Научная статья на тему 'Содействие трудоустройству инвалидов в образовательных организациях'

Содействие трудоустройству инвалидов в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / EMPLOYMENT OF DISABLED PEOPLE / ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / EMPLOYMENT OF GRADUATES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарьева Лариса Вениаминовна, Ярушева Светлана Александровна

Содействие трудоустройству инвалидов предполагает создание материально-технической базы, проведение системной, комплексной профориентационной работы, формирование баз данных студентов и выпускников. Целью инициативы также является трудоустройство инвалидов путем координации работы в данной сфере между государственными органами и частными организациями, при участии специалистов в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарьева Лариса Вениаминовна, Ярушева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assistance To Employment of Disabled People in the Educational Organizations

Assistance to employment of disabled people assumes creation of material base, carrying out system, complex professional orientation work, formation of databases of students and graduates. The initiative purpose also is employment of disabled people by coordination of work in this sphere between government bodies and the private organizations, with the assistance of experts in the field.

Текст научной работы на тему «Содействие трудоустройству инвалидов в образовательных организациях»

УДК 331.1 ББК 65.050

СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Л. В. Елизарьева, С. А. Ярушева

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Содействие трудоустройству инвалидов предполагает создание материально-технической базы, проведение системной, комплексной профориентационной работы, формирование баз данных студентов и выпускников. Целью инициативы также является трудоустройство инвалидов путем координации работы в данной сфере между государственными органами и частными организациями, при участии специалистов в данной области.

Ключевые слова: трудоустройство инвалидов, занятость выпускников, профессиональная подготовка.

Сложившаяся ситуация с трудоустройством инвалидов из числа выпускников высших учебных заведений далека от удовлетворительной. Трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования — сложный, многоплановый процесс.

Согласно Указа Президента РФ1, разработана национальная стратегия в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2015—2017 гг. Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка дает возможность по содействию трудоустройству получивших профессиональное образование.

Нормативно-правовое регулирование по содействию трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях предполагает:

• создание материально-технической базы для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в структурном подразделении, отвечающем за содействие в трудоустройстве;

• проведение системной, комплексной проф-ориентационной работы с обучающимися и будущими абитуриентами в случае, если это профессиональная образовательная организация или образовательная организация высшего образования;

1 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента Рос. Федерации от 1 июня 2012 № 761. URL: http://base.garant.ru/70183566.

• формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ;

• формирование базы данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ.

На основании приказа Минтруда России от 8 мая 2015 г. № 287 «О мониторинге реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» в целях создания условий для расширения возможностей трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации собирается информация2:

• о формах обучения, включая программы дистанционного обучения, выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, и специализации образования;

• потребности выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в трудоустройстве;

• работе органов службы занятости по подбору для выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями сферы и вида деятельности (включая специальное оборудование рабочего места) в соответствии с их профессиональным образованием, опытом работы, навыками и умениями;

2 О мониторинге реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации : Приказ М-ва труда и социальной защиты Рос. Федерации от 8 мая 2015 № 287 // Бюлл. трудового и социал. законодательства Рос. Федерации. — 2015. — № 6.

Вестник факультета управления Челябинского государственного университета

• трудоустройстве выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

• реализации мер, направленных на трудоустройство и развитие предпринимательской деятельности незанятых выпускников образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, включая услуги по сопровождению.

Системная работа с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, начинается с внесения в базу данных информации о группе инвалидности, нозологии, степени ограничения возможностей, сведений индивидуальной программы реабилитации, о профессии, специальности, направлении подготовки, по которой студент обучается, об увлечениях (хобби), о желании получить дополнительное образование (с указанием направлений), о требованиях к будущей работе [1]. Данная информация может быть получена методом анкетирования или собеседования.

Содействие трудоустройству предполагает совместную деятельность кураторов групп, заместителей деканов/директоров по работе со студентами, ответственных за профориентационное содействие трудоустройству, волонтеров, работников структурного подразделения, ответственных за сопровождение обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, работников структурного подразделения, ответственных за содействие трудоустройству.

Органам службы занятости субъектов Российской Федерации подбор сферы деятельности необходимо осуществлять с учетом сведений об образовании, профессиональной квалификации, состоянии здоровья (на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида) по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, овладение которыми повышает возможность выпускников, относящихся к категории инвалидов, быть интегрированными в общество и конкурентоспособными на рынке труда.

В случае затруднения выпускников, относящихся к категории инвалидов, в выборе сферы поиска подходящей работы им может быть предложена государственная услуга по профессиональной ориентации с целью выявления видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих выполнять работу по конкретным профессиям (специальностям), наиболее соответствующим их опыту, индивидуальным способностям и возможностям, а также физическим и психологическим качествам.

Организация работы с потенциальными работодателями предполагает ведение базы данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, специализированных предприятий инвалидов, а также предприятий, имеющих квоты на трудоустройство указанной категории. В базе данных необходимо аккумулировать информацию по количеству вакансий для соответствующих нозологических групп, по созданным специальным условиям труда по видам деятельности.

Наиболее распространенным способом взаимодействия образовательных организаций и работодателей является организация ярмарок вакансий. При проведении таких мероприятий представители предприятий проводят собеседования и индивидуальные консультации с претендентами на рабочее место, ведут разъяснительную работу, информируют о созданных для лиц с инвалидностью и ОВЗ специальных условиях труда. При посещении ярмарок вакансий, проводимых вне образовательной организации, специалисты, ответственные за содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, должны удостовериться в том, что не возникнет проблем с архитектурной доступностью, а также будет обеспечена возможность коммуникации между представителями работодателей и трудоустраивающихся [2].

Взаимодействие с общественными организациями инвалидов (Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом глухих, Всероссийским обществом слепых) и их отделениями в субъектах Российской Федерации позволяет образовательным организациям расширить возможности трудоустройства выпускников-инвалидов, поскольку такие общественные организации имеют как собственную производственную базу, так и информацию о вакансиях в конкретном субъекте Российской Федерации.

Важным аспектом деятельности структуры, ответственной за содействие в трудоустройстве, является организация сопровождения выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте. Для этого рекомендовано за каждым лицом с инвалидностью и ОВЗ при трудоустройстве и во время адаптационного периода на рабочем месте закреплять специалиста из образовательной организации.

Таким образом, основными направлениями работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ в части системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству названы профессиональная ориентация, профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор,

профессиональная, производственная и социальная адаптация. Необходима системная работа в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству. В современных условиях назрела необходимость организации и проведения психологического и профессиональ-

ного тестирования. Немаловажную роль в решении рассматриваемой проблемы будут иметь тренинги, деловые профориентационные игры, ярмарки учебных и рабочих мест, справочно-ин-формационные беседы, профессиональные экскурсии, конкурсы, выставки.

Список литературы

1. Иванова, П. В. Правовые аспекты трудоустройства инвалидов [Электронный ресурс] / П. В. Иванова [Электронный ресурс] — URL: http://www.emelyanovskievesi.ru (дата обращения: 15.01.2017).

2. Ивлева, О. В. Педагогическое сопровождение центра содействия трудоустройству выпускников вуза [Электронный ресурс] / О. В. Ивлева — URL: http://pandia.ru/text/79/429/13324-2.php (дата обращения: 16.01.2017).

Сведения об авторах:

Елизарьева Лариса Вениаминовна — магистрант кафедры менеджмента факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected].

Ярушева Светлана Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected].

ASSISTANCE TO EMPLOYMENT OF DISABLED PEOPLE IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

L. V Elizaryeva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

S.A. Yarushevа

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. yarushevaca@mail. ru

Assistance to employment of disabled people assumes creation of material base, carrying out system, complex professional orientation work, formation of databases of students and graduates. The initiative purpose also is employment of disabled people by coordination of work in this sphere between government bodies and the private organizations, with the assistance of experts in the field.

Keywords: employment of disabled people, employment of graduates, vocational training.

References

1. Ivanova P.V. Pravovyie aspekty i trudoustroystva invalidov [Legal aspects of employment of people with disabilities]. Available at: http://www.emelyanovskievesi.ru, accessed 15.01.2017 (In Russ.).

2. Ivleva O.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie tsentra sodeystviya trudoustroystvu vyipusknikov vuza [Pedagogical support of the center of assistance to employment of graduates of the University]. Available at: http://pandia.ru/text/79/429/13324-2.php, accessed 16.01.2017). (In Russ.).

Статья прошла рецензирование и допущена к публикации 25.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.