Научная статья на тему 'СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИ ИСПАРЕНИИ ЛЕГКИХ ФРАКЦИЙ БЕНЗИНА'

СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИ ИСПАРЕНИИ ЛЕГКИХ ФРАКЦИЙ БЕНЗИНА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
БОРНАЯ КИСЛОТА / СТЕАРИНОВАЯ КИСЛОТА / ИСПАРЕНИЕ / ПРОДУКТ КОНДЕНСАЦИИ / СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Печенкин В.А.

В статье автор пытается найти оптимальный вариант снижения потерь бензина, связанных с перевозкой и хранением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCTION OF EVAPORATION LOSSES LIGHT FRACTIONS OF GASOLINE

In the article, the author tries to find the best way to reduce gasoline losses associated with transportation and storage.

Текст научной работы на тему «СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИ ИСПАРЕНИИ ЛЕГКИХ ФРАКЦИЙ БЕНЗИНА»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (TECHNICAL SCIENCES)

УДК 1

Печенкин В.А.

студент

Ухтинский государственный технический университет

(г. Ухта, Россия)

СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИ ИСПАРЕНИИ ЛЕГКИХ ФРАКЦИЙ БЕНЗИНА

Аннотация: в статье автор пытается найти оптимальный вариант снижения потерь бензина, связанных с перевозкой и хранением.

Ключевые слова: борная кислота, стеариновая кислота, испарение, продукт конденсации, сокращение потерь.

Нефть, поступающая на производства, для переработки проходит огромный путь с места добычи до нефтеперерабатывающего завода, а дальше до потребителя. На всем пути происходят потери продукта, связанные с испарением, переливом из цистерн и резервуаров, большую роль играют метеорологические факторы и устаревшие технологии приема, а так же транспортировки нефти, нефтепродуктов. Колоссальная потеря продукта приходится на испарение. По данным за 2019-2021 год потеря бензина при транспортировке, за счет испарения составила примерно равна 5-6% от всего числа использованного объёма. Решением сокращения потерь нефти и нефтепродуктов считается первой задачей, так как реализация и разработка способов о сокращения потерь в 2, а то и 3 раза меньше, чем добыча соответствующего количества продукта исходным потерям.

Рассмотрим потери легкой фракции нефтепродукта, бензина для испарения. Доказано, что после добычи нефти и до самого потребителя, нефть

проходит большой путь, переливаясь в среднем десять раз из цистерн и резервуаров, а так же хранилищ до момента попадания в бак потребителя. После транспортировки бензина общий размер потери только за счет испарения, составляет около 10%, что является в переводе на тонны или литры, колоссальными потерями как продукта так и финансов, и уменьшение прибыли производства.

При правильном подходе к хранению бензина, потери определенной части продукта от испарения можно минимизировать. К этому относится перелив и перевозка бензина в цистернах (автомобильных и железнодорожных), так как при переливе и сливе с цистерны получается быстрое испарение легких фракций , за счет не плотности и герметичности способа налива цистерн. Для меньшего испарения рекомендуется хранения бензина под давлением специального понтона или собственного давления в резервуаре, а так же исполнения окраса резервуара в серый или белый цвет, для уменьшения нагрева стенок резервуара и соответственно бензина.

Схема-1 Налив бензина в цистерны.

Сокращение потерь от испарения можно получить еще за счет добавления искусственных присадок, которые можно использовать на нефтебазах и хранилищах горючего. В общем использование присадок в бензине, это направление нужно развивать и достигать новых результатов в сокращении потерь бензина. Ранее использовались присадки по типу снижения потерь бензинов от испарения при хранении и применении поверхностно-активное вещество [^^^СОО^^ где п=10-16, в концентрации 0,000925-0,001%.

Недостатком данной присадки является то, что катионы цинка, входящие в состав ПАВ, и оксид цинка, образующийся в процессе эксплуатации, ускоряют процессы окисления углеводородов, и тем самым снижается детонационная стойкость бензинов. После использования данной присадки в бензине, было

выявлено: при работе двигателя наблюдались отложения в выпускном коллекторе, то есть коксование, что приводило к ухудшению выхода отработанных газов и уменьшению КПД работы двигателя на низких оборотах. А так же в трубопроводе стенки своевременно подогреваются, а с данной присадкой идет процесс окисления углеводородов бензина и оседания их на горячих стенках трубопровода, патрубках двигателя и систем двигателя, в том числе и стенках камер сгорания, что постепенно приводит к уменьшению ресурса двигателя.

Предлагаю использовать новую присадку запатентованную от 22.03.2016, 2016110523

Техническим результатом изобретения является повышение устойчивости бензинов к окислению, снижение потерь бензинов от испарения в процессе хранения и применения.

Данный результат достигается введением в бензины в качестве присадки продукта конденсации борной кислоты, этаноламина и стеариновой кислоты при их мольном соотношении 1:1,5:1,5 соответственно в количестве 0,001-0.01 масс.%.

Введение продукта конденсации менее 0,001 масс.% не позволяет существенно снизить испаряемость при хранении и применении, а введение его более 00,1 масс.% нецелесообразно, так как дальнейшего снижения потерь от испарения не происходит.

Получение продукта конденсации борной кислоты, этаноламина и стеариновой кислоты осуществляют следующим образом.

В трех горловую круглодонную колбу, снабженную мешалкой, обратным холодильником, термометром и загрузочной воронкой, при работающей мешалке поочередно вводят 1 моль борной кислоты (HзBOз) и 1,5 моль этаноламина (МН^^ОН). Реакционную среду нагревают до 50-60°С и выдерживают ее в течение 0,5 ч, после чего загружают 1,5 моль стеариновой кислоты (С17Из5СООН), поднимают температуру реакционной смеси до 150-

170°С и проводят реакцию амидизации при этой температуре в течение 1,5-2 ч до образования однородной массы. Образуется продукт конденсации Н3ВО3, КИ2С2И4ОН и С17И35СООН в следующем мольном соотношении: 1:1,5:1,5.

Показатели Примеры

1 2 3

Присадка в бензине отсутствует прототип предлагаемая

Концентрация ^присадки, масс.% - 0,001 0,00!

Давление насыщенных паров, отн.% 100 65,30 60,90

Потерн от испарения,отн.% 100 67,20 55,94

Таблица 1 - Влияние присадки на давление насыщенных паров и потери от испарения бензина.

Из анализа видно, что максимальное снижение потерь бензина от испарения при 0,001% масс, продукта конденсации борной кислоты, этаноламина и стеариновой кислоты при соотношении 1*1.5*1.5. Значит введение в использование данной присадки приведет к существенному снижению испарения бензина и его легких фракций, а также к снижению давления насыщенных паров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виды потерь топлива и изменение их свойств при транспортировке, хранении и использовании. — Текст : электронный // studfile.net : [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/3625451/page:6/ (дата обращения: 06.12.2022).

2. ПРИСАДКА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПОТЕРЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ ОТ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ИХ ХРАНЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ. — Текст : электронный // yandex.ru : [сайт]. — URL:

Вhttps://yandex.ru/patents/doc/RU2630674C1_20170912 (дата обращения: 06.12.2022).

3. Топливные присадки для бензина. — Текст : электронный // ru.epec.com : [сайт]. — URL: https://ru.epec.com/portal/store/home.do?companyId=100683&_openstat=ZGlyZWN 0LnlhbmRleC5ydTs3MzcxMTU3NDsxMjA1MjYwNjI4MDt5YW5kZXgucnU6cHJl bWl 1 bQ&yclid=3036533336464162815 (дата обращения: 06.12.2022).

4. Присадка для снижения потерь автомобильных бензинов от испарения при их хранении и применении. — Текст : электронный // findpatent.ru : [сайт]. — URL: https://findpatent.ru/patent/263/2630674.html (дата обращения: 06.12.2022).

5. способ снижения потерь бензинов от испарения при их хранении и использовании. — Текст : электронный // www.freepatent.ru : [сайт]. — URL: https://www.freepatent.ru/patents/2400528 (дата обращения: 06.12.2022).

Pechenkin V.A.

student

Ukhta State Technical University (Ukhta, Russia)

REDUCTION OF EVAPORATION LOSSES LIGHT FRACTIONS OF GASOLINE

Abstract: in the article, the author tries to find the best way to reduce gasoline losses associated with transportation and storage.

Keywords: boric acid, stearic acid, evaporation, condensation product, loss reduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.