Научная статья на тему 'Солдаты войны в восемнадцать лет'

Солдаты войны в восемнадцать лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Слизовский Д. Е.

О своих родителях рассказывает профессор кафедры политических наук, заместитель заведующего кафедрой Д.Е. Слизовский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLDIERS AT THEIR 181

In the scopes of the article the author tells the readers about his parents.

Текст научной работы на тему «Солдаты войны в восемнадцать лет»

СОЛДАТЫ ВОЙНЫ В ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ Д.Е. слизовский

Кафедра политических наук Российский университет дружбы пародов Уч. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

О своих родителях рассказывает профессор кафедры политических наук, замес-титель заведующего кафедрой Д.Г. Слизовский.

Минуло 60 лет с тех пор, как знамя Победы взметнулось над поверженной фашистской Германией. Готовимся отметить это событие, как можем, готовимся. Мы, современники, привыкли к информационности восприятия событий и фактов. Голый факт, и этого вроде бы достаточно. Так получается в нашей жизни, что и о Великой войне, мы уже говорим вскользь, мимоходом, как о заурядном факте из прошлого. Потому слабо вдумываемся в смыслы ее причии и последствий, в смысл самой войны. Еще меньше мы способны при таком образе мышления понимать смысл судеб людей, проживших и переживших ту историческую эпоху, которую стараемся и никак не можем осмыслить, - Великую Отечественную Войну.

Передо мной ордена и медали, их не много, что-то утеряно. Будучи ребенком, доводилось играть родительскими орденами и медалями вместо игрушек. Так я потерял отцовский орден Красной Звезды. Отец по этому поводу сокрушался, но не ругал. Не видел я и его злости по этому поводу. Вот Орден Отечественной войны II степени. Это орден моего отца - Слизовского Егора Степановича, старшего лейтенанта, командира артиллерийского расчета, дважды раненого. Последнее ранение - осколок мины перерубил ему позвоночник. Огромный шрам па спине отца меня всегда пугал своими размерами. Вернулся он домой весной 1945 г. инвалидом после годового лечения в госпитале. Ушел на войну в самые первые месяцы ее начала. Тогда ему было 18 лет и 3 месяца от роду. Здесь же медаль за освобождение Будапешта, которой была награждена моя мать - Слизовская Екатерина Федоровна. Призвана на фронт в 1943 г. после освобождения территории и населенного пункта ее проживания Красной Армией. Мать родилась в декабре 1925 г. Простая арифметика, ей тоже было 18 лет, когда она попала на фронт. Связистка специального подразделения фронтовой разведки. Дважды ходила в тыл противника. Видела смерть людскую, много смертей. Последняя вылазка их боевой группы в тыл врага имела целью путем максимально шумной активности вызвать у противника ложное представление о сроках и главном направлении наступления наших основных

частей. Из более сотни бойцов в итоге вернулись живыми только шестеро, среди них и моя мать. Потом передислокация, смена воинской части и профиля военной профессии. Дальше освободительный поход в Европу, закончила войну в Будапеште.

Хочу фрагментарно, как помню из их скупых рассказов, поведать о некоторых событиях и фактах из их военной жизни. Не очень они любили рассказывать о военной поре. Отец даже несколько стеснялся об этом говорить. Разве что, когда выпьет, то можно было услышать его неловкий рассказ о его личном в войне участии. Эго никогда не был рассказ о героизме, больше о страхе. Нам, детям, хотелось услышать захватывающие истории героических сражений, убедительных, ярких побед, как об этом было написано в книгах. Кстати, моя первая книга, которую я прочел, не без удовольствия и полностью, «от корки до корки», 'уто - «Повесть о настоящем человеке», С удовольствием читал под тусклым светом керосиновой лампы, рано поутру, еще перед школой (мать в это время «крутилась» по хозяйству), «Хинельские походы», «Это было под Ровно», «И один в поле воин» и другие книги, ярко и образно описывающие подвиги солдат, партизан, разведчиков. В таком же духе, казалось, мы рассчитывали услышать от своих родителей, взрослых соседей, бывших тоже на фронте, о военных сражениях, боях и подвигах. /Должен констатировать очевидный факт, почти ничего, говорившего о героическом, услышать не довелось. Не было и того, что обычно присутствует в рассказе - приукрашивания, тем более хвальбы или хвастливости. Хотя эмоциональная оценка тех событий наблюдалась в выражениях глаз, в мимике, во вздохах матери и насупленности отца.

Мне запомнился один рассказ отца. Я об этом помню не потому, что это очень интересный эпизод из отцовской военной жизни. Совершенно нет. Меня по сей день поражает то, что отец застеснялся, как-то неловко себя почувствовал перед нами, детьми, даже в его глазах было сожаление за свои действия как раз тогда, когда он рассказывал нам этот самый эпизод. Он как бы извинялся перед нами, мол, я хотел вам рассказать о героическом, а получилось что-то несуразное, мол, мы и понять-то не сможем, почему он так тогда поступил. А что же было? В одном из боев на Волховском фронте отца ранило. Первое ранение. Немецкий снайпер охотился за командным составом. Отец, офицер, командир артиллерийского расчета. Только что закончилась первая фаза боя. Во всю готовятся к продолжению сражения. Он ведет наблюдение, осуществляет привязку огня орудий к ориентирам прилегающей по фронту местности, требуется определенная коррекция с учетом изменившейся ситуации. Одним словом, все как на войне. Ничего особенного. В этой обстановке он допускает оплошность, неосторожность. Высунулся по пояс через бруствер окопа, и этого было достаточно, чтобы его «снял» немецкий снайпер. К счастью, пуля проходит чуть-чуть выше сердца. Тут же начинается новый бой. Шанс выжить с таким ранением мал, истекает кровью. И все же его подбирает медицинская сестра, молоденькая, хрупкая девушка. Ее попытки оттащить отяжелевшее тело к месту сбора раненых, где могут оказать реальную помощь, почти безуспешны. Бедняжка выбилась из сил, плачет от отчаяния и бессилия. В этот момент им навстречу попадается другой санитар, мужчина. Возвращается на боевые позиции, туда, где кипит бой, для того, чтобы взять очередного раненого. Отец на короткое время пришел в себя именно в этот миг, сумел оценить обстановку и попросил

мужчину-санитара, помочь ему и медсестре. В его молящей просьбе были слова: «Вот перед тобой раненый, бери, тащи его, помоги сестренке, зачем тебе возвращаться туда, где сейчас кромешный ад». Как говорил отец, он рассчитывал на то, что медбрату действительно не хотелось идти в самое пекло. Расчет оправдался, так отец спас себе жизнь. И именно этот поступок, как мне теперь стало понятным, больше всего его коробил, заставлял смущаться, в нем он сам усматривал проявление малодушия - себя, таким образом, спасал, а ведь там, кто-то тоже нуждался в помощи.

Эго не строгий, выверенный по точности исторических событий рассказ, здесь нельзя искать документального подтверждения всего того, о чем будет поведано. Мне хотелось бы воспроизвести отдельные события и факты, которые были и жизни моих родителей, о которых они по-разному поводу рассказывали нам, детям. Тогда я почта не понимал необходимости фиксировать все, что слышал о тех, военных временах. Многое, очень многое позабыто. И только отдельные факты, события, даже их фрагменты еще как-то помнятся. Кое-что я попробую воспроизвести, передать в своем повествовании отдельные суждения, размышления и свои, и моих родителей. Рассказать о том, с чем они столкнулись в годы войны и последующие годы, и которые хотя бы немного позволят молодому читателю понять, как и что было в отдельном уголке нашего Отечества с обыкновенными, простыми людьми в самую лихую годину и для них, и, в общем, для всех.

Мой отец, Слизовский Егор Степанович, родился 2 мая 1923 г. в селе Стра-чево, Суземского района, Брянской области. Из приведенной строчки следует обратить внимание на два факта: год и место рождения. Рожденные в 1923 г. -это восемнадцатилетние парни и девушки. Начало войны для них, 18-летних, начало их взрослой жизни. Они начинали жизнь с войны. Через неделю после начала войны отец уже был призван на фронт и направлен сначала в артиллерийскую школу. Место рождения - это брянщина и прилегающие к ней территории, которые некоторое время в далеком прошлом были под властью литовских князей. Эта территория исторически была приграничной, рядом Украина и Белоруссия. Смешение языков, культур здесь - обычное дело. Исторический котел по переплавке этносов, их психологий, поведения, пристрастий и преференций. Невероятная устойчивость даже в мелочах. Лично меня чуть было не исключили с первого курса РУДН (в то время УДН) за то, что при ответах по русскому языку я долгое время использовал фрикативное «Г». И наша преподавательница Елена Христофоровна строго меня за это наказывала, угрожая поставить «неуд». Это было серьезно, но, слава богу, все обошлось. Я благодарен Елене Христофоровне за урок. Ее строгость заставила меня работать над собой. Так вот, приграничная территория проживания, постоянные, в течение длительного исторического времени перетоки через эту территорию различных и многочисленных пришельцев с Запада, ищущих богатства, счастья и чинов, исторически сформировали в жителях этих территорий какой-то особый склад и поведения, и образа мышления. Можно говорить о сложившейся для тех мест своеобразной локальной типологии человеческой натуры. Мои родители - яркий тому образчик.

Отец, среднего роста, больше сухощавый, подтянутый, рос без матери, которая умерла 2 года спустя после его рождения. Воспитывали его мой дед

Степан и старшие сестры и братья. Слово воспитывали - слишком громко сказанное слово, но, по-моему, оно имело какое-то значение. Ибо в том, как поддерживалась связь между отцом и его родными, как он отзывался о них, я помню. В этой системе отношений доминировало два состояния - первое, отец как-то всегда выделял в разговоре с некоторой долей обидчивости, что он младший среди своих братьев и сестер и потому ему доставалось больше всего невзгод, но почему-то на нем лежит вся ответственность за разрешение всяческих семейных проблем. Последнее и составило второй фактор его жизни. Вернувшись с фронта, он стал главой большой семьи, в которой были, мы, дети, нас трое, его старшая сестра, моя тетя Варя с двумя детьми (отец их погиб) и еще одна тетя. Она серьезно болела и как-то быстро умерла. А братья отца - Дмитрий и Иван не смогли быть опорой. Первый, Дмитрий Степанович (Митя) в сентябре-октябре 1941 г. уже погиб, пришло извещение, что он без вести пропал. По сей день больше о его судьбе ничего не известно. Это был красивый, высокий, очень добрый юноша. У нас на стене в комнате всегда висела увеличенная фотография дяди Мити. С фотографии, подретушированной художником-фотогра-фом, смотрели теплые глаза. На крупном юношеском лице мягкая улыбка, длинный прямой нос, на голове фуражка. Отец мой и все, кто его знали, о нем всегда отзывались только хорошо. Собственно, я получил имя Дмитрий в его честь, так хотел мой отец. Второй брат отца, дядя Иван, сразу же после войны поселился в г. Шостка Сумской области на Украине, работал на заводе «Све-ма», был председателем профкома этого завода. Отец с ним встречался, как правило, почти каждый год по праздникам, на 7 ноября, но отношения между ними были натянутые.

Мой отец к началу войны уже успел закончить 9 классов сельской школы, расположенной в соседнем селе. Ходили туда за 12 километров пешком. Особые способности у него проявились в математике. Это-то и объясняет, почему его направили в артиллерийскую школу. Сборы на фронт были очень быстрыми. Накануне, перед тем как отправить первую партию призванных на фронт, мой дед Степан собрал всех концовских (концом называют часть улицы, выходящей к околице, ту часть улицы в честь моего деда, за его авторитет, называли «Степанов конец») парней и мужиков за столом, распили одну (подчеркиваю) бутылку водки на 10-12 человек. Прощание было более чем грустным, какие-то напутственные слова, женщины все плакали, мужики храбрились, но было видно, что это им удается с трудом. Это понятно. Все понимали, что многие не вернуться. Так оно и вышло. На обелиске, что стоит в центре нашего села, только 86 фамилий Слизовских, погибших, а там еще Балыкины, Козакавы, Филатовы... Более 800 человек из одного села. Вторая группа призванных на фронт уже не успела прибыть по месту назначения. Продвижение немецких войск было столь стремительным в тот период войны, что призывники неожиданно для них и для всех других оказались окруженными, отрезанными от регулярных войск Красной Армии. Не понимая что делать, они почти все вернулись по домам и на период оккупации, до 1943 г., многие из них по обстоятельствам, редко кто по доброй воле, служили «в полицаях».

Жизнь на оккупированной территории достойна внимания писателей и исследователей по многим причинам. Во-первых, это по всем статьям своеобразная жизнь, наполненная особым режимом проживания. Во-вторых, ок-

купации территорий не канули в историю. Наконец, в данном явлении много любопытного и интересного с точки зрения поведения людей, оказавшихся в оккупации. Жители моего села в полной мере испытали на своей шкуре эту самую оккупацию. Я много об этом слышал, что называется из первых рук (уст). Более того, моя личная осмысленная жизнь состоялась каких-то 8-10 лет после войны. Могу уверенно заявить, я жил на оккупированной территории и осязал, что это такое в живых рассказах очевидцев, разбавленных моими собственными наблюдениями недавней для меня истории. И что же? Оставленное Красной Армией население находилось в течение чуть более суток в состоянии тревожного ожидания. При этом появление первых немецких солдат в селе произошло как-то неожиданно. На дороге, лежащей дугой на пригорке за околицей, хорошо было видно из окон крайних хатенок, как появилась группа немецкого разведывательного отряда на мотоциклах. Спустя час 1^ село по основной улице вошли регулярные войска, которые не задерживались и все шли, и шли на восток. Па следующий день оставленный немцами староста арестовал деревенского паренька, он был комсомолец, инвалид, прихрамывал на одну ногу, и расстрелял его. Упорно ходил слух, что Василий, так звали этого несчастного парня, оскорбительно говорил о немцах, и кто-то донес на него. Возможно, это был одновременно и акт запугивания, и устрашения. В дальнейшем село в течение длительного времени оставалось без административного управления. И вот в этой обстановке дал о себе знать звериный инстинкт человеческой натуры. Оставленные без надзора, при отсутствии всякой власти стали бандитствовать, хулиганить недоросли, подростки 11-15 лет. Управы на них не было никакой, а кому управлять, коль остались старики, дети малые, да женщины. Вакханалия от этих самых подростков была такой, что жители села просили бога, чтобы установилась хоть какая-то власть. Охлократичные зоны безвластного режима - не редкость в условиях масштабных военных операций. Когда идут боевые действия на больших пространствах, когда стратегическая обстановка меняется на фронтах относительно медленно, обширные зоны остаются на время бесконтрольными, либо контроль переходит к случайным, временным группкам и группировкам. Таковыми могут быть и подростковые группы. На территории брянщины было большое число территорий в тылу немецких войск, которые контролировались либо партизанами, либо вообще не контролировались какое-то время. В основном же, конечно, оккупированная немцами территория управлялась, как говорили, с помощью немецкого орднунка (порядка). Это был жесткий для местного населения, если не сказать жестокий режим правления, который устанавливала оккупационная военная машина, опиравшаяся на зондеркоманды, состоявшие из тыловых подразделений. В их составе были не только, собственно, немцы, но и венгры (мадьяры), полицейские группы из местного населения. Особенно зверствовали в наших краях мадьяры, наверно выслуживались. Местное население постоянно сгоняли в рабочие группы по поддержанию транспортных путей, для выполнения других хозяйственных работ. Основная работа оккупационного режима - это изъятие сельскохозяйственной продукции, а потом и угон молодежи в Германию для всевозможных работ на территории этой страны. До 1943 г. в условиях такого режима проживала моя мама.

Моя мама, женщина необычайной и невероятно трудной судьбы, и в то же время - это типичная судьба русских женщин того поколения и того времени. Красивая, статная, с чуть раскосыми глазами, характерными для женщин восточного типа. О таком типаже женщин, рожденных и локализованных на сум-щинс, как продукте длительной и давнишней ассимиляции славянок с представителями монголоидной расы, писал философ Ефремов, восхищаясь их необычной для коренного женского населения красотой. Я знал и помню свою маму как труженицу, которая неустанно работала в колхозе и по дому. Работа в колхозе - это невероятно тяжелый (рабский) труд, который, не боюсь преувеличить, выпал па долю только российских женщин. И при том, они, и, конечно же, моя мама могли быть веселыми, ласковыми и нежными для нас, детей, и для своих с характерами мужей. Она очень хорошо пела русские и украинские песни. Ее сильный голос я легко узнавал среди голосов других женщин, когда они возвращались после работы домой либо пешком, либо сидя на телегах, и всегда от души, залихватски, весело пели.

С 1041 по 1943 I'., чтобы избежит!) участи быть угнанной в Германию, мама пряталась в болоте вместе с такими же, как и она, девушками. Жили в шалаше, а то и под открытым небом. Их матери и совсем маленькие дети приносили им пищу, одежду. Л когда вернулась Красная Армия, мама добровольно пошла на фронт. Связистка, разведчица, прошла через жесточайшие бои, неоднократно забрасывалась во вражеский тыл. Закончила войну в Будапеште. При возвращении домой после демобилизации заболела тифом, чуть было не умерла. Дома се ждала большая семья: мать (моя бабушка), отец (мой дедушка), который тоже воевал, был участником сражения под Сталинградом, и пятеро младших сестер и братьев. После войны для нее тяжкие испытания не закончились. Столкнулись с тяжелейшим голодом 1946 г. Чтобы выжить, мать по согласию семьи поехала со своими односельчанами в Западную Украину обменять имеющиеся скудные и последние вещи на продукты. Тогда это был единственный способ, дабы не умереть от голода. Ехали на крыше поезда. На одном из перегонов на них напали бандиты. Мать сбросили с вагона. Осталась живой, помогли подруги, которые сошли на ближайшей остановке и вернулись назад, к месту падения мамы. Все закончилось тем, что приобретенные при обмене продукты все же отобрали представители властей, когда эти обездоленные люди возвращались домой. Возвращение ни с чем стало почти катастрофой. Не найди дедушка случайно в поле заброшенный бурт сгнившей картошки, не выжили бы. Странно, но такова реальность, такова участь и судьба самых обыкновенных, рядовых победителей самого злейшего и самого сильного врага XX в.

Уходит время, ушли из жизни мои родители. Они не выбирали своей судьбы личной, человеческой, и военной судьбы, в частности. Они приняли такую судьбу как данность, не боролись с ней, а как-то по-простому переживали ее, цепляясь за жизнь. И что удивительно, жизнь осмысленную, полнокровную, которая давала новую жизнь. Когда видишь надломы человеческих судеб сегодняшнего поколения, потертого и побитого невзгодами нынешнего бытия, задаешься вопросом, а как же удалось нашим отцам и матерям остаться физически и морально здоровыми, нравственно чистыми? Воистину загадка! Уйдя, они остаются в нас и с нами, как матери, отцы, как солдаты войны.

Память о них помогает спасать ослабевающие души и поддерживать дряхлеющие тела. В этом ~ самый прочный остов непоколебимости нашего духа и просветленного будущего.

SOLDIERS AT THEIR 18

D.E. SLYSOVSKY

Political Sciences Chair Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia

In the scopes of the article the author tells the readers about his parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.