Научная статья на тему 'Солнцепоклонничество, или «Методика оздоровления по Эллэ Аят»'

Солнцепоклонничество, или «Методика оздоровления по Эллэ Аят» Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
149
13
Поделиться
Ключевые слова
ЭЛЛЭ АЯТ / ДВИЖЕНИЕ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Ахмадулина Светлана Зиннатовна

С статье отражена проблема дискуссий относительно природы происхождения и содержания движения «Эллэ Аят» как религиозной организации, или методики оздоровления. Автор рассматривает историю возникновения, сущность метода саморазвития и открытия сознания Ф. Абдуллаева. Приводится сопоставление метода включенного наблюдения с существующей оценкой официальных экспертов по проведению религиоведческой экспертизы.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Ахмадулина Светлана Зиннатовна,

Sun worship, or «Method for health improvement by Elle Ayat»

The article raises the problem of the discussions concerning the nature of the origin and content of «Elle Ayat» movement as a religious organization, or health improvement techniques.The author considers the history of the rise, the essence of the F. Abdullayev’s method of self-development and consciousness opening. The method of included observation is compared with the current official estimation of experts for religious expertise.

Текст научной работы на тему «Солнцепоклонничество, или «Методика оздоровления по Эллэ Аят»»

Е.В. Дроботушенко. Особенности развития религиозной ситуации в Читинской области (1970-е гг.)

славии и буддизме [9].

Литература

1. Бережко К. История Свидетелей Иеговы на Житомирщине. Регионально-историческое исследование: в 4 ч. // Документы и факты. Презумпция невиновности. - Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://roman142.blogspot.ru/2012/01/4.html (дата обращения: 09.03.2014)

2. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 306. Т. 3.

3. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 364.

4. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 884.

5. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1009.

6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1212.

7. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1548.

8. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2609.

9. Очерки истории Забайкальского края / под ред. И.И. Кириллова, Н.В. Гордеева. Т. 1-2. - Чита: Экспресс-издательство, 2009. - 440 с.

Дроботушенко Евгений Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, ЗабГГПУ, e-mail: kaf_ist@bsu.ru

Drobotushenko Evgeny, candidate of historical sciences, assistant professor of political science, ZabSHPU, e-mail: kaf_ist@bsu.ru

УДК 2-63 (571.54)

© С.З. Ахмадулина Солнцепоклонничество, или «Методика оздоровления по Эллэ Аят»

С статье отражена проблема дискуссий относительно природы происхождения и содержания движения «Эллэ Аят» как религиозной организации, или методики оздоровления. Автор рассматривает историю возникновения, сущность метода саморазвития и открытия сознания Ф. Абдуллаева. Приводится сопоставление метода включенного наблюдения с существующей оценкой официальных экспертов по проведению религиоведческой экспертизы.

Ключевые слова: Эллэ Аят, движение, Республика Бурятия.

S.Z. Akhmadulina

Sun worship, or «Method for health improvement by Elle Ayat»

The article raises the problem of the discussions concerning the nature of the origin and content of «Elle Ayat» movement as a religious organization, or health improvement techniques.The author considers the history of the rise, the essence of the F. Abdul-layev's method of self-development and consciousness opening. The method of included observation is compared with the current official estimation of experts for religious expertise.

Keywords: Elle Ayat, movement, Republic of Buryatia.

Современная религиозная ситуация в регионе уникальна. На протяжении нескольких столетий здесь успешно сосуществуют различные религиозные верования и религии - шаманизм, буддизм, православие, древлеправославие, ислам, иудаизм. Одной из уникальных особенностей нашей республики является не только «религиозное и национально-культурное ассорти», но и синкретизм. Один человек может практиковать разные религии, при этом одновременное обращение к шаману, посещение дацана или церкви является обыденным - это позиция, которая устоялась не только в поведенческих характеристиках, но и в сознании людей.

Наряду с сохранением устойчивых позиций традиционных конфессий возникают новые религиозные движения и культы [1, с. 66-67], воз-

рождаются древние языческие представления в форме неоязычества. К примеру, за г. Улан-Удэ в районе «Верхняя Березовка» на одном из протекающих лесных ручьев расположено деревянное изображение солнца, олицетворяющего, по мнению неоязычников1, бога древних славян Ярило - рядом надпись «монетки не бросать -это русский Бог». Впрочем, приставка «нео» становится обыденным явлением применительно не только к религиозным, но и к общественно-политическим, социокультурным, историческим процессам.

Другой важной особенностью является особая популярность движений и организаций, связанных с саморазвитием и самосовершенствованием человека как личности, элементами самооздоровления. Ярким примером может служить

движение «Эллэ Аят», предлагающее метод самооздоровления и открытия сознания.

Одним из вопросов, который стоит перед автором, является определение сущности «Эллэ Аят» как религиозной организации, или методики самооздоровления. Для этого обратимся к истории происхождения движения. Создано оно было в конце 1980-х гг. в Казахстане Фархатом Мухамедовичем Абдуллаевым и определено как «метод самооздоровления и саморазвития». Содержательные характеристики предложенного метода получили огромную популярность не только в Казахстане, но и далеко за ее пределами.

«Методику» Ф. Абдуллаева достаточно сложно отнести к целостной системе богословских взглядов и религиозно ориентированных предписаний, при этом сами последователи движения не обозначают Эллэ Аят как религиозную организацию. В информационных листах, распространяемых учениками, отмечено следующее: «Метод не является религией и не при-частен к каким-либо религиозным направлениям или сектам, не пропагандирует отрицание или неприятие религии, не делит людей по национальности, по социальному положению или убеждениям. Формула не является молитвой или мантрой, сам метод не содержит элементы гипноза, внушения или самовнушения. Ученики Фархата-ата не являются экстрасенсами, целителями и не занимаются целительством или лечением болезней» [5].

Обратимся к основе метода саморазвития и открытия сознания - «Формуле жизни и любви», «энергии Солнца», Эткен чаю - и журналам «Звезда Селенной». Набор данных позиций в целом определяет мировоззренческую и практическую составляющую движения.

Формула жизни, которая в определенной степени напоминает молитвенную формулу, произносится на уйгурском языке. В этом наборе слов Алля обозначается как младенец (сами последователи называют друг друга аляшками. - С.З.), Аят - энергетический поток солнца, управляемый создателем. В формуле «увековечены» имена основателя движения Фархата отца и его супруги Нины матери, их возрастные рубежи (37 и 40 лет), количество детей - 6. Селенная представляет собой область чистого сознания, а «Уйгур» - новое мышление или новая цивилизация.

Произнесение формулы жизни, по мнению последователей, оказывает особое положительное влияние на энергетическое поле человека, избавляет его от негативных мыслей и чувств. С

помощью этого символического действия приверженцы Эллэ Аят получают доступ к энергии и оздоравливающим силам, которые есть у Фар-хат ата и его супруги, и устанавливают эмоционально-психическую связь с Создателем.

Согласно приказу Министерства юстиции РФ от 25 февраля 2009 г. об утверждении порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, сегодня имеют право давать оценку Экспертные советы. В данном контексте вызывает интерес экспертное заключение Р. Лункина Центра религиоведческих экспертиз о деятельности движения Эллэ Аят, в котором отмечено следующее: «Произнесение Формулы Жизни является для сторонников метода Абдуллаева инструментом личной оздоровительной практики и не может квалифицироваться как религиозный богослужебный обряд» [6]. Соответственно наше мнение не полностью совпадает с мнением эксперта относительно «Формулы жизни и любви». Отметим, что в Бурятии также действует Экспертный совет по проведению религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ по РБ [3, с. 3-4].

Что касается «энергии солнца», то здесь подразумевается оздоровительное действие солнечных лучей на организм человека, при его созерцании на дневное светило в течение трех минут несколько раз в день (когда оно менее активно). Созерцание солнца в рамках представлений Эл-лэ Аят является энергетической составляющей, связанной с процессами физиологического очищения организма.

Для того чтобы вывести процессы «сгорания в организме негативной энергии, больных клеток», сторонники Аят принимают «Эткен чай», который по своему составу напоминает чай кочевников Внутренней Азии - для заварки обычно используется черный байховый чай, молоко по вкусу и соль. Считаем, что употребление Эт-кен чая напоминает применение святой воды у христиан, аршана у буддистов и др.

Не менее важным в воззрениях последователей Эллэ Аят выступает чтение журнала «Звезда Селенной», который является не только информационным источником, но и средством избавления от болезней, стоит лишь приложить его к больному органу.

Рассмотрев основные положения мировоззренческой и практической направленности деятельности Аят, отметим, что специальные работы, посвященные системной характеристике движения, отсутствуют. Есть лишь отдельные попытки изучения данного явления. В частности, в сентябре 2008 г. в Берлине состоялась

С.З. Ахмадулина. Солнцепоклонничество, или «Методика оздоровления по Эллэ Аят»

первая международная научно-практическая конференция «Солнце. Сознание. Человек. Вселенная». Материалы конференции были представлены на русском, немецком и английском языках. Примечательно, что организаторами конференции выступили не только общественные, но и медицинские организации, а также органы государственной власти: «Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию» (Россия, г. Москва); Institut fur emotionale Arbeit Berlin; Maria Brand Ambulante Dienst, Ajat-Leben E.V. (Deatschland); University of Global Scaling LLC (USA); Международный институт безопасности (Латвия, г. Рига). Целью и задачами данной конференции был анализ опыта практической работы врачей, психологов и народных целителей в области сознания и солнечной энергетики в регионах с различными национально-историческими, социокультурными, религиозными традициями и особенностями, законодательной базой.

Одна из практикующих участниц, Адела Бреслер, живет и работает в Берлине. В представленной статье «Солнечная энергия и чистота мыслей как основа новых путей к становлению новой личности» она описывает, как впервые узнала об Эллэ Аят (с 20.08.2006 г. - практикующая ученица) [2, с.107-117].

Автор описывает лечение тяжелых болезней. Это сложный процесс, который требует долгие месяцы. И такие примеры чудодейственных выздоровлений изображаются на веб-странице Эл-лэ Аят. «У больных очень тяжелые заболевания, например рак, умственная и физическая инвалидность, посттравматические болезни и др. Они часто использовали различные методы лечения, однако традиционная медицина не может им помочь. Но вскоре они открыли для себя метод Эллэ Аят, познакомившись с дружелюбием и сочувствием. И после этого они начали жить по этой методике, перестали употреблять лекарства, пьют эткен чай, проговаривают формулу жизни, читают журнал «Звезда Селенной» и смотрят фильмы об Эллэ Аят. После этого начинается процесс очищения организма. У них поднимается температура, что иногда сопровождается сильными болями и выделениями жидкости из тела (кровь, гной, отложения). Такие приступы встречаются довольно часто, но они ведут к выздоровлению. Научную лексику (ДНК, отрицательный или положительный заряд клетки, системы) можно заменить рядом религиозных терминов (гармония, творческий про-

цесс, высшая энергия)» [2, с. 115-117]. Столь подробное обращение к статье одной из участниц объясняется тем, что многие авторы подчеркивают, что используют методы Аят в своей профессиональной, в т.ч. и медицинской, деятельности. Однако материалы, которые представлены в сборнике научно-практической конференции, содержат отпечаток включенности авторов как последователей или сторонников Эллэ Аят.

Отсутствие методологических и научных работ по заявленной теме предполагает использование метода включенного наблюдения, который был применен автором в ходе этнографической экспедиции в августе 2013 г. В результате были собраны материалы об организации и функционировании на территории республики группы людей, объединенных верой в эффективность лечения солнечной энергией по методике создателя Фархата ата.

Деятельность Эллэ Аят в Бурятии наблюдается в начале 2000-х гг., когда приезжает первый «посвященный» ученик, который ранее использовал оздоровительную методику Надежды Семеновой. Основные занятия приверженцев - наблюдение за солнцем, прием эткен чая, чтение журналов, встречи на Аятах. Сегодня в Бурятии девять учеников, которые «подключены на всех людей» и занимаются лечением через «вставание под руку».

Особую значимость имеют материалы бесед с действующими учениками, которые повествуют о своей деятельности. Обратимся к мнению одной из учениц: «Я уже шесть лет ученица создателя, проводник его энергии. Есть несколько правил, которые нужно выполнять в комплексе: произносить «формулу жизни», при этом действии открывается поток солнечной энергии; смотреть на солнце; читать журналы «Звезда Селенной» по определенной схеме; употреблять Эткен чай. Впервые меня поставили под поток в декабре 2007 г., таким образом, лечилась около двух месяцев. В сентябре 2008 г. поехала в п. Чунджа, родину создателя, для участия в большом Аяте. Распределили нас в специальных деревянных постройках по 50 чел. в комнате. Аят проходил на улице, всего в нем приняло участие 7-8 тыс. чел., в том числе и первые 8 учеников создателя. Затем люди рассказывали о себе, своих жизненных историях. Во время Аята у меня началось горение изнутри всего организма. Ая-ты проводятся и в нашем селе два раза в месяц, где собирается около 200 чел. Вся моя семья находится в Эллэ Аяте. У дочери были проблемы в семье, брат болен онкологией (читает журналы

«Звезда Селенной). Всего в Бурятии было 10 учеников, сейчас 9 (одна из учениц уехала в Москву): 6 чел. в с. Выдрино, 1 чел. в с. Хоринск и 2 чел. в г. Улан-Удэ». На больших Аятах, которые проводятся ежегодно в Казахстане, присутствуют не только россияне, но и представители многих европейских и азиатских государств.

Из приведенного материала привлекает внимание возможность (по словам учеников) излечения от болезней, при этом без медицинского вмешательства, в том числе и очень тяжелых -онкология.

Учитывая геополитические, социокультурные особенности развития, в Бурятии огромной популярностью пользуется интегративная медицина как альтернатива традиционной. В связи с этим элементы оздоровления, которые присутствуют в Эллэ Аят, являются понятными и знакомыми для жителей республики.

С другой стороны, наличие социально-

ориентированной практики привлекает определенные социальные категории граждан (преимущественно пожилые люди, люди с проблемами здоровья), которые нуждаются в поддержке и защите со стороны социальных органов и медицинских работников [4, с.41].

Используемый во время исследования метод включенного наблюдения позволил нам прийти к выводу о том, что сегодня Эллэ Аят, в том числе и как альтернатива современной медицине, приобретает широкую популярность у жителей Бурятии. Разработанный метод Ф. Абдул-лаева трудно определить как строгую систему религиозных верований и богослужебных установлений, в этом методе превалирует стремление к оздоровлению, к улучшению физического здоровья, при этом сами последователи признают Эллэ Аят эффективной методикой самооздоровления и саморазвития.

Примечание

1. В современном массовом сознании бытует не реальный образ Ярилы (символ плодородия), а Ярило как «бог солнца», что в корне неверно.

Литература

1. Ахмадулина С.З. Новые религиозные объединения // Религиозные организации Республики Бурятия: словарь-справочник / С.В. Васильева и др. - Улан-Удэ, 2011. - 240 с.

2. Bresler A. Sonnenenergie und reinheit der gedanken als grundlagen eines weges zu einer neuen Persönlichkeit // Солнце. Сознание. Человек. Вселенная (20-22 сентября 2008 г.). - Берлин, 2008. - С. 107-117.

3. Васильева С.В. Государственно-конфессиональная политика в отношении старообрядчества Байкальского региона (XVII-XXI вв.): историография и источники. - Улан-Удэ, 2010. - 204 с.

4. Митупов К.Б.-М. Социальные процессы в Бурятии (90-е годы ХХ в.). - Улан-Удэ, 2001.

5. Официальный сайт «Эллэ Аят» - http://elleayat.ru/. Дата обращения - 09.09.2013 г.

6. Экспертное заключение Центра религиоведческих экспертиз о деятельности движения Эллэ Аят.

Ахмадулина Светлана Зиннатовна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной и всеобщей истории Бурятского госуниверситета, e-mail: kaf isto@bsu.ru

Akhmadulina Svetlana Zinnatovna, candidate of historical sciences, senior lecturer, department of homeland and world history, Buryat State University, e-mail: kaf isto@bsu.ru

УДК 269.6

© А.В. Михалев

Православие в современной Монголии: колониальные контексты в постколониальном мире*

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ (Религиозная ситуация во Внутренней Азии: проблемы постсоветских трансформаций), проект № 13-3301260

В статье рассматривается процесс создания образа современной восточной страны российскими священниками. Автору интересен категориальный аппарат и репрезентация образов, а самое главное - идеология, обосновывающая исключительное право Русской православной церкви на экспертное, «объективное» мнение о «духовном состоянии» монголов. Сохраняя язык «туземной этнографии» XIX века, священники описывают не только проблемы религии, но и политические процессы в стране.

Ключевые слова: Монголия, православие, колониализм, политика.