ТАМАРА ДМИТРИЕВНА ЗАРУБИНА,
старший специалист по профессиональной подготовке Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Красноярскому краю;
АНАСТАСИЯ БОРИСОВНА БУДНИКОВА,
специалист по профессиональной подготовке Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Красноярскому краю
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ
Анализируются некоторые особенности возбуждения, раскрытия и расследования уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, даются рекомендации по проведению следственных действий, а также раскрываются методы и способы предупреждения совершения преступлений по линии НОН.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, возбуждение, раскрытие и расследование уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
T.D. Zarubina, Senior Specialist, Professional Training Center, Russia MI Chief Police Department ( Krasnoyarsk Territory); http://www.24.mvd.ru, tel.: 8 (391) 2448913, 2984828;
A.B. Budnikova, Senior Specialist, Professional Training Center, Russia MI Chief Police Department ( Krasnoyarsk Territory); e-mail: [email protected], tel.: 8 (391) 2448913, 2984828.
Some questions of preventing, clearing and investigating crimes committed in the sphere of illegal trafficking in drugs, psychotropic substances and their analogues.
Some specificities of initiating, clearing and investigating criminal cases connected with illegal trafficking in drugs, psychotropic substances and their analogues are analyzed, recommendations for conducting investigative actions are given, means and ways of preventing crimes related to illegal drugs trafficking are covered.
Key words: drugs, psychotropic substances, initiating, clearing and investigating criminal cases related to illegal trafficking in drugs, psychotropic substances and their analogues, preventing crimes related to illegal drugs trafficking.
Незаконный оборот наркотиков - это особый вид разнородной, экономически сверхдоходной, законспирированной, широко разветвленной преступной деятельности высокоорганизованного криминального формирования, имеющего широкие международные связи и контакты и занимающегося незаконными операциями с различными наркотическими средствами и психотропными веществами.
Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов остается важной проблемой национальной безопасности. Сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения страны, особенно в детской и молодежной среде. Увеличивается доля высококонцентрированных и синтетических наркотических средств и психотропных веществ в их незаконном
обороте. В сбыт наркотиков активно вовлекаются несовершеннолетние, женщины, безработные1.
Внутри группы преступлений, совершаемых в сфере наркобизнеса, можно выделить:
а) перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2-4 ст. 188 УК РФ);
б) незаконное приобретение, изготовление и хранение в целях сбыта, перевозку, переработку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. 1 ст. 228, ст. 228.1 УК РФ);
в) хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ч. 3 ст. 229 УК РФ);
г) незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ч. 2 ст. 231 УК РФ);
д) организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 232 УК РФ);
е) незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ);
ж) склонение к употреблению наркотических средств и психотропных веществ.
Подавляющее большинство данных деликтов совершается с предварительной подготовкой, которая включает в себя: выбор места и способа совершения преступления; подбор средств для изготовления наркотиков, места для их хранения и объекта для сбыта; подбор соучастников, распределение ролей и т.д. Действия по непосредственному совершению преступлений образуют самостоятельные составы: контрабанда, незаконное изготовление, сбыт наркотических средств и др. Однако в большинстве случаев следователи и дознаватели в своей практической деятельности встречаются с преступлениями, предусмотренными ст. 228, 228.1, 229, 231, 232, 233 УК РФ.
Уголовные дела о преступлениях в сфере криминального наркобизнеса возбуждаются в основном по результатам ОРД2. Это связано с такими обстоятельствами, существенно затрудняющими их выявление и расследование, как:
1) отсутствие важнейшего первоисточника информации - потерпевшего;
2) глубокая законспирированность действий преступников, каналов поступления и сбыта наркотиков;
з) строгое разграничение ролей, использование тайников и паролей, наличие криминальной контрразведки;
4) относительная доступность и многообразие источников сырья для изготовления различных наркотиков;
5) необходимость выявления всех законспирированных звеньев преступной цепи, имеющей четко организованный и к тому же межрегиональный (международный) характер.
Особенности расследования на первоначальном этапе.
При расследовании данного вида преступлений действия следователя зависят от того, какое деяние совершено и откуда поступила информация. Поэтому следственные ситуации можно подразделить следующим образом3:
1. Лицо задержано в момент сбыта, приобретения, хранения, изготовления, перевозки и пересылки наркотических средств или психотроп-
ных веществ. Такая ситуация может возникнуть как при «случайном» задержании лиц в ходе каких-либо мероприятий, так и будучи результатом реализации материалов оперативной проверки. Данная тактическая операция включает в себя следующие основные элементы: задержание подозреваемого; осмотр места задержания; личный обыск задержанного; проведение экспресс-анализа изъятых у задержанного веществ;
освидетельствование задержанного в целях выявления следов употребления наркотических средств с участием врача;
получение образцов (ногтевых срезов, волос, смывов и т.д.) для сравнительного исследования;
допрос задержанного по обстоятельствам появления у него наркотических средств; обыск по месту жительства, работы; назначение химической экспертизы по изъятым у задержанного веществам, образцам (смывам и т.п.);
допрос свидетелей;
назначение наркологической экспертизы.
2. Имеются данные о склонении лица к потреблению наркотических средств и психотропных веществ.
В данной ситуации необходимо сделать следующее:
допросить лицо, которое склоняли к потреблению наркотических средств;
допросить его родных и близких; задержать подозреваемого и провести его личный обыск;
предъявить для опознания подозреваемого; допросить подозреваемого; в случае необходимости произвести очные ставки;
провести судебно-химическую экспертизу предметов, изъятых у подозреваемого; провести наркологическую экспертизу.
3. Имеется информация о содержании притонов для потребления наркотических средств. В данной ситуации необходимо:
осмотреть место происшествия (притон); провести в нем обыск и личный обыск задержанных в нем лиц;
освидетельствовать задержанных лиц; назначить судебно-медицинскую экспертизу по обнаружению следов от уколов у задержанных лиц, наркотических средств в крови;
провести обыски по месту жительства задержанных;
допросить задержанных лиц;
допросить их родных, близких, знакомых и т.п.;
назначить судебно-наркологические экспертизы.
4. Обнаружено место, где незаконно культивируются наркотикосодержащие растения. В данной ситуации необходимо провести такие следственные действия, как:
осмотр участка местности и изъятие растений; задержание лиц, незаконно культивирующих наркотикосодержащие растения; их допрос;
назначение ботанической экспертизы; обыски по месту жительства задержанных.
5. Обнаружение поддельных рецептов или иных документов на получение наркотических средств. В данной ситуации необходимо провести следующие мероприятия:
допрос лица, обнаружившего поддельный рецепт;
установление и задержание лица, предъявившего поддельный рецепт; допрос задержанного; обыск по месту жительства задержанного; назначение технико-криминалистической экспертизы документов.
6. Обнаружение хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. В этом случае необходимо:
осмотреть место происшествия; допросить лицо, обнаружившее хищение; назначить инвентаризацию и ревизию в организациях, в которых совершено хищение;
установить лиц, ответственных за хранение наркотических средств, и допросить их;
установить очевидцев происшествия, других свидетелей и допросить их.
При расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, большое значение имеет правильно организованное взаимодействие следователя с сотрудниками УНОН (управления по незаконному обороту наркотиков). Совместная работа следователей и оперативных сотрудников по проверке материалов о незаконном обороте наркотиков начинается, как правило, до возбуждения уголовного дела и продолжается до направления его в суд. При этом сотрудникам УНОН может быть поручено4:
наблюдение за участниками незаконных действий с наркотическими средствами или психотропными веществами и установление их связей;
прослушивание телефонных или иных переговоров;
проведение проверочной закупки наркотических средств или психотропных веществ;
осуществление контролируемой поставки наркотических средств или психотропных веществ;
обследование помещений; контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений;
разработка лиц и установление участников группы, связей, эпизодов, источников получения наркотических средств и т.д.
Тактика производства отдельных следственных действий на первоначальном этапе.
Наиболее эффективным следственным действием, с которого, как правило, начинается расследование данного вида преступлений, является задержание подозреваемого с наркотическими средствами. При подготовке к задержанию по месту жительства сбытчиков необходимо тщательно изучить местность вокруг дома и лиц, его посещающих. Кроме того, следует установить местонахождение сигнальных устройств, которые используются членами преступных групп для предупреждения проникновения в дом посторонних. Ими могут быть оборудованы калитки, двери подъездов или квартир. При подготовке задержания розничных продавцов в общественных местах следует предварительно изучить особенности их личности, определить наиболее удобное и безопасное место задержания, четко поставить задачу каждому участнику оперативной группы. Нужно предусмотреть и внезапное изменение обстановки: появление других соучастников или посторонних лиц, изменение обычного маршрута движения подозреваемых и т.п. Задержание желательно проводить в малолюдном месте и в дневное время, что позволит пресечь попытки сбытчиков незаметно выбросить наркотические средства. В том случае, когда планируется задержание сбытчика наркотиков, принимаются меры по обеспечению технического контроля за его поведением. С этой целью возможны прослушивание его телефонных и иных переговоров, видеозапись действий. Когда точно известно, какой именно наркотик сбывается или каково его количество, необходимо провести задержание не одного, а нескольких потребителей. При задержании подозреваемых и изъятии наркотических средств желательно документировать этот процесс. Средства аудио-, видео-, фотофиксации позволяют в дальнейшем более активно использовать материалы задержания при допросах обвиняемых и избежать их необоснованных жалоб о фальсификации материалов уголовного дела.
Сразу после задержания необходимо прове-
сти личный обыск задержанного5. Искать наркотики или их следы следует в одежде, обуви и головном уборе (в лацканах пальто, карманах, манжетах, гульфиках брюк и т.п.); на теле (между пальцами ног, в волосах и т.п.), а также в предметах и вещах, находящихся при задержанном (в подкладках сумочек, в косметических наборах, тюбиках из-под губной помады и др.).
При подготовке к обыску в помещении необходимо ознакомить участников с внешним видом искомого наркотика, его запахом и пригласить кинолога с собакой. В ходе обыска нельзя нюхать или пробовать на вкус обнаруженные наркотические средства и психотропные вещества. При обнаружении синтетических наркотиков кустарного производства необходимо искать методики их изготовления, схемы синтеза, производные химические реактивы и приспособления, используемые для их изготовления.
В ходе проведения освидетельствования выясняется наличие признаков потребления наркотиков (следы инъекций и др.); следов наркотических веществ (на ладонях рук и т.п. - при этом производятся смывы ватным тампоном, который потом направляется на экспертное исследование); телесных повреждений и особых примет.
В ходе осмотра одежды и обуви задержанного все мелкие частицы из карманов и других мест отдельно упаковываются в пакеты и также направляются на химическое исследование.
При осмотре изъятых наркотических средств особое внимание обращается на их качественные и количественные характеристики (вид, состав и т.д.), а также на состояние упаковочных средств.
Допрос подозреваемого должен производиться немедленно после задержания. Если задержанный находится в наркотическом опьянении, то его можно допрашивать только после разрешения врачей. Если же лицо находится в состоянии абстиненции («ломки»), то его можно допрашивать после оказания ему медицинской помощи (укол успокоительного препарата). Но в любом случае такие задержанные после выхода их из данного состояния подлежат обязательному повторному допросу. Как правило, подозреваемые признаются в единичном факте приобретения наркотического средства или же вообще отрицают свою причастность к обнаруженному веществу. Для их изобличения необходимо правильно использовать имеющуюся оперативную информацию, предъявлять заключения химической экспертизы по обнаруженным на их одежде следам наркотиков и другие доказательства. Если допрашиваемый заявляет о самостоятельном изготовлении наркотиков, то в этом случае
после обстоятельного его допроса целесообразно провести следственный эксперимент по проверке наличия у него соответствующих навыков. Необходимо представить по указанию подозреваемого требуемые материалы и предметы, в том числе и те, которые были изъяты в ходе обыска по месту его жительства или работы.
По данной категории преступлений наиболее часто назначается химическая экспертиза (по изъятым веществам), ботаническая (по изъятым растениям), судебно-медицинская (по следам применения наркотических средств), наркологическая (для установления необходимости лечения задержанного лица от наркомании), дактилоскопическая (по обнаруженным отпечаткам пальцев рук на упаковке наркотического средства) и фоноскопическая (в случае произведенного прослушивания телефонных и других переговоров).
На последующих этапах расследования могут производиться следующие следственные действия: назначение судебных экспертиз, допрос и обыск подозреваемых (обвиняемых), обыск по месту жительства подозреваемого (обвиняемого), следственный эксперимент, опознание и в зависимости от особенностей расследуемого преступления - иные следственные действия. При этом следственные действия должны сопровождаться проведением оперативно-розыскной деятельности по поручению следователя, использованием возможностей криминалистических учетов, привлечением к расследованию специалистов6 и т.д.
Важным звеном в деятельности сотрудников ОВД является предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Крупнейшим событием в сфере реализации государственной криминологической политики, направленной на предупреждение и борьбу с наркотизмом и связанной с ней преступностью, стала разработка в 2009 г. и утверждение Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (далее - Стратегия). В качестве генеральной цели Стратегии определено существенное сокращение (к 2020 г.) незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства (п. 4).
Профилактика злоупотребления наркотиками и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ традиционно разделяется на две составные части:
1) общая профилактика, основным содер-
жанием которой являются мероприятия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению и совершению противоправных деяний и немедицинскому потреблению наркотиков;
2) индивидуальная профилактика в отношении конкретных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, совершающих правонарушения, связанные с наркотиками, либо стоящих на грани нарушения антинаркотического законодательства, а равно злоупотребляющих наркотическими средствами.
Причины и условия, способствующие возникновению и совершению правонарушений, связанных с наркотиками и злоупотреблением ими, можно найти во многих областях общественной жизни, поэтому их выявление и устранение предполагает комплексный подход с участием широкого круга государственных учреждений и ведомств, общественных, религиозных и политических организаций.
Составной частью этой работы является целевая деятельность правоохранительных органов, включая мероприятия, направленные:
1) на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с наркотиками, злоупотреблению ими;
2) обеспечение оперативно-профилактического наблюдения за лицами, склонными к совершению таких правонарушений;
3) осуществление контроля над процессом законного производства, хранения, транспортировки, реализации и использования наркотиков;
4) реабилитацию лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное неприятие нарушения его здоровья, восстанавливается интерес к жизни без наркотиков. Реабилитацию принято разделять на медицинскую, профессиональную и социальную;
5) антинаркотическую пропаганду, прежде всего среди молодежи, которая включает в себя пропаганду здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленную на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.
Наибольшей эффективности в решении вопросов профилактики можно добиться, опираясь и активно используя возможности средств массовой информации, которые служат основным, а порой и единственным источником информации для большинства населения7.
По мнению К.В. Денисенко, одной из много-
численных драм современного российского общества является полное разрушение системы предупреждения преступлений и правонарушений, сформировавшейся в СССР, которая небезуспешно ставила заслоны на пути распространения пьянства и наркомании8. В настоящее время среди населения (особенно в молодежной среде) прогрессируют пьянство, наркотизм, токсико-тизм, социальный паразитизм и другие социальные аномалии, что, бесспорно, ведет к объективному росту числа лиц с негативным социальным поведением, в ряду которых молодое поколение занимает особое место. Кроме того, многочисленные социологические опросы, проводимые в среде несовершеннолетних, показывают, что у подростков преодолен барьер страха перед наркотиками. В сознании молодежи уже активно работает миф о преимуществах наркомании перед пьянством9. Согласно социологическим исследованиям многие подростки впервые употребляют наркотики не только из любопытства, но еще и потому, что в молодежной среде бытует мнение о «престижности» употребления одурманивающих веществ. Поэтому нужно добиваться переориентации подрастающего поколения на истинные жизненные ценности, ставить более интересные и желанные цели. В связи с этим особое внимание должно быть уделено мерам, ориентированным на разъяснение молодежи медицинских, социальных и правовых последствий наркомании.
Профилактика наркотизма должна также включать в себя меры по предупреждению злоупотребления наркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах, по месту работы молодежи, в местах проведения досуга.
Сотрудникам правоохранительных органов важно оказывать содействие педагогическим коллективам учебных заведений:
в организации работы родительских групп по оказанию эмоциональной и социальной поддержки, психологическому консультированию родителей с целью изменения их реакции на проблему, повышению ответственности за воспитание подростков;
привитии родителям навыков определения симптомов употребления наркотиков, обучении их формам и методам воздействия на подростков с целью склонения их к добровольной сдаче имеющихся у них наркотических средств, разъяснении необходимости обращения в учреждения здравоохранения за оказанием своевременной медицинской помощи в связи с немедицинским потреблением наркотиков;
организации внеучебного досуга в социально позитивных группах без подавления инициативы подростков, с направлением ее в полезное русло;
разработке школьных программ санитарного просвещения по вопросам злоупотребления наркотиками.
Основные формы индивидуальной профилактики, осуществляемой правоохранительными органами, опираются на два метода.
1. Метод убеждения: помощь, профилактические беседы, осуждение негативного поведения в коллективе; приобщение личности к социально полезной и значимой деятельности, воздействие шефов, наставников, общественных воспитателей, иных авторитетных лиц.
2. Метод принуждения: предупреждение, официальное предостережение, привод, лишение права заниматься определенной деятельностью, административный арест, условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы, лишение профессиональных и специальных прав.
По мнению Е.А. Соломатиной, особое внимание следует уделять методу убеждения, в реализации которого немалую роль играют следующие мероприятия:
выявление и нейтрализация отрицательного влияния на подростка со стороны взрослых лиц, сверстников с антиобщественной направленностью поведения;
проведение бесед с участием медицинских работников и лиц, пользующихся авторитетом у подростков и способных оказать на них положительное влияние;
привлечение сил учебного заведения или трудового коллектива;
развитие позитивных интересов у подростков и молодых людей путем привлечения их к спорту, самодеятельности, другим формам общественно полезной занятости;
посещение места жительства подростка (в том числе совершеннолетних) и работа с его ро-дителями10.
Профилактическую работу в отношении молодых людей необходимо вести силами родителей, педагогов и психологов. Но, как показывает мировой и отечественный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной лишь в том случае, когда она реализуется силами самой молодежи. На сегодняшний день одним из эффективных выходов из сложившейся ситуации могло бы стать привлечение к индивидуальной профилактической работе прежде всего самих молодых людей, так как лица из числа молодежи, например, иногда начинают употреблять наркотики, неосознанно следуя сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых, а также моде.
Идея привлечения к проведению профилак-
тической работы самих подростков является перспективной и выполняет несколько задач:
позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров;
помогает сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
В заключение следует сделать вывод о том, что необходимо вести активную профилактическую работу среди населения, направленную на предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, и ориентировать молодежь на здоровый образ жизни.
Литература
УПК РФ // СПС КонсультантПлюс.
УК РФ // СПС КонсультантПлюс.
Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 934 «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в РФ, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей ст. 231 УК РФ, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для
целей ст. 228, 228.1 и 229 УК РФ» // СПС Консуль-тантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ» // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2010 г. № 224 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ» // СПС Консультант-Плюс.
Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности ОВД по предупреждению преступлений» // СПС КонсультантПлюс.
Приказ МВД России № 840, Минюста России № 320, Минздрава России № 388, Минэкономики России № 472, ГТК России № 726, ФСБ России № 530, ФПС России № 585 от 9 ноября 1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения»// СПС КонсультантПлюс.
Приказ МВД России № 786, Минюста России № 310, ФСБ России № 470, ФСО России № 454, ФСКН России № 333, ФТС России № 971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» // СПС КонсультантПлюс.
Приказ МВД России от 4 мая 2010 г. № 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // СПС КонсультантПлюс.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // СПС Консуль-тантПлюс.
Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган ГН. Комментарий к Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2010.
Драпкин Л., Вафин Р., Злоченко Я. и др. Основные направления противодействия транснациональному организованному криминальному наркобизнесу: Монография / Под общ. ред. Е.П. Ищенко. - М., 2003.
Влияние прессы на состояние наркоситуации в России: Аналитический обзор. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8. С. 8.
2 Аленин А.П., Мазунин Я.М., Сартаев Ж.Н. Методика расследования незаконного оборота наркотиков: Монография. - Астана, 2009.
3 Щелочков Н.Н. К вопросу о типичных следственных ситуациях и соответствующих им типовых версиях по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, совершенным несовершеннолетними // Общество и право. 2009. № 2. С. 11.
4 Мешков В.М., Строгая Н.В. Получение оперативно-розыскным путем криминалистически значимой информации о незаконном обороте наркотиков // Наркоконтроль. 2008. № 3.
5 Зинатуллин З.З. Уголовно-процессуальное принуждение и его эффективность: Вопросы теории и практики. - Казань, 1981. С. 104.
6 Куликов А.В., Новиков А.А. Об обязательном привлечении специалиста к расследованию преступлений // Адвокатская практика. 2007. № 5.
7 Приказ МВД России от 12 октября 2007 г. № 888 «Вопросы организации деятельности подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации»; Влияние прессы на состояние наркоситуации в России: Аналитический обзор. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.
8 Денисенко К.В. Правовая культура и предупреждение преступности // Криминологический журнал. 2007. № 1. С. 41-42.
9 Сафин Ф.Ю. Особенности предупреждения наркотизма в молодежной среде // Борьба с преступностью в федеральных округах РФ: Материалы научно-практической конференции. - М., 2004.
10 Соломатина Е.А. Меры индивидуальной профилактики злоупотребления наркотиками лицами женского пола // Криминологический журнал. 2007. № 1. С. 77-80.