Научная статья на тему 'Согдийско-тюркское сотрудничество для расширения шелковой дипломатии'

Согдийско-тюркское сотрудничество для расширения шелковой дипломатии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2293
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Sogdians / Turks / Persians / Silk Road / diplomatic relations / etc

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамадазимов Абдугани Мамадрахимович

В середине I. тысячелетия в бассейне реки Тарим (совр. СУАР Китая), Хафтруде и Вароруде шли новые этнические процессы. В результате появились древнетюркские племена, которые стали играть решающую роль в социально- политической и экономической жизни этих регионов. В процессе этногенеза, политогенеза и культурогенеза тюрков согдийцы, которые имели в этих регионах обширные колонии, играли существенную роль. В данной статье исследуется роль согдийцев в качестве Тюркского каганата, распространивших свою власть от Корейского полуострова на востоке и до Крымского полуострова на западе. В качестве опытных послов согдийцы руководили дипломатической миссий в Сасанидскую державу и Византийскую империю. При этом они выполняли не только внешнеполитические цели и задачи своих сюзеренов-союзников (тюрков), но и собственную цель- найти достойного потребителя на согдийского шелка, который стал широко выходить в мировой рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sogdian and Turkish cooperation for the expansion of silk diplomacy

New ethnic processes happened in the Basin of Tarim river (modern Xinjiang, China), Haftrud (north of Kyrgyzstan and south-east of Kazakhstan) and Varorud in the middle of the 1st millennium. The ancient Turkic tribes emerged as a result of it which started to play a crucial role in socio-political and economic life of these regions. Sogdians who had extensive colonies in these regions played a significant role in the process of ethno-genesis, policy-genesis culture-genesis of Turks. This article studies the role of Sogdian diplomats in Turkic kings ruling extending their power from the Korean Peninsula in the east to the Crimean Peninsula in the west. As experienced ambassadors, the Sogdians led diplomatic missions in the Sassanids’ power and the Byzantine Empire. At the same time, they carried out not only foreign policy goals and objectives of their overlords allied (Turks), but also followed their own goal, to find decent consumers for Sogdian silk which was widely entering into the world market.

Текст научной работы на тему «Согдийско-тюркское сотрудничество для расширения шелковой дипломатии»

07.00. 15. ТАЪРИХИ МУНОСИБАТҲОИ БАЙНАЛХАЛҚИ ВА

СИЁСАТИ ХОРИҶИ

07.00. 15. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИЙ

И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

07.00. 15. THE HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND

FOREIGN POLICY

УДК Тадж: 32+008+9+891.71 + 312 А.М. МАМАДАЗИМОВ

ББК 66

СОГДИЙСКО-ТЮРКСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ШЕЛКОВОЙ ДИПЛОМАТИИ

К началу VI в. в восточной части шелкового пути стали происходить существенные общественно-политические и этнические процессы, так как наряду с традиционными местными ираноязычными народами (саки, согдийцы и др.) стали активизироваться новые тюркоязычные племена. Эти процессы привели к тесному согдийско-тюркскому сотрудничеству в обширных районах Таримского бассейна (совр. СУАР Китая), Алтая, Хафтруд (совр. север Киргизстана и юго-восток Казахстана) и Вароруда (среднеазиатское междуречье).

По мнению известного российского тюрколога Кляшторного С.Г., «в I тысячелетие нашей эры началось постепенное изменение этнической среды в Евразийских степях. Преобладание здесь все более переходило к тюркоязычным племенам. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине I тысячелетия нашей эры к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов) на территории Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, Нижнего Поволжья и Северного Кавказа» (2,86).

«Согласно тюркской легенды,- пишет далее исследователь,- записанный в VI в. китайскими историками, предки тюрков, «жившие на краю большого болота», были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик (ему обрубили руки и ноги), которого выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Скрываясь от врагов, в конце концов убивших мальчика, волчица бежит в горы севернее Турфана (восточный Тянь-Шань). Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей, отцом которых был спасенный ею мальчик. Сыновья волчицы женятся на женщинах из Турфана. Один из внуков волчицы, по имени Ашина, стал вождем нового племени и дал ему свое имя. Позднее вожди из рода Ашина выводят своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя тюрк» (2, 87).

Наше внимание в этой древнетюркской легенде привлекала та часть, где говорится, что тюрки (дети волка) «женятся на женщинах из Турфана». Как известно из исследований Б.И.Кузнецова (4,299), Л.И Чугуевского (8,147-156), Э.Шефера (9), Сюан-цзань (7), Б. Лауфера (10) и многих других, с V в. до н.э. по VIII в. из Согдианы в Хафтруд и Таримский бассейн, включая оазис Турфан, поэтапно волнами мигрировало согдийское население. Поэтому, во время появления в социально - политической жизни региона древних тюрков, здесь доминировало согдийское население, которое сыграло важную роль в этногенезе тюркских народов ( как вытекает из вышеприведенной легенды, тюрки женились на таримских, т.е. на согдийских женщинах). Данное обстоятельство, несомненно, повлияло на культурные традиции и язык новообразующегося племени и, по словам тюрколога Кляшторного С.Г., «именно здесь было положено начало тесным тюркосогдийским связям, оказавшим огромное воздействие на всю культуру и государственность древних тюрков. В Алтае род ашина постепенно консолидировал вокруг себя местные племена. Новый племенной союз принял наименование тюрк» (3,87).

В 534 году вождем тюрков стал Бумын, приняв титул «великий ябгу», хотя считался вассалом жужанского кагана и посылал ему дань в виде железа, добытого в принадлежащих его племени рудниках. Он фактически расширяя свою территорию на запад, стремился к независимости от ненавистного ему племени жужань. Разгневанный высокомерным отказом кагана Анахуань на сватовстве Бумына за его дочь, тюркский вождь совершает военный поход против своих сюзеренов и разгромит их. В результате, каган Анахуань кончает жизнь самоубийством. После

52

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43)2015

смерти основоположника нового государства Бумына в 552 году его преемники Кара-хакань (552553), Муганхакань (553- 572) и Таспархакань (572-582) за три десятилетия создают обширное государство, простирающеся от Манчжурии до Керченского залива и от верховьев Енисея до верховьев Амударьи. В основании Тюркского каганата (самоназвание- Тюрк эль) выдающуюся роль сыграл также брат и соправитель Бумына Истеми - хакан. Он, преследуя своих злейших врагов-жужань на запад, совершил завоевательные походы в Хафтруд, Вароруд и Северный Кавказ. А сыновья Бумын-хакана (Муган и Таспар), преследуя другую часть жужань до Кореи и Северного Китая, установили фактические даннические отношения с северокитайскими государствами (Северная Ци и Северная Чжоу).

Создание огромной империи тюрков не могло не привести к включению их в мировые политико-экономические отношения раннего средневековья, в первую очередь, с окружающим миром- Китаем, Ираном и Византией. В международных отношениях того времени одной из их главных задач была борьба за контроль над маршрутами и узловыми пунктами шелкового пути.

Таким образом, к концу VI века, когда Тюркский каганат стал хозяином Таримского бассейна, Хафтруда и Вароруда и сделал двух небольших северокитайских государств своими данниками, согдийцы стали главными на мировой арене торговали шёлком. Они при мощной военнополитической поддержке тюркских каганов распространили свой контроль от города Пайкенда (правый берег Амударьи) до Чанъань (столицы государства Суй) по главному маршруту и от берегов Волги до города Дуньхуана (ворота о внутренний Китай) по северному маршруту шелкового пути. От Пайкенда до городов Сирии шелковый путь контролировали иранцы. Другими словами, в данный период истории шелкового пути контроль по всей его протяженности оставался за иранскими народами (согдийцами и персами). Однако из-за усилившегося разногласии между Сасанидами и Каганатом относительно раздела эфталитского наследия согдийцы оказались на стороне новых союзников (тюрков).

Поэтому встал вопрос установления прямых торгово-дипломатических связей с далекой Византией. «Основным покупателем шелковых тканей,- пишет Кляшторный С.Г.,- была Византия. Торговля шелком приносила согдийским купцам и тюркским ханам огромные доходы. Тюрки получали возможность сбывать через согдийцев военную добычу и дань, выплачиваемую им китайскими царствами. Согдийцы сосредоточили в своих руках небывалое количество дорогих шелковых тканей. Вместе с тем, уже с конца IV в. в Согде существовало свое шелкоткацкое производство на местном сырье. Согдийские шелка высоко ценились не только на западе, их ввозили даже в Восточный Туркестан и Китай. Сбыт этих тканей в VI в. стал важной проблемой для согдийских городов» (3,100).

Авторитет согдийских купцов, распространенны с самого начала возникновения шелкового пути, в это время стал прийумножаться славой их ремесленников-ткачей. Как пишет в 1992 году известный российский искусствовед Иерусалимская А. А.:«Тридцать лет тому назад на одной из шелковых тканей из реликвария (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение- М.А.) в Юи (Бельгии) была обнаружена согдийская надпись тушью, которая и дала название этой разновидности тканей: «занданечи» - от названия селения Задана близ Бухары. Так появилась возможность определить довольно значительную группу шелков, найденных в Европе и в Восточном Туркестане, как согдийские. Эти ткани, по сведениям письменных источников, широко экспортировались на Запад. В северокавказских могильниках такие шелка составляют самую многочисленную и разнообразную группу, в три раза превышающую общее количество всех прежде известных в мире, подобных находок: около 150 фрагментов, свыше 40 видов узоров. Такое обилие здесь согдийских тканей помогло интерпретации направления основных торговых связей по данному отрезку Шелкового пути, а также позволило проследить сам процесс сложения и эволюции согдийского шелкоткачества на протяжении УП-1Хвв.» (1,13).

Наличие высокого уровня текстильного (шелкового) производства Согда подтверждает и другой исследователь, который пишет- «археологические данные позволяют сделать вывод, что в Согдиане, Самарканде, Фергане, Бухаре, в бассейне реки Тарим производили шелковые ткани. Образцы согдийского шелка доходили и до Дун- Хуана (город Китая- М.А. Дуньхуан), к самой Великой китайской стене, где найдена не одна согдийская рукопись. Текстильное производство Согдианы было мощным, и производимые товары вывозились далеко за ее пределы. Если первоначальным материалом служила шерсть-местное сырье, которое поставляли скотоводческие районы Средней Азии, то затем торговля с Китаем дала согдийцам превосходную для выделки и окраски шелковую нить. О том говорят шерстяные ткани с «эллинистическими» рисунками и многоцветные шелка с «иранскими» узорами. Внедрение шелка в мастерские Средней Азии

53

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43) 2015

следует отнести к периоду между концом IV и концом V вв. н.э.»(6,208).

Экономическое благополучие Вароруда и его главного района- Согдианы, основанного в посреднической международной торговле и мощном текстильном производстве, ориентированном также на внешний рынок, наряду с высокой культурой, опирающейся на собственной письменности, позволили играть заметную роль в международных сношениях того периода. По мнению российского специалиста Н.В. Пигулевской, «в сношениях с тюркскими ордами, как и с эфталитами, согдийская верхушка выдвигала представителей которые вели все переговоры. Она добилась возможности участвовать вместе с тюркскими послами в переговорах с соседними державами, с Ираном и Византией. Материальная и духовная культура согдов достигала большой высоты. Пользуясь арамейским алфавитом, близким к сирийскому письму эстрангело, они писали на своем языке» (6,208-209).

Таким образом, о второй половине VI века острая необходимость реализации шелка своих мастерских, транзит китайских (и таримских) шелков, а также накопившийся благодоря сюзеренам- тюркам шелк, полученный в виде даны и добычи, вынудила Согдиану вступить в дипломатические связи с могущественными державами того времени- Сасанидским Ираном и христианской Византией. Согдиец Маннах, манихей, получив одобрение от Истеми хакана, сперва отправляется в Иран.

Здесь мы обнаруживаем не сотрудничество двух соседних и родственных народов (согдийцев и персов), а острое соперничество между ними. «Персы,- пишет далее Пигулевская Н.В., - считали согдов очень серьезными соперниками как в посреднической торговле шелком, так и в торговле шелковыми изделиями, вышедшими из их ремесленных мастерских. Не желая допустить их участия в торговых операциях, персы пошли на крайние меры, не соглашаясь принимать сырец из рук согдов. Сменившие эфталитов тюрки, не вышедшие еще из полукочевого состояния, не были склонны к широкому торговому обмену, и только под давлением своих подданных согдийцев они согласились на то, чтобы последние, возглавляемые Маниахом, отправился в Иран... Согдийское посольство, возглавляемое Маниахом, просило у Хосрова разрешения беспрепятственно торговать шелком в Иранском государстве. Хосров прямого ответа на их просьбу не дал и стал затягивать дело. Он менял предлоги, одним из которых было якобы нежелание допустить свободный въезд тюрок в пределы Ирана. Согдийцы настаивали на скорейшем ответе, тогда Хосров решил созвать заседание совета... Очевидно, что это было одно из заседаний совета при государе, нечто вроде сената при византийских императорах, на которых обсуждались важнейшие государственные дела» (6,209).

Тот факт, что вопрос торговли шелком обсуждался на самом совете при шахиншахе, говорит о том, что ввоз и вывоз шелка и шелковых изделий в Иран стоял в одном ряду с другими важными делами этой великой державы. По итогам дискуссий в данном совете (дарборе) шахиншаха было принято жесткое решение -отказать в просьбе согдийцев. Согласно Пигулевской,- «привезенный ими шелк был закуплен шахом, но затем его сожгли в присутствии послов. Этим персы дали понять, что в согдийских товарах они не нуждаются, так как этот шелк исходит от тюрок. Согды возвратились из своего посольства недовольными и сообщили о происшедшем Дизибулу (это византийское имя Истемихакана- М.А.), тюркскому кагану. Но тюрки, - возможно, под влиянием тех же согдов,- решились на повторное посольство персам. На этот раз посольство состояло из тюрок. Опасаясь их и желая положить конец повторным приездам тюрок, Хосров приказал отравить тюркских послов» (6,209).

На наш взгляд, вторичное направление послов в одну из мощнейших мировых держав того времени- Византии - со Маниахом (когда первое не увенчалось успехом) свидетельствует о том, что Согдиана имела широкую автономию в составе Тюркского каганата и согдийцы имели особое положение во дворе тюркского хакана. Иного мнения придерживается американский исследователь Э. Люттвак, который ошибочно связывает его с законом гостеприимства: «Хотя к тому времени среднеазиатские согдийские города, стоявшие на Шёлковом пути, перешли под контроль кагана, когда его держава распространилась на Запад, все же Сизавул (Истемихакан- М. А.) отправил своих послов под покровительством Маниаха, предполагая, что византийцы не станут чинить оскорблений своему согдийскому гостю, поскольку эти стороны традиционно поддерживали добрые взаимоотношения друг с другом. Они объединились в сопротивлении сасанидской агрессии, не говоря уже об очень давнем знакомстве греков и согдийцев: шестью веками ранее, в 324 г. до н.э., Селевк, один из приближенных военачальников Александра Македонского, сражавшийся в Индии и основавший долго просуществовавшую династию, женился на согдийкеАпаме» (5,158).

На наш взгляд, более предпочтительно выглядит мнение Пигулевской Н.В. о том что тюрки, находившиеся в «полукочевом состоянии», доверили это ответственное дело (отправки

54

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43)2015

посольства) согдийцам, имевшим огромный опыт торгово-дипломатической деятельности, а не мнение Э. Люттвака, опирающегося на «добрую память» согдийцев о греко-македонской власти:

Во-первых, эти согдийцы больше всех других народов оказали самое жесткое сопротивление македонцам во главе полковедцем Александром;

Во-вторых, мало кто знал в древней и средневековой Согдиане (и даже в настоящее времени), что Селевк является зятем Спитамена (супругом его дочери Апамы), упорного соперника царя Александра Македонского. Он и его наследники построили много городов под названием Апамея (в честь любимой супруги и матери наследников селевкидского трона).

Послы согдийца Маниаха, направленные в Константинополь со «скифской грамотой» и «шелком не малой ценности», должны были выполнить двойную миссию: во-первых, найти надежного военного союзника в лице императора Византии для совместного выступления против Сасанидов на юге и жужань (получивших название аваров в Европе) на севере, во-вторых, найти покупателя на согдийский шелк в лице богатого Византийского двора.

Интересно, на каком языке была эта «скифская грамота», описанная византийскими историками? Исследователь Кляшторный С.Г. считает ее «согдийской грамотой» и в качестве веского доказательства приводит древнейший письменный памятник Тюркского каганата -Бугутскую надпись из Центральной Монголии. «Стела с надписью была вооружена на кургане с захоронением праха одного из первых тюркских каганов Таспара (правил в 572- 581 гг.), примерно через 15 лет после посольства Маниаха. Надпись сделана на согдийском языке; на другой стороне стелы имелась также короткая надпись на санскрите письмом брахми, почти полностью уничтоженная эрозией. Основной согдийский текст, к сожалению, сохранившийся не полностью, рассказывает о событиях первых тринадцати лет существования Тюркского каганата, особенно подробно описывая заслуги Таспар-кагана. Из обращений к читателям видно, что согдийский текст был понятен в каганате достаточно широкому кругу образованных людей из верхов тюркского общества. Большое число согдийцев жило при дворах тюркских каганов; они были дипломатами и чиновниками, придворными и наставниками в грамоте, о чем прямо сообщают иноземные источники; они строили оседлые поселения и водили торговые караваны в Китай, Иран и Византию с товарами, принадлежавшими тюркской знати. Их культурное влияние на тюрков было очень значительно; главным образом через согдийцев тюрки познакомились с достижениями других цивилизаций Средний и Передней Азии» (3,169).

Этот исследователь также уверен, что древние тюрки не только приняли согдийский язык, но и согдийский алфавит: «В те же годы, когда была воздвигнута бугутская стела, в переводе на тюркский язык было впервые письменно зафиксировано буддийское сочинение («Нирвана-сутра»)- с целью пропаганды буддизма среди тюрков. Оно не могло быть записано на бумаге иным алфавитом, кроме хорошо известного тюркам согдийского. Позднее этот алфавит, после некоторых модификаций, получил название уйгурского, так как уйгуры пользовались им особенно широко в IX-ХУвв.» (3, 169).

По сообщению Пигулевской Н.В.:«В столице Маннах получил доступ во дворец, был принят императором Юстином II и передал свои предложения и послания приставленным к этому делу лицам. Со «скифским» (согдийским- М.А.) письмом император ознакомился через переводчиков, а затем осведомился о том, завоеваны ли тюрками эфталиты и авары. Утвердительный ответ послов и перечисление народов, подвластных тюркам, давали полное предоставление о могуществе Дизибула и делали заключение договора желательным и для Византии. Юстин вошел по этому поводу в некоторые подробности, заинтересовавшись, в частности, эфталитами, относительно которых было желательно выяснить, где они преимущественно жили. Утверждение послов, что эфталиты «городское племя», указывало на то, что эфталиты- имели значение для культурного и хозяйственного положения Средней Азии, как (в части своей) жители городов. Это говорило о том, что тюрки получили в свое распоряжение ремесленные и торговые города в завоеванных ими областях. Это был не только мирный договор, но и военный союз» (6,210).

Византия не только довольствовалась подписанием мирного договора, но и с согдийским посольством Маниаха отправила в 568 г. ответное посольство во главе с киликийцем Зимархом, «стратегом (военачальником -М. А.) восточных городов» империи, видимо, чтобы удостовериться в могуществе государства тюрок и изобилия в его стране.

Согласно сообщению Пигулевской Н.В., «после многих дней пути Зимарх и его спутники (представители обоих посольств Маниаха и Зимарха-М.А.) прибыли в страну, населенную согдийцами, где тюрки предлагали им (византийцам) приобрести железо, чтобы опровергнуть мнение, что его у них нет в достаточном количестве. Дизибул, тюркский каган, принимал посольство в палатках, увешанных разноцветными шелковыми тканями, обставленных золотыми изделиями и посудой, роскошь которых поразила даже византийских послов. Ставка тюркского

55

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 2(43) 2015

кагана не имела постоянного местонахождения. После приема Земарха все снялись и двинулись в поход против персов; на пути они остановились в Таласе (север Киргизстана- М. А.).

Здесь произошла встреча кагана с персидским послом, с которым он обменивался резкими словами и заявлениями. Представители персов также держали себя дерзко и этим только утвердили Дизибула в желании выступить против Ирана. Этот же разрыв дипломатических отношений привел к заключению дружественного соглашения с ромеями, после чего Зимарху и его спутникам было разрешено вернуться. Но кроме того, от тюрок было послано еще одно посольство, которое присоединилось к Зимарху. Первое в посольстве занял имевший звание тархана Тагма. С связи с тем, что Маннах умер, его сын Тагма, еще юноша, был назначен Дизибулом и занял второе место по достоинству место в посольстве. Он занял его и по наследству и потому, что хан считал Маниаха близким и преданным ему человеком» (6,211).

Таким образом, с посольствами Маниаха, Земарха и Тагмы (сына Маниаха) не завершились византийско-согдийско-тюркские отношения, а, наоборот, открылась новая страница шелкового пути. Дипломатия «дальнего действия» ханьцев, с которой началось функционирование шелкового пути, приобрела универсальный характер, охватывая также самую западную державу мира (Византию).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Иерусалимская, А.А. Кавказ на шелковом пути. Каталог выставки/ А.А.Иерусалимская.-Спб. Государстенный эрмитаж, 1992.-72 с.

2. Кляшторный, С.Г. Государства и народы евразийских степей / С.Г.Кляшторный, Т.И. Султанов.- СПб. Петербургское Востоковедение, 2004.- 368 с.

3. Кляшторный, С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии / С.Г. Кляшторный. - М.: Наука, 1964.-214 с.

4. Кузнецов, Б.И. Культурные связи Памира с Тибетом/ Б.И. Кузнецов // Страны и народы Востока. Вып. 16 - М.: Наука,1975.- С. 298-300.

5. Люттвак, Э.Н. Стратегия Византийской империи / Э.Н. Люттвак. -М.: 2010.- 664 с.

6. Пигулевская, Н. В. Византийская дипломатия и торговля шелком в V-VII вв Византийский Временник, Т. I, -М., АН СССР/ Н.В. Пигулевская.-1947.- С.184-214

7. Сюань-цзан. Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юйцзи). -М.: Восточная литература, 2012.- 454 с.

8. Чугуевский, Л.И. Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дуньхуана, // Страны и народы Востока. Вып. X/ Л.И.Чугуевский. -М.: Наука,- 1971.- С.147- 156

9. Шеффер, Э. Золотые персики Самарканда / Э.Шеффер.- М.: Восточная литература, 1981.- 442 с.

10. Laufe^. Sino-Iranica: Chinese contribution to the history of civilization in Ancient Iran, with Special Reference to the History of Cultivated plants and Products. Chicago, 1910 (Field Museum of Natural History Publications”,201, Anthropological series,vol. 15.№3)

REFERENCES:

1. Ierusalimskaya, A.A. Caucasus on the Silk . The catalog of exhibition/ A.A.Ierusalimskaya.- L.1992.

2. Klyashtorniy, S.G., Sultanov, T.I. Nations and peoples of the Eurasian steppes / S.G.Klyashtorniy. -St. Petersburg, 2004.

3. Klyashtorniy, S.G. Ancient Turkic runic monuments / S.G. Klyashtorniy. - M .: Nauka, 1964, -210p.

4. Kuznetsov, B.I. The Cultural ties of Pamir with Tibet // Countries and peoples of the East. Vol. 16: / B.I. Kuznetsov. - M.: Nauka, 1975.- 299 p.

5. Lyuttvak, E.N. The Strategy of the Byzantine Empire/E.N. Lyuttvak. -M .: 2010.- 664 p.

6. Pigulevskaya, N.V. The Byzantine diplomacy and trade in silk in V-VII cc // Byzantine Annals, V. I, -M., Akademii nauk SSSR publishing house/ N.V. Pigulevskaya.- 1947.- 184-214p.

7. Xuan Zang. Notes on Western countries [era] of the Great Tang (Da Tang si Yujie). -M.: Vostochnaya literatura. 2012.-454 р.

8. Chuguevskiy, L.I. New materials on the history of Sogdian colonies near Dunhuang // Countries and peoples of the East. Vol. X/ Chuguevskiy L.I. -M .: Nauka - 1971.- 147- 156p.

9. Schaeffer, E. Golden Peaches of Samarkand / E. Schaeffer.- M.: Vostochnaya Literatura, 1981.- 442 р.

10. Laufer, V. Sino-Iranica: Chinese contribution to the history of civilization in ancient Iran, with special reference to the history of cultivated plants and products. Chicago, 1910 (Field Museum of Natural History Publications ”, 201, Anthropological series, vol. 15.№3).

56

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 2(43)2015

Согдийско-тюркское сотрудничество для расширения шелковой дипломатии.

Ключевые слова: согдийцы, тюрки, персы, шелковый путь, дипломатические отношения и т.д.

В середине I тысячелетия в бассейне реки Тарим (совр. СУ АР Китая), Хафтруде и Вароруде шли новые этнические процессы. В результате появились древнетюркские племена, которые стали играть решающую роль в социально- политической и экономической жизни этих регионов. В процессе этногенеза, политогенеза и культурогенеза тюрков согдийцы, которые имели в этих регионах обширные колонии, играли существенную роль. В данной статье исследуется роль согдийцев в качестве Тюркского каганата, распространивших свою власть от Корейского полуострова на востоке и до Крымского полуострова на западе. В качестве опытных послов согдийцы руководили дипломатической миссий в Сасанидскую державу и Византийскую империю. При этом они выполняли не только внешнеполитические цели и задачи своих сюзеренов-союзников (тюрков), но и собственную цель- найти достойного потребителя на согдийского шелка, который стал широко выходить в мировой рынок.

Sogdian and Turkish cooperation for the expansion of silk diplomacy

Key words: Sogdians, Turks, Persians, Silk Road, diplomatic relations, etc

New ethnic processes happened in the Basin of Tarim river (modern Xinjiang, China), Haftrud (north of Kyrgyzstan and south-east of Kazakhstan) and Varorud in the middle of the 1st millennium. The ancient Turkic tribes emerged as a result of it which started to play a crucial role in socio-political and economic life of these regions. Sogdians who had extensive colonies in these regions played a significant role in the process ofethno-genesis, policy-genesis culture-genesis of Turks. This article studies the role of Sogdian diplomats in Turkic kings ruling extending their power from the Korean Peninsula in the east to the Crimean Peninsula in the west. As experienced ambassadors, the Sogdians led diplomatic missions in the Sassanids’ power and the Byzantine Empire. At the same time, they carried out not only foreign policy goals and objectives of their overlords allied (Turks), but also followed their own goal, to find decent consumers for Sogdian silk which was widely entering into the world market.

Сведения об авторе:

Мамадазимов Абдугани Мамадрахимович, кандидат политических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения Таджикского национального университета (Республика Таджикистан, г. Душанбе), E-mail: m_abdughani@mail.ru

Information about the author:

Mamadazimov Abdughani Mamadrahimovich, Candidate of science in Policy studies, associate professor at department of Foreign Country Studies, Tajik National University (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: m_abdughani@mail.ru

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.