Научная статья на тему 'СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК ВАЖНЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ'

СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК ВАЖНЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / TROOP COMMAND AND CONTROL / CONTROL FUNCTIONS / CONTROL BODIES / CONTROL POINTS / CONTROL AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсоненко Алексей Генрихович

Раскрываются пути сокращения времени управленческого цикла как важнейший критерий оценки эффективности применяемых в войсках автоматизированных систем управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Самсоненко Алексей Генрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCING THE DURATION OF THE CONTROL CYCLE AS A MAJOR CRITERION OF ESTIMATING THE EFFECTIVENESS OF AUTOMATED CONTROL SYSTEMS

The paper highlights ways of reducing the time taken by the control cycle as a major criterion of assessing the effectiveness of automated control systems used in the army.

Текст научной работы на тему «СОКРАЩЕНИЕ ВРЕМЕНИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА КАК ВАЖНЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»

Сокращение времени управленческого цикла как важный критерий оценки эффективности автоматизированных систем управления

Полковник запаса А.Г. САМСОНЕНКО, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

Раскрываются пути сокращения времени управленческого цикла как важнейший критерий оценки эффективности применяемых в войсках автоматизированных систем управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Управление войсками, управленческие функции, органы управления, пункты управления, автоматизация управления.

ABSTRACT

The paper highlights ways of reducing the time taken by the control cycle as a major criterion of assessing the effectiveness of automated control systems used in the army.

KEYWORDS

Troop command and control; control functions; control bodies; control points; control automation.

СТРУКТУРА и техническое оснащение воинских формирований Вооруженных Сил России претерпевают значительные изменения. Этот объективный процесс требует применения новых подходов к организации управления этими формированиями.

Одно из приоритетных направлений — сокращение времени управленческого цикла командира при руководстве войсками за счет повышения эффективности применяемых систем и средств автоматизации управления.

Принятие решений в управлении войсками представляет собой целенаправленный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования имеющейся (возникшей) проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.

В достижении победы над противником важная роль принадлежит временным и информационным ресурсам. Понятия «время» и «информация» обладают свойствами, которые наряду с применением боевых систем, современных вооружений и военной техники выдвигаются на передний план и оказывают определяющее влияние на ход и исход боя (операции).

Любая войсковая операция насыщена массированным применением различных боевых систем и ударных комплексов, авиации, ракетных войск, артиллерии и других средств. Вместе с тем в распоряжении командира и штаба, в их деятельности по управлению войсками главенствующее место отводится как раз времени и информации. Причем соотношение между этими двумя ресурсами постоянно находится в неустойчивом состоянии.

Принятие решений в управлении войсками представляет собой целенаправленный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования имеющейся (возникшей) проблемы

и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.

Вследствие недостатка времени уменьшается количество обработанной информации. А если же имеет место недостаток информации, то увеличивается время, необходимое на ее добывание. Таким образом, получается некий «замкнутый круг». Напрашивается вывод о том, что информация, являясь главным ресурсом управленческой деятельности, заставляет командиров и штабы работать в условиях неопределенности и риска, так как они просто вынуждены это делать в связи с нехваткой времени и достаточной информации.

История военного искусства знает много примеров, когда именно из-за нехватки информации или времени проигрывались целые сражения, и, наоборот, грамотное использование этих двух нематериальных ресурсов управленческой деятельности приводило к победе. Главная задача любого командира и начальника штаба — иметь информации как можно больше, а времени на ее обработку тратить как можно меньше.

Боевыми уставами и другими руководящими документами определено, что система управления войсками — это совокупность органов управления, средств управления и пунктов управления.

Органы военного управления (командование и штаб) представляют собой группы специально подготовленных людей, объединенных в определенные организационные структуры, предназначенные для целенаправленного и последовательного выполнения управленческих функций.

К средствам управления на сегодняшний день можно отнести телефоны, факсы, радио-, радиорелейные, тропосферные и космические станции связи, топографические карты, компьютеры и многое-многое другое, а также специальные командно-штабные и штабные машины, на которых все это установлено.

Пункты управления — это подготовленные в стационаре или в полевых условиях рабочие места, на которых развернуты средства управления и работают люди — специалисты в области управленческой деятельности.

Данная система имеет строгую иерархию. Так, например, каждый уровень этой системы имеет различное количество подчиненных и управляемых им структур, а каждая подчиненная структура также имеет свою собственную управленческую структуру для руководства нижестоящими военными формированиями. Независимо от уровня иерархической лестницы каждая такая структура представляет собой совокупность органов, средств и пунктов управления различных масштабов и с различным объемом функциональной деятельности.

Такая схема присуща каждому уровню военного управления — сверху донизу. И каждый такой уровень взаимодействует и контактирует как со структурой более высокой иерархии, так и с несколькими нижестоящими объектами. Обеспечивается это сложной разветвленной системой связи, охватывающей все ступени управленческой иерархии и подчиненных им объектов.

Строго подчиненное построение, присущее любой военной системе, обусловливает наличие вертикальных коммуникаций между уровнями управления: по нисходящей линии (от командования к подчиненным) и по восходящей линии (от подчиненных к командованию). То есть обмен информацией производится преимущественно по вертикали. Подсистемы одного уровня осуществляют обмен информацией по горизонтали, как правило, используя систему связи и другие способы коммуникации, организованные и созданные их вышестоящим органом военного управления.

Эффективные коммуникации — одно из основных условий успешной

Органы военного управления

(командование и штаб) представляют собой группы специально подготовленных людей, объединенных в определенные организационные структуры, предназначенные для целенаправленного и последовательного выполнения управленческих функций. Пункты управления — это подготовленные в стационаре или в полевых условиях рабочие места, на которых развернуты средства управления и работают люди — специалисты в области управленческой деятельности.

управленческой деятельности командира и штаба. Почему коммуникации так важны для командира? Во-первых, командир тратит много времени на коммуникации (75—95 % рабочего времени), поэтому заинтересован в их улучшении. Во-вторых, налаженные коммуникации способствуют повышению эффективности управления. Ну и, в-третьих, коммуникации способствуют выражению авторитета и воли командира.

Естественным является тот факт, что каждый штаб или орган управления имеет различные и присущие только ему возможности по объему принимаемой информации, ее обработке и передаче в соответствии с назначением. Эти возможности зависят от количества должностных лиц органа управления, их компетентности и профессиональной грамотности, умения правильно взаимодействовать и контактировать друг с другом. Увеличивать численность кадрового состава органа управления вряд ли целесообразно.

Объем принимаемой и передаваемой информации не может быть безграничным. Любая система связи имеет ограниченные возможности по

пропускной способности. Чрезмерное наращивание сил и средств связи сверх определенного предела в конечном счете обязательно приведет к снижению уровня мобильности задействованных узлов и пунктов связи и в целом системы управления.

Опыт управленческой деятельности различных звеньев управления показывает, что органу управления в лице командира и штаба очень тяжело, практически невозможно воспринимать информацию одновременно от большого количества подчиненных объектов управления.

Одним из важнейших критериев оценки управленческой деятельности является скорость передачи командиром и штабом информации. Этим же критерием оценивается и система связи. Увеличение «пропускной способности» системы связи ограничено «человеческим фактором», так как значительное время уходит на работу штабов по приему информации, уяснению, уточнению, анализу и ее дальнейшей обработке.

Процесс передачи и обработки информации в ходе управления войсками можно условно представить в виде нескольких взаимоувязанных в логической последовательности этапов.

Первый этап — получение боевых задач от вышестоящего органа управления.

Второй этап — добывание и сбор информации о сложившейся обстановке от подчиненных войск, соседей, приданных, поддерживаю-щихи других взаимодействующих формирований, сил войсковой, артиллерийской, радиационной, химической разведок.

Третий этап — анализ и обработка полученной информации согласно определенному алгоритму работы командира и штаба.

Четвертый этап — доведение до подчиненных информации о боевых задачах, отдачи боевых распоряжений.

Одним из важнейших критериев оценки управленческой деятельности является скорость передачи командиром и штабом информации. Этим же критерием оценивается и система связи. Увеличение «пропускной способности» системы связи ограничено «человеческим фактором», так как значительное время уходит на работу штабов по приему информации, уяснению, уточнению, анализу и ее дальнейшей обработке.

Пятый этап — контроль подготовки подчиненных войск к боевым действиям и исполнения ими поставленных задач в процессе руководства боем.

Любое изменение обстановки требует не просто корректировки, а зачастую принятия принципиально нового решения. Командир и штаб знают это и должны быть всегда готовы к этому. Они немедленно начинают выполнять указанный алгоритм с самого начала, с первого этапа. Выполнение всех этапов предложенного выше алгоритма называется циклом боевого управления.

Первые четыре этапа связаны в основном с обработкой информации. На пятом этапе осуществляется непосредственная подготовка войск к выполнению боевых задач и собственно их выполнение. Именно на пятом этапе проводятся практические мероприятия, по которым не представляется возможным каким-либо образом сократить их длительность. Поэтому необходимо обратиться к органам управления, так как именно ускорение их деятельности может дать реальное и ощутимое преимущество перед противником. Говоря о сокращении организационной части (первые 4 этапа) цикла боевого управления, обычно подразумевают оперативность, которая

является обязательной характеристикой любой системы управления. При этом возникает вопрос — а что надо сделать для того, чтобы минимизировать по времени процесс обработки информации, полученной органом управления? Для ответа на этот вопрос важно четко знать и понимать содержание первоочередной информации, нужной командиру немедленно, какая информация нужна командиру во вторую, в третью и так далее очередь. Тогда можно будет определиться со временем и качеством обработки информации, в каком виде представить ее командиру, какие подготовить предложения для качественного принятия командиром решения на бой.

Под автоматизацией управления войсками подразумевается оснащение штабов, пунктов управления, боевых комплексов средствами электронно-вычислительной техники, сопряженными с другими техническими устройствами, и их применение органами управления в боевой работе и повседневной деятельности. Основным критерием, определяющим эффективность использования автоматизированной системы управления войсками любого типа и уровня военной иерархии, было и остается сокращение управленческого цикла командира, который по сути своей представляет упорядоченную совокупность функций управления (рис. 1).

Рис. 1. Управленческий цикл командира

Автоматизация процесса управления не самоцель. Она должна в едином управленческом цикле обеспечить достижение главной цели, заключающейся в выработке качественных управленческих решений должностными лицами органов военного управления и в последующем эффективном выполнении задач согласно принятым решениям. Основой реализации данной цели является алгоритмическое описание всего процесса выработки и принятия решения.

Командир, принимающий решение на бой, ищет оптимальные значения параметров управления, опре-

деляющих стратегию применения сил и средств в интересах достижения поставленной цели и удовлетворяющих установленным условиям. В практике управления войсками чаще встречаются такие ситуации, когда из-за ограничения количества сил и средств в рамках заданных условий поставленная задача может не иметь решения. Тогда для его поиска командир с помощью штаба должен либо рассчитать и обосновать новые целевые параметры, либо перевести одно или несколько условий в ранг управляемых параметров. С использованием этих параметров следует

искать вариант, обеспечивающий выход на рациональное решение. При таком рассмотрени и задача становится трудоемкой, имеющей большое количество параметров, ее выполнение без применения средств автоматизированной поддержки принятия решений весьма затруднительно, а иногда и просто невозможно.

Офицер штаба должен отличаться незаурядными способностями, умением думать, быть аналитиком, быстро реагировать на внезапные изменения обстановки, проявлять хитрость, инициативу, не бояться идти на обдуманный риск и обладать многими другими чертами. При этом основной его рабочий инструмент — карта. Помимо карт используются фотоснимки, сделанные с помощью летательных аппаратов.

Опыт проводимых командно-штабных и тактических учений говорит о том, что, например, в ходе планирования любой операции оперативный отдел штаба армии отрабатывает большое количество боевых графических документов. Отработка каждого такого документа имеет четко определенные нормативные показатели по времени. Для примера, простой расчет, приведенный ниже, показывает:

• в составе оперативного отдела штаба — 20 чел.;

• для разработки основных боевых документов, что называется «вручную», этому составу опера-

Офицер штаба должен отличаться незаурядными

способностями, умением думать, быть аналитиком, быстро реагировать на

внезапные изменения обстановки, проявлять хитрость, инициативу, не бояться идти на обдуманный риск и обладать многими другими чертами.

тивного отдела понадобится около 500 чел./час;

• в среднем на человека приходится более 22 часов;

• учения длятся не одни сутки, а боевые действия тем более.

Даже такой примитивный расчет показывает, что времени на разработку боевых документов не хватает.

Информация, заложенная в поступающие в штаб приказы, боевые и предварительные боевые распоряжения, с максимально возможной точностью наносится на карты лицами оперативного состава. В зависимости от уровня командира (командующего) количество таких наносимых на карту элементов может превышать несколько тысяч. И все они не должны закрывать собой топографическую основу карты.

Карта с решением командира (командующего) — документ, во всей полноте отображающий данные обстановки и идеи командира. Но такая карта одна. А информация нужна всем. И она должна обязательно доводиться в первую очередь до должностных лиц внутри самого штаба, до командиров подчиненных и приданных воинских формирований, а также до соответствующих начальников родов войск и служб.

Обычно обстановку с «основного» экземпляра карты копируют с использованием специального копировального стола с помощью электрических ламп дневного света, осуществляющих подсветку снизу. Такие приспособления хорошо известны штабным офицерам. То есть вновь происходит обратный процесс превращения нанесенной на карту обстановки в какой-то текст с последующей его голосовой или письменной передачей. Начинается рутинная работа по перерисовыванию карт. Эта работа отнимает у любого штабного офицера непозволительно много времени. Возникает вопрос: когда же

офицер штаба может анализировать обстановку, производить расчеты, делать выводы, отрабатывать различные документы?

В настоящее время проводится разработка, апробация и внедрение автоматизированной системы управления войсками (силами) и оружием в тактическом звене.

Целью создания автоматизированной системы управления тактического звена (АСУ ТЗ) является повышение эффективности применения тактических воинских формирований на основе координации действий формирований, объединенных в единый воинский организм, в любых условиях обстановки, повышения их управляемости, мобильности и живучести за счет оснащения современными средствами связи и автоматизации, современного информационного обеспечения1.

Созданный ранее подвижный комплекс средств автоматизации (ПКСА) дивизионного и полкового звеньев управления «Маневр», был довольно громоздким, но и сами средства автоматизации были в то время громоздкими. Они не обеспечивали быструю и точную переработку информации из текстуальной (голосовой) в графическую и наоборот. Но сама идея, заложенная в ПКСА, была в свое время исключительно продуктивной.

Сегодня информационные технологии значительно мощнее. И это является генеральной предпосылкой создания для войск действительно эффективной АСУ тактического звена, значительно облегчающей де-

Целью создания автоматизированной системы управления тактического звена (АСУ ТЗ) является повышение эффективности применения тактических воинских формирований на основе координации действий формирований, объединенных в единый воинский организм, в любых условиях обстановки.

ятельность органов управления по выполнению своих сложных и трудоемких управленческих функций.

Проходящая в настоящий момент апробацию в войсках АСУ ТЗ сможет как раз явиться такой автоматизированной системой. Ее доведением до оптимального состояния и практическим внедрением занимаются многие военные ученые, специалисты, способные решать сложные организационно-технические проблемы по оснащению органов военного управления всех уровней современными средствами управления.

Разрабатываемая АСУ ТЗ и другие перспективные АСУВ должны обеспечить достижение одного из главных критериев оценки эффективности автоматизированных систем — обеспечение сокращения времени управленческого цикла командира.

Хочется надеяться, что рассматриваемая в статье проблема окажет определенную помощь в выборе правильного направления дальнейшего развития и совершенствования автоматизированных систем управления войсками, а также призовет к дискуссии читателей нашего журнала.

ПРИМЕЧАНИЯ 1 Глебов В.Н. и др. Временное положение по применению автоматизированной системы управления тактического звена «Созвездие-2М». М.: ОАО «Концерн «Со-

звездие», 2014; Глебов В.Н. и др. Применение автоматизированной системы тактического звена. Справочное пособие. М.: Департамент развития АСУ ТЗ, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.