Научная статья на тему 'Сокращая разрыв: растущая роль Южной Кореи в сфере глобального здравоохранения'

Сокращая разрыв: растущая роль Южной Кореи в сфере глобального здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
106
28
Поделиться
Ключевые слова
ЮЖНАЯ КОРЕЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / САММИТ «ГРУППЫ ДВАДЦАТИ» / АТЭС

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Чанд Судип

Предлагаем вашему вниманию перевод 7 главы доклада Центра стратегических и международных исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». Автор статьи проводит оценку деятельности Южной Кореи в сфере развития национального и глобального здравоохранения в контексте организации и проведения Южной Кореей в 2010 году саммита «Группы двадцати». Приводится анализ потенциального места вопросов здравоохранения в повестке дня саммита, возможности развития глобального здравоохранения по окончании переговоров, и роли, которую Южная Корея может играть в процессе достижения более равномерного развития в мире.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Чанд Судип,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сокращая разрыв: растущая роль Южной Кореи в сфере глобального здравоохранения»

Сокращая разрыв: растущая роль Южной Кореи в сфере глобального здравоохранения

С. Чанд*

Чанд Судип - научный консультант Центра безопасности глобального здравоохранения; E-mail:books@csis.org

Ключевые слова: Южная Корея, глобальное здравоохранение, саммит «Группы двадцати», АТЭС. Key words: South Korea, global health, G20 Summitry, APEC.

Предлагаем Вашему вниманию перевод седьмой главы доклада Центра стратегических и международных исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». Автор статьи проводит оценку деятельности Южной Кореи в сфере развития национального и глобального здравоохранения в контексте организации и проведения Южной Кореей в 2010 г. саммита «Группы двадцати». Приводится анализ потенциального места вопросов здравоохранения в повестке дня саммита, возможности развития глобального здравоохранения по окончании переговоров и роли, которую Южная Корея может играть в процессе достижения более равномерного развития в мире.

Текст "Key Players in Global Health: How Brazil, Russia, India, China, and South Africa Are Influencing the Game" впервые опубликован в США Центром стратегических и международных исследований, штат Вашингтон.

© 2010 by the Center for Strategic and International Studies.

Все права защищены.

Key Players in Global Health: How Brazil, Russia, India, China, and South Africa Are Influencing the Game originally published in the USA by the Center for Strategic and International Studies (CSIS), Washington, DC. © 2010 by the Center for Strategic and International Studies. All rights reserved.

Если мир можно сравнить с деревней, то «Группа двадцати» - это группа самых влиятельных жителей этой деревни, где Южная Корея - лидер.

Саконг Ил, председатель Президентского комитета [5]

Южная Корея добилась значительного успеха в развитии национальной системы здравоохранения и сумела найти точку равновесия между внутренней деятельностью и международным сотрудничеством. Интересен опыт страны в области реализации программ развития, инициированных частным сектором, а также проведения политики социальной защиты, включающей доступ к медицинскому обслуживанию. Примечательно, что многое было достигнуто за счет привлечения только краткосрочной и среднесрочной помощи. В настоящий момент здравоохранение занимает очень важное место во внутренней политике страны. В 1993-2008 гг.

рост затрат на здравоохранение на душу населения составил 7,8% в год, что почти в 2 раза превышает средний показатель по аналогичным затратам среди стран ОЭСР [6].

Деятельность Южной Кореи на региональном уровне сфокусирована на мерах подготовки к возможной угрозе пандемии. Министры здравоохранения Южной Кореи, Китая, Японии и АСЕАН провели первое совместное заседание вслед за вспышкой синдрома острой дыхательной недостаточности в 2003 г. Сотрудничество между странами продолжилось в ответ на распространение вируса гриппа Н1Ж в 2009 г. Также в рамках деятельности Медицинской рабочей группы АТЭС Южная Корея проводит в регионе работу по борьбе с вирусом гриппа, вирусом иммунодефицита человека и СПИДа. В Южной Корее расположен Международный институт вакцинации - поддерживаемый ООН центр для проведения исследований, подготовки специалистов и оказания технической

* Перевод подготовлен м.н.с. Центра международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ А.С. Лопатиной под редакцией д.полит.н., директора ИМОМС НИУ ВШЭ М.В. Ларионовой и к.соц.н., директора Центра международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ О.В. Перфильевой на основании Лицензионного договора между Центром стратегических и международных исследований и НИУ ВШЭ от 15 февраля 2011 г.

помощи странам, нуждающимся в проведении вакцинации. Этот институт, организованный по инициативе Программы развития ООН в 1969 г., занимается поиском инновационных решений проблем глобального здравоохранения. Совместный центр политики Кореи и ОЭСР создает базы данных и разрабатывает программы сотрудничества с Азиатским банком развития, Международной организацией труда, Всемирным банком и Международной организацией здравоохранения. Такое взаимодействие способствует обмену опытом по реализации программ в сфере здравоохранения и социальной защиты в азиатском регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южная Корея - первая страна, перешедшая из категории получателей помощи стран ОЭСР в категорию доноров. В 2009 г. Южная Корея утроила свой взнос в Фонд помощи развитию, который на данный момент составляет 0,09% валового национального продукта страны, с прогнозом увеличения до 0,25% к 2015 г. [9]

Корейское агентство международного сотрудничества в тесном взаимодействии с Министерством иностранных дел и торговли отвечает за распределение выделяемой гуманитарной помощи. Агентство, созданное в 1991 г., в последние годы сотрудничало с негосударственными организациями Кореи в работе по ликвидации последствий стихийных бедствий в Индонезии и Гаити. Большая часть помощи была направлена на оказание поддержки отдельным проектам, в частности на развитие финансового и человеческого потенциала в различных странах с различными потребностями и стратегическими интересами: Вьетнам, Камбоджа, Ирак, Иордания, Перу, Боливия, Танзания, Кения [7]. Угроза здоровью населения Южной Кореи и вероятность дополнительных расходов национальной системы здравоохранения значительно увеличились с развитием ситуации нестабильности и голода в Северной Корее.

Проведение Южной Кореей саммита «Группы двадцати» означает, что «Глобальная Корея» готова взять на себя роль международного посредника и лидера [3]. Кроме того, в 2011 г. Южная Корея проведет четвертый Форум высокого уровня по повышению эффективности внешней помощи, в рамках которого государственные лидеры и представители гражданского общества из развитых и развивающихся стран смогут оценить меры по повышению эффективности внешней помощи. Возможно, что Южная Корея, основываясь на собственном опыте развития, будет оказывать внешнюю помощь только определенным

и только соответствующим ее интересам проектам. В частности, Южная Корея, возможно, будет заинтересована в участии в глобальных проектах, охватывающих страны с высоким, средним и низким уровнем доходов, с целью создания условий для безопасного и устойчивого экономического развития.

Саммит «Группы двадцати» в Сеуле

В ходе подготовки к саммиту «двадцатки» в Сеуле Южная Корея сделала акцент на вопросах социально-экономического развития. Само по себе это уже немалое достижение, хотя очень низка вероятность того, что при этом будет уделено особое внимание вопросу здравоохранения. Проявление синдрома усталости доноров вслед за недавно прошедшим саммитом Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ООН и очередным предоставлением финансовых средств Глобальному фонду борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией означает, что Южная Корея будет осторожна в выделении дополнительных объемов помощи. Даже рабочая группа «двадцатки» по развитию не проводит никаких обсуждений по вопросам здравоохранения. Участники группы сфокусированы на так называемых основных планах экономического развития [2]:

- инфраструктура;

- частные инвестиции и создание рабочих мест;

- развитие человеческих ресурсов;

- торговля;

- расширение доступа к финансовым услугам;

- устойчивый рост;

- продовольственная безопасность;

- управление;

- обмен знаниями на уровне «Группы двадцати».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее эти планы дают возможность улучшения системы глобального здравоохранения. При выполнении планов будут затронуты некоторые ключевые сферы, определяющие развитие системы здравоохранения: обеспечение продовольствием, снабжение чистой питьевой водой, санитария и система образования. Для достижения положительных результатов в области глобального здравоохранения необходимо сохранение фокуса на реализации принципов справедливости и «баланса» в международной системе. Социальная защита - тема непрерывного обсуждения в рамках саммитов

«Группы двадцати». Высокие затраты системы здравоохранения на медицинское обслуживание и отсутствие на рабочем месте заболевших людей негативно сказываются на экономическом росте. В частности, на саммите «Группы двадцати» в Торонто было сделано заявление в поддержку использования системы здравоохранения как одного из способов социальной защиты населения в странах «двадцатки». Возможно, именно в ходе саммита Южная Корея сможет повысить статус обсуждения вопросов здравоохранения, учитывая успех, достигнутый страной в реализации Программы устойчивого обеспечения средств существования и Акта по обеспечению жизненного минимума. Надо отметить, что существует определенная оценка достижений Южной Кореи, которая не придает достаточного значения мерам социальной защиты, которые были реализованы одновременно с инвестированием в систему образования и созданием рабочих мест в частном секторе. Учитывая высокую вероятность напряженного обсуждения вопроса нестабильности курса валют, едва ли Южная Корея сможет уделить достаточно внимания теме здравоохранения в рамках саммита в Сеуле.

После саммита

Проведение саммита «Группы двадцати» может повлиять на позицию Южной Кореи по ряду вопросов. Существуют опасения, что «Группа двадцати» ставит перед собой цель обсуждения слишком широкого круга вопросов на предстоящем саммите. Это может означать, что Южная Корея сконцентрируется на переговорах, касающихся глобальных экономических дисбалансов, которые входят в компетенцию министров финансов, и постарается избежать обсуждения тем сферы здравоохранения.

Но, возможно, сеульский саммит заложит основу новой схемы сотрудничества. Южная Корея может занять более уверенную позицию в группе стран, которые предлагают альтернативную форму соглашения по развитию, в которой больше внимания будет уделено взаимодействию стран в области экономики, экологии, здравоохранения. Так, региональное лидерство и широкий спектр экономических программ, осуществляемых форумом АТЭС, делают его уникальной платформой для решения различных проблем здравоохранения. Южная Корея, таким образом, возможно, будет идеальным кандидатом для работы в смежных областях, требующих фокуса на здравоохранении.

В прошлом году группа по вопросам здравоохранения в рамках АСЕАН+3 занялась разработкой проблемы двойного бремени инфекционных и хронических заболеваний. Южная Корея, заинтересованная в проведении реформ в системе здравоохранения, в особенности по вопросам финансирования сферы, использования человеческих ресурсов и технологий [8], может играть важную роль в работе этой группы [1]. Также Южная Корея подписала Ниигат-скую декларацию по продовольственной безопасности АТЭС, признав тем самым, что этот вопрос имеет большое значение для обеспечения безопасности и развития. Продовольственная безопасность может стать одним из приоритетных вопросов на предстоящем саммите «Группы двадцати», в особенности в отношении производных продуктов, запретов на экспорт и сельскохозяйственной инфраструктуры [4]. Южная Корея объявила на саммите Целей развития тысячелетия, прошедшем в сентябре, о выделении 100 млн долл. США для решения проблем продовольственной безопасности.

Тесное сотрудничество Южной Кореи с Францией, которая будет принимать саммит «Группы двадцати» осенью 2011 г., означает, что вопросы здравоохранения приобретают особое значение для Южной Кореи. В частности, распространение неинфекционных заболеваний несомненно вызовет резонанс как внутри страны, так и на международной арене, что, в свою очередь, будет стимулировать частный сектор к участию в программах социально-экономического развития и поиска инновационных методов финансирования проекта ЦРТ. Инициативы по взиманию налога с финансовых операций и с производителей табачной продукции могут быть поддержаны Южной Корей совместно с другими участниками «Группы двадцати», такими как Франция, Бразилия и Япония. Формализация «Группы двадцати», так же как и поддержка Южной Кореей бизнес-саммита, создаст основу для дальнейшего развития этих проектов в среднесрочной перспективе [11].

На саммите в Сеуле южнокорейские дипломаты, обладающие опытом организации посредничества не только между странами «Группы двадцати», но также ведущие работу со странами - партнерами организации, могут уделить больше внимания вопросам здравоохранения. Так, участие в саммите Малави, председателя Африканского союза, Эфиопии и председателя Нового партнерства в интересах развития Африки предоставляет возможность проведения диалога с двумя странами, поставившими сферу здравоохранения во главу

своих программ социально-экономического развития. Однако последнее слово остается за организатором саммита Саконг Илом: «Ни одна страна не достигла долгосрочного снижения уровня бедности без устойчивого экономического развития» [10].

Литература

1. First APEC Meeting on Food Security. Niigata, Japan. 14 October 2010. URL: http://www.apec.org/apec/ ministerial_statements/sectoral_ministerial/food_ security/2010_fs.htm (date of access: 20.10.2011).

2. G20 High-Level Development Conference. URL: http://www.g20development.org/eng/program.html (date of access: 20.10.2011).

3. G20: Seoul Summit. 2010. URL: http://seousum-mit.kr/blogView.g20?boardDTO.board_category= BD11&boardDTO.board (date of access: 20.10.2011).

4. G20 Summit to Tackle Global Food Price Issue. 14 October 2010. URL: http://joongangdaily.joins. com/article/view.asp?aid=2927148 (date of access: 20.10.2011).

5. G20 to Tackle World's Financial Challenges // Korea Herald. 11 October 2010. URL: http://www.koreherald.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

com/business/Detail.jsp?newsMLld (date of access: 20.10.2011).

6. Health: Improving Health is Vital for Long-Term Growth // OECD. URL: http://www.oecd.org/docu-ment (date of access: 20.10.2011).

7. Health // Korea International Cooperation Agency. URL: http://www.koica.go.kr/english/aid/health/index/ html (date of access: 20.10.2011).

8. Joint Statement of the ASEAN+3 Health Ministers Meeting. Singapore. 23 July 2010. URL: http:// www.aseansec.org/24936.htm (date of access: 20.10.2011).

9. Ramos F.V. South Korea: From War to Modernization to OECD to G20 Host in 60 Years // Manila Bulletin. 28 August 2010. URL: http://www.mb.com.ph/ articles/274621/south-lorea-from-war-moderniation-oecd-g20-host-60years (date of access: 20.10.2011).

10. SaKong Il, Chairman of the Presidential Committee of South Korea. URL: http://seoulsummit.kr/blog/blogView. g20?boardDTÜ.board_category=BD11&boardDTÜ. board_seq (date of access: 20.10.2011).

11. South Korea Puts Development on Agenda for G20 Summit // Guardian. 4 October 2010. URL: http://www. guardian.co.uk/global-development/2010/oct/04/ south-korea-development-g20-summit (date of access: 20.10.2011).