Научная статья на тему 'СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСТРЕБОВАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ'

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСТРЕБОВАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция в СНГ / трудовая миграция / Концепция общего миграционного пространства государств-участников СНГ. / migration to the CIS / labor migration / the Concept of the common migration space of the CIS member states.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.А. Волох, С.П. Шорохова

В данной статье идет речь о развитии единого регионального подхода к регулированию миграционных процессов в регионе СНГ. Концепция общего миграционного пространства государств-участников СНГ: общие принципы и национальные интересы была разработана и утверждена более десяти лет назад. За это время многое изменилось как на международной площадке СНГ, так и в каждой отдельной стране, актуальность миграционной проблематики не только не уменьшилась, но возросла. Временная трудовая миграция представляет самую массовую часть миграционных процессов и является объективным фактором, базирующимся на различиях социально-экономических условий жизни в России и в соседних государствах. Учитывая многочисленные международные политические, экономические, гуманитарные и иные связи, трудовую миграцию на постсоветском пространстве не представляется возможным запретить или резко ограничить. По мнению авторов, актуальными задачами для России являются: повышение качества трудовых мигрантов, уровня соответствия иностранных работников потребностям российской экономики и сферы услуг, исключение факторов, способствующих их привлечению в «серую зону» рынка труда, а также социализация и адаптация трудовых мигрантов в России. К сожалению, патентная система не в полной мере соответствует современным требованиям по введению механизма оргнабора и предварительной подготовки требуемых специалистов в странах исхода. Неорганизованная трудовая миграция — это угроза как для работодателя, так и для само-го трудового мигранта, а также для принимающего общества и, в конечном итоге, для государства выезда Мировой и отечественный опыт показывает, что теневое посредничество может быть замещено прозрачными и контролируемыми механизмами содействия в целевом привлечении на работу и в трудоустройстве иностранных работников. В настоящее время, как считают авторы, наблюдаются качественный перелом в оценке роли миграции в развитии региона и формирование нового подхода к управлению миграционными процессами — более активного, целеполагающего и стимулирующего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES: IMPROVING CIVILIZED PROCESSES FOR ATTRACTING AND USING I N-DEMAND MIGRANT WORKERS

Тhis article deals with the development of a unified regional approach to the regulation of migration processes in the CIS region. The concept of the common migration space of the CIS member States: common principles and national interests was developed and approved more than ten years ago. During this time, a lot has changed both on the international platform of the CIS and in each individual country, the relevance of migration issues has not only not decreased, but increased. Temporary labor migration represents the most massive part of migration processes and is an objective factor based on differences in socio-economic living conditions in Russia and in neighboring countries. Given the numerous international political, economic, humanitarian and other ties, it is not possible to prohibit or sharply restrict labor migration in the post-Soviet space. According to the authors, the urgent tasks for Russia are: improving the quality of migrant workers, the level of compliance of foreign workers with the needs of the Russian economy and the service sector, eliminating factors contributing to their attraction to the «gray zone» of the labor market, as well as the socialization and adaptation of migrant workers in Russia. Unfortunately, the patent system does not fully meet modern requirements for the introduction of a mechanism for recruitment and pre-training of required specialists in the countries of origin. Unorganized labor mi-gration is a threat to both the employer and the migrant worker himself, as well as to the host society and, ultimately, to the State of departure. World and domestic experience shows that shadow media-tion can be replaced by transparent and controlled mechanisms to assist in the targeted recruitment and employment of foreign workers. Currently, according to the authors, there is a qualitative change in the assessment of the role of migration in the development of the region and the formation of a new approach to managing migra tion processes — more active, goal-setting and stimulating.

Текст научной работы на тему «СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСТРЕБОВАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ»

ВА. Волох

доктор политических наук, профессор, Государственный университет управления, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

С.П. Шорохова

кандидат философских наук, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ВОСТРЕБОВАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

VA. Volokh

Doctor of Political Science, Professor, Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

Е-mail: v.volokh@yandex.ru

SP. Shorokhova

PhD in Philosophical Sciences, Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

Е-mail: orator3@yandex.ru

THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES: IMPROVING CIVILIZED PROCESSES FOR ATTRACTING AND USING I N-DEMAND MIGRANT WORKERS

Аннотация. В данной статье идет речь о развитии единого регионального подхода к регулированию миграционных процессов в регионе СНГ. Концепция общего миграционного пространства государств-участников СНГ: общие принципы и национальные интересы была разработана и утверждена более десяти лет назад. За это время многое изменилось как на международной площадке СНГ, так и в каждой отдельной стране, актуальность миграционной проблематики не только не уменьшилась, но возросла.

Временная трудовая миграция представляет самую массовую часть миграционных процессов и является объективным фактором, базирующимся на различиях социально-экономических условий жизни в России и в соседних государствах. Учитывая многочисленные международные политические, экономические, гуманитарные и иные связи, трудовую миграцию на постсоветском пространстве не представляется возможным запретить или резко ограничить.

По мнению авторов, актуальными задачами для России являются: повышение качества трудовых мигрантов, уровня соответствия иностранных работников потребностям российской экономики и сферы услуг, исключение факторов, способствующих их привлечению в «серую зону» рынка труда, а также социализация и адаптация трудовых мигрантов в России. К сожалению, патентная система не в полной мере соответствует современным требованиям по введению механизма оргнабора и предварительной подготовки требуемых специалистов в странах исхода.

Неорганизованная трудовая миграция — это угроза как для работодателя, так и для самого трудового мигранта, а также для принимающего общества и, в конечном итоге, для государства выезда Мировой и отечественный опыт показывает, что теневое посредничество может быть замещено прозрачными и контролируемыми механизмами содействия в целевом привлечении на работу и в трудоустройстве иностранных работников.

В настоящее время, как считают авторы, наблюдаются качественный перелом в оценке роли миграции в развитии региона и формирование нового подхода к управлению миграционными процессами — более активного, целеполагающего и стимулирующего.

Ключевые слова: миграция в СНГ, трудовая миграция, Концепция общего миграционного пространства государств-участников СНГ.

DOI

УДК 325.14

V.V.

V.V.

Abstract. This article deals with the development of a unified regional approach to the regulation of migration processes in the CIS region. The concept of the common migration space of the CIS member States: common principles and national interests was developed and approved more than ten years ago. During this time, a lot has changed both on the international platform of the CIS and in each individual country, the relevance of migration issues has not only not decreased, but increased. Temporary labor migration represents the most massive part of migration processes and is an objective factor based on differences in socio-economic living conditions in Russia and in neighboring countries. Given the numerous international political, economic, humanitarian and other ties, it is not possible to prohibit or sharply restrict labor migration in the post-Soviet space.

According to the authors, the urgent tasks for Russia are: improving the quality of migrant workers, the level of compliance of foreign workers with the needs of the Russian economy and the service sector, eliminating factors contributing to their attraction to the «gray zone» of the labor market, as well as the socialization and adaptation of migrant workers in Russia. Unfortunately, the patent system does not fully meet modern requirements for the introduction of a mechanism for recruitment and pre-training of required specialists in the countries of origin. Unorganized labor migration is a threat to both the employer and the migrant worker himself, as well as to the host society and, ultimately, to the State of departure. World and domestic experience shows that shadow mediation can be replaced by transparent and controlled mechanisms to assist in the targeted recruitment and employment of foreign workers.

Currently, according to the authors, there is a qualitative change in the assessment of the role of migration in the development of the region and the formation of a new approach to managing migration processes — more active, goal-setting and stimulating.

Key words: migration to the CIS, labor migration, the Concept of the common migration space of the CIS member states.

В феврале текущего года в Санкт-Петербурге состоялся VIII Международный Форум труда. Его первым мероприятием стала Международная конференция «Концепция общего миграционного пространства государств-участников СНГ: общие принципы и национальные интересы», которая прошла в Таврическом дворце, в штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи государств Содружества1.

Концепция общего миграционного пространства государств-участников СНГ: общие принципы и национальные интересы2 была разработана и утверждена более десяти лет назад. Хотя за это время многое изменилось как на международной площадке СНГ, так и в каждой отдельной стране, актуальность миграционной проблемати-

ки не только не уменьшилась, но возросла.

«Сегодня в этой сфере происходят глобальные перемены. Их влияние мы будем чувствовать еще долгие годы. В дни форума мы с коллегами обсудим эти процессы и вместе найдем пути решения» — отметил председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко3.

То, что тема поиска кадров, в том числе и иностранных востребованных работников актуальна как никогда, подтвердил и GR-директор компании «Хедхантер» Виталий Терентьев: — «Статистика новых открытых вакансий явно говорит нам, что сегодня в стране не хватает рабочей силы. Только за последний год на нашей платформе появилось более трех

1 Международная конференция «Концепция общего миграционного пространства государств — участников СНГ: общие принципы и национальные интересы» 20 февраля 2024 года // URL: https://iacis.ru/meropriyatiya/meropriyatiya_mpa_sng/mezhdunarodnaya_konferentciya_

kontceptciya_obshego_migratcionnogo_prostranstva_gosudarstv__uchastnikov_sng_obshie_

printcipi_i_natcionalnie_interesi_

2 Концепция общего миграционного пространства государств — участников СНГ. Приложение к постановлению МПА СНГ от 17.05.2012 г. № 37-8 // URL: https://iacis.ru/public/upload/ files/1/372.pdf.

3 Форум труда в Петербург. Новости // URL: https://news.mail.ru/economics/59887789/

с половиной миллионов предложений, где требуются люди. При этом чаще всего запрос идет на работников промышленных производств...»4.

Временная трудовая миграция представляет самую массовую часть миграционных процессов и является объективным фактором, базирующимся на различиях социально-экономических условий жизни в России и в соседних государствах. Учитывая многочисленные международные политические, экономические, гуманитарные и иные связи, трудовую миграцию на постсоветском пространстве не представляется возможным запретить или резко ограничить.

Актуальными задачами для России являются: повышение качества трудовых мигрантов, уровня соответствия иностранных работников потребностям российской экономики и сферы услуг, исключение факторов, способствующих их привлечению в «серую зону» рынка труда, а также социализация и адаптация трудовых мигрантов в России5.

В центре процессов трудовой миграции находятся не выходцы из визовых стран «дальнего зарубежья», а трудовые мигранты из стран бывшего СССР, въезжающие в Россию в безвизовом порядке, в первую очередь, это граждане Узбекистана и Таджикистана, а также Азербайджана.

К сожалению, патентная система не в полной мере соответствует современным требованиям по введению механизма оргнабора и предварительной подготовки требуемых специалистов в странах исхода. При этом, работодатель, потратив средства на отбор и предподготовку иностранного специалиста, не уверен, что после приезда в Россию и получения патента тот будет работать у него, а не найдет другого более выгодного работодателя.

Результатом такой практики является то, что работодатель, во-первых, получает кандидатов, не соответствующих его запросу, и, во-вторых, теряет значительную часть завезенных работников уже в первые недели после их приезда в Россию, тем самым пополняя рынок самостоятельно въехавших и свободно ищущих работу трудовых мигрантов.

Можно не соглашаться с отдельными оценками в этом обращении, но, в целом, необходимо понять, что неорганизованная трудовая миграция — это угроза как для работодателя, так и для самого трудового мигранта, а также для принимающего общества и, в конечном итоге, для государства выезда, которое вместо денежных переводов и получившего востребованный трудовой опыт работника получает соотечественника, попавшего в кабалу недобросовестных посредников и предпринимателей.

Представляется, что вопросы реформирования оргнабора в эффективный формат целевого набора и организованного привлечения должны стать важной частью новой Концепции общего миграционного пространства государств-участников СНГ.

Неорганизованная трудовая миграция — это угроза как для работодателя, так и для самого трудового мигранта, а также для принимающего общества и, в конечном итоге, для государства выезда.

Мировой и отечественный опыт показывает, что теневое посредничество может быть замещено прозрачными и контролируемыми механизмами содействия в целевом привлечении на работу и в трудоустройстве иностранных работников6.

Значительную роль в перестройке рынка посреднических услуг в регулируемый и контролируемый формат может сыграть привлечение в эту сферу деятельности со-

4 Форум труда в Петербург. Новости // URL: https://news.mail.ru/economics/59887789/.

5 Волох ВА., Шорохова С.П. Современная Россия: проблемы и приоритеты государственной политики в сфере миграции населения // Россия и мир: развитие цивилизаций. Научное наследие и взгляды В.В. Жириновского на формирующийся миропорядок. Материалы XIII международной научно-практической конференции. — М., 2023. — С. 170-178.

6 Сивец С.М. Миграционная политика Республики Беларусь: правовые аспекты формирования и реализации. Выступление на международной конференции Концепция общего миграционного пространства государств — участников СНГ // URL: https://sovrep.gov.by/special/ru/interview-ru/view/vystuplenie-ssivtsa-na-mezhdunarodnoj-konferentsii-kontseptsija-obschego-migratsionnogo-prostranstva-2068/.

общества специализированных кадровых агентств, работающих в правовом поле и соблюдающих установленные стандарты в сфере трудовой миграции. Коронакри-зис вывел из тени огромный пласт рынка труда7.

Поддержка участия социально ответственного кадрового бизнеса в целевом наборе могла бы стать частью задач и мероприятий новой Концепции общего миграционного пространства государств-участников СНГ.

Для координации и контроля деятельности специализированного объединения кадровых агентств необходим гибкий инструмент, позволяющий осуществлять контроль их работы, но оставляющий им свободу действий при выполнении задач для достижения установленных целей. При этом желательно минимизировать бюджетные расходы.

Регулирование деятельности кадровых агентств в данной области путем создания специализированной саморегулируемой организации может рассматриваться в качестве возможного формата вовлечения ответственного бизнеса в сферу услуг по подбору и привлечению в Российскую Федерацию иностранных работников.

Важно сформировать условия для активизации участия добросовестного бизнеса в создании соответствующей частно-государственной инфраструктуры подбора, подготовки, привлечения и сопровождения иностранных работников, востребованных на российском рынке труда. В ходе этой работы необходимо опираться на пра-

вовые акты Межпарламентской ассамблеи, такие как законы «О саморегулируемых организациях», «О публично-частном партнерстве»8 и соответствующие национальные правовые акты9.

«Специализированные структуры должны постоянно консультировать трудовых мигрантов, поддерживать с ними двухстороннюю связь, пока они занимаются трудовой деятельностью в России, — подчеркнула депутат Государственной Думы РФ Анастасия Удальцова. — Это позволит предотвратить переход рабочей силы в теневую сферу и в целом позитивно повлияет на развитие процессов трудовой миграции»10.

Представляется, что частно-государственное партнерство должно шире использоваться и в создании необходимой инфраструктуры развития процессов целевой организованной трудовой миграции. Прежде всего, такая инфраструктура должна формироваться в государствах выезда в виде Центров предвыездной подготовки трудовых мигрантов. Задачами таких центров должна быть работа по комплексной подготовке кандидатов к трудовой миграции, включая целевую профессиональную подготовку, изучение русского языка и основ социализации и адаптации в принимающем обществе.

Следует отметить, что в настоящее время в рамках исполнения плана мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы11, утвержденного распо-

7 Чернейко Д. Коронакризис вывел из тени огромный пласт рынка труда — интервью // URL: https://newprospect.ru/news/interview/dmitriy-cherneyko-koronakrizis-vyvel-iz-teni-ogromnyy-plast-rynka-truda/.

8 Модельный закон о саморегулируемых организациях. Принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление № 29-7 от 31 октября 2007 года) // URL: https://docs.cntd.ru/document/902092596.

9 Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-Ф3 (последняя редакция) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/; О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. С изменениями на 10 июля 2023 года, редакция, действующая с 1 января 2024 года // URL: https://docs.cntd.ru/ document/420287401.

10 В России предложили создать «кадровые агентства» для мигрантов // URL: https://nazaccent. ru/content/41858-v-rossii-predlozhili-sozdat-kadrovye-agentstva-dlya-migrantov.html.

11 Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/72092260/.

ряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 265-p12, разработан проект федерального закона «Об условиях въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданство, а также условиях их пребывания и проживания на территории Российской Федерации», которым предусмотрены значительное усовершенствование и унификация правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Хозяйственные, исторические и культурные связи народов государств-участников СНГ, безвизовый режим между Россией и этими странами (кроме Туркменистана), преимущества, вытекающие из нашего участия в СНГ, как представляется, являются главными факторами миграционной привлекательности страны13.

Необходимо проводить комплексную и системную работу для урегулирования вопросов трудовой миграции, анализа и решения вопросов обеспечения потребности экономики Российской Федерации в иностранных работниках, разработки соответствующих прогнозов потенциала трудовых ресурсов, проблем адаптации и интеграции трудовых мигрантов, формирования законопослушного поведения мигрантов, соблюдения международных обязательств Российской Федерации

Полагаем, что и в новой Концепции общего миграционного пространства государств — участников СНГ необходимо сделать акцент на развитие центров пред-выездной подготовки.

Список литературы

1. В России предложили создать «кадровые агентства» для мигрантов // URL: https://nazaccent. ru/content/41858-v-rossii-predlozhili-sozdat-kadrovye-agentstva-dlya-migrantov.html.

2. Волох ВА, Шорохова С.П. Современная Россия: проблемы и приоритеты государственной политики в сфере миграции населения //

Россия и мир: развитие цивилизаций. Научное наследие и взгляды В.В. Жириновского на формирующийся миропорядок. Материалы XIII международной научно-практической конференции. — М., 2023. — С. 170-178.

3. Концепция общего миграционного пространства государств — участников СНГ. Приложение к постановлению МПА СНГ от 17.05.2012 г. № 37-8 // URL: https://iacis.ru/public/ upload/files/1/372.pdf.

4. Международная конференция «Концепция общего миграционного пространства государств — участников СНГ: общие принципы и национальные интересы» 20 февраля 2024 г. // URL: https://iacis.ru/meropriyatiya/ meropriyatiya_mpa_sng/mezhdunarodnaya_ konferentciya_kontceptciya_obshego_

migratcionnogo_prostranstva_gosudarstv__

uchastnikov_sng_obshie_printcipi_i_ natcionalnie_interesi_.

5. Модельный закон о саморегулируемых организациях. Принят на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (постановление N 29-7 от 31 октября 2007 года) // URL: https:// docs.cntd.ru/document/902092596.

6. Распоряжение Правительства России от 22 февраля 2019 г. № 265-р // https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/72084086/.

7. Регулирование миграционных процессов в СНГ, ЕАЭС и Российской Федерации / автор-сост. А.Н. Якимов. // URL: https:// mircoalition.org/wp-content/uploads/2021/11/ migratsionnye_protsessy_v_eaes_i_sng.pdf.

8. Сивец С.М. Миграционная политика Республики Беларусь: правовые аспекты формирования и реализации. Выступление на международной конференции Концепция общего миграционного пространства государств-участников СНГ // URL: https://sovrep.gov.by/special/ ru/interview-ru/view/vystuplenie-ssivtsa-na-mezhdunarodnoj-konferentsii-kontseptsija-obschego-migratsionnogo-prostranstva-2068/.

9. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/72092260/.

12 Распоряжение Правительства России от 22 февраля 2019 г. № 265-р // URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/72084086/

13 Регулирование миграционных процессов в СНГ, ЕАЭС и Российской Федерации / автор-сост. А.Н. Якимов // URL: https://mircoalition.org/wp-content/uploads/2021/11/migratsionnye_ protsessy_v_eaes_i_sng.pdf.

10. ЧернейкоДм. Коронакризис вывел из тени огромный пласт рынка труда — интервью // URL: https://newprospect.ru/news/interview/ dmitriy-cherneyko-koronakrizis-vyvel-iz-teni-ogromnyy-plast-rynka-truda/.

11. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-Ф3 (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72967/; О государственно-частном партнерстве, муниципально-

частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. С изменениями на 10 июля 2023 года, редакция, действующая с 1 января 2024 года // URL: https:// docs.cntd.ru/document/420287401.

12. Форум труда в Петербург. Новости // URL: https://news.mail.ru/economics/ 59887789/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.