УДК 94(470)
Кускова С. В.
СОЛДАТСКАЯ ПРАВДА О ВОЙНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФРОНТОВЫХ ДНЕВНИКОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ)
В статье рассматриваются разные аспекты военного времени глазами советских солдат, воевавших на территории СССР и стран Европы и оставивших свои фронтовые дневники об этом трагическом времени. Солдатская правда, как проблематика, раскрывается прежде всего через описание повседневной жизни солдата - его участие в сражениях, питание, быт. Осмысление происходящего авторами выражено через их личностные понимания сущности войны, её уроков и значений.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, человек на войне, источники о войне, духовно-нравственные ценности, генеральская, лейтенантская и солдатская правда о войне, военный быт, Неизвестный солдат.
Тема Великой Отечественной войны в советской и российской литературе на протяжении всех послевоенных лет и до настоящего времени остаётся одной из актуальных тем. При этом в разные периоды нашей истории данная тема отражала и специфику художественных средств и особенности личностного осмысления военного лихолетья, присущие этим периодам.
Сложилась своего рода определённая «иерархия» произведений о Великой Отечественной войне - от так называемой «генеральской правды» с конца 1940-х - середины 1950-х гг.; «лейтенантской правды» середины 1950-х - середины 1980-х гг. и до «солдатской правды» начала 2010-х гг.
Данное деление несомненно условно и отражает лишь общую тенденцию в описании военного трагического времени различными средствами (художественная военная проза и мемуары участников) и определённой мерой масштаба участия в войне.
Из всех перечисленных «правд», как представляется, фронтовые дневники рядового солдата Великой Отечественной войны - событие относительно редкое по целому ряду причин: более низкий уровень общей грамотности рядовых в сравнении с офицерским составом, тяжесть испытаний, отсутствие времени и возможности солдату на то, чтобы вникнуть в происходящее, наличие запретов ведения дневников в годы войны.
Вышедшие в последние годы печатные издания относятся к серии «Фронтовых дневников» в издании АСТ. По нашему мнению, данные издания представляют
несомненный интерес в раскрытии «солдатской правды»1.
Война всегда считалась тяжелейшей травмой для психики любого человека. Особенно для тех, кто оказался на передовой, встречаясь со смертью ежедневно и ежечасно. Те, кто не смог с этой травмой справиться, заканчивали жизнь самоубийством, спивались, уходили в криминал. Многие же боролись с нею до конца жизни, зачастую не имея возможности ни сказать, ни написать о личном восприятии той войны.
В период с середины 1950-1960-х гг. сформировался целый пласт художественной военной прозы. На страницах изданий тех лет была отчётливо обозначена попытка представить войну во всей её страшной реальности, с кровью и болью, с бытовым неустройством, психологическими сломами, душевным и духовным опустошением участников военных действий.
Среди тех, кто не понаслышке знал о войне и смог выразить её новыми художественными средствами - Михаил Шолохов, Андрей Платонов, Василий Гроссман, Константин Симонов, Юрий Бондарев, Василь Быков, Михаил Алексеев, Виктор Астафьев, Александр Солженицын, Владимир Богомолов, Константин Воробьёв, Григорий Бакланов...
Произведения этих и других авторов, заняли своё заметное место в советской литературе, в критике и литературоведении и получили обобщённое название «лейтенантская проза». Название весьма условное, но всё же достаточно характерное.
1 Никулин Н. Н. Воспоминания о войне. М., 2015; Шумилин А. В. Ванька - ротный. М., 2015; Фёдоров А. Моя война. М., 2016.
В книгах этих авторов было меньше поверхностной иллюстративности, в них отсутствовала «даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней». В них была «суровая солдатская правда»2.
Критик В. Чалмаев отмечал, что творчество Ю. Бондарева было «вызовом официозной эстетике», что его проза - с её вниманием к человеку, к краскам природы, деталям, точному и яркому слову и т.п. -была «формой сопротивления обезличению, стандартизации человека и фактически обескровливанию, слепоте искусства»3.
При всей разности судеб и характеров героев «лейтенантской правды» все они отличались мужественностью и силой духа. Человечность становилась тем особым сплавом, который и выявлял в человеке его силу и характер в нечеловеческих условиях.
Критик Ю. Селезнёв выделял два типа конфликта, которые имели место в «лейтенантской прозе». Один, центральный, конфликт - между «нашими» и врагами. Но нередко не он движет сюжетом. Внутри этого главного конфликта сталкиваются ещё один - действия и вся военная жизнь - «не по приказу, а по совести»4. Как тот самый колокол, о котором писал В. Быков, чтобы он звучал и «настойчиво пробуждая в людях потребность в высокой духовности»
По мнению критика И. Дедкова, «писатель показывает будничные героические усилия народа, глубочайшую нравственность его существования в трагических обстоятельствах конкретного времени и конкретного малого пространства. Его выстаивающую, побеждающую человеч-ность»5.
И, как представляется, этот пласт советской военной художественной прозы в определённой степени предварил формирование следующего периода, получившего название «солдатской правды». Здесь проблема человека на войне выражена через фронтовой дневник, где художественные средства фактически отступили перед конкретикой факта.
2 Бондарев Ю. Собр. соч.: В 6 тт. Т. 6. 1986. С. 87.
3 Чалмаев В. На войне остаться человеком. (Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов). М., 2000. С. 43.
4 Селезнев Ю. Вечное движение. М., 1976. С. 43-44.
5Дедков И. Возвращение к себе. М., 1978. С. 209.
Книга Н. Н. Никулина, сотрудника Эрмитажа, а в годы войны - простого солдата советской армии была написана в 1975 г. и не предназначалась для публикации. Автор сформулировал цель своих записок «ответить самому себе на вопросы» чтобы исторгнуть из себя всю мерзость войны с «точки зрения солдата, ползающего на брюхе по фронтовой грязи»6.
По словам автора, эти записки глубоко личные, написанные для себя, а не для постороннего глаза, и от этого крайне субъективные. Они не могут быть объективными потому, что война была пережита им почти в детском возрасте (речь идёт о 18-летнем юноше), при полном отсутствии жизненного опыта, знания людей, при полном отсутствии защитных реакций или иммунитета от ударов судьбы. Многие оценочные суждения Николая Никулина опираются не на систему фактов, а на единичные частные случаи. Поэтому от читателя требуется большое внимание, чтобы при изучении книги постараться отделить факты от домыслов и обобщений.
Никулин часто возвращается к вопросам смерти павших бойцов - многочисленных жертв войны на всех этапах военной мясорубки, начиная от лета 1941 г.
При этом автор не уходит и от непростого вопроса о причинах жертвенности тех, кто защищал Родину: «Почему умирали?» Ответ прост и бессмертен - «Так надо»7. И, далее, авторское понимание глубинных причин такой жертвенности он усматривает в народной памяти о Куликовом поле и о Бородине.
Непросто судить о профессиональных качествах послевоенного искусствоведа Никулина, но то, что он зачастую смело берётся за математические подсчёты, очевидно. Вот его методика подсчёта потерь Советского Союза в Великой Отечественной войне:
«О глобальной статистике я не могу судить. 20 или 40 миллионов, может, больше? Знаю лишь то, что видел. Моя «родная» 311-я стрелковая дивизия пропустила через себя за годы войны около 200 тысяч человек. (По словам последнего начальника по стройчасти Неретина.) Это значит 60 тысяч убитых! А дивизий таких было у
6 Никулин Н. Н. Воспоминания о войне... С. 2.
7 Там же. С. 28.
нас более 400. Арифметика простая... Раненые большей частью вылечивались и опять попадали на фронт. Всё начиналось для них сначала. В конце концов, два-три раза пройдя через мясорубку, погибали. Так было начисто вычеркнуто из жизни несколько поколений самых здоровых, самых активных мужчин, в первую очередь русских. А побеждённые? Немцы потеряли 7 миллионов вообще, из них только часть, правда, самую большую, на Восточном фронте. Итак, соотношение убитых: 1 к 10, или даже больше - в пользу побеждённых. Замечательная победа!»8.
В записях Никулина упоминается, что по официальным данным на один квадратный метр некоторых участков Невской Дубровки приходится 17 убитых. Очевидно, что личный трагический опыт участия в тех событиях и вывел автора на подобного рода обобщения.
Военная судьба Н. Никулина связана и с Псковской землёй. В марте 1944 г. на подступах к Пскову, как пишет автор, «немцы сильно огрызались»9. Бои под Стремуткой в описании солдата проходили особенно с большими потерями. Перед глазами очевидца была и разведка боем, затем пошёл штрафной батальон, затяжные перестрелки и большие людские потери.
Мечталось солдату и о другой стороне жизни - уже о мирной - в летние дни 1944 г. Под Изборском «такая ширь, такие просторы, что дух захватывает. Это на всю жизнь первое знакомство с Изборском»10.
Следует сразу сказать, что фотографическая точность при упоминании дат, фамилий, географических названий позволяют с большой уверенностью предположить, что автор мемуаров вёл на фронте дневниковые записи.
Описание собственной внешности и способностей выглядит неприглядно (об этом на страницах своего фронтового дневника Н. Никулин пишет чаще в одной тональности):
«Я был никудышный солдат. В пехоте меня либо сразу же расстреляли бы для примера, либо я сам умер бы от слабости, кувырнувшись головой в костёр: обгорелые трупы во множестве оставались на месте
8 Никулин Н. Н. Воспоминания о войне...
9 Там же. С. 143.
10 Там же. С. 169.
стоянок частей, прибывших из голодного Ленинграда. В полку меня, вероятно, презирали, но терпели». «.Я уже был дистрофиком и выделялся среди солдат своим жалким видом». «Со временем я в кровь расчесал себе тощие бока, и на месте расчёсов образовались струпья». «Я собирал сухари и корки около складов, кухонь - одним словом, добывал еду, где только мог».
Можно предположить, что сослуживцы не любили того, кто для них бесполезен и чью долю трудностей им приходилось брать на себя. Эта нелюбовь очевидно была взаимна, и именно поэтому о большинстве людей о которых идёт речь в дневнике Николая Никулина рассказано в негативных выражениях.
«Воспоминания о войне» Никулина -один из важных источников по истории Великой Отечественной войны.
Николай Николаевич Никулин, как и миллионы наших соотечественников, прошёл практически всю войну, закончил её в Берлине в звании Гвардии сержанта, награждённого двумя медалями «За Отвагу» и орденом Красной Звезды. Его воспоминания о войне - всего лишь штрих к огромному и трагичному полотну, которое он рассмотрел под единственно ему доступным углом зрения.
Военному времени в целом и эпизодам повседневной жизни солдата посвящена книга инвалида войны Александра Шумилина «Ванька ротный». Хронологически события фронтового дневника охватывают период с сентября 1941 до 1944 г. включи-
тельно11.
В книге А. Шумилина, в её первой главе «Что такое война?» читаем: «В те суровые дни войны вся тяжесть в боях по освобождению земли нашей легла на пехоту, на плечи простых солдат. Получая пополнение в людях, мы вели непрерывные бои, не зная ни сна, ни отдыха. Захлебываясь кровью и устилая трупами солдат эту прекрасную землю, мы цеплялись за каждый бугор, за каждый куст, за опушки леса, за каждую деревушку, за каждый обгорелый дом и разбитый сарай. Многие тысячи
11 Шумилин Александр Ильич (1921-1983). [Электронный ресурс] URL: http:/ / nik-shumilin.narod.ru (дата обращения: 02.01.2017).
и тысячи наших солдат навечно остались на тех безымянных рубежах»12.
Но война — это не только кровавое месиво. Это постоянный голод, когда до солдата в роту доходила вместо пищи под-солённая водица, замешанная на горсти муки, в виде бледной баланды. Это холод на морозе и снегу, в каменных подвалах, когда ото льда и изморози застывает живое вещество в позвонках. Это нечеловеческие условия пребывания в живом состоянии на передовой, под градом осколков и пуль.
В памяти на всю оставшуюся жизнь запечатлелись картины «проклятой войны»:
«Нам хотелось только одно - есть и спать. Неделя, за ней вторая прошла на снегу, без тепла, со вшами и в голоде»13.
«В канаве у дороги лежал убитый солдат. Это был первый мёртвый, которого мы видели. Он был в солдатской шинели, без оружия, лицо его успело значительно потемнеть. От него шёл слабый запах мёртвого тела. Мы прекрасно знали, что идём по дороге последними. За нами следом могли идти только немцы. Но копать могилу для убитого никто из солдат не хотел. Отрыть могилу, засыпать тело землёй, отдать погибшему солдату последний долг каждый был обязан. Так рассуждал я. Я стоял и смотрел на своих солдат, умудрённых опытом жизни, и молча ждал их ответа. Если однополчане и товарищи по оружию бросили его в канаву у дороги, то почему идущие сзади чужие солдаты должны подбирать и хоронить убитых и павших от ран?
Я повернулся к ним лицом, посмотрел им всем в глаза, но в ответ увидел тупое безразличие и нежелание прикасаться к трупу. Они хотели поскорей отсюда уйти. Я уступил им, но сделал, по-видимому, плохо, что поддался их взглядам на жизнь»14.
«Мы перестали вести счёт времени. Нам хотелось только одно — есть и спать. Солдаты лениво ковыряли землю. Пойдёшь проверить, а за день и трёх метров не насчитаешь. Меня вызвали в полк для про-
12 Шумилин Александр Ильич (1921-1983). [Электронный ресурс] URL: http:/ / nik-shumilin.narod.ru (дата обращения: 02.01.2017).
13 Там же.
14 Там же.
мывания мозгов. А что промывать? Какие мозги? Если солдаты голодные и спят на ходу! Они даже говорить перестали. Сказал кто-то раз: «Отроем траншею, а её отберут опять!» Это была последняя фраза, которую я слышал, которую кто-то из солдат через силу сказал:
«Кормили нас в дивизии исключительно «хлебосольно»! Мучная подсолён-ная водица и мёрзлый, как камень, чёрный хлеб. Его когда рубишь, не берет даже сапёрная лопата, не будешь же его пилить двуручной пилой — поломаешь все зубья! Суточная солдатская норма в траншею не доходила»15.
«Не все солдаты одеты в маскхалаты. Их выдали только офицерам, телефонистам, пулемётчикам и по десятку на взвод. Те, кто был без халатов, выглядывать опасались. Деревня от нас совсем близко. Тёмные силуэты изб и очертания церкви видны через кусты. Немцы в деревне спят. Часовых между темных силуэтов домов не различишь»16.
Есть ещё жестокая правда о солдатской доле в годы Великой Отечественной войны — быть неизвестными, не иметь даже последнего пристанища — своей могилы.
В истории новейшей истории России - это как многомиллионное проклятье войне, которая, и не может быть завершена до тех пор, по выражению А. В. Суворова, пока не будет похоронен последний павший солдат.
Могила Неизвестного солдата — памятник-символ в честь воинов, погибших в боях. Память о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны увековечена многими мемориальными сооружениями, в том числе могилами Неизвестного солдата в ряде городов страны.
В Москве мемориал Могила Неизвестного солдата сооружён в Александровском саду у Кремлёвской стены. Прах Неизвестного солдата был перенесен сюда в дни 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой в 1966 г. из братской могилы с 41-го километра Ленинградского шоссе — места кровопролитных боев. 2 декабря 1966 г. братскую могилу вскрыли, прах одного из погребённых поместили в гроб,
15 Там же.
16 Там же.
увитый оранжево -чёрной лентой — символом солдатского ордена Славы, а на крышке гроба поместили каску образца 1941 г.
8 мая 1967 г. на этом месте был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» и зажжён Вечный огонь славы. Факел был доставлен из Ленинграда, где был зажжён от Вечного огня на Марсовом поле. На гранитной плите надгробия начертано: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Указом президента РФ от 8 декабря 1997 г. у Вечного огня на могиле Неизвестного солдата в Москве был установлен постоянный пост почётного караула из состава Президентского полка.
Указом президента России от 17 ноября 2009 г. для сохранения историко-культурного наследия народов РФ мемориалу «Могила Неизвестного солдата» был присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы. Он был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Рос-
сии17.
К Могиле неизвестного солдата возлагают венки и цветы в память о погибших за Россию на полях сражений. Здесь же отдают дань героям руководители делегаций иностранных государств во время визитов в Россию.
3 декабря — день торжественного захоронения праха неизвестного солдата у стен Московского Кремля с 2014 г. в России отмечается как День неизвестного солдата.
Памятная дата была установлена законом, подписанным президентом РФ В. В. Путиным 4 ноября 2014 г., в целях увековечения памяти, воинской доблести и бессмертного подвига российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за её пределами, чьи имена остались неизвестными.
Писатель А. Ананьев называл прозу о войне антивоенной по своему содержанию и направленности. «Прокляты и убиты» - озаглавил свою книгу В. Астафьев. Многие герои военной прозы были убиты, но не прокляты.
Участники Великой Отечественной войны остаются и в благодарной памяти тех, кто остался жив, кто хорошо знает цену великой Победы в Великой Отечественной войне и в широкомасштабных общероссийских акциях, таких как Бессмертный полк, и в тихих семейных часах с фотографиями прадедов.
В содержании фронтовых дневников, о которых выше шла речь, по нашему мнению, нашла отражение главная идея — Великая Отечественная война — была правым делом, выстраданным тяжёлой солдатской работой.
Источники и литература
Бондарев Ю. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1986. Дедков И. Возвращение к себе (Литературно-
критические статьи). М., 1978. Неизвестный солдат [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/spravka/20161203/1482618583.ht ml (дата обращения: 03.01.2017). Никулин Н.Н. Воспоминания о войне. М., 2015. Селезнев Ю. Вечное движение. М., 1976. Федоров А. Моя война. М., 2016. Чалмаев В. На войне остаться человеком. (Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов). М., 2000. Шумилин А. В. Ванька - ротный. М., 2015. Шумилин Александр Ильич (1921-1983). [Электронный ресурс] URL: http://nik-shumilin.narod.ru (дата обращения: 02.01.2017).
17 Неизвестный солдат. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/spravka/20161203/1482618583.html (дата обращения: 03.01.2017).
Кускова Светлана Витальевна, доцент кафедры отечественной истории Псковского государственного университета, кандидат истоорических наук (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: [email protected]
SOLDIERS TRUTH ABOUT THE WAR
The article discusses different aspects of the war through the eyes of Soviet soldiers who fought on the territory of the USSR and the countries of Europe and left their front-line blogs on this tragic time.
Soldier's truth is revealed as the issues primarily through the description of everyday - soldier's life his part in the battles, food, life. Understanding what is happening authors expressed through their personal understanding of the war and its lessons and values.
Key words: The Great Patriotic War, a man at war, sources of war, spiritual and moral values, general, lieutenant and soldier's truth about the war, military life, the Unknown Soldier.
Svetlana V. Kuskova, Associate Professor of the Department of Russian History, Candidate of Historical Sciences (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].