Естественно-гуманитарные исследования № 5 (55), 2024_531
EDN: PKFDSB
М.А. Кочерьян - к.э.н., заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
M.A. Kocheryan - Candidate of Economics, Head of the Department of Physical Culture and Sports, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia;
И.В. Вашляева - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
I.V. Vashlyaeva - Senior Lecturer at the Department of Physical Culture and Sports, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia;
Т.В. Воловик - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
T.V. Volovik - Senior Lecturer at the Department of Physical Culture and Sports, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia.
СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ СТЕЙКХОЛДЕРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ COORDINATION OF STAKEHOLDERS' INTERESTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена увеличением количества факторов, воздействующих на образовательную организацию в системе высшего образования. В данной связи у современных вузов появляются новые функции, например, вовлечение населения территории в физкультурно-спортивную деятельность, привлечение инициативного финансирования для реализации таких проектов, активное взаимодействие с представителями бизнес-среды. Цель статьи состоит в выявлении предпосылок использования модели стейк-холдерского управления образовательной организацией в системе высшего образования. Результаты исследования показали, что основная группировка стейкхолдеров организации высшего образования предполагает четыре основных узла, включающих осуществление реализации образовательных программ, научную деятельность, ресурсное обеспечение и международную деятельность вуза. Согласование интересов стейкхолдеров осуществляется в соответствии с иерархическими или рыночными принципами взаимодействия. Государство имеет наиболее существенные возможности для влияния на образовательные организации, поскольку большинство вузов являются государственной собственностью. Согласование интересов с группами потребителей образовательных программ и общественными организациями осуществляется преимущественно на рыночной основе.
Abstract. The relevance of the study is due to an increase in the number of factors affecting the educational organization in the higher education system. In this regard, modern universities have new functions, for example, involving the population of the territory in physical culture and sports activities, attracting initiative financing for the implementation of such projects, active interaction with representatives of the business environment. The purpose of the article is to identify the prerequisites for using the stakeholder management model of an educational organization in the higher education system. The results of the study showed that the main grouping of stakeholders in the organization of higher education involves four main nodes, including the implementation of educational programs, scientific activities, resource provision and international activities of the university. The interests of stakeholders are coordinated in accordance with hierarchical or market principles of interaction. The state has the most significant opportunities to influence educational organizations, since most universities are state-owned. The coordination of interests with consumer groups of educational programs and public organizations is carried out mainly on a market basis.
Ключевые слова: система высшего образования, физкультурно-спортивная деятельность вуза, стейкхолдеры системы высшего образования, реализация образовательных программ
Keywords: higher education system, physical culture and sports activities of the university, stakeholders of the higher education system, implementation of educational programs.
Введение
Авторы отмечают, что в современных реалиях XXI века происходят сложные и подчас противоречивые процессы реформирования социально-технологического уклада общества, общественных институтов, социокультурных ценностей и установок, что в комплексе приводит к изменениям в образовательной системе [1,2]. Современные образовательные организации в системе высшего образования подвергаются воздействию большого количества факторов и являются постоянно трансформирующейся системой. В данной связи у современных вузов появляются новые функции, например, вовлечение населения территории в физкультурно-спортивную деятельность, привлечение инициативного финансирования для реализации таких проектов, активное взаимодействие с представителями бизнес-среды. В результате происходит изменение методологических основ управления вузом в целом и физкультурно-спортивной деятельностью вуза в частности. Один из самых распространенных методологических подходов к управлению - «процессный» рассматривает деятельность вуза как «процесс», имеющий на входе - ресурсное обеспечение: инновационный научно-образовательный комплекс, высокопрофессиональный научно-педагогический персонал, внебюджетное финансирование, студенты и абитуриенты, информационные ресурсы, а на выходе - потребителей результатов реализации основных образовательных программ. Вместе с тем постоянное увеличение функций, реализуемых организацией в системе высшего образования, расширение субъектного состава заинтересованных сторон позволяет говорить об актуальности использования стейкхолдерского подхода в качестве методологии управления образовательной организацией в системе высшего образования.
Цель статьи состоит в выявлении предпосылок использования модели стейкхолдерского управления образовательной организацией в системе высшего образования.
Материалы и методы исследования
В научных работах, посвященных управлению вузами исследователи утверждают о необходимости формирования новой парадигмы системы управления организациями высшего образования отвечающей современным вызовам. В своей статье К.К. Колин отмечает, что «В настоящее время российское образование вступает в новый этап своего развития. Он обусловлен объективной необходимостью приведения его структуры и содержания в соответствие с требованиями обеспечения национальной безопасности нашей страны в новых геополитических условиях.» [3]. В данной связи обозначаются вопросы формирования компетенций студентов путем целевого совершенствования качества подготовки в системе высшего образования [4], повышения продуцент-ности результатов формируемых в рамках данной системы [5].
532
Международный журнал
Популярным направлением оценки целевого развития системы высшего образования является и концепция экономики знаний. Данный подход развивается А.К. Муромцевой [6] утверждающей, что «... трансформация высшего образования в процессе перехода от индустриальной экономики к экономике знаний сопровождается изменением его экономического значения: от выполнения им профессионально-экономической функции (подготовка членов общества к выполнению определенной профессиональной деятельности) к развитию человеческого потенциала, реализующегося на современном этапе в совокупности взаимосвязанных функций формирования человеческого капитала, обеспечения темпов и качества экономического роста, смягчения неравенства в распределении личных доходов, отбора потенциальных работников по их производственным качествам, обеспечения занятости, сокращения безработицы, формирования социального ресурса», кроме того «... в основе изменения места и роли высшего образования в экономической системе лежит закономерность превращения высшего образования в первое подразделение общественного производства экономики знаний».
Структурная основа реализации заявленных целей в рамках организации высшего образования представляет собой совокупность подразделений, реализующих огромный состав функций: образовательный процесс, оздоровительная работа, ресурсное обеспечение деятельности вуза, воспитание патриотизма, инновационные разработки и т.д. Каждый из указанных процессов требует собственной системы взаимоотношений с внешними участниками, так называемыми «стейкхолдерами системы высшего образования».
Многими авторами говорится о том, что управление вузом в рамках стейкхолдерской концепции должно осуществляться на основе маркетинга взаимоотношений, поскольку именно в сфере высшего образования проявляются специфические черты институционализма, встраиваемые в такие концепции маркетинга, как: «социальный маркетинг», «некоммерческий маркетинг», «институциональный маркетинг». Это «встраивание» маркетинга в систему высшего образования реализуется в современных условиях как социальный институт, «... систематически организованная работа которого, направлена на повышение эффективности воспроизводства, распространения и потребления образовательных услуг, на регулирование социально-экономических отношений на рынке образовательных услуг на основе учета потребностей как отдельной личности, так и всего общества» [7]. Более того, именно маркетинг взаимоотношний «... позволяет найти баланс между потребностями основных субъектов высшего образования: государства, вуза, потребителей и работодателей. Маркетинг позволяет выявить актуальные потребности каждого субъекта, тенденции их развития и регулирует отношения субъектов на рынке образовательных услуг» [8].
Результаты исследования
С целью реализации стейкхолдерского подхода в управлении организацией высшего образования функционирование вуза может быть представлено как адаптивная структура, ориентированная на ключевые вопросы взаимоотношений с субъектами внешней среды. Авторами статьи была разработана схема взаимоотношений организации высшего образования в рамках стейкхолдерского подхода, рисунок 1.
Рисунок 1 - Схема взаимоотношений организации высшего образования в рамках стейкхолдерского подхода.
Как видно на схеме основная группировка стейкхолдеров организации высшего образования предполагает четыре основных узла, включающих осуществление реализации образовательных программ, научную деятельность, ресурсное обеспечение и международную деятельность вуза. В ходе реализации учебного процесса
Естественно-гуманитарные исследования № 5 (55), 2024_533
деятельность вуза направлена на «..согласование интересов при решении двуединой задачи: с одной стороны, удовлетворение потребностей консументов образовательных услуг, а с другой стороны - достижение образовательных, воспитательных, научных, культурных, социальных, благотворительных, управленческих и других целей деятельности вуза как особого типа некоммерческой организации, участвующего в создании и приращении нового знания» [8].
Говоря об интересе производителей продуктов/услуг на рынке высшего образования, установлено, что «вузы заинтересованы в реализации следующих взаимосвязанных задач: привлечение необходимых ресурсов, целевое использование привлеченных ресурсов в соответствии с миссией организации - удовлетворение потребностей различных групп общества вследствие выполнения ряда видов деятельности (преподавание, подготовка высококвалифицированного персонала; НИР, производство новых знаний; производство образовательных продуктов как результат преподавания и НИР, а также как средство снижения информационной асимметрии; оказание услуг обществу), обеспечение потребителю гарантий качества потребительских характеристик производимых продуктов и услуг» [9].
Принципиальная схема взаимодействия с основными стейкхолдерами вуза представлена на рисунке 2.
Согласование интересов стейкхолдеров осуществляется в соответствии с иерархическими или рыночными принципами взаимодействия. В частности, государство имеет наиболее существенные возможности для влияния на образовательные организации, поскольку большинство вузов являются государственной собственностью. Согласование интересов с группами потребителей образовательных программ и общественными организациями осуществляется преимущественно на рыночной основе.
Заключение
Подводя итоги оценки механизмов согласования интересов стейкхолдеров в российской системе высшего образования необходимо отметить, что в связи с проходящими в России реформами системы образования, теория и практика по данному вопросу находится в стадии активного формирования.
Рисунок 2 - Принципиальная схема взаимодействия с основными стейкхолдерами образовательной организации высшего образования
Вместе с тем, необходимо обозначить значимость деятельности направленной на согласование интересов стейкхолдеров российской системы высшего образования, и определить что к данному виду деятельности относят регламенты направленные на планирование, организацию, мотивацию и контроль взаимодействия научно-педагогического, вспомогательного и прочего персонала образовательного учреждения для эффективного использования имеющихся ресурсов в целях, обусловленных целями образовательного учреждения и согласованием интересов акторов рынка образовательных услуг в процессе установления формальных и неформальных рыночных ограничений и формирования общих ценностей, культуры производства и потребления интеллектуальных продуктов и услуг.
В отличие от имеющихся формулировок мы говорим об управлении вузом с учётом необходимости согласования интересов стейкхолдеров системы образования в процессе установления формальных и неформальных ограничений и формирования общих ценностей, культуры производства и потребления интеллектуальных продуктов и услуг.
Источники:
1. Игнатьев В. П. Система высшего образования России: взгляд в будущее //Профессиональное образование в современном мире. -2023. - Т. 13. - №. 1. - С. 39-47.
2. Зубова М. В., Герасимова E. Ю. Модернизация высшего образования: философский анализ //Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). - 2023. - N°. 1. - С. 68-75.
3. Колин К. К. Современные проблемы развития высшего образования в России //Открытое образование. - 2023. - Т. 27. - №. 3. - С. 27-35.
4. Разумова Т. О., Телешова И. Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы //Уровень жизни населения регионов России. - 2023. - Т. 19. - №. 3. - С. 338-349.
5. Плахин А. E., Новиков С. В., Счисляева E. Р. Управление продуцентностью сферы высшего образования в развитии отраслей национальной экономики //E-Management. - 2023. - Т. 6. - №. 2. - С. 102-113.
6. Муромцева А. К. Высшее образование в условиях становления экономики знаний: императивные изменения // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2014. - №. 5 (105). - С. 162-169.
7. Коблева А. Л., Маслова Т. Ф. Маркетинг образовательных услуг: функции, технологии и опыт. Ставрополь, Издательство: Издательство Ставролит 2019. 116 с.
S. Шамонов П. А. О некоторых аспектах маркетинга образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №. 5. - С. 84-94.
9. Шемятихина Л. Ю., Лагутина E. E. Менеджмент и экономика образования //Учебное пособие. М.: Феникс. - 2016.