Научная статья на тему 'Соглашение о государственно-частном партнерстве как форма реализации инфраструктурных проектов в Российской Федерации'

Соглашение о государственно-частном партнерстве как форма реализации инфраструктурных проектов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3106
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОГЛАШЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ СОГЛАШЕНИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / AGREEMENT ON PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / CONCESSION AGREEMENT / ELEMENTS OF THE AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев Булат Аскарович

В статье рассматривается договорная форма реализации инвестиционных проектов соглашение о государственно-частном партнерстве. Автором акцентируется внимание на ключевых его элементах: сторонах, предмете, объектах и существенных условиях. Делается вывод о целесообразности расширения перечня субъектов и объектов соглашения, а также необходимости включения целевого использования передаваемого частному партнеру имущества в список существенных условий для данного вида договора.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пономарев Булат Аскарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is discussed the contractual form of implementation of investment projects the agreement on public-private partnership. The author focuses on its key elements: the parties, the subject, the objects and essential conditions. There are the conclusion about the feasibility of expanding the list of subjects and objects of agreements, and the inclusion of target use of the transferred to the private partner of the property to the list of essential conditions for this type of contract.

Текст научной работы на тему «Соглашение о государственно-частном партнерстве как форма реализации инфраструктурных проектов в Российской Федерации»

СОГЛАШЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОНОМАРЕВ Булат Аскарович

Аннотация. В статье рассматривается договорная форма реализации инвестиционных проектов - соглашение о государственно-частном партнерстве. Автором акцентируется внимание на ключевых его элементах: сторонах, предмете, объектах и существенных условиях. Делается вывод о целесообразности расширения перечня субъектов и объектов соглашения, а также необходимости включения целевого использования передаваемого частному партнеру имущества в список существенных условий для данного вида договора.

Annotation. In the article is discussed the contractual form of implementation of investment projects -the agreement on public-private partnership. The author focuses on its key elements: the parties, the subject, the objects and essential conditions. There are the conclusion about the feasibility of expanding the list of subjects and objects of agreements, and the inclusion of target use of the transferred to the private partner of the property to the list of essential conditions for this type of contract.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, соглашение о государственно-частном партнерстве, концессионное соглашение, элементы соглашения.

Keywords: public-private partnership, agreement on public private partnership, concession agreement, elements of the agreement.

Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) - относительно новая для России модель сотрудничества государства и бизнеса, основанная на принципах равноправия сторон и справедливого распределения рисков между ними. На политическом уровне этот институт рассматривается как важнейший механизм реализации социальной политики, подчеркивается актуальность применения лучшей отечественной и зарубежной практики в этой сфере1. В связи с этим принятый в 2015 г. профильный Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 224-ФЗ) явился результатом подробного анализа мирового законодательного опыта в этой сфере2.

Государственно-частное партнерство реализуется в двух основных материально-правовых формах: договорной и институциональной. Первая представляет собой сотрудничество частного и публичного партнера, основанное на соглашении (гражданско-правовом либо

1 Путин: ГЧП должно стать одним из важнейших механизмов соцполитики. URL : http://ria.ru/ society/20120316/596800369.html

2 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнер-

стве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Кон-

сультантПлюс».

административном), которым закрепляются все существенные условия такого взаимодействия. Институциональная форма предполагает создание партнерами совместной компании, целью которой является реализация проекта ГЧП. В мировой практике существуют разные подходы к определению правовой природы договоров в сфере ГЧП, которые могут быть гражданско-правовыми, административными либо носить смешанный характер. Во многом законодательный выбор в пользу того или другого вида связан со сложившейся в стране правовой традицией. Рассмотрим это на примере Германии и Франции.

В ФРГ договоры в сфере ГЧП могут носить как административный, так и частноправовой характер3. Это напрямую зависит от объема вложенных сторонами в проект инвестиций и размера последующих выплат по итогам реализации контракта. Если проект финансируется преимущественно частным партнером, то и соглашение будет носить частноправовой характер. В этой ситуации применимое право фактически определяется условиями контракта. Так, концессионное соглашение, например, регулируется Германским граждан-

4

ским уложением , а административные кон-

3 Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты / С.А. Белов [и др.] ; под ред. В.Ф. По-пондопуло, Н.А. Шевелевой. М. : Инфотропик Медиа, 2015.

4 Гражданское уложение Германии от 18 августа 1896 г. // СПС «КонсультантПлюс».

тракты подпадают под действие Закона «Об административном производстве Германии»5.

Французская Республика является показательным примером публично-правового подхода к ГЧП. С 2004 г. там действует специальный Ордонанс от 17 июня 2004 г. № 2004-559, которым заложены правовые основы ГЧП в этой стране6. В Ордонансе дается понятие партнерского соглашения, представляющего собой административный договор, в силу которого государство поручает частному партнеру реализацию инфраструктурного проекта (финансирование, строительство, эксплуатация, управление и пр.) на условиях распределения рисков и последующей выплаты последнему вознаграждения. Наряду с описанной формой, во Франции существуют и успешно применяются договоры делегирования публичных услуг (наиболее часто используемый подвид - концессия), в которых государство передает частному партнеру часть полномочий по оказанию публичных услуг с возможностью взимания платы с конечных потребителей. Важно, что размер выплат напрямую зависит от рентабельности проекта и качества оказания частным партнером услуг, оговоренных в до-

7

говоре .

Российским правом предусмотрено несколько видов договорных форм реализации проектов в сфере ГЧП. Наиболее популярной и часто используемой является концессионное соглашение. Оно применяется уже более 10 лет и имеет достаточную для анализа правоприменительную практику. Интересно, что споры о правовой природе концессионного соглашения среди отечественных ученых не утихают до сих пор. Некоторые исследователи относят его к разновидности административного договора, мотивируя свою позицию неравнозначным положением сторон (с одной стороны публично-правовые образования, с другой -коммерческие организации), спецификой объекта соглашения (ярко выраженная социальная направленность) и наличием элементов императивного регулирования (например, обязанность использования типовых форм, наличие конкурсных процедур)8. Закон определяет его

5 Административно-процессуальное право Германии: Закон об административном производстве; Закон об административных судах; Закон об административных расходах; Закон о доставке административных решений / пер. с нем. ; введ., сост. В. Бергманн. 2-е изд. перераб. М. : Инфотропик Медиа, 2013.

6 Order № 2004-559 of 17 June 2004 on partnership contracts. URL : http://www.economie.gouv.fr/files/directions_services/ppp/ or-donnance2004-559_ang.pdf

7 Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты. С. 74.

8 Шорохов С.В. Концессионное соглашение как форма

публичного управления: сравнительно-правовое исследование :

автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

как смешанную конструкцию, включающую в себя элементы разных договоров9. Однако само по себе наличие в нем элементов различных договоров не может свидетельствовать о его публично-правовой природе, так как в концессионном соглашении, как правило, содержатся положения о залоге, аренде, лизинге и пр., что подпадает под действие норм гражданского права. В связи с этим допустима точка зрения авторов, придерживающихся мнения о том, что концессионное соглашение, как и соглашение о ГЧП, является гражданско-правовым догово-ром10. В пользу этого говорит множество признаков, среди которых отражение в соглашении взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон, возмездный и консенсуаль-ный его характер, распределение рисков и пр. Концессионное соглашение основано на принципах свободы договора и равноправия сторон, поэтому его гражданско-правовая природа очевидна.

Во многом опыт правового регулирования концессионных соглашений лег в основу появления такой договорной конструкции, как соглашение о ГЧП. Это две наиболее близкие формы с рядом существенных отличительных признаков, на которых мы остановимся ниже. В ст. 3 Федерального закона № 224-ФЗ соглашение о ГЧП определяется как гражданско-правовой договор между публичным и частным партнерами, заключенный на срок не менее чем три года в порядке и на условиях, установленных законом. Таким образом, законодатель поставил точку в вопросе о правовой природе соглашения о ГЧП, отнеся его к частноправовому договору. В ст. 32 Федерального закона № 224-ФЗ предусмотрена обязательная письменная форма соглашения о ГЧП. Максимальный срок, на который оно может быть заключено, законом не ограничен.

Стороны соглашения о ГЧП. Сторонами такого сотрудничества являются публичный и частный партнер. Публичный партнер - это Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, выступающие в лице уполномоченного органа исполнительной власти. Частный партнер - это российское юридическое лицо, с которым заключено соглашение о ГЧП. Закон содержит ограничение на участие в проекте ГЧП в качестве частного партнера подконтрольных государству коммерческих (унитарных предприятий, учреждений,

9 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // СПС «КонсультантПлюс».

10 Жемалетдинов Р.М. Гражданско-правовое регулирование концессионных соглашений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2008.

контролируемых государством и муниципалитетами хозяйственных обществ и пр.) и некоммерческих организаций. К контролируемым хозяйственным обществам относятся те, в которых государство вправе распоряжаться более половиной голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала, влиять на принимаемые ими решения, а также назначать руководителей или избирать большую часть членов совета директоров. Как указывает А.А. Родин, специалисты высказались против такого ограничения, поскольку оно изначально сужает круг потенциальных субъектов ГЧП11. Отметим, что концессионное законодательство подобного правила не содержит. Непонимание у специалистов вызывает также запрет на участие в соглашении о ГЧП иностранных юридических лиц, что автоматически снижает привлекательность использования этого механизма для реализации крупных инфраструктурных проектов и ухудшает инвестиционный климат в стране. Д.В. Качкин и Р.Р. Репин усматривают в этом определенные политические мотивы12.

Надежность частного партнера должна подтверждаться закрытым перечнем условий, указанных в ч. 8 ст. 5 ФЗ-224. Партнер не может находиться в стадии ликвидации, в процедуре банкротства, иметь административное взыскание в виде приостановления деятельности. Не ранее чем за месяц до представления заявки на участие в конкурсе на право заключения соглашения о ГЧП у него не должно быть задолженности по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и пр.), процентов за использование бюджетных средств и финансовых санкций (штрафов, пеней и т. п.). Последним обязательным условием является наличие соответствующих лицензий, допусков саморегулируемых организаций и иных разрешений, необходимых для проведения работ и оказания услуг в рамках соглашения. Установление иных не предусмотренных законом требований к частным партнерам не допускается.

По общему правилу предусмотренные соглашением о ГЧП обязательства частный партнер обязан исполнять своими силами. Этой превентивной мерой законодатель, видимо, желает исключить участие в проекте неквалифицированных участников рынка. При этом привлечение частным партнером третьих лиц с идентифицирующими их сведениями допускается при наличии соответствующего положения в соглашении и документально оформ-

11 Родин А. Новая среда для ГЧП // ЭЖ-Юрист. 2015. № 44. С. 9.

12 Качкин Д.В., Репин Р.Р. Соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой договор // Закон. 2015. № 10. С. 147-156.

ленного согласия публичного партнера. Последующее передоверие обязанностей законом не допускается. Однако при этом нельзя исключить участие в реализации проекта ГЧП субподрядных организаций, не соответствующих требованиям ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 224-ФЗ, поэтому недопустимость такого участия должна быть оговорена в соглашении.

Предмет соглашения о ГЧП. Как указывают Д.В. Качкин и Р.Р. Репин, соглашение о ГЧП выступает как комплексная договорная конструкция, включающая в себя несколько разнородных обязательств13. Действительно, в силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 224-ФЗ частный партнер обязуется создать недвижимое имущество либо объединенное общим целевым назначением недвижимое и движимое имущество (объект соглашения), осуществлять его эксплуатацию и (или) техническое обслуживание, а публичный партнер - предоставить частному партнеру права владения и пользования имуществом для осуществления указанной в соглашении деятельности, обеспечив возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения при условии соблюдения требований, предусмотренных законом и соглашением.

Для удобства выделим составные части предмета соглашения (ст. 6 Федерального закона № 224-ФЗ):

- создание объекта частным партнером (реконструкция или строительство);

- полное или частичное финансирование частным партнером этой деятельности;

- эксплуатация и (или) техническое обслуживание частным партнером объекта;

- последующее приобретение частным партнером права собственности на объект.

Соглашение дополнительно может предусматривать проектирование объекта частным партнером, а также финансирование его эксплуатации и технического обслуживания за счет частных инвестиций. При этом стороны вправе возложить обязанность по частичному финансированию проекта и эксплуатации объекта на публичного партнера. Рассмотрим более детально некоторые из указанных обязательств.

Строительством в соответствии с Градостроительным кодексом РФ является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строи-тельства)14. Реконструкция предполагает изме-

13 Качкин Д.В., Репин Р.Р. Соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой договор. С. 8.

14 Градостроительный кодекс Российской Федерации от

29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

нение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций. Из буквального толкования закона следует, что допустимым является только такая реконструкция, результатом которой станет уничтожение старого и создание абсолютно нового объекта15. Это пример терминологической ошибки, которые достаточно часто встречаются в тексте закона. В данном случае законодатель необоснованно сузил содержание понятия реконструкция по сравнению с действующим определением.

Финансирование создания объекта по общему правилу осуществляет частный партнер. При этом закон допускает привлечение частным партнером финансирующего лица, которое предоставляет ему заемные средства на реализацию проекта. Участие в этом процессе публичного партнера возможно, но если размер капиталовложений с его стороны превысит объем частных инвестиций, то сохранить право собственности на объект соглашения частному партнеру не удастся, и он будет обязан передать его государству по завершению проекта.

Ключевым нововведением Федерального закона № 224-ФЗ явилась возможность приобретения частным партнером права собственности на объект соглашения. Это основное отличие новой договорной конструкции от концессионной модели, которая предусматривает передачу концессионеру только права владения и пользования объектом соглашения и лишь на определенный срок, тогда как по соглашению о ГЧП публичный партнер обязан обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект при условии соблюдения последним всех контрактных условий. Здесь следует оговориться. Право собственности частного партнера носит ограниченный характер, поскольку объект соглашения находится под обременением. До момента фактической реализации проекта частный партнер владеет и пользуется им, но не вправе распоряжаться объектом в полной мере, как это предполагает исключительное правомочие собственника. Из этого следует, что в период реализации проекта ГЧП право собственности частного партнера фактически мало чем отличается от права владения и пользования концессионера. Это

15 Комментарий к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (научно-практический, постатейный) / Е.В. Гриценко [и др.] ; под ред. В.Ф. Попондопу-ло, В.В. Килинкарова. М. : Инфотропик Медиа, 2016.

подчеркивают В.Ф. Попондопуло и В.В. Ки-линкаров, обосновывая тем самым необходимость сближения механизмов ГЧП и концессии и введения их в единый кодифицирован-

16

ный акт .

Важно отметить, что в законе составные части предмета соглашения определены как «элементы соглашения», что вполне обоснованно подвергается критике со стороны специалистов. Д.В. Качкин и Р.Р. Репин отмечают, что традиционно «элементы» договора толкуются шире и под ними понимаются его стороны, предмет, цена, срок, форма и содержание17. В.Ф. Попондопуло и В.В. Килинкаров рекомендуют отказаться от употребления дефиниции «элементы», внеся перечисленные обязательства в перечень существенных условий договора (ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 224-ФЗ)18. Подобное употребление понятия «элементы» представляется ошибочным, усложняющим восприятие нормативного акта. Возможно, этот диссонанс связан с прямым (техническим) переводом данного термина из иностранных источников в процессе рецепции норм зарубежного права о ГЧП.

Объекты соглашения о ГЧП. В ст. 7 Федерального закона № 224-ФЗ содержится закрытый перечень 18 видов объектов, по поводу которых может быть заключено соглашение о ГЧП. К ним относятся объекты транспортной системы, промышленной и энергетической сферы, сельскохозяйственной инфраструктуры, социального назначения и охотничьей инфраструктуры. Соглашение может быть заключено в отношении как одного, так и нескольких объектов ГЧП одновременно. При этом таким объектом не является имущество:

- в отношении которого законодательством РФ установлена принадлежность исключительно к государственной собственности, изъятое либо ограниченное в обороте в силу ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)19;

- на которое наложен запрет на отчуждение или нахождение в частной собственности.

Отдельным пунктом рассматриваемой ст. 7 Федерального закона № 224-ФЗ регулируется возможность залога объекта соглашения, кото-

16 Комментарий к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С. 23.

17 Качкин Д.В., Репин Р.Р. Соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой договор. С. 8.

18 Комментарий к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С. 21.

19 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть пер-

вая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

рый по общему правилу запрещен. Однако есть одно исключение, а именно передача объекта в залог финансирующему (частного партнера) лицу, с которым обе стороны предварительно заключили прямое соглашение (трехсторонний договор инвестирования в проект ГЧП). Обращение взыскания на предмет залога возможно только в том случае, если в течение 180 дней с момента возникновения оснований для применения обеспечительных мер, не проведена процедура замены частного партнера либо соглашение о ГЧП не было досрочно прекращено по решению суда в связи с существенным нарушением частным партнером его условий. Тем самым законодатель страхует риски публичного партнера, связанные с утратой объекта в случае неисполнения соглашения. В этой связи следует отметить, что опасения экспертов по поводу вероятности приватизации государственного имущества в упрощенной форме не оправдались, поскольку реальный переход права собственности к частному партнеру возможен лишь в случае успешной реализации им проекта.

В то же время установление в законе закрытого перечня объектов представляется необдуманным шагом, поскольку это существенно сужает возможность использования механизмов ГЧП во многих сферах. Например, оставлена без внимания пенитенциарная система, объекты которой в мировой практике часто становятся предметом соответствующих инвестиционных соглашений. Следует подчеркнуть, что некоторые положения ст. 7 Федерального закона № 224-ФЗ требуют уточнений. Неясным остается, например, что законодатель понимает под «иными объектами социального обслуживания населения» и относятся ли к ним дома престарелых, приюты для сирот и бездомных, хосписы и т. п.20 С одной стороны, законодатель дает возможность применить расширительное толкование указанного словосочетания, с другой - у сторон без разъяснения компетентных органов могут возникнуть трудности в реализации частной инициативы в отношении подобных объектов.

Существенные условия соглашения о ГЧП. В силу ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявле-

20 Комментарий к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С. 33.

нию одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Как указывает Л.В. Санникова, значимость существенных условий заключается в юридических последствиях их несогласования сторонами. Так, отсутствие соглашения даже в отношении одного из таких условий влечет признание договора не заключенным, а договорного обязательства - не возникшим21.

В ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 224-ФЗ закреплены 11 существенных условий соглашения. Этот перечень является открытым и может дополняться условиями, содержащимися в других федеральных законах в зависимости от особенностей правового регулирования выбранного объекта соглашения. Следующими частями этой статьи предусмотрены случаи включения в число существенных иных условий, определяемых в зависимости от содержания предмета соглашения.

Если разделить существенные условия соглашения о ГЧП на типовые, т. е. часто встречающиеся во многих видах договоров, и на специфические, присущие только конкретной конструкции, к типовым относятся следующие:

- о предмете соглашения, т. е. наличия в нем обязательных элементов, перечисленных в ст. 6 Федерального закона № 224-ФЗ в комбинации, определяемой сторонами;

- об объекте соглашения, что означает обязательное подробное описание всех его характеристик, включая местонахождение, площадь, назначение, кадастровый либо инвентарный номер и т. п. (такой порядок предусмотрен для любого имущества, неразрывно связанного с объектом и объединенного с ним единым целевым назначением и подлежащего передаче частному партнеру);

- о сроке исполнения соглашения или порядке его определения (не менее трех лет), а также сроках исполнения промежуточных этапов реализации проекта (мероприятий по исполнению соглашения);

- об обязательствах сторон в связи с изменением (например, заменой частного партнера) или досрочным расторжением соглашения;

- об ответственности сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по соглашению.

Среди специфических, характерных только для ГЧП условий выделяются значения критериев эффективности проекта и значения показателей его сравнительного преимущества.

21 Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к разделу III «Общая часть обязательного права» // А.В. Барков [и др.] ; под ред. Л.В. Санниковой. М. : Статут, 2016.

Обязательное включение в соглашение этих экономических детерминант представляется разумным, поскольку именно ими определяется привлекательность реализации проекта ГЧП в сравнении с иными моделями сотрудничества государства и бизнеса, например с госзакупками.

Стороны обязаны определить в соглашении условия и порядок возникновения права частной собственности на объект, а также срок и размер арендной платы за пользование земельным участком, предоставленным частному партнеру для осуществления деятельности по реализации проекта ГЧП. Первое условие призвано страховать риски инвестора и гарантировать ему возникновение и дальнейшее сохранение права собственности на создаваемый объект. Что касается аренды земельного участка, то в силу положений ст. 33 Федерального закона № 224-ФЗ и ст. 39.8 ЗК РФ он предоставляется частному партнеру в аренду без проведения торгов на срок действия соглашения о ГЧП22. Для упрощения регистрационных процедур Минэкономразвития РФ рекомендует публичному партнеру в тексте договора аренды земельных участков указывать соглашение о ГЧП в качестве основания заключения договора аренды23. Это свидетельствует о намерении государственных структур минимизировать бюрократические процедуры в этой части, что, безусловно, можно считать положительной инициативой.

Существенными в Федеральном законе № 224-ФЗ указаны порядок и сроки возмещения расходов сторон соглашения, в том числе в случае его досрочного прекращения. Следует согласиться с мнением Д.А. Жмулиной, подразумевающей под этим взаиморасчеты между сторонами. Частный партнер вносит плату за право использования (эксплуатации) объекта соглашения, а публичный партнер - за комплекс работ (услуг), предоставляемых его

24

контрагентом .

Одной из главных «подушек безопасности» для публичного партнера являются условия о способах обеспечения исполнения частным партнером своих обязательств по соглашению, размерах финансового обеспечения и сроках их предоставления. Федеральный за-

22 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

23 Письмо Минэкономразвития России от 19 мая 2016 г. № Д13и-485 «О вопросах применения соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве» // СПС «КонсультантПлюс».

24 Жмулина Д.А. Существенные условия соглашения о публично-частном партнерстве // Российский юридический журнал.

2015. № 5. С. 147-155.

кон № 224-ФЗ предлагает различные варианты: банковскую гарантию, залог прав частного инвестора по договору банковского счета или страхование риска. Преследуя цель защиты интересов публичного партнера, законодатель устанавливает дополнительный имущественный ценз на участие в проекте ГЧП. Это может затруднить доступ к ГЧП организациям, которые формально соответствуют требованиям закона и конкурса, установленным для частного партнера, но не имеют возможности предоставить такого рода обеспечение. Данная проблема особенно актуальна при реализации некрупных проектов, когда условие об обеспечении экономически невыгодно потенциальным инвесторам, относящимся к малому и среднему бизнесу, что приведет к монополизации механизмов ГЧП крупными игроками с большим экономическим потенциалом.

Таким образом, будучи абсолютно новой для российского права договорной конструкцией, соглашение о ГЧП не лишено недостатков. С одной стороны, при ярко выраженной тенденции к максимально возможной детализации каждого шага сторон правовое регулирование соглашения достаточно либерально и оставляет контрагентам свободу в определении многих его условий. С другой стороны, некоторые положения Федерального закона № 224-ФЗ требуют доработки.

Так, многим терминам, применяемым законодателем для характеристики элементов соглашения, необходимо дать более детальное определение, дополнив ими ст. 3 Федерального закона № 224-ФЗ. Также представляется разумным расширить перечень лиц, участие которых возможно в проекте ГЧП. Перечень объектов соглашения следует сделать открытым, поскольку существующий не отражает в полном объеме заявленные ГЧП цели. Есть основания полагать, что ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 224-ФЗ необходимо дополнить положением о целевом использовании объектов ГЧП, которое содержится в сопоставимой норме Федерального закона «О концессионных соглашениях». На это указывают ряд отечественных авторов, с позицией которых нельзя не согласиться25. Она объясняется тем, что соглашение о ГЧП заключается в интересах неограниченного круга потребителей в целях обеспечения их качественными услугами, в чем государство должно быть заинтересовано не менее частного партнера.

25 Жмулина Д. А. Существенные условия соглашения о публично-частном партнерстве. С. 8.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. // СПС «КонсультантПлюс».

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // СПС «Консуль-тантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Письмо Минэкономразвития России от 19 мая 2016 г. № Д13и-485 «О вопросах применения соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Гражданское уложение Германии от 18 августа 1896 г. // СПС «КонсультантПлюс».

8. Административно-процессуальное право Германии: Закон об административном производстве; Закон об административных судах; Закон об административных расходах; Закон о доставке административных решений / пер. с нем. ; введ., сост. В. Бергманн. - 2-е изд. перераб. - М. : Инфотропик Медиа, 2013. - 288 с.

9. Барков, А.В. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к разделу III «Общая часть обязательного права» // А.В. Барков [и др.] ; под ред. Л.В. Санниковой. - М. : Статут, 2016. - 622 с.

10. Белов, С.А. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты // С.А. Белов [и др.] ; под ред. В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой. - М. : Инфотропик Медиа, 2015. - 528 с.

11. Гриценко, Е.В. Комментарий к Федеральному закону «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (научно-практический, постатейный) / Е.В. Гриценко [и др.] ; под ред. В.Ф. Попондопуло, В.В. Килинкарова. - М. : Инфотропик Медиа, 2016. - 352 с.

12. Жемалетдинов, Р.М. Гражданско-правовое регулирование концессионных соглашений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Уфа, 2008. - 24 с.

13. Жмулина, Д.А. Существенные условия соглашения о публично-частном партнерстве // Российский юридический журнал. - 2015. - № 5.

14. Качкин, Д.В. Соглашение о государственно-частном партнерстве как гражданско-правовой договор / Д.В. Качкин, Р.Р. Репин // Закон. - 2015. - № 10.

15. Путин: ГЧП должно стать одним из важнейших механизмов соцполитики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ria.ru/society/20120316/596800369.html

16. Родин, А. Новая среда для ГЧП // ЭЖ-Юрист. - 2015. - № 44.

17. Шорохов, С.В. Концессионное соглашение как форма публичного управления: сравнительно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - 33 с.

18. Order № 2004-559 of 17 June 2004 on partnership contracts [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.economie.gouv.fr/files/directions_services/ppp/ordonnance2004-559_ang.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.