Научная статья на тему 'Сократический метод и его использование в организации сократических семинаров'

Сократический метод и его использование в организации сократических семинаров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5062
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД / СОКРАТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHILOSOPHY OF EDUCATION / SOCRATIC DIALOGUE / SOCRATIC METHOD / SOCRATIC SEMINAR / CRITICAL THINKING / ACTIVE TRAINING / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губайдуллина Майя Сахибовна, Черных Оксана Павловна

В статье рассматриваются возможности, технология и значение применения сократического метода в организации сократических семинаров. В качестве философско-теоретического фундамента анализируется общая характеристика сократического метода, отличающегося разнообразием, связанным с усложнением его исторических форм. Также проиллюстрировано сравнение метода Сократа с научным методом познания. В основу последующих рассуждений по поводу сократических семинаров положены основные моменты сократической педагогики, базирующиеся на управляемых диалогах и активных формах обучения. Раскрыты технология организации сократических семинаров в высшей школе, их уровни сложности и значимость в формировании академических и социальных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCRATIC METHOD AND ITS USE IN ORGANIZATION OF SOCRATIC SEMINARS

The article discusses the possibilities, technology and importance of the Socratic method implementation in Socratic seminars organization. As a philosophical and theoretical foundation, the authors analyse the general features of the Socratic method, which is characterized by a variety associated with the complication of its historical forms. The comparison of the Socratic method with the scientific method of cognition is also illustrated. The main points of Socratic pedagogy, founded on controlled dialogues and active forms of education, constitute the basis of subsequent discussions about Socratic seminars. The technology of Socratic seminars organization in higher education, their levels of complexity and importance in the formation of academic and social skills are revealed.

Текст научной работы на тему «Сократический метод и его использование в организации сократических семинаров»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-10.14

Губайдуллина Майя Сахибовна, Черных Оксана Павловна

СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ СОКРАТИЧЕСКИХ

СЕМИНАРОВ

В статье рассматриваются возможности, технология и значение применения сократического метода в организации сократических семинаров. В качестве философско-теоретического фундамента анализируется общая характеристика сократического метода, отличающегося разнообразием, связанным с усложнением его исторических форм. Также проиллюстрировано сравнение метода Сократа с научным методом познания. В основу последующих рассуждений по поводу сократических семинаров положены основные моменты сократической педагогики, базирующиеся на управляемых диалогах и активных формах обучения. Раскрыты технология организации сократических семинаров в высшей школе, их уровни сложности и значимость в формировании академических и социальных навыков.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2018/10/14.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 10(96) C. 77-81. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 101.8:37.022 Дата поступления рукописи: 26.06.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-10.14

В статье рассматриваются возможности, технология и значение применения сократического метода в организации сократических семинаров. В качестве философско-теоретического фундамента анализируется общая характеристика сократического метода, отличающегося разнообразием, связанным с усложнением его исторических форм. Также проиллюстрировано сравнение метода Сократа с научным методом познания. В основу последующих рассуждений по поводу сократических семинаров положены основные моменты сократической педагогики, базирующиеся на управляемых диалогах и активных формах обучения. Раскрыты технология организации сократических семинаров в высшей школе, их уровни сложности и значимость в формировании академических и социальных навыков.

Ключевые слова и фразы: философия образования; сократический диалог; сократический метод; сократический семинар; критическое мышление; активное обучение; высшее образование.

Губайдуллина Майя Сахибовна, к. филос. н.

Южно-Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Челябинск mg454@yandex. ru

Черных Оксана Павловна, к. филос. н., доцент

Московский финансово-юридический университет МФЮА Chernyh. O@mfua.ru

СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ СОКРАТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ

Введение

История даёт нам иногда таких учителей, за идеями которых следуют многие поколения. К числу таких наставников относится Сократ. По мнению этого великого греческого мыслителя, ответы на все вопросы находятся в нас самих и истина открывается через тщательно организованный диалог.

Отечественные научные диссертации по философии, затрагивающие сократический диалог (Г. М. Бирюкова, А. И. Золотухина, Н. В. Голбан, О. Н. Оплетаева и др.), на первый план выводят проблемы бытия, познания, исторической хронологии, этики, исследование характеристик диалога. К сократическому диалогу с психолого-педагогических позиций подходит Е. П. Козлова, рассматривающая «совершенствование сферы коммуникации и формирование индивидуального мировоззрения» у обучающихся при применении сократического диалога [2, c. 67]. И. В. Ощепков в ряде своих работ исследует методы диалектической философии Сократа с историко-философских позиций [4]. В западноевропейской науке исследование сократического метода исторически имеет большие традиции. Зарубежные исследователи (G. Vlastos, M. Strong, V. Polite, A. Adams, L. Tredway, V. Moeller, M. Moeller, W. Ball, P. Brewer, M. Copeland [8], P. Boghossian [7] и др.) в философии Сократа исследовали не только морально-философские аспекты, но и развили сократическую педагогику, в частности проработав такую форму обучения, как сократические семинары, а также выделили их потенциал в развитии академических, социальных навыков и личностных качеств.

В основании сократической педагогики лежит философская практика бесед Сократа. Исходя из анализа требований современного образования (использование активных методов обучения, непрерывного образования, развития различных навыков), видится целесообразным рассмотрение сократического диалога в новых ракурсах: с позиции его структуры, педагогических форм, требований системы образования. Научно-практические горизонты у данной темы очень широкие. Формат статьи позволяет раскрыть только некоторые вопросы. Практическая значимость работы заключается в возможности увидеть в диалогах Сократа конструктивный метод для организации учебных занятий по философии и самостоятельного обучения, для развития академических и социальных навыков, а также личностных качеств обучающихся. Актуальность исследования состоит в возможности обогащения активных и интерактивных методов обучения в вузе путём целенаправленного использования сократического диалога. Предметом исследования выступает диалог Сократа как метод обучения, исследование его структуры и образовательных возможностей.

1. Общая характеристика сократического диалога как метода

Рассмотрим историко-философские основания сократического метода, что позволит понять, почему его можно и нужно привнести в педагогическую практику. Сократический метод берёт своё начало в практической философии Сократа (469-399 до н.э.), жившего в Афинах в Золотую эпоху Греции и известного благодаря своей привычке выводить людей на философские диалоги, происходившие как на публике, так и в частных беседах. Сам Сократ не писал, полагая, что это притупляет ум и делает его ленивым. Он целиком был сосредоточен на беседах. Его диалоги были записаны его учениками - Платоном, Ксенофонтом и Аристофаном. Диалоги Платона считаются лучшим источником, доступным для изучения наследия Сократа.

Очень часто темой диалогов Сократа был поиск определений основных этических понятий, таких как справедливость, красота, мужество, умеренность, добродетель и дружба. Ходом бесед руководил сам Сократ. Роль Сократа как учителя в этих диалогах заключалась в том, что он задавал вопросы, позволяя собеседнику выражать своё мнение б0льшую часть беседы, но при этом Сократ оставлял развитие диалога под своим контролем, выявляя по ходу дискуссии неадекватность предлагаемых определений, то есть он не выдавал полной информации, а оказывал только вспомогательную функцию в её поиске. Так собеседник Сократа выходил на новое или изменённое определение, и в результате процесс поиска истины завершался окончательным успехом или, наоборот, неудачей. Через поиск (обоснование) определений универсальных понятий Сократ стремился дойти до истины, до сути вещи. По этому поводу Аристотель в «Метафизике» писал: «Между тем Сократ с полным основанием искал суть вещи, так как он стремился делать умозаключения, а начало для умозаключения - это суть вещи... И в самом деле, две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания» [Цит. по: 2, с. 66].

И. В. Ощепков отмечает, что слово «метод» определяет и заменяет понятие «диалектика», так как «в основе диалектики всегда лежит некий метод (или совокупность методов)» [4, с. 106], и вслед за исследователем Сократа Грегори Властосом (G. Vlastos) [10] указывает на предположение, что термин "methodos" возник в «Федоне» Платона. Изначальное значение слова «метод» можно выразить как «путь разыскания», причём, по словам И. В. Ощепкова, «контекст употребления достаточно широк и не всегда предполагает набор определённых правил, которым необходимо следовать, чтобы достичь цели» [4, с. 106]. Собственно в таком широком контексте мы и будем использовать слово «метод» или выражение «сократический метод».

Сам Сократ, как известно, называл свой метод майевтикой - повивальным искусством, говоря в диалоге «Теэтет» [6], что он промышляет тем же, что и его мать повитуха Фенарета, с той лишь разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, которые рождали не дитя, а знание. А делал он это, главным образом, задавая вопросы: сначала приводя своих собеседников в противоречие с самими собой (эленхос) и тем самым освобождая их от ложных предубеждений, а затем помогая им добыть истинное знание. Эленхос как метод - ядро сократической философии.

2. Разнообразие диалогического метода Сократа

И. В. Ощепков показывает усложнение исторических форм диалогов Сократа [4, с. 106], что в первую очередь связано с развитием самого Платона:

(1) Эленхос (еХеухос;) - путь вопросов и ответов, основанный на идее того, что собеседник предлагает тезис, а Сократ, сделав дальнейшие предположение, показывает, как первоначальный тезис может быть опровергнут. Как отмечает И. В. Ощепков, этот метод наиболее характерен для ранних диалогов, но продолжает встречаться в средний и поздний периоды [Там же].

Формально «стандартный эленхос» Г. Властос (G. Vlastos) представляет следующим образом [10, р. 11]: 1) собеседник утверждает тезис p, который Сократ считает ложным и нацеливается опровергнуть; 2) Сократ соглашается с дальнейшей предпосылкой, скажем, q и r (образующие конъюнктивное суждение, где каждое из высказываний истинное). Соглашение носит разовый характер: Сократ оспаривает {q, r}, а не каждое утверждение в отдельности; 3) затем Сократ доказывает, а собеседник соглашается, что q & r влекут за собой не-p; 4) Сократ утверждает, что он показал, что не-p истинно, аp ложно.

(2) Гипотетический метод, когда «философ в своем рассуждении переходит от одного предположения (гипотезы) к другому, используя их как своего рода ступени» [4, с. 106]. Этот метод свойственен среднему периоду творчества Платона, наиболее характерными диалогами которого являются «Федон», «Государство», «Парменид».

(3) Synagoge (букв. «сведение», «собирание») определяется как «способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно...»; «иными словами, это - процесс полага-ния единой идеи для некоего множества» [Там же].

(4) Diairesis («деление») описывается как метод, обратный synagoge, а именно обладающий способностью рассекать всё «по естественным сочленениям, стараясь при этом не раздробить ни одного из них, как это бывает у дурных мясников» [Там же]. Обычно методы synagoge и diairesis используются в паре и наиболее часто встречаются в диалогах позднего периода (к примеру, диалог «Федр»).

3. Научные аспекты сократического метода

По структуре сократический метод очень схож с научным методом. Джеймс Дай (James Dye) выделяет в нём пять этапов, сопоставимых с научным методом [9]:

(1) Озадачивание может начинаться с вопроса, к примеру: «Что такое добродетель и можно ли ей научиться?» (диалог «Менон» Платона). Также в качестве иллюстрации можно привести пример утверждения софиста Фрасимаха1, положенного в основу его спора с Сократом о справедливости: «Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему. Но что же ты не похвалишь? Или нет у тебя желания?» [5, с. 46].

(2) Гипотеза (предлагается правдоподобный ответ на интересующий вопрос (к примеру, определение понятия), из которого можно вывести некоторые концептуально проверяемые гипотетические предложения).

1 Фрасимах (или Трасимах) из Халкидона (2-я пол. V в. до н.э.) - древнегреческий софист. Автор судебных речей, сочинений «Великое искусство» и «О государстве». Изображён в диалоге Платона «Государство» (кн. 1) как защитник тезиса, будто право (справедливость) изобретено в интересах сильнейших.

(3) Эленхос - испытание собеседника на непротиворечивость его позиции, иными словами - проверка гипотезы через её опровержение и перекрёстный анализ с помощью вопросов и ответов. На этом этапе гипотеза ставится под сомнение и даётся контрпример, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу; для этого проводится мысленный эксперимент, в котором представляется случай, который соответствует определению понятия, но явно не в состоянии иллюстрировать это определение, или же наоборот.

(4) Принятие или отклонение гипотезы (участники принимают или отклоняют контрпример, а, соответственно, принимают или отклоняют гипотезу как условно истинную).

(5) Действие соответствующим образом.

Научностью отличается не только структура метода Сократа, но и его цели. Известно, что Сократ был ироничен и вспыльчив в спорах, но всё это отходит на задний план, когда мы осознаём, что цель сократических бесед лежит в поле объективного абсолютного знания. Сократ полагал, что знать - значит найти определение предмета мысли в понятии, найти его существенные признаки. Полагая, что знание находится внутри каждого человека и ему надо только помочь родиться, Сократ тем самым намеревался сделать каждого человека хозяином своего разума. Только рассуждающий и стремящийся к истине собеседник может выдержать атаки убеждением, красноречием и авторитетом.

4. Основания сократической педагогики

Несмотря на историческую эволюцию метода Сократа, в нём можно выделить несколько ключевых педагогических моментов, связанных с обучением. Во-первых, цель беседы - дознание, поиск истины, состоящие не в том, чтобы полностью противостоять аргументам собеседников (обучающихся), а в том, чтобы частично изменить их исходные аргументы. Во-вторых, его метод - это диалог между «учеником» и «учителем». Роль учителя состоит в том, чтобы задавать вопросы, направляя ход беседы, а роль учеников-собеседников -осмысливать свой опыт и обобщать знания в ответах на вопросы. В-третьих, метод предполагает не только диалог между учителем и учениками, но и возможность применения различных способов его ведения.

Организованные диалоги Сократа являлись своеобразным педагогическим подходом, побуждающим участников искать более глубокое понимание понятий, не останавливаясь на универсальных определениях. Сегодня сократический метод помогает сконструировать педагогические ситуации, в которых обучающиеся сами обнаруживают ответы на поставленные вопросы. Одно из преимуществ этого метода заключается в том, что он вовлекает обучающегося и педагога во взаимодействие, где обе стороны становятся активными участниками образовательного процесса.

Сократический метод не является «обучающим» в общепринятом смысле этого слова. Учитель здесь выступает как наблюдатель и помощник, а не как источник знания. Особенность сократических диалогов в том, что в них акцент смещается с личностей участников на содержание вопроса, и их цель состоит не в том, чтобы выиграть спор, а в том, чтобы выяснить истину или, по крайней мере, расширить кругозор. Если это будет правильно сделано педагогом, сократический метод сможет создать живую, привлекательную и интеллектуальную атмосферу в аудитории. То есть сократические диалоги помогают перейти к личностно-ориентированной модели образования. Способность обучающегося регулировать собственные мысли в ходе диалога может положительно повлиять на развитие критического мышления. Навыкам критического мышления невозможно научить непосредственно, между тем, можно поощрять эту деятельность и совершенствовать навык.

Специфика организации системы современного образования определяется процессами стандартизации и унификации, хотя федеральные государственные образовательные стандарты требуют внедрять активные формы обучения, развивать общекультурные и профессиональные компетенции. Есть определённые противоречия между целями и средствами. Подготовка обучающихся к стандартизированным тестам приводит к тому, что они воспринимают ответы к тестовым заданиям как абсолютно «правильные», не требующие анализа и критики. В образовательных организациях всё меньше времени уделяют тому, чтобы работать над формированием навыков критического мышления и этического восприятия. Между тем, именно эти навыки способствуют личностному и профессиональному росту, научному подходу к принятию решений и поиску смыслов, развитию профессиональной и гражданской ответственности.

5. Сократические семинары: технология и значимость

Сократические семинары - это одна из педагогических технологий, которая обеспечивает возможность активной практики студентов в самых различных академических и профессиональных навыках. Термин «сократический семинар», по предположению Матта Копелэнда (Matt Copeland), впервые был придуман Скоттом Бьюкененом (Scott Buchanan) [8, р. 8] для практической реализации этого подхода в колледже Святого Иоанна, а затем развивался в сотрудничестве с Центром сократической практики, проектом Touchstones, Национальным центром Paideia, коалицией основных школ и иными организациями и проектами.

Копелэнд со ссылкой на Лесли Ламбрайта (Lesley Lambright) определяет сократический семинар как «исследовательскую интеллектуальную беседу, сосредоточенную на тексте» [Ibidem, р. 9]. Описанию техники ведения сократических семинаров у Копелэнда посвящена целая книга [8]. Центральным элементом таких семинаров является отрывок текста, который студенты заранее прочитали критически. Студенческая аудитория разбивается на два концентрических сократических круга. Сначала происходит прочтение вслух отрывка текста и обсуждение его смысла участниками первого круга; участники второго круга наблюдают за разговором. Обучающиеся, ведущие сократический диалог, должны понимать, что это не дебаты. Цель данной деятельности состоит не в том, чтобы «победить» противника, а в том, чтобы совместно двигаться к решению вопроса. В ходе таких семинаров обучающиеся узнают разницу между диалогом и иными видами споров.

Затем студенты второго круга дают обратную связь о качестве состоявшегося диалога. После этого оба круга меняются местами и ролями, и процесс повторяется с новыми участниками. Продолжительность этого процесса варьируется в зависимости от текста, используемого для обсуждения, и от длительности семинара. Очевидно, что можно сделать много вариаций работы сократических кругов, но поддержание модели «обсуждение - обратная связь» имеет важное значение, по мысли М. Копелэнда.

Роль педагога (Сократа) - посредническая и заключается в планировании работы, регламентировании времени и последовательности работы сократических кругов. Педагог находится вне внутреннего круга, внося вопросы или контрпримеры только для того, чтобы обсуждение двигалось плавно. Всего М. Копелэнд выделяет четыре задачи педагога: «...(1) подбор текста для обсуждения, (2) поддержание фокуса и активности обсуждения внутреннего круга, (3) направление обратной связи внешнего круга и (4) анализ и оценка индивидуальных студенческих и групповых выступлений» [Ibidem, р. 31]. Важно также поддержание хорошего эмоционально-психологического климата в аудитории. Педагог помогает обучающимся преодолевать страх перед ошибкой, сдерживающий желание высказаться. Если у педагога есть возможность, то, по мнению Копелэнда, он ещё должен сделать комфортным размещение обучающихся, вплоть до регулирования освещения в помещении.

Сократические семинары, по словам М. Копелэнда, являются прекрасным средством развития широкого спектра академических и социальных навыков. Среди академических навыков он называет творчество, критическое чтение, критическое мышление, критическую рефлексию, пожизненную любовь к чтению, устную речь, умение слушать, навыки письма. Он полагает, что подобные семинары тренируют умение устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи (что он также относит к академическим навыкам). Благодаря тому, что каждая сторона по-своему занята решением вопроса, семинары создают атмосферу интеллектуальной вовлеченности и сотрудничества и формируют социальные навыки: тимбилдинг (командообразо-вание), улаживание конфликтов, построение сообществ.

6. Ступени сложности сократических семинаров

Анализируя применение сократического диалога в ходе семинарских занятий, П. Богоссиан (P. Boghossian) отмечает: «Существуют различные степени абстракции и типы приложений сократического метода»1 [7, р. 35], и описывает три уровня сложности проведения сократического семинара.

(1) Базовый уровень с риском чрезмерного упрощения, как просто метод вопросов и ответов, когда обучающиеся показывают своё умение вступать в дискуссию и аргументировать. Этот метод используют многие педагоги.

(2) «На следующем уровне сложности метод Сократа можно понимать не только как открытый разговор, в котором участники поддерживают свои идеи аргументами, но и как метод поиска истины»2 [Ibidem, р. 36]. По сути, это логико-гносеологический уровень эвристики.

(3) Исторически сократический метод имеет не только гносеологические цели, но и воспитательные, так как для Сократа на первом месте стоял вопрос развития души, и понятия, которые он исследовал, были универсальными этическими категориями. Как отмечалось в ранее проведённом исследовании М. С. Губай-дуллиной: «По целям. диалог. как метод Сократа. фундаментальным образом имеет этическую природу (воспитание души), и лишь во вторую очередь он (метод) логический и гносеологический. Беседовать (быть в диалоге) с Сократом означало держать "экзамен души", то есть "моральный экзамен"» [1, с. 116]. В нравственном аспекте важна и честность собеседников. Как отмечает П. Богоссиан, важно, что «в сократическом методе в целом человек должен быть правдивым; он должен честно говорить, во что он верит, даже если это заставляет его "потерять" дискуссию. Правдивость играет чрезвычайно важную роль в диалектике Сокра-та»3 [7, р. 37]. Это нравственно-этический уровень дискуссии.

Если говорить о строгости метода, лежащего в основании сократических семинаров, то наиболее сложным является приближение к исторической практике метода эленхоса, а также его усложнение гипотетическим методом, методами synagoge и diairesis. Это возможно осваивать со студентами философских отделений.

Ещё одним важным моментом в этом методе является то, что Сократ его применял на протяжении всей жизни. Это то, что мы сегодня называем непрерывным образованием. Проведя свои зрелые годы на улицах Афин в обсуждении основных жизненных вопросов, Сократ создал образец постоянного самосовершенствования в поиске истины. Познание повышает ценность жизни. Сократ пытался убедить своих слушателей, что знание неполно и что неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить. Поэтому процесс человеческого развития продолжается до самой смерти. Отсюда исходит основной принцип философии Сократа - «Познай самого себя».

Выводы

Таким образом, сократический метод может помочь повысить эффективность обучения, разнообразить формы организации аудиторных занятий на любых уровнях образования - от школы до вуза (в литературе существуют научно-практические разработки для всех уровней образования). Наиболее эффективным применение этого метода, на наш взгляд, будет на сократических семинарах по философии или иным гумани-

1 В оригинале: "There are varying degrees of abstraction and types of applications of the Socratic method".

2 В оригинале: "In the next level of sophistication, the Socratic method can be understood not only as an open conversation in which participants support their ideas by argument, but as a truth-oriented method of understanding".

3 В оригинале: "In the elenchus specifically, and the Socratic method broadly, one must be truthful; one must say exactly what one believes, even if that causes one to 'lose' the discussion. Truthfulness plays an extremely important role in a Socratic dialectic".

тарным дисциплинам в высшей школе, когда возрастает уровень самостоятельности и ответственности обучающихся. Этот философский метод может быть рассмотрен и как педагогический, так как использует управляемые вопросы, диалог и опровержение, помогающие обучающимся критически осмыслить своё понимание конкретных проблем. Сократический метод может быть успешным инструментом в развитии академических и социальных навыков, в оценке уровня компетентности. Метод имеет большой нравственно-этический потенциал. Важно, чтобы педагоги, которые будут использовать этот метод, знали его основные цели, принципы и возможности применения.

Обобщая мысли по вопросу организации сократических семинаров, стоит отметить, что они могут быть проведены на различных уровнях эвристики и сложности. Обеспечивая процесс активного обучения и сотрудничества педагога и студентов, сократические диалоги помогают обучающимся повысить самооценку, самоконтроль, ощутить уровень компетентности. Они развивают логико-познавательные навыки и нравственное восприятие знания и поступков, а также усиливают метакогнитивную деятельность (выход за пределы своего текущего мыслительного процесса и умение видеть его со стороны, с разных точек зрения). Возможно, наиболее значимым результатом применения сократических семинаров будет сформированный навык непрерывного самообразования, очень значимый в современном мире.

Список источников

1. Губайдуллина М. С. Язык философии в контексте многообразия жанров: онтологический аспект [Электронный ресурс]: дисс. ... к. филос. н.: 09.00.01 / Магнитогорск. гос. ун-т. Магнитогорск, 2005. 155 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id= 16096051 (дата обращения: 20.07.2018).

2. Козлова Е. П. Диалог Сократа и его педагогический потенциал [Электронный ресурс] // Альманах современной науки и образования. 2011. № 9 (52). C. 66-72. URL: http://www.gramota.net/materials/1/2011/9/23.html (дата обращения: 25.06.2018).

3. Нерсесянц В. С. Сократ: диалоги [Электронный ресурс]. М.: Наука, 1977. URL: http://www.sno.pro1.ru/lib/ nersesyanz/6.htm (дата обращения: 20.07.2018).

4. Ощепков И. В. Поздняя диалектика Платона. Общая характеристика [Электронный ресурс] // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 105-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25774690 (дата обращения: 18.08.2018).

5. Платон. Государство [Электронный ресурс] / пер. с древнегреч. А. Н. Егунова. М.: Академический проект, 2015. 398 с. URL: http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_antichnaja/platon-gosudarstvo-2015 (дата обращения: 20.07.2018).

6. Платон. Теэтет [Электронный ресурс] // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. URL: https://nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/teate.htm (дата обращения: 20.07.2018).

7. Boghossian P. Socratic pedagogy, critical thinking, moral reasoning and inmate education: an exploratory study [Электронный ресурс]: Ed.D. Thesis. Portland State University, 2004. 230 p. DOI: 10.15760/etd.5552. URL: https://pdxscholar.library.pdx.edu/open_access_etds/3668 (дата обращения: 20.07.2018).

8. Copeland M. Socratic Circles: Fostering Critical and Creative Thinking in Middle and High School [Электронный ресурс]. Portland, ME: Stenhouse Publishers, 2005. 173 p. URL: http://booksee.org/book/1248740 (дата обращения: 20.07.2018).

9. Dye J. Socratic Method and Scientific Method [Электронный ресурс]. URL: http://archive.is/s4E2V (дата обращения: 20.07.2018).

10. Vlastos G. Socratic Studies [Электронный ресурс]. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 155 p. URL: http://booksee. org/book/826843 (дата обращения: 20.07.2018).

SOCRATIC METHOD AND ITS USE IN ORGANIZATION OF SOCRATIC SEMINARS

Gubaidullina Maiya Sakhibovna, Ph. D. in Philosophy South-Ural State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Chelyabinsk

mg454@yandex.ru

Chernykh Oksana Pavlovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Moscow University of Finance and Law MFUA Chernyh.O@mfua.ru

The article discusses the possibilities, technology and importance of the Socratic method implementation in Socratic seminars organization. As a philosophical and theoretical foundation, the authors analyse the general features of the Socratic method, which is characterized by a variety associated with the complication of its historical forms. The comparison of the Socratic method with the scientific method of cognition is also illustrated. The main points of Socratic pedagogy, founded on controlled dialogues and active forms of education, constitute the basis of subsequent discussions about Socratic seminars. The technology of Socratic seminars organization in higher education, their levels of complexity and importance in the formation of academic and social skills are revealed.

Key words and phrases: philosophy of education; Socratic dialogue; Socratic method; Socratic seminar; critical thinking; active training; higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.