Научная статья на тему 'Содействие профессиональному самоопределению будущего специалиста в процессе обучения в вузе'

Содействие профессиональному самоопределению будущего специалиста в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филонова Людмила Николаевна

В статье говорится о решении проблемы содействия молодым людям в их профессиональном самоопределении в процессе обучения в вузе. Выделены этапы, формы и методы этого процесса. В качестве формы системной организации содействия представлен «Кабинет профессионального становления специалиста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содействие профессиональному самоопределению будущего специалиста в процессе обучения в вузе»

Л. Н. Филонова

СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье говорится о решении проблемы содействия молодым людям в их профессиональном самоопределении в процессе обучения в вузе. Выделены этапы, формы и методы этого процесса. В качестве формы системной организации содействия представлен «Кабинет профессионального становления специалиста».

The article is about the solving problem of assistance to young people in professional selfdetermination during the learning process in the institute of higher education. The process of assistance to future specialist in professional self-determination its stages, forms and methods are studied in the article. «The cabinet of Specialist’s professional formation» - is offered as a form of system-oriented and organized assistance.

Актуальность проблемы содействия профессиональному самоопределению будущих специалистов обусловлена сложившейся ситуацией в системе высшего образования, когда государственные высшие учебные заведения ведут набор студентов на коммерческой основе, без учета их способностей и профессионального интереса. В школах практически полностью отсутствует работа по профессиональной ориентации учащихся, поэтому выбор профессии осуществляется стихийно, без учета индивидуальных особенностей личности, ее склонностей, способностей, без необходимых знаний о требованиях, предъявляемых профессией к человеку. Следствием этого становится отсутствие желания у студентов устраиваться по специальности после окончания обучения или их преждевременный уход из стен вуза.

Результаты исследования, проведенного среди абитуриентов строительного факультета ФГОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева» с целью определения мотивов выбора профессии, уровня информированности о предпочтенном виде деятельности, подтверждают наличие обозначенной проблемы. Так, не смогли назвать будущую профессию 33,6% опрошенных абитуриентов, с условиями труда знакомы 6,6%, а требования, предъявляемые профессией к человеку, известны лишь 9,4%. Хотя самым популярным среди предложенных мотивов выбора профессии является интерес к ней - 87,3%, твердую убежденность в последующей работе по специальности высказали только 54,6%.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что будущая профессия избрана большинством абитуриентов без соотнесения своих потребностей и интересов с собственными возможностями, а возможностей - с требованиями учебного заведения, профессии, специальности. Следовательно, позже при обучении в вузе у студента могут возникнуть затруднения в профессиональном самоопределении.

Нами высказана идея о том, что главным звеном в более успешном решении социального заказа на конкурентоспособного специалиста может стать обоснование и реализация системы содействия профессиональному самоопределению молодых людей в процессе их обучения в вузе.

В отечественной психологии и педагогике исследование проблем профессионального самоопределения проводилось по разным направлениям. В психологии эта задача решалась в связи с анализом жизненного самоопределения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и др.), в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л. И. Божович, А. В. Петровский и др.), в рамках анализа вопросов профессионального становления (Т. В. Кудрявцев, Е. М. Павлютенков, А. П. Сейтешев и др.). Психологическая характеристика профессиональной деятельности рассмотрена в исследованиях Е. А. Климова, структура профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него, разработаны Б. А. Шавиром. Вопросы преемственности трудовой и профессиональной подготовки молодежи на всех этапах обучения получили обоснование в трудах П. Р. Атутова, К. Ш. Ахиярова, С. Я. Батышева, Н. Э. Касаткиной, В. А. Полякова, В. Д. Симоненко и др.

Психолого-педагогическое обоснование целостного подхода к подготовке учащейся молодежи к выбору профессии исследовались С. Н. Чистяковой, В. А. Поляковым, М. С. Гуткиным, А. В. Губиным и др. Вопросы необходимости освоения общественно выработанного опыта в сочетании с установкой на развитие индивидуальности рассматривались А. К. Марковой, А. Н. Леонтьевым, Е. А. Климовым, К. А. Абдульхановой-Славской. В работах этих ученых указывается на необходимость гармонизации взаимоотношений общественного характера включения личности в процесс производства и индивидуального характера выбора его конкретного вида.

Проблема профессионального самоопределения молодежи изучалась также в рамках профессиональной ориентации, социально-экономическим и правовым аспектам которой посвящены работы Л. П. Буевой, В. В. Ядова,

В. Н. Шубкина, В. Л. Оссовского и др., медико-физиологическим - Э. С. Ру-тенбурга, Н. А. Алишева, К. Э. Павловича, Л. М. Сердюковской.

Психолого-педагогические проблемы профориентации нашли свое отражение в исследованиях А. Е. Голомштока, Е. А. Климова, А. Д. Сазонова,

Н. Н. Чистякова, В. Д. Симоненко, Э. Ф. Зеера, В. Л. Савиных, С. С. Гринш-пун и др.

В последнее время появились работы, посвященные профессиональному самоопределению молодежи на этапе получения профессионального образования.

Вопросы подготовки инженеров рассмотрены М. К. Андреевой, Г. С. Гу-торовым, В. И. Жерновым, В. С. Ледневым, В. В. Шапкиным. Аспекты формирования профессионального самоопределения студентов были изучены

Е. С. Мичуриной, И. И. Богдановай, Л. Е. Галагановой, Т. А. Шестаковой, И. К. Климовой. Факторы и условия профессионального самоопределения студентов освящены в работах Н. Е. Касаткиной, О. С. Коровиной.

Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме профессионального самоопределения, необходимо отметить, что большая их часть касается школьников. Вопросы содействия профессиональному самоопределению студентов - будущих специалистов - заслуживают особого внимания.

Под содержанием профессионального самоопределения будущего специалиста мы понимаем совокупность трех взаимосвязанных процессов:

а) самостоятельной деятельности студентов по своему профессиональному самоопределению; б) содействия в профессиональном самоопределении; в) управления профессиональным самоопределением.

В данной статье сделан акцент на содействие студентам в их профессиональном самоопределении.

С точки зрения деятельностного подхода существуют три основных направления взаимодействия между преподавателем (учителем) и студентами (учащимися): воздействие, содействие, самостоятельная деятельность. Если рассматривать первое направление - воздействие, то можно говорить

о влиянии педагога на сознание, волю, эмоции воспитанников в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей. Второе направление - содействие - характеризуется как сотрудничество обеих сторон, т. е. достижение взаимного согласия и солидарности в понимании целей совместной деятельности и путей ее осуществления. Такой контакт сопровождается взаимными изменениями поведения, деятельности, установок. И третье направление - самостоятельная деятельность - подразумевает принятие собственного выбора независимо от навязываемых взглядов и способов разрешения тех или иных проблем. Так как профессиональное самоопределение предполагает активность самого субъекта самоопределения, то при организации профориентационной работы с молодежью не следует использовать термины «воздействие» и «управление». Поскольку профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, то мы изучаем данное явление с позиций педагогического содействия.

Таким образом, под содействием будущему специалисту в его профессиональном самоопределении мы понимаем специально организованную деятельность педагогов и специалистов по оказанию помощи студентам в адаптации к новому статусу и условиям осуществления образовательной деятельности, оценке своих профессионально-образовательных возможностей, коррекции профессионального выбора и проектировании будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе.

На начальном этапе организации и осуществления содействия профессиональному самоопределению студентов необходимо определить цели участников данного процесса.

Цель педагога регламентируется задачами образовательного учреждения, в котором он работает, и конкретизируется характером, содержанием его профессиональной деятельности. Преподаватель решает задачи развития познавательно-образовательной сферы личности будущего специалиста. Целью студента является реализация потребностей в своем профессиональном самоопределении на основе получения совокупной системы профессиональных знаний, умений и навыков, развития профессионально важных качеств. Таким образом, можно констатировать рассогласованность целей участников процесса. Для того чтобы их объединить, необходимо соотнести этапы процесса самостоятельной деятельности студентов по своему профессиональному самоопределению с этапами процесса содействия - адаптационным, индивидуально-диагностическим, коррекционным, проектировочным и реализующим (рис. 1).

Рис. 1. Этапы процессов содействия и самостоятельной деятельности студентов по формированию профессионального самоопределения

На первом этапе самостоятельной деятельности студентов по формированию профессионального самоопределения происходит социальная, образовательная и профессиональная адаптация. Длительность этого периода составляет от

1 до 2 лет (1-2-й курсы обучения). Традиционными формами оказания студентам помощи в социально-образовательной адаптации (приспособлении к новым условиям жизни и обучения) являются собрания, беседы (коллективные и индивидуальные) и работа с родителями. Для успешной профессиональной адаптации следует организовать помощь по формированию у студентов представлений о выбранной специальности, т. е. ознакомить их с назначением профессии, содержанием трудового процесса, требованиями профессии к личности, условиями труда, необходимыми умениями и навыками. Эта задача осуществляется в ходе изучения информационно-развивающего курса «Профессиональная карьера специалиста», при проведении которого используются групповые формы и объяснительно-иллюстративные, ритуальные методы (посвящение в профессию, вручение различных атрибутов и др.) работы со студентами. Таким образом, адаптационному этапу самостоятельной деятельности студентов по формированию профессионального самоопределения соответствует этап формирования профес-сиональнъх представлений процесса содействия.

Во время изучения вузовских общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также при прохождении учебных и производственных практик студент соотносит свои образовательные возможности с требованиями по предметам, представления о профессии - с реальной профессиональной жизнью. Этот период мы определили как индивидуально-диагностический этап самостоятельной деятельности студентов по формированию профессионального самоопределения. Для его сопровождения в рамках информационно-развивающего курса нами предложен раздел «Изучение индивидуальных психологических особенностей личности в целях профориентации», в ходе освоения которого студенты знакомятся с такими понятиями, как темперамент, задатки, способности, потребности, мотивы, интересы. Будущие специалисты определяют тип личности и направленность интересов: а) на предмет труда,

б) определенный вид деятельности, в) конкретную профессию (применяется каскадный метод исследования), а также уровень сформированности профессионально значимых качеств (физических, психических, личностных). При осуществлении содействия на этом этапе используются индивидуальные и групповые формы работы, методы контроля, а также анкетирование, тестирование, беседа. Итак, с индивидуально-диагностическим этапом процесса самостоятельной деятельности будущих специалистов по формированию профессионального самоопределения соотносится этап мониторинга профес-сиональнъх качеств студентов в процессе содействия.

Зная свои индивидуальные особенности и способности, студенты приступают к коррекции выбора. При этом мы наблюдаем следующие ситуа-

ции: во-первых, подтверждение правильности сделанного выбора, во-вторых, констатацию неверного выбора профессии и, в-третьих, осознание студентом потребности в развитии своих профессиональных возможностей и способностей. Если выбор профессии сделан неверно, то необходима индивидуальная работа консультационного или практического характера по оказанию помощи в смене специальности на родственную или определения другого профиля профессионального образования. Если же следует развивать профессиональные способности и возможности, то сделать это можно в рамках информационно-развивающего курса, содержание которого предполагает практическую работу по определению уровня пригодности к профессии, а также профориентационные игры на развитие профессионально важных качеств. Таким образом, коррекционный этап процесса самостоятельной деятельности студентов по формированию профессионального самоопределения соотносится с этапом коррекции профессионального выбора процесса содействия.

Четвертый этап связан с осознанной подготовкой будущих специалистов к самостоятельной профессиональной деятельности, построению профессиональной карьеры.

Пятый, заключительный, этап - реализация плана профессиональной карьеры. Студенты определяют вид будущей профессиональной деятельности и возможного места работы. В рамках курса ведется работа по составлению собственного плана профессиональной карьеры с учетом социальных, экономических, личностных факторов ее успешного построения. Определяются возможные препятствия на пути достижения цели, намечаются способы их преодоления. Со стороны деканата оказывается помощь выпускникам факультета в трудоустройстве. Проектировочному и реализующему этапам процесса самостоятельной деятельности студентов по формированию профессионального самоопределения соответствует этап освоения профессии и проектирования профессиональной деятельности процесса содействия.

Формой системной организации содействия студентам в их профессиональном самоопределении стал «Кабинет профессионального становления специалиста», деятельность которого осуществляется по трем направлениям:

• организационная работа (изучение потребности предприятий и организаций области в специалистах данной профессии, сотрудничество с социальными партнерами, оказание помощи выпускникам факультета в трудоустройстве);

• работа со студентами (изучение курса «Профессиональная карьера специалиста», организация встреч с работниками профессии, осуществление коррекции выбора);

• работа с предприятиями и организациями области (проведение экскурсий, прикрепление студентов для прохождения производственной практики).

Кроме того, создание кабинета способствует сотрудничеству со школами, так как стало возможным проведение экскурсий на факультете с целью ознакомления школьников с требованиями профессии к человеку и условиями обучения.

С целью осуществления постоянного, а не разового характера его деятельности были созданы «Положение о кабинете», план работы, выбран совет кабинета.

Таким образом, функционирование кабинета объединяет всех участников процесса профессионального самоопределения, координирует их деятельность, разграничивает полномочия. Проделанная работа по содействию будущим специалистам в их профессиональном самоопределении в процессе обучения в вузе позволила достичь положительных результатов, которые проявились следующим образом. По данным «нулевого» среза, 63,1% студентов имели низкий уровень готовности к будущей профессиональной деятельности, 29,1% -средний и 7,8% - высокий. На завершающем этапе проведения эксперимента мы получили такую картину: 20% студентов имеют низкий уровень, 48,2% -средний и 31,8% - высокий уровень профессиональной готовности.

Итак, проблема профессионального самоопределения будущих специалистов во время их обучения в вузе решается более эффективно, если цели участников процесса взаимосвязаны и каждому этапу процесса самостоятельной деятельности студентов по профессиональному самоопределению соответствуют этапы процесса содействия.

Как показали результаты исследования, эффективными средствами содействия будущим специалистам в их профессиональном самоопределении являются «Кабинет профессионального становления специалиста» и информационно-развивающий курс «Профессиональная карьера специалиста».

Литература

1. Гейжан Н. Ф. Организация и оформление кабинетов профессиональной ориентации. - Ташкент, 1981. - 57 с.

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высш. шк. - М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с.

3. Профессиональное самоопределение молодежи / В. А. Чистякова,

С. Н. Чистякова, С. А. Волошин и др. // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 33-37.

4. Пряжников Н. С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения: Учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 400 с.

5. Савиных В. Л. Профессиональное самоопределение подростков группы риска: Моногр. - Курган: Зауралье, 2000. - 332 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.