Научная статья на тему 'Солидарная информационная экономика как экономическая составляющая государственной идеологии России'

Солидарная информационная экономика как экономическая составляющая государственной идеологии России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ECONOMIC THEORY / MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / DECISION THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Александр Иванович

В качестве экономической составляющей государственной идеологии России мы предлагаем использовать солидарную информационную экономику. Проанализированы её основные идеи, обосновано её использование как базовой организационно-экономической теории взамен «economics». Согласно солидарной информационной экономике современные информационные технологии и теория принятия решений позволяют на основе «открытого сетевого общества» построить информационно-коммуникационную систему, предназначенную для выявления потребностей людей и организации производства с целью их удовлетворения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLIDARY INFORMATION ECONOMY AS THE ECONOMIC COMPONENT OF THE STATE IDEOLOGY OF RUSSIA

As the economic component of state ideology of Russia we offer a solidary information economy. We have analyzed its main ideas and justified its use as a basic organizational-economic theory instead of “economics”. According to the solidary information economy the modern information technology and decision theory allow, based on the “open network society”, to build information and communication system designed to identify the needs of people and the organization of production in order to meet them

Текст научной работы на тему «Солидарная информационная экономика как экономическая составляющая государственной идеологии России»

УДК 303.732.4

UDC 303.732.4

СОЛИДАРНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ РОССИИ

Орлов Александр Иванович д.э.н., д.т.н., к.ф.-м.н., профессор

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5, prof-orlov@mail. ru

В качестве экономической составляющей государственной идеологии России мы предлагаем использовать солидарную информационную экономику. Проанализированы её основные идеи, обосновано её использование как базовой организационно-экономической теории взамен «economics». Согласно солидарной информационной экономике современные информационные технологии и теория принятия решений позволяют на основе «открытого сетевого общества» построить информационнокоммуникационную систему, предназначенную для выявления потребностей людей и организации производства с целью их удовлетворения

Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

SOLIDARY INFORMATION ECONOMY AS THE ECONOMIC COMPONENT OF THE STATE IDEOLOGY OF RUSSIA

Orlov Alexander Ivanovich

Dr.Sci.Econ., Dr.Sci.Tech., Cand.Phys-Math.Sci.,

professor

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia

As the economic component of state ideology of Russia we offer a solidary information economy. We have analyzed its main ideas and justified its use as a basic organizational-economic theory instead of “economics”. According to the solidary information economy the modern information technology and decision theory allow, based on the “open network society”, to build information and communication system designed to identify the needs of people and the organization of production in order to meet them

Keywords: ECONOMIC THEORY,

MANAGEMENT, INFORMATION TECHNOLOGY, DECISION THEORY

1. Введение

Разработка государственной идеологии России - насущная задача современного социально-экономического развития России. Центр научной политической мысли и идеологии провел 28 марта 2014 г. в Москве Всероссийскую научно-общественную конференцию «Государственная идеология и современная Россия». В разработанном под руководством генерального директора Центра доктора физико-математических наук, доктора политических наук С.С. Сулакшина проекте Конституции России сказано:

«Статья 8. Идеология.

1. Высшие ценности России формируют общую, объединяющую Народ России государственную идеологию. Государственная идеология

поддерживается государством через воспитание, образование, науку, культуру, традиции, средства массовой коммуникации и защищается от внутренних и внешних посягательств.

2. В России признается многообразие идеологий, отражающих мировоззрение отдельных групп граждан.

3. Никакая идеология не может насаждаться насильственно или быть направленной на подрыв высших ценностей России» [1, с.14-15].

Очевидно, государственная идеология России должна иметь экономическую составляющую, посвященную базовым принципам организации народного хозяйства. Так, в проекте Конституции России [1] есть глава 11 «Социальная справедливость», статья 68 «Труд», глава 24 «Государство и экономика», глава 25 «Экономические ресурсы», глава 26 «Собственность в России», глава 29 «Природные ресурсы России», статья 145 «Государственное прогнозирование, планирование и

программирование развития», глава 39 «Финансовая система России» и другие положения экономического содержания.

В качестве экономической составляющей государственной идеологии России мы предлагаем использовать солидарную информационную экономику. В настоящей статье проанализированы её основные идеи. С научной точки зрения обосновано использование солидарной информационной экономики как базовой организационноэкономической теории взамен соответствующей реалиям XIX в. «economics» (устаревшей рыночной экономики). Основной полученный нами результат таков: согласно солидарной информационной экономике современные информационные технологии и теория принятия решений позволяют на основе «открытого сетевого общества» построить информационно-коммуникационную систему, предназначенную для выявления потребностей людей и организации производства с целью их удовлетворения.

Статья подготовлена на основе нашего доклада «Экономическая составляющая идеологии России - солидарная информационная экономика» на Всероссийской научно-общественной конференции «Государственная идеология и современная Россия» (Москва, 28 марта 2014 г.).

2. Базовые положения

Г осударственная идеология России должна опираться на современную теорию управления социально-экономическими системами и включать в себя экономическую составляющую.

Для реализации национальных интересов применяют различные интеллектуальные инструменты. Одним из них является экономическая политика, которая должна исходить из адекватной экономической теории. В частности, необходимо научное обеспечения программ реиндустриализации страны [2], которые могут иметь успех только на основе опережающего инновационного развития России [3, 4]. Нельзя переоценить значение оборонно-промышленного комплекса для обеспечения безопасности страны, т.е. самой возможности реализации национальных интересов России. Поэтому одним из приоритетов развития экономической теории является организационно-экономический анализ состава, структуры, состояния и перспектив использования объектов военной инфраструктуры [5], инновационного потенциала российского оборонно-промышленного комплекса [6].

Качество государственного управления, успешность осуществления государственных политик в разных сферах жизнеустройства страны во многом, если не в основном, определяются методами государственного управления народным хозяйством [7]. Практика экономической жизни, т.е. управления народным хозяйством в целом и его составными частями (регионами, отдельными организациями и др.), опирается на

экономическую теорию. Как подробно показано в книгах [8-9], в нашей стране экономическая теория, как и обществоведение в целом, находится в кризисном состоянии. К сожалению, мы в МГТУ им. Н.Э. Баумана долго использовали внедренную с Запада «economics» в качестве базовой теории, на основе которой выполнялись конкретные разработки. В настоящее время мы рассматриваем внедрение «economics» в начале 1990-х годов как один из эффективных способов борьбы с российской государственностью [10]. Осознав неадекватность «economics», летом 2007 г. мы на основе научной школы МГТУ им. Н.Э. Баумана в области экономики и организации производства приступили к разработке новой базовой организационно-экономической теории как замены «economics».

Разразившийся вскоре мировой экономический кризис выявил необходимость немедленной разработки новых организационноэкономических механизмов управления экономическими системами. Организация производства должна быть основана на адекватной экономической теории. Подтвердилось, что этой теорией не может быть рыночная экономика (economics). Нужна другая теоретическая основа. По нашему мнению, следует исходить из солидарной информационной теории

- новой базовой организационно-экономической теории, разрабатываемой в Научно-образовательном комплексе «Контроллинг и управленческие инновации» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Солидарная информационная экономика построена на основе экономики предприятия (инженерной экономики), теории управления (современного менеджмента, теории активных систем и принятия решений), современных информационных технологий.

Перспективные организационно-экономические механизмы

управления [11] производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, интегрированных производственно-корпоративных структур, регионов и страны в целом предлагаем конструировать на основе

солидарной информационной экономики, разрабатываемой как методологическая основа конкретных исследований в области организационно-экономического моделирования, экономики и управления народным хозяйством, прежде всего в области промышленности, менеджмента, инноваций.

По нашим наблюдениям, основное течение (мейнстрим) в современной экономической науке - обоснование несостоятельности рыночной экономики и необходимости перехода к плановой системе управления хозяйством. Дискуссии идут о выборе наиболее адекватного варианта плановой системы (см., например, [12]). Например, внутри предприятия или корпорации план должен быть жестким и одновременно позволяющим адекватно реагировать на нештатные ситуации, в рамках региона или страны в целом - индикативным.

К мейнстриму плановой экономики относится разрабатываемая нами с 2007 г. солидарная информационная экономика. (Ранее мы использовали термин «неформальная информационная экономика будущего».) На 10 апреля 2014 г. основной Интернет-ресурс по солидарной информационной экономике [13] просмотрен 70,1 тыс. раз, издано 35 публикаций - статей в научных журналах и материалов докладов на научных конференциях (см. [14]). С различных сторон солидарная информационная экономика рассмотрена в основных работах 2010 - 2013 гг. [15 - 22].

Для практически работающих руководителей, как автор этой статьи, очевидно, что экономическая теория - часть менеджмента как науки об управлении людьми [23]. Согласно солидарной информационной экономике современные информационные технологии и теория принятия решений [24, 25] (включая экспертные технологии [26, 27]) позволяют построить информационно-коммуникационную систему, предназначенную для выявления потребностей людей и организации производства с целью их удовлетворения. Для реализации этой возможности необходима лишь

воля руководства хозяйственной единицей, нацеленная на преобразование системы управления этой единицей. В частности, как уже и происходит во всех развитых странах, российское государство должно стать основным действующим лицом в экономике.

Эффективному решению современных проблем государственной политики и управления мешают широко распространенные неадекватные представления о рациональном ведении хозяйства. По оценке ведущего американского исследователя П. Друкера, 1873 г. - «конец эры

либерализма - конец целого столетия, на протяжении которого политическим кредо была политика невмешательства в экономику» [28]. Но и сейчас, 150 лет спустя, архаичное представление о рациональности рыночных отношений, о «невидимой руке рынка» широко распространено в России и мешает инновационной модернизации систем управления.

По мнению Джозефа Стиглица, лауреата Нобелевской премии по экономике, «экономисты виноваты в кризисе, но есть шанс исправить дело». Говоря о моделях, на которых базируется «экономическая теория», Стиглиц констатирует, что они «провалились полностью, и решения, на них основанные, оказались неверными» [29]. Очевидно, что Стиглиц признал неадекватность буржуазной экономической теории Запада. Следствие - она должна быть заменена на новую теорию, соответствующую реалиям XXI в. Проблемы и направления дальнейшего развития современной экономической теории в настоящее время широко обсуждаются, и в настоящей статье предлагается одно из возможных направлений развития.

Соображения, приведенные в настоящей работе, достаточно просты. Аналогичные мысли высказывали многие авторы. Однако лица, принимающие решения, зачастую исходят из давно устаревших и методологически неверных представлений, ведущих к неверным управленческим решениям.

3. Исходные идеи солидарной информационной экономики

Поясним термины, составляющие название новой организационноэкономической теории. Термин «солидарная» подчеркивает необходимость и возможность совместной деятельности независимых экономических агентов, отсутствие формальной иерархической схемы, добровольность совместной деятельности, принятие удовлетворяющих всех решений в результате переговоров и компромиссов, преобладание синергетической самоорганизации и роевых структур, отсутствие формального принуждения. Вслед за П.А. Кропоткиным [30] мы рассматриваем взаимную помощь как двигатель прогресса.

Термин «информационная» отражает все возрастающую роль информационно-коммуникационных технологий, в том числе сетевых, развитие которых позволяет предсказать в области управления хозяйством и обществом в целом революционный «переход количества в качество», в частности, переход от представительных органов к прямому действию, от государства как аппарата насилия к общественному договору.

Термин «экономика» означает, что рассматривается

производственная, организационно-экономическая сторона деятельности общества. Под экономикой в соответствии с Аристотелем [31] понимается управление хозяйством.

В первоначальном варианте названия был термин «будущее». Он подчеркивал ориентацию исследований на прогнозирование и конструирование будущего развития хозяйственных систем, без привязки к сложившимся традициям хозяйствования. Таким образом, рассматривалась первая задача нормативного прогнозирования -формулировка цели развития (целеполагание). Мы отказались от использования термина «будущее» потому, что «будущее уже наступило». Наша задача - выработка рекомендаций для руководителей хозяйственных

структур, государственных и муниципальных органов, предназначенных для применения сейчас, а не в неопределенном будущем.

Обсудим исходные идеи солидарной информационной экономики.

Общепризнанно, что при принятии управленческих решений необходимо учитывать не только экономические, но и технологические, социальные, экологические, политические факторы. Экономика в целом -служанка общества, выполняет его требования. Цели общества первичны, экономические механизмы вторичны, предназначены для реализации потребностей общества. Несмотря на очевидность сказанного, иногда пытаются экономические факторы считать основными, например, ставить во главу угла прибыль (обычно не уточняя, какой именно тип прибыли из многих имеется в виду).

Цели общества определяются потребностями общества. Исходим из того, что эти потребности могут быть сформулированы и согласованы обществом. Из множества индивидуальных и групповых предложений в результате обсуждений и компромиссов могут быть выявлены потребности общества в целом. Для малой группы (семьи, клана) выявление общих потребностей миллиарды раз осуществлялось в истории человечества. По мере роста масштаба человеческой общности применялись различные варианты агрегирования потребностей - сходка общины, власть самодержца, представительная демократия, использование государственных органов. Решение общегосударственных задач должно сочетаться с обеспечением прав и свобод отдельных граждан и групп. Однако до недавнего времени не было видно путей решения основной проблемы - учета и согласования мнений всех заинтересованных лиц из-за большого их числа. Развитие информационных технологий позволяет использовать необходимые вычислительные ресурсы. Теория и практика разработки и принятия управленческих решений, в частности, методы экспертных оценок, дают возможность разработать эффективные

справедливые процедуры выявления общественных потребностей. Стихийное развитие идет именно в этом направлении, особенно если рассматривать его в масштабе столетий. Значит, нужны работы (к ним относится и наша), нацеленные на прогнозирование развития методов принятия решений в больших системах. О масштабе необходимых управленческих инноваций говорит то, что в результате разработки методов выявления потребностей общества будет фактически устранено государство как посредник между физическими лицами и обществом -произойдет отмирание государства с заменой его на непосредственное народоправие.

При управлении хозяйственной системой (предприятием, корпорацией, государством) самое сложное - целеполагание. Какие потребности удовлетворять, другими словами, как сформулировать цель, поставить задачу оптимизации? Фантасты предложили различные

варианты решений. Например, И. А. Ефремов описал будущее

общественное устройство, подобное структуре человеческого мозга: постоянно действующий форум со своими исследовательскими и

координационно-ассоциативными центрами [32]. Спроектировать

подобную систему разработки и принятия управленческих решений -задача современной теории принятия решений, интенсивно использующей информационные технологии. Если цель поставлена, то для ее достижения можно и нужно разработать оптимальный план (в натуральных единицах измерения) и отследить его выполнение. Методологически это более простая задача, чем выявление потребностей. Но и здесь до недавнего времени не хватало вычислительных мощностей. К настоящему времени составление оптимального плана производства и распределения продукции и услуг в масштабах Земли в целом - вполне решаемая задача, как показывает опыт крупных транснациональных компаний.

4. Предшественники и единомышленники

Весьма актуальными для разработки солидарной информационной экономики являются взгляды Аристотеля. Его размышления являются поразительно современными. В книгах по истории экономической мысли обычно пишут так: «Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 г. до н.э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки» [33]. Выделим положения, на которых базируется солидарная информационная экономика.

По Аристотелю «экономика» - наука о разумном ведении хозяйства. В современных терминах речь идет об организации производства и экономике предприятия, государственном и муниципальном управлении, поскольку Аристотель обсуждает управление хозяйствующими субъектами разного уровня - предприятие, город (полис), регион (сатрапия), государство.

Аристотель ввел специальный термин «хрематистика», под которой он понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики - как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей, т.е. на производство и приобретение благ для дома и государства. Хрематистику как форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной. Его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода. В настоящее время хрематистика - это прежде всего деятельность банков, фондовых бирж и других структур, действующих по схеме «деньги -деньги», без производства товаров и услуг. Произошла подмена понятий -хрематистику некоторые лица стали называть экономикой. Вслед за Аристотелем мы полагаем, что деятельность, направленная на извлечение

прибыли, является противоестественной, вредной для общества. Экономическая деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей людей, в отличие от хрематистики.

Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными»... Вслед за Аристотелем мы полагаем, что ведение хозяйства вполне возможно без денег. Наш опыт работы в качестве руководителя (менеджера) в Группе авиакомпаний «Волга-Днепр» показал, что в практической управленческой деятельности решение финансовых вопросов составляет лишь небольшую часть. Однако на период перехода от современности к будущему хозяйству использование денег целесообразно. Согласно Аристотелю, если деньги относятся к «экономике» - то это символ стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» - то они выступают как реальный представитель неистинного богатства».

Рассмотрим дальнейшее развитие представлений об экономике и хрематистике. Френсис Бэкон предупреждал: «Противоестественно, чтобы деньги рождали деньги» [34, с.445]. Отметим: Ф. Бэкон против

хрематистики, против процента. Робинзон Крузо (согласно роману Дефо), попав на необитаемый остров, вел свое хозяйство. Он разрабатывал методы организации производства, вел управленческий учет, прогнозировал и планировал. Робинзон управлял своим предприятием без использования денег. Жюль Верн в романе «Таинственный остров» рассказал о том, как успешно работали инженер С. Смит и его товарищи. Они вышли на современный им научно-технический уровень, не обращаясь к хрематистике, поскольку само понятие прибыли было их коммуне чуждо. Генри Форд в книге «Моя жизнь. Мои достижения» [35] писал: «. Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. Работу на общую пользу ставь выше

выгоды.». Выделим мысль Форда: цель производства - удовлетворение потребностей, а не получение прибыли.

Эффективные механизмы принятия и реализации плановых решений должны опираться на современные информационные технологии. База разработки таких технологий - кибернетика (вспомним работы Н. Винера, А.И. Берга, Н.Н. Моисеева, многих других). В послевоенные годы в нашей стране, как и во всем мире, разрабатывались различные типы автоматизированных систем управления. Наиболее грандиозный проект - в начале 1960-х гг. В.М. Глушков предложил правительству СССР создать Общегосударственную автоматизированную систему управления экономикой страны (ОГАС), для чего, по его оценкам, требовалось как минимум 15-20 лет и 20 млрд. тогдашних рублей, однако выигрыш стоил того: ОГАС давала реальный шанс построить самую эффективную экономику в мире. В.М. Глушков [36] писал:

«Отныне только «безмашинных» усилий для управления мало. Первый информационный барьер или порог человечество смогло преодолеть потому, что изобрело товарно-денежные отношения и ступенчатую структуру управления. Электронно-вычислительная техника

- вот современное изобретение, которое позволит перешагнуть через второй порог. Происходит исторический поворот по знаменитой спирали развития. Когда появится государственная автоматизированная система управления, мы будем легко охватывать единым взглядом всю экономику. На новом историческом этапе, с новой техникой, на новом возросшем уровне мы как бы «проплываем» над той точкой диалектической спирали, ниже которой, отделенный от нас тысячелетиями, остался лежать период, когда свое натуральное хозяйство человек без труда обозревал невооруженным глазом».

Своеобразная ОГАС, хотя и куда более скромная по масштабам, была введена на практике в другом уголке Земли - в Чили, во время

президентства Сальвадора Альенде. Один из основоположников кибернетики Стаффорд Бир разработал автоматизированную систему управления национализированными предприятиями Чили. Проект получил название «Киберсин» [37]. Он представлял собой автоматизированную систему сбора и обработки информации, которая состояла из четырех основных компонент: «Кибернет» - система связи (на основе телексов), «Киберстрайд» - компьютерные программы, «Чико» - математическая модель чилийской экономики - и ситуационная комната, из которой велось управление (зал с экранами, на которых отображалось в виде графиков и схем состояние экономики Чили). Можно было управлять производством всей страны в реальном времени (каждым конкретным предприятием), сразу же видеть результаты принятых решений и при необходимости вносить поправки. Кроме того, в каждом населенном пункте создавались «опросные пункты», где производился автоматизированный опрос населения по поводу принимаемых мер. Эти центры были включены в систему «Киберсин», и правительство быстро узнавало реакцию населения на очередное нововведение. Разработки Бира дают прообразы для следующего этапа развития информационных систем управления предприятиями и их объединениями - интегрированными производственно-корпоративными структурами, а также регионами -муниципальными образованиями, субъектами федерации, Россией, международными объединениями, Землей в целом.

Многочисленные работы посвящены конкретным проблемам развития информационных технологий управления. Вопросам информационного обеспечения солидарной информационной экономики посвящены разработки коллектива молодых исследователей, выпускающих журнал «Великое кольцо» [38]. В названии журнала подчеркивается связь с идеями И.А. Ефремова. В частности, один из основных авторов журнала И. Герасимов считает, что информационные

технологии управления уже на сегодняшнем этапе позволяют разработать и внедрять интегрированные информационно-управляющие системы, предназначенные для координации людей, ресурсов, потребностей, предложений; объединения в рабочие группы по реализации экономических проектов; установления прямых связей между производителями и потребителями; оптимальной координации инициатив и проектов в масштабе всего общества. По мнению И. Герасимова [39], к конкретным функциям в рамках экономического блока можно отнести: учет и распределение ресурсов, обмен экономическим опытом и технологиями, выявление потребностей населения в товарах и услугах, формирование коллективов новых хозяйствующих субъектов, аккумулирование и распределение инвестиций, координация действий трудовых коллективов, публичная оценка потребителями работы хозяйствующих субъектов, ведение публичного диалога между потребителями и производителями товаров и услуг, публикация жалоб добросовестных хозяйствующих субъектов на деструктивные действия официальных и неофициальных паразитических структур, выработка схем оптимального ресурсообмена и планов экономического развития.

Новым по сравнению с временами В.М. Глушкова и С. Бира является широкое распространение сетевых технологий, позволяющее аппаратно реализовать право граждан на участие в принятии касающихся их решений. Не менее важным, чем участие в экономической жизни, является наделение всех граждан возможностями по непосредственному участию в политическом управлении обществом. Это, в частности, формирование общественных советов и рабочих групп по коллективному изучению и решению тех или иных социальных проблем, оценка качества работы должностных лиц, разработка, обсуждение и оценка нормативных документов, выдвижение собственных предложений и доведение их до управленческих структур, организация публичного диалога между

административными органами и населением, обсуждение кандидатов на выборные должности, публикация сведений о характеризующих личность граждан совершенных ими социально значимых действиях, мобилизация населения на акции прямого гражданского волеизъявления. Качественно новым уровнем по сравнению с разрозненными сайтами фирм и административных учреждений должны стать интегрированные порталы целых секторов экономики и территорий. Эти порталы должны обладать выраженной обратной связью, формироваться по единым стандартам, подчиняться принципу «открытой архитектуры», быть соединенными между собой каналами регулярного обмена данными и находиться под контролем формируемых населением общественных советов различных уровней [39].

Приведем пример институализации неформальных акций с помощью информационных технологий. В США по инициативе ученых Массачусетского технологического института - разумеется, вопреки воле официальных властей - была разработана интерактивная сетевая база данных, позволяющая гражданам свободно добавлять и получать информацию, касающуюся должностных лиц и политиков. Задуманная как «асимметричный ответ» на создание системы тотальной слежки правительственных органов за простыми людьми, она получила название GIA - Government Information Awareness, или «Информационная осведомленность о правительстве». Таким образом, передовой мировой опыт также указывает верное направление развития.

Открытый процесс создания реальных организационных модулей системы, привлечения участников, прокладывания горизонтальных связей, осуществления операций с ее помощью, по мнению И. Герасимова, можно

- как синтез англоязычных терминов Open Source, Open Architecture, Commons-based Peer Production, Peer-to-Peer и Open Society («Открытое общество») - назвать Open P2P Society. По-русски этот термин будет

звучать как «Открытое сетевое общество», где топология связей будет не иерархической, а «от каждого к каждому», или «Peer to Peer» [39].

Одним из основных направлений развития современной экономической и управленческой мысли являются информационные технологии управления, причем не только на уровне предприятия, но и на макроуровне. Их математической основой являются теория управления организационными системами, развиваемая неформальным научным коллективом вокруг Института проблем управления РАН [40]. Выделяют такие ее разделы, как теория активных систем, теория принятия решений, в том числе на основе экспертных технологий. Все они применяются в солидарной информационной экономике.

5. Заключительные замечания

Оставшиеся с прошлых веков привычные принципы управления как экономикой, так и государством входят во все большее противоречие с возможностями в сфере технологий управления, предоставляемые прогрессом информационных технологий. Падает роль представительной демократии, при которой подавляющее большинство граждан делегируют полномочия по принятию решений специалистам-депутатам. Возрастает роль неформальной, «роевой» деятельности, как противовеса

иерархическим структурам. На основе современных информационных технологий и методов разработки и принятия управленческих решений возникла возможность и необходимость реализации идеи В.М. Глушкова и Ст. Бира.

В перспективе путем предварительного обсуждения и планирования можно будет снять проблему нерационального производства товаров и услуг. Управление организацией предполагает необходимость плана. Делегирование полномочий не отменяет централизацию принятия решений. Отметим, что в рамках плановой системы можно смоделировать

любые рыночные отношения, а потому плановое хозяйство заведомо не менее эффективно, чем рыночное. Основная критика плановой системы в масштабах государства базировалась на невозможности произвести необходимое количество вычислений, в результате плановые решения запаздывали и не могли охватить необходимую номенклатуру товаров и услуг. Как показали современные шотландские экономисты В. Пол Кокшотт и Аллин Ф. Коттрелл [41], современные информационные технологии снимают эти проблемы. Отметим, что с плановым подходом несовместимо перевыполнение плана, планирование от достигнутого.

Возможность самореализации личности, быстрота реализации творческих решений, полностью реализуется в продвинутом варианте планового хозяйства, построенного на основе современной теории принятия решений. Возможно полностью удовлетворить индивидуальные пожелания потребителей.

В реальных ситуациях процессы управления экономическими системами реализуются с достаточно высоким уровнем неопределенности. Велика роль нечисловой информации как на «входе», так и на «выходе» процесса принятия управленческого решения. Неопределенность и нечисловая природа управленческой информации должны быть учтены путем проведения анализа устойчивости экономико-математических методов и моделей, например, на основе разработанной нами общей схемы устойчивости [42, 43]. Для обоснованного практического применения математические модели процессов управления экономическими системами и основанных на них экономико-математических методов должна быть изучена их устойчивость по отношению к допустимым отклонениям исходных данных и предпосылок моделей.

Механизмы организации производства, хозяйственной деятельности, экономической жизни могут быть разными. Использование таких изобретений человечества, как денежное обращение и конкуренция (а тем

более фондовые рынки и опционы), совсем не обязательно. Робинзон и община «Таинственного острова» обходились без них - небольшим общинам в хозяйственной деятельности деньги не нужны. Развитие информационных технологий сняло ограничение на размер хозяйства. Современный шотландский экономист П. Кокшотт [44] демонстрирует теоретическую возможность организации производства с целью удовлетворения потребностей в масштабах страны или человечества в целом. Особо отметим выполненный им тщательный анализ объемов вычислений, необходимых для этого. Как показал П. Кокшотт, мощностей стандартных современных компьютеров вполне достаточно для расчетов управленческих решений на базе экономико-математических моделей. Таким образом, применять инструменты управления хозяйственной деятельностью, основанные на деньгах, теоретически не обязательно.

Как писал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль [45], «управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать» (ни слова про деньги, конкуренцию и коммерческую тайну - внутри предприятия они не обязательны, более того, неуместны). Метафорой предприятия является семья, поскольку исходной формой является семейное хозяйство. Разве нужны деньги, разве извлекают прибыль внутри одной семьи?

На уровне предприятия или корпорации никто не отрицает необходимость планирования и контроля. Взгляды А. Файоля вполне созвучны современной концепции контроллинга [46 - 52]. Однако на уровне государства отдельные лица все еще считают эффективным «рынок», т.е. анархию производства, при которой решения отдельных субъектов экономической жизни не требуют согласования между собой.

Денежное обращение должно уйти в прошлое. Ему, как и «рыночным отношениям», нет места в солидарной информационной

экономике будущего. Прежде всего это касается производных финансовых инструментов (деривативов), позволяющих участникам финансового рынка действовать по схеме «деньги - деньги», исключив из классической схемы «деньги - товар - деньги» центральный элемент. Для предотвращения экономических кризисов должен быть ликвидирован финансовый капитал, не обеспеченный материальными и интеллектуальными ценностями. В частности, это касается таких деривативов, как валютный своп, кредитный дефолтный своп, опцион, процентный своп, свопцион, соглашение о будущей процентной ставке, форвард, фьючерс, варрант, конвертируемые облигации, депозитарная расписка, кредитные производные и др. Следующий шаг - прекращение обращения (выпуска, котировок, продаж) акций, ликвидация ценных бумаг, в том числе государственных, закрытие валютных и товарных бирж. На переходный период могут быть сохранены деньги как средство обмена и средство соизмерения ценностей. Они должны быть обеспечены не золотом или энергией, а рабочим временем (одна денежная единица соответствует одному часу неквалифицированного труда).

Необходимость ликвидации частной (но не личной) собственности и процента также вполне очевидна, поскольку управление организациями осуществляется согласно солидарной информационной экономике не личностью, а коллективно. Проект ликвидации денежного обращения и частной собственности в прошлом выдвигался неоднократно, но рассматривался как утопия. Однако современные информационные технологии и теория принятия решений позволяют претворить этот проект в жизнь.

Солидарное принятие решений - важнейшая черта будущих информационных систем принятия решений, разработанных на основе рассматриваемой теории. Во-первых, свобода передачи информации - от каждого к каждому, без административных фильтров. Во-вторых, участие

всех заинтересованных лиц и организаций в выработке и реализации решений (принцип прямой демократии). Конечно, для этого необходимы адекватные процедуры принятия решений. Разработать их должны специалисты по теории принятия решений. Необходима техническая база, позволяющая реализовать «Открытое сетевое общество». Наконец, необходима политическая воля для ликвидации административных препятствий на пути внедрения достижений солидарной информационной экономики - базовой организационно-экономической теории, разрабатываемой в рамках научной школы МГТУ им. Н.Э. Баумана по экономике и организации производства.

Литература

1. Конституция России (проект) / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. - М.: Научный эксперт, 2013. - 264 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сухарев О. С. Экономическая политика реиндустриализации России: возможности и ограничения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 24(213). С. 2-24.

3. Васильева Г. Л. Инновационная экономика: страновой профиль, факторы развития и риски России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 25(214). С. 34-41.

4. Маннапов А. Р. Особенности и проблемы перехода России к инновационной экономике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №22(211). С. 15-23.

5. Хрусталёв Е.Ю., Данилов А.Ю. Состав, структура, состояние и перспективы использования объектов военной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 24(213). С. 24-31.

6. Лавринов Г.А., Косенко А.А., Хрусталев Е.Ю. Инновационный потенциал российского оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 22(211). С. 2-14.

7. Качество и успешность государственных политик и управления / Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. М.: Научный эксперт, 2012. 488 с.

8. Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций. М.: Научный эксперт, 2011. 464 с.

9. Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть вторая. Курс лекций. М.: Научный эксперт, 2012. 384 с.

10. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью. М.: Научный эксперт, 2009. 424 с.

11. Колобов А.А., Омельченко И.Н., Орлов А.И. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры:

организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость. М.: Экзамен, 2008. 621 с.

12. Михайлушкин П.В. Роль и степень участия государства в управлении экономикой / П.В. Михайлушкин, А.А. Баранников // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. -№04(088). С. 76 - 96. - IDA [article ID]: 0881304006. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/06.pdf, 1,312 у.п.л.

13. Неформальная информационная экономика будущего. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=2&t=570.

14. Публикации А.И. Орлова по неформальной информационной экономике

будущего. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=2&t=951.

15. Орлов А.И. Неформальная информационная экономика будущего -базовая организационно-экономическая теория // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия «Социально-экономические науки». 2010. No.2. С.55-67.

16. Орлов А.И. Основные идеи неформальной информационной экономики будущего // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2010, № 1. С.89-105.

17. Орлов А.И. Аристотель и неформальная информационная экономика будущего // BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM (Биокосмология - нео-Аристотелизм). Bilingual Electronic Journal of Universalizing Scientific and Philosophical Research based upon the Original Aristotelian Cosmological Organicism. Vol.2. No.3. Summer, 2012. С.150-164.

18. Орлов А.И. Основные идеи солидарной информационной экономики -новой базовой организационно-экономической теории // Научный эксперт. - 2013. -№1-2. - С.69-81.

19. Orlov A. I. Functionalist-Organic Information Economy - the Organizational-Economic Theory of Innovation Development // BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM (Биокосмология - нео-Аристотелизм). Bilingual Electronic Journal of Universalizing Scientific and Philosophical Research based upon the Original Aristotelian Cosmological Organicism. Vol.3. No.1 (Winter 2013). - P. 52-59.

20. Орлов А. И. Проблемы методологии государственной политики и управления в неформальной информационной экономике будущего / А.И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №04(088). С. 592 - 618. - IDA [article ID]: 0881304041. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/41.pdf, 1,688 у.п.л.

21. Орлов А.И. Роль солидарной информационной экономики в модернизации России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып.

8. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - Ч. 1. - С.Ошибка! Закладка не определена.-117.

22. Орлов А.И. Солидарная информационная экономика - инструмент реализации национальных интересов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 33 (222). - С.2-10.

23. Орлов А.И. Менеджмент: организационно-экономическое

моделирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 475 с.

24. Орлов А.И. Теория принятия решений. М.: Экзамен, 2006. 576 с.

25. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: теория принятия решений. М.: КноРус, 2011. 568 с.

26. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование. Ч.2. Экспертные оценки. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. 486 с.

27. Сетевая экспертиза / Под ред. чл.-к. РАН Д.А. Новикова, проф. А.Н. Райкова. М.: Этвес, 2009. 168 с.

28. Друкер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994. 380 с.

29. Стиглиц Дж. Экономисты виноваты в кризисе, но есть шанс исправить дело // Газета «Ведомости». 20.08.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/analvtics/18653/ekonomistv vinovaty v krizise no est sh ans ispravit delo.

30. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Изд. 2, доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 280 с.

31. Аристотель. Экономика. Книги I - III // Вестник древней истории, 1969, № 3. Перевод с древнегреческого и латыни Г. А. Тароняна. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://anci entrome. ru/antlitr/ari stot/index. htm.

32. Ефремов И. А. Туманность Андромеды. М.: Эксмо, 2009. 768 с.

33. Агапова И.И. История экономической мысли. М.: ЭКМОС, 1998. 248 с.

34. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Том. 2. М.: Мысль, 1972. 582 с.

35. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. М.: Попурри, 2009. 352 с.

36. Глушков В. М. Макроэкономические модели и принципы построения ОГАС. М.: Статистика, 1975. 160 с.

37. Бир Ст. Мозг фирмы. М.: Радио и связь, 1993. 416 с.

38. Великое кольцо / Журнал. - 2007. - №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusprogressivelib.files.wordpress.eom/2009/11/vk1 .pdf.

39. Герасимов И. Интернет, Open Source и Открытое сетевое общество. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interface.ru/home.asp?artId=9835

40. Теория управления организационными системами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mtas.ru/.

41. Cockshott W. Paul and Cottrell Allin F. Information and Economics: A

Critique of Hayek. 1996. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://ricardo.ecn.wfu.edu/~cottrell/socialism book/havek critique.pdf.

42. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. М.: Наука, 1979. 296 с.

43. Орлов А.И. Устойчивые экономико-математические методы и модели. Разработка и развитие устойчивых экономико-математических методов и моделей для модернизации управления предприятиями. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. 436 с.

44. Кокшотт П. Расчёт в натуральной форме: от Нейрата до Канторовича. 2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://left.ru/2009/6/cockshott 188. phtml.

45. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Центральный институт труда, 1923.

46. Фалько С. Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.

47. Контроллинг: учебник / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага,

Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. 3-е изд., дораб. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. 336 с.

48. Ермоленко В.В., Луценко Е.В., Коржаков В.Е. Интеллектуальные системы в контроллинге и менеджменте средних и малых фирм Монография (научное издание). Под науч. ред. д.э.н., проф. Е.В. Луценко.- Майкоп: АГУ. 2011. - 392 с.

49. Ермоленко В.В., Луценко Е.В., Коржаков В.Е. Конфигурирование капиталов корпорации как задача стратегического контроллинга // Материалы II

Международного конгресса по контроллингу: выпуск №2 / Под науч. ред. С.Г. Фалько.

- М.: НП «Объединение контроллеров», 2012. - С.56-64.

50. Луценко Е.В., Ермоленко В.В., Коржаков В.Е. Метод системнокогнитивного анализа в оперативном контроллинге корпорации // Материалы II Международного конгресса по контроллингу: выпуск №2 / Под науч. ред. С.Г. Фалько.

- М.: НП «Объединение контроллеров», 2012. - С.64-68.

51. Коржаков В.Е., Луценко Е.В. АСК-анализ как адекватный инструмент контроллинга и менеджмента для средней и малой фирмы // Научный журнал КубГ АУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2010. - №09(63). - Режим доступа: http://ei.kubagro.ru/2010/09/pdf/02.pdf

52. Коржаков В.Е., Луценко Е.В. Автоматизированный системнокогнитивный анализ как перспективный инструмент контроллинга и менеджмента в российской корпорации экономики знаний // В сб. Актуальные проблемы управления корпорацией и человеческим капиталом в экономике знаний: сб. науч. тр. / под ред. С.Г. Фалько. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. - С. 141-161.

References

1. Konstitucija Rossii (proekt) / Pod obshh. red. S.S. Sulakshina. - M.: Nauchnyj jekspert, 2013. - 264 s.

2. Suharev O. S. Jekonomicheskaja politika reindustrializacii Rossii: vozmozhnosti i ogranichenija // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 24(213). S. 2-24.

3. Vasil'eva G.L. Innovacionnaja jekonomika: stranovoj profil', faktory razvitija i riski Rossii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 25(214). S. 34-41.

4. Mannapov A.R. Osobennosti i problemy perehoda Rossii k innovacionnoj jekonomike // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. №22(211). S. 15-23.

5. Hrustaljov E.Ju., Danilov A.Ju. Sostav, struktura, sostojanie i perspektivy ispol'zovanija ob#ektov voennoj infrastruktury // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 24(213). S. 24-31.

6. Lavrinov G.A., Kosenko A.A., Hrustalev E.Ju. Innovacionnyj potencial rossijskogo oboronno-promyshlennogo kompleksa // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2013. № 22(211). S. 2-14.

7. Kachestvo i uspeshnost' gosudarstvennyh politik i upravlenija / Jakunin V.I., Sulakshin S.S., Bagdasarjan V.Je. i dr. M.: Nauchnyj jekspert, 2012. 488 s.

8. Kara-Murza S.G. Krizisnoe obshhestvovedenie. Chast' pervaja. Kurs lekcij. M.: Nauchnyj jekspert, 2011. 464 s.

9. Kara-Murza S.G. Krizisnoe obshhestvovedenie. Chast' vtoraja. Kurs lekcij. M.: Nauchnyj jekspert, 2012. 384 s.

10. Jakunin V.I., Bagdasarjan V.Je., Sulakshin S.S. Novye tehnologii bor'by s rossijskoj gosudarstvennost'ju. M.: Nauchnyj jekspert, 2009. 424 s.

11. Kolobov A.A., Omel'chenko I.N., Orlov A.I. Menedzhment vysokih

tehnologij. Integrirovannye proizvodstvenno-korporativnye struktury: organizacija,

jekonomika, upravlenie, proektirovanie, jeffektivnost', ustojchivost'. M.: Jekzamen, 2008. 621 s.

12. Mihajlushkin P.V. Rol' i stepen' uchastija gosudarstva v upravlenii jekonomikoj / P.V. Mihajlushkin, A.A. Barannikov // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №04(088). S. 76 - 96. -

IDA [article ID]: 0881304006. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/06.pdf,

1,312 u.p.l.

13. Neformal'naja informacionnaja jekonomika budushhego. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=2&t=570.

14. Publikacii A.I. Orlova po neformal'noj informacionnoj jekonomike

budushhego. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:

http://forum.orlovs.pp.ru/viewtopic.php?f=2&t=951.

15. Orlov A.I. Neformal'naja informacionnaja jekonomika budushhego - bazovaja organizacionno-jekonomicheskaja teorija // Vestnik Juzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (Novocherkasskogo politehnicheskogo instituta). Serija «Social'no-jekonomicheskie nauki». 2010. No.2. S.55-67.

16. Orlov A.I. Osnovnye idei neformal'noj informacionnoj jekonomiki budushhego // JeTAP: Jekonomicheskaja Teorija, Analiz, Praktika. 2010, № 1. S.89-105.

17. Orlov A.I. Aristotel' i neformal'naja informacionnaja jekonomika budushhego // BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM (Biokosmologija - neo-Aristotelizm). Bilingual Electronic Journal of Universalizing Scientific and Philosophical Research based upon the Original Aristotelian Cosmological Organicism. Vol.2. No.3. Summer, 2012. S.150-164.

18. Orlov A.I. Osnovnye idei solidarnoj informacionnoj jekonomiki - novoj bazovoj organizacionno-jekonomicheskoj teorii // Nauchnyj jekspert. - 2013. - №1-2. - S.69-81.

19. Orlov A. I. Functionalist-Organic Information Economy - the Organizational-

Economic Theory of Innovation Development // BIOCOSMOLOGY - NEO-ARISTOTELISM (Biokosmologija - neo-Aristotelizm). Bilingual Electronic Journal of Universalizing Scientific and Philosophical Research based upon the Original Aristotelian Cosmological Organicism. - Vol.3. No.1 (Winter 2013). - P. 52-59.

20. Orlov A.I. Problemy metodologii gosudarstvennoj politiki i upravlenija v neformal'noj informacionnoj jekonomike budushhego / A.I. Orlov // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. -№04(088). S. 592 - 618. - IDA [article ID]: 0881304041. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/41.pdf, 1,688 u.p.l.

21. Orlov A.I. Rol' solidarnoj informacionnoj jekonomiki v modernizacii Rossii // Rossija: tendencii i perspektivy razvitija. Ezhegodnik. Vyp. 8. / RAN. INION. Otd. nauch. sotrudnichestva i mezhdunar. svjazej; Otv. red. Ju.S. Pivovarov. - M., 2013. - Ch. 1. - S.111-117.

22. Orlov A.I. Solidarnaja informacionnaja jekonomika - instrument realizacii nacional'nyh interesov // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2013. - № 33 (222). - S.2-10.

23. Orlov A.I. Menedzhment: organizacionno-jekonomicheskoe modelirovanie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2009. 475 s.

24. Orlov A.I. Teorija prinjatija reshenij. M.: Jekzamen, 2006. 576 s.

25. Orlov A.I. Organizacionno-jekonomicheskoe modelirovanie: teorija prinjatija reshenij. M.: KnoRus, 2011. 568 s.

26. Orlov A.I. Organizacionno-jekonomicheskoe modelirovanie. Ch.2. Jekspertnye ocenki. M.: Izd-vo MGTU im. N. Je. Baumana, 2011. 486 s.

27. Setevaja jekspertiza / Pod red. chl.-k. RAN D.A. Novikova, prof. A.N. Rajkova. M.: Jetves, 2009. 168 s.

28. Druker P.F. Novye real'nosti v pravitel'stve i politike, v jekonomike i biznese, v obshhestve i mirovozzrenii. M.: Buk Chembjer Internjeshnl, 1994. 380 s.

29. Stiglic Dzh. Jekonomisty vinovaty v krizise, no est' shans ispravit' delo // Gazeta «Vedomosti». 20.08.2010. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.vedomosti.ru/finance/analytics/18653/ekonomisty_vinovaty_v_krizise_no_est_sh ans_i spravit_del o.

30. Kropotkin P.A. Vzaimnaja pomoshh' sredi zhivotnyh i ljudej kak dvigatel'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

progressa. Izd. 2, dop. - M.: Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2011. 280 s.

31. Aristotel'. Jekonomika. Knigi I - III // Vestnik drevnej istorii, 1969, № 3. Perevod s drevnegrecheskogo i latyni G. A. Taronjana. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http ://anci entrome. ru/antlitr/ari stot/index. htm.

32. Efremov I.A. Tumannost' Andromedy. M.: Jeksmo, 2009. 768 s.

33. Agapova I.I. Istorija jekonomicheskoj mysli. M.: JeKMOS, 1998. 248 s.

34. Bjekon F. Sochinenija v dvuh tomah. Tom. 2. M.: Mysl', 1972. 582 s.

35. Ford G. Moja zhizn'. Moi dostizhenija. M.: Popurri, 2009. 352 s.

36. Glushkov V.M. Makrojekonomicheskie modeli i principy postroenija OGAS. M.: Statistika, 1975. 160 s.

37. Bir St. Mozg firmy. M.: Radio i svjaz', 1993. 416 s.

38. Velikoe kol'co / Zhurnal. - 2007. - №1. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://rusprogressivelib.files.wordpress.com/2009/11/vk1 .pdf.

39. Gerasimov I. Internet, Open Source i Otkrytoe setevoe obshhestvo. 2008. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.interface.ru/home.asp?artId=9835

40. Teorija upravlenija organizacionnymi sistemami [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mtas.ru/.

41. Cockshott W. Paul and Cottrell Allin F. Information and Economics: A Critique of Hayek. 1996. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ricardo.ecn.wfu.edu/~cottrell/socialism_book/hayek_critique.pdf.

42. Orlov A.I. Ustojchivost' v social'no-jekonomicheskih modeljah. M.: Nauka, 1979. 296 s.

43. Orlov A.I. Ustojchivye jekonomiko-matematicheskie metody i modeli. Razrabotka i razvitie ustojchivyh jekonomiko-matematicheskih metodov i modelej dlja modernizacii upravlenija predprijatijami. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2011. 436 s.

44. Kokshott P. Raschjot v natural'noj forme: ot Nejrata do Kantorovicha. 2008 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://left.ru/2009/6/cockshott188.phtml.

45. Fajol' A. Obshhee i promyshlennoe upravlenie. M.: Central'nyj institut truda,

1923.

46. Fal'ko S.G. Kontrolling dlja rukovoditelej i specialistov. M.: Finansy i statistika, 2008. 272 s.

47. Kontrolling: uchebnik / A.M. Karminskij, S.G. Fal'ko, A.A. Zhevaga, N.Ju. Ivanova; pod red. A.M. Karminskogo, S.G. Fal'ko. 3-e izd., dorab. M.: ID «Forum»: INFRA-M, 2013. 336 s.

48. Ermolenko V.V., Lucenko E.V., Korzhakov V.E. Intellektual'nye sistemy v kontrollinge i menedzhmente srednih i malyh firm Monografija (nauchnoe izdanie). Pod nauch. red. d.je.n., prof. E.V. Lucenko.- Majkop: AGU. 2011. - 392 s.

49. Ermolenko V.V., Lucenko E.V., Korzhakov V.E. Konfigurirovanie kapitalov korporacii kak zadacha strategicheskogo kontrollinga // Materialy II Mezhdunarodnogo kongressa po kontrollingu: vypusk №2 / Pod nauch. red. S.G. Fal'ko. - M.: NP «Ob#edinenie kontrollerov», 2012. - S.56-64.

50. Lucenko E.V., Ermolenko V.V., Korzhakov V.E. Metod sistemno-kognitivnogo analiza v operativnom kontrollinge korporacii // Materialy II Mezhdunarodnogo

kongressa po kontrollingu: vypusk №2 / Pod nauch. red. S.G. Fal'ko. - M.: NP «Ob#edinenie kontrollerov», 2012. - S.64-68.

51. Korzhakov V.E., Lucenko E.V. ASK-analiz kak adekvatnyj instrument

kontrollinga i menedzhmenta dlja srednej i maloj firmy // Nauchnyj zhurnal KubGAU [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2010. - №09(63). - Rezhim dostupa:

http://ej.kubagro.ru/2010/09/pdf/02.pdf

52. Korzhakov V.E., Lucenko E.V. Avtomatizirovannyj sistemno-kognitivnyj

analiz kak perspektivnyj instrument kontrollinga i menedzhmenta v rossijskoj korporacii jekonomiki znanij // V sb. Aktual'nye problemy upravlenija korporaciej i chelovecheskim kapitalom v jekonomike znanij: sb. nauch. tr. / pod red. S.G. Fal'ko. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2011. - S. 141-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.