Научная статья на тему 'Сохранение и развитие региональных языков: мотивация'

Сохранение и развитие региональных языков: мотивация Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
329
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / REGIONAL LANGUAGE / MOTIVATION / LANGUAGE POLICY / EDUCATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мустафина Джамиля Насыховна, Ганиева Гульнара Рамилевна, Мустафина Лилия Рашидовна

Статья посвящена одной из актуальнейших социолингвистических проблем современного языкознания – реализации языковой политики в условиях глобализационных и других процессов, происходящих в обществе. Статья раскрывает природу и структуру мотивации изучения регионального языка и владения им в контексте современных условий существования и развития региональных и миноритарных языков. В рамках статьи авторы водят ряд новых социолингвистических понятий и дают собственные определения существующим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation and Development of the Regional Languages: Motivation1KFU Institute, Naberezhnye Chelny

The article considers one of the most actual sociolinguistic problems of contemporary language studies – language policy within the globalization and other processes in the society. The paper studies the nature of motivational processes in learning of regional languages in the context of contemporary conditions the minor and regional languages are placed nowadays. Authors introduce a number of new sociolinguistic terms and present their own definitions of the existing terms.

Текст научной работы на тему «Сохранение и развитие региональных языков: мотивация»

УДК 323:94(470.41)

ББК 81.2 Мустафина Джамиля Насыховна

доктор филологических наук, доцент

кафедра иностранных языков Набережночелнинский институт КФУ г. Набережные Челны Ганиева Гульнара Рамилевна кандидат филологических наук кафедра иностранных языков Нижнекамский химико-технологический институт г. Нижнекамск Мустафина Лилия Рашидовна аспирант кафедра иностранных языков Набережночелнинский институт КФУ г. Набережные Челны Mustafina Jamla Nasyhovna Doctor of philological sciences,

Docent

Foreign Languages Department of KFU Institute Naberezhnye Chelny Ganieva Gulnara Ramilevna PhD in philology Foreign Languages Department of Nijnekamsk Chemistry and Technology Institute

Nijnekamsk Mustafina Lilia Rashidovna Post-graduate,

Foreign Languages Department of KFU Institute Naberezhnye Chelny muss jane@mail.ru

Сохранение и развитие региональных языков: мотивация Preservation and Development of the Regional Languages: Motivation

Статья посвящена одной из актуальнейших социолингвистических проблем современного языкознания - реализации языковой политики в условиях глобализационных и других процессов, происходящих в обществе. Статья рас-

крывает природу и структуру мотивации изучения регионального языка и владения им в контексте современных условий существования и развития региональных и миноритарных языков. В рамках статьи авторы водят ряд новых социолингвистических понятий и дают собственные определения существующим.

The article considers one of the most actual sociolinguistic problems of contemporary language studies - language policy within the globalization and other processes in the society. The paper studies the nature of motivational processes in learning of regional languages in the context of contemporary conditions the minor and regional languages are placed nowadays. Authors introduce a number of new socio-linguistic terms and present their own definitions of the existing terms.

Ключевые слова: региональный язык, мотивация, языковая политика, образование, глобализация

Key words: regional language, motivation, language policy, education, globalization.

Языковая политика на современном этапе развития мира в целом приобретает новые характеристики и условия реализации. Принципы и подходы, используемые в языковом планировании РФ и ее регионов, в отношении региональных языков в последние два десятилетия утрачивают свою эффективность в контексте актуальных тенденций в политической, социально-экономической и культурной сферах. Глобализационные процессы, проникающие в основные сферы развития общества, в первую очередь ставят под угрозу мотивацию изучения и владения региональными или миноритарными языками. Именно глобализационные тенденции остро ставят вопрос о поиске новых путей поддержки и развития региональных и миноритарных языков как с опорой на действующую нормативную базу, так и в контексте предложений по гармонизации федерального законодательства с языковыми и культурными потребностями регионов. В ходе планирования языковой политики в данном контексте занимает функциональная сторона языка. Развитие функциональной мощности регионального языка - острая и актуальная проблема. Этот процесс взаимосвязан и взаимозависим со многими явлениями, что требует синергетического подхода к языковому планированию.

Вопрос мотивации - один из ключевых в процессах планирования и реализации языковой политики. Для ясного понимания данного аспекта, необхо-

димо дать определение термину мотивация в контексте изучения и владения региональными языками.

Впервые термин «мотивация» был употреблен А. Шопенгауэром[8]. Теория мотивации в рамках психологической теории деятельности разрабатывалась А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Ключевым аспектом здесь выступает мотив, который А. Н. Леонтьев определил как «опредмеченную потребность»^]. Мотивацию определяют по-разному. В. К. Вилюнас назы-

вает мотивацией совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [3]. К. К. Платонов обозначает этим термином совокупность мотивов [7]. Таким образом, в исследовании определено, что в качестве мотивации изучения и использования регионального соофициального языка выступает комплекс мотивов, побуждающих либо к сознательной деятельности по овладению этим языком, либо к сознательному выбору данного языка в качестве средства коммуникации.

Для определения факторов, влияющих на повышение мотивации изучения и владения языком, рассмотрим типы возможных мотиваций и разработаем структуру мотивационных процессов. Мотивацию по степени интенсивности условно можно разделить на мотивацию сохранения и мотивацию достижения. Первый тип предполагает гораздо менее интенсивную деятельность, чем второй, когда мотивация обусловлена желанием достичь поставленных целей. Очевидно, что для овладения языком требуется именно мотивация достижения. Следовательно, владение языком должно быть неотъемлемым условием достижения жизненных целей. Создать такую мотивацию возможно в рамках реализации языковой политики. В Каталонии, автономии Испании, языковая политика направлена на формирование мотивации достижения посредством законодательно закрепленных требований по владению каталанским языком для граждан, работающих в определенных сферах. Подобные инициативы входят и в Государственную программу Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков РТ и других языков в РТ на 2004 - 2013

годы. В части документа, где представлено нормативно-правовое обеспечение программы, прописана разработка положений, регламентирующих использование государственных языков Татарстана в делопроизводстве, потребительской сфере, запланирована разработка перечня должностей народного хозяйства и органов государственной власти РТ, подлежащих аттестации на знание двух государственных языков РТ, и изменений в квалификационных требованиях и должностных инструкциях для применения двух государственных языков РТ в работе [4]. Однако современным федеральным и республиканским законодательством [6] не предусмотрена аттестация работников народного хозяйства и органов государственной власти на знание двух государственных языков Татарстана. Данный факт усложняет формирование второго типа мотивации -достижения - посредством языковой политики. Единственным фактором повышения внешней мотивации в таких условиях, очевидно, выступает материальная стимуляция использования двух государственных языков в ходе профессиональной деятельности. Степень устойчивости мотивации основана на собственных потребностях и нуждах человека, следовательно, введение в личные интересы граждан владения региональным соофициальным языком способствует укреплению устойчивости мотивации. Мотивация достижений является частью внешней мотивации, обусловленной внешними факторами и обстоятельствами, побуждающими человека к деятельности и выбору. Этот тип мотивации в контексте изучения регионального языка наиболее характерен для нетитульного населения, для которого соофициальный язык региона не является родным. Устойчивая внешняя мотивация способна повысить демографическую мощность языка среди нетитульного населения, что, в свою очередь, приближает языковую ситуацию к «симметричному билингвизму»[1] или «паритетному двуязычию» [2]. Этот тип мотивации довольно сложен в формировании на современном этапе, однако опыт европейских государств (Испания, Швейцария) доказывает возможность ее развития. Наиболее перспективным типом мотивации изучения региональных языков и владения ими в современ-

ных условиях является внутренняя мотивация, или самомотивация. Однако по своей сущности она может развиться преимущественно у титульного населения. Внутренняя мотивация основывается на собственных психологических потребностях человека и во многом опирается на чувство долга. Внутренняя мотивация владения родным языком развивается параллельно с национальным самосознанием, формированием национальной идентичности и патриотизма. Она является частью процессов развития личности, то есть составляющей сферы воспитания, и тем самым неразрывно связана с образованием. Процесс формирования внутренней мотивации владения родным языком сопоставим по времени с формированием личности. Таким образом, создать внутреннюю мотивацию гораздо сложнее, чем внешнюю. По своей устойчивости они несопоставимы. Вместе с изменением содержания внешних мотивирующих факторов в ту или иную сторону меняется и внешняя мотивация. Однако устойчивую, развитую внутреннюю мотивацию практически невозможно уничтожить. Высокая внутренняя мотивация титульного этноса, основанная на собственных потребностях знать и использовать родной язык, - один из наиболее значимых поддерживающих параметров развития регионального языка. Процесс формирования внешней и внутренней мотивации изучения языка в исследовании был разделен на три этапа: привлечение, вовлечение и удержание.

Первый этап - привлечение - формируется по-разному для титульного и нетитульного этносов, проживающих в регионе. Для формирования внутренней мотивации с раннего детства дети должны быть вовлечены в использование родного языка как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Процесс привлечения для нетитульного населения начинается преимущественно со школьного образования. Вовлечение (второй этап) в процесс изучения соофициального языка для нетитульного населения происходит посредством адекватного учебно-методического комплекса (УМК), который, повышая эффективность обучения, обеспечивает удержание учащихся в данном процессе. Вовлечение в процесс изучения и активного использования родного языка

для титульного населения региона также происходит за счет модернизированного УМК, однако должен сопровождаться дополнительными инициативами, направленными на дальнейшее формирование и развитие внутренней мотивации. Здесь свою роль играют введение в расписание предметов изучения истории, культуры, музыки, географии родного края, систематические внеклассные мероприятия по формированию и укреплению национальной идентичности учащихся, активное использование национальной визуальной атрибутики и т. д. Комплекс таких мер способен повысить уровень национального самосознания, развить внутреннюю мотивацию и способствовать удержанию (третий этап) учащихся в процессах изучения и использования регионального языка.

Любой тип мотивации тесно связан с функциональным потенциалом языка. С одной стороны, эффективная реализация мотивации владеть языком возможна лишь при высокой функциональной мощности языка, с другой - широкий круг обслуживаемых языком сфер способствует повышению мотивации. Таким образом, анализ данных параметров доказал, что функциональная мощность языка и мотивация являются взаимозависимыми явлениями, развивающимися параллельно. Функциональная мощность языка может быть определена как объем выполняемых им коммуникативных функций. Для изучения перспектив развития функциональной мощности рационально введение понятия «активный функциональный потенциал языка». Активный функциональный потенциал языка возможно определить как способность языка в короткие сроки адаптироваться к новым коммуникативным реалиям. Эта характеристика языка базируется на ряде социолингвистических параметров, показатели которых определяют уровень активного функционального потенциала и напрямую влияют на функциональную мощность языка. Такими параметрами выступают:

- исторические предпосылки развития языка (опыт функционирования как государственного, интенсивность ассимиляционных процессов);

- стандартизированность, устойчивая литературная норма;

- научная регламентированность, перманентная терминологическая модернизация.

Активный функциональный потенциал растет при благоприятных показателях данных параметров и создает основу для развития и поддержания функциональной мощности регионального языка.

Функциональный аспект региональных языков - концептуальная сфера, формирующая перспективы языка в изменяющемся глобальном мире. Развитие этого параметра языка на современном этапе, возможно, наиболее актуальная проблема социолингвистики. С одной стороны, темпы научно-технического прогресса и развития всех сфер общества определяют ряд требований к функциональным возможностям языка, без соответствия которым язык не способен выступать в качестве функционирующего инструмента коммуникации. С другой стороны, активные меры по функциональной адаптации языка к коммуникативным реалиям невозможно реализовать без таких условий, как высокий уровень стандартизированности, литературная норма и т.д., которые, в свою очередь, формируются на базе теоретических изысканий в области систематизации и нормализации языка. Таким образом, меры, предпринимаемые регионами в рамках языковой политики, должны разрабатываться с учетом всех вышеперечисленных параметров и особого внимания к проблеме мотивации. Отсутствие внимания к мотивации со стороны федеральных и, в первую очередь, региональных властей неизбежно приведет к низкой эффективности реализуемых ими проектов и программ и в целом языковой политики.

Библиографический список

1. Байрамова, Л. К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия [Текст] / Л.К. Байрамова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 11.

2. Байрамова, Л. К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия [Текст] / Л.К. Байрамова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 111.

3. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. - Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

4. Закон Республики Татарстан о государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан. Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных

207

языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 20042013 годы [Текст] / Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. С. 36-38.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. -М.: Академия, 2005. - 352 с.

6. «О государственной гражданской службе РФ». Федеральный закон (№79-ФЗ, 2004 г.), Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» (№110, 2005 г.), Закон Республики Татарстан «О государственной гражданской службе РТ» (№3-ЗРТ, 2003 г.).

7. Платонов, К. К. Структура и развитие личности. [Текст] / К.К. Платонов.

- М., 1986. - 255 с.

8. Шопенгауэр, А. Статья «Четыре принципа достаточной причины» [Текст] / А. Шопенгауэр. - (1900-1910).

Bibliography

1. Bayramova, L. K. Language symmetry and asymmetry [Text] / L.K. Bayramova. - Kazan Federal University Press. 2001. - p. 11.

2. Bayramova L. K. Language symmetry and asymmetry [Text] / L.K. Bayramova. - Kazan Federal University Press. 2001. - p. 111.

3. Vilunas, V. K. Psychological mechanisms of human motivation [Trxt] / V.K. Vilunas. - MGU, 1990. - 288 p.

4. Law on Languages of the Republic of Tatarstan. State program on preservation studying and development of languages (2004-2013) [Text] / Kazan: Tatar Press, 2005. - p. 36-38.

5. Leontyev, A. N. Acticity. Consciousness. Personality [Text] / A.N. Leontyev. -M.: Academia, 2005. - 352 p.

6. «On state civil service of RF» Federal Law (№79-FL, 2004), President’s Order «About holding the attestation of state civil employees of RF» (№110, 2005 ), «On state civil service of RT» The Law of the Republic of Tatarstan (№3-LRT, 2003).

7. Platonov, K. K. The structure of personal development [Text] / K.K. Platonov.

- M., 1986. - 255 p.

8. Shopenghauer A. Article «Four principles of complete reason» [Text] / A. Shopenghauer - (1900-1910).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.