Научная статья на тему 'СОЕДИНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В КОНЦЕРТЕ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ ГО ВЭНЬЦЗИНА "ТУЮНЬ"'

СОЕДИНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В КОНЦЕРТЕ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ ГО ВЭНЬЦЗИНА "ТУЮНЬ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ / КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Му Цюаньчжи

Скрипичный концерт Го Вэньцзина «Туюнь» основан на соединении европейских и китайских традиций. Это проявляется на уровне инструментального состава, музыкальной драматургии, а также трактовки двенадцатитонового метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMBINATION OF EUROPEAN AND NATIONAL IN CONCERTO FOR VIOLIN AND ORCHESTRA OF GUO WENJIN "TUYUN"

Guo Wenjin's violin concerto «Tuyun» is based on combination of European and Chinese traditions. This is revealed on the level of instrumental membership, musical dramaturgy, as well as in interpretation of the twelve-tone method.

Текст научной работы на тему «СОЕДИНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В КОНЦЕРТЕ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ ГО ВЭНЬЦЗИНА "ТУЮНЬ"»

6. #0Й,

ЖШ±, 2013, 198о (Лу Жижун. Исследование литературы об искусстве циньской школы эрху. Шанхай: Шанхайская музыка, 2013. 198 с.)

7. ±«^ЖМ±,1965,121„

(Чжан Шао. Лекции эрху. Шанхай: Шанхайская культура, 1965. 121 с.)

References

1. Budaeva, T. B., (2008), "Orkestr i orkestrovaya muzyka Pekinskoy opery" [Orchestra and orchestral music of the Beijing Opera], Starinnaya muzyka [Early Music], no. 4 (42), рр. 26-31.

2. Safonova, E. L., (2012), Skripichnaya shkola Moskovskoy konservatorii ot istokov do 80-kh godov XX veka [Violin school of the Moscow Conservatory from the sources until the 80s of the XX century], Moscow, Russia, 388 p.

3. Chzhen, T. (2015), "Liu Tianhua and his role in the development of the traditions of professional learning to play on the erhu", Sovremennaya muzykal'naya pedagogika: dialog traditsiy i

shkol [Modern musical pedagogy: the dialogue of traditions and schools], N. Novgorod, Russia, pp. 261-267.

4. Chzhen, T. (2015), "Etudes of Liu Tianhua: to the problem of the influence of European violin techniques on teaching the art of playing on erhu", Garmonizatsiya mezhnatsional'nykh otnosheniy v usloviyakh global'nogo obshchestva. XX Nizhegorodskaya sessiya molodykh uchenykh, Knyaginino [Harmonization of interethnic relations in a global society], Russia, pp. 236-239.

5. Chzhen, T. (2015), "The influence of the Chinese dialect on the formation of the technique of playing on the erhu", Garmoniya kul'tur — garmoniya tsivilizatsiy [Harmony of cultures — the harmony of civilizations], Nizhniy Novgorod, Russia, 15-17 November, pp. 103-109.

6. Lu, Z. (2013), Issledovaniye literatury ob iskusstve tsin'skoy shkoly erkhu [A study of the literature on the art of the Qing school of erhu Shankhay], Shanghai, China, 198 p.

7. Zhang, S. (1965), Lectures of erhu [Erhu lectures], Shanghai, China, 121 p.

© Му Цюаньчжи, 2017

УДК 78.082.4

СОЕДИНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В КОНЦЕРТЕ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ ГО ВЭНЬЦЗИНА «ТУЮНЬ»

Скрипичный концерт Го Вэньцзина «Туюнь» основан на соединении европейских и китайских традиций. Это проявляется на уровне инструментального состава, музыкальной драматургии, а также трактовки двенадцатитонового метода.

Ключевые слова: Го Вэньцзин, скрипичный концерт, китайская музыка

Творчество китайского композитора Го Вэньцзина (fft^S) в российском искусствознании до сих пор остается terra incognita. Однако в последние годы его все чаще называют одним из крупнейших современных музыкантов, живущих в Китае.

Го Вэньцзин родился в Чунцине в 1956 году, с 14 лет как скрипач начал работу в оркестре «Культурной рабочей группы», исполнявшей народные песни и китайские традиционные оперы. В 1978 году он поступил в Пекинскую консерваторию на факультет композиции, а по окончании учебы начал преподавать. Сейчас Го Вэньцзин является профессором композиции, заведующим кафедрой Пекинской

консерватории. Его произведения звучат на музыкальных фестивалях в Амстердаме, Париже, Глазго, Берлине, Варшаве и т. д. Среди самых известных произведений Го Вэньцзина — оперы «Записки сумасшедшего» (1994), «Ночной банкет» (1997), «Поэт Ли Бо» (2007).

На родине Го Вэньцзина ценят как наиболее близкого к национальным традициям современного композитора. В то же время он работает во многих классических музыкальных жанрах, чаще всего использует европейские музыкальные инструменты, владеет всеми приемами западной композиторской техники. Соединение национальных и европейских традиций можно видеть, например, в камерной

опере «Беседка феникса» для двух певцов традиционного китайского театра, в скрипичной пьесе «Шэси» («Деревенское представление») по рассказу Лу Синя, в оркестровых «Звуках Тибета», партитура которых соединяет китайские и западные музыкальные инструменты [4].

Концерт для скрипки с оркестром «Туюнь» — одно из ярких и показательных для стиля автора произведений. Его название можно перевести как «Звуки Родины» или «Вкус родной земли»; в нем композитор подчеркивает связь этого произведения с музыкальными традициями провинции Сычуань — родины Го Вэньцзина. Первая редакция концерта была завершена в январе 1987 года, вторая — в марте 1990-го.

«Туюнь» состоит из 4 частей. По словам автора, это четыре сцены, вдохновленные театральными традициями сычуаньской оперы чуаньцзюй. Сычуаньская опера — разновидность традиционного китайского музыкального театра, возникшая в конце XVIII века. Одна из ее характерных черт — утрированно-эмоциональное пение высоким голосом. Выбор солирующего инструмента в концерте Го Вэньцзина подчёркивает связь его музыки с сычуаньски-ми театральными прообразами: солирующая скрипка звучит экспрессивно и ярко, а её тембр напоминает звучание человеческого голоса.

В партитуре концерта композитор использует симфонический оркестр с лаконично выписанной группой деревянных духовых (парный состав) и массивно звучащей медью (6 валторн, 3 трубы, 3 тромбона, туба). Особо акцентируется состав ударных: эта группа представлена очень большим набором инструментов. Среди них есть и национальные: литавры пай-гу, палочки наньбанци, щелевой барабан муюй, тарелки и гонги из пекинской и сычуаньской оперы, колокольчики. Благодаря этому тембровый колорит концерта напоминает о китайском традиционном театре, для которого характерно обильное использование ударных инструментов. Действия артистов здесь «полностью подчиняются музыкальному ритму, <...> звучание ударных детально "режиссирует" каждое действие героев и каждое их душевное движение» [1, с. 407]. Струнные же представлены в концерте очень скромно по количеству и необычно по выбору инструментов: 6 контрабасов и скрипка соло. Тем самым тембровый баланс смещается в сторону ударных. И хотя в основе оркестрового состава — европейский симфонический

оркестр, расширенный отдельными китаискими ударными инструментами, явный тембровый перевес последних придаёт музыке Го Вэньцзина выраженный национальный колорит.

Трактовка цикла в целом следует традициям европейского инструментального концерта (единство замысла при соединении четырёх самостоятельных частей), однако соотношение частей между собой оказывается оригинальным. В последовании частей (Lento-Allegretto-Grave-Presto) Го Вэньцзин отказывается от традиционной схемы европейского концертного цикла. В «Туюнь» вырисовывается иная структура, связанная с национальными фольклорными традициями. Это структура «зачин, изложение, поворот и заключение», свойственная китайским народным легендам. В то же время полного разрыва с классической структурой цикла здесь не происходит: первая часть как бы служит развернутым вступлением к привычной трехчастности.

Формы частей опираются на европейские модели.

Первая, вступительная часть (Lento) написана в четкой и ясной форме, которая как бы компенсирует интонационную сложность материала концерта и яркую, немного утрированную, взвихренную эмоциональность музыкального материала. В ее основе — двойная трех-частная форма ABAjBjA2. Скрипка в разделах В выступает как «герой спектакля».

Вторая часть выполняет функцию сонатного allegro. По форме она представляет собой свободно трактованную рондо-сонату c большим эпизодом в разработке. Тема главной партии-рефрена у солирующей скрипки (Allegretto, ц. 10) задает тон активному и энергичному движению. Начальный экспрессивный скачок на уменьшенную кварту через октаву (a-Des), синкопы и острые пунктиры создают ощущение размашистого народного танца. Побочная партия (ц. 11) основана на фигурах «общего движения» шестнадцатыми. В разработке автор использует классические методы мотивного вычленения, секвенцирования и контрапунктического соединения (ц. 13) интонаций главной и побочной партий. В обширном эпизоде возникает как бы театральная сцена с диалогом двух персонажей (скрипка и труба). В динамической репризе (ц. 20) ощущение кульминации народного праздника создается за счет использования tutti всего оркестра, в котором выделяются пайгу и ксилофон.

Третья часть (Grave) — размышление и передышка в окружении птичьего щебетания. Форма этой части — простая трехчастная с чертами вари-ационности. После небольшого, импрессионистски-красочного вступления (движение гроздьями параллельных увеличенных трезвучий) с основной темой вступает скрипка соло. Ее материал вновь имеет характер театрального речитатива: это уже не диалог, а монолог героя.

Четвертая часть (Presto) — энергичный финал в форме рондо, картина безостановочного хороводного движения. Тема рефрена возникает в сопровождении перезвона колокольчиков, что придает ее звучанию яркий национальный колорит. Череда ярких тем-эпизодов расцвечивает танец новыми тембровыми кра-

сками: в первом эпизоде (ц. 44) выделяется сочное звучание меди в сопровождении палочек наньбанци и тарелок из сычуаньской оперы, во втором эпизоде (ц. 49) скрипка и кларнет-пикколо выступают в ансамбле с целой группой ударных (наньбанци, щелевой барабан муюй и сычуаньские тарелки) и т. д. Реминисценция тем предшествующих частей в коде концерта подводит итог происшедшему.

Яркий национальный облик придает концерту использование китайского музыкального материала — прежде всего тем из сычуаньской оперы. Так, в 1 части в качестве главной темы звучит изящная мелодия, связанная с виртуозным жанром гаоцян (й!$). Скрипка соло подражает звучанию женского голоса.

Пример 1. Главная тема 1 части

Главная партия 2 части также опирается на фольклорный прообраз. В ее основе лежит интона-

ционно-ритмическая фигура сычуаньской народной песни «Ростки бобов, листья лука и чеснока».

Пример 2. Сычуаньская народная песня «Ростки бобов...»

Го Вэньцзин заимствует из этой темы на- следующим пунктиром, а также мелодическую чальную ритмическую фигуру с синкопой и по- основу — секундово-терцовый ход.

Пример 3. Главная партия 2 части 50

Побочная партия 2 части ритмически и Тема из 2 части концерта более сложна в

интонационно схожа с народной песней провин- ладовом отношении, но сохраняет связь со сво-ции Юньнань «Лунный хоровод» (пример 4). ими фольклорными прообразами (пример 5).

Пример 4. Юньнаньская народная песня «Лунный хоровод»

Пример 5. Побочная партия 2 части

В 4 части композитор обращается к харак- вода» с характерным для нее энергичным, актив-терной для китайской традиционной оперы рит- ным движением, метрической переменностью и моформуле «Люшуй» (ШЖШжК) — «Льющаяся акцентированием каждой четверти.

С китайской народной музыкой роднит концерт Го Вэньцзина и обильное использование различных украшений. Опевания, вспомогательные звуки, многократное варьирование одной попевки широко используются в сычуаньском фольклоре. В концерте Го Вэньцзина подобные приемы во множестве встречаются не только в партии солирующей скрипки, но и у деревянных духовых, меди, арфы, ксилофона и т. д.

В партитуре концерта многократно возникает подражание звучанию китайских народных инструментов. Так, в начале 1 части солирующая скрипка, с ее многократными репетициями одних и тех же звуков, имитирует ритмоформулы китайского барабана логу (^Ш), которые в китайском театре сопровождают круговое движение артиста по сцене, как бы усиливая звук его шагов.

Пример 7. Начальная тема 1 части

Отдельные фрагменты в партии скрипки напоминают о звучании хулусы — китайского народного духового инструмента, широко используемого в музыке южных провин-

ций. Для мелодий, исполняемых на хулусы, характерны форшлаги, предъемы и глиссандо. Мы можем видеть их во 2 части концерта Го Вэньцзина.

Пример 8. Фрагмент из 2 части

Выбор скрипки в качестве солирующего инструмента в концерте тоже не случаен. У китайского слушателя, знакомого с сычу-аньской музыкально-театральной традицией, тембр скрипки ассоциируется не только с голосом певца, но и с «китайской скрипкой» ху-цинь — одним из важнейших инструментов в сычуаньской опере чуаньцзюй.

Скрипичный концерт «Туюнь» — единственное произведение автора с использованием западной двенадцатитоновой техники: именно так рассматривает это сочинение сам композитор. Для китайской музыки конца ХХ века характерно активное освоение современных западных композиторских приемов, включая додекафонию. После Культурной ре-

волюции композиторы устремились активно реализовывать ранее закрытые для них возможности. Проблема синтеза новых приемов письма и традиционной музыкальной культуры стала полем исследования для целого поколения китайских музыкантов.

В концерте Го Вэньцзина строгого следования законам додекафонии нет. Как указывают авторы новейшего учебника по современной композиции, «основополагающее изобретение музыки ХХ века — додекафония — состоит из двух органических компонентов: 1) двенадца-титоновости звукоряда и 2) принципа серии-инварианта. Сами по себе оба компонента могут существовать и отдельно друг от друга» [3, с. 314]. В данном случае мы встречаемся лишь с первым из них — двенадцатитоновым

звукорядом. В концерте можно выделить последовательность звуков, которая ложится в основу музыкальной ткани, при этом ее отдельные звуки могут возникать в свободном порядке. Подобная трактовка додекафонии характерна для китайских композиторов 80-90-х г. ХХ века. Ее можно видеть, в частности, в Первой симфонии Чжу Цзяньэра, где композитор, по его словам, использует «метод костяка-тела», называя серию «костяком», который становится основой для «тела и крови» (свободного повторения звуков серии в процессе развития материала) [2, с. 188].

Рассмотрим сказанное подробнее на примере работы с серией в 1 части концерта Го Вэньцзина. Как указывает сам автор, она состоит здесь из четырех трехзвучных групп [5, с. 47].

Пример 9. Двенадцатитоновая последовательность, лежащая в основе концерта

Базовыми интонациями здесь оказываются увеличенное трезвучие и тритоновый ход. Яркое и напряженное звучание диссонирующих интервалов сообщает музыке яркость и характерную для китайского традиционного театра утрированную интонационную выразительность.

С самого начала 1 части концерта мы видим функционирование ряда как мелодического образования: звуки 1-6 проводятся в виде мелодии у солирующей скрипки, а затем имитируются у труб и альтового саксофона. При этом «фоновые» звуки (педали у других инструментов, а также звуки форшлагов и тремоло у скрипки) не являются частью серии и не возобновляются в том же порядке в дальнейшем звучании музыки. Таким образом, композитор использует здесь принцип интерполяции — «вставку меж-

ду тонами серийного ряда посторонних звуков» [3, с. 328]. Вместо изложения последующей части серии, у солирующей скрипки, а затем у других инструментов (литавры и бас-кларнет, а затем валторны) имитационно проводится от разных звуков начальный трехзвучный мотив двенадцатитоновой последовательности (интонация увеличенного трезвучия: т. 9-10, 11-12, 13-14). При этом сопровождающие голоса вновь имеют несерийное происхождение.

Проведение второй части серии (звуки 7-12) еще менее строгое. Очередность использования звуков все больше и больше нарушается, по сути превращая серию в 12-тоновый звукоряд. Так, в т. 38-42 (соло скрипки, ad libitum) двенадцатитоновая последовательность проводится целиком, меняя при этом свою интервальную структуру.

Пример 10. Такты 38-42, соло скрипки 53

В этой версии двенадцатитоновой последовательности звуки 2-3-5-6-7 (F-As-B-Des-Es) представляют собой пентатонику F — юй. Разбивающий строгое последование ступеней пентатоники 4-й звук (A) звучит в качестве шестнадцатой на слабую долю и является проходящим хроматизмом. Как указывает Пэн Чэн, подобная трактовка серийности характерна для китайских композиторов: «китайская додекафония чаще всего выступает как ладовая. Иначе говоря, в звуковысотной серии и музыке проявляется природа системы юнь-гун-дяо. Проявлением ее может быть последовательность звуков тех или иных пентатонических ладов» [2, с. 183].

Таким образом, в Скрипичном концерте Го Вэньцзина «Туюнь» соединение европейских и китайских традиций можно видеть на различных уровнях. Это и выбор инструментального состава (скрипка и симфонический оркестр с дополнительно введенными китайскими ударными инструментами), и музыкальная драматургия (европейские музыкальные формы, насыщенные национальным музыкальным материалом), и трактовка двенадцатитонового метода в русле традиций китайской композиторской школы.

Литература

1. Медведева Ю. П. Опера с «китайским акцентом»: о жанровой специфике сицюй // Музыка в диалоге культур и цивилизаций: сб. ст. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. Т. 1. С. 401-408.

2. Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов ХХ века. СПб.: Композитор, 2013. 218 с.

3. Теория современной композиции / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.

4. Guo Wenjing // Universal music publishing classical [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.umpgclassical.com/en-GB/ Composers/G/Guo-Wenjing.aspx (дата обращения: 10.11.2017).

5. ШМ

2004^ штт 43^.

(Лю Юньянь. «Обзор скрипичного концерта Го Вэньцзина «Туюнь» // Журнал Пекинской консерватории. 2004. № 4. C. 43-53.)

References

1. Medvedeva, Yu. P. (2016), "Opera with a "Chinese accent": on the genre specificity of sitsuy", Muzyka v dialoge kul'tur i civilizacij [Music in the dialogue of cultures and civilizations], vol. 1, pp. 401-408.

2. Pehn, CHehn (2013), Ladovaya sistema yun'-gun-dyao i eyo pretvorenie v tvorchestve kitajskih kompozitorov XX veka [The yun-gun-diao tonality system and its implementation in the works of Chinese composers of the twentieth century], Kompozitor, St. Petersburg, Russia, 218 p.

3. Cenova, V S. (ed.) (2005), Teoriya sovremennoj kompozicii [The theory of modern composition], Muzyka, Moscow, Russia, 624 p.

4. Universal music publishing classical (2017), "Guo Wenjing", available at: http://www. umpgclassical.com/en-GB/Composers/G/ Guo-Wenjing.aspx (Accessed 01.10.2017).

5. Liu, Yunyan (2004), "Comment on Guo Wenjing Violin Concerto — Tu Yun", Zhongyang yinyue xueyuan xuebao [Journal of the Central Conservatory of Music], no. 4, p. 43-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.