Научная статья на тему 'Сокращение номенклатуры асинхронных рольганговых электродвигателей путем замены их двигателями переменной частоты'

Сокращение номенклатуры асинхронных рольганговых электродвигателей путем замены их двигателями переменной частоты Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
128
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Днепровский Владимир Васильевич, Киселев Дмитрий Вячеславович

Рассматриваются особенности трёхфазных асинхронных рольганговых электродвигателей серии АР и АРМ. Отражена специфичность их работы при регулировании частоты питающего напряжения. На основании исследований опытных образцов электродвигателей с жесткой механической характеристикой и питании напряжением регулируемой частоты рассмотрена возможность замены всех типоразмеров по полюсностям в четвертом и шестом габаритах на два типоразмера в четвертом габарите и на один типоразмер в шестом габарите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Днепровский Владимир Васильевич, Киселев Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сокращение номенклатуры асинхронных рольганговых электродвигателей путем замены их двигателями переменной частоты»

ВЕСТНИК

ПРИАЗОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Вып.№8

1999 г

УДК 313.333

Днепровский В.В.1, Киселев Д.В.Г

СОКРАЩЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ АСИНХРОННЫХ РОЛЬГАНГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПУТЕМ ЗАМЕНЫ ИХ ДВИГАТЕЛЯМИ ПЕРЕМЕННОЙ ЧАСТОТЫ

Рассматриваются особенности трёхфазных асинхронных рольганговых электродвигателей серии АР и АРМ. Отражена специфичность их работы при регулировании частоты питающего напряжения. На основании исследований опытных образцов электродвигателей с жесткой механической характеристикой и питании напряжением регулируемой частоты рассмотрена возможность замены всех типоразмеров по полюсностям в четвертом и шестом габаритах на два типоразмера в четвертом габарите и на один типоразмер в шестом габарите.

Трехфазные асинхронные рольганговые электродвигатели с короткозамкнутым ротором серии АР и АРМ предназначены как для повторно-кратковременного, так и для продолжительного режимов работы с определенной мощностью.

Повышенные требования надежности и прочности конструкции, и электромагнитные характеристики электродвигателей выбраны, главным образом, из условия, что основным режимом работы является повторно-кратковременный режим с большим числом включений в час. В серии, кроме исполнения на лапах и фланцевого с горизонтальными валами, предусмотрено исполнение со станиной без лап с горизонтальным полым конусным валом, предназначенное для непосредственной установки на конусный вал роликов транспортных и рабочих рольгангов прокатных станов.

Определяющим фактором при выборе рольганговых электродвигателей для роликов рабочих рольгангов является работа, выполняемая ими при пуске; и торможении. Для достижения минимальной продолжительности реверсирования сопротивление обмотки ротора выбрано из расчета, чтобы критическое скольжение 8т было таким значением, при котором обеспечивалось бы минимальное время пуска и торможения. Поэтому важнейшими особенностями асинхронных рольганговых электродвигателей являются высокие пусковые моменты и мягкая механическая характеристика. На рисунке приведена типичная механическая характеристика рольганговых электродвигателей.

Мк - начальный пусковой момент; Мт - максимальный момент; Мп - средний момент за время пуска; Мт - средний момент за время торможения лротивовключением. Рис. - Характеристика вращающего момента рольгангового электродвигателя при пуске (частота 50 Гц) и торможении лротивовключением.

1 111 ГУ, канд. техн. наук, доц.

2 Ш ТУ, аспирант.

Такая характеристика обеспечивает плавное изменение скорости при пусках, реверсах и торможениях, в противном случае, при резких и неравномерных ускорениях могло бы происходить буксование роликов относительно раскатываемого или транспортируемого металла, что может привести к снижению производительности прокатною оборудования.

Потери, выделяющиеся в электродвигателе во время пуска, зависят от времени: его разгона, которое в свою очередь зависит от начального пускового момента Мк, так и от соотношения максимального и пускового моментов. Для рольганговых электродвигателей, работающих в диапазоне скольжений 0-2 при реверсах, наилучшие динамические характеристики при частоте 50 Гц получаются, если 8т = 0,7-1. При этом получается наивыгодное соотношение максимального и пускового моментов Мт=(1-1,1)Мк. обеспечивающее минимальное время реверсов и наименьшие потери. Для получения указанного соотношения Мт/Мк у рольганговых электродвигателей увеличено по сравнинию с двигателями общепромышленного применения критическое скольжение, определяемое по формуле [1]

(1)

+ х'к

у!„_у 4-Х' й и й'

где Л Л1 Л 2' 2 - индуктивные и активные сопротивления обмоток статора и ротора.

Инде^щтрих означает, что сопротивление обмотки ротора приведено к обмотке статора. Для этого 2 увеличено в 5-6 раз по сравнению с сопротивлением у нормальных электродвигателей за счет уменьшения сечения пазов ротора и применения зля заливки клетки ротора алюминиевого-магниевого сплава с повышенным удельным сопротивлением. Работа серийных асинхронных рольганговых электродвигателей при изменении частоты питающего напряжения оценивалось влиянием переменной частоты на пусковой и максимальный моменты, а также на изменение критического скольжения 8т.

Известно, что у асинхронных электродвигателей сопротивление Я] значительно меньше к. Пренебрегая в выражении (1) сопротивлением Я , получаем

-К---, (2)

Х'к 2 яГ^Ц+Ц)

где Ь] и Ь2' - индуктивности обмоток статора и ротора; ^ - частота напряжения питания Видно, что критическое скольжение изменяется обратно пропорционально частоте. Начальный пусковой момент Мк и максимальный момент Мт асинхронного электродвигателя определяются по следующим формулам:

2 л/1

_____ЭрЦ?Л'г________________________(3)

(л, +^)г+(х1 ~Х2У |

,, _« 4/1) (4)

Мт=->—----и = —-Г--------------= ,

4лф, +(Х, +Хй 4У 2л|Л+д)

и /

где III - напряжение на зажимах обмотки статора; р - число пар полюсов

Предварительные исследования показали, что работа серийных рольганговых электродвигателей при изменении частоты питания от 30 до 7.5 Гц сопровождается изменением их критического скольжения от 1,1-1,7 до 0,5-0,7, что в обоих крайних случаях приводит к уменьшению пускового момента на 20-30 % по сравнению с его значением при частоте 50 Гц При этом изменяется и максимальный момент.

При частотах питания от 10 доЗО Гц критическое скольжение достигает значений от 1,3-4,3 до 1,1-3,9 и максимальный момент смещается в. область высоких скольжений тормозного режима, причем максимальный момент снижается на 15-20 %. Эти обстоятельства приводят к снижению пускового момента при частоте 10 Гц на 50 % и более по сравнению с его значением при частоте 50 Гц.

Причиной снижения Мк и Мт при высоких частотах вращения является ограничение 1 верхнего предела напряжения питания из-за возможного пробоя изоляции электродвигателя I Можно увеличить напряжение только до величины допустимой для изоляции и если при этом I увеличивать частоту напряжения, а следовательно и скорость вращения ротора, то уменьшится 1 отношение 11-1/ 6, что приводит к уменьшению магнитного потока и снижению момента. |

При низких частотах сохранения постоянным отношения НИ приводит к снижению 1 магнитного потока и моментов Мк и Мт Это объясняется тем, что при низких частотах 1 падение напряжения на активном сопротивлении, оказывается сравнимым с индуктированной I ЭДС, т.е. большую часть приведенного напряжения составляет падение напряжения на 1 активном сопротивлении, которым пренебрегать нельзя. Для поддержания магнитного потока 1 постоянным, напряжение питания при снижении частоты следует уменьшать в меньшей | степени, т.е. значение 1Л/ 6 следует увеличивать, что позволяет компенсировать падение на-1 пряжения на активном сопротивлении статора. |

С целью повышения энергетических показателей электродвигателей и улучшения их пус- 1 ковых и динамических свойств для частотно регулиру емого привода рекомендуется использо- 1 вать электродвигатели с жесткой механической характерист ик эй. Такая характеристика позво- 1 лит охватить весь диапазон скоростей вращения в каждом габарите одним или двумя типораз- ] мерами электродвигателей по полюсности. На жесткой характеристике, т.е. при малом сопро- | тивлении ротора электродвигатель имеет небольшое номинальное скольжение и т.к. потери в I цепи ротора пропорциональны скольжению, то КПД электродвиг ателя возрастает, однако он | развивает малый пусковой момент при пусковом токе превышающем номинальный в 5-6 раз 1 Это объясняется тем, что при пуске на частотах выше 30 Гц возрастает реактивное сопротивле- ] ние рассеяния ротора, что приводит к увеличению угла^2 между ЭДС Е2 и током 1> ротора и ] снижению активной составляющей тока, а следовательно и момента М 1

М=Км ф 12 сое \|/2,

(5)

где ф - магнитный поток ; |

Км - коэффициент пропорциональности. \

Поэтому в электроприводах с частотным управлением, прц электродвигателя час- ]

тота источника должна снижаться, а активная составляющая тока " ~ будет увеличиваться.)

Торможение у электродвигателей переменной частоты с жесткой механической характе- ] ристикой выгоднее всего осуществлять с рекуперацией энергии, т.е. в генераторном режиме 121 \ В частотно-управляемых электроприводах генераторный режим торможения проще всего осу-; ществлять при мгновенном уменьшении частоты питания результате скорость вращения 1 ротора окажется выше синхронной, и машина будет работать в режиме генераторного торможения. В генераторном режиме с уменьшением частоты тормозной момент электродвигателя ; значительно возрастает. Причиной этого является перемена знака падения напряжения на сопротивлениях обмотки статора в генераторном режиме, по сравнению с двигательным режи-; мом, в следствии чего увеличивается ЭДС и магнитный поток в воздушном зазоре.

В частотно-регулируемом электроприводе можно также просто осуществить регулируемый по величине тормозной момент, используя режим противовктючения. При этом скорость вращения магнитного поля статора направлена против вращения ротора и регулируется уменьшением частоты питания.

Учитывая особенности обусловленные питанием напряжения переменной частоты на специфику работы асинхронных рольганговых электродвигателей и выполнения фебуемых законов управления электроприводами необходимо создавать специальные электродвигатели переменной частоты. Перед разработчиками таких электродвигателей ставятся следующие задачи .

1. улучшить энергетические показатели электродвигателей;

2. уменьшить номенклатуру выпускаемых, в настоян;,ее время, асинхронных рольганговых электродвигателей;

3. улучшить эксплуатационно-технические характеристики электроприводов.

В техническом задании на разработку специальной серии асинхронных рольганговых электродвигателей переменной частоты предусмотрено, для предварительных исследований,

изготовить опытные образцы электродвигателей с жесткой механической характеристикой на базе электродвигателей АРМ 4 и 6 габаритов основного исполнения. Обмотку ротора у этих образцов выполнить алюминием марки А7, вместо алюмикие зо -магниевого сплава. Расчетно-экспериментальные работы проведенные на электродвигателе АРМ43 с числом полюсов 4, 6. 8, 10, 12 и АРМ64 с числом полюсов 8, 10, 12,16. Исследовались электродвигатели всех полюсно-стей с целью установить типопредставителя с оптимальным аденом полюсов, позволяющего при частотном регулировании охватить весь диапазон частот вращения в данном габарите.

Испытания электродвигателей при уменьшении частоты питающего напряжения проводились из условия постоянства момента и обеспечения перегрузочной способности 1,2-1,3 при компенсационном законе регулирования напряжения и частоты.

Исследования при увеличении частоты питающего напряжения проводились для двух вариантов:

а) регулирование скорости с постоянной мощностью при неизменном напряжении;

б) регулирование скорости с постоянным моментом при неизменном напряжении.

Выводы

Анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований позволяет сделать вывод о возможности замены всей гаммы полюсностей 4-го габарита на 2 типоразмера. Оптимальными являются электродвигатели с числом полюсов 2р=4 и 8. В 6-ом габарите всю гамму полюсностей можно заменить одним типоразмером. Оптимальных! является электродвигатель с числом полюсов 2р = 8.

Перечень ссылок

1. КостенкоМ.П., Пиотровский Л.МЭлектрические машины. -ЧП.-М.: Энергия, 1965.-704с.

2. Чиликин М.Г Общий курс электропривода. -М.: Энергия, 1971 -431с.

Днепровский Владимир Васильевич. Канд. техн. наук, доцент кафедры автоматизации энергетических систем и электропривода, окончил Томский политехнический институт в 1961 году. Основные направления научных исследований определение и оптимизация параметров асинхронных электродвигателей переменной частоты исходя из условий обеспечения требуемых законов управления электродвигателями наиболее простыми средствами.

Киселев Дмитрий Вячеславович. Аспирант кафедры автоматизации энергетических систем и электропривода, окончил Приазовский государственный технический университет в 1995 году. Основные направления научных исследований - определение и оптимизация параметров асинхронных электродвигателей переменной частоты исхода из условий обеспечения требуемых законов управления электродвигателями наиболее простыми средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.