Научная статья на тему 'Соматически больной ребенок: специфика социально-психологического развития (результаты комплексного исследования)'

Соматически больной ребенок: специфика социально-психологического развития (результаты комплексного исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1977
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК / КАЧЕСТВЕННО ДРУГАЯ (ДЕФИЦИТАРНАЯ) СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / НОРМА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ABSOLUTELY ANOTHER (DEFICIENCY) SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / SOMATICLY ILL CHILD / FACTORS OF DEVELOPMENT / NORM / REHABILITATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковалевский Валерий Анатольевич, Груздева Ольга Васильевна

В статье обсуждаются результаты исследований в области изучения психического развития соматически больных детей. Статья написана в русле медицинской психологии. Подробно рассматриваются особенности развития Я-концепции, познавательной деятельности, общения и внутренней картины болезни больных детей. Систематизированы и обобщены социально-психологические факторы и условия, детерминирующие процесс развития соматически больного ребенка. Приводятся совокупность аргументов и опыт работы в данном направлении, также обозначены основные направления коррекционной работы с соматически больными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковалевский Валерий Анатольевич, Груздева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Somaticly Ill Child: the Specificity of the Socio-Psychological Development (the Results of the Complex Study)

The results of the researches in the field of the mental development study of somaticly ill children are discussed in the article. The article is written in the field of medical psychology. The development peculiarities of self-concept, cognitive activity, communication and internal picture of disease of ill children are considered in details. The social-psychological factors and conditions, that determine the development process of a somaticly ill child, are systematized and generalized. The totality of arguments and work experience in this field are shown. The article also outlines the basic directions of the corrective work with somaticly ill children.

Текст научной работы на тему «Соматически больной ребенок: специфика социально-психологического развития (результаты комплексного исследования)»

СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК: СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВА -

НИЯ)

Соматически больной ребенок, качественно другая (дефицитарная) социальная ситуация развития, факторы развития, норма, реабилитация, развитие.

Изучение психологических и психических особенностей соматически больных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, это вызвано отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали снижение числа абсолютно здоровых детей до 10 % с увеличением количества часто и длительно болеющих до 70-75 % и имеющих хронические заболевания до 15-20 % [Альбицкий, Баранов, 2003]. Данные по процентному соотношению здоровых и соматически больных детей на текущий момент в литературе не освещены, но косвенные факты указывают, что категория соматически больных детей в силу нестабильности социально-экономических условий жизни населения и ухудшения экологической обстановки продолжает неуклонно расти. Больные дети по-прежнему вызывают повышенное внимание со стороны специалистов, что обосновывает потребность в дальнейшей разработке и реализации системного медико-психолого-педаго-гического сопровождения и поддержки данной категории детей.

Анализ факторов и условий психического развития современных детей показывает, что внешний, социальный фактор является наиболее значимым в возникновении и прогрессировании заболеваний. Так, состояние здравоохранения лишь в 10 % случаев является причиной роста числа заболеваний, а наследственность - в 15 % случаев, состояние окружающей среды определяет 25 % из них, неблагоприятное же влияние условий и образа жизни является причиной 50 % заболеваний. Отмечено также, что зачастую процесс обучения и воспитания происходит без учета индивидуальных особенностей детей. Это приводит к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречия между биогенетическими задатками и способствует росту заболеваемости детей [Муравьева, Бутенко, 1999].

В детских садах города Красноярска и Красноярского края в течение нескольких лет (1996-2010) происходит изучение особенностей социально-психологического развития соматически больных детей и возможных путей коррекции их развития.

Во всех исследованиях подчеркиваются качественно иной характер психического развития соматически больных детей, а также необходимость адаптации медицинского и психо-лого-педагогического процесса к разным категориям больных детей. Так, опубликованы научные работы по изучению психологических особенностей соматически больных детей, например:

— исследование особенностей личности и познавательной деятельности детей и подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (Николаева, 1987; Арина, 1995; Ковалевский, 1997; Ковалевский, Урываев, 2006);

— особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой (Михеева, Манелис, 1996);

— особенности поведения детей и педагогическая работа с ними при некоторых острых детских инфекциях (скарлатина, корь) (Бурмистрова, 1996);

— изучение особенностей интеллектуально-личностного развития детей с хроническими заболеваниями легких (Ливанова, 1997; Орлова, 1998);

— интеллектуальное развитие детей, больных сахарным диабетом (Гнедова, 1998);

— исследование психологических особенностей часто болеющих детей (Михеева, 1999);

— особенности развития речи у соматически больных детей на протяжении дошкольного возраста (часто болеющие дети и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата); факторы и условия, детерминирующие процесс речевого развития детей дошкольного возраста (Груздева, 2004);

— мотивационно-потребностное развитие часто болеющих детей, изучение преобладающих мотивов деятельности (Вылегжанина, 2005);

— особенности проявления тревожности часто болеющими детьми дошкольного возраста (Дубовик, 2006);

— специфика самосознания и самооценки часто болеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста (Мосина, 2007; Чекрякова, 2008);

— родительское отношение к часто болеющим детям дошкольного возраста (Котова, 2004; Доманецкая, 2009);

— гендерные особенности проявления тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста (Дусказиева, 2009);

— особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста (Штумф, 2009) и др.

В результате суммарного анализа исследований были выделены следующие особенности социальной ситуации развития соматически больного ребенка и особенности его личности на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.

Личностные особенности. Развитие ребенка в условиях заболеваний влияет на формирование его личности. Понятию «Я» у таких детей соответствует отрицательный образ, они сопровождают его негативным по смыслу комментарием, за ним скрываются неприятие себя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. Для соматически больного ребенка характерно амбивалентное отношение к болезни. Так, на сознательном уровне большинство детей понимают, что болезнь им мешает: нельзя ходить в гости, на улицу, нужно лечиться, принимать лекарства, но на неосознаваемом уровне болезнь для них более привлекательна, чем здоровье.

Некоторые исследования показывают: болезнь «выгодна», потому что дает возможность ребенку приблизиться к матери, получить эмоциональную поддержку в виде заботы и внимания. Так, дети полагают, что во время болезни их будут больше жалеть, больше обращать на них внимания и заботиться. Дети старшего дошкольного возраста, как правило, не понимают причин болезни, рассматривают свое заболевание как наказание за плохое поведение. В целом же отношение ребенка к болезни зависит от его возраста, характерологических особенностей, личного опыта, восприятия заболевания и его тяжести, но во многом оно определяется представлением родителей и других членов семьи о болезни.

Для старших дошкольников осознание своей болезни, ее тяжести и последствий недоступно, так как у детей еще нет ясного отношения к ситуации и к самому себе. Вследствие этого болезнь воспринимается ребенком как ограничение привычной жизни. Для ребенка опасность для жизни существует только в форме ограничений, его отношение к себе наполнено непосредственно-чувственным содержанием, главное для него - настоящее время. Собственно психологические средства совладания с болезнью у старших дошкольников еще не сформированы [Ковалевский, Урываев, 2006].

Больной младший школьник чаще сталкивается с затруднениями собственной деятельности, что вынуждает его (в силу присущих детям этого возраста стремления к оптимальному социальному результату и потребности в самостоятельности как собственной внутренней позиции, включающей, в частности, дефицитарный образ Я) в большем числе слу-

чаев анализировать поведение (свое и окружающих его людей), более тщательно планировать предстоящую деятельность и осуществлять более жесткое управление в ходе ее осуществления. Иными словами, происходит более раннее созревание психических новообразований возраста при редких обострениях хронического процесса или субъективно легком течении заболевания. Однако при телесном недостатке (что может встречаться при частых обострениях хронического заболевания либо при тяжелом его течении) способности к анализу, планированию и произвольности отодвигаются на второй план из-за выраженности астенического синдрома, что приводит к замедлению развития новообразований возраста [Мосина, 2007].

Другие типичные для больных детей особенности личности:

— при оценивании себя у больного ребенка преобладают позиция «малоценности», ущербности, отношение к себе непосредственно-чувственное;

— у часто болеющих детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладает заниженная самооценка по сравнению со здоровыми сверстниками, и во многом она зависит от типа семейного воспитания. При этом выявлено общее неустойчивое эмоционально-ценностное отношение детей к себе;

— активизируется собственная познавательная активность, направленная на преодоление преград, создаваемых болезнью в реализации жизненно важных потребностей;

— слабо сформированы у ребенка механизмы личностно-смысловой регуляции;

— присутствует стремление к компенсации дефекта (у 84 % опрошенных часто болеющих дошкольников направленность желаний на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий);

— нет развернутого жизненного плана, то есть нарушено осознание себя во времени, главным измерением времени является настоящее;

— основная направленность желаний болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страдания (84 % детей). В то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды (63 %) и на взаимодействие с другими людьми (70 %);

— уровень тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста выше, чем у их здоровых сверстников (особенно у мальчиков), причем результаты имеют достоверные различия. Анализ эмоционального восприятия детьми половых ролей показал, что в ответах детей обоего пола (независимо от соматического статуса) эмоциональное восприятие девочек достоверно позитивнее, чем мальчиков («девочки любят доброе, красивое, а мальчики любят все крутое и страшное», «девочки красивые, а мальчики - не такие красивые», «мальчики дерутся, а девочки - добрые» и пр.). Обнаружены различия и в представлении об отличительных особенностях мальчиков и девочек: у всех детей доминирует критерий «внешние признаки» (у мальчиков чаще, чем у девочек; у здоровых детей чаще, чем у часто болеющих). Тем не менее девочки чаще мальчиков ориентируются на качества личности, а мальчики на предметно-действенные характеристики. Выявлено также, что часто болеющие мальчики чаще, чем здоровые, ориентируются на личностные характеристики в своем представлении о половых ролях. Таким образом, часто болеющие мальчики (в сравнении с часто болеющими девочками и здоровыми сверстниками обоего пола) имеют более высокие показатели по уровню тревожности и отрицательному эмоциональному восприятию собственной половой роли. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что статус часто болеющего ребенка мальчиком переживается более болезненно, чем девочкой, и это негативно отражается на его межличностных отношениях, оценке себя, собственных возможностей, что и провоцирует развитие высокой тревожности;

— соматически больные дети старшего дошкольного возраста показали особенности понимания обмана: дети испытывают больше затруднений и реже используют синонимы об-

мана при его объяснении как общего и абстрактного понятия; хуже распознают обман в области знаний; чаще проявляют стратегии принятия обмана за правду и стратегию отрицания правдивой информации в области знаний, смешанную стратегию распознавания обмана в области эмоций; чаще опираются на признак контекста ситуации в ситуации собственного обмана; реже опираются на поведенческие проявления, контекст ситуации и индивидуальные особенности в ситуации обмана со стороны другого; менее склонны к обману в области намерений [Николаева, 1987; Орлова, 1982; Ковалевский, 1997; Котова, 2004; Груздева, 2004; Дубовик, 2006; Мосина, 2007; Вылегжанина, 2005; Ковалевский, Урываев, 2006; Чекрякова, 2008; Дусказиева, 2009; Штумф, Ковалевский, 2009].

Особенности межличностного взаимодействия и деятельности соматически больных детей:

— круг общения ребенка ограничен до минимума;

— присутствуют объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь;

— преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязывающе-подавля-ющий стили родительского отношения к ребенку;

— родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях, вводя различные запреты и ограничения;

— ограничена игровая деятельность (ее возможности и проявления) и, как следствие, двигательная активность ребенка;

— психологическая структура семьи с больным ребенком имеет следующий вид: активная, доминантная мама с «привязанным» к ней ребенком и отгороженный от них отец. В представлениях ребенка обнаружено устойчивое изменение ценностных позиций членов семьи. Так, если у здоровых детей, как правило, значимость членов семьи выстраивается в следующей позиции: ребенок - мать - отец, то у часто болеющих детей эта схема имеет следующий вид: отец - мать - ребенок, где отец «перемещается» в сферу фантазий и идеальных представлений, наделяется особыми положительными качествами и вызывает преимущественно положительные эмоции. При решении проблемных ситуаций часто болеющие дети преимущественно выбирают отца, да и болезнь иногда сближает отца и ребенка. Болезнь также может заострять изначальную дефицитность психологического участия отца в воспитании ребенка: трудности эмоционального контакта с женой и ребенком, неумение создать совместный досуг семьи, несформированность чувства ответственности за нее. «Вытеснение» отца из психологической жизни ребенка может иметь несколько причин. Это прежде всего традиционное, культурой обусловленное перераспределение функциональных обязанностей в семье в ситуации болезни ребенка, когда социально заданная тотальная ответственность за всё происходящее с больным ребенком приводит к экспансии этой ответственности на все жизненное пространство семьи и отец оттесняется от своих ролевых форм влияния на ребенка. В ситуации болезни отец - наблюдатель, а не деятель. Обычна позиция для сообщества мать - ребенок: «Уходи, не мешай, мы лечимся»;

— образовательный уровень родителей больных детей часто высокий. Это позволяет предположить наличие в семьях часто болеющих детей повышенных требований к организации быта и качеству окружающей материально-вещной среды, насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию духовного мира ребенка. Кроме этого, родители четко осознают свою ответственность за воспитание детей, за достойную организацию семейной и общественной жизни. Родители склонны к анализу своей воспитательной деятельности и повышению педагогической культуры. Проявляют повышенную заинтересованность социальным и физическим развитием детей. Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом. Но

при таких благоприятных для развития ребенка потенциальных возможностях их родителей в семьях в целом присутствует неудовлетворенность семейной жизнью;

— в семьях часто болеющих детей недостаточно соблюдаются режимы питания, сна, физической активности и нет серьезного отношения к здоровью. Все это означает, что ситуация в семейной микросреде во многом определяется и зависит от субъективной позиции родителей, их активности и желании совместно использовать имеющийся образовательный и культурный потенциал на благо ребенка.

Анализ микросоциальной среды развития часто болеющих детей младшего дошкольного возраста в сравнении со здоровыми сверстниками показывает, что больные дети являются «принятыми» в среде своих сверстников. При этом во взаимоотношениях со сверстниками часто болеющие дети не конфликтны, не проявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений.

Анализ микросоциальной среды развития часто болеющих детей среднего дошкольного возраста показывает, что развитие психических функций, таких как мышление, память, внимание, происходит в соответствии с возрастными закономерностями. Дети являются «принятыми» в среде сверстников. Во взаимоотношениях со сверстниками часто болеющие дети не конфликтны, не проявляют лидерских качеств, не являются членами устойчивых детских объединений.

Образовательный уровень родителей таких детей преимущественно высокий. Внутрисемейная атмосфера характеризуется позитивным эмоциональным и интеллектуальным микроклиматом, удовлетворенностью семейной жизнью.

Микросоциальная среда часто болеющих детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями. Дети являются «принятыми» в среде сверстников. Внутрисемейная атмосфера характеризуется сниженным эмоциональным микроклиматом (Арина, 1995; Ковалевский, 1997; Ливанова, 1997; Михеева, 1999; Николаева, 1987; Орлова, 1982; Котова, 2004; Груздева, 2004; Вылегжанина, 2005; Ковалевский, Урываев, 2006). Познавательное развитие. Речевой онтогенез больного ребенка дошкольного возраста:

— общая истощаемость психической деятельности;

— колебания работоспособности, инертность психической деятельности;

— снижение продуктивности воспроизведения (у больных детей меньшие показатели объема, точности и устойчивости внимания, но преобладают более развитые уровни переключения внимания);

— в силу специфической направленности познавательной активности и ограниченности воспринимаемого пространства отмечается меньший объем памяти;

— моделирующие перцептивные действия складываются позже (снижена сила побуждений);

— уже в младшем дошкольном возрасте фиксируются отставания в речевом развитии у соматически больных детей по сравнению с их здоровыми сверстниками. Выявленные изменения в речевом развитии часто болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в младшем дошкольном возрасте наблюдаются в лексическом, грамматическом строе речи, а также в звуковой культуре и связной речи. В среднем дошкольном возрасте у соматически больных детей продолжают наблюдаться сложности в развитии словаря и грамматического строя речи. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова. Активный словарь беден. Внимание соматически больных детей при обследовании неустойчиво, работоспособность низкая. В старшем дошкольном возрасте зафиксированы снижение показателей речевого развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и повышение их же в группе часто болеющих детей (по сравнению со средним дошкольным возрастом). Часто болеющие дети старшего дошкольного возраста при рассказывании более эмоциональны, чем их сверстники с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У детей с нарушени-

ями опорно-двигательного аппарата именно на этом возрастном этапе отсутствует высокий уровень развития речи. В речи данной категории детей имеются грамматические ошибки, она менее связная, лишена логической последовательности, в ней редко используются выразительные средства. Активный словарь по-прежнему недостаточно богат. Отмечены трудности и в обучении грамоте [Груздева, 2004; Ковалевский, Урываев, 2006].

В развитии соматически больного ребенка очень важными являются фактор осознания ситуации болезни и включение индивидуальных механизмов преодоления болезни. Установка на преодоление болезни - это категория субъективная, но она в то же время является очень важным объективным фактором здоровья. Для сохранения здоровья или преодоления болезни для ребенка дошкольного возраста большое значение имеет субъективная установка родителей, так как именно они формируют у ребенка дошкольного возраста отношение к здоровью и болезни, а также способствуют выработке защитных механизмов.

Таким образом, позиция родителей по отношению к понятию «здоровый образ жизни» является неотъемлемой характеристикой социальной ситуации развития соматически больного ребенка.

Суммарный факторный анализ [Груздева, 2004] показывает, что всеми участниками опроса умозрительно достаточно активно признаются все пункты как необходимые составляющие ортобиоза. У педагогов это признание высоко (92 %), у родителей - меньше (76 %). Отмечено, что реальное соблюдение ортобиоза ниже идеального представления о нем.

Важно отметить, что в первую очередь во всех исследуемых группах не соблюдаются факторы, которые не зависят от объективности, а зависят только от позиции самого человека. В большинстве исследуемых семей не придается значения здоровью, прогулкам, режиму дня, питанию, и во многом заботу об этих факторах перекладывают «на плечи» дошкольного образовательного учреждения. Как следствие этого, дети впитывают в себя азы отсутствия элементарных санитарно-гигиенических навыков, не владеют способами поддержания (сохранения) здоровья или преодоления состояния болезни.

Результаты комплексного экспериментально-психологического исследования на базе научно-образовательных комплексов кафедры психологии детства подтвердили данные о том, что социальная ситуация развития больного ребенка качественно иная. Уязвимыми становятся те факторы и условия, которые обеспечивают успех психического развития детей. Создается особая дефицитарная социальная ситуация развития, не обеспечивающая условий успешного развития детей и сказывающаяся на темпах и показателях развития. Поэтому общая стратегия коррекционных воздействий на процесс психического и психологического развития больных детей должна осуществляться через оптимальные воздействия на всю социальную ситуацию развития.

Таким образом, проведенные исследования развития психики и межличностных отношений соматически больных детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также анализ эффективности путей и способов их реабилитации убедительно показывают значимость в развитии ребенка социальной ситуации.

Библиографический список

1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов. 2003. 183 с.

2. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т. 2. № 3. С. 116-125.

3. Вылегжанина Г.Г. Роль мотивации в развитии личности больного ребенка в условиях особой социальной ситуации развития // Бехтерев В.М. и современная психология. К 120-летию открытия первой психологической лаборатории: матер. Российской науч.-практич. конф. Казань: Центр инновационных технологий. 2005. Вып. 3. Т. 2. С. 71-78.

4. Груздева О.В. Соматически больной ребенок: факторы речевого развития. Красноярск, 2004. 158 с.

5. Дубовик Е.Ю. Тревожность у детей дошкольного возраст: учеб. пособие по спецкурсу по психологии «Тревожность дошкольника» / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2006. 100 с.

6. Дусказиева Ж.Г. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5-7 лет // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 65-67.

7. Доманецкая Л.В. Родительское отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья как фактор развития форм его общения со взрослыми // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 65-69.

8. Касаткин В.Н., Михеева А.А. Оценка тревожности в группах часто болеющих детей и у пациентов с бронхиальной астмой // Школа здоровья. 1998. № 1. С. 49-57.

9. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск, 1997. 122 с.

10.Ковалевский В.А., Урываев В.А. Психология ребенка - пациента соматической клиники: практикум. Красноярск; Ярославль, 2006. 87 с.

11. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. Красноярск, 2004. 152 с.

12.Михеева А.А., Манелис Н.Г. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой // Школа здоровья. 1996. № 4. С. 116-117.

13.Мосина Н.А. Особенности развития самосознания часто болеющего младшего школьника. Красноярск, 2007. 144 с.

14.Муравьева В.Н. Проблемы здоровья детей России // Здоровый ребенок - в здоровом социуме. М.; Ставрополь, 1999. 320 с.

15.Николаева В.В., Арина Г.А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья. 1995. № 2. С. 86-96.

16.Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М, 1987. 166 с.

17.Орлова М.М. Условия формирования изменений личности больных заболеваниями легких: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 20 с.

18. Чекрякова С.В. Самооценка ребенка дошкольного возраста: учеб. пособие к спецкурсу. Красноярск, 2008. 144 с.

19.Штумф В.О., Ковалевский В.А. Особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 370-381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.