Научная статья на тему 'Согласованность туристских маршрутов с геоморфологическим строением Северного Урала'

Согласованность туристских маршрутов с геоморфологическим строением Северного Урала Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
224
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ УРАЛ / ПОВЕРХНОСТИ ВЫРАВНИВАНИЯ / АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / NORTHERN URALS / SURFACE ALIGNMENT / ACTIVE TOURISM / PERM KRAI

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Королев Андрей Юрьевич

Изучаются особенности рельефа Северного Уралаповерхности выравнивания, которые являются фактором развития активного туризма. Благодаря сочетанию поверхностей выравнивания, расположенных на высоте около 900 м над уровнем Мирового океана, и лесной зоне, заканчивающейся на Северном Урале на высоте 750–900 м, появляется возможность совершать разнообразные виды путешествий по хребтам Северного Урала. Отсюда открываются живописные панорамные виды, нет болот и труднопроходимого леса. Самый показательный маршрут – на хребте Поясовый камень, ведущий на плато Маньпупунер. Здесь организуются пешеходные, лыжные, велосипедные, автомобильные и квадрациклетные путешествия. Другие наиболее массовые маршруты проложены по хребтам Кваркуш, Главный Уральский хребет, Хозатумп, Чувальский камень, Ольховочный, Ошнъер, Молебный и Муравьиный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Королев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION OF TOURIST ROUTES WITH GEOMORPHOLOGICAL STRUCTURE OF THE NORTHERN URALS

The topography of the Northern Urals, namely surface alignment, which is an active tourist development factor, has been studied. Thanks to the combination of aligned surfaces, which are located at the altitude of 900 m above the sea level, and the fact that the forest area in the Northern Urals ends at the altitude of 750900 m, depending on the location and breadth of the mountain range, it is possible to make different kinds of travelling on the ridges of the Northern Urals. There are scenic panoramic views, no swamp lands and impenetrable forests, besides the conditions are comfortable in terms of insects. Thus, surface alignment appears to be an important factor for the development of tourism in the Northern Urals. There is a developed system of routes traversing the mountain ranges. The best example is the path on the Poyasovy stone ridge, which leads to Manpupuner plateau. Different kinds of tourist routes are organized there, including hiking, skiing, cycling, automobile and ATV routes. Other popular mass tourist routes were laid on the following ridges: Kvarkush, Ural Mountains, Hozatump, Chuvalsky rock, Olhovochny, Oshner, Molebny and Muravyiny.

Текст научной работы на тему «Согласованность туристских маршрутов с геоморфологическим строением Северного Урала»

Туризм и рекреационная география

7. Institute for economics and peace (2015), "The Global Terrorism Index", available at: http://www.visionofhumanity.org/#/page/indexes/terrorism-index (Accessed 03.02.2016).

Поступила в редакцию: 09.03.2016

Сведения об авторе About the author

Зырянова Инна Станиславовна Inna S. Zyrianova

старший преподаватель кафедры туризма Senior Lecturer, Department of Tourism, Perm State

Пермского государственного национального University;

исследовательского университета; 15, Bukireva Str, Perm, 614990, Russia;

Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail innaziryanova@mail.ru e-mail innaziryanova@mail.ru

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Зырянова И.С. Туризм в условиях террористических угроз и современных миграций в Европе // Географический вестник = Geographical bulletin. 2016. №3(38). С. 138-145. doi 10.17072/2079-78772016-3-138-145

Please cite this article in English as:

Zyrianova I.S. Tourism in Europe under the conditions of terrorist threat and current migration situation // Geographical bulletin. 2016. № 3(38). P. 138-145. doi 10.17072/2079-7877-2016-3-138-145

УДК 796.5:338.48

А.Ю. Королев

СОГЛАСОВАННОСТЬ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ С ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИМ

СТРОЕНИЕМ СЕВЕРНОГО УРАЛА

Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

Изучаются особенности рельефа Северного Урала - поверхности выравнивания, которые являются фактором развития активного туризма. Благодаря сочетанию поверхностей выравнивания, расположенных на высоте около 900 м над уровнем Мирового океана, и лесной зоне, заканчивающейся на Северном Урале на высоте 750-900 м, появляется возможность совершать разнообразные виды путешествий по хребтам Северного Урала. Отсюда открываются живописные панорамные виды, нет болот и труднопроходимого леса. Самый показательный маршрут - на хребте Поясовый камень, ведущий на плато Маньпупунер. Здесь организуются пешеходные, лыжные, велосипедные, автомобильные и квадрациклетные путешествия. Другие наиболее массовые маршруты проложены по хребтам Кваркуш, Главный Уральский хребет, Хозатумп, Чувальский камень, Ольховочный, Ошнъер, Молебный и Муравьиный.

Ключевые слова: Северный Урал, поверхности выравнивания, активный туризм, Пермский край.

A.Yu. Korolev

COORDINATION OF TOURIST ROUTES WITH GEOMORPHOLOGICAL STRUCTURE OF

THE NORTHERN URALS

Perm State University, Perm

The topography of the Northern Urals, namely surface alignment, which is an active tourist development factor, has been studied. Thanks to the combination of aligned surfaces, which are located at the altitude of 900 m above the sea level, and the fact that the forest area in the Northern Urals ends at the altitude of 750900 m, depending on the location and breadth of the mountain range, it is possible to make different kinds of travelling on the ridges of the Northern Urals. There are scenic panoramic views, no swamp lands and

© Королев А.Ю., 2016

Туризм и рекреационная география

impenetrable forests, besides the conditions are comfortable in terms of insects. Thus, surface alignment appears to be an important factor for the development of tourism in the Northern Urals. There is a developed system of routes traversing the mountain ranges. The best example is the path on the Poyasovy stone ridge, which leads to Manpupuner plateau. Different kinds of tourist routes are organized there, including hiking, skiing, cycling, automobile and ATV routes. Other popular mass tourist routes were laid on the following ridges: Kvarkush, Ural Mountains, Hozatump, Chuvalsky rock, Olhovochny, Oshner, Molebny and Muravyiny.

Keywords: Northern Urals, surface alignment, active tourism, Perm Krai.

doi 10.17072/2079-7877-2016-3-145-150

Древние поверхности выравнивания, являющиеся одной из главных особенностей рельефа Урала, впервые изучены В. А. Варсанофьевой в 1932 г. на Северном Урале [1] и в дальнейшем описаны другими исследователями на Среднем и Южном Урале. Исследователи, изучающие Урал, выделяют от одной до семи древних поверхностей выравнивания, что является доказательством неравномерного во времени поднятия Уральских гор. Самая высокая поверхность выравнивания соответствует наиболее древнему циклу выравнивания рельефа вследствие выветривания и переноса продуктов разрушения горных пород в пониженные участки земной поверхности.

И.П. Герасимов считает, что Урал приобрел современный горный характер в результате более поздних поднятий, которые были в неогене и четвертичном периоде. Там, где неотектонические движения были значительно выражены, располагаются наиболее высокие горные участки, где они проявлялись слабо - лежат мало измененные древние поверхности выравнивания [2]. Такие особенности рельефа Уральского хребта являются важным фактором развития активных видов туризма, особенно на Северном Урале.

Северный Урал является одним из самых протяженных из пяти туристско-географических районов Уральского хребта [6]: его протяженность с севера на юг, как и у Южного Урала, превышает 500 км. Он более труднодоступный, чем Южный Урал, а северная его часть является одной из самых труднодоступных на Уральском хребте - участок от хребта Маньпупунер до трассы газопровода «Сияние Севера», которая проходит через верховья р. Щугор, южнее горы Тэлпосиз (1619 м, высшая точка Северного Урала). На Урале есть второе такое же труднодоступное место - на границе Приполярного и Полярного Урала, в районе горы Грубеиз.

Северный Урал на юге граничит со Средним Уралом, граница проходит севернее хребта Ослянка (1119 м, высшая точка Среднего Урала). На севере граничит с Приполярным Уралом, граница проходит по широтному течению р. Щугор, севернее горы Тэлпосиз.

Северный Урал - уникальная природная зона, наиболее благоприятная для развития пешеходного и лыжного туризма [8]. Здесь, в отличие от других горных систем и даже от других районов Урала, сложилось своеобразное сочетание поверхностей выравнивания и высотной поясности. Зона лесов на Северном Урале достигает высоты 700-850 м над ур. м. (в зависимости от широты расположения гор и солярной ориентации склонов). Примерно на этой же высоте начинается выполаживание склона и практически полное выравнивание поверхности. Такие поверхности выравнивания тянутся почти по всем хребтам Северного Урала на высоте более 800 м. Перепад высот большинства хребтов здесь составляет 400-600 м.

Хребты на Северном Урале часто довольно протяженные. Самый длинный из них - хребет Поясовый камень непрерывно тянется на расстоянии более 100 км, причем на всем своем протяжении нигде не опускается ниже зоны леса и ниже 800 м. Такие ровные широкие протяженные плато нередко прерываются вершинами высотой более 1200 м, с многочисленными мощными отрогами западного и восточного направления. Этот участок Уральского хребта Г.А. Максимович относит к Среднегорной области Северного Урала [7], в которой он выделяет нагорные террасы.

Такое уникальное строение рельефа идеально подходит для организации пешеходных и лыжных путешествий, вдоль осевой линии хребтов, по направлению с севера на юг или в противоположном. Этому способствуют следующие факторы: прекрасные панорамы, открывающиеся с хребта во все стороны, более комфортные условия в отношении насекомых в летнее время. Намного более удобная местность для передвижения: нет густого леса, завалов, болот в отличие от местности, расположенной с запада и востока от хребта, где простирается труднопроходимая уральская тайга с множеством болот [3].

Туризм и рекреационная география

На Среднем Урале, который является самым низким районом Уральских гор, абсолютная высота редко достигает отметки 800 м, поэтому только на отдельных вершинах склоны гор поднимаются выше зоны лесов. На Ослянке и в Басегах поверхности выравнивания расположены выше зоны лесов. Поскольку эти хребты находятся обособленно друг от друга и со всех сторон окружены труднопроходимой болотистой и лесистой местностью, то развития пешеходного и лыжного туризма не сложилось. Туристы изредка совершают траверс хребта Ослянка, а хребет Басеги находится на территории одноименного заповедника, поэтому доступ туристов туда возможен только по особо выделенной тропе на две вершины: с севера на вершину Северный Басег (952 м), а с юга на вершину Южный Басег (851 м).

На Приполярном и Полярном Урале путешествуют в основном по долинам рек в связи с сильно изрезанным рельефом самого хребта.

На Северном Урале исторически сложилась целая система туристских маршрутов. Наиболее показательный и популярный маршрут - по хребту Поясовый камень на плато Маньпупунер, который является третьим из чудес России, после Долины Гейзеров на Камчатке и озера Байкал. Плато Маньпупунер представляет собой уникальное явление природы. Здесь на отдельно стоящем небольшом хребте, расположенном с запада от основного водораздельного хребта, образовалось множество высоких каменных фигур, напоминающих разных сказочных животных. Наиболее яркими из них являются семь огромных каменных истуканов, высотой более 30 м, расширяющихся к верху. Они выстроились в линию, как будто сказочное воинство, а впереди стоит их предводитель с поднятой рукой. Поэтому коренной народ манси, проживающий здесь много столетий, сложил несколько красивых легенд об этом месте, и это плато было у них местом поклонения.

Маршрут на плато Маньпупунер проходит в основном по хребту Поясовый камень, и лишь в самом конце тропа спускается на запад, переходит исток р. Печора и поднимается на Маньпупунер. Этот маршрут радиальный, потому что выхода из района севернее Маньпупунера нет - ближайшая дорога расположена только на газопроводе «Сияние Севера», что намного сложнее и дальше, чем выход обратно. Протяженность маршрута по хребту большая - более 80 км. Маршрут начинается на р. Ауспия - это последнее место, куда можно добраться на автотранспорте. Далее туристы 26 км поднимаются на хребет по тропе на печально известный перевал Дятлова. Каждый год этим маршрутом проходит до 1000 чел. несмотря на труднодоступность и сложность маршрута.

В последнее время любители авто-мототуризма проложили здесь автомобильную колею, проезд по которой возможен только на специальных подготовленных автомобилях и на квадрациклах. В некоторых местах автомобиль может проехать только с использованием лебедки. Автомобильная трасса проложена немного другим путем, чем пешеходный маршрут, и имеет большую протяженность и перепад высот. Выбор пешеходного маршрута определяется перепадом высот и протяженностью.

В зимнее время по этому маршруту в последнее время осуществляются снегоходные экскурсии. Плато Маньпупунер расположено на территории Печоро-Илычского заповедника, поэтому для его посещения нужно получать разрешение. Руководство заповедника построило на плато туристскую базу, и в зимнее время туристы, приезжающие на снегоходах, ночуют в теплых условиях. Лыжные маршруты в настоящее время стали редкими - всего несколько раз за сезон; наиболее оптимальное время - март.

Кроме хребта Поясовый камень поверхности выравнивания имеют другие хребты, на которых также развит пешеходный и лыжный туризм. Наиболее доступный и удобный для таких целей -хребет Кваркуш, довольно протяженный - более 100 км, но только его северная половина превышает высоту 850 м и поднимается выше зоны лесов. На Кваркуше расположено целое горное плато с зоной тундры шириной до 15 км, а длиной до 40. Над плато возвышается высшая точка хребта - гора Вогульский камень (1066 м), немного южнее которой начинается р. Жигалан с самыми высокими водопадами в Пермском крае. Здесь туристы ходят по старым мансийским тропам и вездеходным колеям. В летнее время, кроме пешеходных, через Кваркуш проходят велосипедные маршруты, соединяющие Свердловскую область и Пермский край. В последние годы здесь начали развиваться внедорожный автомобильный туризм и путешествия на квадрациклах. Кваркуш, хребет довольно обособленный, находится к западу от основного водораздельного хребта, поэтому пешеходные маршруты по нему редко совмещаются с маршрутами по другим хребтам. Восточнее Кваркуша, через долину р. Улс, расположен мощный и довольно крутой хребет - Главный Уральский с высшей точкой , горой Гумбольдта (1410 м). Этот хребет вытянут с севера на юг более чем на 50 км, имеет сложный рельеф, близкий к альпийскому. Здесь поверхности выравнивания расположены на высоте

Туризм и рекреационная география

1100 м, где также осуществляются туристские путешествия, причем более интересные и протяженные, поскольку на севере этот хребет плавно переходит в более низкий и пологий хребет Хозатумп, протянувшийся более чем на 60 км. На этой обширной горной территории имеются возможности создания национального парка с целью привлечения туристов к большому количеству аттрактивных объектов и защиты оставшихся лесов от полной вырубки [4].

Севернее р. Велс, на левом берегу р. Вишеры расположен довольно пологий и ровный хребет Чувальский камень, напоминающий Кваркуш, но меньших размеров. На нем находится ровное плато с высшей точкой 912 м. Чувальский камень является стартовой точкой для походов по хребтам Вишерского заповедника, где с 2013 г. разработаны экологические тропы и разрешены походы туристов в сопровождении сотрудников заповедника. С севера Чувальского камня возможны переходы с небольшим спуском в зону лесов на хребет Тулымский камень (1469 м) - высшую точку Пермского края и хребет Ольховочный.

Тулымский камень вытянут на 30 км и имеет сложное строение рельефа, поэтому двигаться по нему траверсом довольно трудно, тем не менее ранее, когда еще не существовало Вишерского заповедника, по нему осуществлялись пешеходные и лыжные маршруты с переходом на расположенный севернее хребет Муравьиный камень с высшей точкой, горой Хусь-Ойка (1351 м). Хребет Ольховочный более ровный и пологий, по которому довольно удобно передвигаться и перейти к хребту Молебный Камень и горе Ишерим (1331 м). Один из самых интересных в Пермском крае Молебный камень вытянут с севера на юг почти на 30 км, имеет две главные вершины: северную, высшую точку хребта, Ойкачахль (1322 м), и южную - гору Эквачахль (1290 м). Здесь расположены святые горы народа манси. Ойкачахль, в переводе с мансийского означает Бог Отец, а Эквачахль - Богиня Мать. До начала XX в. манси совершали сюда паломничество с огромных территорий, с расстояний в несколько сотен километров, с берегов Оби. При движении в северном направлении возможны переходы с Молебного хребта на удобный для движения по поверхностям выравнивания хребет Ошнъер. При переходе с хребта на хребет нужно на протяжении 7 км спуститься в зону лесов и пройти по водоразделу рек Ниолс (бассейн Вишеры) и Северная Тошемка (бассейн Оби). Ошнъер - хребет протяженностью около 40 км, с высшей точкой горой Сампалчахль (948 м), что в переводе с языка манси означает «косая» или «одноглазая гора» вследствие ее своеобразного вида - немного скошенной вершины.

Западнее горы Сампалчахль находится одна из красивейших вершин Урала - гора Мунинтумп, или Армия высотой 924 м. На ней расположено несколько скоплений живописных камней (каменных городов). Эта гора расположена в междуречье рек Ниолс и Вишера. Хребет Ошнъер соединяется с хребтом Поясовый камень в ключевом месте - на горе Саклаимсори-Чахль (1128 м). На этой вершине сходятся три региона России - Пермский край, республика Коми и Свердловская область. Также по этой вершине проходит граница бассейнов трех морей: на юго-запад - бассейн Вишеры и Каспийского моря, на восток - бассейн Оби и Карского моря, а на северо-запад - бассейн Печоры и Баренцева моря. Прямо с вершины горы Саклаимсори-Чахль, которая является самой северной точкой Пермского края, в юго-западном направлении начинается р. Вишера. Истоки Вишеры окружены многочисленными хребтами и отрогами, и на большинстве из них расположены каменные города - многочисленные причудливые скалы-останцы. Эти объекты, удобные для передвижения, с отличными панорамами, всегда притягивали туристов. В истоке западного притока Вишеры - р. Лопья находится самое труднодоступное место Пермского края - его полюс недоступности [5].

На Северном Урале большинство маршрутов построены следующим образом: вначале подход по лесу к основанию хребта от места, куда можно добраться на автотранспорте. Далее - подъем на хребет без тропы, по труднопроходимым местам, с многочисленными завалами, а после этого осуществляется выход на хребет, и дальше - комфортное передвижение в нужном направлении при условии хорошей погоды. Маршруты построены таким образом, что туристам приходится иногда спускаться в зону лесов, чтобы перейти с хребта на хребет. Кроме того, при движении траверсом нет необходимости брать с собой примусы и горючее для приготовления пищи, а на ночевку можно спускаться в зону леса и готовить на дровах.

Итак, из множества удобных для передвижения горных хребтов Урала мы рассмотрели только те, по которым чаще всего путешествуют туристы. Такой феномен, как сочетание поверхностей выравнивания с началом зоны горной тундры, что удобно для организации путешествий, существует только на Северном Урале. Это является важным фактором, притягивающим туристов для организации путешествий по разным видам туризма: пешеходному, лыжному, автомобильному, на квадрациклах, а иногда и на велосипедах. Большое значение для развития туризма имеет наличие

2016 Географический вестник 3(38)

Туризм и рекреационная география

инфраструктуры, в первую очередь, дорог, по которым на каком-либо виде транспорта можно добраться к началу маршрута по горному хребту. На Северном Урале ограничено количество подъездных путей, что является существенным фактором, препятствующим развитию активного туризма. Сочетание этих двух противоборствующих явлений - удобных маршрутов с недостаточным количеством дорог приводит к более медленному развитию туризма.

Библиографический список

1. Варсанофьева В.А. Геоморфологические наблюдения на Северном Урале // Известия Гос. географического об-ва. 1932. Т. 64. Вып. 2-3. С. 105-171.

2. Герасимов И.П. Структурные черты рельефа земной поверхности на территории СССР и их происхождение. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

3. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Туристское районирование горных территорий // Вестник Моск. унта. Сер. 5. Геогр. 2009. №6. С. 19-25.

4. Королев А.Ю. Обоснование создания национального парка «Хребет Кваркуш» на территории Красновишерского района Пермского края // Географический вестник. 2012. №1(20). С. 99-104.

5. Королев А.Ю. Полюсы недоступности Пермского края// Региональные исследования. 2014. №1. С.130-133.

6. Королев А.Ю. Эталонные маршруты и оценка туристских возможностей горных территорий. Пермь, 2011. 59 с.

7. Максимович Г.А. Опыт геоморфологического районирования Пермской области // Зап. Перм. отд. геогр. общества СССР. Пермь, 1960. С. 5-23.

8. Якунин В.Н. Виды туризма: историография проблемы // Запад-Россия-Восток. 2014. № 8. С. 499517.

References

1. Varsanofieva, V.A. (1932), "Geomorphological observations in the Northern Urals", Izvestiya Gosudarstvennogo geograficheskogo obshhestva [The State Geographical Society Herald], vol. 64, no. 2-3, pp.105-171.

2. Gerasimov, I.P. (1959), Strukturnye cherty rel'efa zemnoj poverkhnosti na territorii SSSR i ikh proiskhozhdenie [Structural features of the land surface relief in the territory of the USSR and their origin], Academy of Sciences of the USSR, Moscow, Russia.

3. Zyryanov, A.I. and Korolev, A.Yu. (2009), "Touristic regionalization of mountain areas", Vestnik Moskovskogo Universiteta, Seriya 5: Geografiya [MSU Vestnik. Series 5. Geography], no. 6, pp. 19-25.

4. Korolev, A.Yu. (2012), "The ground for creation of "Hrebet Kvarkush" national park on the territory of Krasnovishersky district of Perm Krai", Geographicheskiy Vestnik [Geophysical Bulletin], no. 1 (20), pp. 19-25.

5. Korolev, A.Yu. (2014), "Inaccessibility poles of the Perm region", Regional research, no. 1 (43), pp. 130-133.

6. Korolev, A.Yu. (2011), Etalonnye marshruty i ocenka turistskikh vozmozhnostej gornykh territorij [Reference routes and assessment of tourist opportunities of mountain territories], Perm, Russia.

7. Maksimovich, G.A. (1960), "Experience of geomorphological zoning of the Perm region", Zapiski Permskogo Otdeleniya Geograficheskogo Obshhestva SSSR [Notes of the Perm Branch of the Geographical Society of the USSR], pp. 5-23.

8. Yakunin, V.N. (2014), "Types of tourism: historiography problems", West-Russia-East. Political, economic and cultural cooperation: collection of scientific papers of the VIII International scientific-practical conference, no. 8, pp. 499-517.

Поступила в редакцию: 02.03.2016 Сведения об авторе About the author

Королев Андрей Юрьевич Аndrei Yu. Korolev

кандидат географических наук, доцент кафедры Candidate of Geographical Science, Associate

туризма Пермского государственного Professor, Department of Tourizm, Perm State национального исследовательского университета; University;

Россия, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;. 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia;

е-mail: korolev@psu.ru e-mail: korolev@psu.ru

Туризм и рекреационная география

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Королев А.Ю. Согласованность туристских маршрутов с геоморфологическим строением Северного Урала // Географический вестник = Geographical bulletin. 2016. №3(38). С. 145-150 . doi 10.17072/2079-7877-2016-3-145-150 Please cite this article in English as:

Korolev A.Yu. Coordination of tourist routes with geomorphological structure of the Northern Urals // Geographical bulletin. 2016. № 3(38). P. 145-150. doi 10.17072/2079-7877-2016-3-145-150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.