Научная статья на тему '. . . соединение юридического наказания с теологическим мучительством'

. . . соединение юридического наказания с теологическим мучительством Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА / PENITENTIARY REFORMS OF THE 19TH CENTURY / США / USA / ПЕНСИЛЬВАНСКАЯ И ОБЕРНСКАЯ СИСТЕМЫ ТЮРЕМНОГО СОДЕРЖАНИЯ / PENNSYLVANIAN AND AUBURN SYSTEMS OF IMPRISONMENT / КВАКЕРЫ / QUAKERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева С.А., Тарасов О.А.

Статья посвящена изучению истоков пенсильванской системы тюремного содержания, возникшей в США в конце XVIII начале XIX века. На основе уникальных исторических источников авторы приводят аргументы в доказательство правомерности 230-летнего юбилея первой прогрессивной системы тюремного содержания. Материал подготовлен на основе источников, не переводившихся ранее на русский язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

...Connection of legal punishment with theological excruciation...

Article is devoted to studying of sources of the pennsylvanian system of prison contents which has arisen in the USA at the end of XVIII the beginning of the 19th century. On the basis of unique historical sources authors refer to arguments as the proof of legitimacy of 230-year anniversary of the first progressive system of imprisonment. Material is based on the sources which weren’t translated into Russian before.

Текст научной работы на тему «. . . соединение юридического наказания с теологическим мучительством»

научный раздел

заместитель начальника кафедры философии и истории Академии ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент, подполковник внутренней службы

начальник кафедры философии и истории Академии ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент, полковник внутренней службы

«...Соединение юридического наказания с теологическим мучительством.»

К 230-летию пенсильванской пенитенциарной системы

«...Connection of legal punishment with theological excruciation...»

To the 230 anniversary of the pennsylvanian penal system

С. А. ВАСИЛЬЕВА

S. A. VASILYEVA

о. а. Тарасов O. A. TARASOV

Аннотация. Статья посвящена изучению истоков пенсильванской системы тюремного содержания, возникшей в США в конце XVIII - начале XIX века. На основе уникальных исторических источников авторы приводят аргументы в доказательство правомерности 230-летнего юбилея первой прогрессивной системы тюремного содержания. Материал подготовлен на основе источников, не переводившихся ранее на русский язык.

Ключевые слова: пенитенциарные реформы XIX века, США, пенсильванская и обернская системы тюремного содержания, квакеры.

Annotation. Article is devoted to studying of sources of the pennsylvanian system of prison contents which has arisen in the USA at the end of XVIII - the beginning of the 19th century. On the basis of unique historical sources authors refer to arguments as the proof of legitimacy of 230-year anniversary of the first progressive system of imprisonment. Material is based on the sources which weren't translated into Russian before.

Keywords: penitentiary reforms of the 19th century, USA, Pennsylvanian and Auburn systems of imprisonment, Quakers.

В 2016 году в журнале «Ведомости уголовно-исполнительной системы» вышла статья, посвященная 200-летию обернской пенитенциарной системы. 2017 год примечателен еще одной юбилейной датой - 230-летием основания Пенсильванского общества облегчения страданий арестантов, чья реформаторская инициатива привела к возникновению прогрессивного режима тюремного содержания, известного как пенсильванская (филадельфийская) пенитенциарная система1.

В отечественной научной литературе встречаются противоречащие друг другу сведения об учреждении первого

1 Пенсильванская (филадельфийская) пенитенциарная система - исторически первая модель прогрессивного тюремного содержания, основанная на принципе полной изоляции преступника от общества и методах религиозного

тюремного общества в городе Филадельфия -столице штата Пенсильвания (США). Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

воздействия на его личность с целью исправления. Получила название от одноименного штата (Пенсильвания) или его столицы (Филадельфия), где были построены первые пенитенциарии по системе одиночного содержания.

сообщает: в 1776 году в Филадельфии (штат Пенсильвания) было учреждено тюремное общество, преобразованное в 1833 году и существующее до сих пор под названием Philadelphia Prison Society [1]. Данная информация «перекочевала» в работы исследователей, преимущественно правоведов, закрепив в научном мире первую спорную датировку возникновения пенсильванской тюремной системы. К примеру, знаменитый российский юрист Н. С. Таган-цев приводит сходные сведения: «...в 1776 году было там (в Филадельфии. - Авт.) образовано первое тюремное общество, которое благодаря стараниям Франклина (1706-1790) и квакеров открыло в 1786 году первую пенитенциарную тюрьму.» [2]. Позволим себе не совсем согласиться с классиками, прояснив, наконец, для современного читателя «дату рождения» пенсильванской тюремной системы, обратившись с этой целью к историческим источникам.

В отечественных фундаментальных трудах исторической направленности возникновение первой прогрессивной пенитенциарной системы относят к 1787 году. Это связано с датой образования Общества облегчения страданий арестантов - The Philadelphia Society for Alleviating the Miseries of Public Prisons (встречается также полный перевод: Филадельфийское общество облегчения ужасов общественных тюрем) [3]. Эту позицию разделяют классики зарубежной англо-американской историографии вопроса истории пенитенциарных систем [4, 5]. Чем же объяснить почти десятилетний пробел в определении истоков пенсильванской пенитенциарной системы?

Источниковедческое исследование приводит нас к обнаружению двух тюремных обществ в Филадельфии, возникших в 1776 и 1787 годах. Считается, что первым борцом за улучшение условий содержания заключенных стал квакер Ричард Уистар, который еще до войны за независимость озаботился страданиями арестантов в тюрьме Филадельфии. Ежедневно он готовил еду в собственном доме и приносил обед заключенным, которые действительно жестоко страдали от голода в городской тюрьме. Пример филантропа-одиночки вдохновил членов местной религиозной общины квакеров, и 7 февраля 1776 года было организовано Филадельфийское общество помощи нуждающимся арестантам - The Philadelphia Society for Assisting Distressed Prisoners [6]. Чле-

нов общества объединяли исключительно филантропические намерения - организация питания и элементарных санитарных условий в местных тюрьмах. Вопрос о какой-либо масштабной пенитенциарной реформе или создании прогрессивной системы тюремного содержания в Пенсильвании, тогда еще британской колонии, этим обществом не поднимался. А последовавшие вскоре события - война с метрополией, оккупация, провозглашение Американской республики - привели к полному прекращению его деятельности.

Стремление к реформированию системы уголовного правосудия в молодом штате Пенсильвания обнаруживается лишь с окончанием войны за независимость. В 1783 году политически активные граждане Филадельфии во главе с Б. Франклином организовали движение за отмену «кровавого наследия колониального периода» - Уголовного кодекса Пенсильвании 1718 года. Главной целью этого движения было максимальное сокращение преступлений, подлежащих наказанию в форме смертной казни, вплоть до ее полного упразднения. Итогом стал закон от 15 сентября 1786 года, отменивший смертную казнь за все преступления имущественного характера и ряд преступлений средней тяжести. Неудивительно, что некоторые исследователи, зафиксировав окончательный «разрыв с варварскими законами, которые колонии унаследовали от своей метрополии», датировали происхождение пенсильванской системы именно 1786 годом [7]. Однако в действительности, лишь развивая этот законодательный успех, активисты движения обратили внимание на состояние пенсильванских тюрем и на условия содержания в них, образовав 8 мая 1787 года Общество облегчения страданий арестантов. В уставных документах общества было заявлено конкретное намерение противодействовать таким условиям заключения, которые «несут нищету, голод, холод, неоправданную жестокость и вредные для здоровья условия». В качестве конечной цели его деятельности была объявлена такая организация тюремного заключения, которая «не способствовала бы дальнейшему укоренению пороков и вредных привычек, а, напротив, помогала бы восстановить падшего товарища в добродетели и благочестии» [8]. Основные усилия основатели общества предполагали сосредоточить на выполнении взаимосвязанных задач -

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

гуманизации уголовного законодательства и реформировании условий тюремного содержания, облегчив физические страдания арестантов и превратив тюрьму в исправительное (или пенитенциарное) заведение. Именно это общество, по справедливому замечанию Н. Таганцева [2], «стараниями Б. Франклина и квакеров» инициировало строительство тюрьмы нового типа, которая и является колыбелью пенсильванской тюремной системы, что дает все основания говорить о 230-летнем юбилее первой прогрессивной модели тюремного содержания.

Этот юбилей является хорошим поводом обратиться к вопросу об оценке результатов глобального пенитенциарного реформирования.

В социально-философской и историко-правовой исследовательской традиции закрепилась довольно критическая, а иногда даже выраженно драматизированная оценка принципа одиночного тюремного содержания. Пристальное изучение опыта деятельности американских прогрессивных пенитенциарных систем - пенсильванской и оберн-ской - приобрело широкую популярность уже в XIX веке. Представители европейских стран и Российской империи отправляли в Северо-Американские Штаты специальные посольства с единственной целью - изучить передовой опыт в области исполнения уголовных наказаний. Самой известной такой экспедицией стало путешествие французов Алексиса де Токвиля и Гюстава де Бомона. Результатом годового пребывания в Соединенных Штатах стал фундаментальный труд А. де Токвиля «Демократия в Америке», признанный впоследствии «лучшей книгой, когда-либо написанной, о демократии и лучшей книгой, когда-либо написанной, об Америке». Курьезно, но об американских прогрессивных тюремных системах в этой знаменитой книге нет практически никакой информации! Подробный анализ американских пенитенциарных учреждений представил Г. де Бомон в труде «О пенитенциарной системе в США и возможностях ее применения во Франции»2 (1833), который, в отличие от популярных сочинений А. де Токвиля, был замечен только в узком кругу специалистов [7].

2 Эта работа выходила в Европе и Америке сравнительно небольшими тиражами на французском и английском языках, на русский язык никогда не переводилась.

Тем не менее сочинение Г. де Бомона фактически стало первым примером изучения американского пенитенциарного опыта на европейском континенте и одновременно источником возникновения первых суждений.

Начиная с XIX столетия основные черты и оценки пенсильванского режима тюремного содержания находят детальное освещение как в европейской, так и в отечественной научно-исследовательской и публицистической литературе, и за этот период существенно обросли стереотипами и предрассудками. В публицистике однозначный приговор филадельфийцам вынес классик английской литературы Чарльз Диккенс в произведении «Американские заметки»:

«Мне кажется, лишь очень немногие способны в полной мере представить себе те пытки и мучения, которые испытывают несчастные, обреченные долгие годы нести это наказание; я сам могу лишь догадываться об этом, но, сопоставляя то, что я прочел на их лицах, и то, о чем - я знаю - они умалчивают, я еще более утвердился в своем мнении: тут такие страдания, всю глубину которых могут измерить лишь сами страдальцы и на которые ни один человек не вправе обрекать себе подобных. Я считаю это медленное, ежедневное давление на тайные пружины мозга неизмеримо более ужасным, чем любая пытка, которой можно подвергнуть тело; оставляемые им страшные следы и отметины нельзя нащупать, и они не так бросаются в глаза, как рубцы на теле; наносимые им раны не находятся на поверхности и исторгаемые им крики не слышны человеческому уху, - я тем более осуждаю этот метод наказания потому, что, будучи тайным, оно не пробуждает в сердцах людей дремлющее чувство человечности» [9].

Вслед за К. Марксом, охарактеризовавшим пенсильванскую систему как «...изолирование человека от внешнего мира и насильственное погружение его в глубокое душевное одиночество, соединение юридического наказания с теологическим мучительством... » [10], многие общественные деятели, правоведы и представители педагогического сообщества подчеркивали сугубо карательный характер пенсильванского эксперимента. На наш взгляд, подобные суждения сужают возможность объективной оценки теоретических и практических основ пенсильванской пенитенциарной системы, бессодержательных вне контекста учения квакеров - членов религи-

озного общества, стоявшего у истоков данного режима.

Подавляющее большинство членов Общества облегчения страданий арестантов были адептами Религиозного общества друзей (квакерами). Именно квакеры привнесли свои религиозные принципы в теоретическое обоснование и практическое воплощение аутентичной пенсильванской модели. В соответствии с теологией квакеров искупление греха (а совершенное преступление рассматривалось ими именно как результат греховного поведения) требовало глубокого и длительного, растянутого во времени, раскаяния. Смертная казнь лишала грешника такой возможности, а значит, была недопустима как вид наказания - этот постулат во многом объяснял ту страстную общественную борьбу за отмену сметной казни, которую вели квакеры. Они были убеждены, что только в условиях длительного одиночного тюремного заключения, наедине с Богом и Библией, возможно достичь единения с Иисусом, совершить покаяние и получить искупление. Уголовное наказание, - считали пенсильванские реформаторы, - не должно быть простой карательной мерой или проходить в пассивной праздности. Оно виделось как активный процесс, который должен приводить к определенному изменению, исправлению, «выздоровлению» - возвращению в общество порядочного и честного гражданина. А главными средствами такого «лечения», безусловно, признавались привитие глубокой религиозности, развитие образования и приучение к честному труду. Именно в соответствии с этими установками пенсильванские филантропы и просветители стремились решить главные задачи - создание специальной среды для воплощения своих принципов наказания и реализацию на практике ухода от карательной традиции колониального периода.

Впервые обозначенные принципы члены Общества облегчения страданий арестантов применили в филадельфийской тюрьме Walnut Street Jail (Уолнат стрит), которая возникла еще в колониальный период, чтобы разгрузить основную городскую тюрьму, и приняла первых арестантов в 1776 году. По замыслу активистов общества, а главное - на средства, которые им удалось изыскать как из бюджета штата,

так и привлекая мощные благотворительные потоки, в 1790 году было выстроено новое здание, которое они назвали Домом покаяния (Penitentiary house3), впоследствии превратившимся в нарицательное «пенитенциарий». Филадельфийский архитектор Роберт Смит спроектировал постройку таким образом, что одиночные кельи размером по 2,7 м2 (!) были полностью оборудованы всем необходимым для организации изолированного существования: окошком для передачи еды и книг, выходом в индивидуальный дворик для «прогулок» на свежем воздухе (размер дворика не предусматривал возможности реальных прогулок и представлял собой небольшую деревянную будку под открытым небом. - Авт.), краном с питьевой водой и даже системой канализации. Арестанты не могли не только общаться друг с другом, но даже видеться: перемещение по коридорам осуществлялось в черном капюшоне, закрывающем лицо, дабы «исключить любую возможность порочного влияния внешнего мира» [11]. Больница, баня, даже церковь были оборудованы в виде одиночных камер-будок, которые предотвращали всякое общение; чтобы не нарушать самосозерцание арестанта, разговоры велись исключительно шепотом, даже колеса тюремного экипажа обивали кожей, а тюремный персонал носил мягкую войлочную или резиновую обувь. Впоследствии оппоненты пенсильванцев и наиболее страстные критики данной модели тюремного содержания сосредоточат свои нападки в основном на этих элементах тотальной изоляции.

Главным атрибутом одиночного заключения становилась Библия, чтение которой могло бы направить заблудшую душу на путь истины. По убеждению духовного основателя Религиозного общества друзей англичанина Джоржда Фокса (1624-1691), «если люди будут молчать, ожидая Бога, Свет научит их, как им жить, даст им знание о Христе, покажет состояние их сердец; любящих Свет он освободит от причины греха» [12]. Авторы филадельфийской системы утверждали: «Каждый заключенный сам превратится в инструмент собственного наказания: его совесть станет тем самым инструментом возмездия. Заключенный в полном одиночестве, отдаленный от порочного окружения, без возможности соприкосновения с побочными соблазнами, .арестант будет вынужден

3 От penitence (англ.) - покаяние.

НАучНЫй РАзДЕл

Тюрьма Черри-Хилл

задуматься о своем грехе, услышать голос совести, пробужденный силой религии» [13]. Таким образом, режим одиночного келейного заключения, названный впоследствии пенсильванской тюремной системой, изначально базировался на важнейших теологических принципах религиозного учения квакеров, виделся ими как необходимое условие и лучшее средство исправления преступников, а не преследовал карательные цели, как это однозначно представляется антагонистами системы одиночного содержания.

Однако чрезмерная настойчивость в обеспечении тотальной изоляции не могла не вызвать нападки со стороны противников пенсильванской системы, в том числе приверженцев иных религиозных воззрений. Первые оппоненты режима одиночного содержания появились в соседнем штате Нью-Йорк уже в начале XIX века. Альтернативная система тюремного заключения, названная в честь пенитенциария в городе Оберн штата Нью-Йорк, быстро набирала сторонников, в первую очередь ввиду большей экономической рентабельности как на этапе строительства пенитенциария, так и на этапе его «загрузки» и использования возможностей арестантского труда [14]. Постоянно полемизируя с ньюйоркцами по вопросам эффективности пенитенциарных систем, пенсильванцы не могли не замечать оче-

видные экономические преимущества оберн-ской модели. Система арестантского труда если и не позволяла обернским пенитенциариям выйти на самоокупаемость, то существенно покрывала издержки, связанные с содержанием заключенных, на что положительно смотрели государственные чиновники. Кроме того, одно из самых серьезных обвинений, вменяемых пенсильванской системе как современниками, так и последующими исследователями, заключается в высоком проценте сумасшествий и суицидов на почве постоянного одиночества без возможности заниматься трудом. Сторонники обернской системы, продвигая ее преимущества, утверждали, что приучение к труду в пенитенциариях Нью-Йорка, напротив, исправляет преступника. Так, пенсильванские и нью-йоркские тюремные реформаторы на полвека превратились в яростных оппонентов, но результатом их полемики становилось постоянное совершенствование своих моделей. В этой связи основное заблуждение критиков пенсильванской системы заключается в пред-ставлениии об этой тюремной модели как о статичной теоретической конструкции. Между тем даже в различных пенсильванских пенитенциариях особенности режима варьировали, реагируя на внешние и внутренние факторы, что было с положительной стороны отмечено уже Гюставом де Бомоном.

НАучНЫй РАзДЕл

В 1820-е годы в Пенсильвании возвели еще два знаменитых пенитенциария - Западный в Питсбурге (1826) и Восточный в Черри-Хилл (1829), который стал самым большим и дорогостоящим общественным зданием тех времен. Однако архитектура питсбургского пенитенциария, по свидетельству французов, содержала грубые изъяны, которые сводили на нет саму идею исправительного одиночного заключения - звукопроницаемость в камерах позволяла арестантам беспрепятственно общаться через стены, что стало для них, «ежедневно пребывающих в бездействии», основным занятием [15 ].

Устроители Восточного пенитенциария Черри-Хилл учли все нюансы и, сохранив базовый принцип пенсильванской системы -режим одиночного содержания, ввели ряд усовершенствований этой модели. Во-первых, беспрецедентной сама по себе стала архитектура Черри-Хилла: одноэтажные блоки, разделенные на одиночные кельи в форме семи-конечной звезды, сходились к центру административного здания, из окон которого тюрьма находилась под постоянным наблюдением. Британский архитектор Джон Хэвилэнд взял за основу и усовершенствовал идею идеальной тюрьмы И. Бентама, известную как «Паноп-тикон». Камеры, рассчитанные на содержание 450 арестантов, были значительно больше, чем в старой тюрьме Уолнат стрит (96 футов2, почти 9 м2), и оборудованы всеми удобствами. Техническая оснащенность помещений Черри-Хилла была веским аргументом пенсильванцев в спорах со сторонниками обернского режима: огнеупорная крыша, камеры, снабженные индивидуальным прогулочным двориком для каждого, система освещения и вентиляции, система водоснабжения, даже трубы с горячей водой в камерах, которые обеспечивали подогрев здания в зимний период. Все эти достоинства, обеспечивающие чистоту и другие санитарные нормы, перечислял главный апологет пенсильванской модели Роберт Вокс в письме своему оппоненту Уильяму Роско, известному критику, прославившемуся громкими публичными осуждениями этого режима [16]. Источник освещения - мансардное окно или застекленная часть потолка камеры - именовался Eye of God (око господа) в развитие квакерской идеи покаяния и искупления в условиях одиночного заключения. Своды общих коридоров

имели куполообразную конструкцию, напоминавшую молитвенные залы.

Начальный период пребывания в Черри-Хилле - полная изоляция «без товарищей, книг и инструментов», по замыслу устроителей, должен был закончиться «полным осознанием глубины своего греха/преступления» [13]. На следующем этапе отбывания наказания вводилось новшество Черри-Хилла, сводившееся к понятию «реабилитация»: заключенный получал возможность заниматься определенной работой в своей келье. Авторы инновации считали, что трудовая деятельность, введенная на данном этапе, будет рассматриваться не как наказание (как это предполагалась при отбывании наказания в работных домах или пенитенциариях обернского типа), а как «излечение»; ежедневность труда должна войти в стойкую привычку, и тогда появится шанс вернуть в общество ответственного и трудолюбивого работника, свободного от пороков лености и праздности. На этом этапе заключенный имел больше возможностей для прогулок в своем изолированном участке, встречаются даже упоминания о том, что некоторые арестанты могли себе позволить содержать домашнего питомца в этих двориках. Согласно аргументации Р. Вокса, эффект исправительного воздействия одиночного заключения можно было индивидуально корректировать в зависимости от особенностей личности заключенного, состава преступление и других условий: некоторые могут трудиться, другие - получать доступ к книгам, третьи - пребывать в абсолютном уединении. Доступ к книгам и прогулкам может быть поощрением за хорошее поведение, лишение этих возможностей - наказанием за строптивость [16].

Кроме того, представители Черри-Хилла в полемике с ньюйоркцами доказывали, что использованное ими архитектурное решение позволит существенно сэкономить на содержании вооруженной охраны - необходимого атрибута обеспечения дисциплинарного режима пенитенциариев обернского типа. Роберт Вокс также не отрицал возможности извлечения прибыли от арестантского труда, обращая внимание на то, что это не каторжный «грязный и невыносимый труд» (намек на пенитенциарий обернского типа - знаменитый Синг-Синг, возникший на обширных рудниках Маунт-Плезанта [14]), ради которого во многих

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

странах используются арестанты, а «простой, но достойный». Подобная эволюция пенсильванского метода получила высокую оценку французских исследований, которые резюмировали: «Пенсильвания в ревностной полемике с Нью-Йорком была заинтересована в том, чтобы сохранить во всех отношениях звание и репутацию самого просвещенного штата в союзе. Она смогла представить такую пенитенциарную систему, которая, с одной стороны, воплощает строгое соблюдение процедуры уголовного наказания, с другой - филантропическое наполнение. Такая система смогла отказаться от тотальной изоляции без организации занятий для арестантов, приводящей к фатальным последствиям, но сохранить сам принцип одиночного заключения, чтобы обеспечить дисциплину, не прибегая к телесным наказаниям» [17]. Подводя итог дебатам между пенсиль-ванцами и ньюйоркцами, де Бомонд пришел к интересному заключению: «Филадельфийская система производит больше честных людей, в то время как нью-йоркская - больше послушных граждан» [18].

Таким образом, приглашая читателей к дискуссии по основным направлениям критики пенсильванской тюремной системы, напомним базовый методологический принцип историзма - осторожная оценка эпохи по ее внутренним законам, а не по категориям другого века. Исходя из этого, думаем, что пенсильванская модель тюремного заключения была несомненным шагом на пути к гуманизации системы уголовных наказаний, а не изощренным продолжением карательных традиций уголовных наказаний предшествующей эпохи. Впервые проявилось стремление придать тюрьме такое устройство, при котором она могла бы благотворно влиять на умственную и нравственную природу заключенного, - задача, актуальная и в реалиях современности. ^

1. Лыкошин А. С. Пенитенциарная система // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и

И. А. Ефрона. СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/78194.

2. Таганцев Н. С. Уголовное право (Общая часть). Часть 2. По изданию 1902 года // Allpravo. ru : [сайт]. 2003. URL: http://www.allpravo.ru/library /doc101p0/instrum106/print1006.html.

3. Всемирная история в 6 томах. Т. 4. Мир в XVIII веке. М. : Наука, 2013.

4. Barnes H. E. Historial Origin of the Prison System in America // Journal of Criminal Law and Criminology. 1921. Vol. 12. Issue 1. Р. 35-60.

5. Fitzroy H. W. K. The Punishment of Crime in Provincial Pennsylvania // Pennsylvania Magazine of History and Biography. Vol. 60. Issue 3. July, 1936. P. 242-269.

6. Vaux R. Notices of the Original and Successive Attempts to Improve the Discipline of the Prison at Philadelphia and to Reform the Criminal Code of Pennsylvania. Philadelphia, 1810. Р. 8-9.

7. Beaumont, G. de, Tocqueville A. de. On the Penitentiary System in the United States and Its Application in France. Philadelphia : Carey, Lea & Blanchard, 1833. Р. 1.

8. Vaux R. Указ. соч. Р. 10-11.

9. Диккенс Ч. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 9. Американские заметки. М. : Художественная литература, 1958.

10. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 2. М. : ГИПЛ, 1955. С. 203.

11. Rothman D. J. The Discovery of the Asylum: Social Order and Disorder in the New Republic. Boston, 1971. Р. 86.

12. Quotes by George Fox in his journal // Quaker electronic archive. URL: http://www.qis.net/~daruma /fox-ministry.html.

13. Smith G. W. A Defense of the System of Solitary Confinement of Prisoners. Philadelphia, 1833. Р. 71-75.

14. Васильева С. А. К 200-летию Обернской пенитенциарной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 6. С. 7-12.

15. Beaumont, G. de, Tocqueville A. de. Указ. соч. Р. 8-9.

16. Vaux R. Letter on the Penitentiary System of Pennsylvania, adressed to William Roscoe, Esquire, of Toxteth Park, near Liverpool. Philadelphia : printed by Jesper Harding. 1827. Р. 7-8.

17. Beaumont, G. de, Tocqueville A. de. Указ. соч. Р. 10-11.

18. Там же. Р. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.