Черненко С.В. ®
Начальник финансовой службы, Войсковая часть 01904, г.Москва ,Россия
СОХРАНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД АВИАЦИОННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
Аннотация
Одной из актуальных проблем реформирования отечественной экономики и обеспечения безопасности страны является проблема реструктуризации авиационной промышленности и одобрение руководством страны Концепции формирования так называемой Объединенной авиастроительной компании (ОАК).
В 1990-х годах авиационная промышленность страны серьезно пострадала. В результате распада СССР из состава отечественного авиастроительного комплекса выбыли Киевский, Харьковский и Ташкентский заводы. Кроме того, резкое сокращение оборонного заказа, проблемы с общим финансированием государственных программ и активный перевод отрасли, как и экономики в целом, на рыночные условия хозяйствования, привели к остановке многих производств и свертыванию НИОКР по разработке перспективной авиационной техники, крайне необходимой как российским Вооруженным Силам, так и народному хозяйству страны. Либеральные реформаторы утверждали, что выход из кризиса-в конверсии отрасли, но забывали, что это очень затратное мероприятие требовало крупных финансовых средств, которых не было ни у самих предприятий, ни у потенциальных заказчиков продукции. И,чтобы получить эти средства, в середине 1990-х годов был поставлен вопрос о приватизации некоторых производств и научно-технических центров. Но по какой цене? Здесь уместно вспомнить,что тогда, например, планировалось полностью приватизировать ОКБ «Сухого» всего за 6 миллионов долларов при рыночной стоимости созданного им «ноу-хау» на несколько миллиардов долларов. В отрасли царил хаос. Причем некоторые ее руководители, действуя в условиях «дикого» рынка и стремясь обеспечить собственное выживание и благополучие, предпринимали усилия по вычленению из общей структуры производственных комплексов тех участков, которые позволяли приносить быструю прибыль, не думая о долгосрочных последствиях, в том числе для национальных интересов страны в целом. В этом плане можно вспомнить хотя бы попытку руководства тогдашнего Луховицкого завода выйти из состава Московского производственного авиационного объединения.
В итоге практически прекратились поставки современной техники в российских ВВС, что имело место на фоне усиления военного присутствия США на Ближнем Востоке и в Европе и доказанного на практике возрастания роли авиации в современной войне. Наряду с этим был свернут выпуск гражданских самолетов, вместо которых стала активно проникать техника зарубежного производства, в основном бывшая в употреблении.
Несмотря на указанные трудности, отечественная авиапромышленность сохранила определенный научный производственный потенциал, о чем свидетельствует востребованность российской авиационной техники со стороны внешних заказчиков. Так, на нее приходится в последние годы до 60% отечественного экспорта продукции военного назначения, который, в свою очередь, составляет основу российского не сырьевого экспорта. Например, в 2003 году от экспорта продукции, выпускаемой только предприятиями, входящими в Авиационный хозяйственный комплекс «Сухой», страна получила более 2 миллиардов долларов. Созданы в последнее время и новые образцы вертолетов и гражданских самолетов, таких как ТУ-204 и ТУ-334, практически не уступающих по своим тактико-техническим характеристикам зарубежным аналогам. Однако условия функционирования отрасли за счет рационализации организационно-производственной структуры и внедрения современных технологий управления, что должно повысить
* Черненко С.В., 2011 г.
конкурентоспособность выпускаемой продукции и обеспечить мобилизацию дефицитных ресурсов на прорывных научно-исследовательских проектах.
Одним из способов достижения этой цели вполне обоснованно считается интеграция большого количества разрозненных предприятий в крупные объединения — холдинги, что должно исключить дублирующие и прочие излишние затраты и сосредоточить ограниченные финансовые средства на решении важных задач по созданию и поставкам заказчикам современной и перспективной техники, такой как истребитель нового поколения, осуществить которую в настоящее время не может ни одна из российских компаний. Кстати, создание подобного самолета представляет серьезную проблему и для США, являющихся самой богатой и мощной мировой державой. В связи с этим США планируют привлечь к программе по разработке нового боевого самолета, суммарные НИОКР по которому в настоящее время оценивается в 35 миллиардов долларов, целый ряд стран, включая Великобританию, Норвегию, Австралию, Израиль и другие. Таким образом направление реформирования и развития отечественной авиационной промышленности понятно-объединение предприятий в крупные интегрированные структуры. Собственно, правильность этого направления подтверждается и мировым опытом. Но главный вопрос в том, каков рациональный уровень консолидации?
Литература
1.Указ Президента РФ от 5.02.2010г. №146 « О военной доктрине Российской федерации»
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
3. Основы стратегического планирования в российской Федерации
4. Государственная программа вооружения до 2020 года