Научная статья на тему 'СОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКАМ МИЛИЦИИ УКРАИНСКОЙ ССР В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

СОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКАМ МИЛИЦИИ УКРАИНСКОЙ ССР В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / УКРАИНСКАЯ ССР / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ОРГАНЫ МИЛИЦИИ / НАСЕЛЕНИЕ / СОДЕЙСТВИЕ / ПОДСОБНЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грошевая В.К.

В статье рассматриваются вопросы содействия населения органам милиции в борьбе с уголовной преступностью и охране общественного порядка в УССР в 20-е гг. XX в. Автор рассматривает особенности привлечения милицией Советской Украины подсобных сил, среди которых комитеты незаможных селян, сельские исполнители, дворники, рабочие дружины. Раскрывается роль каждого вида подсобных сил в охране общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью.Автор указывает, что комитеты незаможных селян, способствуя реализации целей борьбы с уголовным бандитизмом, активно противостояли кулачеству. Рассматривается роль института сельских исполнителей, способствовавших решению задач милиции путем охраны общественного порядка, осуществления надзора за исполнением решений местных советов, выполнения охранно-конвойных функций. Отмечается, что в задачи дворников в каждом городском домовладении входил надзор за порядком и общественной безопасностью в границах территории домовладений. Раскрываются также особенности оказания помощи органам милиции рабочими дружинами, которые противодействовали кражам и хулиганству на улицах крупных городов, активно вели агитационную работу среди трудящихся.В статье делается акцент на широком применении разъяснительной работы и агитации посредством выступлений перед рабочими организациями и сельскими сходами, размещения публикаций в средствах массовой информации в целях привлечения населения к выполнению задач милиции.Автор делает вывод о том, что благодаря тесной связи с рабочим классом и крестьянством задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, поставленные перед органами советской милиции, успешно выполнялись, оговаривая, какие перспективы в работе современной полиции раскроет обращение к подобному опыту советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSISTANCE TO UKRAINIAN SSR POLICE OFFICERS IN THE FIGHT AGAINST CRIME AND PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN THE 20S OF THE 20TH CENTURY

The paper deals with the issues of assistance of the population to the police in the fight against criminal crime and the protection of public order in the USSR in the 20s. of the 20th century. The author examines some features of the involvement of auxiliary forces by the Soviet Ukraine police, including committees of non-eligible villagers, village performers, janitors, workers’ squads. The role of each type of auxiliary forces in the protection of public order and the fight against criminal crime is revealed.The author points out that the committees of the unfit villagers, contributing to the realization of the goals of combating banditry, actively opposed the kulaks. The role of the institute of rural performers who contributed to solving the tasks of the police by protecting public order, supervising the execution of decisions of local councils, performing security and convoy functions is considered. It is noted that the tasks of street cleaners in each city household included supervision of order and public safety within the boundaries of the territory of households. The paper also reveals the specifics of assisting the police by workers’ teams (druzhinas) who opposed thefts and hooliganism on the streets of large cities, actively conducted propaganda activities among workers.The paper focuses on the widespread use of explanatory work and campaigning through speeches to workers’ organizations and village gatherings, posting publications in the media in order to attract the population to the tasks of the police.The author concludes that due to the close connection with the working class and the peasantry, the tasks set to combat crime and protect public order by the Soviet police were successfully carried out, specifying what prospects in the work of the modern police will reveal the appeal to similar experience of the Soviet state.

Текст научной работы на тему «СОДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКАМ МИЛИЦИИ УКРАИНСКОЙ ССР В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА»



ИСТОРИЯ ПРАВА

HISTORIA LEX

doi: 10.17803/1729-5920.2022.190.9.121-129

В. К. Грошевая*

Содействие работникам милиции Украинской ССР в борьбе с преступностью и охране общественного порядка в 20-е годы XX века

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы содействия населения органам милиции в борьбе с уголовной преступностью и охране общественного порядка в УССР в 20-е гг. XX в. Автор рассматривает особенности привлечения милицией Советской Украины подсобных сил, среди которых комитеты незаможных селян, сельские исполнители, дворники, рабочие дружины. Раскрывается роль каждого вида подсобных сил в охране общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью. Автор указывает, что комитеты незаможных селян, способствуя реализации целей борьбы с уголовным бандитизмом, активно противостояли кулачеству. Рассматривается роль института сельских исполнителей, способствовавших решению задач милиции путем охраны общественного порядка, осуществления надзора за исполнением решений местных советов, выполнения охранно-конвойных функций. Отмечается, что в задачи дворников в каждом городском домовладении входил надзор за порядком и общественной безопасностью в границах территории домовладений. Раскрываются также особенности оказания помощи органам милиции рабочими дружинами, которые противодействовали кражам и хулиганству на улицах крупных городов, активно вели агитационную работу среди трудящихся.

В статье делается акцент на широком применении разъяснительной работы и агитации посредством выступлений перед рабочими организациями и сельскими сходами, размещения публикаций в средствах массовой информации в целях привлечения населения к выполнению задач милиции. Автор делает вывод о том, что благодаря тесной связи с рабочим классом и крестьянством задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, поставленные перед органами советской милиции, успешно выполнялись, оговаривая, какие перспективы в работе современной полиции раскроет обращение к подобному опыту советского государства.

Ключевые слова: борьба с преступностью; Украинская ССР; охрана общественного порядка; органы милиции; население; содействие; подсобные силы.

Для цитирования: Грошевая В. К. Содействие работникам милиции Украинской ССР в борьбе с преступностью и охране общественного порядка в 20-е годы XX века // Lex russica. — 2022. — Т. 75. — № 9. — С. 121-129. — DOI: 10.17803/1729-5920.2022.190.9.121-129.

© Грошевая В. К., 2022

* Грошевая Виктория Константиновна, кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, г. Москва, Россия, 125171 vik-groshevaya@mail.ru

ИСТОРИЯ ПРАВА HISTORIA LEX

Assistance to Ukrainian SSR Police Officers in the Fight against Crime and Protection of Public Order in the 20s of the 20th Century

Viktoria K. Groshevaya, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Doctoral Candidate, Department of State and Legal Disciplines, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

ul. Zoyu and Aleksandra Kosmodemyanskikh, d. 8, Moscow, Russia, 125171 vik-groshevaya@mail.ru

Abstract. The paper deals with the issues of assistance of the population to the police in the fight against criminal crime and the protection of public order in the USSR in the 20s. of the 20th century. The author examines some features of the involvement of auxiliary forces by the Soviet Ukraine police, including committees of non-eligible villagers, village performers, janitors, workers' squads. The role of each type of auxiliary forces in the protection of public order and the fight against criminal crime is revealed.

The author points out that the committees of the unfit villagers, contributing to the realization of the goals of combating banditry, actively opposed the kulaks. The role of the institute of rural performers who contributed to solving the tasks of the police by protecting public order, supervising the execution of decisions of local councils, performing security and convoy functions is considered. It is noted that the tasks of street cleaners in each city household included supervision of order and public safety within the boundaries of the territory of households. The paper also reveals the specifics of assisting the police by workers' teams (druzhinas) who opposed thefts and hooliganism on the streets of large cities, actively conducted propaganda activities among workers. The paper focuses on the widespread use of explanatory work and campaigning through speeches to workers' organizations and village gatherings, posting publications in the media in order to attract the population to the tasks of the police.

The author concludes that due to the close connection with the working class and the peasantry, the tasks set to combat crime and protect public order by the Soviet police were successfully carried out, specifying what prospects in the work of the modern police will reveal the appeal to similar experience of the Soviet state. Keywords: fight against crime; Ukrainian SSR; protection of public order; police; population; assistance; auxiliary forces.

Cite as: Groshevaya VK. Sodeystvie rabotnikam militsii Ukrainskoy SSR v borbe s prestupnostyu i okhrane obshchestvennogo poryadka v 20-e gody XX veka [Assistance to Ukrainian SSR Police Officers in the Fight against Crime and Protection of Public Order in the 20s of the 20th Century]. Lex russica. 2022;75(9):121-129. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.190.9.121-129. (In Russ., abstract in Eng.).

В 1920 г. в условиях напряженного военного и политического положения на освобожденной Украине была восстановлена советская власть и постепенно устраивалась мирная жизнь. Обстановка в республике по-прежнему была сложной в связи с наличием остатков бандитских формирований политического характера, которые дополнялись и уголовными бандформированиями. В исследуемый период наиболее распространенными были такие преступления, как бандитизм, фальшивомонетничество, спекуляция, дезертирство, конокрадство, самогоноварение, имущественные преступления и др. Население активно оказывало помощь органам милиции в выявлении виновников данных уголовных и иных контрреволюционных преступлений, а также в охране общественного порядка на территории Украины.

Вопросы содействия населения органам милиции в борьбе с уголовной преступностью и

охране общественного порядка в Советском государстве, в частности в УССР, в 20-е гг. XX в. исследовали многие ученые: Ю. В. Александров, В. Н. Алтуев, С. И. Власенко, П. С. Елизаров, В. Б. Кузьменко, П. П. Михайленко, Р. С. Мулу-каев, Н. И. Тимофеев и др. Вместе с тем данная тема в научной литературе освещена недостаточно.

В 1920-е гг. рабоче-крестьянская милиция УССР в основном состояла из рабочих, трудящихся крестьян и солдат. Государство, укрепляя органы милиции, направляло в ее ряды преданных советской власти людей. В структуру милиции в это время влилось довольно много лиц, которые не имели соответствующей общеобразовательной и профессиональной подготовки. Низким уровнем профессионализма, большой загруженностью, недостаточным материальным обеспечением и невысокой заработной платой обосновывалась слабая

работа по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

Необходимо отметить, что советская милиция пользовалась широкой поддержкой рабочих и крестьянских масс, постоянно сохраняя с ними связь. Эффективной формой такого взаимодействия были агитация на партийных собраниях рабочих коллективов, а также представление отчетов о результатах деятельности милиции и выступления ее работников перед населением в городе и деревне. При этом, анализируя свою работу, органы милиции не скрывали трудностей, стоящих перед ними, и призывали трудящихся оказывать им всевозможную помощь1.

Руководители НКВД считали, что важным шагом укрепления взаимодействия милиции и населения, а также «приближения милиции непосредственно к населению» является представление периодических отчетов и выступление с докладами о проделанной работе перед рабочими организациями и сельскими сходами2.

Также с целью привлечения трудящихся к содействию милиции в выполнении ее задач применялась практика публикации обращений в средствах печати. Так, например, в июле 1920 г. в редакцию газеты «Всероссийская кочегарка» было направлено письмо начальника Центро-розыска Украины с просьбой о размещении в газете обращения, в котором предлагалось «всем гражданам Украины о всех происшествиях уголовного характера, как то: убийствах, грабежах, кражах, вымогательствах и прочих по возможности в день совершения преступления поставлять в известность Губрозыск или уездный уголовный розыск, что может дать более положительные результаты по борьбе с преступностью»3.

Как уже упоминалось выше, одним из видов преступлений в восстановительный период была борьба работников милиции с самогоноварением, которое, кроме прочего, вредило народному хозяйству.

В печати появлялись призывы о помощи в борьбе с данным видом преступления. В декабре 1922 г. Главным управлением милиции УССР было опубликовано обращение «Помогите бороться с пьянством», которое призывало всех, кому было небезразлично благосостояние республики, активно противостоять пьянству и самогоноварению, сообщать в органы милиции об изготовлении и употреблении спиртных напитков. После опубликования данного обращения в милицию стали поступать сообщения о лицах, изготавливающих самогон, а также о злостных пьяницах4.

Стоит подчеркнуть, что в эти крайне трудные для молодого советского государства годы имел место факт сокращения штата милиции. Так, численность сотрудников милиции в УССР на 1 октября составляла: 1921 г. — 189 000; 1922 г. — 84 000; 1923 г. — 38 677; 1924 г. — 17 684; 1925 г. — 18 112; 1926 г. — 21 206; 1927 г. — 24 721; 1928 г. — 25 084. Таким образом, можно заметить, что в 1921-1924 гг. численность сократилась более чем в 10 раз5.

Среди основных причин сокращения численности работников милиции в Советской Украине следует выделить прежде всего завершение военных действий в начале 1920-х гг. и переход Советского государства к мирному этапу развития, связанному с началом осуществления новой экономической политики, постепенное затухание повстанческого крестьянского движения. Значимым фактором снижения штатной численности милиции стали также плановые чистки, проводимые специально созданными аттестационными комиссиями, в результате которых исключались из рядов милиции случайные и классово враждебные элементы.

В связи с резким сокращением штатов существенную помощь при исполнении заданий по охране общественного порядка и борьбе с преступностью оказывали подсобные силы, среди которых были комитеты незаможных селян,

1 Александров Ю. В. Связь органов ЧК и милиции Советской Украины с трудящимися (1920-1922 годы) //

Труды Киевской высшей школы МВД СССР. 1972. № 6. С. 213-214.

2

Ханин С. В., Вирабов В. С. Организационные и правовые основы взаимодействия милиции и населения в межвоенный период и в годы Великой Отечественной войны // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 22. С. 14.

Государственный архив Донецкой Народной Республики. Ф. 2295. Оп. 1. Д. 2. Л. 25, 28. Власенко С. И. Организационно-правовые основы участия трудящихся в деятельности правоохрани-

тельных органов УССР в 1921-1925 гг. // Проблемы социалистической законности. 1987. № 19. С. 42. Черниченко С. А. Формирование кадров органов советской милиции в Украине в годы нэпа (19211928) // Проблемы законности. 1995. № 30. С. 62.

3

4

5

ИСТОРИЯ ПРАВА HISTORIA LEX

дворники, сельские исполнители, рабочие дружины и др.

Особую роль в укреплении органов рабоче-крестьянской милиции, а также повышении политического значения ее деятельности среди беднейшего крестьянства Украины в годы восстановительного периода сыграли комитеты незаможных селян.

6 марта 1920 г. решением IV Конференции КП(б)У на Украине были созданы комитеты незаможных селян (или комнезамы), которые являлись опорными пунктами диктатуры пролетариата на селе. В их обязанности входило противостояние кулачеству, укрепление на селе советской власти и претворение в жизнь идеалов социалистической революции.

Постановление Всеукраинского центрального исполнительного комитета от 13.04.1921 обязывало комнезамы всемерно помогать гражданским и военным органам советской власти в выполнении их функций.

Кроме того, в постановлении указывалось, что комитеты незаможных селян Украины должны были также участвовать в формировании кадрового состава милиции, в надзоре за ее деятельностью в центре и на местах.

К апрелю 1921 г. вооруженные отряды комитетов незаможных селян были созданы во всех губерниях Украины6. Выполняя постановление, комитеты оказывали постоянную помощь органам милиции в охране революционного порядка на селе, пополнении рядов милиции кадрами, укреплении социалистической законности.

Отдельно следует отметить, что значительную помощь органам милиции комнезамы оказывали в направлении борьбы с бандитизмом.

В этом же году СНК Украины было принято постановление «Об организации борьбы с бандитизмом», согласно которому все отряды самообороны комитетов незаможных селян были переданы в подчинение Главного управления милиции и розыска7.

Привлечение членов комитетов незаможных селян для борьбы с преступностью было законодательно закреплено постановлением

ВУЦИК от 13.04.1921 «О комитетах незаможных селян», в этом же нормативном правовом акте комитеты не только провозглашались организациями государственного значения, но и официально наделялись правоохранительными функциями8.

Согласно инструкции уездной и губернской комиссий по борьбе с уголовным бандитизмом от 09.03.1923, на основании постановления от 03.04.1923 совещания по борьбе с бандитизмом, проведенного при СНК УССР, при всех губернских и уездных военных совещаниях вводились комиссии по борьбе с уголовным бандитизмом, председателями которых являлись начальники губернских и уездных милиций. В своей деятельности комиссии по борьбе с уголовным бандитизмом были подчинены постоянным военным совещаниям, при которых они состояли.

В задачи комиссии входило объединение и руководство военными, гражданскими органами советской власти по борьбе с уголовным бандитизмом на территории губернии или уезда, разработка ударных комиссий по борьбе с уголовным бандитизмом и устранение причин, поддерживающих уголовный бандитизм.

Помимо данной инструкции, губернские и уездные комиссии по борьбе с уголовным бандитизмом в своей деятельности руководствовались декретами и распоряжениями рабоче-крестьянского правительства УССР, регламентирующими порядок их борьбы с бандитизмом, приказами и распоряжениями Всеукраинского постоянного совещания при Совнаркоме, а также постановлениями и приказами губернских и уездных постоянных совещаний, при которых состояли комиссии. Для достижения поставленных перед комиссиями по борьбе с уголовным бандитизмом задач предлагалось представлять на рассмотрение и утверждение военных совещаний проекты обязательных постановлений, приказов и распоряжений по борьбе с уголовным бандитизмом9.

Следует отметить, что комиссии по борьбе с уголовным бандитизмом выполняли функции

ТимофеевН. И. Из истории взаимосвязи комитетов незаможных селян и рабоче-крестьянской милиции

на Украине в годы восстановительного периода (1921-1925 гг.) // Труды Киевской высшей школы МВД СССР. 1970. № 3. С. 124-125. Власенко С. И. Указ. соч. С. 41.

Кузьменко В. Б. Залучення громадських об'еднань до боротьби зi злочиншстю в радянськш Укратш на початку 1920-х рр. // Роль та мкце ОВС у розбудовi демократично! правовоТ держави : матерiали Мiжна-родноТ науково-практично! конференци (10 квп"ня 2009 р.). Одеса, 2009. С. 50.

Государственный архив Донецкой Народной Республики. Ф. 2374. Оп. 2. Д. 3. Л. 23.

6

7

8

9

координирующих органов. В свою очередь, комитеты незаможных селян оказывали помощь в реализации данной цели, сосредоточив внимание преимущественно на борьбе с «кулацким бандитизмом», у истоков которого стояли зажиточные селяне.

Для борьбы с кулачеством при волостях комитетами незаможных селян Полтавщины, Донбасса, Харьковщины и других местностей создавались конные и пешие гарнизоны, а при уездах — маневренные отряды.

Согласно постановлению Совнаркома УССР, которое было подтверждено V Всеукраинским съездом Советов, мелкие отряды комнезамов подчинялись местным начальникам милиции, крупные отряды, от эскадрона, батальона и выше, формировались в территориальные полки. Данное положение закреплялось в законе о комитетах незаможных селян, где указывалось, что комитеты незаможных селян были обязаны с оружием в руках бороться против бандитизма и беспощадно истреблять бандитов — как уголовных, так и тех, которые в интересах кулаков, капиталистов, помещиков и белогвардейцев разрушают всенародное добро и имущество трудового государства10.

Кроме прочего, комитеты незаможных селян были обязаны немедленно сообщать органам советской власти о различных враждебных выступлениях, выявлять укрывателей и пособников бандитов, вести активную и твердую борьбу с самогоноварением11.

В июне 1924 г. на 6-м Всеукраинском совещании работников НКВД была принята резолюция, согласно которой в связи с резким сокращением аппарата милиции и уголовного розыска обращалось особое внимание на рациональное использование института дворников и сельских исполнителей, которых необходимо было подчинить милиции в качестве подсобных сил12.

Вышеупомянутые подсобные силы оказывали существенную помощь милиции при исполнении заданий по охране общественного порядка.

Отменив свои постановления от 03.10.1922 «О введении института дворников» и от 15.10.1925 «Об изменении постановления "О введении института дворников"», СНК УССР постановил предоставить НКВД право издания обязательных постановлений о возложении на домовладения во всех окружных городах обязанности содержания дворников как для поддержания чистоты, так и для содействия милиции в деле охраны порядка.

Права и обязанности дворников определялись НКВД по соглашению с Всеукраинским советом профессиональных союзов13.

В феврале 1927 г. на основании постановления СНК УССР от 15.12.1925 «О дворниках» НКВД УССР постановил, что в окружных городах каждое городское домовладение должно было иметь дворника для поддержания чистоты и порядка, а также дворники обязаны были оказывать помощь милиции в деле надзора за порядком, тишиной, спокойствием и общественной безопасностью в границах своего домовладения по распоряжению местного района милиции14.

Немного позже, в мае 1928 г., постановлением НКВД УССР была утверждена «Инструкция о правах и обязанностях дворников», изданная на основании Административного кодекса УССР. Так, городским советам предоставлялось право издавать обязательные постановления о введении института дворников во всех без исключения окружных городах и прочих городах с населением не менее 25 000 человек. Инструктирование дворников в области административной работы производилось по распоряжению соответствующего начальника милиции периодически15.

10 Михайленко П. П. Из истории милиции советской Украины // Министерство охраны общественного порядка Украинской ССР. Киев, 1965.

11 Тимофеев Н. И. Указ. соч. С. 126.

12 Михайленко П. П. История милиции Украинской ССР в документах и материалах. Т. 1: 1917-1937 гг. / МВД СССР. Киев, 1969.

13 Постановление СНК УССР от 15.12.1925 № 552 «О дворниках» // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Украины. 31.12.1925. № 101. С. 1420.

14 Постановление НКВД УССР от 07.02.1927 № 47 «О дворниках» // Збiрник Узаконень та Розпоряджень Робп"ничо-Селянського Уряду УкраТни № 10 вщ 12 квп"ня 1927 року. С. 138-139.

15 Постановление НКВД УССР от 24.05.1928 № 100 «Инструкция о правах и обязанностях дворников» // Збiрник Узаконень та Розпоряджень Робп"ничо-Селянського Уряду УкраТни № 17 вщ 5 жовтня 1928 року. С. 541-545.

ИСтоРИЯ пРАвА HISTORIA LEX

Следует отметить, что в период выхода из последствий многолетней войны и преодоления экономической разрухи главной целью страны было восстановление народного хозяйства. Государственный аппарат сокращался, переводился на местный бюджет. Расходы милиции, которая являлась одним из звеньев государственного аппарата, были сведены до минимума. Наибольшие проблемы наблюдались в сельской местности, где штаты милиции были значительно урезаны. В этих условиях и создается институт сельских исполнителей, который в 1920-х гг. способствовал укреплению общественного порядка. Сельское исполнительство представляло собой форму привлечения крестьян к работе советов, а именно к участию в государственном управлении, несмотря на то что основные обязанности сельских исполнителей заключались в содействии милиции в охране общественного порядка16.

В УССР институт сельских исполнителей был утвержден постановлением ВУЦИК и СНК УССР 9 июля 1924 г.17 Сельские исполнители осуществляли надзор за исполнением обязательных постановлений исполкомов местных советов, дежурили в сельсоветах, охраняли кассы «сельхозналогов», пресекали действия хулиганов, предупреждали правонарушения, охраняли и конвоировали арестованных, помогали органам милиции, выполняя различные задания.

В начале 1928 г. НКВД была издана инструкция «Об организации прав и обязанностей института сельских исполнителей», которая включала в себя порядок установления сельских исполнителей, а также их права и обязанности. Так, например, старшие и младшие сельские исполнители вводились как в сельских местностях, так и в поселках городского типа.

Сельские исполнители для каждого поселка устанавливались порядком, предусмотренным данной инструкцией. Соответствующий сельский или поселковый совет формировался из граждан возрастом от 18 до 45 лет, которые постоянно проживали в поселке, на срок не более 4 месяцев. По истечении данного срока в сельский или поселковый совет поступали по очереди следующие граждане поселка.

Старшими сельскими исполнителями назначались только пишущие граждане.

Сельскими исполнителями не назначались лица, лишенные избирательных прав, возрастом младше 18 лет и старше 45, а также лица, которые находились под судом и следствием по обвинению в преступлениях, влекущих за собой лишение свободы.

В обязанности сельских исполнителей входило: смотреть за поддержанием на обслуживаемом ими участке революционного порядка и общественного спокойствия; уведомлять сельский совет и милицию обо всем, происходящем в селе (совершенные преступления, самоубийства, эпидемиологические заболевания, найденные вещи, приблудный скот и т.д.), а также принимать меры к охране места и следов преступления до приезда милиции; задерживать и препровождать к сельскому совету или милиции лиц, которые совершили преступление; следить за соблюдением действующих обязательных постановлений и правил, в частности смотреть за чистотой и санитарным состоянием поселка, за исправным состоянием улиц, мостов, площадей, колодцев общего пользования и других общественных сооружений на территории обслуживаемого участка, за тем, чтобы не были уничтожены и повреждены телефонные и телеграфные линии; привлекать людей к трудовой повинности, в частности для борьбы с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями, а также принимать меры борьбы с ними, спасая людей, имущество и др.; отправлять по нарядам сельского совета и районных административных милицейских отделов на работу лиц, которым судом или постановлением админорганов было назначено отбывать принудительный труд без лишения свободы, следить за тем, как они исполняют работу, и выявлять тех, кто уклоняется от нее; оповещать граждан обо всех распоряжениях и важнейших постановлениях сельского совета, сообщать им об общих сборах, вручать повестки, уведомления и постановления; исполнять другие обязанности, предусмотренные в специальных законах18.

Во второй половине 1920-х гг. новыми формами взаимодействия населения с право-

16 Мулукаев Р. С. К вопросу об историческом опыте участия населения в охране общественного порядка // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32). С. 89.

17 Алтуев В. М. З iсторiТ дiяльностi Катеринославсько! губернсько! ммщп з лтвщацп кримшально! злочин-ност в перюд вщбудови народного господарства (1921-1925 р.) // Науковий вкник Юридично! академп Мастерства внутршшх справ. 2005. № 2 (21). С. 94.

18 Государственный архив Донецкой Народной Республики. Ф. 457. Оп. 1. Д. 19. Л. 113. 114.

охранительными органами стали созданные городские дружины по борьбе с хулиганством, которые оказывали большую помощь органам милиции на улицах городов, участвуя в обеспечении общественного порядка и борьбе с правонарушениями, кражами, хулиганством, что было важно в связи со значительным увеличением городского населения, обусловленным ростом индустриализации страны19.

Согласно инструкции 1926 г. «О создании рабочих дружин по борьбе с хулиганством и о порядке их работы» дружины по борьбе с хулиганством создавались по принципу территориальности, а именно: по клубам, рабочим поселкам, колониям, предприятиям и улицам города, которые были «поражены хулиганством».

Членами дружин могли быть все трудящиеся, честные граждане не моложе 18 лет, причем в дружине клуба должны были состоять члены этого клуба, в дружине рабочего поселка должны были состоять рабочие этого поселка, в дружине предприятия должны были состоять трудящиеся этого предприятия и т.д.

Обязанность по созданию дружин возлагалась на членов горсовета.

Никакого оружия, а также отличительных знаков, свистков дружины не имели. Они держали связь с милицией и по роду своей деятельности являлись для милиции подсобной силой в борьбе с хулиганством.

Осуществление борьбы с хулиганством дружинами заключалось в первую очередь в агитационной работе среди трудящихся того района или предприятия, который они обслуживали, а затем в определенные дни и часы, в зависимости от местных условий, члены дружин производили обходы или дежурства на предмет недопущения хулиганства. Всех замеченных в хулиганстве задерживали и доставляли в участок или в район милиции либо передавали ближайшему постовому милиционеру, а сами являлись свидетелями по данному делу и заявителями.

Участки и районы милиции обязаны были периодически инструктировать членов дружин о методах борьбы с хулиганством на предмет недопущения нежелательных явлений в смысле бесцельного задержания граждан20.

В течение 1926-1927 гг. с помощью общей милиции в Советском Союзе почти повсеместно были созданы дружины по борьбе с хулиганством21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существенную помощь в борьбе с преступностью и охране общественного порядка в 20-е гг. XX в. милиции УССР оказывали подсобные силы, среди которых комитеты незаможных селян, сельские исполнители, дворники, рабочие дружины. Комитеты незаможных селян, участвуя в борьбе с уголовным бандитизмом, активно противостояли кулачеству. Институт сельских исполнителей способствовал решению задач милиции путем охраны общественного порядка, осуществления надзора за исполнением решений местных советов, выполнения охранно-конвойных функций. В задачи дворников, которые были в каждом городском домовладении, входил надзор за порядком и общественной безопасностью в границах территорий домовладений.Рабочие дружины помогали органам милиции в борьбе с кражами и хулиганством на улицах крупных городов, активно вели агитационную работу среди трудящихся.

В целях привлечения населения к выполнению задач милиции широко применялась разъяснительная работа и агитация посредством выступлений перед рабочими организациями и сельскими сходами, размещения публикаций в средствах массовой информации. Благодаря тесной связи с рабочим классом и крестьянством, полагаясь на самых стойких и преданных рабоче-крестьянской власти элементов, органы советской милиции успешно выполняли поставленные перед ними задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Указанная работа была результатом здорового социалистического группового и массового правосознания, сформированного на идеалах и ценностях социалистического общества. Уверены, что обращение к подобному опыту Советского государства раскроет новые перспективы совершенствования работы современной полиции.

19 КалашникМ. В. Генезис форм взаимодействия милиции и населения // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 127.

20 Государственный архив Донецкой Народной Республики. Ф. 395. Оп. 1. Д. 21. Л. 7.

21 Говоров И. В., Ремнева С. В. Из истории развития общественных формирований по содействию органам милиции в СССР в 20-80-е годы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 4 (36). С. 25-31.

история права

HISTORIA LEX

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Александров Ю. В. Связь органов ЧК и милиции Советской Украины с трудящимися (1920-1922 годы) // Труды Киевской высшей школы МВД СССР. — 1972. — № 6. — С. 212-217.

2. Алтуев В. М. З iсторiТ дiяльностi Катеринославсько! губернсько! мтщп з лтвщаци кримшально! зло-чинност в перюд в1дбудови народного господарства (1921-1925 р.) // Науковий в1сник Юридично! академи Мiнiстерства внутрiшнiх справ. — 2005. — № 2 (21). — С. 90-99.

3. Власенко С. И. Организационно-правовые основы участия трудящихся в деятельности правоохранительных органов УССР в 1921-1925 гг. // Проблемы социалистической законности. — 1987. — № 19. — С. 39-44.

4. Говоров И. В., Ремнева С. В. Из истории развития общественных формирований по содействию органам милиции в СССР в 20-80-е годы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2007. — № 4 (36). — С. 25-31.

5. Калашник М. В. Генезис форм взаимодействия милиции и населения // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2013. — № 2. — С. 126-130.

6. Кузьменко В. Б. Залучення громадських об'еднань до боротьби зi злочиншстю в радянськш УкраТш на початку 1920-х рр. // Роль та мкце ОВС у розбудовi демократично! правово! держави : матерiали Мiжнародно! науково-практично! конференци (10 кв^ня 2009 р.). — Одеса, 2009. — С. 50-51.

7. Михайленко П. П. Из истории милиции советской Украины / Министерство охраны общественного порядка Украинской ССР. — Киев, 1965. — 400 с.

8. Михайленко П. П. История милиции Украинской ССР в документах и материалах. Т. 1 : 1917-1937 гг. / МВД СССР. — Киев, 1969. — 884 с.

9. Мулукаев Р. С. К вопросу об историческом опыте участия населения в охране общественного порядка // Труды Академии управления МВД России. — 2014. — № 4 (32). — С. 87-91.

10. Тимофеев Н. И. Из истории взаимосвязи комитетов незаможных селян и рабоче-крестьянской милиции на Украине в годы восстановительного периода (1921-1925 гг.) // Труды Киевской высшей школы МВД СССР. — 1970. — № 3. — С. 123-137.

11. Ханин С. В., Вирабов В. С. Организационные и правовые основы взаимодействия милиции и населения в межвоенный период и в годы Великой Отечественной войны // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 22. — С. 14-18.

12. Черниченко С. А. Формирование кадров органов советской милиции в Украине в годы нэпа (19211928) // Проблемы законности. — 1995. — № 30. — С. 60-68.

Материал поступил в редакцию 28 июля 2022 г.

REFERENCES

1. Aleksandrov YuV. Svyaz organov ChK i militsii Sovetskoy Ukrainy s trudyashchimisya (1920-1922 gody) [The connection of the Cheka and the militia of Soviet Ukraine with the workers (1920-1922)]. Trudy Kievskoy vysshey shkoly MVD SSSR. 1972;6:212-217. (In Russ.).

2. Altuev VM. Z istoriï diyalnosti Katerinoslavskoï gubernskoï militsiï z likvidatsiï kriminalnoï zlochinnosti v period vidbudovi narodnogo gospodarstva (1921-1925 p.). Naukoviy visnik YuridichnoïakademiïMinisterstva vnutrishnikh sprav. 2005;2(21):90-99.

3. Vlasenko SI. Organizatsionno-pravovye osnovy uchastiya trudyashchikhsya v deyatelnosti pravookhranitelnykh organov USSR v 1921-1925 gg. [Organizational and legal bases of workers' participation in the activities of law enforcement agencies of the Ukrainian SSR in 1921-1925]. Problemy sotsialisticheskoy zakonnosti [Problems of socialist legality]. 1987;19:39-44. (In Russ.).

4. Govorov IV, Remneva SV. Iz istorii razvitiya obshchestvennykh formirovaniy po sodeystviyu organam militsii v SSSR v 20-80-e gody[From the history of the development of public formations to assist the police in the USSR in the 20-80s ]. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2007;4(36):25-31. (In Russ.).

5. Kalashnik MV. Genezis form vzaimodeystviya militsii i naseleniya [Genesis of forms of interaction between the police and the population]. Problemy pravookhranitelnoy deyatelnosti [Problems of Law Enforcement Activity]. 2013;2:126-130. (In Russ.).

6. Kuzmenko VB. Zaluchennya gromadskikh ob'ednan do borotbi zi zlochinnistyu v radyanskiy Ukraini na pochatku 1920-kh rr. Materiali mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferentsii «Rol ta mistse OVS u rozbudovi demokratichno'i pravovo'i derzhavi» (10 kvitnya 2009 p.). Odessa; 2009. Pp. 50-51.

7. Mikhailenko PP. Iz istorii militsii sovetskoy Ukrainy [From the history of the militia of Soviet Ukraine]. Ministerstvo okhrany obshchestvennogo poryadka Ukrainskoy SSR. Kiev; 1965. (In Russ.).

8. Mikhaylenko PP. Istoriya militsii Ukrainskoy SSR v dokumentakh i materialakh [The history of the militia of the Ukrainian SSR in documents and materials]. Vol. 1: 1917-1937. Ministry of Internal Affairs of the USSR. Kiev; 1969. (In Russ.).

9. Mulukaev RS. K voprosu ob istoricheskom opyte uchastiya naseleniya v okhrane obshchestvennogo poryadka [On the historical experience of the population's participation in the protection of public order]. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2014;4(32):87-91. (In Russ.).

10. Timofeev NI. Iz istorii vzaimosvyazi komitetov nezamozhnykh selyan i raboche-krestyanskoy militsii na Ukraine v gody vosstanovitelnogo perioda (1921-1925 gg.) [From the history of the relationship between the committees of the peasants and the workers' and peasants' militia in Ukraine during the reconstruction period (1921-1925)]. Trudy Kievskoy vysshey shkoly MVD SSSR. 1970;3:123-137. (In Russ.).

11. Khanin SV, Virabov VS. Organizatsionnye i pravovye osnovy vzaimodeystviya militsii i naseleniya v mezhvoennyy period i v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Organizational and legal bases of interaction between the police and the population in the interwar period and during the Great Patriotic War]. Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. 2013;22:14-18. (In Russ.).

12. Chernichenko SV. Formirovanie kadrov organov sovetskoy militsii v Ukraine v gody NEPa (1921-1928) [Formation of cadres of the Soviet police in Ukraine during the years of the NEP (1921-1928)]. Problemy zakonnosti. 1995;30:60-68. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.