Научная статья на тему 'Соисполнительство как объект права интеллектуальной собственности'

Соисполнительство как объект права интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СОИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / СОИСПОЛНЕНИЕ / СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО / INTELLECTUAL PROPERTY / SOISPOLNITELSTVO / EXECUTION / CO-CREATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева С.Я.

В работе автор рассматривает соисполнительство в качестве объекта интеллектуальной собственности в рамках гражданского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers soispolnitelstvo as an object of intellectual property in the framework of civil law.

Текст научной работы на тему «Соисполнительство как объект права интеллектуальной собственности»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Васильева С.Я.

СОИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, соисполнительство, соисполнение, совместное творчество.

Аннотация: в работе автор рассматривает соисполнительство в качестве объекта интеллектуальной собственности в рамках гражданского права.

Keywords: intellectual property, soispolnitelstvo, execution, co-creation.

Abstract: the author considers soispolnitelstvo as an object of intellectual property in the framework of civil law.

Согласно статье 1313 ГК РФ исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, -артист- исполнитель (актер, музыкант, танцор или другое лицо которое играет роль, читает , декларирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а так же режиссер-постановщик спектакля (лицо осуществлявшее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

Статья 1314 ГК РФ ввела новое понятие «совместное исполнение». Согласно этой статье «смежные права на совместное постановление принадлежат совместно принимавшими участие в его создании членом коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей), независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

В силу п.1 ст. 1258 ГК РФ «граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное

целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение».

Таким образом, определение «соисполнение» идентично определению понятия «соавторство».

В статьях ГК РФ отсутствуют классы артистов- исполнителей, которые существуют во многих западных странах, т.е. нет деления исполнителей по их творческой значимости.

Предложения о решении вопроса о круге артистов-исполнителей, исполнение которых должны охраняться законом в зависимости от классов разработаны в общих чертах на уровне актов, например, в Положении о ставках вознаграждения исполнителя за некоторые виды исполнения. (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 17.05.1996г. №614 «О ставках вознаграждения исполнителям исполнения).

В этом Положении появилось разделение на солистов и статистов. Деление исполнителей по их значимости необходимо, поскольку замена вспомогательного состава при исполнении произведения не влияет на восприятие произведения. Тогда как замена ведущих солистов, будь то исполнение музыкального произведения или балета значительно меняет восприятие зрителя. Зритель обычно идет на определенного солиста и в музыкальном произведении и в балете, поскольку он создает свой особенный неповторимый образ в соответствии с талантом и способностями.

ГК РФ не содержит норм, исключающих распоряжение правилами ведущих артистов- исполнителей, режиссеров-постановщиков и дирижеров.

ГК РФ предусматривает, что исполнители должны вносить творческий вклад. Хотя вкладка каждого члена коллектива исполнителей трудно или иногда невозможно точно определить, тем не менее он должен быть обязательно творческим.

В ст. 1314 ГК РФ названы четыре субъекта: исполнитель, член коллектива исполнителей, коллектив исполнителей и руководитель коллектива.

Понятие «исполнитель» дано в п. 1 ст. 1313 ГК РФ. Членом коллектива исполнителей по определению ст. 1314 может быть художник- декоратор, дизайнер по костюмам и т.п.

Четкое определение коллектива исполнителей в законодательстве отсутствует.

В мировой практике понятие коллектива исполнителей как субъекта права вводилось для исключения правоотношений соавторства между его членами, творческий вклад которых в

исполнение неопределим. В ГК РФ эта проблема решается с точностью наоборот, т.к. нет законных оснований считать их вклад нетворческим, т.е изначально предполагается соисполнительство всех участвующих творческим. Таким образом и ведущие артисты-исполнители, режиссеры- постановщики и дирижеры уравнены в правах с хористами, оркестрантами и артистами кордебалета.

Фактически ст. 1314 ГК РФ уровняла по принципам соавторства коллективные исполнения, порождающие и не порождающие правоотношения соисполнительства.

В европейском законодательстве правовой подход к определению коллектива исполнителей единообразен и под ним понимаются группы артистов- исполнителей (хор, кордебалет, оркестр), творческий вклад которых невозможно или трудно определить в общем результате коллективного исполнения, либо он не имеет существенного значения для исполнения.

Нет в законодательстве и четкого определение руководителя коллектива исполнителей.

Ст. 1314 ГК РФ определяет совместное исполнение по аналогии с соавторством, но при этом сохраняет императивный подход к единоличному распоряжению руководителем смежными правами членов коллектива.

Ст. 1314 ГК РФ не предусматривает получения руководителем согласия артистов- исполнителей на представительство их интересов.

В п. 2 ст. 1304 ГК РФ предусмотрено, что руководитель имеет право осуществлять смежные права (не только исключительные), принадлежащие членам коллектива. Но в отличие от Закона об авторском праве ГК РФ предоставляет им специфические правомочия, аналогичные соавторским, которыми руководитель коллектива не может распорядиться:

- право при наличии достаточных оснований запретить использование совместного исполнения, образующего неразрывное целое (п. 2);

- право использования по своему усмотрению независимого элемента совместного исполнения, если соглашением между членами коллектива не предусмотрено иное (п. 2). Предположительно это право может осуществить только солист, поскольку указанный элемент совместного исполнения может быть только независимым. Соглашение заключается между членами коллектива, а не с руководителем;

- право на распределение доходов от использования

совместного исполнения по правилам п. 3 ст. 1229 ГК РФ распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашениями между ними не предусмотрено иное. Руководитель не может изменить этот порядок путем заключения сделок с пользователями Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителем за некоторые виды использования исполнения (постановки) не устанавливает равные ставки для всех членов коллектива исполнителей, доход всех делится в равных долях между солистами и участниками ансамбля (под ансамблям подразумевается небольшой состав (до 16 исполнителей), в котором все исполнители равноправны, кроме рок- групп;

- каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав от имени коллектива исполнителей не установлена.

На практике в качестве руководителя выступает не то лицо, под управление которого исполняется концерт, директор театра, а лидер коллектива, или лицо организовавшее коллектив исполнителей, лицо выбранное членами коллектива, лицо, вступившее в отношения найма с антрепренером, антрепренер.

Кроме того, руководителями коллектива исполнителей может быть не только физическое, но и юридическое лицо, поскольку руководство берет на себя антрепренер. Характер правоотношений с ним нуждается в специальном правовом регулировании, поскольку он принимает финансовое и организационное участие в создании объекта интеллектуальной собственности. В зарубежном законодательстве определены субъект, объект и срок охраны прав антрепренера.

По законодательству Франции театральным антрепренером является лицо, которое в состоянии обеспечить непосредственное публичное сообщение произведения.

Согласно ст. 105 Закона Италии « Об интеллектуальной собственности» артисты- исполнители, коллективно участвующие в одном и том же представлении, должны назначить представителя, которому будет поручено давать разрешения на использование исполнений. Оно должно иметь письменную форму и вступает в силу при согласии большинства исполнителей. Эта обязанность не распространяется солистов, дирижеров и режиссеров.

В международном законодательстве существуют общие тенденции:

- под коллективом исполнителей подразумевается хор, аркестр,

танцевальный коллектив и т.п.;

- распоряжение смежными правами осуществляет представитель, назначенный членами коллектива;

- уполномочие представителя должно иметь письменную форму;

- представитель коллектива исполнителей в законодательстве большинства государств не может распоряжаться правами солистов, дирижеров и режиссеров- постановщиков.

Ни одна из этих тенденций в ст. 1304 ГК РФ не воспринята, из-за чего РФ не участвует в общем процессе унификации в области сниженных прав артистов- исполнителей.

Таким образом, ст. 1314 ГК РФ сформирована крайне неопределенно и требует дальнейшего совершенствования, чему может способствовать и судебная практика, которая в данный момент отсутствует.

Список литературы

1. Гудименко Г.В., Илларионов Н.В. Проблемы законодательного регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих в сфере осуществления венчурного инвестирования // Интеграл. 2010. № 5. С. 72.

2. Гудименко Г.В., Илларионов Н.В. Тенденции развития законодательства, регулирующего частноправовые отношения в сфере венчурного инвестирования в России и странах Западной Европы // Евразийский юридический журнал. 2010. № 10 (29). С. 19-25.

3. Ландаков В.Н. О владельческой защите: прошлое, действительное и будущее // Гражданское право. 2011. № 3. С. 2126.

Говоров И.В.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ С ДЛИТЕЛЬНО БЕЗРАБОТНЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: органы службы занятости, безработица, безработные граждане, занятость населения.

Аннотация: в данной научной работе автор приводит механизм работы службы занятости с безработными гражданами с целью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.