Научная статья на тему 'Соглашение о разделе продукции история и современное состояние проблемы'

Соглашение о разделе продукции история и современное состояние проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1944
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллов Кирилл Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соглашение о разделе продукции история и современное состояние проблемы»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

44 © К.М. Кириллов, 2001

УДК 338:658 . —

К.М. Кириллов

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ -

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ПРОБЛЕМЫ

С

оглашение о разделе продукции (СРП) является одним из вариантов инвестиционной практики и представляет собой договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвесто-ру) на возмездной основе и на определенный срок исполнительные права на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск._

Российская предыстория СРП берет начало с 1719 года. Собственноручно написанный Петром I Горный манифест, озаглавленный «Берг-Привелигиум», гласит: «Кто новые металлы, минералы избящать и охоту будет иметь ко устроению заводов, тому дается... по доброте руд смотря, в займы денег на строение...», и далее о налогах: «Требуем ее больше яко же во иных государствах обыкновенно есть десятую долю от прибытка... При сем мы всемилостиво намерены и оную десятую часть на несколько лет отпустить, ежели при искании тех руд будет убыток больше прибытка... , и цену металлам по состоянию места, положения и иждевеняя, таким образом учредить, что ваши верные подданные прямую и довольную прибыль иметь будут, - Мы без убытка бытни могли». Развивая указанные меры, Петр I в 1727 году для районов Сибири освобождает горнопромышленников от уплаты налога в казну на срок в 10 лет и дает им гарантию, что ни у них, ни у их наследников рудники, заводы и промыслы не будут отобраны. А в 1739 году императрица Анна Иоановна снижает ранее установленную плату за пользование землей и не-

драми с 3,1 % до 2 % от прибыли и устанавливает, что ссуда должна быть возвращена: «... и когда заводчики будут в состоянии без помешательства рудокопного их произведения... заплатить».

Практикой привлечения иностранного капитала пользовалось советское правительство в годы НЭПа. В.И. Ленин так высказывал свою точку зрения по вопросу нэповских концессий: « Что такое концессии? Договор государства с капиталистом, который берется поставить или усовершенствовать производство (напри-мер, добычу или сплав леса, добычу угля, нефти, руды и т.п.), плате за это государству долю добываемого продукта, а другую долю получая в виде прибыли. Нам приходится идти на некоторые жертвы, лишь бы добиться быстрого, даже немедленного улучшения положения рабочих и крестьян. Жертвы состоят в том, что мы десятки миллионов пудов ценных продуктов отдадим капиталисту... Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности по договору, на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается за государством. Советская власть наблюдает за тем, чтобы капиталист-арендатор соблюдал договор, чтобы договор был для нашей выгоды, чтобы было улучшение положения рабочих и крестьян» (ПСС, т. 43, с. 248-249).

Современный вид СРП приобрело в 60-х годах XX века. Практику привлечения сторонних инвестиций первыми основали экономически развитые страны: США, Канада, и др., но широкое распространение раздел продукции получил в развивающихся, ставших независимыми от метрополий, странах. Индонезия, Ливия, Перу, Индия, Египет, Нигерия, Аргентина, Вьетнам, Китай, более 60 государств, закрепив законодательно, ведут на своих территориях добычу полезных ископаемых с привлечением иностранного капитала.

Основным предметом правового регулирования в зарубежных вариантах СРП является добыча нефти и сопутствующего ей газа, а в российской интерпретации этого закона под раздел попадают не только углеводороды, но и осталь-

ные, разведанные и учтенные государственным балансом запасов полезные ископаемые. Эта разница в законодательствах позволяет привлекать инвестиции в добычу цветных, драгоценных, редких металлов, особо ценных руд. Так, на сегодняшний момент подготовлено и утверждено Государственной Думой в списке месторождений от 21 июля 1997 года Яковлевское месторождение железных руд и Куранахская группа месторождений золота.

Другой особенностью российского закона о соглашении о разделе продукции является равноправная возможность привлечения частного капитала иностранных и отечественных инвесторов. То есть возможность получения налоговых льгот распространяется и на резидентов РФ.

Продолжительность осуществления практики СРП в мире сказалась на появлении различных вариантов соглашений. Выделяют три основных ступени в разделе продукции:

• первоначально, из полученной инвестором продукции, выделяется часть, направляемая государству в виде платежей за пользование недрами (роялти, ренталс) ;

• далее выделяется часть, идущая на возмещение понесенных затрат (компенса-ционная продукция);

• оставшаяся часть (прибыльная продукция) делится между государством и инвестором в оговоренной пропорции: на последней стадии инвестор уплачивает налог на прибыль, налогооблагаемой базой которого является доля инвестора от прибыльной продукции.

* Обязательны к уплате инвестором в течение срока действия соглашения на территории РФ:

^ бонусы - выплачиваются при заключении соглашения, а так же на момент достижения определенных результатов, этапов освоения месторождения;

^ ренталс - ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ;

^ роялти - регулярные платежи, установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции.

1. Налог на прибыль, объектом обложения является стоимость части прибыльной продукции, определенная в соответствии с соглашением и принадлежащая инвестору;

2. Платежи за пользование землей и другими природными ресурсами в соответствии с законодательством РФ;

3. Платежи по социальному и медицинскому страхованию работников инвестора - граждан РФ в соответствии с законодательством РФ.

4. Платежи в Государственный фонд занятости населения РФ в соответствии с законодательством РФ.

Такой трехступенчатый подход к соглашению о разделе продукции получил название «Индонезийской модели». Эта страна с 1966 года начала разработки собственных месторождений по описанной выше схеме.

Существует двухступенчатый подход к разделу продукции («Перуанская модель») - когда государство отказывается от взимания роялти, устанавливает для компании более благоприятные, чем в «Индоне-зийской модели», пропорции раздела, но вводит подоходный налог на всю долю выделенной инвестору нефти.

«Ливийская модель» СРП еще более проста, одноступенчатость ее заключается в установлении повышенных в пользу государства условий раздела, но с одновременным освобождением инвестора от подоходного налога и платежей роялти. После уплаты доли государства, инвестор -полноправный хозяин добытого сырья и, как существенный плюс, больше не имеет дел с налоговыми органами страны-собственника месторождения.

Российский вариант СРП соответствует первой, трехступенчатой «Ливийской модели». Этот вариант раздела более сложен для иностранных инвесторов, но позволяет им избежать двойного налогообложения. По законодательству страны -юридической регистрации фирмы, участвующей в СРП, выплата налогов от деятельности должна быть произведена либо на территории осуществления таковой, либо по месту «прописки», а, как следствие - инвестор стране собственнику месторождения оставит большую, по сравнению с другими вариантами, долю продукции и выплатит налоги у себя на родине. Такой вариант заключения СРП выгоден только отечественным инвесторам, а суммарный уровень средств для вложений у них не достаточен для развития добычи в РФ.

В схеме подробно отражены все шаги осуществления соглашения о разделе продукции.

Согласно российскому закону о СРП, принятому Государственной Думой в декабре 1995 года, при заключении соглашения инвестор обязан внести в казну РФ разовые платежи (бонусы), повторяющиеся при достижении определенных соглашением результатов (этапов), ежегодно производить платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), осуществлять платежи за пользование землей и другими природ-

часть продукции идет в счет оплаты роялти (регулярных платежей за пользование недрами), а другая - подлежит разделу между государством и инвестором. Процентная доля деления определяется Государственной Думой при принятии проекта СРП по конкретному месторождению и зависит от вида полезных ископаемых и сложности его залегания и добычи. В нефтегазовой

ными ресурсами, а также оплачивать социальное и медицинское страхование своих работников, граждан РФ, и отчислять средства в государственный фонд занятости населения РФ. Эти средства попадают в казну независимо от объемов проделанных работ, т.е. они гарантированы государству.

Следующий шаг соглашения - разделение добытой инвестором продукции. Одна

отрасли это отношение равно 70/30, где государству достается 70 % доля.

В свою очередь, доля инвестора облагается налогом на прибыль, поступающим в казну, но к этой доле не относится возмещающая затраты по выполнению работ по соглашению компенсационная часть продукции. Если в составе инвесторов присутствуют российские компании, то их

прибыль может считаться долей суммарного дохода российской стороны.

В законе о СРП прописано обязательство инвестора при проведении работ по соглашению привлекать не менее 80 % российского персонала и использовать не менее 70 % оборудования, произведенного на территории Российской Федерации. Следствием такой правовой защиты государственных интересов явилось получение прибыли еще до начала успешной реализации проекта СРП. Финансовые вливания в смежные промышленные отрасли позволяют увеличить количество рабочих мест, требующихся для производства товаров и услуг по заказу инвестора, суммарно увеличить поступающий объем налогов.

Итоговый суммарный объем доходов российской стороны включает в себя:

• долю государства от раздела продукции;

• налоги и платежи инвестора;

• дополнительные налоги, взимаемые с российских подрядчиков и субподрядчиков;

• а также на территории РФ остаются средства, полученные российскими подрядчиками, субподрядчиками и инвесторами (если таковые имеются).

Эти вливания в российскую экономику мультипликативно приводят к увеличению экономического эффекта от соглашения о разделе продукции.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Кириллов Кирилл Михайлович - магистрант, кафедра «Экономика и планирование горного производства», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.