Конференц-зал
soft power в контексте гендерной парадигмы в политологии
Швец Лариса Георгиевна,
Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС, профессор кафедры государственного и муниципального управления, доктор политических наук, г. Ростов-на-Дону
Аннотация
На основе авторской концепции взаимосвязи доминирования и влияния в «матрице власти» осуществляется репрезентация данной структуры и модальности власти с позиций гендерной парадигмы в политологии.
Ключевые слова:
власть, доминирование, влияние, «матрица власти», гендерная парадигма, soft power как власть с модальностью влияния.
Концепции «мягкой власти», «гибкой власти» достаточно хорошо известны в теории и получили свое воплощение в соответствующих политических технологиях. Автор в своих изысканиях проблемы «доминирования и влияния» в структуре власти [3] затрагивал сюжеты, касающиеся упомянутых концепций [4-5]. Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть значимость тех обстоятельств, в рамках которых «мягкая сила» проявляет себя вполне естественно и органично, а не связана лишь с громоздкой технологизацией и культурным принуждением. Эти обстоятельства, во-первых, коррелируют с типом и уровнем развития политической культуры, а, во-вторых, с определенными субъектными особенностями носителя власти. На последнем остановлюсь особо, имея в виду исследования, ведущиеся в рамках гендерной парадигмы в политологии [2, с. 137-180].
Анализ властеотношений в гендерном измерении обращает, прежде всего, внимание на категорию «влияние». Даже не решив в должной мере проблему гендерной асимметрии во власти, именно женщины, находясь под доминантным воздействием мужчин, широко опирались на технологии влияния и в той или иной степени уравновешивали, а то и парировали доминантное начало. Известный философ XX в. Б. Рассел в своей широко известной книге «Власть» писал: «В любой большой организации, где лидер обладает значительной властью, находятся менее заметные люди (мужчины
и женщины), которые имеют силу влияния на лидеров посредством личных методов» [1, с. 283].
Анализ эволюции политической власти с точки зрения ее «матричных компонент» показывает все усиливающееся ее смещение с опоры на доминантную компоненту - к опоре на компоненту влияния. Это в перспективе означает вступление на почву, где вступают в действие более антропологически адекватные параметры женской природы и женского опыта. Следует в полной мере использовать данную тенденцию, как в аспекте политической социализации женщин, так и политической институализации с прицелом на использование возможностей политического участия и политического представительства женщин в органах власти (конструирование и развитие новых политических институтов).
Традиционная гендерная асимметрия в рамках сложившихся политических институтов и отношений может быть дополнена иной (функциональной) асимметрией, где преобладают методы и технологии политического влияния.
Анализ тенденций развития систем государственной и муниципальной власти в современной России показывает постепенное изменение модели их функционирования: от абсолютного доминирования - к влиянию; от административнополитического стиля - к государственному и муниципальному менеджменту (оказание государственных и муниципальных услуг). Переориентация на сервисную парадигму требует существенных изменений не только в стилевом, но и в кадровом,
89
Конференц-зал
и структурно-субъектном аспектах основных субъектов власти и управления. Здесь следует обозначить важность проблемы полисубъектности в управлении и полисубъектной представленности во власти. Последнее означает пропорциональность, либо значимость учета и представленности в системе власти и управления таких основных аспектов, как: гендерный, ювенальный, геронтологический, этнический.
Практика показывает, что даже при различных показателях эффективности деятельности той или иной части субъекта управления различные крупные группы населения отдают предпочтение в системе управленческих коммуникаций «своим» представителям. Правда, сразу следует оговориться, что это происходит в рамках сервисной модели власти и управления.
Поэтому выделение гендерного аспекта в муниципальном управлении и местном самоуправлении весьма значимо. Естественно, что даже в гендерном отношении речь нужно вести о подборе кадров, имеющих примерно одинаковые или сопоставимые характеристики профессиональной подготовленности и управленческой культуры.
Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе.
Мировой опыт парламентаризма показывает: если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, это облегчает принятие законов в защи-
ту детей. Если 20-30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы всего женского населения, реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа - без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические или иные проблемы.
1. Russel B. Power. A New Social Analisis. N.-Y, 1938. P. 283.
2. Швец Л.Г. Власть и управление в ГЕНДЕРНОМ измерении // Швец Л.Г. Власть, влияние, управление: базовые парадигмы и концепты. - Ростов н/Д.: Дониздат, 2013. С. 137-180.
3. Швец Л.Г. Власть, доминирование, влияние: концепции и политическая практика России. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ 2007.
4. Швец Л.Г. «Гибкая власть» и административная реформа в стратегии рыночных преобразований // Власть. 2007. № 7.
5. Швец Л.Г. Концепция «гибкой власти» и российская административная реформа // Вестник МГУ Серия XII. Политические науки. 2007. № 6.
1. Russel B. Power. A New Social Analisis. N.-Y, 1938. P. 283.
2. Shvec L.G. Vlast’ i upravlenie v GENDERNOM izmerenii // Shvec L.G. Vlast’, vliyanie, upravlenie: bazovye paradigmy i koncepty. - Rostov n/D.: Donizdat, 2013. S. 137-180.
3. Shvec L.G. Vlast’, dominirovanie, vliyanie: koncepcii i politicheskaya praktika Rossii. - Rostov n/D.: Izd-vo YuFU, 2007.
4. Shvec L.G. «Gibkaya vlast’» i administrativnaya reforma v strategii rynochnyx preobrazovanij // Vlast’. 2007. № 7.
5. Shvec L.G. Koncepciya «gibkoj vlasti» i rossijskaya administrativnaya reforma // Vestnik MGU. Seriya XII. Politicheskie nauki. 2007. № 6.
soft power in the context of gender paradigm in politology
Shvets Larisa Georgievna,
The South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
professor of the Department of State and municipal management, doctor of political science,
Rostov-na-Donu, Russia,
E-mail: [email protected]
Annotation
On the basis of the author’s concept of interrelation of domination and influence in «a power matrix» it is carried out the representation of the given structure and a modality of the power from positions of a gender paradigm in political science.
Key words:
the power, domination, influence, «power matrix», gender paradigm, soft power as the power with an influence modality.
90