Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА'

СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / искусство / танец / традиция / народ / culture / art / dance / tradition / people

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А.Ю. Татаринцев

Современные условия жизни, несомненно, влияют на идейную составляющую традиционного народного танца, его отдельные формы и взаимодействия между ними. Необходимость всецело понимать, что возврат к прошлому, к традициям и его культуре не означает его слепое копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в современный контекст с учетом новых культурных параметров, в том числе его художественно-технологических инноваций. Традиционная культура старого и нового времени уживаются рядом, оказывают влияния друг на друга, расширяя и развивая творческие рамки русского народного танца. Процессы, связанные с научно-исследовательской и культурной деятельности в русском традиционном танце, является сильнейшим воспитательным феноменом и оказывает огромное эмоциональное воздействие на личность. В этой связи в современных социокультурных условиях проблема сценической интерпретации народного танца является весьма актуальной, представляет большой интерес и требует дальнейшего серьезного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — А.Ю. Татаринцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION AND POPULARIZATION OF FOLK DANCE AS AN ACTUAL SOCIO-CULTURAL PROBLEM

Modern living conditions undoubtedly influence the ideological component of traditional folk dance, its individual forms and the interactions between them. The need to fully understand that returning to the past, to traditions and its culture does not mean blind copying, mechanical repetition, verbatim use. The past is being reinterpreted and included in the modern context, taking into account new cultural parameters, including its artistic and technological innovations. The traditional culture of the old and new times get along side by side, influence each other, expanding and developing the creative framework of Russian folk dance. The processes associated with scientific research and cultural activities in Russian traditional dance are the strongest educational phenomenon and have a huge emotional impact on the personality. In this regard, in modern socio-cultural conditions, the problem of scenic interpretation of folk dance is very relevant, of great interest and requires further serious study.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 130.2

СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

А.Ю. Татаринцев

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

e-mail: alaystyle@yandex.ru

Современные условия жизни, несомненно, влияют на идейную составляющую традиционного народного танца, его отдельные формы и взаимодействия между ними. Необходимость всецело понимать, что возврат к прошлому, к традициям и его культуре не означает его слепое копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в современный контекст с учетом новых культурных параметров, в том числе его художественно-технологических инноваций. Традиционная культура старого и нового времени уживаются рядом, оказывают влияния друг на друга, расширяя и развивая творческие рамки русского народного танца. Процессы, связанные с научно-исследовательской и культурной деятельности в русском традиционном танце, является сильнейшим воспитательным феноменом и оказывает огромное эмоциональное воздействие на личность. В этой связи в современных социокультурных условиях проблема сценической интерпретации народного танца является весьма актуальной, представляет большой интерес и требует дальнейшего серьезного изучения.

Ключевые слова: культура, искусство, танец, традиция, народ.

Изменения в обществе и экономической сферы жизни оказали влияние на ценностные ориентации как в социуме в целом, так и в образовательном процессе. Основными задачами данного процесса является получение компетенций, условий для развития подрастающего поколения, которое создает среду для реализации способностей и культурного потенциала, а также уделяет особое внимание подготовке человека к жизни, его эмоционально-психологическому климату и социокультурной адаптации. Умственное развитие человека, приобретение его интеллекта невозможно назвать многогранным становлением личности. Чтобы добиться гармонии в воспитании человека с рождения, необходимо тщательно заботиться о его моральном и культурно-духовном формировании, а также о чувственно-мысленной стороне его душевного склада.

Русский народный танец - это индивидуальное явление в творческом искусстве русского народа, который раскрывает многовековые традиции окрашенным эмоциональным и художественным смыслом, имеющий ясную

тему и идею. По истечению стольких веков искусство русского народного танца видоизменялось и совершенствовалось.

Эпоха сменяла эпоху, за ними следовало народное творчество, что вело к изменению применения выразительных средств хореографии, а именно телесности и философии движения, разнообразия форм и жанров, этнических принципов толкования традиционной культуры, все это постепенно привело к формированию искусства танца.

К выразительным элементам танца относятся:

- непосредственные движения тела человека в пространстве, в соответствии с музыкальными и временными нормами - танцевальные движения или лексика танца;

- движения тела человека в пространстве и во времени - пантомима.

Эти составляющие на разных этапах истории танца находились в

различных сочетаниях и выполняли многообразные функции в общих выразительных целях, осуществляемых ими в искусстве формирования художественно-пластической танцевальной формы.

Многие исследователи пытались определить, чем хореографическая пантомима отличается от танца, и предлагали разные варианты. Ответ на этот вопрос они искали в разных музыкальных и композиционных их свойствах, динамике и активности движений.

Наиболее четкое различие заключается в разном уровне обобщения реальной жизни пантомимой и танцем. Пантомима теснее связана с бытовой моторикой, жестами, она более узнаваема, то есть менее условна. Танец, напротив, как бы пользуется опытом осмысления жизненных событий, накопленным пантомимой. В современном развитии танцевального искусства и пантомимы, обретя силу и художественный опыт, они достигли полного синтеза. Пантомима словно окружает танец своей видимой выразительностью и четкостью моторики, а танец - силой обобщения и условностью - в это единство ассоциативной глубины и эмоциональной заразительности. Наиболее полного эффекта достигает этот синтез в лучших образцах современной сценической хореографии. В качестве примера можно привести творчество таких выдающихся балетмейстеров, как Ю. Григорович, Б. Эйфман, Е. Панфилов [10, с. 14].

Танцевальный язык - это система движений, основанная на концентрации и обобщении выразительных жестов человека. Хореографические произведения создаются из этого языка, который

представляет собой совокупность выразительных средств, воплощающих коллективный образ и характер нации, а также особенности ее мышления.

Народный танец требует глубокого изучения. Цель преподавателей народных танцев в высших и средних учебных заведениях искусства и культуры - научить будущих хореографов опираться на народные традиции и расширять возможности танца с помощью режиссерских идей, танцевальных техник, которые сделают его еще более ярким.

В современном мире надо стремиться к изучению подлинной хореографической культуры. В хореографических коллективах, которые не занимаются выявлением и популяризацией лучших образцов русского народного танца, наблюдается бедность репертуара. Существует необходимость, чтобы больше коллективов включали в свой репертуар танцы, созданные на местном материале. Для этого надо изучать местную культуру и привлекать к этой работе наше современное поколение. Самобытность русского народного танца должно сохраняться и пропагандироваться в будущем поколение. Корни и генетическая идентичность является основой русского менталитета.

В ходе развития танцевального искусства специалисты-хореографы неоднократно поднимали и продолжают поднимать вопросы о качественном обучении и формировании танцоров как профессионалов, способных своим исполнением передать через искусство танца подлинные народные традиции и пробудить в зрителях любовь к национальной танцевальной культуре.

В опубликованных учебно-методических материалах и литературе выделены две формы сохранения и передачи фольклорных танцевальных традиций: первая - в их собственном естественном окружении, и вторая - в сценическом исполнении. По характеристикам интерпретации народного танца коллективы можно разделить на четыре категории, использующие в своем творчестве народное танцевальное творчество, но имеющие существенные различия между собой как по методам его исполнения, так и некоторым другим особенностям.

К первой категории относятся коллективы - этнографические ансамбли, участники которых выступают с аутентичным фольклором той географической области, где они сами проживают. Другая категория коллективов (фольклорная) занимается восстановлением фольклора других областей, основываясь на экспедиционных материалах конкретной местности. Затем эти образцы народного творчества воплощаются на сцене, демонстрируя непрерывность традиции.

Самодеятельные ансамбли, работающие в направлении стилизации народной танцевальной культуры, относятся к третьей группе. Они используют элементы народного танца для создания новых оригинальных композиций. Фольклорное произведение делится на отдельные составляющие, которые получают новую форму осмысления, кардинально трансформируясь, приобретают новую жизнь как сценическое произведение, задуманную автором.

Естественная самобытная пластика, музыкальность, содержание, сюжет, образность, движения являются составляющими фольклорного танца.

Учитывая запросы зрителя, опираясь на значимые изменения в современном мире, происходит обработка фольклорного материала, с целью его сохранения, развития для других поколений, трансформируя восприятие аудитории в более легкую и понятную форму сценического искусства.

На протяжении многих столетий народные хореографы своим талантом создавали разнообразные виды русских народных танцев. Как результат, традиционная русская танцевальная культура сохранила и донесла до нас, своих потомков, огромное богатство, которое воплотилось в разных видах народных традиций. Хореографам и постановщикам танца следует изучить «генетический код», который передает наследственные особенности, такие как музыкальность, пластика, народные мотивы и композиционные приемы. Эти характеристики являются ключевыми и составляют основу танцевального искусства на сцене. Наша цель - развивать танцевальное искусство наших предков. Для этого нам нужно, прежде всего, изучить полученное нами наследие. Мы должны понимать, принимать и следовать генеральным принципам и техникам, которые были выявлены и сохранены нашими предками. Это поможет нам продолжить их путь в развитии танцевального искусства. Собирая, фиксируя, изучая танцевальный фольклор, фольклористы решают современную актуальную проблему, и мы должны успеть собрать как можно больше и полнее традиционного материала [7, с. 103].

Собирая танцевальный фольклор, мы записываем его с помощью современных технологий, которые сохраняют танцы, существующие сегодня в памяти людей. Есть разные способы записи: изучая его элементы на практике, снимая видео и делая фотографии, записывая танцевальные тексты, делая звуковые и текстовые записи музыки. Запечатлевая различные условия жизни и существования, характерные описания танцев исполнителями помогает нам лучше понять и изучить фольклор [43, с. 54].

Создавая сценический танец на основе фольклора, который не только передает точные движения и рисунки на сцене, но также является процессом передачи полноты жизни танца, его яркости и тепла вместе с магией взаимодействия исполнителей, которые появляются на сцене и подчеркивают его ценность и важность.

Танец - это живое искусство, которое зритель воспринимает по-разному в зависимости от того, что хочет донести исполнитель, какие мысли, чувства, идеи наполняют движение. Видя один и тот же танец, мы можем верить в его правдивость, а другой для нас - это просто набор движений на сцене.

В начале своей профессиональной деятельности молодые хореографы часто сталкиваются с трудностями при изучении материала, его понимании, создании собственного замысла и реализации его на сцене. Делая первые шаги, хореографы совершают большие ошибки и сталкиваются с тем, что пытаются перенасытить танец большим количеством рисунков и движений, которые отдельно хороши и интересны, но при этом танец становится тяжелым перезагруженным [36, с. 9].

Великие мастера хореографического искусства - Т.А. Устинова, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, М.С. Годенко, Г.Я. Власенко, Н.И. Заикин и многие другие. Они всю свою жизнь посвятили изучению и сохранению русского танцевального фольклора. Благодаря их работе, танец не только сохранился на сцене, но и нашел новое воплощение в сердцах людей. Обработанные ими народные танцы стали более яркими и выразительными, требующими более высокого уровня восприятия. Это привело к необходимости подготовки профессиональных исполнителей, педагогов и хореографов. Рассмотрев теоретические основы сохранения и популяризации русского народного танца, можно отметить, что современная государственная политика нашей страны направлена на сохранение духовно-нравственных ценностей, восстановление народного творчества и приобретает для будущего поколения исторически важное значение. Сложившийся веками, сохранившийся и пришедший из глубины веков народный танец несет в себе высшую духовную ценность и мудрость русского народа, а также оказывает положительное влияние на всестороннее воспитание, играет важную роль в сохранении и развитии традиций народного искусства.

Судьба традиционного народного танца и культуры регионов в целом, является актуальной проблемой, которой мы сегодня озабочены. В настоящее

время на различных уровнях начал возрождаться интерес к изучению народного танца с научной точки зрения. Хореографы-постановщики и исполнители народного хореографического искусства, стали осмысливать необходимость научного содержания танцевального искусства и решение задач по сохранению и более активной популяризации традиционного русского народного танца в современных социокультурных условиях.

Следует отметить, что сохранение этого чистого источника традиционного хореографического искусства, бережно передавая все богатство и разнообразие народного танца последующим поколениям -сложная, но актуальная задача, которая направлена на обеспечение этнокультурной идентичности и этнического самосознания наших будущих поколений.

Рассмотрев теоретические основы сохранения и популяризации русского народного танца, мы приходим к выводу о том, что современная государственная политика нашей страны направлена на сохранение духовно-нравственных ценностей, восстановление народного творчества и приобретает для будущего поколения исторически важное значение.

Сложившийся веками, сохранившийся и пришедший из глубины веков народный танец несет в себе высшую духовную ценность и мудрость русского народа, атак же оказывает положительное влияние на всестороннее воспитание, играет важную роль в сохранении и развитии традиций народного художественного творчества.

В настоящее время на различных уровнях начал возрождаться интерес к изучению народного танца с научной точки зрения. Хореографы-постановщики и исполнители народного хореографического искусства стали осмысливать необходимость научного содержания танцевального искусства и решение задач по сохранению и более активной популяризации традиционного русского народного танца в современных социокультурных условиях.

Следует отметить, что сохранение этого чистого источника традиционного хореографического искусства, бережно передавая все богатство и разнообразие народного танца последующим поколениям -сложная, но актуальная задача, которая направлена на обеспечение этнокультурной идентичности и этнического самосознания наших будущих поколений.

Специфика этнокультурной среды, выраженная сквозь призму танцевального языка, определяется особенностями традиционного народного

танца в сравнении с другими видами искусства, которые обладают уникальными творческими возможностями, подходами и методами, помогающим интегрировать человека в культурную среду и создавать условия для реализации его культурного кода, формирования общественно важных компетенций. Выдающие деятели хореографического искусства много сделали для развития русского народного танца разных регионов, разрабатывая подлинно фольклорные мотивы, переосмысливая народные традиционные образы. Сегодняшнее время требует новых вкусов, направлений и увлечений. Каждому новому поколению необходимо знать свои исторические корни и изначальные традиции русского народного танца, чтобы избежать исчезновения и деградации духовных и моральных ценностей общества. Для руководителей и участников разновозрастных хореографических коллективов, самой важной задачей является сохранение индивидуальных особенностей народного танца своего региона, и передача последующим поколениям отличительных черт и манеры исполнения народного танца. В то же время, руководитель хореографического коллектива, используя основу традиционного хореографического искусства, должен развивать, дополнять, преобразовывать традиционные хореографические произведения, насыщая их новыми элементами, тем самым создавая новые формы интерпретации народного танца.

Список литературы

1. Богданов, Г. Ф. Методика и практика самодеятельного плясового творчества : учебно-методическое пособие / Г. Ф. Богданов. - Москва : МГИК, 2015. - 224 с.

2. Бочкарева, Н. И. Традиционная танцевальная культура и сценические формы русской хореографии в современных условиях / О. Н. Бочкарева // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по матер. XXIX Междунар. науч.-практ. конф. № 10 (29). - Новосибирск : СибАК, 2013. -С. 118-127.

3. Богданов, Г. Ф. Самобытность русского танца : учебное пособие / Г. Ф. Богданов. -Москва : Изд-во Московского государственного университета культуры и искусств, 2001. - 224 с.

4. Бухвостова, Л. В. Композиция и постановка танца : курс лекций / Л. В. Бухвостова, С. А. Щекотихина. - Орел : ОГИИК, 2001. - 127 с.

5. Ткаченко, Т. С. Народный танец / Т. С. Ткаченко. - Москва, 1967. - 227 с.

6. Морохин, В. И. Хрестоматия по истории русской фольклористики : учебное пособие / В. И. Морохин. - Москва : Высшая школа, 1973. - 316 с.

PRESERVATION AND POPULARIZATION OF FOLK DANCE AS AN ACTUAL SOCIO-CULTURAL PROBLEM

A.Y. Tatarintsev

Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod e-mail: alaystyle@yandex.ru

Modern living conditions undoubtedly influence the ideological component of traditional folk dance, its individual forms and the interactions between them. The need to fully understand that returning to the past, to traditions and its culture does not mean blind copying, mechanical repetition, verbatim use. The past is being reinterpreted and included in the modern context, taking into account new cultural parameters, including its artistic and technological innovations. The traditional culture of the old and new times get along side by side, influence each other, expanding and developing the creative framework of Russian folk dance. The processes associated with scientific research and cultural activities in Russian traditional dance are the strongest educational phenomenon and have a huge emotional impact on the personality. In this regard, in modern socio-cultural conditions, the problem of scenic interpretation of folk dance is very relevant, of great interest and requires further serious study.

Keywords: culture, art, dance, tradition, people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.