Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА'

СОХРАНЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СНВ-1 / СНВ-2 / РАСПАД СССР / ПАРИТЕТ / ПОТЕНЦИАЛ РВСН / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИЛЫ СДЕРЖИВАНИЯ / СНГ / ОБЪЕДИНЕННЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СНГ / НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ / ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / Ю.П. МАКСИМОВ / И.Д. СЕРГЕЕВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каракаев Сергей Викторович

Показано разделение некогда единых Стратегических ядерных сил бывшего СССР, происходившее в тяжелые для России 90-е годы XX века; сохранение объединенного командования Стратегическими силами и единого контроля над ядерным оружием, оставшимся после распада СССР на территории четырех независимых государств. Рассмотрены вопросы ликвидации и вывода стратегических наступательных вооружений из Украины, Белоруссии и Казахстана на территорию России с целью предотвращения появления на карте мира новых ядерных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTAINING THE POTENTIAL OF THE STRATEGIC MISSILE FORCE IN THE WAKE OF THE SOVIET UNION’S DISINTEGRATION

The paper shows the split of the once-uniform Strategic Nuclear Forces in the former Soviet Union that took place in the 1990s, a trying period for Russia; preservation of the joint command of the Strategic Forces and uniform control of nuclear arms left behind on the territory of four independent states following the disintegration of the U.S.S.R. It goes over issues of the abolition of offensive strategic weapons stockpiles and their withdrawal from Ukraine, Belarus and Kazakhstan to the RF territory in order to prevent the appearance of new nuclear states on the map of the world.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

Сохранение потенциала Ракетных войск стратегического назначения после распада Советского Союза

Генерал-полковник С.В. КАРАКАЕВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Показано разделение некогда единых Стратегических ядерных сил бывшего СССР, происходившее в тяжелые для России 90-е годы XX века; сохранение объединенного командования Стратегическими силами и единого контроля над ядерным оружием, оставшимся после распада СССР на территории четырех независимых государств. Рассмотрены вопросы ликвидации и вывода стратегических наступательных вооружений из Украины, Белоруссии и Казахстана на территорию России с целью предотвращения появления на карте мира новых ядерных государств.

The paper shows the split of the once-uniform Strategic Nuclear Forces in the former Soviet Union that took place in the 1990s, a trying period for Russia; preservation of the joint command of the Strategic Forces and uniform control of nuclear arms left behind on the territory of four independent states following the disintegration of the U.S.S.R. It goes over issues of the abolition of offensive strategic weapons stockpiles and their withdrawal from Ukraine, Belarus and Kazakhstan to the RF territory in order to prevent the appearance of new nuclear states on the map of the world.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

СНВ-1, СНВ-2, распад СССР, паритет, потенциал РВСН, Стратегические силы сдерживания, СНГ, Объединенные Вооруженные Силы СНГ, нераспространение ядерного оружия, ядерная безопасность, ракетно-ядерный потенциал, Ю.П. Максимов, И.Д. Сергеев.

START 1, START 2, disintegration of the Soviet Union, parity, SMF potential, Strategic Deterrence Forces, CIS, CIS United Armed Forces, nonproliferation of nuclear weapons, nuclear security, nuclear missile potential, Yu.P. Maksimov, I.D. Sergeyev.

СОБЫТИЯ, произошедшие в нашей стране в первой половине 90-х годов прошлого столетия, оказали существенное влияние на судьбу Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), наиболее значительными из которых для дальнейшей истории РВСН оказались:

• прекращение существования СССР, образование Российской Федерации и других независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза;

• заключение в 1991 и 1993 годах Договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 и СНВ-2), требующих существенных изменений в количественных и качественных показателях группировки ракетных комплексов РВСН;

• кризис оборонно-промышленного комплекса, характеризующийся резким спадом производства, снижением активности научных и проектных организаций, оттоком квалифицированных кадров.

Этот кризис усугублялся крайне тяжелым финансовым и экономическим положением в России, Вооруженных Силах и оборонной промышленности. С распадом СССР за пределами России оказалась значительная часть не только группировки РВСН, но и предприятий, выполнявших заказы РВСН. Наиболее существенный ущерб нанесен потерей предприятий оборонно-промышленного комплекса Украины из состава кооперации РВСН.

31 июля 1991 года, еще до распада Советского Союза, в Москве между СССР и США был подписан Договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений, получивший название СНВ-1. В нем были установлены равные для сторон лимиты на общее количество стратегических носителей ядерного оружия: межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), стратегических бомбардировщиков (СБ) — по 1600 единиц, а также определено ограничение числящихся за носителями ядерных боезарядов — не более 6000 единиц1. За точку отсчета в договоре были взяты данные по

стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), которыми стороны обменялись по состоянию на 1 сентября 1989 года: 2500 носителей и 10 271 боезарядов в СССР и соответственно 2246 и 10 563 — в США.

Позднее — после известных событий августа 1991 года, но до официального объявления о распаде СССР — в рамках реформирования Вооруженных Сил в целях обеспечения политической стабильности на основе военно-стратегического паритета была предпринята попытка оптимизации организационно-правового статуса стратегических ядерных сил (СЯС) СССР, входящих в состав трех видов Вооруженных Сил: РВСН, ВМФ и ВВС. Указом Президента СССР от 12 ноября 1991 года № УП-2846 предусматривалось создание нового вида Вооруженных Сил — Стратегических сил сдерживания (ССС) на базе РВСН, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной обороны и Управления начальника космических средств2'3. Главнокомандующим этим видом Вооруженных Сил был назначен Главнокомандующий

РВСН генерал армии Ю.П. Максимов. Предполагалось, что с формированием нового вида Вооруженных Сил существенно повысится боевая эффективность группировки СЯС, надежность и гарантированность их ответных действий. Указ предписывал Министерству обороны до 15 декабря 1991 года представить в установленном порядке предложения по организационной структуре ССС. Однако 8 декабря 1991 года были подписаны Беловежские соглашения, в которых объявлялось о прекращении существования СССР как «субъекта международного права и геополитической реальности» и заявлялось о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)4. В данной связи Указ Президента СССР от 12 ноября 1991 года не был реализован.

Новая политическая и экономическая реальность, сложившаяся в стране к концу 1991 года, положила начало сложному, мучительному процессу раздела единых СЯС бывшего СССР. В полной мере данная проблема затронула Ракетные войска стратегического назначения, группировка которых оказалась на территории четырех суверенных государств: России, Украины, Белоруссии и Казахстана, в том числе в России оказалось 1035 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР), на Украине — 176, в Казахстане — 104, в Белоруссии — 81.

Руководствуясь необходимостью согласованного и организованного решения вопросов управления СЯС и сохранения единого контроля над ядерным оружием, государства — участники СНГ признали необходимость создания объединенного командования СЯС и сохранения единого контроля над ядерным оружием и другими видами оружия массового поражения Вооруженных Сил бывшего СССР. Уже в декабре 1991 года государства — участники СНГ договариваются об образовании

единых стратегических сил в составе Объединенных Вооруженных Сил. В данной связи 30 декабря 1991 года в Минске подписано соглашение, в соответствии с которым было установлено, что СЯС составляют воинские формирования и объекты, имеющие на своем вооружении или хранении стратегическое ядерное оружие, части, обеспечивающие их функционирование, а также иные части по согласованию заинтересованных сторон5.

В соглашении предусматривалось, что состав стратегических сил может определяться самостоятельно каждым государством СНГ и оформляться совместным протоколом главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ (ОВС СНГ) и полномочным представителем соответствующего государства содружества. В соглашении устанавливалось, что решение о необходимости применения ядерного оружия будет приниматься Президентом Российской Федерации по согласованию с главами Белоруссии, Казахстана и Украины в консультации с главами других государств — участников СНГ.

25 декабря 1991 года в связи с заявлением М.С. Горбачева об отставке с поста Президента СССР была осуществлена процедура передачи «ядерной кнопки» Президенту России Б.Н. Ельцину, который 29 января 1992 года выступил с заявлением «О политике России в области ограничения и сокращения вооружений». Из этого заявления следовало, что правопреемницей всего ядерного потенциала СССР становится Россия.

На этот момент в составе Ракетных войск стратегического назначения за рубежами Российской Федерации находились 280 МБР с разделяющимися головными частями (РГЧ) с 2280 боезарядами шахтного базирования и 81 МБР с моноблочными ракетами подвижного грунтового базирования, в том числе6:

• на Украине — 176 МБР РС-18 и РС-22 шахтного базирования и 1240 ядерных боезарядов (в 19-й ракетной дивизии в городе Хмельницкий — 90 МБР РС-18, в 46-й ракетной дивизии в городе Первомайске — 40 МБР РС-18 и 46 МБР РС-22);

• в Казахстане — 104 МБР РС-20Б и РС-20В шахтного базирования и 1040 боезарядов (в 38-й ракетной дивизии в поселке Державинский Целиноградской области — РС-20В «Воевода», в 57-й ракетной дивизии в городе Жангиз-Тобе — РС-20Б);

• в Белоруссии — 81 ПУ ПГРК «Тополь» с моноблочной ракетой РС-12М с 81 боезарядом (в 32-й ракетной дивизии в Поставах — 9 ПУ в 33-й ракетной дивизии в Мозыре — 36 ПУ в 49-й ракетной дивизии в Лиде — 36 ПУ).

Ракетные комплексы с ракетами РС-22 шахтного базирования и РС-12М подвижного грунтового базирования были новыми типами ракетных комплексов, и в конце 80-х — начале 90-х годов их только начали ставить на боевое дежурство в ракетных дивизиях на Украине и в Белоруссии. Например, в 32-й ракетной дивизии первым с ракетным комплексом «Тополь» заступил на боевое дежурство 346-й ракетный полк, и событие это произошло только 30 декабря 1991 года. Остальные полки этой дивизии в этот период также готовились к перевооружению.

Статус стратегических сил был конкретизирован Минским соглашением государств СНГ от 14 февраля 1992 года7, в котором устанавливалось, что стратегические силы предназначены для обеспечения безопасности всех государств — участников Содружества Независимых Государств и содержатся за счет фиксированных взносов этих государств. Дислокация воинских формирований и объектов стратегических сил на территории государства — участника СНГ ни в чем не должна затрагивать суверени-

тет этого государства. Соглашением устанавливалось, что стратегическими силами содружества руководит командующий стратегическими силами, подчиненный Совету глав государств и главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами СНГ. Решением глав государств — участников содружества от 20 марта 1992 года, подписанным в Киеве, командующим стратегическими силами содружества был назначен генерал армии Ю.П. Максимов, который одновременно являлся Главнокомандующим РВСН Российской Федерации.

В соответствии с соглашениями между государствами — участниками СНГ стратегические силы и стратегические ядерные вооружения, дислоцируясь на территориях четырех суверенных государств содружества, подлежали централизованному управлению и должны были находиться под единым руководством и контролем командования стратегических сил. Определены порядок подчиненности и принятия решения о применении стратегических ядерных сил, их статус, одобрен текст военной присяги. В целом положения принятых соглашений по стратегическим силам всеми государствами содружества выполнялись.

Потребовалось немало усилий США и России как правопреемницы СССР для предотвращения появления в этот период на мировой арене новых ядерных государств — членов ООН, унаследовавших ядерное оружие от СССР. Результатом этих усилий стало подписание Лиссабонского протокола к Договору СНВ-1 от 23 мая 1992 года, в соответствии с которым Украина, Белоруссия и Казахстан стали участниками этого договора и одновременно взяли на себя обязательство присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июня 1968 года как безъядерные державы. Россия оста-

валась единственной правопреемницей ядерного оружия бывшего СССР со статусом ядерного государства8. Полагалось, что подписание данного протокола будет способствовать дальнейшему урегулированию всех вопросов, связанных со стратегическими ядерными вооружениями. Но практическая реализация достигнутых договоренностей осложнилась существенными различиями в позициях Белоруссии, Казахстана и Украины по определению статуса стратегических ядерных сил, их государственной принадлежности, управлению ими, определению сроков и порядка вывода (ликвидации) ядерных вооружений с территорий этих государств. Потребовались большие усилия руководителей государств, парламентов, военных ведомств для принятия сторонами приемлемого соглашения.

Казахстан и Белоруссия подтвердили свои позиции безъядерных государств и не претендовали на подчинение ядерных сил, размещенных на их территории. Это дало возможность подготовить соответствующие исходные документы для последующего урегулирования всех вопросов, связанных с пребыванием соединений и частей СЯС на их территориях, всесторонним обеспечением, а также реализации Договора по сокращению СНВ.

Что касается Украины, то в результате занятой ею позиции возникли не только затруднения в решении проблем по стратегическим ядерным силам, но и озабоченность по вопросам обеспечения ядерной безопасности. На Украине задание на ликвидацию размещенных на ее территории МБР было возложено на 43-ю ракетную армию (город Винница), в состав которой входили 19-я и 46-я ракетные дивизии со стационарными шахтными пусковыми установками.

Украина, вопреки официальным заявлениям о безъядерном статусе

и приверженности Договору о нераспространении ядерного оружия, делала практические шаги, направленные, по сути, на фактическое подчинение ей частей стратегических ядерных сил и обладание ядерным оружием, размещенным на ее территории. 5 апреля 1992 года вышел Указ Президента Украины, а затем последовал приказ министра обороны о приеме дислоцирующейся на территории Украины группировки стратегических ядерных сил в состав ее вооруженных сил, и принято решение о создании в министерстве обороны специального органа — Центра административного управления войсками СЯС. Этим решением Украина подтвердила высказываемые ранее заявления об административном управлении 19-й и 46-й ракетными дивизиями.

Командующий Стратегическими силами СНГ генерал армии Ю.П. Максимов отмечал, что этими актами фактически устанавливалось двойное подчинение и двойное руководство стратегическими ядерными силами9. Ограничение функций командования стратегических сил лишь оперативным руководством СЯС не соответствовало положениям Минского соглашения от 14 февраля 1992 года о статусе стратегических сил, где сказано, что руководит и непосредственно управляет ими командующий этими силами.

Генерал армии Ю.П. Максимов в своей книге «Записки бывшего главкома стратегических» о проблемах, связанных с позицией Украины по подчиненности стратегических сил, пишет: «Что особенно беспокоило при таком положении с руководством и управлением Стратегическими силами? Взятие Украиной под свою юрисдикцию и административное управление группировкой Стратегических сил на деле означало фактическое отстранение командования Стратегических сил от комплектования войск, обучения,

воспитания, подбора и расстановки кадров, организации повседневной жизни военнослужащих и других принципиально важных задач, непосредственно касающихся боевой готовности Стратегических сил и являющихся в соответствии с принятыми главами государств — участников СНГ соглашениями прерогативой командования Стратегических сил. А приведение личного состава соединений и частей стратегических ядерных сил к украинской присяге противоречило порядку и тексту присяги, одобренному всеми руководителями государств Содружества»10.

По возникшим вопросам было сделано совместное заявление Главнокомандующего ОВС СНГ и командующего стратегическими силами на ташкентской встрече глав государств — участников СНГ в мае 1992 года. Это заявление затем подкрепилось персональными письменными обращениями к главам государств: России, Украины, Казахстана и Белоруссии. В них были высказаны конкретные предложения по выходу из создавшегося положения: приостановить действие односторонних актов, идущих вразрез с ранее заключенными соглашениями по стратегическим силам, и решить все проблемы по статусу их временного пребывания на территории Белоруссии, Украины и Казахстана на основе двусторонних договоров. Председатель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич и Президент Казахстана Н.А. Назарбаев одобрили это обращение, что дало возможность начать работу по подготовке соответствующих двусторонних договоров России с этими государствами с участием Главного командования ОВС СНГ и командования стратегическими силами.

К сожалению, многочисленные встречи в Киеве и Москве с руководством министерств обороны и иностранных дел Украины не привели

к подвижкам в ее позиции относительно поддержания ранее подписанных соглашений по стратегическим ядерным силам. Однако личными контактами Главнокомандующего РВСН генерала армии Ю.П. Максимова с министром обороны генерал-полковником К.П. Морозовым и другими должностными лицами Украины удалось договориться и практически руководить соединениями РВСН, размещенными на территории Украины, Главным командованием РВСН централизовано. Во многом заслуга в разрешении этих проблемных вопросов наряду с Главнокомандующим РВСН принадлежала командующему 43-й ракетной армией генерал-лейтенанту В. А. Михтюку (с 1994 года — заместитель министра обороны Украины, генерал-полковник).

С другими компонентами стратегических сил обстоятельства были более сложными. Постепенно в одностороннем порядке они переходили в состав Вооруженных Сил Украины с подчинением министерству обороны, создавая в ряде случаев конфликтные ситуации. Так, после принятия военной присяги начальником (генерал-майором В.Б. Толубко) и личным составом Харьковского высшего военного командно-инженерного училища имени Маршала Советского Союза Н.И. Крылова оно было введено в состав вооруженных сил Украины.

Одним из поворотных моментов в истории РВСН стал 1992 год. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ), в состав которых вошли Ракетные войска стратегического назначения. В августе 1992 года на заседании Совета глав государств СНГ (город Бишкек) Главнокомандующим РВСН генералом армии Ю.П. Максимовым был подан рапорт

об освобождении его от должности Главкома Стратегическими силами СНГ, что послужило отправным моментом упразднения так и не сформированного командования стратегическими силами. 26 августа 1992 года главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения Российской Федерации был назначен генерал-полковник И.Д. Сергеев, который стал первым профессиональным ракетчиком, возглавившим вновь образованный в составе ВС РФ вид Вооруженных Сил — РВСН.

В сложное для страны время после распада Советского Союза ярко проявились его качества как организатора, командира и дипломата. Именно под его непосредственным руководством решались сложнейшие политические и военно-технические задачи по выводу в кратчайшие сроки оказавшихся на Украине, в Казахстане и Белоруссии ядерных арсеналов на территорию России. В условиях недофинансирования войск того времени удалось сохранить устаревающую ракетную группировку наземного базирования, обеспечив необходимый баланс стратегических наступательных вооружений.

В 1993—1994 годах ликвидировались стратегические наступательные вооружения 43-й ракетной армии на территории Украины. Ядерные боеприпасы 19-й и 46-й ракетных дивизий 43-й ракетной армии были вывезены на территорию России, что определило в 1994 году безъядерный статус Украины. Мероприятия по разоружению Винницкой ракетной армии были выполнены полностью к 2002 году, и 20 августа того же года состоялась процедура прощания ракетной армии с Боевым Знаменем.

В течение 1995—1996 годов из Белоруссии на территорию России была передислоцирована техника трех ракетных дивизий РВСН (32-й — Поставы; 33-й — Мозырь и 49-й —

Поворотным моментом в истории РВСН стал 1992 год,

когда Указом Президента РФ от 7 мая 1992 № 466 были созданы ВС РФ, в состав которых вошли Ракетные

войска стратегического назначения. После кризиса и распада в 90-х годах российская ракетная кооперация с начала XXI столетия вступила в период возрождения и приобретения нового современного качества.

Лида), на вооружении которых имелась 81 ПУ подвижного грунтового ракетного комплекса «Тополь». 26 декабря 1996 года группировка РВСН из Белоруссии была полностью выведена в Россию.

К октябрю 1996 года завершилась ликвидация 104 шахтных пусковых установок с ракетами РС-20Б и РС-20В на территории Казахстана (38-я ракетная дивизия в поселке Дер-жавинский Целиноградской области и 57-я ракетная дивизия в городе Жангиз-Тобе). Отстыкованные от ракет ядерные головные части отправлялись в Россию. Извлекаемые из шахт сами ракеты утилизировались на российских заводах. Шахтные пусковые установки были ликвидированы в апреле 1995 года методом подрыва.

Таким образом, к середине 90-х годов полностью завершилась ликвидация ракетно-ядерного оружия РВСН, оказавшегося в результате распада СССР за пределами России.

Неоценима роль в решении этой задачи Главнокомандующего РВСН генерал-полковника И.Д. Сергеева (с 1997 года — Министра обороны РФ, маршала РФ). В этот период он проявил себя твердым и последовательным администратором, отличным хозяй-

ственником, не только сохранившим управляемость войсками в период потрясений, но и сумевшим при дефиците финансовых ресурсов создать условия для их перевооружения. Основой группировки ракетных комплексов РВСН должен был стать ракетный комплекс «Тополь-М» двух вариантов базирования: стационарного (шахтного) и мобильного (грунтового).

Было обеспечено возрождение российской кооперации промышленности боевого ракетостроения. Для завершения работ по созданию «Топо-ля-М» в феврале 1993 года Указом Президента Российской Федерации утверждена новая российская кооперация во главе с Московским институтом теплотехники, уточнены тактико-технические требования, определены порядок, сроки испытаний и постановки комплекса на боевое дежурство.

Первый полк ракетной дивизии в городе Татищево Саратовской области с ракетами «Тополь-М» в шахтном варианте базирования заступил на боевое дежурство в декабре 1998 года. В декабре 2006 года в Тейковской ракетной дивизии на боевое дежурство заступил первый в РВСН ракетный

полк с ракетами «Тополь-М» подвижного грунтового базирования.

После кризиса и распада в 90-х годах российская ракетная кооперация с начала XXI столетия вступила в период возрождения и приобретения нового современного качества. Несмотря на сложность экономических условий, удалось в короткие сроки организовать чисто российскую кооперацию предприятий промышленности по созданию стратегических ракетных комплексов нового поколения стационарного шахтного и подвижного грунтового способов базирования. В кооперацию были привлечены около 500 предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса, способных создать ракетные комплексы, отвечающие новым военно-стратегическим требованиям по обеспечению военной безопасности России.

Эти мероприятия позволили в 90-е годы прошлого столетия сохранить на необходимом уровне ракетно-ядерный потенциал РВСН, способный и сегодня обеспечить национальную безопасность России и стратегическую стабильность в мире.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. URL: continent-online.com (дата обращения: 17.04.2021).

2 Указ Президента СССР о создании в Вооруженных Силах СССР Стратегических сил сдерживания от 12 ноября 1991 г. № УП-2846. URL: libussr.ru (дата обращения: 19.04.2021).

3 Максимов Ю.П. Записки бывшего главкома стратегических. М.: РВСН, 1994. 290 с.

4 Беловежские соглашения/ URL: ru-wikipedia.org (дата обращения: 25.04.2021).

5 Соглашение от 30 декабря 1991 г. между государствами — участниками СНГ по

Стратегическим силам. URL: normativ. kontur.ru (дата обращения: 13.05.2021).

6 Стратегические ракетчики России / под ред. Н.Е. Соловцова. М.: Голос-пресс, 2004.

7 Соглашение от 14 февраля 1992 г. между государствами — участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей URL: normativ. kontur.ru (дата обращения: 17.05.2021).

8 По страницам истории. Лиссабонский протокол. URL: kir-bor.livejournal. com (дата обращения: 18.05.2021).

9 Максимов Ю.П. Записки бывшего главкома стратегических.

10 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.