Научная статья на тему 'Содержит ли якутский фольклор сведения о неандертальцах и денисовцах?'

Содержит ли якутский фольклор сведения о неандертальцах и денисовцах? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
312
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ОЛОНХО / ТЮРКО-МОНГОЛЫ / ОБРАЗ "АБААHЫ" / "АЛБАСТЫ" / "SARA" / НЕАНДЕРТАЛЕЦ / ДЕНИСОВСКИЙ ЧЕЛОВЕК / ПОЛНОГЕНОМНЫЙ АНАЛИЗ / FOLKLORE / OLONKHO / TURK-MONGOLS / THE IMAGE OF "ABAAHY" / "ALBASTY" / NEANDERTHAL MAN / DENISOV MAN / FULL GENOME ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихонов Дмитрий Гаврильевич, Захарова Агафья Еремеевна, Неустроева Татьяна Семеновна

Целью работы является анализ древних корней фольклора и героического эпоса тюркских народов, исследование этимологии слова «абааhы» главного героя якутских олонхо, особенностей его образа, а также научных фактов, подтверждающих его возникновение от архаических представителей рода Homo. Работа основана на результатах изучения фольклора, героического эпоса тюркских народов, опубликованных научных работ, посвященных исследованию этимологии терминов, обозначающих главных героев «албасты» и «абааhы», а также образа жизни, внешнего вида, анатомии и генетики архаических гоминидов Homo neanderthalensis, Denisovan hominine. Проанализированы научные статьи по исследованию олонхо, тексты героического эпоса олонхо якутов самой крупной коренной этнической группы Северо-Восточной Сибири. В результате проведенных исследований создан наиболее обобщенный образ «абааhы», найдены его прототипы в древнейшей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тихонов Дмитрий Гаврильевич, Захарова Агафья Еремеевна, Неустроева Татьяна Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOES YAKUT FOLKLORE CONTAIN INFORMATION ON NEANDERTHALS AND DENISOVANS?

The objective of the study is to analyze the ancient roots of Turkic peoples’ folklore and heroic epos, research the ethymology of the word “abaahy” the main character of the Yakut olonkho, the distinctive features of its image, and also the scientific facts which verify its origin from the archaic representatives of the Homo kindred. The work is based on the results of studying the Turkic peoples’ folklore and heroic epos, published research papers whoch focus on the etymology of the terms denoting the main characters “albasty” and “abaahy”, and also the lifestyle, appearance, anatomy, and genetics of the archaic hominids Homo neanderthalensis, Denisovan hominine. Research articles on olonkho, the texts of Yakuts’ Olonkho heroic epos the largest indigenous ethnic groups of North-Eastern Siberia have been analyzed. As a result of the conducted research, the most generalized image of “abaahy” has been created, its prototypes in the ancient history have been presented.

Текст научной работы на тему «Содержит ли якутский фольклор сведения о неандертальцах и денисовцах?»

УДК 398.22+398.54 DOI: 10.22378/he.2018-3-1.14-28

СОДЕРЖИТ ЛИ ЯКУТСКИЙ ФОЛЬКЛОР СВЕДЕНИЯ О НЕАНДЕРТАЛЬЦАХ И ДЕНИСОВЦАХ?1

Д.Г. Тихонов*, А.Е. Захарова**, Т.С. Неустроева*

* Научно-исследовательский институт здоровья Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Якутск, Российская Федерация tikhonov.dmitrii@yandex.ru

** Центр нематериальной культуры народов Республики Саха (Якутия) при Доме дружбы народов им. А.Е. Кулаковского Якутск, Российская Федерация solnse18@mail.ru

Целью работы является анализ древних корней фольклора и героического эпоса тюркских народов, исследование этимологии слова «абаакы» - главного героя якутских олонхо, особенностей его образа, а также научных фактов, подтверждающих его возникновение от архаических представителей рода Homo.

Работа основана на результатах изучения фольклора, героического эпоса тюркских народов, опубликованных научных работ, посвященных исследованию этимологии терминов, обозначающих главных героев - «албасты» и «абаакы», а также образа жизни, внешнего вида, анатомии и генетики архаических гоминидов - Homo neanderthalensis, Denisovan hominine. Проанализированы научные статьи по исследованию олонхо, тексты героического эпоса олонхо якутов - самой крупной коренной этнической группы Северо-Восточной Сибири. В результате проведенных исследований создан наиболее обобщенный образ «абаа^1», найдены его прототипы в древнейшей истории.

Ключевые слова: фольклор, олонхо, тюрко-монголы, образ «абаа^1», «албасты», «sara», неандерталец, денисовский человек, полногеномный анализ

Для цитирования: Тихонов Д.Г., Захарова А.Е., Неустроева Т.С. Содержит ли якутский фольклор сведения о неандертальцах и денисовцах? // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 1. С. 14-28. DOI: 10.22378/he.2018-3-1.14-28

Среди жанров фольклора якутов (саха) особое место занимает героический эпос олонхо. Он считается одним из самых архаических произведений народного эпоса тюрко-монгольских народов. В 2005 г. эпос олонхо провозглашен ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества», а в 2008 г. был внесен в Репрезентативный

1 Статья написана в рамках базового проекта ГЗ Министерства образования и науки Российской Федерации, государственный регистрационный номер: 17.6344.2017 / БЧ.

список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО [39]. Основной сюжет олонхо связан с похищением девушек и женщин «айыы» Среднего мира чудовищами «абааИы» Нижнего мира и борьба главного героя, богатыря за их освобождение. Следует отметить, что вплоть до настоящего времени в эпосоведении этимология слова «абааИы» не до конца исследована. В связи с расшифровкой полного генома неандертальца [23] и денисовского человека [27] у нас возникла гипотеза о возникновении отрицательного персонажа «абааИы» в олонхо, возможно, связанного с архаическими родственниками Homo sapiens.

Целью работы является исследование связей данного персонажа и этимологии самого слова «абааИы» в сопоставлении с другими научными фактами, доказательствами общности генезиса этих образов в эпосах других тюрко-монгольских народов, возможно, с архаическими представителями рода Homo.

Нами проведен анализ опубликованных научных работ, посвященных исследованию этимологии слова «абааИы», образа жизни, внешнего вида, анатомии и генетики архаических гоминидов - Homo neanderthalensis, Denisovan hominine. Проанализированы научные статьи, в которых отражены результаты исследований олонхо и текстов героического эпоса олонхо якутов - самого крупной этнической группе Северо-Восточной Сибири. В результате проведенных исследований создан обобщенный образ «абаа^1» - главного персонажа олонхо, найдены его прототипы в древнейшей истории.

Кем является главный герой якутского героического эпоса «абаа^1»? В фундаментальном «Словаре якутского языка» Э.К. Пекарского дается определение «абаа^1» - это «... общее название сказочных злых существ-чудовищ, преследующих девушек и женщин за обладание ими, вступающих с человеком в борьбу, но почти всегда побеждаемые им.» [11, с. 6]. Этимология слова «абаа^1» не до конца выяснена и существуют различные взгляды на его происхождение. В академическом «Толковом словаре якутского языка» «абаа^1» сравнивается с древне-тюркским словом Abaqi' (абачу) [16, с. 222] и определяется как «пугало на огороде, оберег от сглаза» [4, с. 2]. M. Stachowski, критикуя предыдущие этимологические изыскания по якутскому слову «абаа^1», предлагает свой вариант apga-cy, произошедшего, по его мнению, от слова «колдун» [36]. В телеутском фольклоре содержится слово «алмыс», обозначающее «покрытые шерстью люди, которые, по преданиям, когда-то жили на Алтае» [14, с. 439-440]. По В.В. Радлову оно заимствовано из тюркского «албасты» - злой дух, обитающий дома, в переносном смысле - страшилище, чудище [14]. Следует отметить, что широко распространены аналогии образа «албасты» в мифологии и фольклоре не только народов алтайской, но и уральской, индоевропейской, тунгусо-маньчжурской языковых семей. Б.И. Басилов предполагает, что образ «албасты» сформировался, вероятно, «... в эпоху древнейших контактов этнических общностей...» [1]. Наиболее ближе к

якутскому «абааЬы» звучат туркменское «албассы», ногайское, каракалпакское и кумыкское «албаслы» - слова, означаюшие злого демона, связанного с водной стихией [1]. Архаическими аналогиями образа «алба-сты», видимо, являются и телеутское «алмыс» и якутское «абааЬы». Не связано ли это слово с тюркским becin и персидским словом «abuzine» -обезьяна [17, с. 98]? В эвенкийском эпосе «нимнгакан» представлен начальный этап зарождения не только тунгусо-маньчжурского, но и тюрко-монгольского эпоса в целом, имеющий аналогичный якутскому «абаасы» - главного противника богатыря-мата, обозначенный словом «авахи», который в эпосоведении долго считался калькой с якутского «абаасы», но на самом деле является самостоятельным этнонимом, возникшим в период общеалтайской общности у предков якутов и эвенков [3]. Чудовища-авахи нимнгакан, также имеют внешний вид, как и «абааЬы» в олонхо: одноглазы, одноруки, одноноги. Однако, в более поздних легендах и преданиях-улгур у дальневосточных эвенков сформировался цикл преданий о канни-балах-дептыгирах, крадущих жен и совершавших ритуальный каннибализм среди своих новых родственников. У восточных эвенков, ядро которых сформировалось в Приангарье, сохранился распространенный сюжет похищения каннибалами-великанами женщин из стойбищ эвенков, продолжавшийся по времени до их миграции на Крайний Север и Восточную Сибирь [2, с. 92-95; 3, с. 32-76; 32]. Улуры о чулугды, манги и чангитах объединены в единый цикл о дептыгирах, в которых рассказывается, что они проживают в пещерах, едят сырую пищу, одеты в шкуры животных, высокого роста и крадут женщин у эвенков.

Российские компаративисты С. Старостин, А. Дуба и О. Мудрак реконструировали два протоалтайских слова обозначающие обезьяну - méca и sara [37, с. 907, 1213]. На основании этого О.А. Мудрак в одной из своих лекций сообщал о том, что «... в алтайских языках (входят тюркский, монгольский, тунгусо-маньчжурский, корейский, японский) реконструируется два названия «обезьяны», хотя реально обезьяны присутствуют только на японских островах, а на территории Японии японцы появились по историческим меркам недавно (2 тыс. лет назад), но населенной не алтайской группой языка. Обозначающие обезьян слова уже были в Индии в местах, где существовал алтайский праязык» [10]. Известно, что узбеки Зеравшан-ской долины и западносибирские татары «албасты» называли «сары кыз» и «сары чеч» [1]. Хотя эти слова переводятся как «желтая дева» или «желтоволосая», возможно, они являлись производными от протоалтайского «sara» (обезьяна). Но с другой стороны следует заметить, что неандертальцы гомозиготные по неандертальскому варианту гена MC1R (Melanocortin 1 receptor) имели рыжие волосы и светлую кожу [29], а денисовская девушка была шатенкой с карими глазами и смуглой кожей [25].

Как описывается «абааЬы» в героическом эпосе якутов-саха? Прежде всего, его образ согласно традиции жанра сильно гиперболизирован. Представители племени «абааЬы аймага» изображаются злыми и уродли-

выми чудовищами - однорукими, одноногими, одноглазыми, но наделяются чудовищной физической силой и человеческой речью. Однорукость, одноногость и одноглазость абааЬы скорее всего является метафорой. Этим в олонхо подчеркивается, что абааЬы являются получеловеками, полулюдьми. Из содержания героического эпоса становиться понятным, что кроме уродливости, по своему внешнему виду они не сильно отличаются от людей. Например, богатыри абааЬы отлично стреляют из лука, бегают, ходят и прыгают. Большой знаток фольклора и верований якутов А.Е. Кулаковский отмечал: «.Олонхо абасыта - былинные и сказочные абасы ... от людей ничем существенным не отличаются, потому их следует считать людьми» [7].

Характер абааЬы наделен отрицательными чертами - грубостью, вспыльчивостью, несдержанностью, каннибализмом, лживостью, похотливостью. С другой стороны, подчеркивается их глупость, доверчивость, наивность при хвастливости и высокомерности, самонадеянность. Цвет кожи абааЬы описывается черным, как уголь. АбааЬы не разборчивы в еде (питаются всякой гадостью, падалью и гнилыми продуктами). Так, «.богатыри абаасы изображены в олонхо как существа, не придерживающиеся самых элементарных норм человеческого поведения» [12]. В героическом эпосе обычно описывается борьба с богатырями племени абаасы Нижнего мира. Их жилище является каменным, не имеет дверей и окон. Обычно в олонхо все, что связано с камнем является атрибутом рода «абааЬы». Известный исследователь олонхо И.В. Пухов пишет: «Богатырям абаасы в олонхо приписывают. полное отсутствие каких-либо культурных навыков (они нечистоплотны, никогда не моются .)» [12]. Страна их погружена в сумрак, «днем светит тусклое солнце, а ночью поблекшая луна».

Итак, в якутском героическом эпосе «абаасы» описаны как чудовище, образ которых скорее похож не на обезьяну, а на архаических родственников человека Homo neanderthalensis или Homo denisovan. Известно, что ареал проживания их распространялся на обширную территорию - с Ближнего Востока на Европу, а в сторону Азии их следы были найдены на территории Узбекистана и Алтая.

Известно и то, что неандертальцы вполне могли иметь разные конфликты с людьми [18, с. 45-56.]. Но вступая в контакт с ними, дожили до 28000 лет назад [22]. Впоследствии эта дата была откорректирована до 40000 лет назад, но ряд исследователей не согласились с этими данными [31], что подтвердило установление даты вероятной их гибридизации с человеком 50000 лет назад [24]. Денисовцы жили в одно и то же время с неандертальцами. Могут ли отголоски этих событий дойти до наших дней? Известный лингвист, антрополог и специалист по семиотике В.В. Иванов, считает, что легенды о снежном человеке, видимо, связаны с денисовцами [5]. Патрисия Финни считает, что образы странных человекоподобных существ, обитающих в лесах и окраинных территориях европейского и ближневосточного фольклора, напоминают неандертальцев [23]. Выше мы отметили, что миф

об «албасты», вероятно сформировался в период архаического праязыкового единства, возможно в период ностратического праязыка, распад которого по данным глоттохронологии произошел около 15000 лет назад [15]. Следует отметить, что о времени возникновения олонхо не существует общепризнанной даты, но существует единство по поводу его архаичности как эпического произведения. Являясь произведением коллективного народного творчества, олонхо, несомненно, имеет архаические, ранние и поздние слои. Древнейший пласт эпоса олонхо - это миф о сотворении мира. Он почти совпадает с эпосами тюркско-монгольских и тунгусо-маньчжурских народов Евразии. По этому поводу Е.М. Мелетинский пишет: «Эти вводные картины, отлившиеся в строгие стандартные формулы, идентичны в фольклоре всех тюрко-монгольских народов Сибири, включая давно отделившихся якутов. Сходство их зачинов подтверждает культурно-историческое единство эпоса тюрко-монгольских народов Сибири. Вместе с тем универсальность этих формул указывает на их большую древность» [8]. По мнению известного исследователя олонхо И.В. Пухова, «... якутские олонхо имеют генетически общие черты только с древнейшими пластами эпоса других тюрко-монгольских народов Сибири» [13]. Следует отметить и то, что вступление в олонхо напоминает Вавилонский эпос о Сотворении мира «Энума Элиш»: «Когда вверху не названо небо, А суша внизу была безымянна. ... Тростниковых загонов тогда еще не было, Тростниковых зарослей видно не было. Когда из богов никого еще не было, Ничто не названо, судьбой не отмечено, Тогда в недрах зародились боги,

Явились Лахму и Лахаму и именем названы были» [19, с. 35].

Известное якутское олонхо «Могучий Эр Соготох» начинается так:

«За дальней далью

конечной вершины

древних моих лет ...

когда человеческие племена,

в разговоры вступая, - не спознались еще,

когда племена Саха,

словами обмениваясь, - не знались еще...

...госпожа мать-земля моя,

величиной с пятку серой белки будучи,

расширяясь-растягиваясь,

разрастаясь, рождалась,

подобно вывернутому,

мягкому как замша уху

двухгодовалой важенки

растопыриваясь во все стороны,

постепенно увеличивалась, оказывается» [9, с. 77].

Другим совпадением образа «абааЬы» с шумерской мифологией является образ Энкиду в эпосе о Гильгамеше. Волосатый коренастый силач и дикий человек Энкиду, не знающий отца и свою мать, дружит с Гильга-мешом. Среди множества вариантов якутских олонхо имеются эпосы с сюжетами о дружбе богатырей айыы и «абааЬы». При этом богатыри абааЬы, как и Энкиду, не знают свою мать и отца.

Что совпадает в облике «абаасы» с научно обоснованным образом неандертальцев или денисовцев? При отсутствии костных останков полного скелета денисовцев наиболее подробные сведения о внешнем облике, образе жизни имеются только о неандертальцах. Наиболее общими чертами «абаасы» почти во всех вариантах «олонхо» является их сила и мощь, таковыми обладали и неандертальцы, согласно описаниям их скелета. Жилище и страна обитания «абаасы» образно изображены в виде пещеры в скалистых местностях. По данным археологических исследований неандертальцы часто обитали в пещерах. Их кости крупны и содержат рельефные бугорки для закрепления мощных мышц. Эти обстоятельства показывают, что неандертальцы обладали огромной физической силой и массой тела. По своему росту были коренастые, но не уступали по этому показателю древним Homo sapiens, возможно, их превосходили [27]. Версия неандертальского гена POU2F3 кожи встречается примерно у 66 процентов азиатов. Интрогрессия неандертальских локусов гена, программирующих производство нитей кератина в человеческий геном, показывает, что люди приняли от неандертальцев адаптивные возможности холодному климату. Но до настоящего времени нет никаких научных данных, подтверждающих волосатость тела неандертальцев. Исследование молодого американского ученого показали, что неандертальцы не могли производить одежду с хорошими теплоизоляционными свойствами, и, видимо, довольствовались только накидками, в результате проиграли конкуренцию с Homo sapiens [38]. С другой стороны, неандертальцам не понадобилась одежда с хорошими теплоизоляционными свойствами, так как от холода, вероятно, их защищала густая волосатость тела. Следует отметить, что неандертальцы сотни тысяч лет успешно противостояли холоду в условиях Евразии. Среди современных людей волосатость тела резко варьирует[21]: у северо-восточных азиатов и америндов, на теле которых мало волос [36], меньше их на теле и у африканских мужчин, но зато довольно густая растительность на теле и на ногах у кавказоидов [35].

Обладали ли неандертальцы речью? Вопрос еще не до конца уточнен, но ряд исследователей на основе моделирования артикуляции допускают, что они не могли произносить английские гласные: u, i, a, Э [30], но некоторые считают, что неандертальцы обладали членораздельной речью [20]. Следует отметить, что «абааЬы» из олонхо наделены человеческой речью, но их речь не внятная, обрывистая, сумбурная, лишенная логики и смысла.

Расшифровка полного генома неандертальца [26] позволила выяснить, что неандертальцы и люди скрещивались между собой 37000-86000

лет назад (ВР) [33], но исследование кости Усть-Ишимского человека, жившего 45000 лет назад, позволил уточнить дату скрещивания с неандертальцами между 50000 и 60000 лет назад [24]. Были выявлены неандертальские аллели генов у людей, а человеческие у неандертальцев, при этом установлено, что произошло несколько эпизодов скрещивания [28]. Интересным является то, что относительно высокая концентрация неандертальских мутаций выявлена у восточных азиатов, в том числе среди якутов (табл. 1, 2).

Таблица 1

Наиболее высокая доля БХР аутосомной ДНК с неандертальской родословной среди популяций мира*

Наименование популяции Доля уверенно предполагаемых неандертальских SNP в %

Chipewyan (Чипевиан, Канада) 1.633

Bougainville (Бугенвиль, Папуа-Новая Гвинея) 1.622

Papuan (Папуасы) 1.596

Australian (Австралийские аборигены) 1.559

Atayal (Атаял, коренное население острова Тайвань) 1.531

Yakut 1.525

Ulchi (Ульчи) 1.508

Eskimo Chaplin (Эскимосы мыса Чаплина, Россия) 1.500

Han (Хань, Китай) 1.495

Eskimo Sireniki (Эскимосы, Сиреники) 1.491

She (Шэ, Китай) 1.468

Tu (Ту, Китай) 1.466

Thai (Тайцы) 1.458

Korean (Корейцы) 1.457

Kinh (Вьетнам) 1.448

Surui (Суруи, индейский народ в Бразилии) 1.446

Ami (Ами, Тайвань) 1.440

Pima (Индейцы Аризона, США) 1.437

Xibo (Сибо, Китай) 1.437

Tujia (Туцзя, Китай) 1.430

Itelman (Ительмены) 1.428

Cambodian (Камбоджийцы) 1.419

Altaian (Алтайцы) 1.413

Even (Эвены) 1.411

Eskimo Naukan (Эскимосы, Наукан) 1.401

* Согласно данным Sankararaman S. et al., 2016 [33].

Эти данные были подтверждены и результатами другого исследования, опубликованного в журнале Science (табл. 2).

Таблица 2

Наиболее высокая доля неандертальской родословной в 10 характерных для неандертальцев участков генома среди исследованных образцов геномов популяций мира* [35]

Пол Название популяции исследованного образца генома Предполагаемая оценка неандертальской родословной на основе оценки доли в 10 характерных для неандертальских участков генома Пол Название популяции исследованного образца генома Предполагаемая оценка неандертальской родословной на основе оценки доли в 10 характерных для неандертальских участков генома

XX Yakut 0,028* XY Papuan 0,025

XX She 0,027 XY Papuan 0,024

XX Bougainville 0,027 XY Aleut 0,024

XY Chipewyan 0,026 XY Altaian 0,024

XX Ulchi 0,026 XX Eskimo Sireniki 0,024

XY Xibo 0,026 XY Kyrgyz 0,024

XY Papuan 0,026 XY Mongola 0,024

XY Han 0,025 XX Tubalar 0,024

XY Australian 0,025 XY Ami 0,024

XY Cambodian 0,025 XY Burmese 0,024

XX Korean 0,025 XX Dai 0,024

XY Naxi 0,025 XX Han 0,024

XY Thai 0,025 XX Hezhen 0,024

XX Tu 0,025 XX Kinh 0,024

XY Yi 0,025 XX Naxi 0,024

XX Yi 0,025 XY Oroqen 0,024

XX Bougainville 0,025 XY Tu 0,024

XY Maori 0,025 XX Dusun 0,024

XX Papuan 0,025 XY Papuan 0,024

XY Papuan 0,025 XY Yakut 0,022

* Для того чтобы получить данные в % значение показателя надо умножить на 100. Например, 0,028x100 = 2,8%.

Как показано в таблице 2, самые высокие уровни неандертальских последовательностей обнаружены у якутской женщины 2,8 %, в то время у якутского мужчины этот показатель составил всего 2,2%. По нашему мнению, это обстоятельство объясняется особенностями этногенеза якутской популяции. Согласно неопубликованным нашим данным около 80% мужского населения якутского этноса являются потомками беженцев степных империй (сюнну, кидане), вытеснивших автохтонные группы коренного мужского населения в результате внедрения ими относительно передовых технологий скотоводства и масло-молочного производства. Таким обра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зом, часть якутских женщин, будучи автохтонами, вероятно, сохранили архаические последовательности в своих геномах.

Из этого напрашивается вопрос: не описывается ли в архаических сюжетах якутского олонхо ранний период контактов людей с неандертальцами? Следует отметить, что один из ведущих в мире специалистов по популяционной генетике профессор Стенфордского университета Л. Л. Ка-валли-Сфорца установил, что распространение генов очень хорошо коррелирует с распространением языков, а закономерности изменения языков в точности совпадают с закономерностями генетических изменений в популяции, хотя имеются некоторые различия [6, с. 62]. Высокий уровень неандертальских локусов генома среди якутской популяции является подтверждением возможного сохранения образа «абаа^1» как отголоска былых контактов людей и неандертальцев на Алтае. Следует отметить и высокий уровень неандертальских последовательностей среди народов Алтая - алтайцы, тубалары (табл. 1, 2).

Исследователями олонхо давно установлено общее древнее происхождение архаической части героических эпосов тюрко-монгольских и тунгусо-маньчжурских народов. В произведениях народного фольклора образ «абаа^1» является наиболее архаическим, представляя собой отголосок древних контактов людей с архаическими представителями неандертальцев и денисовцев. При реконструкции проалтайского языка компаративистами были реконструированы два слова, обозначающие обезьяну. На территории современного обитания народов алтайской языковой семьи никогда не водились обезьяны, в связи с этим можно допустить, что под протоалтайски-ми словами meca и sara обозначались древние родственники человека родо HOMO - неандертальцы или денисовцы. Вероятно, позднее эти слова утратили свое первоначальное значение и стали обозначать обезьяну. Одним из интересных образов, связанных с древней мифологией, является «албасты», образ которого широко распространен среди народов алтайской и индоевропейской языковых семей. Его возникновение также, возможно, связано с контактами людей с неандертальцами. Следы гибридизации людей с дени-совцами и неандертальцами подтверждают высказанную выше точку зрения. Примененные в работе методические подходы могут быть использованы при оценке контактов архаических гоминид - неандартальцев и дени-совцев с древними предками других народов. Изложенные в статье данные представляют интерес не только для фольклористов, а также и для археологов, историков, занимающихся архаической историей переселения тюркских народов Сибири и Восточной Европы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басилов В.Н. Албасты // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. Токарев С.А. М.: Сов. энциклопедия, 1991, Т. 1. С. 58.

2. Варламова Г.И. Кэптукэ Галина. Эпические традиции в эвенкийском фольклоре. Очерки. Якутск, Северовед, 1996. 134 с.

3. Варламова Г.И. Кэптукэ. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. РАН, СО, институт проблем малочисленных народов Севера. Новосибирск: Наука, 2002. 376 с.

4. Древнетюркский словарь. Ленинград: Наука, 1969. 677 с.

5. Иванов В.В. Целесообразность человека. Новая газета, № 91 от 15 августа 2012. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/08/14/50996-tselesoobraznost-cheloveka (дата обращения - 06.02.2018).

6. Кавалли-Сфорца Л.Л. Гены, народы, языки // В мире науки. 1992. № 1. С. 62-69.

7. Кулаковский А.Е. «Научные труды». Якутск: Кн. изд-во, 1979. 484 с.

8. Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири. Проблемы сравнительной филологии / Сборник статей к 70-летию члена-корреспондента АН СССР В.М. Жирмунского. М.; Л.: Наука, 1964. С. 426-443.

9. Могучий Эр Соготох: олонхо. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, Т. 10). Новосибирск: Наука, 1996. 440 с.

10. Мудрак О.А. Лекция 03 ноября 2005. История языков. URL: http://polit.ru/article/2005/11/09/mudrak/ (дата обращения - 6.02. 2018).

11. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. I. 2-е изд., М., 1959. С. 6.

12. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 256 с.

13. Пухов И. В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия // Эпос олонхо и эпическая поэзия саха (якутов). Якутск: Изд-во СО РАН, Якут. фил. 2004. С.84-141.

14. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СпБ: Типография Императорской АН, 1898, Т. 1. 508 с.

15. Старостин С.А. У человечества был единый праязык. Знание сила. М., 2003. № 8. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/starostin-03a.htm (дата обращения - 06.02.2018).

16. Толковый словарь якутского языка / Под ред. П. А. Слепцова. Новосибирск: Наука, 2004. 680 с.

17. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. 3 . / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. 2-е изд., стер. М.: Прогресс, 1987. 830 с.

18. Шипман П. Захватчики. Люди и собаки против неандертальцев. М.: Аль-пина нон-фикшн, 2016. 348 с.

19. Энума Элиш Поэма о сотворении мира // «Когда Ану сотворил небо» [Литература Древней Месопотамии]. М.: Алетейа». 2000. 456 с.

20. Dediu D, Levinson S. C. On the antiquity of language: the reinterpretation of Neandertal linguistic capacities and its consequences. Front Psychol. 2013 Jul 5;4: 397. DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00397.

21. De Ugarte Catherine Marin, Woods K. S., Bartolucci Alfred A. et al. Degree of Facial and Body Terminal Hair Growth in Unselected Black and White Women: Toward a Populational Definition of Hirsutism // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. 2006. Vol. 91, Issue 4, 1 April, pp. 1345-1350, DOI: 10.1210/jc.2004-2301

22. Finlayson C, Pacheco F.G, Rodríguez-Vidal J. et al. Late survival of Neanderthals at the southernmost extreme of Europe II Nature. 2006 Oct 19; vol. 443(7113), pp. 850-853.

23. Finney Р. Troll tales II New Scientist, 2007, 31 march, vol. 2597. URL: https:IIwww.newscientist.com7letterImgi932597i-i00-troll-talesI (дата обращения -06.02.2018).

24. Fu Q., Li H., Mooijani P., Jay F. et al. The genome sequence of a 45,000-year-old modern human from western Siberia II Nature, 2014. Vol. 514(7523), pp. 445-449. DOI: 10.1038Inature13810

25. Gibbons A. Ancient DNA. A crystal-clear view of an extinct girl's genome II Science. 2012. August 31, vol. 337(6098), pp. 1028-1029. DOI: 10.1126Iscience.337.6098.1028.

26. Green R.E, Krause J, Briggs A.W et al. A draft sequence of the Neandertal genome II Science. 2010 May 7; vol. 328(5979), pp. 710-722. DOI: 10.1126Iscience.1188021.

27. Helmuth H. Body height, body mass and surface area of the Neanderthals II Zeitschrift für Morphologie und Anthropologie. 1998; 82(1). pp. 1-12.

28. Kuhlwilm M, Gronau I, Hubisz M.J.et al. Ancient gene flow from early modern humans into Eastern Neanderthals II Nature. 2016 Febrary 25, vol. 530(7591), pp. 429-433. DOI: 10.1038Inature16544.

29. Lalueza-Fox C, Römpler H, Caramelli D. et al. A melanocortin 1 receptor allele suggests varying pigmentation among Neanderthals II Science. 2007. November 30, vol. 318(5855), pp.1453-1455.

30. Lieberman, Philip, Edmund S. Crelin. On the Speech of Neanderthal Man II Linguistic Inquiry, 1971, vol. 2, no. 2, pp. 203-222.

31. Mallick S., Li H., Lipson M. et al. The Simons Genome Diversity Project: 300 genomes from 142 diverse populations II Nature. 2016 October 13, vol. 538(7624), pp. 201-206. DOI: 10.1038Inature18964.

32. Reich D, Green R.E, Kircher M. Genetic history of an archaic hominin group from Denisova Cave in Siberia II Nature. 2010. December 23, vol. 468(7327). pp.10531060. DOI: 10.1038Inature09710.

33. Sankararaman S., Patterson N., Li H., Pääbo S. et al. The Date of Interbreeding between Neandertals and Modern Humans II PLoS Genetics. 2012. 8(10). DOI: 10.137 iIjournal.pgen. 1002947

34. Sankararaman S., Mallick S., Patterson N. et al. The Combined Landscape of Denisovan and Neanderthal Ancestry in Present-Day Humans II Current Biology. 2016, May 9; vol. 26(9), pp. 1241-1247. DOI: 10.1016Ij.cub.2016.03.037.

35. Setty L.R. The Sterno - Infraclavicular Chest Hair Pattern II Journal of the National Medical Association. 1962, vol. 54 (4), pp. 486-487.

36. Stachowski M. Jakutisch abahy «Teufel» II Studia Etymologica Cracoviensia, 2001, vol. 6, pp. 173-180.

37. Starostin S.A., Dybo A.V., Mudrak O.A. An Etymological Dictionary of Altaic Languagy. Bill. Academic Pub. 2003. 2096 p.

38. Tarle L. Clothing and the Replacement of Neanderthals by Modern Human. 2012. Simon Fraser University. Degree Master of Art. 160 p.

39. Unesco. Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage. Intergovernmental Committee for the Safeguarding of Intangible Cultural Heritage.

Third session Istanbul, Turkey, 4 to 8 November 2008. ITH/08/3.C0M/C0NF.203/1. Annes.

40. Wolfram L.J., Dika E., Maibach H.I. Hair Anthropology // Ethnic skin and hair. New York, 2007. pp. 55-78.

Сведения об авторах: Тихонов Дмитрий Гаврильевич - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института здоровья Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Ам-мосова (677008, ул. Строителей, 8, Якутск, Российская Федерация); tikhonov.dmitrii@yandex.ru

Захарова Агафья Еремеевна - кандидат филологических наук, доцент, руководитель Центра нематериальной культуры народов Республики Саха (Якутия) при Доме дружбы народов им. А.Е. Кулаковского (67000, ул. Пояркова, 4, Якутск, Российская Федерация); solnse18@mail.ru

Неустроева Татьяна Семеновна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института здоровья Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (677027, ул. Белинского, 58, Якутск, Российская Федерация); neustroeva1944@mail.ru

DOES YAKUT FOLKLORE CONTAIN INFORMATION

ON NEANDERTHALS AND DENISOVANS?

D.G. Tikhonov*, A.E. Zakharova**, T.S. Neustroeva*

* Research Institute of Health, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

Yakutsk, Russian Federation

tikhonov.dmitrii@yandex.ru

** Center ofIntangible Cultural Heritage of Peoples of the Republic Sakha (Yakutia) at A.E. Kulakovskii House of Peoples' Friendship Yakutsk, Russian Federation solnse18@mail.ru

The objective of the study is to analyze the ancient roots of Turkic peoples' folklore and heroic epos, research the ethymology of the word "abaahy" - the main character of the Yakut olonkho, the distinctive features of its image, and also the scientific facts which verify its origin from the archaic representatives of the Homo kindred.

The work is based on the results of studying the Turkic peoples' folklore and heroic epos, published research papers whoch focus on the etymology of the terms denoting the main characters "albasty" and "abaahy", and also the lifestyle, appearance, anatomy, and genetics of the archaic hominids - Homo neanderthalensis, Denisovan hominine. Research articles on olonkho, the texts of Yakuts' Olonkho heroic epos - the largest indigenous ethnic groups of North-Eastern Siberia have been analyzed. As a result of the conducted research, the most generalized image of "abaahy" has been created, its prototypes in the ancient history have been presented.

Keyswords: folklore, olonkho, Turk-Mongols, the image of "abaahy", "albasty", "sara", Neanderthal man, Denisov man, full genome analysis

For citation: Tikhonov D.G., Zakharova A.E., Neustroeva T.S. Does Yakut Folklore Contain Information on Neanderthals and Denisovans? Istoricheskaya etnologiya - Historical Ethnology, 2018, vol. 3, no. 1, pp. 14-28. DOI: 10.22378/he.2018-3-1.14-28

REFERENCES

1. Basilov V.N. Albasty [The Monsters]. Mify narodov mira. Entsiklopediya v 2-kn. [Myths of of the Peoples of the World. Encyclopedia in 2 Volumes]. Chief Ed. Tokarev S.A. Moscow, Soviet Encyclopaedia Publ., 1991, vol.1, pp. 58. (In Russian)

2. Varlamova G.I, Keptuke Galina. Epicheskie traditsii v evenkiyskom folklore. Ocherki [Epic Traditions in the Evenki Folklore. Articles].Yakutsk, Severoved Publ., 1996. 134 p. (In Russian)

3. Varlamova G.I. Keptuke Galina. Epicheskie i obryadovye zhanry evenkiyskogo fol'klora [Epic and Seremonial Genres in the Evenkis Folklore]. The Siberian Branch of the Russian Science Academy, Institute of the Problems of Low-numbered Peoples of the North. Novosibirsk, Nauka Publ., 2002. 376 p. (In Russian)

4. Drevnetyurkskiy slovar [Old Turkic Dictionary]. Leningrad, Nauka Publ., 1969. 677 p.

5. Ivanov V.V. Tselesoobraznost' cheloveka [A Human's Worthwhileness]. No-vaya gazeta - New Newspaper, no. 91. August 15, 2012. (In Russian) Available at: https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/08/14/50996-tselesoobraznost-cheloveka. (accessed 06.02.2018).

6. Cavalli - Sforza L.L. Geny, narody, yazyki [Genes, Ethnos, Languages]. V mire nauki - In the World of Science, 1992, no. 1, pp. 62-69. (In Russian)

7. Kulakovskiy A.E. Nauchnye trudy [Scholarly Works]. Yakutsk, Book Publ. House, 1979. 484 p. (In Russian)

8. Meletinskiy E.M. O drevneyshem tipe geroya v epose tyurko-mongol'skikh narodov Sibiri. Problemy sravnitel'noy filologii [On the Ancient Type of hero in the epic of Turkic-Mongolian peoples of Siberia. Issues of Comparative Philology]. Sbornik statey k 70-letiyu chlena-korrespondenta AN SSSR V.M.Zhirmunskogo [Collection of Articles for the 70-h anniversary of V.M. Girmunskoy, Member Correspondent of USSR Academy of Sciences]. Moscow-Leningrad, Nauka Publ., 1964, pp. 426-443. (In Russian)

9. Moguchiy Er Sogotokh: Olonkho [Mighty Single Man: Olonkho]. Pamyatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka [Folklore Memorials of Siberia and Far East Peoples, vol. 10]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1996. 440 p. (In Russian)

10. Mudrak O.A. Istoriya yazykov. Lektsiya 03 noyabrya 2005. [History Native Languages. Lecture from November 3, 2005]. (In Russian). Available at: http://polit.ru/article/2005/11/09/mudrak/ (accessed 6.02.2018).

11. Pekarskiy E.K. Slovar'yakutskogo yazyka [Yakut - Russian Dictionary, vol. 1, 2nd edition]. Moscow, 1959, pp. 6. (In Russian)

12. Pukhov I.V. Yakutskiy geroicheskiy epos olonkho. Osnovnye obrazy [Yakut Heroic Epos Olonkho. Key Images]. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ. House. 1962. 256 p. (In Russian).

13. Pukhov I.V. Geroicheskiy epos tyurko-mongol'skikh narodov Sibiri. Obshchnost', skhodstva, razlichiya. [Heroic Epic of Siberian Turkic-Mongolian peoples. Commonality, similarities, differences.] Epos olonkho i epicheskaya poeziya sakha

(yakutov) [The Olonkho Epic and Epic Poetry of Sakha (Yakut) People.] Yakutsk, Yakutiya branch of the Russian Academy of Sciences Publ. House., 2004. pp. 84-141. (In Russian)

14. Radlov V.V. Opyt slovarya tyurkskikh narechiy [A Trial dictionary of Turkic Dialects]. St. Petersburg, 1898, vol. 1, pp. 439-440. (In Russian)

15. Starostin S.A. U chelovechestva byl edinyy prayazyk [Mankind had one Common Ancestor Language]. Znanie sila [Knowledge is Strength]. Moscow, 2003, no. 8. (In Russian) Available at: http://www.philology.ru/linguistics1/starostin-03a.htm (accessed 06.02.2018)

16. Tolkovyy slovar' yakutskogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Yakut Language / Ed. by P.A. Sleptsov]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2004. 222 p. (In Russian)

17. Fasmer M. Etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka. [Russian Etymological Dictionary / Translated from German and enriched by O.N.Trubachev. 2nd edition]. Moscow, Progress Publ., 1987. 98 p. (In Russian)

18. Shipman P. Zakhvatchiki. Lyudi i sobaki protiv neandertal'tsev [Invaders. People and dogs against Neanderthals. Translated from English]. Moscow, Alpina non-fiction Publ., 2016, pp.45-56. (In Russian)

19. Enuma Elish. Po'ema o sotvorenii mira [Poem about creating the world "When «Anu» created the sky", Literature of Ancient Mesopotamia]. Moscow, Aleteya Publ., 2000. 35 p. (In Russian)

20. Dediu D, Levinson SC. On the antiquity of language: the reinterpretation of Neandertal linguistic capacities and its consequences. Front Psychol, 2013 Jul 5; 4:397. DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00397. (In English)

21. De Ugarte Catherine Marin, Woods K. S., Bartolucci Alfred A. et al. Degree of Facial and Body Terminal Hair Growth in Unselected Black and White Women: Toward a Populational Definition of Hirsutism, The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism. 2006, Volume 91, Issue 4, 1 April, pp. 1345-1350, https://doi.org/10.1210/jc.2004-2301. (In English)

22. Finlayson C, Pacheco FG, Rodrigue-Vidal J. et al. Late survival of Neanderthals at the southernmost extreme of Europe. Nature. 2006 Oct 19; vol. 443(7113), pp. 850-853. (In English)

23. Finney Р. Troll tales. New Scientist, 2007, 31 March, vol. 2597. Available at: https://www.newscientist.com/letter/mg19325971-100-troll-tales (accessed 06.02.2018). (In English)

24. Fu Q., Li H., Mooijani P., Jay F., Slepchenko S.N. et al. The genome sequence of a 45,000-year-old modern human from western Siberia. Nature, 2014. Vol. 514(7523), pp. 445-449. DOI: 10.1038/nature13810.(In English)

25. Gibbons A. Ancient DNA. A crystal-clear view of an extinct girl's genome. Science, 2012. August 31, vol. 337(6098), pp. 1028-1029. DOI: 10.1126/science.337.6098.1028. (In English)

26. Green RE, Krause J, Briggs AW et al. Asequence of the Neandertal genome. Science, 2010 May 7; vol. 328(5979), pp. 710-722. DOI: 10.1126/science. 1188021 (In English)

27. Helmuth H. Body height, body mass and surface area of the Neanderthals. Z Morphol Anthropol. 1998; 82(1), pp. 1-12. (In English)

28. Kuhlwilm M, Gronau I, Hubisz MJ.et al. Ancient gene flow from early modern humans into Eastern Neanderthals. Nature, 2016 Febrary 25, vol. 530(7591), pp. 429-433. DOI: 10.1038/nature16544. (In English)

29. Lalueza-Fox C, Rompler H, Caramelli D et al. A melanocortin 1 receptor allele suggests varying pigmentation among Neanderthals. Science, 2007 November 30, vol. 318(5855), pp.1453-1455. (In English)

30. Lieberman, Philip, and Edmund S. Crelin. «On the Speech of Neanderthal Man.» Linguistic Inquiry, vol. 2, no. 2, 1971, pp. 203-222. JSTOR, JSTOR, www.jstor.org/stable/4177625. (In English).

31. Mallick S, Li H, Lipson M. et al. The Simons Genome Diversity Project: 300 genomes from 142 diverse populations. Nature. 2016 vol. 538(7624), pp. 201-206. DOI: 10.1038/nature18964. (In English)

32. Reich D, Green RE, Kircher M. Genetic history of an archaic hominin group from Denisova Cave in Siberia. Nature, 2010 December 23, vol. 468(7327). pp.10531060. DOI: 10.1038/nature09710. (In English)

33. Sankararaman, S., Patterson, N., Li, H., Paabo, S., & Reich, D. (2012). The Date of Interbreeding between Neandertals and Modern Humans. PLoS Genetics, 2012. 8(10). DOI: 10.1371/journal.pgen.1002947 (In English)

34. Sankararaman S, Mallick S, Patterson N, Reich D. The Combined Landscape of Denisovan and Neanderthal Ancestry in Present-Day Humans. Current Biology, 2016, May 9, vol. 26(9), pp. 1241-1247. DOI: 10.1016/j.cub.2016.03.037. (In English)

35. Setty LR. The Sterno - Infraclavicular Chest Hair Pattern. Journal of the National Medical Association, 1962, vol. 54 (4), pp. 486-487. (In English)

36. Stachowski M. Jakutisch abahy «Teufel». Studia Etymologica Cracoviensia, 2001, vol. 6., pp.173-180. (In English)

37. Starostin S.A., Dybo A.V., Mudrak O.A. An Etymological Dictionary of Altaic Languages. Bill Academic Pub., 2003. 2096 p. (In English)

38. Tarle L. Clothing and the Replacement of Neanderthals by Modern Human. 2012, Simon Fraser University, Degree Master of Art. 160 p. (In English)

39. Unesco. Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage. Intergovernmental Committee for the Safeguarding of Intangible Cultural Heritage. Third session Istanbul, Turkey, 4 to 8 November 2008. ITH/08/3.COM/CONF.203/1. Annes. (In English)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Wolfram L.J., Dika E., Maibach H.I. Hair Anthropology. Ethnic Skin and Hair. New York, 2007, pp. 55-78. (In English)

About the authors: Dmitrii G. Tikhonov is a Doctor of Science (Medicine), Professor, Chief Researcher of Research Institute of Health, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (58, Belinsky St., Yakutsk 677027, Russian Federation); tikhonov.dmitri@yandex.ru

Agafiya E. Zakharova is a Candidate of Science (Philology), Head of the Center of Intangible Cultural Heritage of Peoples of the Republic Sakha (Yakutia), A.E. Kulakovskii House of Peoples' Friendship (4, Poyarkova St., Yakutsk 677000, Russian Federation); solnse18@mail.ru

Tatiana S. Neustroeva is a Candidate of Science (Medicine), Leader Researcher of the Department of Polar (Artic) Medicine, Research Institute of Health, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (58, Belinsky St., Yakutsk 677009, Russian Federation); neustroeva1944@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.