Научная статья на тему 'Сонет как лирический жанр'

Сонет как лирический жанр Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5413
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОНЕТ / СОНЕТНАЯ ФОРМА / ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР / SONNET / SONNET FORM / LYRICAL GENRE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ложкова А. В.

В статье рассмотрены основные теоретические аспекты проблемы сонета как специфического лирического жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sonnet as a lyrical genre

The article describes the main theoretical aspects of the sonnet as a specific lyrical genre.

Текст научной работы на тему «Сонет как лирический жанр»

Русская классика: динамика художественных систем

ЖАНР: ИСТОРИЯ И ПОЭТИКА

А.В. ЛОЖКОВА

(Уральский государственны педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 82-193.3 ББК Ш301.453

СОНЕТ КАК ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР

Аннотация. В статье рассмотрены основные теоретические аспекты проблемы сонета как специ фи ческого ли ри ческого жанра.

Ключевые слова: сонет, сонетная форма, лирический жанр.

Сонет традиционно занимает особое место в ряду лирических жанров. За ним закрепилась репутация самой совершенной формы в мировой поэзии : «С точки зрения архитектоники он представляет собой оптимальную порцию высказывания - легко обозримую, воспри -нимаемую и запоминаемую. <...> Туго спрессованный кристалл сонета идеально скомпонован изнутри. Его отшлифованные в веках грани, два катрена и два терцета образуют диалектически напряженное и гармонически уравновешенное целое»1. Популярность сонета традиционно отмечается исследователями. З.И. Плавскин справедливо напом нает, что сред огромного разнообраз я поэт ческ х жанров существует сравнительно небольшое число так называемых «твердых» форм, основанных на строго канон з рованных устойч вых строф -ческих комбинациях (возникшие во Франции и Италии средних веков триолет, вириле, секстина; иранская газель, танка - в японской поэзии): «Все они существуют много веков и получили распространение далеко за пределами своей родины. Однако ни одна твердая форма по популярност распространенност не сравн тся с сонетом»2. Пр ч -на этому - особый сплав жанровой формы с художественным содержанием, вернее, со способом организации поэтической мысли, на что обращает внимание О.И. Федотов: «Сонет - счастливо найденное со-четан е орган ческой цельност необычайно разв той способност

1 Федотов О.И. Сонет. М. : РГГУ, 2011. С. 11-12.

2 Плавскин З.И. Четырнадцать магических строк. [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/plavskin-chetyrnadcat-strok.htm. (дата последнего обращения 20.09.2012).

Русская классика: динамика художественных систем

к внутреннему членению на равно- и неравновеликие элементы, чутко реагирующему на отнюдь не формальную логику развертывания лири -ческой темы. Первое свойство способствует обособлению каждого отдельного сонета, второе собирает их в ассоциации, тематические

3

ци клы, венки, короны, и ногда даже поэмы и книги» .

Сонету посвящена обширная литература. Многие поэты и писате-л пытал сь осмысл ть его художественные возможност (A.B. Шлегель, В.Я. Брюсов, И.Р. Бехер и др.). Довольно рано возникло стремлен е к ф лолог ческому определен ю сонета как спец -ф ческой жанровой формы. Для того чтобы яснее показать, насколько вел ко кол чество так х попыток, мы позвол м себе пр вест довольно объемную цитату из известного труда Вильяма Шарпа, увидевшего свет в 1888 году и с тех пор неоднократно переиздававшегося4. Шарп скрупулезно перечисляет своих предшественников-англичан, внесших хотя бы небольшой вклад в изучение сонета: «It is no new ground that is here broken. The sonnet has had many apologists and critical historians, and has been considered from many points of view. Chief among those of our countrymen who have devoted themselves to the special study of this fascinating poetic vehicle may be named the following: Capel Lofft, who in 1813-14 published under the title of Laura a valuable and interesting but very unequal and badly arranged anthology of original and translated sonnets; R.H. Housman, who in 1833 issued a good selection, with an interesting prefatory note; Dyce, whose small but judiciously compiled volume was a pleasant possession at a time when sonnet-literature gained but slight public attention; Leigh Hunt, who laboured in this field genuinely con amore; Mr. Tomlinson, whose work on the sonnet has much of abiding value; Mr. Dennis, whose “English Sonnets” served as an unmistakable index to the awakening of general interest in this poetic forrn; Mr. D.M. Main, an accomplished student of literature and a critic possessing the true instinct, whose honour it is to have produced the most exhaustive sonnet-anthology - with quite a large volumeful of notes - in our language (for Capel Lofft's Laura is largely made up of Italian sonnets and translations); Mr. S. Waddington, who a year or two ago produced two pleasant little volumes of selections; and, finally, Mr. Hall Caine, whose Sonnets of Three Centuries at once obtained the success which that ably

3 Федотов О.И. Сонет. C. 13.

4 Sharp William. The Sonnet. Its Characteristics and History // William Sharp. Sonnets

of this century. Forgotten books. 2012. P. XXIII-LXIV. [Электронный ресурс] URL: http://www.amazon.co.uk/Sonnets-This-Century-Classic-Reprint/dp/B008CB09XM (дата

последнего обращения 20.09.2012).

Русская классика: динамика художественных систем

edited compilation deserved»5. Далее идет широкий перечень имен, среди которых Эшкрофт Нобль, Марк Патт и нсон, Теодор Уоттс, Луи де Верьер, Шарль Асселино и др.

Еще более обширны обзоры исследований сонета в современной научной литературе. В качестве примера сошлемся на Т.Н. Андреюшк и ну, которая в своей д и ссертац и и перечи сляет огромное количество отдельных высказываний и специальных работ, посвященных сонету в Германи и, начиная с XVII века. Она называет имена М. Опица, А. Бухнера, Ф. Цезена, К. Вейзе, М.Д. Омейса,

Э. Ноймейстера, A.B. Шлегеля, Ф. Шлегеля, А. фон Арн и ма, JI. Улан-да, И. Герреса, И.К. Готшеда, И.Г. Зульцера, И.Г. Фосса и многих других авторов6. Указывает Т.Н. Андреюшк и на и на большое кол ичество отечественных авторов, в разное время обращавш хся к вопросам теории сонета. Охватить хоть сколько-нибудь полно всю эту буквально безбрежную литературу в рамках статьи невозможно, поэтому мы вынуждены остановиться лишь на тех трудах, которые имеют принципи -альное значение в связи с темой нашего исследования.

Пр знакомстве с размышлен ям авторов, давш х начало зуче-н ю сонета, заметно, что х вн ман е пр влекала, прежде всего, спец ифическая внешняя форма. Так, давая характери ст и ку сонету,

Н. Буало, говорит об особенностях строфики и рифмовки :

5 «Мы не открываем новую землю. У сонета было множество защитников и критиков, он рассматривался с разных точек зрения. Ведущими среди наших соотечественников, посвятивших себя специализированному изучению этой завораживающей поэтической формы, можно назвать следующих: Капель Лоффт, в 1813-14 гг. опубликовавший знач мую нтересную, но очень неровную плохо выстроенную антолог ю ор г -нальных и переводных сонетов под названием “Лаура”; Р. Хаусман, издавший в 1833 г. хорошую подборку с интересной вступительной статьей; Дайс, чей небольшой, но разумно скомпонованный том был пр ятным пр обретен ем во времена, когда сонетной л тературе практ ческ не уделялось общественного вн ман я; Л Хант, труд вш йся на этом поле с искренней любовью; м-р Томлинсон, чьи работы, посвященные сонету, имеют большую и прочную ценность; м-р Деннис, чьи “Английские сонеты” послужили безош бочным показателем пробужден я общего нтереса к данной поэт ческой форме; м-р Д.М. Мейн, состоявшийся ученый-литературовед и критик, обладающий насто-ящ м чутьем, которому пр надлеж т честь создан я на более счерпывающей антологии сонетов - с достаточно большим объемом заметок - на нашем языке (тогда как “Лаура” Капеля Лоффта в больш нстве своем состо т з тальянск х сонетов перводов); м-р С. Уодд нгтон, год л два тому назад выпуст вш й пару пр ятных небольш х томов збранных про зведен й; , наконец, м-р Холл Кейн, чь “Сонеты трех веков” немедленно доб л сь успеха, какового заслуж вала эта умело отредакт рованная компиляция». Здесь и далее перевод наш - А.Л.

6Андреюшкина Т.Н. Немецк ий сонет: эволюц ия жанра: д ис. ... доктора. ф илол. наук. М., 2008. [Электронный ресурс] / ИЯЬ: http://www.dissercat.com/content/nemetskii-sonet-evolyutsiya-zhanra.(дата последнего обращения 1.04.2013).

Русская классика: динамика художественных систем

Сей прихотли вый бог7 как говорят, когда-то,

Французских ри фмачей желая и звести,

Законы строги е в Сонет решил внести:

Дал двух катренов он еди ный строй в начале,

Чтобы две ри фмы в них нам восемь раз звучали;

В конце шесть строк велел и скусно помести ть И на терцеты их по смыслу раздели ть.

В Сонете вольности нам запретил он строго:

Счет строк ведь размер даны веленьем бога;

Ст х слабый н когда не должен в нем стоять,

И Слово дважды в нем не смеет прозвучать8.

Аналогично характеризует сонет и Мартин Опиц, сам отдавший дань этому жанру: «Каждый сонет состоит из четырнадцати стихов; первый, четвертый, пятый и восьмой стихи имеют одинаковую рифму, равно как и второй, третий, шестой и седьмой. И совершенно безраз-л чно, меют л первые четыре ст ха женскую р фму, а четыре других мужскую, или наоборот. Последние шесть стихов могут рифмо-

9

ваться как угодно» .

Удивительная завершенность внешней формы сонета вызвала восхищение Августа Шлегеля, воспевшего ее в своем знаменитом ст хотворен :

Вяжу одною цепью два катрена,

Две пары строк в две р фмы облекаю,

Вторую пару первой обрамляю,

Чтобы двойная прозвучала смена.

В двойном трехст шье, вырвавш сь з плена,

Уже свободней ри фмы расставляю,

Но подви ги, любовь ли прославляю -

Ч сло строй держу я не зменно.

Кто мой отверг строфически й закон,

Кто cчел его бессмысленной и грою,

Тот не войдет в чи сло сонетной касты.

Ш тєм, кто волшебством мои м пленен,

Я в тесной форме ши рь и глубь открою И в си мметрии сплавлю все контрасты10.

7 Аполлон - А.Л.

8 Буало Н.Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 429-430.

9 Опиц М. Книга о немецкой поэзии // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. С. 429-473.

10 [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://sherp.relline.ru/jphome/poetry/sonnets/14.htm. (дата последенего обращения 15.04.2013).

Русская классика: динамика художественных систем

Довольно рано появляются и размышления о своеобразии внутренней формы сонета. Так, Г.В.Ф. Гегель включает сонет в группу ли -р ческ х жанров, в которых непосредственность высказыван я вос-пр ят я сн мается рефлекс ей, когда опосредованный многосторон-н й взгляд подвод т все отдельное в созерцан сердечных переж -ваниях под всеобщие точки зрения: «Особенно итальянцы в своих сонетах секст нах дал блестящ й пр мер такого рефлект рующего чувства, которое в определенной ситуации не просто выражает с внутренней сосредоточенностью непосредственностью настроен я тоск , боли, желания и т.д. или же созерцание внешних предметов, но часто и отход т от н х, размышляя, заглядывает в м фолог ю, стор ю, в прошлое настоящее , однако, всегда возвращается назад, внутрь себя, ограничивая и связывая себя в единое целое»11.

Нам представляются особенно важными те работы, в которых делаются попытк ув деть тесную вза мосвязь вза мообусловлен-ность внешней внутренней формы сонета. В частност , мы сч таем необходимым обратиться к специальному исследованию Ли Ханта, впервые изданному в 1868 году и сохранившему актуальность до сих пор12. С одной стороны, данная работа носит итоговый характер, поскольку в ней обобщены размышлен я мног х предшественн ков. С другой стороны, она, на наш взгляд, являет собой шаг вперед в области теории сонета. Как и более ранние авторы, Ли Хант называет сонетом особую маленькую разнов дность ст хотворен я («the little species of poem»), ограниченную, в основном, четырнадцатью строками, зар фмованную орган зованную по особым законам. Кр т к напом -нает, что впервые эта форма получ ла звестность в начале двенадцатого столет я, в Итал : «Like almost all the forms of Italian poetry, it is supposed to have originated in Provence ; and it derived its name, like the composition called a Sonata, from being sounded or played; that is to say, accompanied by a musical instrument To sound, in Italian, still means to play music; and the sonnet, of old, was never without such accompaniment»13. Автор отмечает сложность вопроса об этимологии названия

11 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1971. Т.3. С. 526.

12 Leigh Hunt. An essay on the cultivation, history, and varieties of the species of poem

called the sonnet // The book of the sonnet: Forgotten books, 2012. P. 8-16. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forgottenbooks.org/info/The_Book_of_the_Sonnet_1000044928.php

(дата последнего обращения 15.04.2013).

13 «Как и большинство форм итальянской поэзии, сонет, предположительно, зародился в Провансе и название его произошло от композиции, называемой соната, от звучащий (sounded) или играемый, т.е. сопровождаемый музыкальным инструментом. Звучать в Италии до сих пор означает исполняться под музыку, и прежде сонет никогда

Русская классика: динамика художественных систем

жанра, в частност , упом нает о верс , согласно которой французское слово «sonette» понимается как «овечий колокольчик», указывает на существован е по крайней мере двух верс й про схожден я сонета: от пи ндарической оды или от греческой или латинской эпиграммы, высказывая сомнения в адрес обеих: «...things either too long or too short, and quite out of the beat of its early writers»14.

Далее Л Хант дает общую характер ст ку внутренней орган за-ц класс ческого тальянского сонета, который он называет « ст н-ным» (Legitimate), т.е. канон ческ м: «The fourteen lines of the Sonnet Proper, or what is called the Legitimate Sonnet, that is to say, the one written according to the laws which have prevailed in Italy ever since the time of Petrarca, are divided into two distinct portions, Major and Minor, each of which is subdivided into two also. The Major division consists of eight lines, called the Octave, which possesses but two rhymes; the Minor, of six lines, called the Sestette, which possesses never more than three; and the subdivisions or halves of these eight lines are called Quatrains, and those of the six lines Terzettes. The two rhymes of the Major division almost invariably occupy the same places; the two or three rhymes of the Minor may be varied at pleasure, but seldom close with a couplet»15.

По мнен ю Л Ханта, строгое соблюден е жестк х прав л строфики и рифмовки в сонете обязательно. В этом он солидарен с Н. Буало, А. Шлегелем друг м . Однако это не ед нственное усло-в е. Настоящ й сонет должен отвечать целой с стеме прав л не только на метр ческом, но содержательном уровне. Сонет, для того, чтобы быть безупречным про зведен ем скусства, должен, согласно Ханту, иметь надлежащую итальянскую форму, ограничиваться выражен ем одной ведущей де , мысл л чувства. Кроме того, в нем не должно быть неясных пятен, вынужденных р фм л збыточных

не исполнялся без такого аккомпанемента» (Курсив автора. - А.Л.). (Leigh Hunt. An essay on the cultivation, history, and varieties of the species of poem called the sonnet. P.8. Здесь и далее перевод наш. - А.Л.)

14 «...одна слишком длинна, другая - слишком коротка и обе совершенно не в такт ранним писателям». (Ibid. P.9.)

15 «Четырнадцать строк правильного сонета, называемого истинным сонетом (Legitimate sonnet), т.е. написанного по законам, бытовавшим в Италии со времен Петрарки, разделяются на две отдельные части, большую и меньшую, каждая из которых так же поделена надвое. Большая часть состоит из восьми строк, называемых октавой и содержит только две рифмы; меньшая, из шести строк, называется секстетом, обладает не более чем тремя рифмами и части восьмистишия называются катренами, а части шестистишия - терцетами. Две рифмы большей части почти без вариантов занимают одни места, две или три рифмы меньшей части могут варьироваться по желанию, но редко закрываются куплетом». (Ibid. P. 9-10.)

Русская классика: динамика художественных систем

слов. Наконец, финал должен быть впечатляющим и незамутненным; не носить характера эпиграммы, если только этого не требует предмет; но быть простым счерпывающ м16.

Таким образом, англи йский автор, на наш взгляд, делает значи -тельный шаг в сторону пост жен я д алект ческой вза мосвяз между внешней внутренней формой сонета.

Казалось бы, такая жесткость должна быть препятствием для ху-дожн ков, поскольку она с льно огран ч вает х творческую свободу. Между тем Вильям Шарп, автор, развивший и углубивший идеи Ли Ханта, отмечая постоянный интерес к итальянской традиции в англ йской поэз , став т перед собой задачу показать, какое множество поэт ческ х мыслей было заключено в сонетную форму как достойна эта форма подобной чести17. Критик называет имена Петрарки и Данте, Мильтона и Шекспира, г-жи Браунинг и Вордсворта и указывает на большое ч сло авторов во всем м ре, отдавш х дань сонету в своем творчестве. Более того, с точк зрен я Шарпа, отношен е к сонету в тот л ной пер од является с мптомом определенных л те-ратурных тенденц й. В частност , как Л Хант, Шарп полагает: результат увлечен я тальянской поэз ей всегда был знач м в Англ в те времена, когда английские гении были в лучшей поэтической форме, следовательно, рост и нтереса к сонету - основание для того, чтобы ожидать активизации лирики18.

Заслуживает внимания и в целом положительное отношение Шарпа к звестному утвержден ю о том, что сонет является пробным камнем вел к х ген ев. Впрочем, упомянув, что некоторые з боль-ш х англ йск х поэтов, как ж вых, так мертвых, оказал сь не способны п сать первоклассные сонеты (Шелл , Кольр дж), автор ссле-дован я далее оговар вается, что н у одной формы нет монопол на самую богатую поэтическую красоту, поскольку форма - предмет втор чный в сравнен с содержан ем, которое дает ей ж знь, что хорошее ст хотворен е в не самой лучшей форме бесконечно лучше, чем бедное л слабое, облеченное в безупречную структуру19.

Шарп более подробно, чем Л Хант, останавл вается на вопросе о происхождении сонета. Он основательно излагает обе версии, лишь упомянутые Хантом, разб рая аргументы как «за», так «прот в»

16 Leigh Hunt. An essay on the cultivation, history, and varieties of the species of poem called the sonnet. P.9.

17 Sharp William. The Sonnet. Its Characteristics and History. P. XXV.

18 Ibid. P. XXVI.

19 Ibid. P. XXVI.

Русская классика: динамика художественных систем

каждой из них. В качестве общепринятой версии Шарп излагает теорию происхождения сонета из особой краткой поэтической формы провансальской лирики: «It is generally agreed that “sonnet” is an abbreviation of the Italian sonetto, a short strain (literally, a little sound), that word being the diminutive of suono = sound. The sonetto was originally a poem recited with sound, that is, with a musical accompaniment, a short poem of the rispetto kind, sung to the strains of lute or mandolin»20. Однако он не спешит отбрасывать версию генетической связи сонета с греческой эп граммой. Шарп полагает, что прот вн к данной точк зрения опираются на представление о современной эпиграмме - специфическом поэтическом жанре. Между тем, утверждает исследователь, основным пр нц пом древней эп граммы было представлен е ед н чной де , эмоц л обстоятельства - в этом она полностью ед на с вытесн вшей ее соперн цей - но в плане техн к она была знач тельно проще. Исходя з этого, Шарп сч тает возможным говор ть о бл зост сонета особой, сходной с эп граммой, тальян-ской форме состязательной поэзии stornello: «The stornello stands in perhaps even closer relationship to the ancient epigram than the rispetto to the modern sonnet»21. Отбрасывая предположения о родстве сонета с ант чной одой зл шне прямол нейные параллел с греческой

эп граммой, Шарп говор т о постепенном форм рован сонета как

22

тогового результата разв т я сторнелло22.

Так м образом, для Шарпа класс ческ м, так сказать, канон -ческ м вар антом является сонет, состоящ й з октавы (двух катренов) секстета (двух терцетов), хотя он оговар вает существован е так называемой «шексп ровской» л «англ йской» мод ф кац . В целом прав ла настоящего сонета по Шарпу выглядят так:

1. Сонет должен состоять з 14 десят сложных строк.

2. В его октаве, л более крупной с стеме, незав с мо от того, отмечена л она паузой в р тме после восьмой строк , обязательно (есл только это не шексп ровск й образец) следует установленный порядок р фм - конкретно, первая, четвертая, пятая восьмая строк

20 «В целом принято считать, что “сонет” - это сокращение от итальянского sonetto, “короткое напряжение” (буквально - “маленький звук”), уменьшительная форма слова suono - “звук”. Sonetto изначально представлял из себя рассказываемое под звук короткое стихотворение типа rispetto, исполняемые под музыкальный аккомпанемент, певшихся под звуки лютни или мандолины» (Sharp William. The Sonnet. Its Characteristics and History. P. XXVII).

21 «Сторнелло стоит, пожалуй, в отношении даже более близком к древней эпиграмме, чем риспетто - к современному сонету» (Ibid.P. XXVII).

22 Ibid. P. XXVIII-XXIX.

Русская классика: динамика художественных систем

должны р фмоваться на од н звук, а вторая, третья, шестая седь-

мая - на другой.

3. Его секстет, или меньшая система, может быть органи зован с большей свободой, но ри фмованный куплет в конце допустим только в том случае, если форма английская или шекспировская.

4. Так же не должно быть остановок ни в каком отрезке любой другой строк одной с стемы; р фмы октавы должны гармон чно варь роваться р фмы секстета должны быть абсолютно отл чны по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нтонац от р фм октавы. Н одна октава не должна баз роваться на монотонной с стеме ном нально отл чных р фм.

5. В нем не должно быть ни невнятной дикции, ни слабых или незавершенных окончан й, н неопределенной концепц , н неясност .

6. Он должен быть абсолютно завершен в себе. Т.е. он должен быть эволюцией одной мысли, или одной эмоции, или одного запечатленного поэт ческ факта.

7. Он должен быть богатым, но немногословным в выражении. До-сто нство сдержанность - необход мые качества настоящего сонета.

8. Продолжительность мысли, идеи или эмоции должна быть абсолютно неразрывной.

9. Непрерывное звучание должно сохраняться от первой до последней фразы.

10. Конец должен быть более впечатляющим, чем начало - завершен е должно быть не второстепенно, но должно превосход ть то, что было прежде23.

Так м образом, в отл ч е от Л Ханта, л шь указавшего на необ-ход мость ед нства мысл л чувства как услов я ст нного сонета, Вильям Шарп более активно настаивает на этом. С его точки зрения, сонет стро тся менно на эволюц одной эмоц л одной мысл , не допуская ее разрыва, пр чем непрерывность эмоц онального тона должна сохраняться на всем протяжен текста. Нам представляются весьма важным данные утвержден я англ йского автора, поскольку они получат развитие в исследованиях XX века.

В этом отношении принципиально значима известная работа И.Р. Бехера24. Немецкий автор чрезвычайно высоко оценивает сонет, называя его основной формой поэзии, характерная особенность которой состоит в том, что «на минимальной площади концентрируется

23 Sharp William. The Sonnet. Its Characteristics and History. P. LXII-LXIII.

24 Бехер И.Р. Философия сонета, или Малое наставление по сонету // Бехер И.Р. О литературе и искусстве. М. : Худож. лит., 1981. С. 407-432.

Русская классика: динамика художественных систем

наибольшая поэтическая сила»25. Отмечая жесткую дисциплинированность внешней формы сонета, Бехер характеризует ее как результат концентрированной работы мысли, что предъявляет автору совершенно особые требования: с одной стороны, необходима полнота и целеустремленность мысл , а с другой - ее четкое выражен е. По Бехеру, спец ф ка жесткой сонетной формы заключается в ее особой содер-жательност : «В сонете содержан ем является закон дв жен я ж зн (причем проявляется он с точки зрения содержания по-разному), со-стоящ й з положен я, прот вопоставлен я развязк в заключен , или: тезы, антитезы и синтеза»26. Таким образом, выстраивается следующая схема: теза разв вается в первом катрене, ант теза - во втором катрене, с нтез формул руется в двух терцетах, замыкающ х структуру - «замок».

Однако, оговар вается Бехер, в ч стом в де такая схема встречается редко. Она может варь роваться. И все же, есл поэт стрем тся создать настоящ й сонет, он должен меть данную схему в в ду обязательно.

Фактически Бехер выстроил логику развития той единой мысли, которая, по Л Ханту В льяму Шарпу, составляет сущность содержательной специфики сонетной формы. Если данный закон движения мысл нарушается, то факт ческ мы меем дело с простым четырна-дцат строчн ком, но не сонетом.

Отсюда опасность: «хорошо сделанный» четырнадцат строчн к является главным «врагом» сонета. Бехер даже говор т о четырнадца-т строчн ке как особом жанре, разв вшемся в процессе стор сонета выдел вшемся в особую форму. Отл ч е этой формы от сонета заключается в том, что в ней отсутствует д алект ческ й закон дв -жения. В то же время это не формалистическая игра: «многие отличные четырнадцат строчн к находятся на пут к тому, чтобы стать сонетом, но остаются четырнадцат строчн кам . Сущность четырна-дцат строчн ка состо т, так м образом, в его стремлен стать соне-

том, но дост гнуть этого своего образца он не может»27.

Так м образом, Бехер говор т о существован двух факт ческ самостоятельных жанровых форм - сонета как такового четырнадца-

т строчн ка, л шь формально соблюдающего жесткую строф ческую

схему, но факт ческ воплощающего ное жанровое содержан е, то есть некоей «сонетной формы». Эти жанры находятся в сложном диалектическом вза модейств , поскольку сонет на протяжен своей стор все-

25 Бехер И.Р. Философия сонета. С. 408.

26 Там же. С. 409.

27 Там же. С. 410.

Русская классика: динамика художественных систем

гда стремился к внутреннему обогащению и углублению, что приводило к выходу за рамк жанрового содержан я перерастан ю в «сонетную форму» четырнадцат строчн ка, но шел обратный процесс, когда обогащенный четырнадцат строчн к вдруг являл собой новое воплощен е «закона дв жен я самой ж зн » , следовательно, перерастал в сонет.

Итак, отл ч е сонета от «сонетной формы», по Бехеру, в том, что он является д алект ческ м в дом поэз , в этом отношен драматичен. При этом отношения между тезой и антитезой могут быть очень сложным , а порой даже незаметным , как снят е прот вореч я между н м в с нтезе «замка». Именно два катрена два терцета оказываются абсолютно необход мым для воплощен я этой д алект к поэтической мысли. Четырнадцатистрочник, будучи лишь сонетной формой, не обнаруж вает необход мост выраз ть свое жанровое со-держан е менно в таком кол честве строк следует законам строф -к сонета л шь формально.

Отсюда еще одна важная, с нашей точк зрен я, мысль. Бехер утверждает, что сонет предъявляет совершенно особые требован я своему автору: это жанр, не позволяющ й твор ть « нту т вно». Поэт выступает в нем своего рода «конструктором», бо ему следует науч ться «чувствовать, думая, думать, чувствуя»28. Именно в этом, на наш взгляд, кроется объяснен е факта, упом навшегося в работе Вильяма Шарпа: многие первоклассные поэты не справлялись с сонетом не по пр ч не недостаточной талантл вост , а по пр ч не пр роды своего дара. А именно, художники, в большей мере творящие «по на т ю», « нту т вно», очев дно, сталк ваются с совершенно спец -ф ческ м трудностям , пытаясь создать сонет. В лучшем случае м удается создать четырнадцат строчн к, сонетную форму, даже очень высокого качества, но не сонет. В то же время авторы, которым свойственна поэт ческая рефлекс я, умеющ е «чувствовать, думая», оказываются более готовым к работе над сонетом. Далее Бехер полем -з рует с Августом Шлегелем, полагая, что тот в свое время недооценил именно специфику внутренней формы сонета, ограничившись лишь характеристикой его внешней формы, что, по сути, размыло гран цы между сонетом сонетной формой четырнадцат строчн ка.

Наконец, в высшей степен важным представляются нам раз-мышлен я Бехера о траг зме как важнейшей сущностной характер -ст ке сонета. Траг зм вытекает менно з того, что структура жанра основана на прот вореч , которое является ее смыслом: «Сонет потому является траг ческой формой поэз , что он каждый раз снова

28 Бехер И. Р. Ф лософ я сонета. С. 413.

Русская классика: динамика художественных систем

снова противоречит себе и опровергает себя в четырнадцатистрочнике и даже в творениях лучших своих мастеров не находит силы “превзойти” себя и стать сонетом. Мы знаем трагические личности, можно говорить и о трагических событиях, но сонет принес с собой трагедию поэтической формы, и в этом также, я думаю, состоит его выходящее за переделы лирического рода значение и совершенство»29. Пожалуй, ни один жанр в поэз не ман фест рует себя как траг ческ й в самой сут своей внутренней формы. Право это принадлежит, по мысли Бехера, только сонету. Но в таком случае, обращение художника к данной форме должно быть обусловлено совершенно особым пр ч нам л чностного характера, в том случае, если оно осознанно, то есть, если художник «думает, чувствуя» стрем тся создать менно сонет.

В свете выделенных нами в работе Бехера мыслей, мы считаем возможным опуст ть вопрос о своеобраз жанровых мод ф кац й, предлагавш хся в разное время разл чным авторам нац ональны-ми школами. Краткий, но емкий обзор этих модификаций, представлен, например, в работе З.И. Плавскина30. Нам представляются убеди -тельными размышления А.В. Останковича, согласно которым множество разнообразных, но не опровергающ х друг друга нтерпретац й сонета есть св детельство его высокого онтолог ческого статуса универсальности как жанра: «Уни версальность сонета определяется:

1) включенностью в действительность и литературный процесс через осуществление в содержательной структуре всеобщих законов бытия;

2) неисчерпаемым адаптационным потенциалом к изменяющимся услов ям функц он рован я жанра; 3) практ ческ неогран ченным пределом трансляц онного разв т я сонета через кол чественное умножение структуры, т.е. качествами саморазвивающихся и самоор-

31

ган зующ хся с стем»31.

Сонет дает пример оптимальной связи между сбалансированной строф ческой формой спец ф ческ м содержан ем онтолог ческо-го порядка, способность вп сываться в меняющ еся услов я суще-ствован я жанра богатый внутренн й потенц ал саморазв т я.

Но всякий ли четырнадцатистрочник является сонетом? Вопрос, поднятый И.Р. Бехером, остается актуальным и по сей день.

29 Бехер И.Р. Философия сонета. С. 416.

30 Плавскин З.И. Четырнадцать магических строк.

31 Останкович A.B. Гармоническая структура русского классического сонета XVIII - первой половины XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/garmonicheskaya-struktura-russkogo-klassicheskogo-soneta-xviii-%E2%80%93 -pervoi-poloviny-xx-veka (дата последнего обращения 20.09.2012).

Русская классика: динамика художественных систем

Так, в одном из новейших исследований, читаем: «Традиционный сонетный канон - эталон, недостижимый, но явный идеал, к которому стрем тся л от которого сознательно, может быть, даже демонстра-т вно, с вызовом отказывается ст хотворец: как м раж, он сто т перед его внутренн м взором, ман т, пр тяг вает к себе, но н когда полностью не дается в рук . В пр нц пе абсолютное сл ян е с деальным инвариантом не привело бы ни к чему, кроме разочарования»32. А потому на протяжен дл тельной стор жанра возн кл не только «итальянский» (он же «базовый», «эталонный», или, как называл его Ли Хант, «истинный»), «французский», «английский» варианты, но и «хвостатый», «двойной», «безголовый», «половинный», «опрокинутый», «сплошной» даже «хромой» вар анты, отл чающ еся друг от друга метром, дл ной строк, порядком расположен я катренов терцетов, рифмовкой и т.п. Менялась и стилистика. О.И. Федотов упрекает И.Р. Бехера в чрезмерном пур зме сч тает возможным говор ть о том, что, являясь жанрово-строф ческой с стемой, сонет меет нек й «стаб льный устойч вый центр» «относ тельно размытую зменч -

вую пер фер ю», которая, тем не менее, несет в себе элемент «узнава-

33

емост », а потому вход т в жанровое поле33.

О.В. Зырянов требует большей точности в определении понятия «сонетная форма». Он полагает, что уже сам строф ческ е композ -ц (а сонет как раз есть такая строф ческая композ ц я) являются в с лу своей спец ф ческой арх тектон к содержательным , поскольку определяют лог ку разв т я л р ческой темы. Отсюда нтерпрета-ц я сонета как стат ческой формы, в которой жанровая семант ка формируется именно композиционной структурой: «Канонизация строф ческой композ ц в сонете влечет за собой канон зац ю тематической композиции, что в свою очередь, дает все основания говорить об особой к о м п о з и ц и о н н о й с е м а н т и к е ... сонетной формы»34. Вслед за И.Р. Бехером О.В. Зырянов считает необходимым подчеркнуть не только диалектичность, но и драматичность сонетной структуры, свойственность ей так х категор й, как экспоз ц я, конфликт, перипетия: «Финальный синтез не следует представлять искусственным приемом риторического завершения, снимающим лишь абстрактно быт йные прот вореч я, скорее всего это форма г а р м о-

32 Федотов О.И. Сонет. С. 13.

33 Там же. С. 19.

34 Зырянов О.В. Жанровая динамика сонетной формы // Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. С.221. Разрядка автора - А.Л.

Русская классика: динамика художественных систем

н з а ц п р о т в о р е ч й, обусловленная разв т ем поэт ческой мысли “по законам красоты” (И. Бехер)»35.

Отсюда проблема взаимоотношений между сонетом и сонетной формой. О.В. Зырянов справедливо напоминает, что в разные периоды развития поэзии возни кали ситуации , когда в форму сонета облекались друг е жанры. Но это случа достаточно прозрачные узнаваемые. Сложнее обсто т дело с разного рода четырнадцат строчн кам , «хвостатым » «безголовым » сонетам .

Внимательно рассмотрев аргументы своих оппонентов, О.В. Зырянов, на наш взгляд, предлагает убед тельное решен е проблемы: «Эволюция любого жанра (и сонет не исключение) - это самореализа-ц я его сходного семант ческого потенц ала (жанрового архет па), предполагающая одновременно становлен е некой с стемы норм правил, закрепляемых формальным каноном жанра, и ее постоянное зменен е, знач мое в плане авторской феноменолог “отступлен е” от сложившейся жанровой традиции, что, собственно говоря, и выступает содержательным фактором жанровой эволюции»36. Тем самым сонетные формы, до тех пор, пока он сохраняют трехчастность се-мант ческой структуры, являются д нам ческ м полем жанра, позволяющим более явно высветить его специфи ку, структурные и стилевые возможност : «Пр ор тет необход мо отдавать менно содержательному аспекту композ ц , только тогда может быть понята целесообразность выделен я наряду с класс ческ м вольным т пам сонета такой структурно-содержательной модели, как сонетная форма»37.

Наблюдения О.В. Зырянова перекликаются с размышлениями И.Р. Бехера о том, что сонет пр тяг вает к себе поэтов, которым свойственна повышенная структурность л р ческого мышлен я. В этом отношен можно даже говор ть о сознательных экспер ментах, свойственных раскрепощенному творческому духу.

Так м образом, мы можем рассматр вать сонет как жанр, облада-ющ й глубок м структурно-содержательным потенц алом, обусловленным спец ф ческ м вза моотношен ям между внутренней внешней формой. Несмотря на жесткую регламент рованность, он дает возможност для смелого экспер мента, пр чем, на более пр тягатель-ным сонет оказывается для художн ков, умеющ х «чувствуя, думать», склонных к поиску способов выражения свободной творческой воли.

35 Зырянов О.В. Жанровая динамика сонетной формы. С. 222.

36 Там же. С. 224.

37 Там же. С.285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.