УДК 11(47) ББК 87.3(2)61-07
СОЛОВЬЕВСКАЯ ТЕМА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ: ВЛ. СОЛОВЬЕВ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ В БИБЛИОТЕКЕ-КОЛЛЕКЦИИ Н.М. ЗЕРНОВА
А.Л. РЫЧКОВ
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. Рудомино ул. Николоямская, д. 1, г. Москва, 109189, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Рассматривается вопрос о преемственности идей Вл. Соловьева в творчестве видного деятеля экуменического христианского движения русской эмиграции, религиозного философа-богослова и историка православной культуры Николая Михайловича Зернова. Представлен анализ маргиналий Н. Зернова, относящихся к Вл. Соловьеву, в книгах его библиотеки, принадлежащих авторству Вл. Соловьева и его последователей. Отмечено, что Н. Зернов опирался в своей экуменической работе на религиозно-философскую платформу учения Вл. Соловьева о Богочеловечестве, а также его идею об объединении церквей как русской национальной религиозной миссии. Рассмотрены представления Н.М. Зернова и его круга о Вл. Соловьеве как актуальном христианском мыслителе-пророке, предвидевшем наступление катастрофической эпохи. Делается вывод о значительной роли историософских идей Вл. Соловьева в становлении экуменического христианского мировоззрения Н. Зернова и его окружения из числа русской послереволюционной эмиграции, связывавших экуменические идеи Вл. Соловьева с чаянием будущего христианского возрождения России. Соловьевский контекст экуменического движения в русском Зарубежье становится очевидным при сопоставительном анализе материалов библиотеки и творческого наследия Н.М. Зернова. Статья является продолжением ранее начатой работы по изучению книжного фонда и маргиналий мемориальной библиотеки Н.М. Зернова, хранящейся в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино.
Ключевые слова: наследие Вл. Соловьёва, литература русской эмиграции, библиотека Н.М. Зернова, Н.М. Зернов и экуменическое движение, маргиналии, русское Зарубежье, провидец, софиология, Богочеловечество, Вселенская Церковь, Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино.
SOLOVYOV'S IDEAS IN RUSSIAN EMIGRATION: Vl. SOLOVYOV AND HIS FOLLOWERS IN THE LIBRARY-COLLECTION BY N.M. ZERNOV
AL. RYCHKOV M.I. Rudomino All-Russia State Library for Foreign Literature 1, Nikoloyamskaya street, Moscow, 109189, Russian Federation E-mail: [email protected]
We consider a question of the succession of ideas Vl. Solovov in the work of the prominent figure in the ecumenical Christian movement of Russian emigration - religious philosopher, theologian and historian of Orthodox culture Nicolas Zernov. The paper presents analysis of marginalia N. Zernov about Solovyov in the books of his library, belonging to the authorship of Vl. Solovyov and his followers. We mention that N. Zernov relied in their ecumenical work on Vl. Solovyov's religious and philosophical
doctrine about Divine Humanity, as well as the United Church as a national Russian religious mission. The article reveals views of N.M. Zernov's and his associates on the persona of Vl. Solovyov as a modern Christian thinker-prophet who predicted the onset of a catastrophic epoch. In the conclusion we mark the significant role ofhistoriosophical idea of Vl. Solovyev in the development of the ecumenical Christian worldview of N. Zernov and its surroundings, members of the Russian post-revolutionary emigration, who compared the ecumenical ideas of Vl. Solovyov with the expectation of a future revival of the Christian Russia. Solovyov's context in the ecumenical movement of Russian Émigré culture becomes evident after the comparative analysis of library materials and the creative heritage of N. Zernov. This article is a continuation of previous work on the study of the book fund and marginalia (marginalia) in the memorial library of N. Zernov, stored in the Library of Foreign Literature named after M.I. Rudomino.
Key words: VS. Solovyov's legacy, literature of Russian Émigré, Nicolas Zernov Library, N.M. Zernov and the ecumenical movement, marginalia, library, ecumenism, Russian émigré, visionary, sophiology, Divine Humanity, Universal Church, M.I. Rudomino Library for Foreign Literature.
Библиотека профессора Оксфордского университета, видного деятеля экуменического христианского движения русской эмиграции, религиозного философа-богослова и историка православной культуры Николая Михайловича Зернова (1898-1980) после его смерти, согласно завещанию, была передана на родину мыслителя1 и в настоящее время хранится как специальная коллекция во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино2.
Религиозно-философская и просветительская деятельность Н.М. Зернова в эмиграции по сей день остается малоисследованной: его творчеству посвящены отдельные статьи В.С. Жилкина (1998 г.), М.П. Мохначевой (1993 г.), А.А. Пронина (1998 г.)3, участию в Русском студенческом христианском движении уделено внимание в диссертации А.Л. Гуревича (2005 г.)4. Анализ роли исто-
1 О возвращении библиотеки Н.М. Зернова в Россию см.: Гениева Е.Ю. Трудная дорога к храму: Судьбы российских библиотек на рубеже веков. М.: Текст, 2004. С. 75-76 [1]; Жилкин В.С. Библиотека Н.М. Зернова в России // Российское зарубежье: история и современность. М.: Российский институт культурологии, 1998. С. 136-147 [2].
2 Ссылки на книги из Коллекции Н.М. Зернова в ВГБИЛ далее по тексту сопровождены указанием их номера по изданию: Библиотека Николая Михайловича Зернова: Каталог / под науч. ред. свящ. Георгия Чистякова; сост. В.С. Жилкин, Т.А. Прохорова и др. М.: Центр книги, 2008 [3] [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.libfl.ru/about/dept/religion_centre/ vgbil_zernov.pdf> (доступ от 01.04.2016)
3 См.: Жилкин В.С. Библиотека Н.М. Зернова в России // Российское зарубежье: история и современность. М.: Российский институт культурологии, 1998; Мохначева М.П. Три возраста российской интеллигенции: Н. Зернов и книга «Три русских пророка» // Поиск новых подходов в изучении интеллигенции: проблемы теории, методологии, источниковедения и историографии: тез. докл. Межгос. науч.-теорет. конф. Иваново, 13-15 сент. 1993 г. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1993. C. 266-268 [4]; Пронин А.А. Николай Зернов о роли интеллигенции в истории Отечества // Интеллигенция России в истории ХХ века: неоконченные споры. К 90-летию сборника «Вехи»: тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 24-25 дек. 1998 г. Екатеринбург, 1998. C. 128-129 [5].
4 См.: Гуревич А.Л. Культурнорелигиозная деятельность русской эмиграции: (по материалам истории Русского студенческого христианского движения): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2005 [6].
риософии Вл. Соловьева в творчестве русской эмиграции также представлен крайне фрагментарно, в связи с отдельными персоналиями: Д.С. Мережковским, Л.П. Карсавиным, Н.А. Бердяевым и др. О начавшемся обобщении этого материала свидетельствует недавнее диссертационное исследование Е.В. Надоль-ской (2005 г.)5. Теме «Н.М. Зернов и Вл. Соловьев: гнозисные искания Серебряного века» было посвящено обзорное исследование автора настоящей публикации6, которая является продолжением ранее начатой работы по изучению мемориальной Библиотеки-Коллекции Н.М. Зернова.
В 1963 году в Лондоне Н.М. Зерновым издана монография «Русское религиозное возрождение ХХ века», где описано зарождение «светского ордена» русской интеллигенции и его эволюция, а также религиозное обращение части интеллигенции из числа эмигрантов «первой волны» (после 1917 г.). Автор монографии уделил пристальное внимание духовным исканиям русской религиозно-философской мысли, в том числе, особо - Вл. Соловьеву и продолжателям его идей. Отдельное внимание в своих трудах Н.М. Зерновым уделено софий-ным исканиям русской религиозной философии, при этом особо подчеркивается преемственность соловьевским идеям. Так, Н.М. Зернов пишет: «Сергий Булгаков, а также его друг, о. Павел Флоренский, ушли далеко вперед по пути, впервые намеченному Соловьевым»7. Поскольку многие представители российской интеллигенции в эмиграции стремились сохранить или даже продолжить русское религиозное возрождение Серебряного века, в своих книгах8 Н.М. Зернов дает подробную характеристику русскому религиозно-философскому Ренессансу, в становлении которого немаловажную роль автор отводит идеям Вл. Соло-вьева9, многие из которых признает пророческими. Этой проблематике Зернов посвятил одну из первых монографий, - «Три русских пророка: Хомяков, Досто-
5 См.: Надольская Е.В. Концепция смысла истории B.C. Соловьева и ее значение для русской религиозной философии истории первой половины 20 века: дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2004 [7].
6 См.: Рычков А.Л. Н.М. Зернов и Вл. Соловьев: гнозисные искания Серебряного века // Вера. Мысль. Выбор: по материалам Зерновских конференций 2012-2013 гг.: «Философская мысль и религиозный опыт» и «Свобода и выбор в истории мировых религий». М.: Центр книги Рудомино, 2014. С. 39-70 [8].
7 См.: Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ века: пер. с англ. 2-е изд. Париж, 1991. С. 300 [9].
8 Это следующие книги Н.М. Зернова: «The Russians and Their Church» (London, 1945); «На переломе. Три поколения одной московской семьи (Семейная хроника Зерновых). 1812-1921 гг.» (под ред. Н.М. Зернова. Париж, 1970); «За рубежом. Белград-Париж-Оксфорд. Хроника семьи Зерновых» (Париж, 1973); «Русские писатели эмиграции» (Бостон, 1973); «Закатные годы. Эпилог хроники семьи Зерновых» (Париж, 1981).
9 В понятие о русском культурном Ренессансе Н.М. Зернов включает, в частности, мистическое и софийное богоискательство русских мыслителей первой половины ХХ столетия, воплощавших искания интеллигенции, преемственно синтезировавших в своем мировоззрении эсхатологические идеи европейских мистиков, а также реформационные искания и историософские воззрения (в особенности - профетическую историософию) Вл. Соловьева, повлиявшие на творчество религиозно-философских мыслителей Серебряного века и послереволюционной эмигрантской волны.
евский, Соловьев» (Three Russian Prophets (Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev). London, 1944). К ней он возвращался и в последующих книгах.
Столь наглядное признание актуальности интуиций религиозной философии Вл. Соловьева нашло закономерное отражение в фондах Зерновской библиотеки, что и стало предметом нашего специального рассмотрения. Был исследован состав книг библиотеки Н.М. Зернова с целью выявления изданий, относящихся к Вл. Соловьеву и его идейным последователям, а также описаны тематические маргиналии Н.М. Зернова в этих книгах. Целью исследования также стало содержание помет в трудах о Вл. Соловьеве и самого Вл. Соловьева и его последователей - религиозных философов С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка. Во всех этих книгах специально выявлялся соловьевский контекст помет. Их анализ позволяет очертить реестр концептов, идей и интуиций Вл. Соловьева, которые оказались близки Н. Зернову как видному и легитимному представителю русского эмигрантского экуменического движения, интересы и просветительская деятельность которого отражает чаяния круга его единомышленников по экуменическому движению в русском зарубежье середины ХХ века.
Отметим также, что Н. Зернов многие годы работал над созданием фундаментальной монографии «Русские писатели эмиграции» (Бостон, 1973), подводящей итог более чем полувековой творческой деятельности русских религиозных писателей эмиграции, с большинством которых автор был лично знаком или состоял в переписке. Плеяда этих мыслителей составляет второй, неспецифический и более широкий круг, анализ их религиозно-философского творчества в процессе работы над книгой мог предполагать обращение Н. Зернова к Вл. Соловьеву. Работа над включающей главы о Соловьеве-визионере книгой «Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев» - еще один закономерный мотив обращения Н. Зернова к наследию философа и его последователей. Поэтому при анализе маргиналий в книгах Библиотеки-Коллекции Н.М. Зернова отмечался вероятный источник интереса к ним со стороны владельца.
Николас Зернов о Владимире Соловьеве
В мемуарной книге «На переломе» (семейная хроника Зерновых) Н.М. Зернов связывает собственное «религиозное пробуждение» с революцией и большевистским террором: «1918-й год был для меня годом религиозного пробуждения, которое коренным образом изменило мое мироощущение и сделало меня иным человеком. <...> Легковеры пренебрегли пророческими писаниями Достоевского и Владимира Соловьева, которые предвидели, что отвергнувший Бога человек сможет построить для себя и для жертв своей тирании только тюрьму (характерно, что "Три Разговора" Владимира Соловьева - строго запрещенная книга в Советской России)»10.
10 Катал. № 36. Зернов Н. Обретение церкви // На переломе: Три поколения одной московской семьи: Семейная хроника Зерновых (1812-1921) / под ред. Н.М. Зернова. Париж: УМСЛ-Ргсбб, 1970. С. 350 [10].
Интерес Н.М. Зернова к идеям Вл. Соловьева сохранялся и углублялся на протяжении всей его жизни11. Так, он вспоминает, что в Белградском православном студенческом кружке, собиравшемся с 1921 г. на квартире семьи Зерновых (и ставшем в дальнейшем существенной составной частью РСХД), в числе прочих ему запомнился доклад о поэме Владимира Соловьева «Три свидания»12. По мере изучения сочинений Вл. Соловьева, первоначальное внимание было уделено Н. Зерновым профетическим мотивам религиозной философии Соловьева, со временем возрастал интерес и к экуменическим исканиям мыслителя. В воспоминаниях Зернова сохранилось свидетельство о значительной роли идей Вл. Соловьева в становлении его экуменического христианского мировоззрения в период учебы в Белградском университете: «.. .готовился я к экзаменам по запискам преподавателей, не имея возможности читать в подлинниках древних и современных богословов. Исключением был Владимир Соловьев (1853-1900). У нас имелось полное собрание его сочинений, и он оставил глубокий след в моем миросозерцании. Хотя мне чуждо было его софианство, зато его понимание Боговоплощения, его истолкование Ветхого Завета и смысла любви стали для меня источником вдохновения. Он подготовил меня к участию в экуменической работе и дал толчок моим идеям об особом призвании русской Церкви в деле примирения между Востоком и Западом» [11, с. 27]13. По всей видимости, идеи Соловьева во многом обусловили собою и экуменическую деятельность самого Н.М. Зернова, который, несомненно, связывал восходящие к Вл. Соловьеву экуменические идеи с чаянием будущего христианского возрождения России. И более того, увязывал эти идеи с экуменическими исканиями дореволюционной русской мысли. Так, в книге «Вселенская церковь и русское православие», где предлагается как «объяснение причин разделения, так и разработка пути для примирения» (церквей)14, в главе об экуменическом движении Н.М. Зернов пишет: «В XIX веке были некоторые выдающиеся русские, как, например, Хомяков, Вл. Соловьев, ген. Киреев и другие, отдавшие много сил на изучение вопроса о христианском единстве» [12, с. 275].
Софийный дар пророчества
Статью «Духовное наследие Вл. Соловьева» в «Вестнике РСХД» последователь учения о Богочеловечестве С. Франк заканчивает словами признания удиви-
11 Собрание книг из библиотеки Н.М. Зернова в Коллекции ВГБИЛ содержит более 40 книг Вл. Соловьева и о нем, часть из них включает маргиналии Н.М. Зернова. Общий обзор этих книг и наличия помет в них см.: Рычков А.Л. Н.М. Зернов и Вл. Соловьев: гнозисные искания Серебряного века. С. 44.
12 Катал. № 37. Зернов Н. Белградский студенческий кружок и его руководители // За рубежом: Белград - Париж - Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972). Париж: УМСЛ-Ргсбб, 1973. С. 29 [11].
13 Подробнее об этих взглядах см. примеч. 33.
14 Катал. № 23. Зернов Н. Вселенская церковь и русское православие. Париж: УМСЛ-Ргсбб; Содружество Св. Албания и Преподобного Сергия Радонежского, 1952. С. 6 [12].
тельного провидческого дара философа: «Последнее, на что я хотел бы указать в духовном наследии Соловьева, есть его поистине изумительное предвидение катастрофической эпохи, в которой мы теперь живем, и - что еще важнее - религиозные выводы, к которым он пришел на основе этого предвидения. <...> И уже накануне смерти, в 1899 году он начинает "Повесть об Антихристе" фразой, которая в то время должна была казаться нелепой фантазией и которая теперь производит поистине потрясающее впечатление: "Двадцатый век был веком великих войн, потрясений и гражданских междоусобиц"»15. Этим выводом Франк выразил мысль, которая отзывалась болью в личных судьбах и несомненно разделялась многими представителями Серебряного века в эмиграции.
В процессе нашей работы с материалами библиотеки Н.М. Зернова была выявлена отдельная группа книг, связанная с мистическим опытом русских религиозных мыслителей и представлениями о Вл. Соловьеве как визионере. Профе-тическим представлениям Зернов посвятил специальную монографию «Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев». При рассмотрении этих фигур Н.М. Зернов уделяет внимание их провиденческой одаренности и мистической опыту. При этом, в связи с Вл. Соловьевым, Зернов подчеркивает, что «мистический опыт - вещь очень личная и практически непередаваемая»16. В том же ключе он комментирует полемические работы Хомякова, утверждая, что философ в них «исходил из собственного глубинного духовного и мистического опыта православного христианина»17. Н.М. Зернов говорит о Достоевском как о христианском мыслителе-пророке, подчеркивая, что тот не только «талантливый писатель, он еще и мистик, чьи прозрения о Боге и человеке не уступают в значении наследию любого выдающегося христианского мыслителя»18. Следует особо отметить, что в библиотеке Н.М. Зернова имеется целый ряд книг, специально посвященных рассмотрению профетических аспектов в творчестве Вл. Соловьева и других деятелей русской культуры рубежа Х1Х-ХХ веков19.
Известно, что русскую революцию Н.М. Зернов воспринимал как отражение борьбы атеизма и христианства. В размышлениях о будущем России он уделил особое внимание опыту русских писателей и мыслителей-пророков, в особенности -А.С. Хомякова, Ф.М. Достоевского, Вл. Соловьева20. В связи с болезненно отозвавшейся на судьбах русской эмиграции темой революции Н. Зернов пишет: «Соловьёв не принадлежал к кругу революционеров; любая форма агрессии была чужда
15 См.: Франк С. Духовное наследие Вл. Соловьева // Вестник РСХД. 1950. № 4-5. С. 8-9 [13].
16 См.: Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев: пер. с англ. М., 1995. С. 139 [14]. Далее Н.М. Зернов указывает на то, что «Достоевского одновременно привлекало и настораживало в Соловьеве необычное сочетание строгой логической мысли с мистической одаренностью» [14, с. 140].
17 Там же. С. 71
18 Там же. С. 92.
19 Обширный перечень этих изданий опубликован нами ранее (см.: Рычков А.Л. Н.М. Зернов и Вл. Соловьев: гнозисные искания Серебряного века. С. 47-48.
20 См.: Zernov Nicolas. Three Russian Prophets: Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev. London: SCM Press, 1944; Zernov Nicolas. The Russians and Their Church: Published for the Fellowship of St. Alban and St. Sergius. London: SPCK; New York: Macmillan, 1945.
его натуре, и в своих лекциях он резко осуждал людей, надеявшихся принести русскому народу счастье путём насилия и обмана» [14, с. 141]. В этой книге о русских пророках христианского идеала «нового человека» Н.М. Зернов внимательно рассматривает представления Вл. Соловьева о Софии21. По мнению Н.М. Зернова, встреча Вл. Соловьева с Софией стала «величайшим опытом» жизни мыслителя-визионера, который раскрывается не только в философском осмыслении софийного откровения, но и в поэтическом творчестве, в особенности в поэме «Три Свидания»22.
Вероятно, в связи с фундаментальными для русской религиозно-философской мысли софийными исканиями Вл. Соловьева, Н.М. Зернов собрал в своей библиотеке большую подборку изданной в эмиграции литературы о Софии и ее месте в православном богословии23. Особо отметим изданную в серии «София» (вслед за сочинением самого Вл. Соловьева) книгу одного из наиболее авторитетных специалистов по творчеству Вл. Соловьева Д.Н. Стремоухова «Владимир Соловьев, его миссия и его дело» («Vladimir Soloviev et son œuvre messianique»)24, где автор рассматривает истоки теократического утопизма Вл. Соловьева и пытается доказать, что в центре его философии лежит интуиция о Софии. Ряд глав посвящен визионерской встрече Вл. Соловьева с Софией, где глубоко осмыслены софийные идеи, которые исследователь предложил считать смыслообразую-щими для философии Вл. Соловьева. Близко знакомый Н.М. Зернову со времен Белградского кружка прот. В.В. Зеньковский в своем классическом труде «История русской философии» специально рассматривает этот тезис Д.Н. Стремоухо-ва, подчеркивая близкую экуменическим воззрениям Н.М. Зернова мысль: «Философское творчество Соловьева вообще росло не из одного, а из нескольких корней, - но вместе с тем его уму с чрезвычайной силой преподносилась всегда задача органического синтеза»25. Вл. Соловьев видел такой синтез в области возвращения христианства к «Вселенской церкви» неотделимым от голоса Софии, который, согласно убеждениям последователя его идей С. Булгакова, и есть «зов вселенского христианства»26. В заметках С. Булгакова о своем посещении константинопольской Айя-Софии Н.М. Зернов оставляет свои пометы там, где Булгаков развивает тему своеобразной «экуменической софиологии». Согласно Булгакову, «София есть Храм вселенский и абсолютный, она принадлежит вселенс-
21 См.: Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. С. 138-140, 148-156.
22 Там же. С. 149.
23 Перечень изданий русского Зарубежья о божественной Софии в Коллекции Н.М. Зернова см: Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. С. 49-50.
24 Катал. № 1080. Strémooukhoff D. Vladimir Soloviev et son œuvre messianique. Laussanne: LÂ ge d'Homme, 1975 (= Collection Sophia).
25 Катал. № 171. Зеньковский В.В. История русской философии. Париж: YMCA-Press, 1950 (репр.). Т. 2. С. 21 [15]. Книга В. Зеньковского была избранно прочитана Н.М. Зерновым, вероятно, сразу после ее получения (дата получения записана Н.М. Зерновым на форзаце: «10 I - 1951»), так как дата получения, владельческая подпись Н.М. Зернова на титуле и исправление даты смерти Вл. Соловьева на стр. 14 (в строке 13 зачеркнуто «авг.» и слева подписано: «июля») сделаны одними и теми же чернилами (рукой Н.М. Зернова).
26 Катал. № 643. Булгаков С.Н., протоиерей. Автобиографические заметки / предисл. и примеч. Л.А. Зандера. - Посмертное изд. Париж: YMCA-Press, сор. 1946. С. 100 [16].
кой Церкви и вселенскому человечеству, и она принадлежит вселенскому будущему Церкви. <.> Да, история здесь внутренно окончится, и станет возможно не от испуга или утомления говорить об "эпилоге истории" - Соловьев рано об этом заговорил, хотя и не рано указал молчаливым жестом на уже рдеющий конец. <...> Есть еще история, она не разрешилась, пока мир не увидел христианской Софии» [16, с. 98-99]. Далее Н.М. Зернов отчеркивает мысли С. Булгакова о «двойственной измене Софии, восточной и западной», которую мыслитель называет «исторической неудачей вселенского христианства»27. Особо, двумя чертами, он отчеркивает тезис Булгакова о том, что «кафедрал мира» Айя-София - «сверхнародна» и не может служить лишь поместною церковью: «София была создана раньше великого церковного раскола и возвращена она может быть христианскому миру, лишь когда последний исцелеет от этой раны. Как не понимали этого славянофилы, что невозможно церковной провинции иметь храмом св. Софию?» [16, с. 101]. В приведенных фрагментах размышлений о. С. Булгакову, традиционно соединявшему имена Вл. Соловьева и Софии28, удается также соединить в единое целое софиологические искания Вл. Соловьева с его историософскими и экуменическими идеями, и этот синтез находит живой отклик у Н. Зернова как пример софиологического осмысления идеи о воссоединении церквей Востока и Запада, за которую и сам Зернов всемерно ратовал в эмиграции29. Таким образом, развитие софийных интуиций Вл. Соловьева представителями религиозно-философской культурной элиты Серебряного века также оказывается предметом скур-пулезного внимания и осмысления со стороны Н.М. Зернова.
В библиотеке Н.М. Зернова имеется целый ряд книг, частично обращенных к теме Софии и христианского гнозиса в ракурсе «обновленческих» исканий Серебряного века, например: издание переписки А.Н. Шмидт с Вл. Соловьевым30; богато представленные в коллекции Н. Зернова книги Авраама Самуи-
27 «Двойственная измена Софии, восточная и западная, эта историческая неудача вселенского христианства разразилась над миром потрясающей духовной катастрофой, которую доныне не изжил, но изживает уже мир. <...> Есть и во вселенской церкви свой восток и свой запад, хотя она их объемлет и совокупляет в единый востокозапад, в 'мире Востока и Запада'. Небрежением этого двуединства поддерживается схизматический дух» [16, с. 100].
28 Так, Н.М. Зернов тремя линиями отчеркивает дневниковую запись С. Булгакова о знакомстве в Нью-Йорке с «Dunphy, который совершенно влился в русскость, пишет thesis о Соловьеве, учится русскому языку и, конечно, интересуется софиологией. Какой-то предопределенный друг» [16, с. 129].
29 В этой связи отметим, что Н.М. Зернов двукратным отчерком отмечает любопытный тезис о. С. Булгакова о том, что «отрыв запада от востока, роковой церковный раскол, духовно обездолил запад более существенным образом нежели восток» [16, с. 112].
30 Катал. № 1078. Из рукописей Анны Николаевны Шмидт: О будущности. Третий Завет. Из дневника. Письма и пр. С письмами к ней Вл. Соловьева. М.: Путь, 1916. Вероятно, книга была важна для Зернова в связи с его работой над ныне наиболее широко известной его монографией «Русское религиозное возрождение ХХ века». Согласно концепции Зернова, «специфика отечественного религиозного мышления наиболее адекватно передается при помощи категории «Софии, святой Премудрости, идея которой окрасила долгую эволюцию русского христианства» [9, с. 290]. Книга получена Н.М. Зерновым в 1952 г., вероятно, от семьи Н.К. Метнера, так как содержит отметку «Из книг Э.К. Метнера» и многочисленные маргиналии Э.К. Метнера.
ловича Позова (А.С. Позидиса, 1890-1984) - талантливого представителя русского зарубежья, религиозного философа, богослова и последователя исихастс-кой практики Иисусовой молитвы. Работы А.С. Позова предпринимают попытку синтетически объединить религиозно-философские искания Серебряного века, в том числе символистскую «теургию», с практикой «умного деланья». Существенно, что в число русских пророков-визионеров А. Позов включает также и такого «лирического» последователя софийных идей Вл. Соловьева, как Александр Блок, чему посвящено специальное издание, имеющееся в Коллекции Н.М. Зернова31. О творчестве младосимволистов, книги которых в изобилии представлены в библиотеке Н.М. Зернова, можно сказать словами самого Н.М. Зернова: «Все это объединялось именем Софии, Святой Премудрости, идея которой окрасила долгую эволюцию русского христианства [9, с. 290]. Скрытой душою мира для Соловьева была Агия София32. О создавших «кружок посвя-щенных»33 идеям Вл. Соловьева символистах Н.М. Зернов пишет, что их, «однако, более привлекала эзотерическая сторона учения Соловьева о Софии, чем его православие»34. Так, А. Блок воспринимал Софию в образе «мистической невесты. Он испытывал такое же всеохватывающее ощущение ее присутствия, как и учитель его Вл. Соловьев, который был христианином и считал [свою] небесную посетительницу и заступницу Софией» [9, с. 199].
С карандашом в руках: «соловьевские» маргиналии Н. Зернова
Материалом исследования маргиналий Н. Зернова явились книги Библиотеки-Коллекции Н.М. Зернова. Обильные пометы содержат следующие издания, относящиеся к тематической выборке: 6 книг Вл. Соловьева (три на русском и три на английском языках, катал. №№: 1061, 1063, 1065, 1066/2, 4, 5); 8 книг о Вл. Соловьеве (катал. №№: 1063, 1073, 1074, 1076, 1079, 1080, 1081, 1082); 14 книг о. С. Булгакова (катал. №№: 643, 643/д, 648, 650, 652, 653, 659, 658/2, 658/3, 662, 671, 672, 673, 682); 2 книги Л. Карсавина (катал. №№: 850, 853); 13 книг Н. Бердяева (катал. №№: 590, 591, 593, 594, 603, 604, 609, 615, 617, 618, 621, 622, 1077); 4 книги П. Флоренского и о нем (катал. №№: 763, 764, 765, 777). В англоязычной «Антологии» эссе Вл. Соловьева пометы содержат как статьи самого Вл. Соловьева, так и предисловие С. Франка35, продолжателя соловьевских философских традиций.
Анализ содержания помет выявил основной вектор интересов Н.М. Зернова в отношении идейного наследия Вл. Соловьева. Не только в трудах мыслителя, но и в книгах Н. Бердяева и других русских религиозных философов Н. Зер-нов отмечал отзывы об идеях Вл. Соловьева. Как эти пометы, так и маргиналии в соловьевском корпусе книг свидетельствуют о четко направленном интересе
31 Катал. № 2436. Позов А.С. Лирический мистицизм Блока. Штуттгарт, 1978.
32 См.: Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ века. С. 296.
33 Там же. С. 198.
34 Там же.
35 Кат. № 1068. Soloviev VS. A Solovyov Anthology / arr. by S.L. Frank; transl. from the Russian by Natalie Duddington. London: SCM Press, 1950. С. 253-256 [17].
Зернова к одной из главных и наиболее щекотливых соловьевских тем - проблеме объединения церквей во Вселенскую Церковь и связанном с ней учении о Богочеловечестве.
Приведем пример из содержания помет в книге С.М. Соловьева «Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева» (1977 г.)36. На обороте обложки -дарственная издателя, дочери русского историка Церкви Михаила Эммануило-вича Поснова Ирины Михайловны Посновой: «Сердечное спасибо за Вашу помощь Декабрь 1977 И. Поснова» (датирующая получение книги запись Н. Зернова: «Nicolas Zernov Oxford 15 XII 77»). Дарственная свидетельствует, в частности, об активном участии Н. Зернова в освоении соловьевского наследия русским Зарубежьем.
Н.М. Зернов внимательно, с карандашом в руках, изучает точку зрения Сергея Соловьева, с которым некогда был знаком лично37, на разделение Церк-вей38. Он выделяет особо отчерками в цитатах из работы Вл. Соловьева «Великий спор и христианская политика» следующее мнение философа: «... самостоятельный характер и значение Восточной Церкви - вне сомнения. <.> Каждая из двух Церквей уже есть Вселенская Церковь, но не в отдельности своей от другой, - а в единстве с нею. Это единство существует на деле, потому что обе Церкви на деле обнимаются богочеловеческими связями святительства, догматического предания и таинств. <.> Каждую из двух исторических половин Церкви должно признать в отдельности за часть Церкви, а за целую или Вселенскую Церковь можно признать ее только в соединении с другою половиною -соединении, которое и не нарушалось в области чисто религиозной - по отношении к Христу, в области же общественной и исторической оно нарушено и должно быть восстановлено» [18, с. 224-225].
В анализе критического текста самого С.М. Соловьева Зернов выделяет замечание: «Для Соловьева, по мнению Киреева, со времени разделения церквей Вселенской Церкви нет, она была до разделения и будет вновь по воссоединении ее разделенных половин. Для Киреева Вселенская Церковь со времени разделения была и остается на Востоке» [18, с. 226].
Тема разделения церквей продолжается в книге С.М. Соловьева в главе «Оправдание добра. Византизм и Россия. Тайное присоединение к католической церкви», также содержащей множественные пометы Н. Зернова. Сам ставший католическим священником, С. Соловьев пишет эту главу со знанием обоих церковных «берегов», что может частично определять ракурс помет Зернова в его книге. Н.М. Зернов отчеркивает цитируемое в книге знаменитое письмо Вл. Соловьева к Величко, в котором философ открыто критикует «греко-российскую цер-
36 См.: Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель: Жизнь с Богом, 1977 [18].
37 «Он был человек из иного мира, не имевший ничего общего с другими преподавателями. Он меня очень заинтересовал», - вспоминал Н. Зернов в мемуарной книге «На переломе» (1970 г.) о своем ученическом знакомстве с С.М. Соловьевым, который в 1917 г. преподавал литературу в московской Поливановской гимназии [18, с. 1].
38 См.: Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. С. 224-226.
ковь» как «греко-российскую синагогу» и как учреждение, виновное в сожжении протопопа Аввакума и множестве других грехов. Далее Зернов подчеркивает комментарии С. Соловьева к письму, в которых автор приходит к выводу: «Если католические взгляды сделали невозможным пребывание Соловьева в православной Церкви, то его протестантские взгляды становились стеной между ним и Римом» [18, с. 341]. Н. Зернов отчеркивает дальнейший анализ причин отхода Соловьева от православных «церковных правил» и ставит рядом помету: «1894» <год>. Речь идет о дате отказа Вл. Соловьеву в исповеди протоиереем Орловым. По мнению племянника философа, выделенному Зерновым (тамже), «... этот факт оказал большое влияние на психологию Соловьева и окончательно поставил его в status belli по отношению к греко-российской церкви».
Далее по тексту разбираются письма Соловьева к Тавернье как свидетельство того, «что Соловьев никогда не оставлял мысли о соединении церквей», -этот вывод Зернов особо подчеркивает под строкой с текстом39.
Зернов особо отчеркивает аналогичный тезис на страницах книги Е. Скоб-цовой «Миросозерцание Вл. Соловьева»40: «Для Соловьева <.. .> Последняя цель человечества есть образование Вселенской Церкви - всемирной организации истинной жизни» [19, с. 28], и далее по тексту: «Для Соловьева сверхнародность христианского периода определяется тем, что перед всем человечеством было поставлено задание Вселенской Церкви, в которой должна была потонуть национальная обособленность. <.> Восточная культура, подчиняющая человека сверхчеловеческой силе, противостоит культуре западной, главным принципом которой является самодеятельность человека» [19, с. 30].
Собрание сочинений самого Вл. Соловьева также содержит пометы, по большей части относящиеся к объединению церквей. Так, том V41 содержит множественные пометы Н. Зернова в работе «Национальный вопрос в России». Его волнует тема культурного призвания России, поскольку, согласно выделенному провидческому мнению Соловьева, в будущем «должна возникнуть борьба не на жизнь, а на смерть между великими народами из-за права культурного насилия. Но исход такой борьбы никак не докажет действительно высшего призвания победителя; ибо перевес военной силы не есть свидетельство культурного превосходства» [20, с. 10].
Другие два вопроса, которые Н. Зернов внимательно, с карандашом, отслеживает в работе Соловьева, - великий спор Востока и Запада, с которым связан и другой национальный «глубокий внутренний недуг - церковный раскол». Вл. Соловьев, как известно, полагал, что история навязала России три великих политических вопроса, «решением которых мы можем или прославить имя Божие и приблизить Его царствие исполнением Его воли, или же погубить свою народ-
39 Далее Зернов отмечает разбор С. Соловьевым указанных писем, а также обстоятельств приглашения перед своей кончиной Вл. Соловьевым православного священника.
40 Катал. № 946. Скобцова Е. Миросозерцание Вл. Соловьева. Париж: УМСЛ-Ргсбб, 1929 [19]. Книга поступила в библиотеку Н.М. Зернова в окт. 1958 г. Е. Скобцова в Париже была секретарем Богословской академии у Н. Бердяева и вместе с философом принимала участие в деятельности одного из кружков РСХД.
41 Катал. № 1066. Соловьев В.С. Собр. соч.: в 10 т. 2-е изд. СПб.: Просвещение, 1912. Т. V [20].
ную душу и замедлить дело Божие на земле. Эти вопросы суть: польский (или католический), восточный вопрос и еврейский. Эти три вопроса, в тесной связи между собою, суть лишь разные исторические формы того великого спора между Востоком и Западом, который проходит через всю жизнь человечества. К этим трем вопросам сводится вся наша политика, внешняя и внутренняя» [20, с. 170].
В статье Вл. Соловьева42 «Талмуд и новейшая полемическая литература о нем» Зернов подчеркивает, в том числе, вывод в конце статьи: «Те из нас, которые думают, что христианство никогда не достигнет единства в себе и никогда не получит власти над нашею жизнью, тем самым признают бессилие своей религии» [21, с. 32].
Н. Зернов, для которого разделение между христианами «было постоянной личной болью и страданием», стал не только одним из основателей и секретарем (1925-1932 гг.) Русского студенческого христианского движения за рубежом (РСХД) и первым редактором «Вестника РСХД», где всемерно работал над достижением взаимного понимания и сближения между христианами разных концессий, но и одним из признанных лидеров мирового экуменического движения, расширившим представления о «дозволенном и недозволенном» в отношениях православных с представителями других религий. Тремя основными и органически связанными творческими темами Зернова были размышления о Православии, о христианском единстве и о судьбах России. Религиозно-философской платформой этой деятельности, как свидетельствуют пометы и само творчество Зернова, послужили взгляды Вл. Соловьева на проблемы и задачи объединения церквей43.
Однако для Н. Зернова вопрос объединения церквей был, как и для Вл. Соловьева, связан с проблемой грядущей встречи культур во взаимном слиянии, которую ныне мы именуем модным словом «глобализация». Отметим,что эта проблема встречи культур остро стояла перед диаспорой интеллигенции русского Зарубежья.
В англоязычной книге Петра Зубова «Богочеловечество как главная идея философии Владимира Соловьева»44 присутствует множество помет о западной и восточной церквях и Софии. В главе «Место идеи Богочеловечества в структуре философии Соловьева» Н. Зернов подчеркивает вопрос и размышления П. Зубова, который развивает соловьевский тезис о том, что западная цивилизация развивалась как антитеза культуре, возникшей под Восточной Церковью. Зернов отмечает тезис П. Зубова: «Их синтез требует оплодотворения Запада с истинным
42 Катал. № 1066. Соловьев В.С. Собр. соч.: в 10 т. 2-е изд. СПб.: Просвещение, 1912. Т. VI [21].
43 Вестник РСХД также хранится в Коллекции Зернова в ВГБИЛ. О позиции Вестника РХСД в отношении Вл. Соловьева и его роли в религиозном обновлении свидетельствует редакционная статья «Памяти Владимира Соловьева» к 50-летию со дня его смерти: «... не случайно с именем Соловьева были связаны все религиозно-философские общества, возникшие в России в начале ХХ в. (Москва, Петербург, Киев) <.> С любовью и благодарностью вспоминаем все «дело» Вл. Соловьева, - и хотели-бы, чтобы вся русская интеллигенция пошла по тому пути религиозного обновления, религиозного преображения жизни, на который звал всех Вл. Соловьев». Этой позиции вторит и помещенная следом статья С. Франка «Духовное наследие Вл. Соловьева» (Вестник РСХД. 1950. № 4-5. С. 1-2) [22].
44 Катал. № 1082. Zouboff Peter P. Godmanhood as the Main Idea of the Philosophy of Vladimir Solovyev. Poughkeepsie (N.Y.), cop. 1944 [23]. - Владельческая помета (на франц.): «Николай Зернов 15 июня 1947 Лондон».
духом Христа, вниманием к жизни Св. Духа в себе, богочеловеческой укорененности индивида и, напротив, внедрением западного понимания роли человеческого фактора в общество и культуру христианского Востока. Но как их синтез будет совершен - как могут быть эти двое объединены?» - вопрошает П. Зубов.
Таким образом, вопрос об объединении Церквей сменяется для Зернова вопросом о возможности слияния двух типов культур, образовавшихся вокруг Западной и Восточной Церквей: это один из наиболее актуальных вопросов для судеб русской культуры в новом глобализирующемся XXI веке. И здесь оказывается особенно важным тот духовный и философский опыт русской интеллигенции в эмиграции первых волн, который оказался откликом русского Зарубежья на провидческие идеи Вл. Соловьева о грядущих проблемах неизбежного и
соединения восточной и западной христианских культур.
***
Очевидная корреляция между кругом соловьевских идей, тщательно, с карандашом в руках, проанализированных Н.М. Зерновым, и его социальной и писательской деятельностью позволяет сделать вывод о том, что Н. Зернов опирался в своей экуменической работе на религиозно-философские взгляды Вл. Соловьева об объединении церквей, связанные с историософскими представлениями философа. Таким образом, представители русского экуменического движения в эмиграции, одним из лидеров которого был Н.М. Зернов, обращались к религиозно-философскому учению Вл. Соловьева о Богочеловечестве, а также к его идее об объединении церквей как русской национальной религиозной задаче. По целому ряду политических причин не проявленный открыто соловьевский контекст экуменической деятельности Н. Зернова и его сподвижников становится очевидным при сопоставительном анализе материалов его библиотеки, экуменической деятельности в рамках РСХД, а также книг «Москва - третий Рим» (1937 г.), «Три русских пророка» (1944 г.), «Вселенская церковь и русское православие» (1952 г.), «Русское религиозное возрождение XX века» (1963 г.) и других, проникнутых со-ловьевским духом и его взглядами на религиозную роль русской национальной задачи в устроении Вселенской Церкви45. В этой связи автор приходит к выводу о
45 Необходимо отметить, что, как православный религиозный мыслитель, Н.М. Зернов Православной церкви в этой предстоящей задаче отводил особую, связующую христианство роль: «В действительности же перед членами Русской Церкви поставлено самой жизнью огромное новое задание - увидеть Церковь как вселенское объединение человечества, несравненно более значительное и мощное, чем все временные государственные образования, ... осознать себя живыми и ответственными членами Вселенской Православной Церкви» (Зернов Н.М. Русская церковь и вселенское православие // Путь. Париж, 1932. № 34. С. 73-75 [24]). Однако, по свидетельству близкого Н. Зернову и соборовавшего его во время смертельной болезни митрополита Диоклиского Каллиста, до конца своих дней Зернов «сохранял совершенную уверенность в том, что неправославные христиане не лишены благодати, а поэтому отвергал как абсурдный и неверный тот подход, согласно которому их просто следует рассматривать как находящихся "вне Церкви',' - однако: Православие было для него уникально» (Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Николай Зернов (1898-1980) // Библиотека Николая Михайловича Зернова: Каталог. М.: Центр книги, 2008. С. 19 [25]).
значительной роли историософских, в том числе связанных с софийной историософией, идей Вл. Соловьева в становлении экуменического христианского мировоззрения Зернова и его окружения из числа русской послереволюционной эмиграции, связывавших историософские и экуменические идеи Вл. Соловьева с чаянием будущего христианского возрождения России.
Список литературы
1. Гениева Е.Ю. Трудная дорога к храму: Судьбы российских библиотек на рубеже веков. М.: Текст, 2004.
2. Жилкин В.С. Библиотека Н.М. Зернова в России // Российское зарубежье: история и современность. М.: Российский институт культурологии, 1998. С. 136-147.
3. Библиотека Николая Михайловича Зернова: Каталог / под науч. ред. свящ. Георгия Чистякова; сост. В.С. Жилкин, Т.А. Прохорова и др. М.: Центр книги, 2008.
4. Мохначева М.П. Три возраста российской интеллигенции: Н. Зернов и книга «Три русских пророка» // Поиск новых подходов в изучении интеллигенции: проблемы теории, методологии, источниковедения и историографии: тез. докл. Межгос. науч.-теорет. конф. Иваново, 13-15 сент. 1993 г. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1993. C. 266-268.
5. Пронин А.А. Николай Зернов о роли интеллигенции в истории Отечества // Интеллигенция России в истории ХХ века: неоконченные споры. К 90-летию сборника «Вехи»: тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 24-25 дек. 1998 г. Екатеринбург, 1998. C. 128-129.
6. Гуревич А.Л. Культурнорелигиозная деятельность русской эмиграции: (по материалам истории Русского студенческого христианского движения): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2005.
7. Надольская Е.В. Концепция смысла истории B.C. Соловьева и ее значение для русской религиозной философии истории первой половины 20 века: дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2004.
8. Рычков А.Л. Н.М. Зернов и Вл. Соловьев: гнозисные искания Серебряного века // Вера. Мысль. Выбор: по материалам Зерновских конференций 2012-2013 гг.: «Философская мысль и религиозный опыт» и «Свобода и выбор в истории мировых религий». М.: Центр книги Рудомино, 2014. С. 39-70.
9. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение ХХ века: пер. с англ. 2-е изд. Париж,
1991.
10. Зернов Н. Обретение церкви // На переломе: Три поколения одной московской семьи: Семейная хроника Зерновых (1812-1921) / под ред. Н.М. Зернова. Париж: YMCA-Press, 1970.
11. Зернов Н. Белградский студенческий кружок и его руководители // За рубежом: Белград - Париж - Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972). Париж: YMCA-Press, 1973.
12. Зернов Н. Вселенская церковь и русское православие. Париж: YMCA-Press; Содружество Св. Албания и Преподобного Сергия Радонежского, 1952.
13. Франк С. Духовное наследие Вл. Соловьева // Вестн. РСХД. 1950. № 4-5. С. 8-9.
14. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев: пер. с англ. М.,
1995.
15. Зеньковский В.В. История русской философии. Париж: YMCA^ress, 1950 (репр.).
Т. 2.
16. Булгаков С.Н. Автобиографические заметки / предисл. и примеч. Л.А. Зандера. Париж: YMCA-Press, 1946.
17. Soloviev VS. A Solovyov Anthology / arr. by S.L. Frank; transl. from the Russian by Natalie Duddington. London: SCM Press, 1950.
18. Соловьев С.М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель: Жизнь с Богом, 1977.
19. Скобцова Е. Миросозерцание Вл. Соловьева. Париж: YMCA^ress, 1929.
20. Соловьев В.С. Собр. соч.: в 10 т. 2-е изд. СПб.: Просвещение, 1912. Т. V
21. Соловьев В.С. Собр. соч.: в 10 т. 2-е изд. СПб.: Просвещение, 1912. Т. VI.
22. «Памяти Владимира Соловьева» (редакционная статья) // Вестник РСХД. 1950. № 4-5. С. 1-2.
23. Zouboff Peter P. Godmanhood as the Main Idea of the Philosophy of Vladimir Solovyev. Poughkeepsie (N.Y.), 1944.
24. Зернов Н.М. Русская церковь и вселенское православие // Путь. Париж, 1932. № 34. С. 73-75.
25. Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Николай Зернов (1898-1980) // Библиотека Николая Михайловича Зернова: Каталог. М.: Центр книги, 2008. С. 8-20.
References
1. Genieva, E.Yu. Trudnaya doroga k khramu: Sud'by rossiyskikh bibliotek na rubezhe vekov [Difficult road to the temple: the fates of Russian Libraries at the turn of the century], Moscow: Tekst, 2004.
2. Zhilkin, VS. Biblioteka N.M. Zernova v Rossii [N.M. Zernov's Library in Russia], in Rossiyskoe zarubezh'e: istoriya i sovremennost' [The Russian Abroad: History and Modernity], Moscow: Rossiyskiy institut kul'turologii, 1998, pp. 136-147.
3. Biblioteka Nikolaya Mikhaylovicha Zernova: Katalog [Nikolai Mikhailovich Zernov Library: Catalog]. Moscow: Tsentr knigi, 2008.
4. Mokhnacheva, M.P. Tri vozrasta rossiyskoy intelligentsii: N. Zernov i kniga «Tri russkikh proroka» [Three age of Russian intelligentsia: N. Zernov and the book Three Russian prophet], in Tezisy dokladov Mezhgocudarstvennoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii «Poisk novykh podkhodov v izuchenii intelligentsii: problemy teorii, metodologii, istochnikovedeniya i istoriografii» [The search for new approaches to the study of the intelligentsia: the theory of the problem, methodology, source study and historiography], Ivanovo: Izdatel'stvo IvGU, 1993, рр. 266-268.
5. Pronin, AA Nikolay Zernov o roli intelligentsii v istorii Otechestva [Nikolai Zernov on the role of intellectuals in the history of the Fatherland], in Tezisy dokladovisoobshcheniy Vserocsiyskoy nauchnoy konferentsii «Intelligentsiya Rossii v istorii XX veka: neokonchennye spory. K 90-letiyu sbornika "Vekhi"» [Russian intelligentsia in the history of the twentieth century: the unfinished debate. On the 90th anniversary of the Digest of articles «Vekhi» (Milestones)], Ekaterinburg, 1998, pp. 128-129.
6. Gurevich, AL. Kul'turno religioznaya deyatel'nost' russkoy emigratsii: (po materialam istorii Russkogo studencheskogo khristianskogo dvizheniya). Avtoref. diss. kand. ist. nauk [Cultural, religious activities of Russian emigration: (based on the history of Russian Student Christian Movement). Abstract сand. histor. sci. diss.], Moscow, 2005.
7. Nadol'skaya, E.V Kontseptsiya smysla istorii B.C. Solov'eva i ee znachenie dlya russkoy religioznoy filosofii istorii pervoy poloviny 20 veka. Diss. kand. filos. Nauk [The concept of the meaning of history VS. Solovyov's and its significance for Russian religious philosophy of the history of the first half of the 20th century: Cand. philos. sci. diss.], Tver, 2004.
8. Rychkov, AL. N.M. Zernov i Vl. Solov'ev: gnozisnye iskaniya Serebryanogo veka [N.M. Zernov and Vl. Solovyov: search for gnosis in the Silver Age], Vera. Mysl'. Vybor:po materialam Zernovskikh konferentsiy 2012-2013 gg.: «Filosofskaya mysl' i religioznyy opyt» i «Svoboda i vybor v istorii mirovykh religiy» [Faith. Mind. Selection: based on memory conferences Zernov's 2012-2013 (collected works)], Moscow: Tsentr knigi Rudomino, 2014, pp. 39-70.
9. Zernov, N.M. Russkoe religioznoe vozrozhdenie XXveka [The Russian Religious Renaissance of the XX Century], Parizh, 1991.
10. Zernov, N. Obretenie tserkvi [Invention of the Church], in Na perelome: Tri pokoleniya odnoy moskovskoy sem'i: Semeynaya khronika Zernovykh (1812-1921) [At the turn: Three generations of one family in Moscow: the Zernov Family Chronicle (1812-1921)], Parizh: YMCA-Press, 1970.
11. Zernov, N. Belgradskiy studencheskiy kruzhok i ego rukovoditeli [Belgrade student group and its leaders], in Za rubezhom: Belgrad - Parizh - Oksford: Khronika sem'i Zernovykh (1921-1972) [Abroad: Belgrade - Paris - Oxford: the Zernov Family Chronicle (1921-1972)], Parizh: YMCA-Press, 1973.
12. Zernov, N. Vselenskaya tserkov' i russkoe pravoslavie [Of the Churches' Universal and Russian Orthodoxy], Parizh: YMCA-Press; Sodruzhestvo Sv. Albaniya i Prepodobnogo Sergiya Radonezhskogo, 1952.
13. Frank, S. Dukhovnoe nasledie Vl. Solov'eva [Spiritual Heritage Vl. Solovyov], in Vestnik RSKhD, 1950, no. 4-5, pp. 8-9.
14. Zernov, N.M. Tri russkikh proroka: Khomyakov, Dostoevskiy, Solov'ev [Three Russian Prophets: Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev], Moscow, 1995.
15. Zen'kovskiy, VV Istoriyarusskoy filosofii [A History of Russian Philosophy], Parizh: YMCA-Rress, 1950, vol. 2.
16. Bulgakov, S.N. Avtobiograficheskie zametki [Autobiographical notes], Parizh: YMCA-Press,
1946.
17. Solovyov, VS. A Solovyov Anthology, London: SCM Press, 1950.
18. Solovyov, S.M. Zhizn' i tvorcheskaya evolyutsiya Vladimira Solov'eva [The Life and Creative Evolution of Vladimir Solovyov], Bryussel': Zhizn' s Bogom, 1977.
19. Skobtsova, E. Mirosozertsanie Vl. Solov'eva [The Worldview of Vl. Solovyov], Parizh: YMCA-Rress, 1929.
20. Solov'ev, VS. Sobranie sochineniy v 10 t., t. 5 [Works in 10 vol., vol. V], Saint-Petersburg: Prosveshchenie, 1912.
21. Solov'ev, VS. Sobranie sochineniy v 10 t., t. 6 [Works in 10 vol., vol. VI], Saint-Petersburg: Prosveshchenie, 1912.
22. Pamyati Vladimira Solov'eva [In memory of Vladimir Solovyov's], in Vestnik RSKhD, 1950, no. 4-5, pp. 1-2.
23. Zouboff, Peter IP Godmanhood as the Main Idea of the Philosophy of Vladimir Solovyev. Poughkeepsie (N.Y.), 1944.
24. Zernov, N.M. Russkaya tserkov' i vselenskoe pravoslavie [Russian Church and ecumenical Orthodoxy], Put', Parizh, 1932, no. 34, pp. 73-75.
25. Kallist (Uer), ep. Diokliyskiy. Nikolay Zernov (1898-1980) [Nikolai Zernov (1898-1980)], in Biblioteka Nikolaya Mikhaylovicha Zernova: Katalog [Nikolai Mikhailovich Zernov Library: Catalog], Moscow: Tsentr knigi, 2008, pp. 8-20.