Научная статья на тему 'СОЛЯРНЫЙ ЗАЯЦ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ'

СОЛЯРНЫЙ ЗАЯЦ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
626
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история славян / славянские верования / мифология / язычество / заяц / Солнце / хоровод / мироздание / колядки / мир мертвых / охлупень / оберег / history of the Slavs / Slavic beliefs / mythology / paganism / hare / Sun / round dance / universe / carols / the world of the dead / ohlupen / amulet

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозова Тетьяна Петровна

В статье исследуется такой аспект славянской языческой мифологии как солярная природа зайца. Проанализированы мифологические представления славян-язычников о солярной природе зайца и его связи с миром мертвых, рассмотрена роль зайца-Солнца в свадебной славянской обрядности. Для более полного представления о славянских мифологических автором применен метод аналогии, при котором информация о славянском язычестве сопоставляется с архаическими мифологическими представлениями Древнего Египта, известными по многочисленным письменным источникам. Установлено, что заяц в славянской мифологии олицетворял Солнце в тот сезонный период, когда оно только начинает набирать силу, или в утренние часы, т.е. когда оно более всего связано с подземным миром мертвых и с душами усопших предков. Многочисленные славянские поверья, приметы, ритуальные действия и песни, элементы изобразительного искусства подтверждают аналогичность славянских и древнеегипетских космогонических представлений. Так как в архаических представлениях Солнце и огонь имеют родственную природу и связаны друг с другом, то заяц также являлся олицетворением огненной стихии. При этом в свадебных обрядах славянских народов заяц являлся метаморфическим изображением жениха, что тоже характерно для солярного символа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOLAR HARE IN SLAVIC PAGAN REPRESENTATIONS

The article explores such an aspect of Slavic pagan mythology as the solar nature of the hare. The mythological ideas of the pagan Slavs about the solar nature of the hare and its connection with the world of the dead are analyzed, the role of the hare-Sun in the Slavic wedding rituals is considered. For a more complete understanding of the Slavic mythological, the author used the analogy method, in which information about Slavic paganism is compared with the archaic mythological representations of Ancient Egypt, known from numerous written sources. It has been established that the hare in Slavic mythology personified the Sun during that seasonal period, when it is just beginning to gain strength, or in the morning hours, i.e. when it is most connected with the underworld of the dead and with the souls of deceased ancestors. Numerous Slavic beliefs, signs, ritual actions and songs, elements of fine art confirm the similarity of Slavic and ancient Egyptian cosmogonic ideas. Since in archaic representations the Sun and fire have a related nature and are connected with each other, the hare was also the personification of the fire element. At the same time, in the wedding ceremonies of the Slavic peoples, the hare was a metamorphic image of the groom, which is also characteristic of the solar symbol.

Текст научной работы на тему «СОЛЯРНЫЙ ЗАЯЦ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ»

13. Belyavskij Yu.A. Ideologii politicheskih partij v sovremennoj Rossii. // Sociologiya vlasti. - 2011. - №2 1. - S. 68-74.

14. Ardashev R.G. Irracional'nost' obshchestvennogo soznaniya. // Gumanitarnyj vektor. - 2020. - T. 15. - №2 2. - S. 76-84.

15. Tyugashev E.A. Formy obshchestvennogo soznaniya: Opyt sistemnoj tipologii. // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. - 2020. - №2 3 (5).

16. Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya. / URL: https://bigenc.ru/philosophy/t-ext/2251677 (data obrashcheniya: 18.05.2022).

17. Uajthed A. N. Izbrannye raboty po filosofii. - M.: Progress, 1990. - 716 s.

18. Semenov Yu.I. Na zare chelovecheskoj istorii. - M.: Mysl', 1989.

19. Kabo V. Krug i krest + Razmyshleniya etnologa o pervobytnoj duhovnosti. Kanberra: Alcheringa, 2002 Vvedenie. / URL: http://aboriginals. narod.ru/cc.htm (data obrashcheniya: 18.05.2022).

20. Istoriya pervobytnogo obshchestva. Epoha klassoobrazovaniya. Otv. red. Yu.V. Bromlej. - M.: Nauka, 1988.

21. Engel's F. Proiskhozhdenie sem'i, chastnoj sobstvennosti i gosudarstva // Marks K., Engel's F. Sochineniya. T.XVI. CH.1. M.: Partizdat CK VKP (b), 1937.

22. Kazakov E.F. Problema nachala istorii. // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - №2 1-2.

23. Istoriya pervobytnogo obshchestva: epoha pervobytnoj rodovoj obshchiny / [V. P. Alekseev, Yu. I. Semenov, L. A. Fajnberg i dr.]; otv. red. YU. V. Bromlej; AN SSSR, In-t etnografii im. N. N. Mikluho-Maklaya. - M.: Nauka, 1986.

24. Zvizzhova O V. Kanibalizm, zhertvoprinosheniya i pervobytnaya prestupnost'. // CHELOVEK: prestuplenie i nakazanie. - 2010. - № 3 (70). - S. 66-69.

25. Bogoraz V.G. Chukchi. Ch.1. - L., 1934. / URL: https://royallib.com/read/bogoraz_vladimir/chukchi_tom_i.html#225280 (data obrashcheniya: 18.05.2022).

26. Gerodot. Istoriya. Elektronnyj resurs. / URL: http://akademiya-sobor.rf/sites/default/files/herodot.pdf (data obrashcheniya: 18.05.2022).

27. Kul'kova M.A. Petrograficheskij analiz v ocenke formovochnyh mass pri izuchenii drevnej glinyanoj posudy. // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2015. - № 3 (12).

28. Vulli L. Ur haldeev. - M.: Izdatel'stvo vostochnoj literatury, 1961. - 254 s.

29. Bochkova E.V., Kuznecova E.L. Teoreticheskie aspekty issledovaniya obshchestvennogo razdeleniya truda. // Vestnik IrGTU. - 2012. - №23(62).

30. Dureev S.P. Chelovek i obshchestvo: Upravlenie i samoupravlenie. // Vestnik Omskogo un-ta. - 2009. - №2 1.

31. Fortunatov V.V. Istoriya. - SPb.: OOO Izdatel'stvo "Piter", 2014.

32. Matyushin G.N. U kolybeli istorii. Posobie dlya uchitelej. - M.: Prosveshchenie, 1972.

33. Zajbert V.F. Eneolit Uralo-Irtyshskogo mezhdurech'ya. - Petropavlovsk: Nauka, 1993. - 244 s.

34. Kalieva S.S., Logvin V.N. Nekotorye shtrihi k probleme odomashnennosti loshadi tersekskih i botajskih pamyatnikov // Vestnik arheologii, antropologii i etnografii. - 2011. - №22. - S. 246-255.

35. Avesta. Horde Avesta (Mladshaya Avesta) / Podgotovka avestijskogo teksta, perevod, predislovie, kommentarij M.V. Chistyakova. - SPb., 2005. -384 s.

36. Panishchev A.L. Zoroastrizm (didakticheskie materialy po kursu «Religiovedenie») // Voprosy kul'turologii. - 2014. - №2 5-6. - S. 51-61.

37. Istoriya pervobytnosti, Drevnego mira i Srednih vekov. Chast' pervaya: Istoriya pervobytnosti: uchebno-metodicheskie materialy dlya studentov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie», napravlennost' (profil') obrazovatel'noj programmy «Istoricheskoe obrazovanie» (uroven' bakalavriata) / Avtor-sost. V.I. Grebenyukov. - Nizhnevartovsk: NVGU, 2020.

ГРЕБЕНЮКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России и документоведения, Нижневартовский государственный университет (grebenukov@mail.ru).

GREBENYUKOV, VLADIMIR I. - Ph.D. in History, Associate Professor, Professor of the Department of Russian History and Documentation, Nizhnevartovsk State University (grebenukov@mail.ru).

УДК 299.18 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-12-17

МОРОЗОВА Т.П.

СОЛЯРНЫЙ ЗАЯЦ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

Ключевые слова: история славян, славянские верования, мифология, язычество, заяц, Солнце, хоровод, мироздание, колядки, мир мертвых, охлупень, оберег.

В статье исследуется такой аспект славянской языческой мифологии как солярная природа зайца. Проанализированы мифологические представления славян-язычников о солярной природе зайца и его связи с миром мертвых, рассмотрена роль зайца-Солнца в свадебной славянской обрядности. Для более полного представления о славянских мифологических автором применен метод аналогии, при котором информация о славянском язычестве сопоставляется с архаическими мифологическими представлениями Древнего Египта, известными по многочисленным письменным источникам. Установлено, что заяц в славянской мифологии олицетворял Солнце в тот сезонный период, когда оно только начинает набирать силу, или в утренние часы, т.е. когда оно более всего связано с подземным миром мертвых и с душами усопших предков. Многочисленные славянские поверья, приметы, ритуальные действия и песни, элементы изобразительного искусства подтверждают аналогичность славянских и древнеегипетских космогонических представлений. Так как в архаических представлениях Солнце и огонь имеют родственную природу и связаны друг с другом, то заяц также являлся олицетворением огненной стихии. При этом в свадебных обрядах славянских народов заяц являлся метаморфическим изображением жениха, что тоже характерно для солярного символа.

MOROZOVA, TP. THE SOLAR HARE IN SLAVIC PAGAN REPRESENTATIONS

Key words: history of the Slavs, Slavic beliefs, mythology, paganism, hare, Sun, round dance, universe, carols, the world of the dead, ohlupen, amulet.

The article explores such an aspect of Slavic pagan mythology as the solar nature of the hare. The mythological ideas of the pagan Slavs about the solar nature of the hare and its connection with the world of the dead are analyzed, the role of the hare-Sun in the Slavic wedding rituals is considered. For a more complete understanding of the Slavic mythological, the author used the analogy method, in which information about Slavic paganism is compared with the archaic mythological representations of Ancient Egypt, known from

numerous written sources. It has been established that the hare in Slavic mythology personified the Sun during that seasonal period, when it is just beginning to gain strength, or in the morning hours, i.e. when it is most connected with the underworld of the dead and with the souls of deceased ancestors. Numerous Slavic beliefs, signs, ritual actions and songs, elements of fine art confirm the similarity of Slavic and ancient Egyptian cosmogonic ideas. Since in archaic representations the Sun and fire have a related nature and are connected with each other, the hare was also the personification of the fire element. At the same time, in the wedding ceremonies of the Slavic peoples, the hare was a metamorphic image of the groom, which is also characteristic of the solar symbol.

Сегодня сохранилась не так много вполне достоверных сведений о славянском язычестве. Многие мифологические представления дохристианского периода восстанавливаются по обрывочным данным более поздних летописей, сохранившимся языческим обрядам, фольклору, песням и т.д. Но, при сопоставлении менее изученных, из-за скудости сохранившихся сведений, мифологических представлений с мифологией народов, информация о которой достаточно полно представлена (например, мифология Древнего Египта), по методу аналогии можно восстановить имеющиеся «пробелы» в знаниях об этих древних мировоззрениях. При написании данной статьи нами была проанализирована литература, содержащая информацию о славянских языческих традициях и обрядах, в результате чего предложены некоторые выводы о солярной природе зайца в языческих представлениях славянских народов. Цель написания статьи: анализ информации о солнечной природе зайца в славянской языческой традиции и структурирование его мифологического образа в контексте мифологии древних славян.

Рассматривая свойства зайца, позволяющие рассматривать его как солярный символ, следует прежде всего учитывать, что одним из ведущих культов у славян-язычников был солярный культ, в котором Солнце олицетворяли как некоторые неодушевленные предметы (например, колесо), так и определенные зооморфные символы. Одним из них, безусловно, можно с полным основанием считать зайца, так как этот зверь обладает многими качествами, роднившими его в языческом сознании с дневным светилом. В частности, отличительным качеством зайца является быстрый бег и манера бегать кругами. То есть, по существу, в контексте мифологических представлений, здесь очевидно сходство с совершением магических действий, посвященных богу Солнца. Поскольку круг считался солярным символом, движение по кругу нередко носило культовый характер, в частности, должно было содействовать повышению солнечной активности. Одним из таких сакральных действий, к примеру, издревле являлось вождение хоровода.

С другой стороны, одним из магических действий, призванных способствовать повышению плодородия земли, у славянских народов было ритуальное подпрыгивание в высоту. Между тем, как известно, заяц передвигается скачками, причем способен к весьма высоким прыжкам. Также, как известно, с изменением солнечной активности заяц меняет цвет шерсти. Зимой он становился белым, то есть с уходом теплых дней приобретает цвет неактивного восходящего Солнца, к которому устремляются души умерших, что в языческих верованиях также делало его проводником между миром живых и мертвых.

Связь зайца с Солнцем и огнем, в принципе, можно считать очевидной и при обращении к массе других историко-культурологических феноменов и лингвистических форм. К примеру, свет солнечного луча традиционно называется солнечным зайчиком, что также свидетельствует о сакральной связи Солнца и зайца. Также издревле заяц олицетворял собой огненную стихию, которая, по представлениям древних славян, была родственна по своей природе Солнцу и имела с ним прямую связь. Так, словами «заенька», «зай», «зайко» русские называли огонь в разговоре с детьми [7, с. 175]

По примете некоторых славянских народов, если заяц забежал в деревню, значит быть пожару. Известна русская колядка:

«Овсень! Уж ты заюшка!

Овсень! Уж ты серенький!

Овсень! По пожарищу скакал!

Овсень! Рожки-ножки припалил!» [3, с. 18].

Обратим внимание на то, что в этой колядке прослеживается не только связь зайца с огнем и возрождающимся Солнцем, но и упоминаются также некие «рожки», которых, как известно, у этого зверя в природе нет. Однако исследователям известен целый ряд изображений рогатого зайца, что сближает его с другими солярными животными - оленем, козой, быком, бараном. Также в подобных колядках традиционно упоминается «серенький» заяц, а не «беленький», что

указывает на то, что летний заяц ассоциировался с Солнцем в зените, в момент его наибольшей активности, так как белый цвет был цветом солнца, теряющего силу.

Известно и то, что у славян были широко распространены хороводы (ритуальное движение по кругу, способствующее активизации солнца) - «Заиньки», которые сопровождались пением песен про зайца. Такие хороводные и игровые песни встречаются на Севере, на Урале, в западной России, у русских Латгалии, в центральной и южной России, на Украине, в Белоруссии и т.д. Хороводы, связанные с образом зайца, встречаются и у других славян [4, с. 159]. Для русских наиболее характерны хороводы, в которых один из участников находится в центре и изображает зайца. В Герцеговине мужчины исполняют «зечко коло» - хоровод, исполняемый мужчинами, когда они с пением движутся по кругу, в центре которого находится живой заяц, которому танцующие не дают выбежать из круга [4, с. 178].

Таким образом, хороводы с использованием зайца издревле являлись у славян сакральным магическим действием, смысл которого заключался в магическом воздействии на Солнце с целью повышения его активности.

В период зимнего солнцестояния (в Рождественские праздники), также производились магические действия, связанные с Солнцем-зайцем: в селах на границе Боснии и Кордунана в Рождество происходило ритуальное разговение зайчатиной [4, с. 184]. В Воронежской губернии считалось, что тот, кто съест кусочек заячьего мяса, станет красавцем [4, с. 180], то есть наполнится красотой и божественной солнечной энергией.

У сербов зимнее обрядовое печенье, представленное рождественским калачом, называют «зец» (заяц) и также должно было благотворно повлиять на того, кто съест его на Рождество [4, с. 185].

Постепенно эволюционируя, образ зайца прочно вошел в народные верования, в частности, стал выступать в виде оберегов. В народной русской обереговой вышивке и ткачестве широко известен мотив под названием «заюшка» - крест с загнутыми концами, выступающий в роли символа Солнца, которое защищает от злых сил и вредоносных духов [3, с. 18].

На русском Севере фигурам охлупней (коньков - верхней детали крыши) домов нередко придавали сходство с зайцем с длинными ушами, иногда - с выступами-крыльями по бокам [10, с. 18-19] (Фото 1).

Фото 1. Охлупень Деревня Веригино. Архангельская область [10, с.42]. Foto. 1. Okhlupen Village Verigino. Arkhangelsk region [10, p.42].

В данном случае солнце-заяц, находясь в зените, должно было охранять дом от злых сил. Таким образом, дом здесь строился по принципу повторения структуры мироздания с символом Солнца на самом высоком месте крыши, так как дневного светила боялись враждебные людям духи и другие вредоносные сущности сакрального мира.

Также известны древнеславянские привески-обереги в виде зайца, которые были найдены в древнеславянских курганах-захоронения Ленинградской области (только там). Их носили славяне-язычники у плеча или пояса на ремешках или цепочках в качестве оберега [9, с. 91] (Рис.1).

Рис. 1. Языческие славянский оберег [2, с. 97]. Fig. 1. Pagan Slavic amulet [2, p.97].

Рассматривая место зайца в славянских верованиях, следует особо отметить его роль в свадебном ритуале. Известно, что в фольклоре заяц выступал символом мужской плодовитости, что также роднило его с Солнцем - подателем жизни. Фигурку зайца, символизирующую жениха, на русском Севере делали к свадьбе. При этом жених всегда символизировал Солнце. Нужно также указать на то, что плодовитость зайцев сделала его в народном представлении носителем любовно-брачной мужской символики. Не случайно, как и другие солярные символы, он был очень популярен в славянских песнях, сказках и поговорках эротического содержания, а также в свадебных обрядах и песнях.

К примеру, в конце белорусской свадьбы один из участников изображал скачущего зайца, надев вывернутый кожух; на украинской - исполнялся танец «заяц»; на русской - к жениху обращались как к зайцу. В русских хороводах - заяц-жених выбирал себе невесту. У украинцев и кашубов детям говорили, что их принес заяц. На русско-белорусском пограничье существовал обряд перегораживания дороги свадебному поезду после венчания, который назывался «закидывать зайца» или «закладывать зайца». При этом участникам торжества приходилось платить выкуп, чтобы проехать: «зайца брать» и «зайца давать». Считалось, что этот обряд должен был принести молодоженам достаток в дальнейшей жизни [6, с.113, 116]. Интересно и то, что образ зайца, спешащего на свадьбу, нередко встречается в русских песнях. В игровых песнях восточных славян с символикой брака связан образа зайца, плетущего венок («заинька, свей венок») [4, с. 178]. При этом нужно учитывать, что венок также считался одним из символов Солнца и обязательным свадебным атрибутом молодоженов.

С зайцем были связаны и некоторые традиционные свадебные действия на территории Севера России, охватывающей восточную часть Новгородской области, юго-западной части Вологодской области, в также в губерниях: Смоленской, Калужской, Новосибирской, Ярославской и др. Например, обряд подношения фигурки зайчика с просьбой денег или угощения за него, когда для получения выкупа перед свадебным поездом заграждали дорогу бревном («закидывают зайца»). Венок, как символ солнца, используемой в свадебной, святочной и семицко-троицкой обрядности, упоминается в хороводных песнях про зайца. В восточном Полесье свадебная игра «заяц» исполнялась с венком из цветов на голове [4, с. 169].

Образ зайца также связан с обрядовым хлебом, особенно со свадебным караваем (символом солнца). В некоторых областях России, Белоруссии и Украины изготовление свадебного каравая ритуально сопровождается песней про зайца. В Харьковской губернии, к примеру, была записана такая песня:

«Заинька на лавочки ходя, Серенький в печь зазирая, Уже, уже каравай поспел, Уже, уже яровой поспел».

В Калужской губернии во время раздачи каравая на свадьбе поют:

«Друженькя каравай кроить, А палдружья сыр калупаить,

Свашунькя маслом поливаить, Малоденькяя маслом поливаить. Заинькя реку бредёть, А серенькяй глубокаю» [4, с.175].

Упоминание в этой песне заиньки, который бредет через глубокую реку, скорее всего, связано с представлением о Солнце, которое ночью проплывает по подземной реке, а утром прибывает на свадьбу, чтобы благословить новобрачных.

Мотив переправы зайца через реку в свадебных песнях существовал и в Витебской области. В северо-русских игровых песнях имелся мотив реки, в которую вскочил заяц [4, с. 180]. Связь зайца с Солнцем и потусторонним миром отразилась и в песне, которая пелась в предсвадебную неделю в Архангельской области. В ней говориться о зайце, который скакнул в одну сторону и схватил золото (металл солнца), скакнул в другую - там глубокая река (путь в царство мертвых) [4, с. 161]. В Полесье печенье свадебного каравая (символа Солнца) издревле сопровождалось песнями о зайце эротического содержания. Русские в Харьковской губернии подобные песни пели после испечения свадебного каравая, а в Калужской - во время его раздачи [4, с. 185]. Свадебные песни про зайца в Архангельской области также содержали эротический мотив, часто представленной символическими образами [4, с. 161].

Более предметно рассматривая связь зайца с миром мертвых, отметим, что еще в древних языческих мифологиях (например, древнеегипетской) существовало представление о боге Солнца, который, проходя днем по небосводу, собирает души умерших и доставляет их в подземное царство мертвых. Также в сезонные периоды солнечной активизации, вместе с набирающим силу Солнцем, души возвращаются в мир живых на непродолжительное время.

По имеющимся данным, подобные мифологические представления были свойственны и славянскому язычеству. Например, заяц по славянским народным представлениям, был связан с нечистыми духами, которые могли принимать его образ или даже ездить на нем верхом [7, с. 174175]. На наш взгляд, здесь мы имеем дело с отголоском представлений о том, что душа предка возвращается в мир живых на Солнце. Известно, что в некоторых районах Белоруссии образ зайца существует в троицких песнях и обрядах, когда весеннее солнце переходит в летнее и поминаются усопшие предки [4, с. 166]. Образ зайца может принимать при этом душа умершего, которая на некоторое время возвращалась к живым вместе с Солнцем-зайцем. В этой связи интересно, что на Руси существовало поверье, что нельзя поминать зайца плывя по воде, так как все реки впадают в подземную реку, протекающую через мир мертвых, с которым он связан [4, с. 176].

У всех славян заяц, перебегающий дорогу, являлся признаком возможного скорого несчастья [8, с. 42]. В Болевацком уезде верили, что если дорогу беременной женщине пересекали змея (тоже житель подземного мира) или заяц, то ее ребенок должен был умереть [4, с. 176]. То есть заяц-Солнце забирал с собой его душу. В Колашине считалось плохим предзнаменованием, если дорогу перебегал заяц, который бежал под гору. Считалось, что такой случай являлся олицетворением заходящего солнца, которое уносит с собой души. Только в Померании перебегающий дорогу заяц считался хорошим признаком, а если дорогу перебегал волк, то это было к несчастью [4, с. 179]. Видимо, по языческим представлениям этого района заяц являлся символом Солнца-подателя благ, а его естественный враг - волк, связывался с хтоническим символом подземного царства. В свою очередь, белорусы Гомельской области, считали, что если заяц пробежит под окнами, то в доме будет покойник, т.е. заяц унесет чью-то душу под землю [4, с. 179-180].

Подводя итоги анализу материалов, отражающих славянскую языческую обрядность, основанную на архаических представлениях о мироустройстве, можно с уверенностью сказать, что у древних славян культ Солнца-зайца был не таким популярным как культ Солнца-коня или Солнца-сокола. Однако он являлся не менее сложным и весьма древним. Его корни уходят в первобытные религиозные представления. Об этом, на наш взгляд, свидетельствует тот факт, что еще в додинастическом Египте заяц также считался одной из форм бога Солнца Ра [1, с. 79] и также отождествлялся с подземным миром мертвых. [5, с. 108]. Но, в отличие от сокола, который в славянских представлениях являлся символом Солнца в зените, солярный заяц представлял, в значительной степени, восходящее или заходящее Солнце, поэтому он связывался как с миром живых, так и с миром мертвых.

Литература и источники

1. Бадж Э.А. У. Древний Египет: духи, идолы, боги. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. - 478 с.

2. Гаврилов Д. А., Ермаков С.Э. Символы в традициях восточных славян. - М: «Вече», 2018. - 320 с.

3. Гульц Ю. Языческая мистерия славян. Посвящение светлым богам. Очерки. - Воронеж: Река Времени, 2005. - 127 с.

4. Гура А. В. Символика зайца в славянской обрядовом и песенном фольклоре//Славянский и балканский фольклор. Генезис. Архаика. Традиции. - М.: Наука, 1978. - Вып.2. - С. 159-186.

5. Египетская мифология: Энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 592 с.

6. Листова Т.А. Семейные обряды русско-белорусского пограничья в контексте этнополитической истории XIX - начало XXI вв. Дисс. ... канд. ист. наук. - М. 2006. - 370 с.

7. Славянская мифология. Энциклопедический словарь / ред. С. М. Толстая. Изд. 2-е. - М.: Международные отношения, 2019.

- 512 с.

8. Супрун А.Е. Жизнь древних славян по данным их языка. - Минск, БГУ, 2020.

9. Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески//Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. / ред. Рыбаков Б.А. - М.: Советская Россия, 1967. - С. 88-112.

10. ЧекаловА.К. Народная деревянная скульптура русского Севера. - М.: Искусство, 1974. - 192 с.

References and Sources

1. Badzh E.A.U. Drevnij Egipet: duhi, idoly, bogi. - M.: ZAO Centrpoligraf, 2009. - 478 s.

2. Gavrilov D.A., Ermakov S.E. Simvoly v tradiciyah vostochnyh slavyan. - M: «Veche», 2018. - 320 s.

3. Gul'c Yu. Yazycheskaya misteriya slavyan. Posvyashchenie svetlym bogam. Ocherki. - Voronezh: Reka Vremeni, 2005. - 127 s.

4. Gura A. V. Simvolika zajca v slavyanskoj obryadovom i pesennom fol'klore// Slavyanskij i balkanskij fol'klor. Genezis. Arhaika. Tradicii. - M.: Nauka, 1978. - Vyp.2. - S. 159-186.

5. Egipetskaya mifologiya: Enciklopediya. - M.: Izd-vo Eksmo, 2007. - 592 s.

6. Listova T.A. Semejnye obryady russko-belorusskogo pogranich'ya v kontekste etnopoliticheskoj istorii XIX - nachalo XXI vv. Diss. ... kand. ist. nauk. - M. 2006. - 370 s.

7. Slavyanskaya mifologiya. Enciklopedicheskij slovar' / red. S. M. Tolstaya. Izd. 2-e. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2019. - 512 s.

8. Suprun A.E. Zhizn' drevnih slavyan po dannym ih yazyka. - Minsk, BGU, 2020.

9. Uspenskaya AV. Nagrudnye i poyasnye priveski//Ocherki po istorii russkoj derevni X-XIII vv. / red. Rybakov B.A. - M.: Sovetskaya Rossiya, 1967.

- S. 88-112.

10. Chekalov A.K. Narodnaya derevyannaya skul'ptura russkogo Severa. - M.: Iskusstvo, 1974. - 192 s.

МОРОЗОВА ТЕТЬЯНА ПЕТРОВНА - кандидат геолого-минералогических наук, доцент, Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (olivin99@mail.ru).

MOROZOVA, TETYANA P. - Ph.D., Associate Professor, Sergo Ordzhonikidze Russian State Geological Exploration University.

УДК 94(415)«1558/1603» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-17-21

КОЗЛОВ А.Д. ВОЛКОВА Ю.А. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР (МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ):

ВЗГЛЯД ФРАНЦУЗСКОГО ДВОРА

Ключевые слова: Елизавета Тюдор, Ла Мот Фенелон, Екатерина Медичи, Карл IX, династический брак, гугеноты, Парламент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье исследуется репрезентация образа Елизаветы I Тюдор по данным французской дипломатической переписки. Подчёркивается неоднозначность восприятия её образа французским королевским двором. Анализируется изменение отношения французской королевской семьи к Елизавете и её политике. Делается акцент на выделении в отчётах французских послов мужских качеств Елизаветы и ее могущественной власти, что заставляло французский двор воспринимать её как равную и видеть в ней единовластного правителя. Показано, что, несмотря на дипломатический союз между Англией и Францией, Елизавета воспринималась как потенциальный враг и коварная королева.

KOZLOV, A.D. VOLKOVA, J.A. REPRESENTATION OF THE IMAGE OF ELIZABETH TUDOR (MALE AND FEMALE): THE VIEW OF THE

FRENCH COURT

Key words: Elizabeth Tudor, La Mothe Fenelon, Catherine de Medici, Charles IX, royal marriage, Huguenots, Parliament.

In the article researched the representation of the image of Elizabeth I Tudor according to French diplomatic correspondence. It is emphasized the ambiguity of the perception of her image by the French royal court. It is analyzed the change in the attitude of the French royal family towards Elizabeth and her policy. Emphasis is placed on the highlighting in the reports of the French ambassadors of Elizabeth's masculine qualities and powerful power, which makes the French court perceive her as an equal and see her as an autocratic ruler. It is shown that despite the diplomatic alliance between England and France, Elizabeth was perceived as a potential enemy and a treacherous queen.

Репрезентация образа английской королевы Елизаветы Тюдор (1558 -1603 гг.) привлекает внимание учёных уже несколько столетий. При этом стоит отметить, что фигуры её современников во Франции - Карла IX и Генриха III столь интенсивно не обсуждались и не описывались зарубежной, и, в частности, даже французской историографией. Всё дело в крайней неоднозначности образа Елизаветы, с одной стороны. С другой - обращает на себя внимание тот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.