Научная статья на тему 'Сохранение и развитие традиций и обычаев Стародубского казачества в XVIII веке'

Сохранение и развитие традиций и обычаев Стародубского казачества в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
356
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / COSSACKS / СТАРОДУБСКИЙ ПОЛК / STARODUB REGIMENT / СТАРОДУБСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА / HISTORY OF THE COSSACKS / THE COSSACKS OF STARODUB

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзюбан В.В.

Статья посвящена исследованию проблемы казацких традиций и казачества в целом как особого сообщества в культуре и истории Малороссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problem of the Cossacks and Cossack traditions in general, as a special community in the culture and history of Little Russia

Текст научной работы на тему «Сохранение и развитие традиций и обычаев Стародубского казачества в XVIII веке»

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ СТАРОДУБСКОГО КАЗАЧЕСТВА В XVIII ВЕКЕ

В.В. Дзюбан

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы казацких традиций и казачества в целом как особого сообщества в культуре и истории Малороссии.

Ключевые слова: казачество, Стародубский полк, Стародубское казачество, история казачества.

Summary. The article analyzes the problem of the Cossacks and Cossack traditions in general, as a special community in the culture and history of Little Russia.

Keywords: the Cossacks, Starodub regiment, the Cossacks of Starodub, history of the Cossacks.

В последние годы в России происходят изменения, охватывающие все сферы жизни общества, что требует пересмотра многих из устоявшихся феноменов. В полной мере это относится к Казачеству.

По культуре и истории казаков написаны тома литературы, но до сих пор ученые практически не обращались к вопросу о том, насколько вообще справедливо объединение различных групп казаков в рамках одной конструкции «казачество»? Можно ли рассматривать как единый феномен донских казаков эпохи позднего Средневековья и уссурийское, забайкальское казачество рубежа двух прошлых столетий, запорожское «лыцарство» и «Игнат-казаков», казаков Московской Руси, относящихся к категории «служилых по прибору», и «воровских казаков» Ивашки Заруцко-го, «советских казаков» и участников коллаборационистских частей и соединений? Таким образом, о казачестве

можно говорить только в контексте времени и истории. С этой точки зрения весьма актуальным представляется скрупулезная работа по типологизации существовавших и ныне существующих казачьих сообществ, определение общего и особенного в их истории. Очевидно, что работа по уточнению самого понятия «казачество», а также его типо-логизации еще только начинается. Но очевидно и другое: без четкого понимания, о каком из казачьих обществ ведется разговор в каждом конкретном случае, мы не приблизимся к адекватному пониманию феномена казачества.

Стародубский полк - административно территориальная и войсковая единица Малороссии, во времена гетманщины существовавшая с середины XVII в. до 1781 г. Полковой город - Стародуб.

Стародубский полк был самым обширным из всех десяти полков Малороссии, являлся крупнейшим поставщиком на внешний рынок пеньки, ко-

255

256

нопляного масла, меда, воска. Датой отсчета стародубских казаков можно считать 1589 г. [1, с. 40].

Письменных памятников о древностях казачества очень немного, да и те разбросаны по разным, мало изученным, русским и иностранным архивам и библиотекам; доступные же изучению русские летописные сказания говорят о казачестве весьма сбивчиво, а в большинстве случаев о том замалчивают.

В настоящее время развивающееся движение казачьего возрождения является неотъемлемой частью становления структуры современного общества и российской государственности, в связи с чем чрезвычайно важно обладать знанием механизма его специфической эволюции и исторической судьбы. К анализу массива источников следует подходить с позиций достоверности, чтобы не впасть в крайности и однобокость, часто диктуемые идейно-политическими соображениями периодов смены общественного строя. Сказанное диктует настоятельную необходимость реконструировать полную и объективную картину его эволюции.

Создать новые казачьи традиции, которые были бы приняты всеми, чрезвычайно трудно, ибо традиции -это нечто общепринятое, привычное, достойное, уважаемое, как нравственные неписанные законы, они становятся действенными только тогда, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Единомыслия в обществе не бывает -это утопия. Взаимное непонимание бывает искренним, а заблуждение - не всегда злонамеренным. Поэтому нужно вдумываться в значение затертых до банальности слов и терминов. Иначе разговор о казачьих традициях пре-

вращается в пустопорожнюю болтовню, где идет сплошная подмена понятий и их подтасовка, а пафосность и истеричность произносимых слов не прибавляет убедительности. Поэтому не надо стесняться по несколько раз объяснять и повторять очевидное. Истины всегда банальны, оттого они и зовутся «истинами». Начать описание казацких традиций стоит с того что было центральным в жизни казака.

Несмотря на полную веротерпимость казаков, на постулат о том, что «каждый волен держать свой закон», основу казачьей духовной жизни составляло Православие, и вне Православия никакое казачество существовать не могло. Именно ему оно обязано своим возникновением и тем, что выжило и сохранилось до наших дней. Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою -через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя - мы казаки!

Действительно, каждый казак, будь это самый бедный казак или гетман, считал своей обязанностью оберегать веру Православную. Яркий пример этого в описании событий 1693-1725 гг. приводит Лазаревский, когда монахини

девичьего Успенского монастыря, в 1693 г., ввиду бедности просили гетмана Мазепу дать им место для монастыря в г. Стародубе. Ответ не заставил себя ждать, и уже в августе того года пришло разрешение гетмана Мазепы, а также благословление архиерея Феодосия Углицкого: «Похваляючи доброе к размножению хвалы божой усердие и набожность еи мил. п. Марии Сулимовой Семеновой, которая з своего власного фольварку стародубовского названного Печеники, монастырь паненский восхотела мети и в нем церковь на честь Богу фундовати умислила ,позволяем и благословаляем, абы тое богоугодное дело зачинало и скутком добрым совершало ...Щож без наставници и без пил-ного дозора быти не может, прето вручаем тот дозор, а праве даем уряд игуменства . в летах дозрелой, честной инокине Анфисе Липницкой. Даем ее волию сестер до означенного монастыря збирати и желаючих иночества, при-ймити, благих в любви имети, непослушных здесь карати.. » Кроеме хутора Печеники, который получил монастырь от гетмана мазепы, монастырь в 1715 получил слободу Шапочку от Жо-равки, казака имевшую дурную славу в Стародубе [2, с. 174-175].

Каждый казак обязан был ходить в церковь и знать молитвы, особенно Начальную молитву, Царю небесный, Отче наш и некоторые другие. Одну из таких молитв, где упоминается казачество, стоит привести: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты есть Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир спасти грешных, из них же первый есмь я.

Еще верую, что по неизреченной милости Твоей ты простишь прегрешения наши и гнев Твой праведный претворишь в милость и святой Вере нашей Христовой не дашь погибнуть

от козней Антихриста и возвеличишь ее по всей земле.

Не на разбой и грабеж я поднял меч свой, не на обиду и притеснения слабых и угнетенных предпринял великий ратный подвиг мой, но в твердой вере в правоту великого дела - отстаивания святости и неприкосновенности жизни человека, его религии и убеждений, его достояния и права на свободный и любимый труд и плоды его, дабы привольно и радостно и по Закону Божьему жилось и сильному и слабому, и казаку и крестьянину, и труженику всякому на всей обширной земле его! И не зло, не зависть, но мир и любовь и единение да царствуют среди сынов России! Господи сил, с нами будь! Десницею Твоею крепче булата соедини Всероссийское Казачество! Пусть Тихий Дон и Яик, Бурный Терек, Кубань Многоводная, Астраханское и Оренбургское Войска, и за Уральским хребтом, за рекой Иртышом все братское».

Православие было основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это была «философия войны». Но Православие не в абсолютно каноническом смысле, а в непосредственном, личном взаимоотношении человеческой души и Создателя, причем с примесью языческого мировосприятия, связанного с Высшими силами природы исходящими от воды и степи. Веру рассматривали, как совершенное духовное состояние, стоящее выше сознания, ни с чем, не сравнивая, только говоря: «Либо вера есть, либо ее нет!». Казаки в силу своей религиозности были народом без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не лю-

257

258

били и дела решали скоро и справедливо. Ложь казаки презирали, и уважение лгунам не оказывали. Ложь для казака была позором, что подтверждает исключительный случай, когда в 1719 г. вышедшие из терпения полчане подали гетману против на Стародубского полковника Жоравку общую жалобу и составили обвинительный акт, указав на его жестокость, насилие над казаками, не исключая лиц, пользовавшихся в полку всеобщим почетом. Преемник Мазепы гетман Скоропадский, видя, что этому делу уже нельзя помочь «трактатами», передал его генеральному суду. Таким образом, поступки полковника должны были быть осуждены по закону, а не по милостивому рассмотрению гетмана.

Суд выдвинул против Жоравки больше 20 пунктов обвинений, некоторые из которых стоит привести здесь подробнее как отражавшие в себе характерные черты тогдашнего быта. Решение озаглавлено так: по предложению гетмана, «слухана была справа пред судом войсковым енераль-ным, полчан стародубских, через панов Афанасия Покорского, Андрея Гу-довичка и Николая, бывшего сотника сердюцкого, знатных товарищей войсковых, з стороны козацкой; а з стороны поспольства - через панов Григория Отвенского, писаря майстратово-го, и Исаака Расенка райцу тамошнего, в своих и всего полку обидах, тяжестях и долеглевостей, скаргу занесших на пана Лукьяна Жоравку, полковника стародубовского». - Пункты обвинения были поставлены следующие: «П. полковник стародубовский известившися о том, что стародубов-ские полчане, за розние обиды, согла-шившиеся з собою, так козацкий, яко и посполитий народ спорядили на

него чолобитуную и своими руками поподписувалися: первие п. Георгия Отвеновского при оборонно уневер-сале рейнментарском майстратове пи-сарство отправуючого, велел в козац-ком шелвазе ланцугом до лави прико-вати, а оттоль в двор свой казал привести и пострашивши киями, ассеку-рацию от него, Отвеновского, вытягл усыловне в якой - негде на него, п. полковника, обовязался не супплеко-вати. Потом, п. Андрея Гудович, тож не подкомандного своей полковничой власти але в компуте товариства бунчукового войску запорожскому служа-чого, велел своему дворовому господа-реве Шаркевичу, зловити и придержа-ти, жебы не ехал до Глухова з жалобою на него, п. полковника, леч Гудович одозвавшиеся з тим, же едет до ясно-велможного, зостал волен и не бран до вязеня. Також Николая, бывшего сотника сердюцкого, за тое, що подписался на общие скупплеце и наме-рал своей власний грунт по нужде про-дати держал п. полковник в вязеню окованного, недель три, до якого при-силал своего помянутого господаря дворового Шаркевича, которий по щокам кулаком бил Николая.

Потом з вязеня в двор свой при-продавши, сам п. полковник тростиною бил, а на остаток еше киями велел як хотя бити и здоровю увечил. Коней арматских полковничье слуги позаез-жали, отчого четверо коней здохло; а порох за нерадением п. полковника в цекгавзе полковом у весь уневец поно-совался; а тое все з тих мир деется, же барзей дбает о свое приватное добро нежели о посполитстве».

Допрошенный судом по порядку пунктов обвинения и под угрозой тюремного заключения Жоравко против каждого собственноручно писал отве-

ты. Против первых шести пунктов обвиняемый отвечал, что - «правда», причем добавил: к пункту 4-му, что «за лоб Машкевича узял, а лист рейматер-ский а лист не з умыслу, а неумислие»; к пункту пятому, что «слуга его полковничий Федор за побой п. Гудовича не наказан, однак наказати и скарати готов»; по пункту 7-му не сознался, и следствием было выяснено, что пеньку свою полковник посылал в Кенигсберг в 1713 г., а запрещение последовало только 1714 г. По остальным пунктам Жоравко сознался полностью или частично, но обязывался все открывшиеся непорядки устранить, а потерпевших вознаградить. Жоравко был приговорен к полугодичному заключению в тюрьме, а сведений о последствиях апелляционной жалобы Жоравки нет, и быть не могло, так как летом в том же 1719 г. Жоравка умер - вероятно, от испытанных им тревог [2, с. 60-68].

События 1719 г., описанные Лазаревским, дают понять, что даже самый жестокий и своевольный полковник Малороссии не мог лгать перед судом, даже под угрозой тюремного заточения, что в то время было исключительной мерой наказания чиновников в Стародубе. Не стал полковник и пятнать свою честь, что было особенно важно для казака. При этом существовало понятие не только мужской, но и женской чести - чести казачки, по чести и поведению женщины мерились честь и достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (Священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев: мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские, равно

как никто не имел права вмешиваться в дела семейные. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью, и считалось позорным, если мужчина занимался женскими делами.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее - ибо женщина - будущее твоего народа. Узы брака были святыми для казаков. Женились один раз в основном в семнадцать - двадцать лет. Разводы среди казаков были очень редки. Исходя из событий, описанных Лазаревским в книге «Полк Стародубский», можно заключить, что измена жены отожествлялась с тягчайшим преступлением. «.вдова Миклашевского Евдокия Васильевна, дочь лубенского полковника Савича, была личностью небезызвестной в Малороссии по приключившемуся с ней в молодости "прегрешению"». Миклашевский женился на ней в начале 1724 г., а в мае следующего года должен был идти в так называемый Гилянский поход и надолго оставить жену с полугодовалым сыном первенцем. Молодая жена более двух лет оставалась без мужа, в одиночестве, потому что в это время матери Миклашевского уже не было в живых. Вернулся Миклашевский из похода лишь осенью 1727 г. И нашел, что "честь дома его была нарушена". Оказалось, что жена его, "оставшаяся в доме, в Стародубе, свалявшися с некоторым своим же служителем, прижила блудно двое детей, из которых одно родилось без мужа, а другое - уже по возвращении мужа". Миклашевский немедленно отослал жену к ее матери, где она и родила второго ребенка, а сам обратился к тогдашнему черниговскому епископу Жураков-скому с просьбой о разводе; но от епископа Миклашевский «не получил резолюции, хотя жена его и налично повинилась перед архиереем в том своем

259

ВЕК

260

прегрешении». Хлопотал Миклашевский о разводе потом и в синоде, но безуспешно. После Миклашевского, умершего в 1740 г. остался сын Павел, родившийся в 1725 г., и дочь Ульяна; какая это была дочь - неизвестно, но называлась она Миклашевской. Было ли забыто оскорбленным мужем "прегрешение" жены - не знаем, но людская молва этого греха не забывала и по временам подымала занавесу прошлого. Как видим честь у казачки была не менее важна, чем у мужчин» [2, с. 123-124].

В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, казачество привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. Какую жизнь будут строить казаки в будущем? Одноэтажную с садом-огородом или многоэтажную с лифтом? Будут ли они жить в своем курене большой семьей или ютиться в многоквартирном доме, в котором живут сплошь люди-одиночки? Обойдутся ли бараком, кое-как сляпанным из гнилых досок, с печкой-буржуйкой, где для счастья нужен лишь индивидуальный сарайчик для дров да минимальные "удобства" во дворе?

Казакам, разбредшимся по всей России и по землям ближнего и дальнего зарубежья, пора возвращаться на земли казачьего Присуда. Принятый в 1991 г. «Закон о реабилитации репрессированных народов», а также Указ Президента РФ о реализации данного закона заложили основу законодательной базы для развития казачества как особой этнической и социальной группы, сохранения и воспроизводства казачьей культуры.

Параллельно с развитием мероприятий по возрождению казачества происходило формирование и развитие казачьих обществ. В 1995 г. с выходом Указа Президента РФ за казачьими обществами, включенными в государственный реестр, была законодательно закреплена функция несения государственной и иной службы. В 2005 г., после принятия Закона о государственной службе российского казачества, это направление процесса казачьего возрождения становится приоритетным для государственной политики и казачьих обществ. Тогдашний Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», которая представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности федеральных органов и муниципальных образований в отношении казачества на территории Российской Федерации. Казачьи общины и реестровые войсковые общества - это две основные формы развития казачества. Но цель у них одна - служение своему Отечеству.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рыков Ю.В. История Стародубского казачества // Инновационные методы и модели социально-экономического развития аграрного комплекса казачьих объединений: Сб. науч. трудов № 7 / Отв. ред. Э.А. Шпинько. - М.: МГУТУ, 2011. - 326 с.

2. Лазаревский А.М. Описание старой Малороссии. - Т. 1: Полк Стародубский. -Изд-е 2е. - Белые Берега; Группа компаний «Десяточка», 2008. - 560 с.

3. Алмазов Б.А. Казаки. - СПб.: «ДИАМАНТ», 1993. - 87 с.

4. Савельев А.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2004. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.