественных участков реализовать в индивидуальном порядке достаточно сложно, так как часто их нужно согласовывать с администрацией города.

Общий перечень практик экоактивистов Нижнего Новгорода сами респонденты дополнили следующим: компостирование пищевых отходов; ведение экоблога; участие в экологических митингах и пикетах; покупка и продажа вещей на сайтах, в комиссионных магазинах (с целью повторного использования вещей - «ап-сайклинга»); экообразование взрослых и школьников; экопросвещение близких и знакомых; минимизация использования личного транспорта; организация пунктов приема батареек и другого вторсырья на работе, в подъезде и других местах; использование многоразовых вещей вместо одноразовых; создание экотроп; волонтерская деятельность на экологических акциях. Как итог, наиболее часто среди перечисленных практик упоминалось просвещение окружающих, волонтерская деятельность на экологических мероприятиях и апсайклинг (покупка и продажа вещей с рук).

Результаты исследования демонстрируют недостаточную развитость субъектности нижегородских экоактивистов: они в большей степени готовы действовать, если мероприятие орга-

низовано другими: администрацией города, он-лайн-сообществами, другими организациями. 47% опрошенных отмечают, что они участвуют в экологических мероприятиях, организованных тем предприятием, на котором они работают или учатся. Опрошенные экоактивисты участвует в официально организованных акциях и субботниках, хотя и с разной периодичностью (51% - часто, 21% - редко). Экоактивисты, перечисляя акции и мероприятия, в которых они участвовали за последние пару лет, упоминают акции по сбору вторсырья «Электронный сбор», «Раздельно». Социальные практики, осуществляемые совместно с другими, в рамках социальных институтов, требуют от участников не так много ресурсов, как индивидуальные практики. Поэтому участники сообщества, не готовые жертвовать большими ресурсами денег и времени, охотно включаются в мероприятия, организованные другими субъектами. Наши выводы согласуются с данными, полученными ВЦИОМ: существует определенный дисбаланс между признанием важности проблемы и готовностью самостоятельно действовать в направлении её решения. По данным ВЦИОМ, многие люди (66%) считают загрязнение воздуха основной проблемой экологии, в то же время не могут сократить поездки на личном транспорте (только 15% готовы пожертвовать поездками на личном автомобиле). Ради сбережения водных ресурсов только 15% опрошенных согласились ограничиться использованием душа и перестать принимать ванну. Кроме того, большинство опрошенных (69%) считают, что для борьбы с изменением климата необходимы институциональные решения и системный подход на законодательном уровне [25]. Все это тоже свидетельствует о неготовности действовать самостоятельно и ответственно, а также поступиться собственными интересами ради сохранения природных ресурсов.

Важным результатом нашего исследования является выяснение причин неучастия людей, причисляющих себя к экоактивистам, в некоторых экоакциях, например в официально организованных администрацией города субботниках (28% опрошенных в них не участвуют). В качестве одной из причин (наряду с нехваткой времени и недостаточной информированностью) называют «стеснение» и бессмысленность субботников, так как «люди видят, что мусор убирают, значит, понимают, что можно продолжать мусорить». Такое социальное поведение является результатом и показателем низкой субъект-ности и степени институционального доверия у опрошенных.

Основной целью участия в экологических практиках нижегородских экоактивистов явля-

ется «улучшение окружающей среды и нанесение ей меньшего вреда» - 96% опрошенных. В качестве одной их главных целей экопрактик выделили «получение новых знаний» - 20% опрошенных, расширение круга общения -15%. Среди других целей единично упоминалось «показать пример своему ребенку», «забота о Родине».

Наше исследование показывает, что коллективистские мотивы деятельности важны для нижегородских экоактивистов. Желание идентифицировать себя с социально одобряемой группой, ощутить причастность к благому делу, расширить круг общения важны для участников сообщества. Именно поэтому социальные онлайн-практики трансформируются в офлайн-активность, а виртуальные связи становятся, благодаря совместной деятельности, реальными. 87% опрошенных имеют знакомых, занимающихся экологической деятельностью; до вступления в сообщество они уже посещали экологические мероприятия, общались с другими участниками группы и обрели в этой сфере знакомых. Для большинства экоактивистов важна поддержка и общение по тревожащим их вопросам экологии с друзьями и близкими: 98% рассказывают другим о своей деятельности, а 55% из них призывают свое окружение совершать экологические поступки. Многие указывают на то, что они активно просвещают близких и знакомых людей, некоторые даже проводят экологические уроки для детей и взрослых.

Что касается побудительного мотива к экологической деятельности и включения в эко-проблематику, наиболее часто отмечаемой оказалась ситуация, когда человек узнавал какой-то негативный факт об окружающей среде и осознал, что хочет что-то изменить, - 55% опрошенных указали на этот побудительный мотив. Для 23% опрошенных приобщение к экоактивизму было связано с интересом к эко-проблематике и желанием попробовать свои силы в этой деятельности. Среди единично дополняемых вариантов встречались такие ситуации, как воспитание и влияние родителей, осознание важности минимизации своего экоследа и наличие образования эколога.

Большая часть экоактивистов, 89% опрошенных, утверждают, что вступили на этот путь самостоятельно, а на 11% повлияло окружение: они начали свою экологическую деятельность благодаря призыву третьих лиц (друзья, работа, учеба или университет). У каждого из отметивших данный вариант в рабочей или учебной организации проводятся экологические мероприятия и есть знакомые, занимающиеся экологической деятельностью.

Рассматривая некоторые социально-демографические характеристики участников исследования, можно отметить, что подавляющим большинством участников являются женщины (91%) от 18 до 38 лет. Большинство - с высшим образованием - 75%. Важно отметить, что эко-практики опрошенных распространяются не только вовне, но и на себя - опрошенные трактуют экокультуру и как экопрактику заботы о себе: 89% экоактивистов Нижнего Новгорода являются некурящими людьми; 32% никогда не употребляют алкоголь; 35% употребляют алкоголь раз в год и реже. С разной регулярностью занимаются спортом 82%, 12% опрошенных не употребляют в пищу мяса. Можно констатировать, что люди, заботящиеся об окружающей среде и считающие себя частью этой среды, обладают сформированным экосознанием. В своей экодеятельности они начинают с себя: ведут здоровый образ жизни и осуществляют экопрактики не только в публичной жизни, но и в приватной.

Анализ ценностно-мотивационной сферы опрошенных показывает, что у них преобладает ценностно-деятельный (64%) и ценностно-когнитивный (56%) компонент ценностного отношения к природе (опрошенным было предложено выбрать наиболее близкое для них продолжение утверждения «Я стараюсь положительно воздействовать на окружающую среду, потому что...»). Участники сообщества, по всей видимости, способны соизмерить потребности человека и возможности природы и следовать осознанным ограничениям, проявляя таким образом коллективистский мотив своей деятельности, а также воспринимают окружающую среду как систему жизнеобеспечения, осознавая взаимозависимость состояния природы и собственного здоровья, что составляет мотив безопасности экологической деятельности. Эмоционально-ценностный компонент, олицетворяющий развитость чувств и эмоциональных переживаний по отношению к красоте жизненной среды, ценность ее эстетичности, не является приоритетным в сознании большинства нижегородских экоакти-вистов (39% указывают на это).

Результаты

Рассматривая экокультуру как триаду, включающую информированность, сознание и деятельность, можно констатировать, что выделенные элементы у нижегородских экоактивистов развиты в разной степени. Формирование цен-ностно-мотивационного компонента экосозна-ния связано, с одной стороны, с осознанием важности решения проблем экологии, с другой -

с желанием «соучаствовать», приобщиться к социально одобряемой деятельности, расширить круг знакомых. Экокультура участников сообщества «Нижний Новгород - экологическая столица» формируется благодаря онлайн-коммуни-кации в сообществе по вопросам экологии и транспонированию этих связей в офлайн: участию в различных экопрактиках, организованных сообществом. Нижегородские экоактиви-сты обладают высоким уровнем экосознания, направленного в том числе и на собственное поведение и образ жизни; и высоким уровнем осведомленности об экологических проблемах, в том числе благодаря коммуникации, осуществляемой как в онлайн-режиме, так и в офлайн (посещение лекториев и экомероприятий).

Нижегородские экоактивисты активно практикуют образ жизни, связанный с «sustainability», выражающийся в стремлении к «нулевым отходам». Основная ценностно-поведенческая установка - экологичный образ жизни. При этом для нижегородских экоактивистов характерен тот же дисбаланс, что и для россиян в целом: осознание важности экологических проблем выражено в большей степени, чем самостоятельная активность, направленная на их решение. Это связано с общим уровнем социального недоверия к деятельности экоорганизаций и нежеланием жертвовать собственным комфортом. Возможно, в процесс развития деятель-ностного компонента экокультуры должны активнее включаться представители городской администрации, как это происходит в крупнейших мегаполисах мира. В современном обществе именно города становятся субъектом «зеленого движения», например, всемирная организация «С-40», включающая 96 агломераций, которая активно содействует экостратегиям и инклюзии горожан в решение экологических проблем и формирование практик экологичного самоограничения.

Экологическая позиция индивида требует убежденности в собственной причастности к деятельности по защите природы, по улучшению экологической составляющей жизни, а за ней твердое желание сводить негативное влияние на окружающую среду к минимуму и ставить экологически соразмерные цели и задачи. Людям необходимо кардинально изменить образ жизни, чтобы сохранять и восстанавливать окружающую среду, посредством ограничения потребительских установок и усиления активной экодеятельности. Таким образом, необходимо делать акцент на практическую реализацию получаемых знаний, преобразовать их в общественные инициативы и движения.

Чтобы достичь весомых результатов деятельности, экологическое мышление должно вписаться в систему ценностей каждого человека и стать частью общественного сознания, а достичь этого можно посредством массовых общественных инициатив, продвигаемых в том числе через социальные сети и носящих локальный практический характер.

Список литературы

1. Экологическая ситуация в России: мониторинг // Аналитический обзор ВЦИОМ 06.02.2019. URL: https ://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor /ekologicheskaya-situacziya-v-rossii-monitoring (дата обращения: 24.01.2022).

2. Забота об окружающей среде: хотим, но не можем? // Аналитический обзор ВЦИОМ 10.01.2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zabota-ob-okruzhayushhej-srede-khotim-no-ne-moz hem (дата обращения: 24.01.2022).

3. Лисенкова А.А., Мельникова А.Ю. Социальные сети как фактор активного влияния на формирование ценностей молодежи // Российский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4. С. 322-329.

4. Козырьков В.П., Ушакова Я.В., Шалютина Н.В. Особенности формирования доверия учащейся молодёжи к информации в медиасетях // Социологическая наука и социальная практика. 2021. № 2. URL: https://ehbrary.ru/item.asp?id=46229030 (дата обращения: 02.02.2022).

5. Ядов В.А. Политическая институционализация российского общества // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2. С. 30-42.

6. Яо Л.М. Опыт создания модели экологического сознания российского общества // Социологические исследования. 2004. № 9 (245). URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_17687840_66238686.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

7. Гирусов Э.В. Социальная экология в системе современного научного знания // Философские науки. 2011. № 6. URL: https://www.elibrary.ru/ downloadZelibrary_16443083_64026315.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

8. Мельник Н.Б., Пургина Е.И. Экологические ценности как основа экологического образования для устойчивого развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 9. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/deea41e1-a2cd-4926-8915-1c3531704380 (дата обращения: 02.02.2022).

9. Яницкий О.Н. Критический социально-экологический метаболизм города // Социологический ежегодник 2015-2016: Сборник научных трудов. М.: Институт научной информации по общественным наукам, 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 kriticheskiy-sotsialno-ekologicheskiy-metabolizm-goro da/viewer (дата обращения: 02.02.2022).

10. Глазачев С.Н. Экологическая культура в международной парадигме развития // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии. 2013. № 1. С. 5-12.

11. Марар О.И. Экологическая культура в современном российском обществе: Автореф. дис. ... доктора социологических наук. М., 2012. URL: https://

viewer.rsl.ru/ru/rsl01005007712?page=1&rotate=0&the me=white (дата обращения: 02.02.2022).

12. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. № 7. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/ 2006-07/yanicki.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

13. Захарова Е.Ю. Естественные и социальные факторы формирования экологической культуры человека и общества // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2010. № 4 (33). С. 134-137.

14. Каган М.С. Философия культуры / Акад. гуманитар. наук и др. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. URL: https://www.vir.nw.ru/wp-content/uploads/ 2018/09/Kagan-M.S.-Filosofiya-kultury_filosofiya.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

15. Толмачева Л.В. Основные показатели и мотивы формирования экологической культуры в педагогическом проектировании культуры безопасности жизнедеятельности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. №6. С. 58-62.

16. WVS Обзор мировых ценностей. Волна 7 (2017-2020) Российская Федерация. URL: https:// www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV7.j sp (дата обращения: 03.02.2022).

17. Болдина М.Ю. Экологическая культура жителей волгоградской городской агломерации: комплексный социологический анализ // Социология города. 2013. № 4. С. 18-32.

18. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. URL: https://lib.bsu.edu.ge/e-books/book_171.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

19. WVS Обзор мировых ценностей. Волна 7 (2017-2020) Российская Федерация. URL: https:// www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV7.j sp (дата обращения: 03.02.2022).

20. 5R: как жить по принципу ноль отходов. URL: https://greenpeace.ru/blogs/2019/07/08/5r-kak-zhit-po-pr incipu-nol-othodov (дата обращения: 02.02.2022).

21. Zero Waste стал самой популярной экологической концепцией среди россиян // OrganicWoman: Новости. 21.06.2019. URL: https://organicwoman.ru/ zero-waste (дата обращения: 02.02.2022).

22. Трухан В.Д. Экологическое поведение потребителей: новая эра // Практический маркетинг. 2014. № 9 (211). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eko logicheskoe-povedenie-potrebiteley-novaya-era/viewer (дата обращения: 02.02.2022).

23. Rifkin J. Biosphere Politics: A New Consciousness for a New Century. URL: https://archive.org/details/ bio-spherepoliti000rifk (дата обращения: 02.02.2022).

24. Экология и энергетика. О новых видах энергетики и экономии электроэнергии. URL: fom.ru/ Obraz-zhizni/14589 (дата обращения: 02.30.2022).

25. Жизнь после Греты Тунберг, или Потребление на фоне глобального потепления // Аналитический обзор ВЦИОМ 09.18.2020. URL: https://wciom.ru/analyti cal-reports/analiticheskii-doklad/zhizn-posle-grety-tunb erg-ili-potreblenie-na-fone-globalnogo-potepleniya (дата обращения: 02.02.2022).

COMMUNITIES IN SOCIAL NETWORKS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF VALUE-MOTIVATIONAL AND BEHAVIORAL COMPONENTS OF ECO-CULTURE (THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD ECO-ACTIVISM)

N.V. Shalyutina, Y. V. Kavlis

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article presents the results of a sociological study of ecological culture of Nizhny Novgorod residents. The concept "eco-culture" is operationalized through the concepts of "environmental consciousness", "environmental education" and "eco-practice". The authors consider social factors of the eco-culture formation process through identifying motives and eco-practices of Nizhny Novgorod eco-activists, participants of online community "Nizhny Novgorod -eco-capital".

Keywords: ecological culture; value-motivational components of eco-culture, online community, institutional trust, eco-activist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.