Научная статья на тему 'Соматоформные и психосоматические расстройства в условиях детского дневного психиатрического стационара на базе общеобразовательной школы'

Соматоформные и психосоматические расстройства в условиях детского дневного психиатрического стационара на базе общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЕ ДИСФУНКЦИИ / ДЕТСКИЕ ДНЕВНЫЕ ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ СТАЦИОНАРЫ / CHILDREN / PSYCHOSOMATIC DISORDER / CHILDREN DAY-TIME PSYCHIATRIC IN-PATIENT DEPARTMENT / ADOLESCENTS / SOMATIC VEGETATIVE DYSFUNCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маринчева Людмила Павловна, Злоказова М. В., Соловьев А. Г.

В работе обоснованы возможности оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами и соматовегетативными дисфункциями в условиях детских дневных психиатрических стационаров на базе средних общеобразовательных школ. Показано, что данная форма терапии имеет ряд преимуществ, включающих возможность максимально ранней диагностики, оказание помощи в наиболее приближенных к месту проживания и обучения условиях; организацию взаимосвязи с территориальной детской поликлиникой для обеспечения преемственности и реабилитации; проведение семейной психотерапии для коррекции неконструктивных стилей воспитания и нарушений детско-родительских отношений; значительную экономическую эффективность. Результаты указывают на выраженный положительный эффект применения инновационной модели оказания комплексной помощи, осуществляемой в естественной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маринчева Людмила Павловна, Злоказова М. В., Соловьев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The treatment of somatoform and psychosomatic disorders in conditions of children day-time psychiatric in-patient department based in comprehensive secondary school

The article deals with issues of caring children and adolescents with psychosomatic disorders and somatic vegetative dysfunctions in conditions of children day-time psychiatric in-patient departments based in comprehensive secondary schools. It is demonstrated that this form of treatment has several advantages including maximum earlier diagnostics, medical care in conditions most near to place of dwelling, organization of relationship with territorial polyclinic to provide continuity and rehabilitation and family psychotherapy to correct non-constructive styles of education, dereliction of children-parents relationship and significant economic effectiveness. The results demonstrate pronounced positive outcome of application of the innovative model of comprehensive care provided in natural environment.

Текст научной работы на тему «Соматоформные и психосоматические расстройства в условиях детского дневного психиатрического стационара на базе общеобразовательной школы»

ной методологии может быть проведено на любом уровне: федеральном, региональном, муниципальном.

Информацию об исчерпанной заболеваемости детского населения по всему спектру МКБ-10 и в разрезе половозрастных групп можно использовать в программах модернизации здравоохранения, в части планирования кадровых и материально-технических ресурсов, так как недоучет детей, имеющих патологию, с очевидностью ведет к недофинансированию педиатрической помощи. При этом в наибольшей степени будут страдать наиболее нуждающиеся в финансировании: малые города и сельские поселения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Основные тенденции здоровья детского населения России. М.: Союз педиатрии России; 2011.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:616.89-053.2-082

2. Богатырев И. Д. Заболеваемость городского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи. М.: Медицина; 1967.

3. Медик В. А. Заболеваемость населения: теория, современное состояние и методология изучения. М.: Медицина; 2003.

4. Программа анализа заболеваемости детского населения по данным электронных баз регистрации муниципальных поликлиник и результатов медицинских осмотров для ЭВМ-SOC/ PEDIATRIA-3. М.: Реестр программ для ЭВМ № 2011610938 от 25.01.2011 г

5. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. Максимова Т. М., Белов В. Б., Лушки-на Н. П. и др. М.: PerSe; 2008.

6. Щепин О. П., Купеева И. А., Щепин В. О. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России. М.: Медицина; 2007.

Поступила 23.03.12

Л. П. МАРИНЧЕВА', М. В. ЗЛОКАЗОВА2, А. Г. СОЛОВЬЕВ3

Соматоформные и психосоматические расстройства в условиях детского дневного психиатрического стационара на базе общеобразовательной школы

'Кировская областная психиатрическая больница; 2кафедра психиатрии Кировской государственной медицинской академии; 3Институт ментальной медицины Северного государственного медицинского университета, Архангельск

В работе обоснованы возможности оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами и соматовегетативными дисфункциями в условиях детских дневных психиатрических стационаров на базе средних общеобразовательных школ. Показано, что данная форма терапии имеет ряд преимуществ, включающих возможность максимально ранней диагностики, оказание помощи в наиболее приближенных к месту проживания и обучения условиях; организацию взаимосвязи с территориальной детской поликлиникой для обеспечения преемственности и реабилитации; проведение семейной психотерапии для коррекции неконструктивных стилей воспитания и нарушений детско-родительских отношений; значительную экономическую эффективность. Результаты указывают на выраженный положительный эффект применения инновационной модели оказания комплексной помощи, осуществляемой в естественной среде.

Ключевые слова: дети и подростки, психосоматические расстройства и соматовегетатив-ные дисфункции, детские дневные психиатрические стационары

THE TREATMENT OF SOMATOFORM AND PSYCHOSOMATIC DISORDERS IN CONDITIONS OF CHILDREN DAY-TIME PSYCHIATRIC IN-PATIENT DEPARTMENT BASED IN COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL

L.P. Marintcheva, M.V. Zlokazova, A.G. Solovyev The Kirov oblast psychiatric hospital, Kirov The chair of psychiatry, the Kirov state medical academy, Kirov The institute of mental medicine, the Northern state medical university, Arkhangelsk The article deals with issues of caring children and adolescents with psychosomatic disorders and somatic vegetative dysfunctions in conditions of children day-time psychiatric in-patient departments based in comprehensive secondary schools. It is demonstrated that this form of treatment has several advantages including maximum earlier diagnostics, medical care in conditions most near to place of dwelling, organization of relationship with territorial polyclinic to provide continuity and rehabilitation and family psychotherapy to correct non-constructive styles of education, dereliction of children-parents relationship and significant economic effectiveness. The results demonstrate pronounced positive outcome of application of the innovative model of comprehensive care provided in natural environment.

Key words: children, adolescents, psychosomatic disorder, somatic vegetative dysfunction, children day-time psychiatric in-patient department

Современные тенденции оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами и соматовегетативными дисфункциями (ПСР и СВД)

предполагают применение биопсихосоциального подхода на основе представлений о многофакторности этиопатогенеза данной группы расстройств [1, 8, 10].

Контактная информация: Маринчева Людмила Павловна, канд. мед. наук, врач; е-таП:таппсЫ@уап(1ех.ги

Это требует внедрения новых моделей комплексной терапии, обеспечивающих взаимодействие специалистов разного профиля [2, 4, 7] для предотвращения дальнейшего прогрессирования заболевания, способного привести к социальной дезадаптации [1, 3, 9].

Ранее нами был представлен алгоритм трехэтапной комплексной терапии подростков с ПСР и СВД [5, 6], реализованный в течение 2004—2009 гг. на базе Кировской детской городской клинической больницы (КДГКБ). Его применение в лечении подростков с ПСР и СВД позволило значительно повысить эффективность диагностических и лечебных мероприятий: количество повторных поступлений уменьшилось до 11,9% (по сравнению с 35,1% при традиционном лечении), сократились объем и сроки соматотропной терапии — с 3—3,5 мес до 4—5 нед, на фоне индивидуальной, групповой и семейной психотерапии в более короткие сроки происходила стабилизация соматического состояния и психоэмоционального статуса подростков.

Однако ограничения указанного подхода состояли в том, что помощь подросткам с ПСР и СВД в условиях соматического стационара оказывалась только врачом-психотерапевтом во взаимодействии с педиатрами и сводилась к проведению психотерапии и психофармакотерапии, в оказание полипрофессиональной помощи не были включены педагоги, социальные работники, психологи, так как в штате КДГКБ не предусматривались данные должностные единицы, поэтому организация всего комплекса медико-психолого-социальных мероприятий была затруднительна.

Для повышения клинической и экономической эффективности помощи детям и подросткам с ПСР и СВД необходим переход к инновационным моделям. Приоритетным становится развитие внебольничных форм оказания психиатрической помощи в условиях детских дневных психиатрических стационаров (ДДПС) при общеобразовательных школах.

Цель настоящей работы — обоснование возможности оказания комплексной помощи детям и подросткам с СВД и ПСР в условиях ДДПС.

Помощь больным с нарушениями психического развития, активности и внимания, резидуально-органической патологией, эмоциональными и поведенческими расстройствами уже 18 лет успешно оказывается в ДДПС, находящимся в ведении Кировской областной клинической психиатрической больницы. Так, ДДПС на 175 коек функционирует на базе общеобразовательных учреждений Кирова и объединяет 7 подразделений при школах № 9, 18, 21, 53, 60, 67 для оказания психотерапевтической, психологической, психопрофилактической помощи детям школьного возраста путем:

• раннего выявления детей и подростков с трудностями социальной и личностной адаптации и оказания им своевременной психотерапевтической и психологической помощи;

• оказания лонгитудинальной медико-психолого-социальной помощи детям и подросткам с пограничными психическими расстройствами (ППР);

• интеграции деятельности всех специалистов, занимающихся лечением и реабилитацией детей и подростков с ППР (психиатров, психотерапевтов, психологов, логопедов, педагогов, социальных работников, наркологов), для составления и реализации индивидуальных программ сопровождения.

Отбор для лечения проводится на консультативном приеме у детского психиатра ДДПС, участковыми дет-

скими психиатрами диспансерного психиатрического отделения, детскими психотерапевтами психотерапевтической поликлиники по рекомендации психолога и жалобам педагогов и родителей. На лечение принимают детей и подростков с согласия родителей или личного согласия пациентов (достигших 15 лет). Курс лечения составляет в среднем 2 мес.

При поступлении проводят углубленное клиническое, психологическое, социальное обследование для уточнения диагноза и назначения лечения. На каждого пациента заводится медицинская карта стационарного больного. Психологическую диагностику осуществляет психолог до и после лечения. Исследуются особенности мышления, памяти, интеллекта, внимания, состояние тревожности, личностные особенности и состояние эмоционально-волевой сферы.

Дети, принятые для получения помощи в ДДПС, проходят комплексное лечение, которое включает:

• медикаментозную терапию;

• психологическую коррекцию нарушений со стороны познавательной и эмоционально-волевой сферы;

• психотерапию (индивидуальную, семейную, групповую);

• фитотерапию (общеукрепляющие, витаминные, се-дативные сборы и чаи);

• массаж;

• лечебную физкультуру (проводится преподавателем ЛФК школы);

• индивидуальную психообразовательную и психокор-рекционную работу с учителями и родителями.

На основании диагностических данных уточняются направления психологической коррекции; составляется и координируется график коррекционных занятий; проводятся групповые социально-психологические тренинги; обсуждаются особенности работы в семье ребенка.

Актуальность введения данной формы оказания помощи детям и подросткам с СВД и ПСР объясняется тем, что в настоящее время прослеживается тенденция к уменьшению числа больничных коек; с одной стороны, в связи с развитием внебольничных форм психиатрической помощи, с другой — с неблагоприятной экономической ситуацией и дороговизной содержания психиатрических стационаров. Новая модель начала реализовываться с января 2011 г. Для лечения подростков с ПСР и СВД было отведено 6 коек из 25 в школе № 67 ДДПС Нововятского района Кирова; за 2011 г. пролечено 30 пациентов с ПСР и СВД, все они выписаны со стойким улучшением психоэмоционального и соматического статуса.

В целом лечение пациентов с ПСР и СВД в условиях ДДПС, работающих на базе средних общеобразовательных школ, имеет следующие преимущества:

• возможность максимально ранней диагностики ПСР и СВД для выявления мишеней психотерапии (на этапе невротических реакций) за счет:

— проведения разъяснительной работы (лекции, семинары) с педиатрами, родителями, педагогами, подростками относительно раннего выявления симптомов заболевания и своевременного обращения за помощью при возникновении соответствующих жалоб;

— организации срезовых скрининговых психодиагностических исследований у школьников;

• оказание своевременной психотерапевтической и психологической помощи подросткам и членам их семей в наиболее приближенных к месту проживания и обучения условиях;

• преодоление проявлений дезадаптации у подростков и развитие социальных компетенций с использованием методом психотерапии (когнитивно-поведенческий подход);

• терапия пациентов на основе биопсихосоциального подхода с учетом всех звеньев этиопатогенеза, проводимая бригадой специалистов (психиатр-психотерапевт, психолог, социальный работник) в тесной взаимосвязи с педиатрами, без отрыва от обучения и привычной среды;

• организация взаимосвязи с территориальной детской поликлиникой для обеспечения преемственности и реабилитации данного контингента пациентов;

• психопрофилактический подход, реализуемый за счет:

— оказания своевременной психотерапевтической и психологической помощи школьникам, в том числе для преодоления школьной дезадаптации и углубления эмоциональных нарушений;

— формирования психологической грамотности у педагогов по индивидуальному подходу к учащимся, способам преодоления конфликтов и методам нормализации эмоционального состояния;

— проведения семейной психотерапии для коррекции неконструктивных стилей воспитания и нарушений детско-родительских отношений;

• лечение требует меньших материальных затрат (стоимость койки в ДДПС 121 руб. 59 коп.; стоимость круглосуточной стационарной койки в детском отделении ОКПБ 746 руб. 63 коп.), так как исключаются затраты на питание (дети питаются в школьной столовой), постельное белье, содержание помещений; требуется меньшее количество медицинского персонала.

Таким образом, оказание комплексной полипрофессиональной помощи детям и подросткам с СВД и

© Ю. Г. СОЛОНИН, 2012

ПСР в условиях ДДПС на базе общеобразовательных школ, обязательно включающей работу психиатра-психотерапевта, психолога, социального работника во взаимодействии с участковым педиатром и медицинскими работниками школ, позволяет достичь более выраженного и долговременного положительного эффекта, являясь инновационной моделью терапии, осуществляемой в естественной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб: Речь, 2002.

2. Великанова Л. П., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы. Социальная и клиническая психиатрия. 2006; 15 94): 79—91.

3. Довженко Т. В. Взаимосвязь аффективных и сердечнососудистых расстройств. Социальная и клиническая психиатрия. 2006; 15 (4): 69—80.

4. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб: Питер, 2000.

5. Маринчева Л. П., Злоказова М. В., Соловьев А. Г. Поэтапная диагностика и психотерапия соматоформной вегетативной дисфункции сердечно-сосудистой системы у подростков. Казанский медицинский журнал. 2008; 89 (1): 87—90.

6. Маринчева Л. П., Злоказова М. В. Этапы психотерапии психосоматических и соматоформных расстройств. В кн.: Сборник материалов III Международного конгресса. "Психосоматическая медицина". СПб, 2008: 61—62.

7. Смулевич А. Б. Соматоформные расстройства. В кн.: Ипохондрия и соматоформные расстройства. Смулевич А. Б., Тига-нов А. С., Дубницкая Э. Б. и др. М., 1992.

8. Смулевич А. Б. Депрессии в общемедицинской практике. М.: Берег, 2000.

9. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г., Довженко Т. В. Концепция соматизации: история и современное состояние. Социальная и клиническая психиатрия. 2000; 4: 81—97.

10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 1999.

Поступила 23.03.12

УДК 613.956-058

Ю. Г. СОЛОНИН

Влияние социальных и природно-климатических факторов на здоровье подростков-северян

Учреждение Российской академии наук Институт физиологии Коми научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар

На примере одного из районов Крайнего Севера показано, что за 1990—2009 гг. в связи с изменением социально-экономических условий заметно ухудшились медико-демографические показатели. У подростков-аборигенов в возрасте 14—15 лет с 1991 по 2009 г. произошло негативное изменение физиологического статуса организма и снижение уровня физического здоровья. В связи с проживанием в более суровых климатических условиях по ряду функциональных показателей подростки-северяне уступают сверстникам из средней полосы страны.

Ключевые слова: Север, медико-демографические показатели, подростки-аборигены, физическое здоровье, изменения за 19 лет

THE IMPACT OF SOCIAL AND NATURAL CLIMATIC FACTORS ON HEALTH OF ADOLESCENTS-NORTHERNERS

Yu.G. Solonin

The Komi institute ofphysiology, the research center of Ural branch of the Russian academy of sciences,

Syktyvkar

The article demonstrates that in in one of the Far North districts during1990-2009 because of changes of social economic conditions the medical demographic indicators significantly deteriorated. In aboriginal adolescents aged 14-15 years the negative change ofphysiological status of organism and decrease of level

Контактная информация: Солонин Юрий Григорьевич, д-р мед. наук, проф., зав. лаб.; е-таД:8о1опт@рЬу8ю1.кот18с.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.