ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
А. Б. Костерина, доктор филос. наук, профессор,
зав. кафедрой теории и истории искусств
и художественного мастерства,
директор Института Искусств,
Е. Ж. Шуплецова, доцент,
кафедра дизайна интерьера,
Институт Искусств,
Российский государственный
профессионально-педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия,
akosterina@yandex.ru,
el-jane@yandex.ru
СОКРОВЕННОЕ КАК БЕСФОРМЕННОЕ
В КОНТЕКСТЕ ЖИЛОГО ПРОСТРАНСТВА
Сокровенное является малоисследованным понятием в современной научной литературе, но его актуализация важна для противостояния рациональному, прагматичному и утилитарному в сферах человеческого бытия, ибо современное массовое общество утверждает приоритет материальных ценностей над духовными, а духовное благо становится стандартизированным, как и любой товар. Сегодня, ставя во главу угла приоритеты, связанные с технологией и техникой, ориентируясь на моду, человечество теряет ощущение целостности бытия, а стало быть, и сокровенное.
Смысл сокровенного поддается толкованию через этимологию, семантику (кров, кровь), но не точной передаче, и хотя доступен чувственному опыту через явленное и неявленное, ощутимое и неощутимое, внешнее и внутреннее, -
относится к категории трудно определяемой и проговариваемой. Сокровенное, по своей сути, антиномично. С одной стороны, исходя из этимологии слова, сокровенное есть кров, призванный укрывать, закрывать, защищать и находящий свое воплощение в доме, жилище, как части предметно-материального пространства, обладающего формой, как явленное, ощутимое.
Сокровенное есть кров, призванный укрывать, закрывать,
защищать и находящий свое воплощение в доме, жилище, как части предметно-материального пространства, обладающего формой, как явленное, ощутимое.
С другой стороны, сокровенное как сокрытое, неявленное, неощутимое относится к «внутреннему пространству», не имеющему формы, но позволяющему раскрыть его сущность и содержание, потому мы можем говорить о сокровенном как бесформенном. В этом нам видится парадоксальная природа сокровенного в контексте жилого пространства, которое усиливается национальной спецификой русского менталитета. Дело в том, что в недрах национального самосознания сформировалось весьма специфическое, но вполне объяснимое восприятие формы и содержания, духовного и материального, внешнего и внутреннего, которое соответствует природному космосу России, характерными особенностями которого, по словам Н.А. Бердяева, были «безграничность, бесформенность, устремлен- ность в бесконечность, широта»1. Эта необъятность России породила у русского человека болезнь «бесформия», симптоматика которой содержит не только реальную конкретность, но и то, незавершенное, «иррациональное и безмерное, что мы знаем и любим»2, то, что позволяет оставить место для божественного. Напротив, неприятие русскими формального (формализма), воплощающего собой
дискуссия
журнал научных публикаций
нечто бездушное и нетворческое, до сих пор живет в нас, как и ранее.
Одним из авторов статьи выявлена специфика отношения к форме и восприятия бесформенного русскими философами: «В русском самосознании не признавалась самоценная внешняя форма как мираж, пустота, личина, за которой не чувствовалось содержания»3. Ценность именно внутренней, органической формы составляет неотъемлемую часть формы внешней, органическое восприятие которой «допускает ее незавершенность и недосказанность»4. Пренебрежение формой восполняется удивительно трепетным отношением к содержанию. Так, по мнению И. А. Ильина, главным в творчестве художника является «сказуемое им содержание, почерпнутое им из таинственного существа мира и человека»5.
В отличие от России, на Западе форма мыслится как нечто логичное, выверенное, завершенное в силу того, что там все «тесно, все ограничено, все оформлено и распределено по категориям, все благоприятствует образованию и развитию цивилизации — и строение земли, и строение души»6. В итоге, «русские не умеют организовываться, поскольку они этого не хотят — из благоговения перед бесконечностью. Европа есть форма без жизни. Россия есть жизнь без формы»7, — резюмирует В. Шубарт.
Учитывая все вышесказанное, мы можем определить, что жилое пространство — материально, предметно — это пространство форм, а сокровенное вливает в него жизнь, являясь сутью, содержанием. Философами, культурологами, психологами и другими специалистами отмечается наличие двух реальностей: внешней (явной, видимой) и внутренней (неявной, невидимой), объективной и субъективной. Исходя из этого, мы можем заключить, что в жилом пространстве человека переплетены внешне видимые, материальные и не видимые внутренние, духовные явления и мы обладаем возможностью увидеть и по стичь истинную ценность бытия через со
В жилом пространстве человека переплетены внешне видимые,
материальные и невидимые внутренние, духовные явления, и мы обладаем возможностью увидеть и постичь истинную ценность бытия через сокрытое (сокровенное) внутреннего во всех его внешних проявлениях
крытое (сокровенное) внутреннего во всех его внешних проявлениях.
Рассматривая жилое пространство извне и изнутри, нам представляется великое множество презентирующих себя разнообразных форм, геометрия которых видима, открыта глазу: это и отличающийся внешний вид зданий, и внутренние ограждающие поверхности наших домов (пол, стены, потолок). Здания, его внешние, внутренние поверхности имеют свои стабильные формы и очертания, которые, по словам архитектора, философа К. Дэя, находятся «в родстве или в контрасте с линиями в окружении»8. Как справедливо отметил исследователь: «в отличие от архитектора, почти никто не думает об архитектуре, но очень многие ее чувствуют»9, впитывая ее атмосферу без размышлений. Так, говоря о жилом пространстве дома, квартиры, учеными, в частности С. А. Лишаевым, отмечается важность для человека формы окружающего пространства. Так, в большой, полупустой комнате человек и физически, и психологически может чувствовать себя неуютно, потерянно: «давно знакомые, удобные вещи, если между ними и их хозяином пролегает слишком большое расстояние, кажутся "далекими", живущими "собственной жизнью", "отбившимися от рук"»10. Маленькое, затесненное пространство создает ощущение нагромождения предметов, которые сдавливают пространство, и у человека складывается впечатление «недостатка воздуха» в помещении. Округлые, обтекаемые формы предметов, находящиеся в пространстве, «ассоциируясь с "растительным", "живым", "женским", способствуют созданию атмос-= феры уюта, а обилие острых углов и прямых
линий»1
— наоборот. Таким образом, форма может рассматриваться с точки зрения того, в какой мере она формирует пространство, создавая то или иное субъективное восприятие и переживание.
Кроме этого, следует подчеркнуть, что, на самом деле, пространство, окружающее нас (жилое, в частности), всегда являлось не только пространством геометрии и конструкций, оно было
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
наполнено теплом, светом, запахами. Но мы, в первую очередь, привыкли воспринимать его внешнюю сущность, не всматриваясь во внутреннюю. Мы перестали замечать, что, на самом деле, про- -
странство «окружено ореолом едва уловимых оттенков и сияний, кото-
рыми дышит тело и пи-
тается глаз»12, что оно наполнено «звуками, отсветами, отражающими самый смысл зодчества, опосредующего связь человека с человеком и с чем-то большим, может быть, даже непостижимо большим, чем связь человека с человеком — связь человека с самим собой»13.
Человек, используя дизайн как средство организации среды, гармонизирует жилое пространство, оно оживает, при условии, что человек вносит в него свою индивидуальность, свой смысл, свое понимание уюта, т.е. придает ему некую форму. Так и должно быть, иначе большинство построек при наличии формы останутся безжизненными, лишенными внутреннего содержания, ибо в них нет «ничего, кроме ограничений и сугубо архитектурных качеств, вроде пространства или освещенности, с которыми еще нужно работать, на которых еще предстоит строить жизненный процесс»14. Только когда появляется человек, начинается процесс одухотворения жилого пространства (дома), так как одухотворенное пространство — пространство любви и «подлинной заботы»15. Содержание, душа нашего дома, как и его хозяина, уникальны, их суть трудно выразить
Жилое пространство обладает сознанием живого организма, способного поддерживать и исцелять, но лишь при условии понимания его сущности и уважительного к нему отношения.
стижимым образом выражают открытость, дружелюбие, спокойствие, для других — желание вздохнуть легко и свободно, отгородившись от внешнего мира, для третьих — располагают к неспешному общению, размышлению, углублению в воспоминания. Следует помнить, что жилое пространство обладает сознанием живого организма, способного поддерживать и исцелять, но лишь при условии понимания его сущности и уважительного к нему отношения. При этом каждый раз наше жилое пространство выглядит чуть иначе, несмотря на то, что все вроде бы находится на своих местах.
Не секрет, что жилое пространство (будь то квартира или дом) насыщено бесконечными предметами и вещами, создавая свое внутреннее, субъективное «пространство». Важно отметить отношение человека к предметному миру: или он создан для повышения самооценки и значимости в собственных глазах и глазах окружающих, что может привести к излишнему беспокойству о вещах, овладевающих жизнью человека; или осознанию его наличия для преображения мира в домашний микрокосм, отождествляя себя с вещами и находя в них частичку себя. Как тонко подметил писатель и философ Э. Толле, «когда ты понимаешь, для чего сделан тот или иной предмет, когда ты ценишь его именно за это, когда ты признаешь факт его существования вне ментальной проекции, то ты не можешь
в одинаковых понятиях: для одних они непо- не чувствовать глубочайшей благодарности
дискуссия
журнал научных публикаций
по поводу того, что он существует. Ты также можешь чувствовать, что он даже как бы не совсем неодушевленный, и что таким он кажется только для органов чувств»16. Здесь и зарождается пространство сокровенного — бесформенное, невидимое, непостижимое.
Как можно постичь сокровенное, ведь это нечто абстрактное, не имеющее формы? Каким образом оно себя проявляет? На наш взгляд, оно приоткрывает себя сознанию посредством неких ощущений и символов. Невидимым фоном ощущения называет Э. Толле способность человека ценить «простые вещи — звук, вид, прикосновение», ощущать любовь, «удовлетворенность, покой и жизненность», чувствовать «внутреннюю пространственность» окружающего17. Мы, в свою очередь, называем этот источник сокровенным, который рождается порой из простых, привычных вещей.
Почему, задается вопросом философ, «самая незначительная вещь сотворяет самое большое счастье?» и отвечает, «что истинное счастье не вызывается каким-либо предметом или событием, хотя поначалу дело выглядит именно так. Эти предметы или события настолько тонки, настолько скромны и ненавязчивы, что тебе нужна лишь крошечная частица твоего сознания, остальное — это сознание как таковое, внутреннее пространство, не заслоненное никакой формой»18. А сокровенное и есть «истинное счастье и радость Сущего». Далее философ предупреждает, что для осознания таких маленьких тихих вещей требуется «быть тихим внутри»19.
Что есть тишина? Древний даосский философ Чжуан-цзы наставлял: «Постигни то, что сокровеннее тьмы и безмолвнее тишины. В такой сокровенности узришь свет, в таком безмолвии услышишь гармонию»20. По мнению Т. В. Барсуковой, тишина включает такие понятия, как «молчание», «безмолвие», «спокойствие», «созерцание», «одиночество», «пустота» и «во всем своем многообразии, видимая и невидимая, ощущаемая и не-ощущаемая (физически), слышимая и беззвучная имеет воплощение во всех формах
Сила сокровенного как бесформенного заключается в том, что даже при утрате формы, когда дом, жилое пространство разрушается или уничтожается, сокровенное, как субъективная реальность, сохраняется в своем единстве и целостности.
бытовой жизнедеятельности. В философии, религии и в искусстве»21. Ощущение многозначности тишины носит индивидуальный окрас — это и тишина пустоты, тишина предрассветная и вечерняя, звенящая тишина и пр., пр. Так и жилое пространство, предполагающее человеческое присутствие и участие, может быть безмолвным, уединенным, умиротворенным, тихим, чуждым, забытым. Сокровенное — это тишина, столь же бесформенная и бесконечная, находящаяся вне времени.
Хотя непроявленный мир сокровенного является бесформенным как субъективная реальность, он ни в коей мере не отделен от мира форм, так как, по словам Э. Толле, «форма и бесформенное имеют глубокую внутреннюю связь. Непроявлен-ное втекает в это измерение как осознанность, внутреннее пространство, Присутствие. Как оно это делает? Через человеческую форму, обретающую сознательность и таким путем исполняющую свое предназначение. Человеческая форма была создана для этой высокой цели, а миллионы других форм подготовили для нее почву»22.
Сила сокровенного как бесформенного заключается в том, что даже при утрате формы, когда дом, жилое пространство разрушается или уничтожается, сокровенное, как субъективная реальность, сохраняется в своем единстве и целостности. Сегодня старые дома остаются одинокими среди растущих рядом с ними высотками, высокомерно поблескивающими своим неживым материалом. Нельзя не согласиться с Кристофером Дэйем, считающим, что «старые постройки редко бывают просто музейными экспонатами определенной эпохи. В них есть физическое присутствие разных времен, вплоть до нынешнего, они несут на себе видимый и невидимый отпечаток множества обитателей, сменявших друг друга стилей жизни и сис-= тем ценностей, ... несут в себе очарование и притягивают взор»23. У этих домов есть своя история и душа. Они впитали воспоминания, память и сокровенные желания людей, живших в них.
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
«В целом мы начинаем постигать, что в этом месте есть что-то особенное, специфическим образом развивающееся и меняющееся, но устойчивое перед потоком некрупных перемен. Это уже самостоятельное суще-ство»24. Только человеку подвластно в видимой, внешней форме найти невидимое духовное содержание, приоткрыть тайну сокровенного, заключенного в ней.
По утверждению Экхарта Толле, если внешняя цель Вселенной состоит в том, чтобы «создать формы и ощутить их взаимодействие»25, т.е. то, чему можно дать название, то внутренняя цель заключена в пробуждении осознанного понимания ее сути. В процессе согласования целей мы ищем и вносим суть, сознание, смыслы в мир форм, преображая его и наделяя душой.
В итоге жилое пространство как объект материального мира имеет прямое отношение к форме, сокровенное — к бесформенному. Одно — предметно, вещественно, объективно, другое — невещественно, субъективно. Одно действует через внешнее восприятие, другое — через духовное содержание, переживание, воспоминание, память, тишину. Мир формы пределен, конечен и, в итоге, подлежит распаду. Сокровенное — никогда не умирает, оно бесконечно, это наш внутренний дом: сокровенное сохраняется и остается в душе человека.
Таким образом, несмотря на стандартизацию и типизацию домостроения, каждое жилое пространство индивидуально, есть в нем нечто невидимое, сокрытое, которое можно назвать его душой, пространством сокровенного. В силу этого жилое пространство может быть осмыслено не только в категориях материальности, но и духовности. В подлинном жилом пространстве его внутренняя сущность ведет незримую беседу с самим зданием — его внешним, с тем, что происходит в нем и вокруг. Сокровенное, безусловно, имеет ключевое значение для нашего миро- и самоощущения, воздействуя на разум и чувства, одновременно вдыхает жизнь в жилое пространство и вносит смыслы в мир форм.
1. Бердяев Н. Судьба России / Н. Бердяев. М.: Советский писатель, 1990. С. 22.
2. Иванов В. Дионис и прадионисийство / В. Иванов. СПб.: Алатейя, 1994. С. 319.
3. Костерина А. Б. Метафизика художественного /
A.Б. Костерина. Екатеринбург: изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. С. 150.
4. Там же.
5. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве / И.А. Ильин // Собр. соч.: в 10 томах. Т.6, кн.1. М.: Русская книга, 1996. С. 58.
6. Бердяев Н. Судьба России / Н. Бердяев. М.: Советский писатель, 1990. С. 22.
7. Шубарт В. Европа и душа Востока / В. Шубарт. Москва: Русская Идея. 1997. С. 95.
8. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / К. Дэй; пер. с англ.
B. Л. Глазычева. М.: Ладья, 2000. С. 152.
9. Там же. С. 3.
10. Лишаев С. А. Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей) /
C.А. Лишаев // Mixtura verborum'2004: пространство симпозиона: сборник статей. Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад., 2004. C. 79.
11. Там же. С. 92.
12. Раппапорт А. Г. Три беседы об архитектуре [Электронный ресурс] / А.Г. Раппапорт // Башня и лабиринт. URL: http://papardes.blogspot.ru/2009/08/blog-post_8600.html (дата обращения: 26.04.2012).
13. Там же.
14. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / К. Дэй; пер. с англ. В. Л. Глазычева. М.: Ладья, 2000. С. 146.
15. Там же. С. 147.
16. Толле Э. О чем говорит тишина [Электронный ресурс] URL: www.e-puzzle.ru (дата обращения: 29.07.2013).
17. Там же.
18. Там же.
19. Там же.
20. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени / В. В. Малявин. Москва: Дизайн. Информация. Картография: Астрель: АСТ, 2003. С. 7.
21. Барсукова Т.В. Образ тишины в религии и живописи: монография / Т.В. Барсукова. Екатеринбург: изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. С. 7.
22. Толле Э. Новая земля [Электронный ресурс] URL: www.e-puzzle.ru (дата обращения: 29.07.2013).
23. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / К. Дэй; пер. с англ. В. Л. Глазычева. М.: Ладья, 2000. С. 147.
24. Там же. С. 3.
25. Толле Э. Новая земля [Электронный ресурс] URL: www.e-puzzle.ru (дата обращения: 29.07.2013).