Научная статья на тему 'Сохранение и трансляция исторической памяти: устные источники в музейном проектировании'

Сохранение и трансляция исторической памяти: устные источники в музейном проектировании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение и трансляция исторической памяти: устные источники в музейном проектировании»

ОТ. Кузнецова, г. Новосибирск

Сохранение и трансляция исторической памяти: устные источники в музейном проектировании

Устная история - одно ж направлений современных социальных наук, позволяющее исследовать и соотносить личные биографии и частные истории с большой историей страны через собирание и анализ интервью, воспоминаний л юл ей о прошлом, свидетелями которого они являлись, Устная история возникла как попытка рассказать то, что не было зафиксировано в письменных источниках, предоставить право голоса людям, не попавшим к письменные хроники* Исторический нарратив предоставил возможность пе только расширить пред-давление об известных событиях и выявить новые исторические факты, но и обнаружить их образы, запечатленные к сознании людей.

Обращаясь к прошлому через источники ус гної о происхождения, исследователь ста гкнвастся с проблемами, связанными с субъективностью и избирательностью человеческой памяти* взаимосвязанно-стыо представлений о прошлом с системой ценностей настоящего, достоверностью устных свидетельств, соотношением индивидуальных и общекультурных концепций прошлого, ролью самого исследователя в процессе конструирования нарратива.

Устная история интересна для нас и как возможность выявить некую преемственность и механизм отождествления, самоидентификации как отдельного человека, гак и коллектива, Актуальность исследований в этом направлении усиливает пол иди с цишш парность применяемых методов для изучения социальных аспектов человеческой лея гельноегн [7Т с. 28].

Значительный потенциал устной истории заложен в музейной деятельности. Основная функция музея связана с репрезентацией образов прошлого, выступающих в контексте важных элементов ео-

-67-

iшального, политического, этнического, конфессионального сознания и самоидентификации человека. Музейные коллекции, тематические выставки исторического характера вполне ло1 ично рассматривать как конструирование исторической реальности.

Главная ценность устной истории для изучения бытовой повседневности видится в ее способности воссоздать многообразие мнений, неоднозначность от ношения к проышому в сознании людей [5* с, 130]. Зта творческая работа охватывает те образы прошлою, которые ужи обрели социальную значимость. Еще К. Ясперс замечал, что история не завершена и таит в себе бесконечные возможности, и новые факты открывают н прошлом «не замеченную нами раньше истину» [8, с 276].

[fa примере историко-культурного проекта «900 дней братства» и выставки «Душа Ленинграда», открывшейся 8 сентября 2011 года в Музее города Новосибирска, можно проанализировать практику сбора, интерпретации и использования устных материалов в музейном проектировании. Одним из главных направлений и приоритетов при подготовке материалов к выставке был Опрос людей, проживавших в годы блокады в Ленинграде, и эвакуированных жителей Ленинграда, а также людей, работавших в сфере культуры в период эвакуации культурных ценностей в Новосибирск. Особой целевой группой опрашиваемых стали новосибирцы, посещавшие концерты, спектакли, лекции специалистов из эвакуированных учреждений культуры порода Ленинграда: симфонический оркестр филармонии под управлением Е.А. Мравинского, Ленинградский государственный ордена Трудового Красного знамени академический театр драмы имени А.С, ПулIкина.

Проект посвящен исследованию взаимодействия и трансформации коллективной и индивидуальной памяти о блока;!с на протяжении жизни нескольких поколений ленинградцев и новосибирцев. Вызванная обстоятельствами ситуация взаимодействия жителей двух городов, Ленинграда и Новосибирска, стала уникальным и истории примером сосуществования и переплетения разных культур, получающих импульс взаимообогащения.

Приоритетными темами проекта дней братства» стали: образ блокады в воспоминаниях жителей Ленинграда и Новосибирска, образ блокады в музеях и памятниках, образ блокады в геа гре и музы-68—

кс, история блокады и обороны Ленинграда, истории формирования памяти о блокаде.

На первом этапе была проведена рабога по выявлению круга возможных респондентов и установлены контакты с общественными организациями Новосибирска, такими как «Блокадник», руководителем которой является Лариса Николаевна Евдокимова» а также осуществлены поездка и Санкт-Петербург и знакомство е президентом Международной ассоциации общественных организаций блокадников га-рода-героя Ленинграда Валентиной Ивановной Леоненко.

Создана коллекция интервью (более 20 единиц) в аудио и видео, а также текстовом формате. Среди респондентов были люди, как нахо-диашиеся в Ленинграде во время блокады, так и те, которые были эва~ куированы в Новосибирск, Возрастная выборка охватила как взрослых, так и детей б. юкадьт Вторым этапом подготовки к выставке был сбор интервью со вторым поколением ленинградцами, знающими о блокаде не из личного опыта, а но рассказам родителей-блокадников и из іруї их источников.

Выли опрошены сотрудники культурных учреждений: Г,Я, Каль-ницкая - генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»; Л.В. Бордовская главный хранитель Государственного музея-заповедника «Царское Село»; ПД, Ходасевич старшин научный сотрудник Государственного му *ея-заповедника «Царское Село»; Л.В, Морилова методист музея ОАО «Светлана»; ТО.К. Быстров помощник генерального директора ОАО «Светлана»; Д.И. Соллер-іиаский музыковед, сын И.И. Соллертинсшго; В.Э. Первак- главный специалист по режимам хранения и экспонирования музейных предметов Государственного этнографического музея. Нами были выбраны именно эти специалисты, ло ї ому что они обладают достоверным, а в ряде случаев и эксперт ным знанием об эвакуации культурных ценное гей, театров и предприятий в Новосибирск. С использованием этих интервью был снн'Г фильм «Культура, сбереженная сибиряками», используемый в выставочном проекте «900 дней братства».

По сути интервью касалось описания проблем военного времени к главном центре эвакуации страны. Интервью охватило такие бытовые сюжеты о повседневности военного Новосибирска, как взаимоотношение жителей двух городов, культурная жизнь города Новосибирска, размещение эвакуированных культурных ценностей,

-69-

предприятий. П. Томпсон писал, что совместные^ групповые проекты являются неразрывным сплавом «исследования и преподавания, в результате повышающего качество и того и другого» [6, с. 74].

Расширенная коллекция интервью с жителями блокадного Ленинграда и сотрудниками культурных учреждений находится в архиве Центра устной истории музея города Новосибирска. Для удобства работы с коллекцией подготовлены личные карточки респондентов.

Практика интервьюирования показала взаимодействие жителей двух поколений, двух городов с разными культурами и мента литетом, но общими духовностью, отзывчивостью и опытом противостояния сложностям. Проект продемонстрировал^ как устная история соединяет прошлое и будущее, прослеживает преемственность поколений. Реконструкция исторических событий становится плодом совместных усилий* когда молодое поколение прислушивается к голосу старшего. Духовный мир человека, его ценности, традиции, стереотипы, страхи и надежды (реализованные и неоправданные) открываются посредством опроса информаторов. Подобная форма взаимоотношений в деятельности Музея города Новосибирска позволяет формировать уникальные первоисточники по культуре общества.

Использование в музейном проектировании устных материалов позволяет открывать и освещать новые факты исторического прошлого. Устные свидетельства изначально субъективны [3, с, 39], 13 этом состоит их особенность и главное достоинство, открывающие возможности приближения к осмыслению людьми своей истории, повседневной жизни, выявления особенностей менталитета.

Устная история демонстрирует изменчивый характер оценки людьми событийного ряда в зависимости от времени, общественной ситуации, а также позволяет наблюдать, как одни трактовки событий подавляются, а другие начинают доминировать. Память о прошлом -дело эмоциональной привязанности, культурной работы [2, с. 34].

Для историко-культурного проекта «900 дней братства» историческая память отдельной личности или семьи, вписанная в историю блокады, наполненная эмоциональностью повседневности (как положительной, так и отрицательной), личными и коллективными мировоззренческими стандартами и ценностными ориентирами, стала основополагающим источником.

-70-

В повествовании информаторов о своей жизни ярко проявляются те стороны жизни, которые не отразились или практически отсутствуют в других вилах источников. Речь идет о возможности с их помощью изучать бытовую повседневность, менталитет, духовный мир человека XX века. Источпиковый корпус документов личного происхождения (дневниковых записей, мемуаров, писем, хроник), которые позволяют изучать актуальные аспекты исторического знания, в исторических архивах представлен достаточно слабо.

Центр устной истории в данном случае выполняет не с колько функций. Во-первых, лаборатории, представляя материал для иллюстрации прошлого и настоящего заданного времени и пространства. Во-вторых, функции школы, вовлекая жителей в дея-тельностъ по сохранению воспоминаний старожилов, творческой переоценки настоящего и прогнозированию своего будущего. Студентам и школьникам открывается реальная возможность почерпнуть из еще живого прошлого никому ранее не доступные данные. Студенты могут приблизиться к захватывающему, творческому процессу. В-третьих, дает возможность реальной практики и профессионального развития методик устной истории и интерпретаций полученных материалов.

В целом коммуникация в широком смысле - одна из наиболее существенных особенностей культуры. Использование устных источников в музейном проектировании как метод исторического знания сегодня приобретает актуальный и эффективный характер, проявляющийся во многом благодаря особенностям методики сбора и интерпретации интервью. В некоторых реализованных и инициируемых проектах Музея города Новосибирска, как. например, «900 дней братства», «Игрушка детства моего», «Судьба и город» экспериментальным методом удалось связать воедино различные теоретические положения устной истории и практический опыт их создания.

В мировой практике акцентирование внимания на устном истопнике наиболее перспективный вид сохранения и трансляции коллективной исторической памяти. Интерпретация устных источников ориентирована не только на представление фактов, но и на их понимание, Это связано е освоением методов интерпретации историческою и культурного наследия, основанных на новом гуманитарном

—71—

знании, на изучении человека, сю взаимоотношении с обществом, семьей, государством. Целью становится познание исторического процесса через человека, через проникновение в повседневные условия его существования. Использование устно-исторических хроник в музейном проектировании дает интересные результаты в создании нетрадиционных форм интерпретации устных источников и освоении культурного пространс! ва.

Литература

1. Архив Центра устной истории МБУК Музея города Новосибирска. Коллекция: Санкт-Петербург-2011-01-20.

2. Ассман, Я, Культурная память: Письмо, память о прошлом и

политическая идентичность в высоких культурах древности Я« Ассман. М,: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

3. Портелли, А, Особенности устной истории / А. Портелли // Хрестоматия по устной истории. - СПб.: Изд-во Г:вроп. ун-та в С.-Петербурге, 2003* - 396 с.

4. Розенталь, Г Реконструкция рассказов о жизни; принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью Г. Розенталь // Хрестоматия по устной истории, СПб,: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2003. - 396 с.

5. Румянцева, М.Ф. Новая локальная история в проблемных полях современного гуманитарного знания М.Ф. Румянцева Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после «постмодерна»: со* материалов научной конференции 28-29 апреля 2005 г - М.: ИВ И РАН, 2005. - 156 с.

6. Томпсон, /7. Голос прошлого. Устная история / П. Томпсон; пер. с англ. — М.: Весь мир, 2003. - 367 с.

7. Там пеон, 77. Семейный миф, модели поведения и судьба человека / П, Томпсон; пер. с англ. // Хрестоматия по устной истории. -СПб.: Изд-во ^вроп. ун-та в С.-Петербурге, 2003. - 396 с.

8. Хальбвакс, М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс. М.: Новое издательство, 2007. - 348 с*

9. Ясперс, К Смысл и назначение истории К. Ясперс. - М.: Республика, 1994.-452 с.

-72- 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.