Научная статья на тему 'Сохранение традиций в развитии дирижерского исполнительства современной России'

Сохранение традиций в развитии дирижерского исполнительства современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиции и преемственность в дирижерском исполнительстве / патриотическое воспитание / военный дирижер как образец для подражания в молодежной среде / престиж профессии «военный дирижер» / traditions and continuity in conducting / patriotic education / military conductor as a role model among young people / the prestige of the profession “military conductor”

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грязнов С.Г.

Статья посвящена обоснованию важности сохранения традиций в процессе подготовки военных дирижеров; подчеркивается значимость преемственности в развитии дирижерского исполнительства в новых условиях развития российского государства и общества, вызванными глобальными трансформациями; показана роль традиционных подходов в подготовке военных дирижеров и внедрения в образовательный процесс новых нестандартных образовательных технологий, дающих синергетический эффект в профессиональном становлении будущих военных дирижеров. Особое внимание уделяется необходимости патриотического воспитания молодежи через музыку. Военные дирижеры в силу их профессионально-социального статуса обязаны транслировать в общество духовность и патриотизм, являться проводниками нравственных, музыкальных, культурных ценностей и ценностей военной службы. При подготовке научной статьи применялись системный анализ, контент – анализ научных статей, учебной и монографической литературы. Для обоснования теоретических выводов изучен профессиональный опыт выдающихся дирижеров современности, проведен разбор их репетиционной работы и мастер классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of traditions in the development of conducting performance in modern Russia

The article is devoted to substantiating the importance of preserving traditions in the process of training military conductors; emphasizes the importance of continuity in the development of conducting performance in the new conditions of development of the Russian state and society caused by global transformations; The role of traditional approaches in the training of military conductors and the introduction of new non-standard educational technologies into the educational process, which give a synergistic effect in the professional development of future military conductors, are shown. Particular attention is paid to the need for patriotic education of youth through music. Military conductors, due to their professional and social status, are obliged to transmit spirituality and patriotism to society, to be conductors of moral, musical, cultural values and the values of military service. When preparing a scientific article, system analysis and content analysis of scientific articles, educational and monographic literature were used. To substantiate the theoretical conclusions, the professional experience of outstanding conductors of our time was studied, an analysis of their rehearsal work and master classes was carried out.

Текст научной работы на тему «Сохранение традиций в развитии дирижерского исполнительства современной России»

Грязное С.Г.

Доцент. Военный институт (военных дирижеров) Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации.

Сохранение традиций в развитии дирижерского исполнительства современной России

К анализу проблем развития дирижерского исполнительства, вопросам сохранения традиций и преемственности в дирижерском искусстве через совершенствование процесса подготовки и воспитания дирижеров обращаются не только многие исследователи, но и выдающиеся дирижеры современности1.

Особое значение эта проблема приобретает в условиях глобальных трансформаций, когда размываются традиционные духовно-нравственные ценности, усилена активность недружественных действий иностранных государств. В данном контексте важно «повысить эффективность использования имеющихся достижений и конкурентных преимуществ Российской Федерации с учетом долгосрочных тенденций мирового развития»2. Среди особых конкурентных преимуществ российского общества всегда выделялись его духовность, нравственность, сопереживание и совестливость - все то, что, помимо прочего, включается в понятие «культура». В связи с этим актуальность приобретает концепция «эстетического, культурного государства, востребованы эффективные механизмы формирования и реализации государственной культурной политики, поскольку во времена преобразований культура исторически

1 Ахметшин М.М. Педагогическая характеристика процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 41-42.; Смирнов Б.Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен» Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения, Санкт-Петербург, 2004.; Семенова Н.Ф. «О подготовке хоровых и оркестровых дирижеров на Дальнем Востоке» // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podgotovke-horovyh-i-orkestrovyh-dirizhyorov-na-dalnem-vostoke-rossii (Дата обращения: 10.10.2023); Цупиков И.В. Совершенствование профессиональной подготовки военных: автореф.... дис. канд. пед. наук. Москва, 2013. 25 с.; Материалы мастер-классов В.И. Федосеева, которые проведены на кафедре (военно-дирижерская) института Военных Дирижеров Военного университета Министерства обороны Российской Федерации; Почему мы любим Рахманинова? Об актуальности и красоте наследия композитора // URL: https://muzlifemagazine. ru/pochemu-my-lyubim-rakhmaninova/ (Дата обращения: 10.10.2023)

2 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // URL: https://www.garant.ru/ (Дата обращения: 10.10.2023)

является стержневой основой развития и укрепления государственности3; в тоже время для сохранения культурности и духовности российского общества важна эффективная система подготовки и воспитания кадров для сферы культуры, для военной службы, включая военных дирижеров.

В воспитании патриотизма и любви к Отечеству значимая роль отводится военному концертному исполнительству и военно-дирижерскому искусству. Военно-оркестровая деятельность, зародившись как применение в княжеских дружинах музыкальных инструментов для подачи сигналов и команд на рубеже Х-Х1 веков, по праву стала мощным инструментом формирования у воинов чувства долга и ответственности за безопасность государства российского. Исторические факты свидетельствуют о том, что еще при Петре I «обрели стройную и четкую форму воинские ритуалы: утренняя и вечерняя Заря, принятие присяги, встреча командира, развод караула и др. Все воины, поступившие на службу, должны были быть приведены к присяге «... какого бы чина и звания не были, всякие, не иначе как под знамена и барабанный бой, наблюдая при этом, чтобы приводимый к присяге имел распростертую левую руку, другой бы держался за знамя»4. До сих пор принятие присяги остается значимым событием в жизни человека, посвятившего себя исполнению воинского долга, служению Отечеству.

Почему так важно формирование и реализация государством культурной политики? Ответ на этот вопрос заложен в ее ключевой цели - создание новой модели общества, с качественными отношениями, с высоким интеллектуальным и культурным развитием, начиная от выявления с малых лет одарённых детей, создания условий для развития и совершенствования их способностей и талантов, заканчивая ростом влияния российской культуры в глобальном масштабе.

Особое направление в культурной политике отводится музыкальному исполнительству, дирижированию.

Как справедливо отмечается в научной литературе «В дирижёрской профессии необходимо ещё во многом разобраться, прежде всего, определить истинную природу искусства дирижирования, понять его сущность, вывести общие и специфические закономерности, раскрыть осо-

3 Грязнов С.Г. Профессионализация дирижеров как базисный компонент сохранения традиций и развития музыкального исполнительства // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 1 (151). С. 47-53.

4 Военно-оркестровой службе Российской Федерации 100 лет (1921-2021): М.:АО «Красная звезда», 2021. 212 с.

бенности творческого взаимодействия дирижёра и оркестра...»5.

В то же время применительно к профессии военный дирижер указывается: «В современной военно-музыкальной практике востребован специалист не только хорошо оснащенный теоретически, грамотно ориентирующийся в профессиональных вопросах, но и умеющий принимать оригинальные решения в различных сферах профессиональной деятельности. Он должен владеть комплексом профессиональных компетенций, быть готовым к ведению профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях; использовать свой образовательный потенциал при решении задач управления военно-музыкальным коллективом; непрерывно работать над развитием своих творческих способностей и стремиться к саморазвитию в условиях динамично изменяющейся профессиональной среды6.

А.М. Пазовский доказывал, что основой дирижерской профессии является сплав интеллектуальных, художественно-творческих, профессиональных и личностных качеств дирижера, необходимых для установления контакта с оркестром, таких как: врожденные задатки (музыкальный слух, память, темперамент, воображение; чувство музыкальной формы и ансамбля); природная выразительность рук и лица; чувство ритма; развитое образное мышление; обширные знания; владение дирижерской техникой; умение ощущать коллектив оркестра как единый многозвучный инструмент; специфический дирижерский слух7.

Указанное выше свидетельствует об особенностях дирижерской профессии, подчеркивается ее социальная значимость для воспитания личности, поскольку «острое ощущение и переживание музыки в каждый момент исполнительского процесса, постижение её эмоционального «тонуса», художественных особенностей как в целом, так и в деталях, составляет суть профессионального перевоплощения дирижёра8, неся важный эмоциональный импульс слушателям, вдохновляя на свершения, решения подчас невыполнимых задач.

Русская (российская) школа дирижерского исполнительства - выдающееся достижение отечественной культуры, по сути - это националь-

5 Смирнов Б.Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен» Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения, Санкт-Петербург, 2004.

6 Цупиков И.В. Совершенствование профессиональной подготовки военных: автореф.... дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Москва, 2013.

7 Сапожникова Л.Д. Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора:.автореф. диссерт на соискание ученой степени кан. псих наук. Тверь. 2007.

8 Смирнов Б.Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен» Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения, Санкт-Петербург, 2004.

ное достояние России. Е.Ф. Светланов, Е.А. Мравинский, В.И. Федосеев - мэтры дирижерского исполнительства, классики российской национальной дирижерской школы. Следует не только изучать практику дирижирования выдающихся дирижеров, но и сохранять традиции дирижерского исполнительства и передавать их молодым исполнителям. Такая практика присутствует в образовательном процессе в Институте военных дирижеров Военного университета имени князя Александра Невского Министерства Обороны Российской Федерации (далее Институт военных дирижеров). Мастер - классы Народного артиста СССР, главного дирижера Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского Владимира Ивановича Федосеева каждый раз становятся значимым событием для будущих военных дирижеров, «интерпретации которого отличают глубина, искренний артистический темперамент, необычайная эмоциональная интенсивность»9.

Кроме того, В.И. Федосеев - неординарная личность, человек исключительной судьбы, прошедший тяжелые военные блокадные годы Ленинграда, но не потерявший силы творческого духа и любви к музыке и дирижерскому исполнительству.

В подготовке военных дирижеров применяются не только информационные формы педагогической деятельности (лекции, семинары), но и активные практико - ориентированные методы обучения. Не секрет, что «свободу и продуктивную реализацию своего творческого замысла дирижеру дает только тщательная подготовка, планирование репетиций и выступлений»10. Взаимодействие обучающегося и преподавателя направлено на формирование у военных курсантов практических навыков работы с оркестром, ценностной установки профессионального и личностного совершенствования в течение всей жизни11.

Анализ истории развития военного дирижирования свидетельствует о богатом наследии. С.А. Чернецкий, Л.П. Штейнберг, Г.В. Козолупов, И.В. Петров и многие другие внесли неоценимый вклад в развитие

9 Грязнов С.Г. Профессионализация дирижеров как базисный компонент сохранения традиций и развития музыкального исполнительства // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 1 (151). С. 47-53.

10 Конарев М. А. Задачи дирижера при планировании и проведении репетиций и концертного выступления. Музыка и время. 2019. № 3. С. 38-44.

11 Ахметшин М.М. Активизация самосовершенствования курсантов по развитию профессиональной компетентности военных дирижеров/Экономика и социум. 2020. № 2 (69). С. 525-530; Грязнов С.Г. Профессионализация дирижеров как базисный компонент сохранения традиций и развития музыкального исполнительства // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 1 (151). С. 47-53; Цупиков И.В. Совершенствование подготовки военных дирижеров. Диссерт. на соискание ученой степени кандидата пед. наук, М.: 2013 и др.

военного дирижерского исполнительства12. По общему признанию, в походах и на привалах, в ожесточенных сражениях и повседневной учебе, военная музыка помогает сплачивать народ в единый боевой коллектив, вызывает душевный подъем, патриотические чувства, способствует сближению армии с народом, развивает любовь к Родине.

«Важное свойство современного художественного мышления - это его открыто ассоциативная природа»13. Музыка и дирижирование направлены на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Они способствуют укреплению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях; принятию личностью основных национальных ценностей; развитию способности формулировать свои нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль; осознанию ценности других людей, укреплению веры в Россию, формированию чувства личной ответственности за Отечество перед настоящими, прошлыми и будущими поколениями.

В подготовке дирижеров военных оркестров Института военных дирижеров духовая музыка представляется как часть культурного и духовного воспитания граждан, истоки которой связаны с просветительской деятельностью Петра I, видевшего в духовой музыке средство для укрепления воинской дисциплины и подъема морального и боевого духа войск: военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска.

Подчеркивая необходимость сохранения верности традициям, следования в вопросах подготовки духовиков и дирижеров принципам профессионализма и нацеленности на формирование высокого профессионального мастерства, представляется важным усиление практико-ориентированной подготовки (стажировки в воинских частях), усиления взаимодействия с выдающимися дирижерами современности (посещение репетиций, проведение мастер - классов, совместные концертные выступления) и воспитательной работы как источников обеспечения преемственности и качества профессиональной подготовки военных дирижеров.

Важны современные подходы к программам обучения, более глубокое отражение в научных исследованиях традиционности и новых подходов

12 См.: Подробнее: Военно-оркестровой службе Российской Федерации 100 лет (1921-2021): М.:АО «Красная звезда», 2021. 212 с.

13 Конарев М.А. Музыкальный театр Б.Тищенко 1960-х годов в свете основных тенденции развития советского искусства в период «оттепели» / Музыкознание в современном мире: темы, проблемы, тенденции развития. Сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции 17-19 марта 2021. - Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2021. 462 с., С 111-121.

в дирижерском исполнительстве, формирование новых компетенций у дирижеров. Это связано не только с тем, что профессия дирижера всегда была востребованной и уникальной в силу ее специфики, требующей эрудиции, артистизма, музыкальности, умения тонкого и профессионального руководства творческими коллективами на концертах, но в большей степени с важностью той миссии, которую несет дирижерское исполнительство в социальную среду.

Считаем принципиально важным продвижение в средствах массовой коммуникации, в социальных сетях профессии современного военного дирижера, преданного своему Отечеству, как образца для подражания в молодежной среде.

Системный подход к реализации приоритетных направлений развития дирижерского исполнительства, к подготовке военных дирижеров будет способствовать патриотическому воспитанию граждан страны за счет обеспечения доступности лучших образцов отечественного духового музыкального искусства, увеличения выступлений военных духовых оркестров, сохранения лучших традиций отечественной духовой культуры.

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // URL: https://www.garant.ru/ (Дата обращения: 10.10.2023)

2. Ахметшин М.М. Педагогическая характеристика процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 41-42

3. Грязнов С.Г. Профессионализация дирижеров как базисный компонент сохранения традиций и развития музыкального исполнительства // Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 1 (151). С. 47-53.

4. Военно-оркестровой службе Российской Федерации 100 лет (1921-2021): М.: АО «Красная звезда», 2021. 212 с.

5. Конарев М.А. Задачи дирижера при планировании и проведении репетиций и концертного выступления. Музыка и время. 2019. № 3. С. 38-44.

6. Конарев М.А. Музыкальный театр Б. Тищенко 1960-х годов в свете основных тенденции развития советского искусства в период «оттепели» / Музыкознание в современном мире: темы, проблемы, тенденции развития. Сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции 17-19 марта 2021. - Ростов н/Д: Издательство РГК им. С.В. Рахманинова, 2021. 462 с., С. 111-121.

7. Сапожникова Л.Д. Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора:.автореф. диссерт на соискание ученой степени кан. псих наук. Тверь. 2007.

8. Смирнов Б.Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен» Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения, Санкт-Петербург, 2004 г.

9. Семенова Н.Ф. «О подготовке хоровых и оркестровых дирижеров на Дальнем Востоке» // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-podgotovke-horovyh-i-orkestrovyh-dirizhyorov-na-dalnem-vostoke-rossii (Дата обращения: 10.10.2023)

10. Цупиков И.В. Совершенствование профессиональной подготовки военных: автореф.... дис. канд. пед. наук. Москва, 2013. 25 с.

11. Рябова Е.Л. Политическая власть в условиях нарастания сетевых коммуникаций: новые вызовы и новые возможности // Культура мира. 2023. Том 11. Вып. 1. № 30. С. 89-102.

12. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Информационная культура - оценка современного состояния проблемы // Культура мира. 2023. Том 11. Вып. 1. № 30. С. 140-157.

13. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Две экологические культуры: устойчивость противоположностей или признак глобального кризиса // Культура мира. 2022. Том 10. Вып. 3. № 28. С. 107-119.

14. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Осмысление опыта Парижской Коммуны в сфере образования и культуры // Культура мира. 2022. Том 10. Вып. 2. № 27. С. 34-46.

15. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Социокультурные детерминанты современного евразийского разворота России // Культура мира. 2022. Том 10. Вып. 2. № 27. С. 59-71.

16. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Клиповое мышление - продукт цифровой культуры // Культура мира. 2022. Том 10. Вып. 2. № 27. С. 96-112.

17. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. ЮНЕСКО: отказ от культуры мира // Культура мира. 2022. Том 10. Вып. 1. № 26. С. 10-21.

18. Щупленков Н.О., Рябова Е.Л. Роль фактора времени в политической культуре // Культура мира. 2022. Том 10. Вып. 1. № 26. С. 75-86.

19. Рябова Е.Л. Политика как объект изучения. Социальная функция политики // Культура мира. 2021. Том 9. Вып. 4.

С. 49-56.

20. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Культурологическая модель политического лидерства: священнослужитель на вершине государственной власти // Культура мира. 2021. Том 9. Вып. 3. С. 10-22.

21. Рябова Е.Л. Процесс формирования политического сознания // Культура мира. 2021. Том 9. Вып. 3. С. 70-78.

22. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Чумаки и казаки: опыт сравнительного исследования // Альманах «Казачество». 2022. № 62 (5). С. 42-50.

23. Рябова Е.И., Рябова Е.Л. Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики // Альманах Крым. 2022. № 32. С. 11-19.

24. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Экологические смыслы международного сотрудничества: все тайное становится явным // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 1 (19). С. 10-19.

Bibliography

1. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // URL: https://www.garant.ru/ (10.10.2023)

2. Akhmetshin M.M. Pedagogical characteristics of the process of developing professional competence of military conductors among cadets // World of science, culture, education. 2017. № 1 (62). Р. 41-42

3. Gryaznov S.G. Professionalization of conductors as a basic component of preserving traditions and developing musical performance // Ethnosocium and interethnic culture. 2020. № 1 (151). Р. 47-53.

4. The Military Band Service of the Russian Federation is 100 years old (1921-2021): M.: JSC "Krasnaya Zvezda", 2021. 212 p.

5. Konarev M.A. The conductor's tasks when planning and conducting rehearsals and concert performances. Music and Time. 2019. № 3. P. 38-44.

6. Konarev M.A. Musical theater of B. Tishchenko of the 1960s in the light of the main trends in the development of Soviet art during the "Thaw" / Musicology in the modern world: topics, problems, development trends. Collection of articles based on the materials of the III All-Russian Scientific Conference, March 17-19, 2021. - Rostov n/d: Publishing house RGK im. S.V. Rachmani-nova, 2021. Р. 462, 111-121.

7. Sapozhnikova L.D. Psychological patterns of organizing the professional activity of an academic choir conductor: abstract. dissertation for the academic degree of Can. Psych Sciences. Tver. 2007.

8. Smirnov B.F. Conducting art as an artistic and sociocultural phenomenon" Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Arts, St. Petersburg, 2004.

9. Semenova N.F. "On the training of choral and orchestral conductors in the Far East" // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-podgotovke-horovyh-i-orkestrovyh-dirizhyorov-na-dalnem-vostoke-rossii (10.10.2023)

10. Tsupikov I.V. Improving the professional training of the military: abstract of thesis. Ph.D. ped. Sci. Moscow, 2013. 25 p.

11. Ryabova E.L. Political power on the rise network communications: new challenges and new opportunities // Cultural World. 2023. Vol. 11. Issue 1. № 30. P. 89-102.

12. Shuplenkov N.O, Ryabova E.L. Information culture - assessment of the current state of the problem // Cultural World. 2023. Vol. 11. Issue 1. № 30. P. 140-157.

13. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Two Ecological Cultures: Stability of Opposites or a Sign of a Global Crisis // Cultural World. 2022. Vol. 10. Issue 3. № 28. P. 107-119.

14. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Comprehending Paris Commune experience in the sphere of education and culture // Cultural World. 2022. Vol. 10. Issue 2. № 27. P. 34-46.

15. Rabova E.L., Ternovaya L.O. Sociocultural determinants of Russia's modern Eurasian turn // Cultural World. 2022. Vol. 10. Issue 2. № 27. P. 59-71.

16. Shuplenkov N.O., Ryabova E.L. Clip thinking is a product of digital culture // Cultural World. 2022. Vol. 10. Issue 2. № 27. P. 96-112.

17. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. UNESCO: rejecting a culture of peace // Cultural World. 2022. Vol. 10. Issue 1. № 26. P. 10-21.

18. Shuplenkov N.O., Ryabova E.L. The role of the time factor in political culture // Cultural World. 2022. Vol. 10. Issue 1. № 26. P. 75-86.

19. Ryabova E.L. Politics as an object of study. The social function of politics // Cultural World. 2021. Vol. 9. Issue 4. P. 49-56.

20. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Culturological model of political leadership: a clergyman at the top of state power // Cultural World. 2021. Vol. 9. Issue 3. P. 10-22.

21. Ryabova E.L. The process of formation of political consciousness // Cultural World. 2021. Vol. 9. Issue 3. P. 70-78.

22. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Chumaks and Cossacks: experience of comparative research // Almanac "Cossacks". 2022. № 62 (5). P. 42-50.

23. Ryabova E.I., Ryabova E.L. Dichotomy of culture: conflict between the values of ecology and economics // Almanac Crimea. 2022. № 32. P. 11-19.

24. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Ecological meanings of international cooperation: everything secret becomes clear // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 1 (19). P. 10-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.