Научная статья на тему 'Соляная и горная регалии как один из источников доходов бюджета в России XIX В. : правовое регулирование, управление и контроль'

Соляная и горная регалии как один из источников доходов бюджета в России XIX В. : правовое регулирование, управление и контроль Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
312
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соляная и горная регалии как один из источников доходов бюджета в России XIX В. : правовое регулирование, управление и контроль»

ные учебные заведения не менее трех часов ежедневно или не менее восемнадцати часов в неделю.

Закон от 1 июня 1882 года не обязывал владельцев предприятий открывать школы для малолетних рабочих. Однако совершенствование техники требовало определенных знаний. Поэтому предприниматели были вынуждены при фабриках и заводах открывать школы, соответствующие «одноклассным народным училищам».

Также Законом впервые введена норма, регулирующая исполнение фабричного законодательства о работе несовершеннолетних.

К данному законодательному акту фабриканты отнеслись по-разному. Петербургские фабриканты требовали ограничения работы малолетних и даже нормирования труда взрослых мужчин. А фабриканты центральных губерний были против недопущения к работам детей до 12 лет.

Таким образом, в период подъема промышленности эксплуатация дешевого детского труда достигла особенно больших размеров. Фабрично-заводская промышленность России того времени была слабой и отсталой в техническом отношении. Чтобы выдерживать конкуренцию, приходилось удешевлять производство, подбирая наиболее дешевую рабочую силу, а не внедрять новые технические усовершенствования.

Появление законов, регулировавших отношения между предпринимателями и рабочими, было обусловлено тем, что в правительственных кругах осознали необходимость создания правовой основы для развития промышленности. Большое внимание при создании законопроектов уделялось ограничению труда несовершеннолетних

Несмотря на противодействие московских фабрикантов, правительство сделало первый шаг в области правового регулирования интересов рабочих, приняв Закон 1 июня 1882 года «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Этот Закон, являясь результатом стачечной борьбы, вселял в молодой рабочий класс страны веру в свои силы.

Ларина О.Г.,

канд. юрид. паук, доцент кафедры гражданского права Курского

государственного технического университета

СОЛЯНАЯ И ГОРНАЯ РЕГАЛИИ КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА В РОССИИ XIX в.: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ

Государство в различные периоды определяло многообразные источники доходов, начиная с податей, пошлин, налогов и заканчивая монополизированием товаров и сфер экономики. Одной из самых постоянных до-

ходных статей для российского бюджета в дореволюционный период являлись горная промышленность и соляной промысел.

И.Т. Тарасов указывает, что «регальность горного промысла основана была на том, что недра земли принадлежат не владельцу поверхности, а государству»1. В некоторые периоды в законодательстве было даже прямо определено, на какую глубину от поверхности земли распространяется право собственности частного владельца. И.И. Янжул называет горную регалию «исключительным правом государства на производство горного дела...». К ней автор также относит право государства на доход от обложения частных лиц, занимающихся добыванием металлов и минералов2.

Немного другое правило действует в отношении соляной регалии, которая в отличие от частно-правовой горной регалии относилась к фискальным, поскольку «помимо стремления казны к извлечению дохода, не имеет никакого специального юридического основания для своего учреждения»3. Ее продукт являлся жизненно важным и необходимым для населения, поэтому приносил огромные прибыли казне. В связи с этим противники соляной регалии говорят о ее «вредности»: «...соль составляет предмет, необходимый для земледелия, скотоводства и промышленности, а соляная монополия подрывает промышленность вообще и, таким образом, наносит ущерб не только народному, но и государственному хозяйству, истощая источник, из которого фиск черпает необходимые ему средства»4.

В России в различные периоды в отношении указанных доходов велась достаточно устойчивая административная политика. Были сформированы органы управления, контроля, разработана схема поступлений горного и соляного доходов в бюджет.

Первая попытка развития горного промысла со стороны правительства относится ко времени Ивана III: были проведены разведки благородных металлов, но безуспешно. При Михаиле Федоровиче были открыты золотые россыпи на Урале, но были брошены за недостатком опытных «рудоведцов» и «ру-дознатцов»5. Со времен Анны Ивановны вводится отдача в потомственную аренду казенных заводов, причем арендаторам предоставляли разного рода льготы и привилегии, возникли посессионные заводы. Горный промысел в России начинает активно развиваться в период правления Петра I. Особенное

1 Тарасов И. Т. Очерк науки финансового права / У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»). Т. 2. 1998. С. 245.

2 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. СПб., 1890. С. 171.

3 См.: Тамже. С. 217.

4 Тарасов И. Т. Очерк науки финансового права / У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»). Т. 2. 1998. С. 248.

5 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. СПб., 1890. С. 121.

внимание развитию горного образования уделялось при императоре Николае I, который учредил Горный институт, Технологический институт, пробирные училища и т.п.1.

В XIX веке казенные горные промыслы несколько утрачивают свою значимость, однако горная промышленность находится под пристальным контролем государства на протяжении всего столетия. Уставы горный и Устав о промышленности, принятые в целях систематизации норм в области добычи минералов и металлов, их производства и реализации, детально регламентировали процессы добычи, поступления указанных доходов в бюджет2. Весь комплекс законодательных норм в этих актах можно разделить на две группы:

1) нормы, устанавливающие порядок добычи минералов, руд, уплаты соответствующих сборов и ответственность за нарушение законодательства о горной промышленности и соли;

2) нормы, определяющие порядок управления и организации горного и соляного промысла.

На основании Горного устава законодатель предоставлял заводчику выбор по уплате горного сбора. Он мог вносить сбор либо в Горное правление, либо в Главное казначейство, либо в Казенную палату той губернии, на территории которой находится завод или дом (место жительства) заводчика3.

Горный устав предоставлял два способа уплаты горной подати. Так, завод мог выплачивать установленную денежную сумму или вносить подать «натурою». Пятнадцатипроцентная медь вносилась на Екатеринбургский Монетный двор. С золота, серебра и платины подать в натуральном виде (в виде слитков, крошки и т.д.) поступала в Санкт-Петербургский Монетный двор. В Горном правлении находилась книга для записи доходов, поступающих от частных заводов. В нее вносились сведения о тех платежах, которые шли как в Горное правление, так и на Монетные дворы, в Казенные палаты и Главное казначейство.

На основании Горного устава4 денежные подати от производства чугуна вносились в бюджет два раза в год: с января по февраль и с сентября по октябрь. Оброчные подати с доменных и медеплавильных печей должны были поступать в казну один раз в год в январе — феврале5.

Помимо процедуры уплаты горной подати, Горный устав содержал нормы, предусматривающие ответственность за нарушение законодатель-

1 Тарасов И. Т. Очерк науки финансового права / У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»). Т. 2. 1998. С. 244.

2 Уставы Монетный, Горный и о Соли. Т. 7. Свод законов Российской империи. СПб., 1857.

3 Там же. 1857. Ст. 505.

4 См.: Там же. Ст. 87.

5 См: Тамже. Ст. 505.

ства об уплате горного сбора. Часть 6 Главы 8 Горного устава «О взыскании недоимок» за неплатеж горных податей различного рода в установленные сроки предусматривал штраф в виде пени в размере шести процентов от суммы неуплаченного налога. Если эта мера не повлияет на соблюдение заводами налогового законодательства, ст. 524 устанавливает изъятие у завода металлов или наличных денег.

Надзор за своевременным и полным поступлением горной подати в бюджет осуществлялся Горным правлением и заводским исправником.

Значительным видом доходов являлся соляной доход. В отношении данного вида доходов целесообразно говорить о государственной фискальной монополии. На основании Устава о соли главное управление соляной части возлагается на Министерство финансов, в частности Департамент горных и соля-ныхдел ‘. В Своде законов Российской империи, издания 1857 г., в Уставе о соли во введении содержатся положения о том, что «Устав о соли имеет предметом узаконения о продовольствии государства солью и взимании в казну дохода от продажи оной»2.

Продовольствие государства солью и взимание казенного дохода охранялись учреждением и наблюдением правил относительно добывания соли, развоза ее по губерниям, свидетельства и продажи. В связи с этим Устав состоит из четырех главных частей: добывание соли, развоз соли, свидетельство соли, продажа соли.

Глава первая Устава о соли устанавливает, что Главное управление соляной части возлагается на Министерство финансов по Департаменту Горных и Соляных дел. С 6 мая 1831 года вступает в силу примечание о полномочиях министра финансов в данной сфере. Так, ему присваивалось право:

— рассрочивать платежи соляных долгов, кроме тех, в отношении которых правительством сделаны особые распоряжения, с обеспечением на три года суммой до пятнадцати тысяч серебром с процентами, если неисправность произошла от несчастных обстоятельств, засвидетельствованных местным начальством;

— разрешать постройки и починки на соляных промыслах и в соляных магазинах из назначенных росписью строительных сумм, когда они не превосходят издержки пятнадцати тысяч рублей серебром.

В Уставе о соли указано, что прибрежные части морей, из которых производится добывание соли, соляные озера, ключи и копи являются источниками добывания соли. Законодатель устанавливает исключительную монополию государства на добывание соли. В ст. 9 Устава о соли, введенной

1 Уставы Монетный, Горный и о Соли. Т. 7. Свод законов Российской империи. СПб., 1885. Ст. 2.

2 См.: Там же. Ст. 3.

5 августа 1818г.1 перечисляются все источники добывания соли: соль добывается из источников, находящихся в государственной собственности, из источников, находящихся в собственности государства, но временно предоставленных в частные владения, и, наконец, из источников частных владений.

В статье 537 Устава о соли содержится изъятие из общего правила об уплате акциза с соли: русским промышленникам разрешалось без платежа акциза и пошлины ввозить из крымских и других русских портов соль2.

Итак, в состав соляного дохода входили:

1) деньги, выручаемые от продажи соли в магазинах, принадлежащих государству;

2) акциз, уплачиваемый частными лицами за соль, добываемую из источников, которыми они владеют.

В данном случае правительством сочетались две возможные формы фискальной монополии: казенное предпринимательство на основе государственной регалии на соль и косвенное обложение в виде акциза. Это можно отнести к одной из самых эффективных финансовых моделей государственных монополий. В последствии соляная регалия будет отменена, а соляные разработки будут переданы в частные руки. Казенная добыча будет производиться только в Чалгинском самосадочном озере Ставропольской губернии и приносить бюджету доход в 1,2 млн при издержках взимания на сумму свыше 500 тыс. руб.3.

Надзор за поступлениями соляного дохода в казну Российской империи с 1818 года был возложен на Казенную палату, которая была обязана наблюдать за тем, чтобы за все количество проданной от казны соли деньги поступали сполна, чтобы акциз вносился в установленные сроки со всего количества соли, добываемой частными лицами и отправляемого на вольную продажу4.

Уполномоченные Казенной палатой приставы вели специальные книги (книга приходов и расходов соли, в которые вписывались сведения о количестве принятой в магазины соли и ее продажи; приходов и расходов денежных сумм, в которой отражались ежедневные суммы, полученные от продажи соли и переданные в уездное казначейство). В книгу прихода и расхода денежных сумм также вносились сведения об акцизах, уплачиваемых владельцами соляных источников за продажу соли5.

1 Уставы Монетный, Горный и о Сожі. Т. 7. Свод законов Российской империи. СПб., 1857. С. 4.

2 См.: Там же. Ст. 58.

3 Тарасов И. Т. Очерк науки финансового права / У истоков финансового права. М.: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»). Т. 2. 1998. С. 247.

4 См.: Там же. С. 247.

5 См: Там же. Ст. 541.

По прошествии каждого года в январе приставы были обязаны представлять в Казенную палату отчет о количестве проданной соли, полученных суммах и перечисленных уездному Казначейству акцизах. В свою очередь, Казенная палата не позднее июня передает годовой отчет Департаменту горных и соляных дел.

Устав о соли в разделе шестом «О взысканиях и наказаниях за нарушения постановлений о соли и о порядке судопроизводства» устанавливает штрафные санкции и наказания за нарушения порядка продажи соли и уплаты акцизов. Так, на основании ст. 549 Устава о соли заводчик подвергается уплате двойного акциза если будет обнаружено, что в амбарную книгу внесены недостоверные сведения с количестве сваренной соли Некоторые правонарушения в области соляного дела преследовались по Уложению о наказаниях.

В целом управление промышленным производством Российской империи в XIX в. было сосредоточено в рамках Министерства финансов и Министерства государственных имуществ.

Управление добычей соли, горнопромышленность и казенные горные заводы в большинстве своем находились в ведении Министерства государственных имуществ. Министр государственных имуществ, как Главнокомандующий горной частью, осуществлял свои функции посредством Горного департамента, Горного совета, Горного ученого комитета и местных горных установлений 2. Расширенные функции данного Министерства включали в себя заведывание как горными и золотыми промыслами и заводами, так и соляным производством.

За частным горнозаводским делом также устанавливался особый надзор. В данном случае министр государственных имуществ был обязан не только контролировать деятельность частных горных заводов, но и печься «о снабжении заводчиков всеми законными пособиями, нужными для действия заводов», что должно было служить увеличению промышленных объектов, а также повышению показателей «выплавки и выделки металлов, и особенно изделий, нужных для Государства и для внешней торговли»3.

На местах управление осуществлялось на основании Устава горного в 34 округах, объединенных в 8 горных областей: Уральская (включала 8 округов), Западно-Сибирская (6), Восточно-Сибирская (6), Кавказская (4), область южной России (4), область губерний Царства Польского (3), Замосковная (2), Северная (I)4.

1 Уставы Монетный, Горный и о Соли. Т. 7. Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Ст. 549.

2 Устав Горный. Свод законов Российской империи. Т. VII. СПб., 1893. Ст. 15.

3 Там же. Ст. 27, 28.

4 Там же. Ст. 16—18.

Оценивая управленческую политику в сфере горной промышленности и соляного промысла, нужно указать на наличие разветвленной структуры государственных органов, которая включала местные горные управления по заведыванию частными и казенными горными заводами и промыслами в горных областях; должности окружного инженера, помощника окружного инженера, маркшейдера и горного надсмотрщика по надзору за частной горнопромышленностью в пределах горного округа. Заведывание некоторыми округами казенных горных заводов входило в ведение окружного управления, заводские управления казенных горных заводов были созданы для заведывания заводами, должность смотрителя казенных соляных промыслов была учреждена для заведывания казенными соляными источниками, отданными в частное содержание

Горные управления заведовали всеми частными и казенными горными заводами и промыслами, из широкого круга обязанностей которых выделялось наблюдение за точным исполнением законов и распоряжений Правительства по всем частям горного управления, попечение о развитии горной промышленности, оказание возможного покровительства частной горной и горнозаводской промышленности, надзор за соблюдением правил о безопасности горных и заводских работ, общее наблюдение в указываемых законом случаях за правильностью горных работ в техническом отношении, а также разрешение постройки новых заводов2.

Основными функциями Министерства финансов, и прежде всего Департамента торговли и мануфактур и состоящего при нем Совета торговли и мануфактур, было содействие развитию обрабатывающей промышленности, внутренней и внешней торговли, взимание различных внутренних торгово-промышленных пошлин.

Немалую роль законодатель уделял и казенному предпринимательству в сфере горной промышленности. Государство выступало крупнейшим производителем, а его статус и полномочия закреплялись в главе второй книги первой Устава о промышленности 3, которая называлась «Об учреждении управления заводами, фабриками и мануфактурами», где определялось, что казенные заводы, фабрики и мануфактуры должны состоять в ведении того министерства, которому они подчинялись на основании своего устава или «особого Высочайшего повеления». В большинстве случаев дела, относящиеся к заводским, фабричным и мануфактурным заведениям, были в ведении Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов.

1 Устав Горный. Свод законов Российской империи. Т. VII. СПб., 1893. Ст. 20.

2 Там же. Ст. 62.

3 Устав о промышленности. Т. VII. Свод законов Российской империи. СПб., 1887. Ст. 9,

Структура органов управления заводами, фабриками и мануфактурами формировалась в рамках Министерства финансов, которому был подчинен Департамент торговли и мануфактур, а в целях «содействия правительству в изыскании мер в пользу торговой и мануфактурной промышленности», отвечая общим и местным «условиям и потребностям»1, а также для разъяснения вопросов, возникающих по делам управления промышленностью, был организован Совет торговли и мануфактур в городе С.-Петербурге с отделением в городе Москве2. Организация соответствующих комитетов торговли и мануфактур в других городах не являлась обязательным условием 3.

В XIX в. государство выступало в качестве основного субъекта правового регулирования промышленного производства Российской империи. В отношении доходов соляного и горного промыслов была установлена фискальная монополия, уже постепенно трансформирующаяся в систему косвенного налогообложения и допускающая участие в горном и соляном промыслах частных лиц. Отсутствие «горной свободы» как принципа горного промысла не позволило отрасли развиваться быстрыми темпами, как в развитых европейских государствах. С другой стороны, дуалистическая политика в отношении указанных доходов позволяла государству не только выступать успешным предпринимателем, но и решать важнейшие социальные задачи.

Ташбекова И.Ю.,

канд. юрид. наук, ст. преподаватель кафедры конституционного

права Курского государственного технического университета

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX И НАЧАЛЕ XXI в. (сравнительный анализ)

Правовое положение трудящихся детей всегда вызывало споры. Использование труда несовершеннолетних в различные исторические периоды развития России было неоднозначным, но всегда детский труд вызывал массу разногласий между работодателями, самими несовершеннолетними работниками и государством.

Труд детей использовался всегда и во всех странах. В России в конце XIX века использование детский труд широко использовался по несколь-

1 Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной. Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 2. СПб., 1913. Ст. 172.

2 Ковалева Н.В. Структура и функции государственных органов в сфере промышленного производства Российской империи во второй половине XIX — начале XX века // Справочноправовая система «КонсультантПлюс», 2008.

3 Устав о промышленности. Т. VII. Свод законов Российской империи. СПб., 1887. Ст. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.