Научная статья на тему 'Соискание ренты и капитализм: инклюзия и справедливость в тени опыта разрешения социальных конфликтов'

Соискание ренты и капитализм: инклюзия и справедливость в тени опыта разрешения социальных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Область наук
Ключевые слова
капитализм / соискание ренты / инклюзия / справедливость / социальные конфликты / capitalism / awards / inclusion / justice / social conflicts

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Зимина Е. В., Хаустов Д. С.

В статье представлены результаты теоретического исследования понятий инклюзия и справедливость через призму решения конфликтов. Рассматривается устроение общества, которое стоит на столпах меритократии и технологических инноваций, отвергая соискание ренты. Даются пояснения о понятиях справедливости и несправедливости. Описывается, почему о капитализме говорят, как о противнике монополий и рентоориентированного поведения. Описывается маргинализация ренты как часть идеологической борьбы, направленной на оправдание капитализма как такового. Приводятся рассуждения о том, как добиться справедливости в мире капиталистических отношений – через построение инклюзивных институтов. Представлены цитаты, где в сжатом виде даны парадигмальные представления о Справедливости и Инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For rent and capitalism: inclusion and justice in the shadow of the social conflict resolution experience

The article presents the results of a theoretical study of the concepts of inclusion and justice through the prism of solving conflicts. The organization of society is considered, which stands on the pillars of meritocracy and technological innovation, rejecting the draft. Explanations are given about the concepts of justice and injustice. It describes why capitalism is spoken of as an opponent of monopolies and rent-oriented behavior. The marginalization of rent is described as part of an ideological struggle aimed at justifying capitalism as such. Arguments are given about how to achieve justice in the world of capitalist relations through the construction of inclusive institutions. Quotes are presented, where in a condensed form paradigm ideas about Justice and Inclusion are given.

Текст научной работы на тему «Соискание ренты и капитализм: инклюзия и справедливость в тени опыта разрешения социальных конфликтов»

Зимина Е.В.

Кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и психологии, Байкальский государственный университет.

Хаустов Д.С.

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психологии. Байкальский государственный университет.

Соискание ренты и капитализм: инклюзия и справедливость в тени опыта разрешения социальных конфликтов*

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования понятий инклюзия и справедливость через призму решения конфликтов. Рассматривается устроение общества, которое стоит на столпах меритократии и технологических инноваций, отвергая соискание ренты. Даются пояснения о понятиях справедливости и несправедливости. Описывается, почему о капитализме говорят, как о противнике монополий и рентоориентиро-ванного поведения. Описывается маргинализация ренты как часть идеологической борьбы, направленной на оправдание капитализма как такового. Приводятся рассуждения о том, как добиться справедливости в мире капиталистических отношений - через построение инклюзивных институтов. Представлены цитаты, где в сжатом виде даны парадигмальные представления о Справедливости и Инклюзии.

Ключевые слова: капитализм, соискание ренты, инклюзия, справедливость, социальные конфликты.

Zimina E.V.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Sociology and Psychology. Baikal State University.

Khaustov D.S.

PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology. Baikal State University.

For rent and capitalism: inclusion and justice in the shadow of the social conflict resolution experience

Abstract. The article presents the results of a theoretical study of the concepts of inclusion and justice through the prism of solving conflicts. The organization of society is considered, which

* © Зимина Е.В., Хаустов Д.С., 2023.

Соискание ренты и капитализм: инклюзия и справедливость в тени опыта разрешения социальных конфликтов

stands on the pillars of meritocracy and technological innovation, rejecting the draft. Explanations are given about the concepts of justice and injustice. It describes why capitalism is spoken of as an opponent of monopolies and rent-oriented behavior. The marginalization of rent is described as part of an ideological struggle aimed at justifying capitalism as such. Arguments are given about how to achieve justice in the world of capitalist relations - through the construction of inclusive institutions. Quotes are presented, where in a condensed form paradigm ideas about Justice and Inclusion are given.

Key words: capitalism, awards, inclusion, justice, social conflicts.

В своей последней работе известный антрополог Дэвид Гребер пишет о феномене «бредовой работы», то есть о форме занятости, настолько бессмысленной, ненужной или вредной, что ее существование не может оправдать даже сам работник [3, с. 35]. Пытаясь ответить на вопрос «Почему бредовой работы становится больше?» автор, анализируя опережающий рост бредовых рабочих мест в частном секторе [3, с. 212-219], рисует портрет типичного рыночника-либертарианца: «Тот, кто по-настоящему верит в магию рынка, всегда будет настаивать, что любая проблема, любая несправедливость, любой абсурд, который, как может показаться, создан рынком, на самом деле вызван вмешательством в него государства. Это должно быть правдой, потому что рынок - это свобода, а свобода - это всегда хорошо. <...> проблема с любым подобным аргументом в том, что создается замкнутый круг: этот аргумент невозможно опровергнуть. Поскольку все существующие в настоящее время рыночные системы в какой-то степени регулируются государством, достаточно легко утверждать, что любой позитивный результат (скажем, высокий общий уровень благосостояния) является результатом работы рынка, а любые негативные моменты (скажем, высокий общий уровень бедности) вызваны вмешательством государства в его работу.» [3, с. 230-231].

Другим объяснением несправедливости может выступать коррупция. Латвийский исследователь коррупции К. Седлениекс пишет о даме, обратившейся в местное отделение Transparency International. «Оказалось, что она не смогла найти, где в местном супермаркете нужно бросить лотерейный купон. обратившись с вопросом к работникам магазина, она получила невежливый ответ и пришла к заключению, что, вероятно, лотерея организована нечестно и без коррупции здесь не обошлось» [16, с. 196].

Далее автор вообще делает вывод о том, что широкое распространение бредовой работы - это симптом смерти капитализма. Идеальной отраслью для создания бредовых рабочих мест Д. Гребер считает финансы. Особенно это характерно для организаций, которые занимаются выплатами компенсаций по тем или иным искам: на таких работах стараются как можно дольше затянуть процесс окончательного расчета, например, специально неправильно обучая персонал и устраивая бюрократический хаос, например, через размещение офисов в неудобных для получателей выплат местах [3, с. 236-241]. Другой особенностью бредовой работы являются разного рода бессмысленные ритуалы: тренинги, корпоративные чаты, добровольно-принудительная благотворительность [3, с. 244-247]. По сути автор исследования говорит о

том, что бредовая работа - это симптом «менеджериального феодализма», когда бессмысленные рабочие места создаются только затем, чтобы потешить эго топ-менеджеров: «Менеджериализм стал предлогом для создания новой замаскированной формы феодализма, где богатство и положение в обществе имеют не экономическое, а политическое происхождение...» [3, с. 256]. Наконец, исследователь делается вывод, что нынешняя система не является капитализмом, - она все больше превращается в систему извлечения ренты, внутренняя логика которой принципиально отличается от капиталистической, поскольку экономические и политические стороны процесса стали практически неразделимы [3, с. 270].

но существовал ли такой капитализм в природе? Казалось бы, капитализм - это такое устроение общества, которое стоит на столпах меритократии и технологических инноваций, отвергая соискание ренты. Однако по этому поводу есть иное мнение. Л. Фишман, В. Мартьянов и Д. Давыдов в своей монографии пишут: «В основе ренты. ...лежит пользование неким даром природы или его социальным эквивалентом. Чтобы одни могли вести достойную жизнь, другие (как люди, так и природные явления) обращаются посредством ряда социальных практик в дары природы» [18, с. 33]. Система капитализма предполагает бесконечное совершенствование использования элементов материального мира и людей в дары природы. Широко внедряемые при капитализме машины - сразу бросающиеся в глаза «дары природы», поскольку разнообразные устройства и приспособления являются плодами природных талантов изобретателей, заставивших природу выполнять за человека работу таким способом, ко-

торый был ранее недоступен. «Другой стороной капиталистического ноу-хау по извлечению ренты является моральная и идеологическая обработка людей, которым. . прививается религия труда» [18, с. 33].

Меритократия также в определенной степени оказалась пропагандистским мифом: по крайней мере, такой вывод можно сделать из работы экономиста Грегори Кларка, в которой он изучает межпоколенческую социальную мобильность в межстрановом разрезе на основе анализа фамилий [8].

Авторами «Рентного общества» также дается неоднозначная оценка технологическим инновациям: в их трактовке капитализм представляет собой сумму социальных технологий открытия новых источников ренты, и прежде всего ренты как условия избыточного богатства для дальнейшего роста. Если в докапиталистические времена радикальные технические инновации нередко отвергались по соображениям морали, поскольку смена технологического уклада могла уничтожить благосостояние слишком многих, породить несправедливые цены и т.д., то теперь ситуация кардинально меняется [18, с. 38]. При этом влияние технологических изменений на центр и периферию глобальной экономики весьма различно. норвежский экономист Эрик Райнерт делит технологические инновации на «инновационные продукты» и «инновационные процессы». Например, компания Microsoft специализируется на производстве первых: для инновационных продуктов типичны эффект масштаба производства, высокие издержки для входа на рынок, высокая маржа и возможность платить конкурентные зарплаты сотрудникам. Инновационные продукты этой и ей подобных компаний попадают в гости-

ничный бизнес Венеции в качестве инновационных процессов бронирования услуг размещения через интернет - это увеличивает ценовую конкуренцию среди гостиниц Венеции, что снижает норму прибыли и зарплаты. Аналогичная ситуации в отрасли авиаперевозок [15, с. 220-221].

Почему же о капитализме говорят, как о противнике монополий и рентоориентированного поведения? Маргинализация ренты - это во многом часть идеологической борьбы, направленной на оправдание капитализма как такового. «Ее суть заключается в том, чтобы не называть кошку кошкой, а ренту рентой, ибо признание огромной роли ренты деморализует наемных работников и в значительной мере делегитимизирует господство капиталистов» [18, с. 42]. По выражению Фернана Броделя, капитализм - это «конкуренция без конкурентов» [2, с. 419-423]. И. Кувакин полагает, что «производство успешного результата» в нашу эпоху предполагает создание таких условий и особенно правил, при которых «успешность» не может не быть достигнута. «Ваша стратегия становится беспроигрышной, когда вы являетесь не одним из игроков на рынке, реагирующим на спрос, но тем, кто этот спрос создает» [11, с. 117, 118]. Колин Крауч остроумно назвал этот процесс «корпоративным поглощением рынка» [10, с. 84-114].

Эту странную связь постыдной ренты и капитализма, которая, как кажется, представляет собой скрытый нерв Модерна, анализирует Кирилл Кобрин на примере двух рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе - «Союз рыжих» и «Человек с рассеченной губой» [9, с. 71-82]. Не будем пересказывать содержание известнейших произведений, но отметим: и рыжий владелец

ломбарда, за хорошую плату переписывающий энциклопедию, и грабители банка, и журналист, подрабатывающий лженищим, - по своей сути соискатели ренты. Викторианский мир жестких сословных различий, благопристойности, ритуализованной рутины общественной жизни не просто сталкивается, а в обязательном порядке включает в себя опасный и экзотический мир быстрых, легких, больших и преступных денег. Эти деньги - грех, но грех волнующий, помещающий законопослушного подданного Британии в иные рамки. В этих новых рамках грешить, почему-то, можно [9, с. 81-82]. И не случайно, что «торговля на дальние расстояния играла в генезисе торгового капитализма главную роль, она долгое время была его костяком» [2, с. 409]. Одним из факторов развития капитализма, по Верне-ру Зомбарту, могли стать переселения европейцев в Новый Свет, поскольку такого рода миграции стимулируют формирование капиталистического духа через обнуление профессиональных навыков и социального капитала в целом. никакое комфортное существование невозможно на чужбине: там пустая земля. «Она как бы лишена души для пришельца. Окружающее не имеет для него никакого значения. Самое большее, он может использовать его как средство к цели - приобретательству» [4, с. 374]. Таким образом, капитализм - это соискание ренты, морально оправданное тем, что происходит в ином - отчасти «волшебном мире».

Как добиться справедливости в мире капиталистических отношений? Капитализм - это исторически конкретная форма господства и как любая гегемония обязательно связана с насилием. Как нам кажется, необходимо учитывать тезисы Бориса Капустина, проводящего анализ понятия «полити-

ческого насилия». Речь идет о следующих положениях [7, с. 43-45]:

Насилие - не один из внешних признаков политики, а необходимый ее элемент.

Граница между разумом и насилием есть, но она не столь непроницаемая, как ее видит рационалистическая традиция. скорее, речь идет о «переплетенности с иным» Гегеля.

«Чистое царство разума», то есть мир без насилия, невозможно. однако это не должно обесценивать потенции разуме в борьбе с неразумием в конкретных исторических обстоятельствах.

При всем сказанном выше политика и власть не сводятся к чистому насилию.

В борьбе «насилия господства» и «насилия сопротивления» (не)разум-ность противников определяется победой одной из сторон, а наука и философское созерцание ретроспективно легитимируют фактический результат.

один из путей преодоления описанных негативных явлений - построение инклюзивных институтов. Такие институты стимулируют участие больших групп населения в хозяйственной активности, что позволяет наилучшим образом использовать их таланты и навыки [1, с. 105]. На наш же взгляд, правомерно понятие «инклюзивные институты» трактовать в несколько другом контексте, где инклюзия - это парадигма совершенствования инновационных технологий в профилактике и разрешении конфликтного взаимодействия в социальной сфере.

Как известно, рождение парадигмы для современников всегда беспрецедентно, что привлекает на длительное время к ней сторонников из конкурирующих социальных групп. В то же время парадигмы несут в себе определенную открытость, чтобы новые по-

коления исследователей смогли в их рамках найти для себя широкий спектр нерешенных проблем любого рода [12, с. 31-32]. Регулярные смены парадигмы необходимы для устойчивого развития сложных адаптивных систем, реагирующих на изменения внешней и внутренней среды [14].

Например, интересный набор хозяйственных парадигм представлен в следующем фрагменте: «Если в центре пространства, которое предполагает экономика «военного коммунизма», или ее дериват, плановая экономика, находится распределяющий орган (ВСНХ, Госплан, на крайний случай, «ответственное лицо», вооруженное списком, кому, чего и сколько дать и где это взять), а в центре пространства капиталистической экономики «невидимая рука» рынка (метафора, очевидным образом предполагающая теократию, именно поэтому Адам Смит начинает свою аналитику «богатства народов» с вопросов морали), то в центре «промысловой» экономики находится первичная и универсальная социальная идентичность, тандем ребенка, который хочет есть, и матери, для которой накормить своего ребенка - неодолимая физиологическая потребность, а вовсе не экономическая проблема. <.. .> Понятно, что такая экономика вообще не предполагает ни производства, ни распределения, ни тем более товарно-денежных отношений, а только какую-то гарантированную и достаточно существенную натуральную или хотя бы денежную ренту, каковой, собственно, и является заработок супруга, алименты и всяческие социальные пособия» [5, с. 284-285]. В представленной цитате в сжатом виде даны парадигмаль-ные представления о Справедливости и Инклюзии. При этом инклюзия может касаться решения широкого перечня

проблем: одиночества пожилых [17], конституционного принципа социальной солидарности [13], политики реагирования на протестные движения [6] и т.д.

References

[1] Acemoglu D. Why some countries are rich and others are poor. The origin of power, prosperity and poverty: transl. from English / D. Acemoglu, J. Robinson. - M.: AST, 2015. 693 p.

[2] Braudel F. Material civilization, economy and capitalism, XV-XVIII centuries. T. 2. Games of exchange / F. Braudel. - M.: Ves Mir, 2006. 672 p.

[3] Graeber D. Crazy work. Treatise on the spread of

meaningless labor: transl. from English. / D. Gre-ber. Moscow: Ad Marginem Press, 2020. 440 p.

[4] Sombart Vol. Bourgeois: Etudes on the history of

the spiritual development of modern economic man: per. with him. P. 27-480 / Vol. Sombart Collected works in 3 volumes. Volume 1. - St. Petersburg. : Vladimir Dal, 2005. 640 p.

[5] Ignatiev A. Nativity scene syndrome: crisis as

a performative context / A. Ignatiev. - M.: "XX century and the world", 2020. 400 p.

[6] Ilyin I.S. The policy of responding to protest movements as a basis for preventing demonstrative protest crimes / I.S. Ilyin. — DOI 10.17150/2500-4255.2022.16(3).320-328. - EDN HTJSAI // All-Russian Criminological Journal. 2022. Vol. 16. № 3. Р. 320-328.

[7] Kapustin B. Critique of political philosophy: Selected essays / B. Kapustin. - M.: Ed. House «Territory of the Future», 2010. 424 p.

[8] Clark G. Fathers and children. Surnames and the

history of social mobility: per. from English. / G. Clark. - M.: Publishing House of the Gaidar Institute, 2018. 536 p.

[9] Kobrin K. Sherlock Holmes and the birth of mo-

dernity: Money, girls, dandies of the Victorian era / K. Kobrin. - St. Petersburg: Ivan Limbakh Publishing House, 2015. 184 p.

[10] Crouch K. Strange non-death of neoliberalism: transl. from English. / K. Crouch. - M.: Ed. house «Delo» RANEPA, 2012. 272 p.

[11] Kuvakin I. The era of worthlessness and its decline. Research of modern thinking / I. Ku-vakin. - M.: Kanon + ROOI «Rehabilitation», 2016. 352 p.

[12] Kuhn T. The structure of scientific revolutions: per. from English. / T. Kuhn. - M.: AST: AST Moscow, 2009. 317 p.

[13] Leonova S.V. The constitutional principle of social solidarity as the basis for the consolidation of Russian society and the state / S.V. Leonova. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(4).562-567 // Proceedings of the Baikal State University. 2021.

Vol. 31. № 4. Р. 562-567.

[14] Loktionov V.I. Economic and energy systems: the evolution of structural ties during the transition to a new paradigm of socio-economic development / V.I. Loktionov, E.A. Loktionova. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(3).303-313 // Proceedings of the Baikal State University. 2021. Vol. 31. № 3. Р. 303-313.

[15] Reinert E. How rich countries became rich, and why poor countries remain poor: transl. from English. / E. Reinert. - M.: Ed. house of the State University of Higher School of Economics, 2011. 384 p.

[16] Sedlenieks K. Parallel between Latvia and Azande: corruption as witchcraft in the Latvian society in transition. pp. 191-212 / Fighting windmills? Socio-anthropological approach to the study of corruption / Comp. and resp. ed. I.B. Olimpieva, O.V. Pachenkov. - St. Petersburg: Aleteyya, 2007. 234 p.

[17] Sedykh O.G. The problem of loneliness of the elderly: a sociological aspect / O.G. Se-dykh, A.I. Gulyaev. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(1).144-152 // Proceedings of the Baikal State University. 2022. Vol. 32. № 1. Р. 144-152.

[18] Fishman L., Martyanov V., Davydov D. Rent society: in the shadow of labor, capital and democracy / L. Fishman, V. Martyanov, D. Davydov. - M.: Ed. house of the Higher School of Economics, 2019. 416 p.

Список литературы

[1] Аджемоглу Д. Почему одни страны богатые, а

другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты: пер. с англ / Д. Аджемоглу, Дж. Робинсон. - М.: АСТ, 2015. 693 с.

[2] Бродель ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 2. Игры обмена / ф. Бродель. - М.: Весь мир, 2006. 672 с.

[3] Гребер Д. Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда: пер. с англ. / Д. Гребер. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2020. 440 с.

[4] Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духов-

ного развития современного экономического человека: пер. с нем. С. 27-480 / В. Зомбарт Собрание сочинений в 3 томах. Том 1. - СПб. : Владимир Даль, 2005. 640 с.

[5] Игнатьев А. Синдром вертепа: кризис как пер-

формативный контекст / А. Игнатьев. - М.: «Век ХХ и мир», 2020. 400 с.

[6] Ильин И.С. Политика реагирования на протестные движения как основа предупреждения демонстративно-протест-ных преступлений / И.С. Ильин. — DOI 10.17150/2500-4255.2022.16(3).320-328. — EDN HTJSAI // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16. № 3. С. 320-328.

[7] Капустин Б. Критика политической философии: Избранные эссе / Б. Капустин. - М.: Изд. дом «Территория будущего», 2010. 424 с.

[8] Кларк Г. Отцы и дети. Фамилии и история социальной мобильности: пер. с англ. / Г. Кларк. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. 536 с.

[9] Кобрин К. Шерлок Холмс и рождение современности: Деньги, девушки, денди Викторианской эпохи / К. Кобрин. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. 184 с.

[10] Крауч К. Странная не-смерть неолиберализма: пер. с англ. / К. Крауч. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2012. 272 с.

[11] Кувакин И. Эра никчемности и ее закат. Исследование современного мышления / И. Ку-вакин. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2016. 352 с.

[12] Кун Т. Структура научных революций: пер. с англ. / Т. Кун. - М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. 317 с.

[13] Леонова С.В. Конституционный принцип социальной солидарности как основа консолидации российского общества и государства / С.В. Леонова. — Б01 10.17150/2500-2759.2021.31(4).562-567 // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. № 4. С. 562-567.

[14] Локтионов В.И. Экономико-энергетические системы: эволюция структурных связей в период перехода к новой парадигме социально-экономического развития /

B.И. Локтионов, Е.А. Локтионова. — Б01 10.17150/2500-2759.2021.31(3).303-313 // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. № 3. С. 303-313.

[15] Райнерт Э. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными: пер. с англ. / Э. Райнерт. - М.: Изд. дом Гос. ун-та -Высшей школы экономики, 2011. 384 с.

[16] Седлениекс К. Параллель между Латвией и азанде: коррупция как колдовство в латвийском обществе переходного периода.

C. 191-212 / Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции / Сост. и отв. ред. И.Б. Олимпиева, О.В. Паченков. - СПб.: Алетейя, 2007. 234 с.

[17] Седых О.Г. Проблема одиночества лиц пожилого возраста: социологический аспект / О.Г. Седых, А.И. Гуляева. — Б01 10.17150/2500- 2759.2022.32(1).144-152 // Известия Байкальского государственного университета. 2022. Т. 32. № 1. С. 144-152.

[18] Фишман Л., Мартьянов В., Давыдов Д. Рентное общество: в тени труда, капитала и демократии / Л. Фишман, В. Мартьянов, Д. Давыдов. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.