Научная статья на тему 'Соколиная охота у башкир по публикации Г. Вильданова »دلام ئه هیيفارگانتيئ ترؤقشاب« («Материалы по этнографии башкир»)'

Соколиная охота у башкир по публикации Г. Вильданова »دلام ئه هیيفارگانتيئ ترؤقشاب« («Материалы по этнографии башкир») Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
249
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арабографичные документы / соколиная охота / ловчие птицы / башкиры / documents in Arabic script / falconry / hunting birds / Bashkirs

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Салихов Ахат Губаевич

В прошлом охота с ловчими птицами была распространена у многих народов мира, в т.ч. у тюркских. Известно, что соколиной охотой увлекались тюркские правители, европейские монархи, русские князья и цари.В статье рассматривается арабографичный документ о приручении и охоте с помощью ловчих птиц, опубликованный в 1928 г. известным башкирским ученым Габдельахатом Вильдановым. Анализ проводится в сравнении с данными монографии «Соколиная охота у башкир» (2013), написанной крупным специалистом в этой области Мирзой Муллагуловым. Многие сведения совпадают с данными русских ученых и краеведов XVIIIXIX веков, а также монографического исследования М.Г. Муллагулова. Материалы, изданные Г. Вильдановым, были записаны у северо-восточных башкир, а сведения об охоте были получены у информантов представителей куваканского рода. Примечательно, что в записи Г. Вильданова описывается способ поимки птенца ястреба в тот момент, когда ястреб сам опускал их на землю, чтобы научить их летать. Этот способ поимки птенца отличается от других зафиксированных фактов, в которых охотники спускались с вершины скалы или горы с помощью аркана. Таким образом, в статье в научный оборот вводится новый исторический документ, содержащий сведения об особенностях приручения, обучения и использования башкирами хищных птиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

falconry among the Bashkirs after The Bashkir Ethnographic Data by G. Vildanov

In the past, hunting with predatory birds was common among many peoples of the world. It is known that Turkic and European monarchs, Russian princes and kings were fond of falconry. The article deals with a document about domestication and hunting with the aid of birds published in the Arabic script in 1928 by the famous Bashkir scholar Gabdelakhat Vildanov. The analysis is given in comparison with the data of the monograph Falcomy among the Bashkirs (2013) written by Mirza Mullagulov, a prominent expert in this field. Many findings of this description coincide with the information of Russian scholars and local historians of the XVIIIXIX centuries, as well as with the materials of the monographic study by M.G. Mullagulov. Ethnographic data published by G. Vildanov were recorded among the North-Eastern Bashkirs, and information about hunting was obtained from informants who were the representatives of the Kuwakan clan. It is noteworthy that G. Vildanov describes a way to catch the baby bird of a hawk at the moment when the hawk itself brought them down to earth for training to flight. This method of catching the baby bird differs from other facts recorded in which hunters would descend from the top of a rock or a mountain with the help of a lasso. Thus, in the article a new material containing data on the taming, training and use of predatory birds by Bashkirs is introduced into the scientific circulation.

Текст научной работы на тему «Соколиная охота у башкир по публикации Г. Вильданова »دلام ئه هیيفارگانتيئ ترؤقشاب« («Материалы по этнографии башкир»)»

ОБЗОРЫ. ДОКУМЕНТЫ.СООБЩЕНИЯ

^ ^ ^ Л Л?. ^ ¿Т^ ¿у. ¿Т^ ^ ¿*% ¿Т^

Б01 10.24411/2223-0564-2019-10313

АЛ Салихов УДК 9)30.2

СОКОЛИНАЯ ОХОТА У БАШКИР ПО ПУБЛИКАЦИИ Г. ВИЛЬДАНОВА « ^ЫЬ^Ъ 4^1 ^Иш («МАТЕРИАЛЫ ПО ЭТНОГРАФИИ БАШКИР»)

Аннотация

В прошлом охота с ловчими птицами была распространена у многих народов мира, в т.ч. у тюркских. Известно, что соколиной! охотой увлекались тюркские правители, европейские монархи, русские князья и

В статье рассматривается арабографичный документ о приручении и охоте с помощью ловчих птиц, опубликованный в 1928 г. известным башкирским ученым Габдельахатом Вильдановым. Анализ проводится в сравнении с данными монографии «Соколиная охота у башкир» (21013), написанной крупным специалистом в этой области Мирзой Мулл агул овым. Многие сведения совпадают с данными русских ученых и краеведов XVIII-XIX; веков, а также монографического исследования М.Г. Муллагулова. Материалы, изданные Г. Вильдановым, были записаны у северо-восточных башкир, а сведения об охоте были получены у информантов - представителей куваканского рода. Примечательно, что в записи Г. Вильданова описывается способ поимки птенца ястреба в тот момент, когда ястреб сам опускал их на землю, чтобы научить их летать.Этот способ поимки птенца отличается от других зафиксированных фактов, в которых охотники спускались с вершины скалы или горы с помощью аркана. Таким образом!, в статье в научный оборот вводится новый исторический документ, содержащий сведения об особенностях приручения, обучения и использования башкирами хищных птиц.

Ключевые слова: арабографичные документы, соколиная охота, ловчие птицы, башкиры

Akhat G. Salikhov

FALCONRY AMONG THE BASHKIRS AFTER

THE BASHKIR ETHNOGRAPHIC DATA BY G. VILDANOV

Abstract

In the past, hunting with predatory lbirds was common among many peoples of the world. It is known that Turkic and European monarchs, Russian princes and kings were fond of falconry.

The article deals with a document about domestication and hunting with the aid of birds published in the Arabic script in 1928 by the famous Bashkir scholar Gabdelakhat Vildanov. The analysis is given in comparison with the data of the monograph Falconry among the Bashkirs (2013) written by Mirza Mullagulov, a prominent expert in this field. Many findings of this description coincide with the information of Russian scholars and local historians of the XVIII-XIX centuries, as well as with the; materials of the monographic study by M.G. Mullagulov. Ethnographic data published by G. Vildanov were recorded among the North-Eastern Bashkirs, and information about hunting was obtained from

Салихов Ахат Губаевич, кандидат исторических наук, заведующий отделом восточных рукописей Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского (федерального исследовательского центра, РАН (Уфа), e-mail: ahatsalihov@mail.ru

Akhat G. Salikhov, Ph.D. in History, Head of the Department of Oriental Manuscripts, Order of Badge of Honour Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, the Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: ahatsalihov@mail.ru

© Салихов А.Г.,2019

informants who were the representatives of the Kuwakan clan. It is noteworthy that G. Vildanov describes a way to catch the baby bird of a hawk at the moment when the hawk itself brought them down to earth for training to flight. This method of catching the baby bird differs from other facts recorded in which hunters would descend from the top of a rock or a mountain with the help of a lasso. Thus, in the article a new material containing data on the taming, training and use of predatory birds by Bashkirs is introduced into the scientific circulation.

Key words: documents in Arabic script, falconry, hunting birds, Bashkirs

В прошлом охота с ловчими птицами была распространена у многих народов мира. Известно, что соколиной охотой увлекались тюркские и европейские правители, русские князья и цари [3, с. 3-4, 18, 23, 32, 36-38]. Среди тюркских народов также издавна была популярна охота с ловчими птицами, что зафиксировано в орхонских и енисейских памятниках [3, с. 25]. В известном словаре тюркских наречий Махмуда Кашгари сохранились примеры, свидетельствующие об использовании обученных птиц для охоты [6, II, с. 273, 343, 348.].

Охота с помощью ловчих птиц у башкир как один из видов традиционной охоты издавна привлекала внимание исследователей. О соколиной охоте сохранились сведения в башкирских шежере, трудах участников академических экспедиций XVIII столетия, работах ученых-краеведов Х1Х-ХХ вв. Представляет большой интерес данные об участии башкир со своими ловчими птицами во время охоты в честь коронации царя Александра II в 1856 г., зафиксированные в «Рапорте командующего Башкирским войском Оренбургскому и Самарскому губернатору о царской охоте с ловчими птицами» от 12 октября 1856 г. ив «Формулярном списке о службе зауряд-чиновников 6-го башкирского кантона за 1859 г.» [3, с. 23]. В середине ХХ в. данный вопрос был освещен в монографии крупного исследователя этнографии башкирского народа С.И. Руденко [5, с. 79-80]. Соколиная охота обстоятельно рассмотрена в работе известного башкирского ученого М.Г. Муллагулова, в которой дана подробная историография исследуемой проблемы. По данным автора, охота с помощью хищных птиц в Урало-Поволжье была известна еще во времена Золотой Орды. Наряду с письменными источниками, М.Г. Муллагулов широко использовал авторские полевые записи, собранные в 90-х гг. прошлого столетия. Таким образом, его труд охватывает все стороны соколиной охоты у башкир [3].

В статье анализируется не рассмотренный в монографии М.Г. Муллагулова материал по охоте

с хищными птицами, опубликованный Габдель-ахатом Фазлыевичем Вильдановым в 1928 г. в сборнике научных трудов Общества по изучению Башкирии «Баштсорт аймагы» («Башкирский край») (рис. 1). Габдельхат Вильданов является известным ученым, изучавшим в 20-30-е гг. ХХ в. историю, фольклор и этнографию башкирского народа [1, с. 205-206.]. Его работа « ¿^Ыи^^иа с^з^Ь » («Баш-

тсорт этнографияИы материалдары» - «Материалы по этнографии башкир») состоит из семи параграфов: 1) «Ьенэр-сэнэгэт» («Промысел»), 2) «Ау аулау тураЬында» («Об охоте»), 3) «Тормош йолалары» («Обычаи»), 4) «Аш-Иыу тураИында» («О пище»), 5) «Кейем-Иалым» («Одежда»), 6) «Бала тэрбиэИе тирэИендэ» («О воспитании детей»), 7) «Ат епсендэре тураИында» («О конской сбруе»), в которых приводится полевой материал по перечисленным вопросам.

Рис. 1. Журнал «Башкирский край». 1928. № 6

Интересные сведения по приручению ловчих птиц, собранные Г. Вильдановым, были опубли-

СОКОЛИНАЯ ОХОТА У БАШКИР ПО ПУБЛИКАЦИИ Г. ВИЛЬДАНОВА « ^Ыи^г» уь ^ИЫ с^^ » 83

кованы на башкирском языке на основе арабской графики, возможно, поэтому они остались недоступны для широкого круга ученых (рис. 2).

ЧО^ о '■* ?о1"*" 3 *~ „Л^^д 1_Уь ^ Ь^

О^»д-Ь ум .^ЬуЗ^^^л ^' ^ у

■ С-.1 .«^.".-д'1^' ^ ^ у

Рис. 2. Отрывок из статьи Г. Вильданова «Материалы по этнографии башкир», где говорится об обучении ястреба.

Из сборника «Башкирский край». 1928. № 6

Транслитерация текста:

Ау аулау тураЬында. Карсыга ейрэтеY1 Карсыга бейек тсарагайга, тсарагастса, тса-йынга, кеше менэ алмадлытс таш тсыуышына оя-лай. Питраузан бер йэки ике кен элек балаЬаныц остсан вакыты була. Карсыга балаЬын тсулга тешерергэ телэYсе баштсорттар тсарсыга ояЬын эзлэп табалар за, бала осора торган кенде, тац мэлендэ, ысытс тешкэн ватсытта, барып тсарап торалар. Шул ватсытта тсарсыга, балаларын ергэ тешереп, алы£ китмэй, уларзы тсарап, ^зэтеп йерей. Карсыганыц балаИы есэY йэки дYртэY була. ДYртэYЗЭн артытс булмай. Шулай утс тсарсыга балаларыныц Yткер, остсон [шэп осоусы] булырзайзары тсалтсыш, текэ ултыра. ЙYнhеззэре лапатс ултыра. Карсыга сейеYсе (типтереYсе) Ьунарсылар шул ватсыттарза кинэтлек менэн тойзормай [Ьиззермэй генэ] барып тота торган бала тсарсыганы тсыуып алып китэлэр. Карсыга балаИы ысытс Ьыуына еYешлэнеп оса алмаганга,

бадтырып тоторга мемкин була. Имгэтмэй генэ тсарсыга балаИын ейгэ алып тсайттсас, аягына йомшатс тсына тсайыш тегэлэр. Кайыштыц баш-тары тишек була. Эйгэ тYмэр килтереп, бала тсарсыганы шуга тсундырып [ултыртып] тсуялар. Ьунарсы баштсорт шул бала тсарсыганы ^зенэ кYЗ текэп тсарамай, кендэ ике-ес сэгэт артсаЬынан Ьыйпап ултыра. Ьэм шуныц менэн уны YЗенэ эйэлэштерэ, ылытстыра. Кененэ ес таптсыр ит ашата. Бала тсарсыга ситсылдап китЬэ, сыстсан тотоп ашаталар йэки бYре ите ашаталар. Шунан атсрынлап типтереYгэ ейрэтэлэр. Башта тсулга ит тсуйып, итте кYрhэтеп "тфффY" тип сатсыралар. Шул ыцгайы тсарсыга "шап" итеп килеп итте сутсый. Башта ятсыныратстан, Ьуцынан алыдтан тсуйып ейрэтэлэр. 0йрэтеY тамам килеш еткэнгэ [тамамланганса] тиклем бара.

Шунан Ьуц тсарсыганы мал, кеше-фэлэн булмаган ергэ тсырга алып сыгып, башта иткэ сатсырып, унан берэй тсош тотоп, уныц тсанат осон тсыйып, тсарсыганы алы^тса ебэреп, "тфффY" тип сатсыралар за, килеп етер алдынан элеге тсошто осороп ебэрэлэр. Кошто ебэргэн ыцгайга, тсарсыга тсошто тотоп ала. Шулай ейрэтеп еткэс [беткэс], башта Ьайыратс кYлдэрзэ ейрэк алды-ра, ейрэк типтерэ башлайзар. Карсыга менэн кененэ 10-12 ейрэк типтереп алалар. Карсыга ^лдэн тсалтсып осоп сытстсан ейрэктец береЬен тсалдырмай тсыйып тешерэ.

Ыласын, этэлге, тойгон, шоцтсарзы ла шулай тсарсыга Ьыматс ейрэтэлэр. Лэкин ыласынды ейрэтеY тсыйыныратс. Ыласынды, бик озатс тамам ейрэткэс кенэ, ейзэн сыгарып осоралар. Шул осорган ыцгайы кYлэYеккэ тсарап оса ла, остсан бер ейрэкте тсыйып тешереп тора. Остсан ейрэк, ыласындан тсуртсып, кире кYлЭYеккэ (бэлэкэс кYл) тешэ. Эйэ булган баштсорт [хужаИы], ат менэн саптырып барып кYлЭYеккэ етэ Ьалып, ейрэктэрзе Ьугып ала. Беркетте лэ ейрэтэлэр. Уныц менэн бYре, телке алдыралар. Беркеттец балаЬын ояЬынан бер кеше лэ ала алмай [2, с. 98-99].

Перевод2:

Об охоте. Обучение ястреба3

Ястребы селятся и строят свои гнезда на высоких соснах, лиственницах, березах, а также в недоступных для человека углублениях в горах. Его птенец начинает летать за несколько дней

1 Халытс Ьейлэуенсэ, тсыуатсан ырыуынан алынды (Г. Вилданов ЬылтанмаЬы).

2 Перевод автора.

3 Подготовлено по сообщениям представителей куваканского рода (прим. Г. Вильданова).

до Петрова дня4. Башкиры, желающие добыть птенца ястреба, находят его гнездо и, придя на заре, когда выпадает роса, наблюдают за его первым полетом. В это время ястреб спускает птенцов на землю и, не отлетая далеко, наблюдает за ними. У ястребов бывает три или четыре птенца, более четырех не бывает. Птенцы, которые могут быть смелыми и хорошо летать, сидят прямо, а слабые сидят, прижавшись к земле. В это время неожиданно и незаметно появляются охотники и начинают гоняться за примеченным ястребенком. Намокший от росы птенец не может взлететь, и его можно поймать. Не повреждая птенца, его приносят домой и пришивают к лапкам ремень из мягкой кожи. На концах этого ремня бывают дырочки. Потом в дом приносят чурбан, на который сажают ястребенка. Каждый день в течение 2-3 часов башкир-охотник гладит птенца, но при этом не смотрит ему в глаза. Таким образом он располагает птенца к себе. Три раза в день кормит его мясом. Если птенец пищит, то его кормят мышью или мясом волка. Потом постепенно начинают приучать к охоте. Сначала кладут на руку мясо и, показывая на нее, подзывают птенца возгласом "тфффу". В этот момент ястреб садится на руку и начинает клевать мясо. Начинают обучать с близкого расстояния, потом с дальнего. Так продолжается до полного его обучения.

После этого ястреба выпускают на поле, где нет скота, людей, сперва подзывают на мясо, потом ловят какую-нибудь птицу, обрезают концы ее крыльев и с дальнего расстояния зовут ястреба возгласом "тфффу". Как только ястреб подлетает, выпускают эту птицу, и тот ловит ее. После завершения этого обучения начинают выпускать на уток, сначала на мелких озерах. При помощи ястреба добывают по 10-12 уток в день. Ястреб сбивает всех уток, вылетающих из озера.

Сокола, луня, белого кречета, самца кречета приручают так же, как и кречета. Однако обучить сокола труднее. Его выпускают лишь после долгого и полного приручения. Как только его выпускают, он летит в направлении небольшого озера и сбивает любую вылетающую оттуда птицу. Утка, пугаясь сокола, садится обратно

на озеро. Башкир, хозяин ловчей птицы, скачет верхом на лошади к озеру и добивает утку. Орла тоже приручают. С ним охотятся на волков и лисиц. В одиночку человек не может забрать птенца из гнезда орла.

Этнографические материалы, изданные Г. Вильдановым, были записаны у северовосточных башкир, а сведения об охоте были получены у информантов, являющихся представителями куваканского рода. Анализ приведенного источника показывает, что здесь дается описание приручения башкирами хищных птиц. Как показывает материал, башкирские охотники хорошо знали повадки пернатых. Смекалка позволяла им без особого труда поймать выросших, готовых к полету птенцов на земле, которые не могли взлететь из-за увлажнения крыльев утренней росой. Этот способ поимки птенца отличается от других зафиксированных фактов, согласно которым охотники спускались с вершины скалы или горы с помощью аркана [5, с. 79; 3, с. 73-74; 4, с. 86-87]. По данным М.Г. Муллагулова, многие информанты не могли объяснить, каким образом башкиры вынимали из гнезда птенцов хищных птиц. Он приводит письменные документы и информацию опрошенных лиц о способе добычи птенцов охотниками, спускавшимися с помощью аркана к гнездам, расположенным в недоступных частях гор или скал [5, с. 79; 3, с. 73; 4, с. 86-87]. Это показывает ценность опубликованных материалов Г. Вильданова, содержащих новые сведения по соколиной охоте у башкир.

После поимки птенца охотник приручал его, позже постепенно учил бить птиц. К сожалению, в документе дано мало сведений о подготовке хищных птиц к охоте на волков и лиц.

По данным С.И. Руденко, башкиры для управления соколом использовали призывной звук «ку-уух» [5, с. 79]. М.Г. Муллагулов пишет, что в древнетюркских орхонских и енисейских надписях имеются сведения о ловчих птицах. В них неоднократно встречается междометие «1а^ 1аЪ>, которым подзывали сокола [3, с. 25]. Согласно материалам Г. Вильданова, для этого использовался звук «тфффу», который отдаленно напоминает его древнетюркский аналог [2, с. 98-99].

4 Петров день - день святых апостолов Петра и Павла по церковному календарю. С ним связаны многие русские народные поверья. Интересно, что в ряде арабографичных рукописей и башкирском устном народном творчестве встречается название этого дня (Питрау, Питрау кене) (прим. А.Г. Салихова).

СОКОЛИНАЯ ОХОТА У БАШКИР ПО ПУБЛИКАЦИИ Г. ВИЛЬДАНОВА « ^jUUij^U уь <лА\ Jtix cjjj^ » 85

Ценность опубликованного источника состоит в том, что в нем содержится одно из первых достаточно подробных описаний поимки и приручения ловчих птиц, опубликованное на башкирском языке на основе арабской графики башкирским ученым. Этот источник, как и многие другие статьи и материалы, собранные и изданные репрессированными учеными, был подвергнут забвению. Как известно, Г. Вильданов был репрессирован в 1936 г., а реабилитирован лишь в 1989 г. [1, с. 206]. Активное систематическое собирание этнографических и фольклорных источников, изучение архивных документов и научно-исследовательская деятельность Г. Виль-данова и других его современников проходила в период становления подлинно научного изучения истории Башкортостана и башкирского народа. С другой стороны, рассматриваемое описание выпало из поля зрения ученых потому, что оно было сделано на арабской графике, вышедшей из употребления еще в первой половине двадцатого столетия.

Публикация текста рассматриваемого документа на современном башкирском и русском языках сделает его доступным для широкого круга исследователей. В целом еще в начале 20-х гг. ХХ в. были опубликованы ценные сведения об охоте с птицами у башкир, многие описания которых совпадают с данными русских ученых и краеведов XVIII-XIX вв., а также с материалами монографического исследования М.Г. Муллагулова. Одновременно в нем содержатся совершенно новые данные об особенностях приручения, обучения и использования башкирами хищных птиц. Описанный способ ловли позволял охотнику выбрать наиболее здоровых и крепких птенцов, не причиняя им вреда при поимке.

Таким образом, материалы статьи позволяют расширить источниковую базу изучения охоты с помощью ловчих птиц у башкир. Как было указано выше, вместе с описанием соколиной охоты одновременно были опубликованы и другие ценные сведения по истории и этнографии башкир. В будущем их также необходимо издать с научными комментариями и примечаниями на современном башкирском и русском языках. Предварительный анализ показывает, что они представляют большой интерес для науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмерова Ф.Д. Вильданов Габдельахат Фаз-лыевич // Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. С. 205-206.

2. Вилданов F. Башкорт этнографияЬы матери-алдары // Башторт аймагы. 1928. № 6. 96-109-сы бб. (Вильданов Г. Материалы по этнографии башкир // Башкирский край. 1928. № 6. С. 96-109).

3. Муллагулов М.Г. Соколиная охота у башкир. Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2013. 158 с.

4. Муллагулов М.Г. Отлов и дрессировка охотничьих беркутов у башкир // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30. История. Вып. 42. С. 86-87.

5. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографи-ческие очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.

6. Ka§garli Mahmut. Divanu Lugat-it-Turk / Qeviren Besim Atalay. Birle§tirilmi§ birinci baski (Cilt I-II-III). Ankara, 2013 (Кашгарлы Махмут. Словарь тюркских наречий / пер. Бесима Аталая. Первое объединенное издание (Т. 1-3). Анкара, 2013).

REFERENCES

1. Akhmerova, F.D. Vil'danov Gabdel'akhat Faz-lyyevich [G. Vildanov]. In: Bashkortostan. Kratkaya en-tsiklopediya [Bashkortostan. Brief Encyclopaedia.]. Ufa: "Bashkirskaya entsiklopediya" Publ., 1996. P. 205-206 (in Russ.).

2. Vildanov, G. Bashkort etnografiyahy materialdary [Bashkir Ethnographic Data]. Bashkort aymagy- Bashkir Land. 1928. No 6. P. 96-109 (in Bashkir).

3. Mullagulov, M.G. Sokolinaya okhota u bashkir [Falconry among the Bashkirs]. ufa: Institute for Ethnological Research, the RAS Ufa Science Centre, 2013. 158 p. (in Russ.).

4. Mullagulov, M.G. Otlov i dressirovka okhotnich'ikh berkutov u bashkir [The Catching and Training of Hunting War Eagles by Bashkirs]. Vestnik Chelyabinskogo go-sudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2010. No. 30. Istoriya [History]. Vol. 42. P. 86-90 (in Russ.).

5. Rudenko, S.I. Bashkiry: Istoriko-etnograficheskiye ocherki [The Bashkirs: Historical and Ethnographic Essays]. Ufa: Kitap, 2006. 376 p. (in Russ.).

6. Ka§garli Mahmut. Divanu Lugat-it-Turk. Qeviren Besim Atalay. Birle§tirilmi§ birinci baski (Cilt I-II-III). Ankara, 2013 (in Turkish).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.