Научная статья на тему 'Сокращение масштабов бедности главный критерий эффективности любой страны'

Сокращение масштабов бедности главный критерий эффективности любой страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сокращение масштабов бедности главный критерий эффективности любой страны»

Г.Е. ЯКОВЛЕВ

СОКРАЩЕНИЕ МАСШТАБОВ БЕДНОСТИ -

ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЮБОЙ СТРАНЫ

Всемирный банк опубликовал результаты исследования благосостояния жителей разных стран. Размеры российского национального богатства, приходящиеся на одного жителя, в 17 раз меньше, чем в самой богатой стране мира -Швейцарии, и в 13 раз меньше, чем в США. Мы оказались в компании африканских стран. В ближайшем будущем разрыв между богатыми и бедными будет увеличиваться. Дело в том, что главное богатство беднейших стран -это природные ресурсы. Они будут сокращаться, а нематериальные активы богатых стран будут расти. На фоне такой картины острейшей проблемой современной России является низкий уровень жизни большинства населения. В 2004 г. у 30 млн граждан России, или 20,8% всего населения, душевой доход оказался ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум в России - нищенский. В 2004 г. он составил около 2453 руб. В месяц на душу населения около 800 тыс. россиян при среднемесячной начисленной заработной плате 6900 руб. (а по Чувашской Республике в 2004 г. - 4061,3 руб.), вообще имели зарплату на сверхнизком уровне МРОТ, равном 600 руб. в месяц.

Четверть работающих россиян заняты в бюджетной сфере и за выполнение государственных функций получают от своего работодателя 2,5-3 тыс. руб. в месяц. Многие предприниматели для установления зарплаты своим работникам ориентируются на этот размер оплаты труда, хотя имеют реальную возможность платить значительно больше.

Доля населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума в Чувашии в 2004 г. составляла около 40%, что выше российского показателя на 20%. В январе-сентябре 2005 г. этот показатель сократился, но не существенно и составил 31,6%. Хотя данный показатель не самый худший в стране. По данным Всероссийского центра уровня жизни, опубликованным в газете «Труд», в Марий Эл численность населения с таким уровнем дохода - 38%, Калмыкии - 49%, Ивановской области - 55,4%, Коми-Пермяцком округе -61%. Самая низкая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Ямало-Ненецком округе - 7,7%.

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в III квартале 2004 г. в Чувашии составляла 2007 руб. в месяц, а в III квартале 2005 г. - 2240 руб. Вселяет оптимизм, что возрастает численность граждан, получающих зарплату выше прожиточного минимума. Прожиточный минимум, как известно, гарантирует лишь элементарную выживаемость.

Главной причиной низкого уровня жизни населения является низкий уровень оплаты работников и социальных выплат (пенсий, пособий и т.д.). Доля зарплаты в ВВП в России составляет около 30%, а на Западе - около 70%. Дифференциация по заработной плате в России достигает 1:16, а по до-

ходам - 1:18. Соотношение децильных групп (10% бедных к 10% богатых) составляет сейчас в России 1:18. Если учесть доходы теневого рынка, то оно окажется еще больше - 1:40.

Чувашская Республика на этом фоне выглядит сравнительно неплохо. Так, среднедушевые доходы 10% наиболее состоятельных граждан нашей республики в январе-сентябре 2003 г. оказались в 7 раз выше, чем у такой же части самых бедных, в 2004 г. - в 8,6 раз, а в январе-сентябре 2005 г. - в 10 раз. Таким образом все-таки имеет место стабильный рост малоимущих в малодоходной республике.

Мировая практика рассматривает 10-кратную разницу между крайними децильными группами населения как предел, за которым социальные антагонизмы становятся взрывоопасными. В странах ЕС она составляет допустимую величину - в 4-7 раз. Примерно в этих пределах находился децильный коэффициент дифференциации накануне российских рыночных реформ.

Продолжается снижение реальных доходов населения, его восстановление до прежнего уровня прогнозируется лишь к 2007-2008 г.г.

Особенно быстро нарастает отрыв Москвы от среднероссийского уровня жизни. Во взаимоотношениях Москвы и остальной России все сильней проявляются черты, характерные для отношений между метрополией и колониями. Хотя бедных в Москве меньше, чем в среднем по федерации, их численность составляет 17,1%.

Согласно расчетам академика С. Львова, 15% населения РФ сосредоточили в своих руках: 85% сбережений в банковских вкладах, 92% доходов от собственности и 98% расходов на покупку иностранной валюты (Россия: облик будущего, 2004, с.38). Поэтому, когда говорят о 50 млрд долл., имеющихся на руках у населения, следует ясно представлять, какое «население» владеет деньгами.

Чувашия - не исключение. За 9 месяцев 2004 г. 10% самых состоятельных граждан владели 24,7% от общего объема денежных доходов населения республики, а в 2005 г. - 26,3%. На такую же численность малоимущих нынче приходится лишь 2,6% доходов вместо 2,9% в 2004 г. Хотя в республике пока удается обеспечить защиту интересов крупных и средних предприятий, на которых сложились более цивилизованные, прозрачные и понятные отношения по поводу оплаты труда. К сожалению, с точки зрения защиты социальных и трудовых прав работников в сфере малого предпринимательства об этом не скажешь. Здесь возобладает теневая заработная плата.

Доля теневых зарплат в России составляет сейчас 27-28%. Появление теневых зарплат прежде всего связано с ведением двойной бухгалтерии в предпринимательской сфере, а именно с выдачей зарплаты в конвертах, величина которой иногда превышает указанную сумму в ведомостях в десять и более раз.

По данным независимого анонимного опроса, проведенного специалистами Республиканского отраслевого профсоюза предпринимательства (Республика. 2004. 16 марта), большинство работников получают заработную

плату в несколько раз большую, чем официально зарегистрированная. В данной отрасли работает почти 115 тыс. человек, из них около 50 тыс. - индивидуальные предприниматели. В отчетах в налоговых органах фигурирует, что официальная заработная плата большинства составляет около 1800 руб. (на уровне минимальной оплаты труда по России). Фактически в конвертах они получают до 5000 руб. Неучтенная зарплата превышает 3 тыс. руб. Из-за таких скрываемых сумм неплатежи подоходного налога (13%) составляют около 500 млн руб. в год. На такую сумму недобросовестные бизнесмены уменьшают налоговые поступления в республиканский бюджет Чувашии.

Неучтенные доходы сказываются и на размере налоговых отчислений в фонды: пенсионный, социального и медицинского страхования. Казна республики, куда поступает половина собранных налогов, недосчитывает до 1 млрд руб. в год. При этом на личных пенсионных счетах не аккумулируются средства для достойной старости.

В Чувашии среднемесячная заработная плата в отраслях бюджетной сферы, где занято около 20% экономически активного населения, в последние годы составляет 50-70% среднероссийского уровня. Заработок людей, труд которых оплачивается по ЕТС, составляет ниже прожиточного минимума, что ведет к бедности. Сейчас по сравнению с так называемой застойной экономикой не выполняются ранее действовавшие гарантии: оплата простоев не по вине работников и труд при изготовлении продукции, оказавшейся браком, а также работы в сверхурочное время и праздничные дни.

Динамика заработной платы мало отражает изменения в производительности труда. По некоторым оценкам, ее прирост в 3 раза ниже прироста производительности труда, хотя российский рабочий на 1 рубль заработной платы производит в 3 раза больше, чем в зарубежных странах.

По росту производительности труда Россия отстает от США в 5-6 раз, уровень заработной платы у нас ниже в 10 раз и более. Следовательно, в России значительно выше норма эксплуатации: за 1 долл. заработной платы американец производит на 1,74 долл. ВВП, а россиянин, имея низкую заработную плату, за ту же сумму производит продукции на 4,75 долл. При этом цены на товары и услуги в России достигли мирового уровня.

Все эти моменты являются составляющими категории «бедность». Бедность определяется по доходам на душу населения. Так, по данным ООН, для развивающихся стран стандартными показателями бедности по доходам являются от 1 до 2 долл., для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и СНГ - 4 долл. в день.

В России за чертой бедности находится 23-25% населения, а в США -11,3%, Италии - 11,2%, Германии - 9,1%, Японии - 4%, Швеции - 6,7%.

Большинство бедных - это домохозяйства (50%). Бедность «гнездится» в малых городах и сельских поселениях. Хотя в России формально за чертой бедности находится 25% населения, однако 40% населения не могут поддерживать нормальный образ жизни. С учетом жилищной обеспеченности численность бедных составляет не 25% населения, а 40%, т.е. более 60 млн человек.

Специфической особенностью российской бедности является то, что 52% бедных - люди трудоспособные, в том числе более 42% работают по найму. Это говорит о том, что на российском рынке труда не все благополучно с занятостью.

В общей численности граждан трудоспособного возраста были бедными: с высшим образованием - 22%, со средним профессиональным - 37%, средним образованием - 46%, основным средним образованием - 53%.

В настоящее время рост ВВП на 1 руб. обеспечивает увеличение доходов богатых на 3 руб., а бедных - на 15 коп. В связи с этим количество миллиардеров за последние годы увеличились вдвое. В результате проведенных в России реформ отставание РФ от развитых стран не только сократилось, но значительно возросло. Если в 1990 г. ВВП на душу населения в России составлял 30% уровня США, то в настоящее время он составляет лишь 20% американского уровня. Преодолеть сложившийся разрыв можно лишь на основе принципиального ускорения экономического роста российской экономики. Поэтому задача, поставленная Президентом России В. В. Путиным, удвоить ВВП России за 10 лет, несомненно, правильная и чрезвычайно актуальная. Однако оптимизм правительства относительно существенного ускорения экономического развития не выглядит убедительным, если сравнивать прогнозируемые через 10-15 лет экономические результаты с тем, чего достигнут за это время страны Запада. Даже при условии трехкратного превосходства России в темпах роста над странами ЕС абсолютный разрыв в уровнях производства ВВП на душу населения к 2010 г. практически не сократится. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН России, Россия не может рассчитывать на то, чтобы оказаться к 2010 г. вровень даже с самыми менее развитыми странами ЕС.

Под бедностью следует понимать не только недостаток продуктов питания, одежды и плохое жилище, но и отсутствие у людей доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, отсутствие денег, чтобы приобрести все необходимое для жизни.

В результате катастрофического снижения уровня жизни большей части населения России значительно ухудшилось питание людей. Так, по сравнению в 1990 г., когда продуктов питания явно не хватало, душевое потребление мяса и мясопродуктов сократилось на 40%, молока и молочных продуктов - на 45%, рыбы и рыбопродуктов - более чем в 2 раза. В то же время в отличие от большинства развитых стран душевое потребление алкоголя за этот период возросло почти в 1,5 раза.

По объемам производства за годы советской власти страна переместилась с 5-го на 2-е место в мире. Тем не менее серьезный разрыв уровней экономического развития между Россией и развитыми странами Запада сохраняется.

В последние годы бизнес (особенно природоэксплуатирующий) процветает, доходы крупных владельцев интенсивно растут, а проблема бедности и даже нищеты десятков миллионов россиян сохраняется, не снижается и уро-

вень коррупции в России. Среди 146 стран Россия в 2003 г. по уровню коррупции находился на 87-м месте (Экономика и жизнь. №7 (9013), февраль 2004. С. 40). Криминал фактически контролирует бизнес, до небывалой степени коррумпировано чиновничество.

В таких условиях рациональное поведение государства в экономическом плане играет важную роль. Однако уровень этой рациональности явно недостаточен и, более того, у многих экономистов вызывает тревогу. При определенных условиях такой рационализм властных структур может закончиться либо 1917-м, либо 1937-м годом. Хотя это предостережение в экстремальной форме и маловероятно с точки зрения возможности непосредственной практической реализации. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: что можно сделать, чтобы исключить или уменьшить масштабы и вероятность возникновения в будущем подобных негативных явлений.

Нужна разумная экономическая политика. Главной причиной неудачи радикальных экономических реформ в России является неправильно выбранная теоретическая концепция их реализации - монетаристские рецепты в российском исполнении при переходе от централизованно-плановой системы государственного управления к управляемой рыночной экономике. Это само-регулируемость рыночной системы, целесообразность сокращения участия государства в экономике, акцент на кредитно-денежную политику, создание и наращивание стабилизационного фонда, погашение госдолга, борьбу с инфляцией, рост золотовалютного запаса, высокую эффективность частной собственности по сравнению с государственной, радикальное снижение уровня налоговой нагрузки, глобальное разгосударствление и приватизации госсобственности, широкое копирование в России западных моделей (в сфере властных структур, бизнеса, образования, обороны и т.д.); стремление скорее вписаться в мировую экономику и т. п.

Ориентирами государственной экономической политики должны быть не такие цели, как сделать реформы необратимыми, вступить ВТО, удвоить ВВП к 2010 г. и другие (они средства достижения), а повышение реальных доходов основной массы россиян, уровня их жизни, уменьшение масштаба нищеты и бедности населения, повышение его безопасности и снижение уровня безработицы и инфляции.

После десятилетнего экономического спора, обусловленного сменой общественного строя, Россия вошла в полосу реальной политической и экономической стабилизации. За 2001-2004 гг. ВВП России и промышленная продукция увеличились на 17%, инвестиции в основной капитал - на 26%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 37%. Замедлился рост инфляции. Сократились невыплаты заработной платы.

Однако достигнутый уровень в основном не является результатом проведенных в стране рыночных преобразований, а представляет собой следствие благоприятно сложившейся в эти годы мировой конъюнктуры. К этим благоприятным факторам прежде всего относится рост мировых цен на нефть, газ,

цветные металлы. В течение нескольких лет благоприятные погодные условия обеспечили высокий урожай зерновых.

Несмотря на экономический рост, последствия происшедшего в 1990-х годах спада экономики до сих пор не преодолены. Современный ВВП России ниже уровня 1990 г. на 1/4, объем промышленного производства - на 1/3, а годовой масштаб валовых инвестиций в основной капитал - почти в 3 раза. Сохраняется однобокая топливо-сырьевая ориентация российской экономики, характерная для слаборазвитых полуколониальных стран, промышленное производство снизилось по сравнению с 1990 г. на 37%. В большинстве отраслей российской экономики, за редким исключением, не удалось создать эффективного частного собственника, способного заниматься не только коммерческой деятельностью, но и организацией высокоэффективного производства.

Проблема бедности имеет ещё гуманистическую составляющую - она влияет на морально-этические аспекты взаимоотношений власти и народа. Так, проводимая в России административная реформа осуществляется не в пользу малоимущих. Народные избранники отрываются от народа. Они пользуются бесплатным медобслуживанием в элитных спецклиниках, обеспечиваются сверхль-готными путевками в санатории, имеют право на бесплатное дополнительное высшее образование, бесплатное получение квартиры от государства и обладают многими другими льготами. Согласно Закону «О госслужбе» они имеют право на «единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы». То есть купленной за государственные деньги. В связи с недавним увеличением депутатских окладов с 30 тыс.руб. до 68 тыс. депутатская пенсия тоже выросла с 23 тыс. до 50 тыс. рублей. Право на нее имеют все депутаты, отработавшие в Госдуме хотя бы один созыв.

Из истории мы знаем, что в капиталистическом обществе идет жесткая эксплуатация человека человеком. Все это попытаемся проанализировать на примере относительно благополучного в социально-политическом отношении региона - Чувашской Республики.

Так, если зарплата министра в США, который является госслужащим, превосходит зарплату среднего американца в 5 раз, то в Чувашской Республике зарплата министра составляет около 60 тыс. рублей в месяц, плюс к этому еще и отчисления, престижный автомобиль с персональным водителем (а это около 30 тыс. руб., бесплатное жилье, медицинское и санаторнокурортное обслуживание, служебная и мобильная связь и т.д.). Получается огромная цифра, которая, по существу, отбирается у населения. Учитывая все льготы, получаемые госчиновниками в Чувашской Республике, разница в доходах между ними и населением республики больше чем 100 раз. Так, среднедушевой денежный доход в среднем за месяц в 2004 г. составил 3181,9 руб.

Таким образом, распределение российских чиновников по зарплате вместе с льготами можно оценить формулой 10% чиновников получают около 90% зарплаты. Нетрудно подсчитать, что при уменьшении в 2 раза зарплаты вместе с привилегиями 10% высокооплачиваемых чиновников, зарплата 90%

остальных вырастет в 5,5 раза. Следовательно, 90% всех привилегий сосредоточены у 10% чиновников. Безусловно, льготы - это наследие советских времен, которое не стыкуется с рыночными отношениями. Следовательно, со временем от них следует избавляться.

Что же такое льгота? Это когда зарплата работника делится на две части: первую, значительно меньшую, работник получает деньгами, она представляет собой плату за труд и называется зарплатой. На эту зарплату нельзя купить жилье, автомобиль или лечиться, т.е. трудно было бы жить. Вторую часть зарплаты чиновникам от имени государства выплачивали в виде льгот так называемые общественные фонды потребления (жилье, обучение, медицинское обслуживание и т.д.). Распределение этой части зарплаты осуществлялось как говорили «бесплатно». Однако это - часть платы за наш труд, которая выплачивалась в завуалированной форме. Льготы выплачивались чиновничеством не за труд как таковой, а на основе своих представлений об относительной ценности тех или иных категорий населения, т.е. не принципах равной и справедливой доступности к этим льготам. Чтобы поднять жизненный уровень населения, не обойтись без изменений в распределении доходов и устранения вопиющего разрыва между богатыми и нищими слоями общества.

Проблему бедности можно решить за счет перераспределения природной ренты.

По убеждению Д.С. Львова, доходы, полученные от природных ресурсов, должны принадлежать всем. Природная рента - это та часть дохода, которая формируется предприятием вне зависимости от условий его работы, это сверхприбыли, которые образуются за счет уникальных свойств месторождений полезных ископаемых. Поэтому они должны государством с олигархов изыматься и распределяться между гражданами ежегодно. Это даст возможность решить проблему бедности. Богатство олигархов создается на эксплуатации недр. Однако здесь главная проблем - политическая, очень трудно заставить олигархов, лоббирующих свои интересы во всех ветвях власти, делиться частью сверхдоходов. Тогда резко снизятся отчисления от прибыли, станет ненужным НДС и т.д. Кроме того, наша продукция станет дешевле, конкурентоспособной, расширится и внутренний, и внешний рынок.

Для преодоления бедности можно предложить три направления:

- активизация рынка труда, что предполагает создание новых рабочих мест и повышение заработной платы;

- миграция населения на территории с лучшими условиями и перспективами развития;

- адресная социальная поддержка населения, что в современных условиях активно не проводится.

Власть не обращает внимания на резкую дифференциацию заработной платы населения. Активной социальной политики не проводится.

Основная цель социальной политики - это повышение уровня жизни населения, что является главным критерием эффективности любой цивилизо-

ванной страны. Сокращение масштабов бедности выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этой цели.

Следует подчеркнуть и то, что для повышения благосостояния общества надо, чтобы не богатые беднели, а бедные богатели. И здесь многое зависит не только от государства, но и от личной заинтересованности его граждан, их желания работать и жить достойно.

ЯКОВЛЕВ ГЕОРГИЙ ЕРМОЛАЕВИЧ родился в 1946 г. Окончил Чувашский государственный сельскохозяйственный институт и Уральский государственный университет. Доктор экономических наук, профессор. Заведующий кафедрой экономической теории и рыночного хозяйства Чувашского государственного университета. Отличник высшего образования (нагрудный знак). Автор 135 научных статей, 8 монографий и 25 учебно-методических пособий по экономической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.