Научная статья на тему 'СОФИСТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ'

СОФИСТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОФИСТЫ / СОФИСТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОФИСТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ»

СОФИСТЫ И ОБРАЗОВАНИЕ

(ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА)

Этот выпуск журнала продолжает серию ежегодных тематически подобранных материалов по истории античной педагогической культуры. Как и предыдущий, он объединяет научные статьи, которые позволяют представить читателю широкий спектр мнений, принадлежащих представителям различных научных школ и направлений, а также инициировать междисциплинарное поле для научных дискуссий.

Тема выпуска — «Софисты и образование». Вопрос о том, являлись ли софисты уникальными наставниками, можно назвать вечным. Множество определений софистов и их многочисленные типологии открывали и продолжают открывать множество путей для поиска ответов. А.-И. Марру подчёркивал то, что неоднородность идей софистов не позволяла объединить их в философскую школу, но позволяла рассматривать исключительно как «преподавателей высшей школы». Даже если современного преподавателя и нельзя приравнять к софисту, то софист неминуемо присутствует внутри каждого преподавателя. Со времен когда Протагор утверждал, что он не намерен заставлять ученика учить то, что ему не нужно, прошло много столетий, а споры о нужности того или иного знания не затихают.

Выпуск акцентирует внимание на деятельности представителей первой и второй софистики, а также том «софистическом эхе», которое прокатилось по векам и отразилось научно-образовательной традиции в XXI века. Софистические речи звучали в трагедиях Еврипида и комедиях Аристофана, софистические аспекты присутствовали в сочинениях Арнобия и Галена, тема софизма была важна как для ренессансной философской и риторической традиций, так и для современности, где софизм может быть рассмотрен как инструмент преодоления онтологического кризиса в образова-

НУРОТНЕКЛ1 2023. Вып. 7. С. 11-15 УДК 37.01

НУРОТНЕКЛ1 2023. Ьяие 7. Р. 11-15

Предисловие редактора

нии. Выпуск включает серию статей о софистах и софистике в образовательном пространстве города (грант Российского научного фонда № 18—78—10001—П).

По вопросам предоставления материалов и уточнения тем последующих выпусков, а также для высказывания замечаний, пожеланий и комментариев просим обращаться к главному редактору по следующему электронному адресу: ПсЬицта V@mail.ru — Пичугина Виктория Константиновна.

SOPHISTS AND EDUCATION

(PREFACE)

This issue of the journal continues a series of annual thematically selected materials on the history of ancient pedagogical culture. Like the previous one, this issue includes scientific articles, which allows the reader to consider a wide range of opinions belonging to representatives of various research schools, as well as to initiate an interdisciplinary field for scientific discussions.

The theme of the issue is "Sophists and Education". The question of whether the sophists were unique mentors can be called eternal. The multitude of definitions of the sophists and their numerous typologies have opened and continue to open many paths for seeking answers. Henri-Irenee Marrou emphasized that the heterogeneity of the ideas of the sophists did not allow them to be united into a philosophical school, but allowed them to be considered solely as "teachers of a higher school". Despite the fact that it is not appropriate to equate modern teachers with sophists, the sophist essence is inherently present in every teacher. Since the days of Protagoras, who famously claimed not to teach his students what they did not need, centuries have passed, yet the debate regarding the necessity of certain knowledge persists.

The issue focuses on the activities of representatives of the first and second sophistics, as well as the "sophistic echo" that rolled through the centuries and reflected on the scientific and educational tradition in the 21st century. Sophistic speeches reverberated in the trage-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.