Научная статья на тему 'Содержательный аспект реализации свободы совести и свободы вероисповедания: выявленные нарушения в отношении подростков'

Содержательный аспект реализации свободы совести и свободы вероисповедания: выявленные нарушения в отношении подростков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / FREEDOM OF CONSCIENCE / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / FREEDOM OF RELIGION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / A MINOR CONVICTED / СУБЪЕКТ ВЛИЯНИЯ / THE SUBJECT OF THE IMPACT / РАСШИРЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМЫ ПРАВА / THE BROADER INTERPRETATION OF THE LAW / УБЕЖДЕНИЯ / PERSUASION / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудаков Артур Михайлович

в статье представлены источники информации, которые способствовали формированию деструктивных убеждений у несовершеннолетних осужденных. В таком аспекте реализация свободы совести и свободы вероисповедания, субъектный состав рассмотрены шире, чем представлены в общественном мнении, правовых комментариях, научных представлениях (как только религиозный), что соответствует законодательству о свободе совести и свободе вероисповедания, согласно которому «ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации». Предметом исследования является содержательный аспект реализации свободы совести и свободы вероисповедания. Сделан акцент на содержании той информации, которая доводится до сведения ее потребителя и непосредственно выступает материалом для формирования убеждений. Убеждения являются интегральной единицей свободы совести и свободы вероисповедания, при этом процесс вероисповедания это процесс, способствующий формированию убеждений, свобода совести действия и поведение в соответствии с формированными убеждениями. Исследование проводилось с целью выявления: правовых и организационных проблем при реализации свободы совести и свободы вероисповедания несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях; нарушений в процессе формирования у них убеждений. Отсутствие внимания исследователей к «иным» убеждениям, многообразие декларативных норм, отсутствие понятийного аппарата все это является пробелами в законодательстве и создает опасность для их использования в деструктивном направлении. Методами, используемыми в проведении исследования, являлись: анкетирование, устный опрос, анализ мыслительных процессов у воспитанников, поиск источников информации и влияние их на поведение воспитанников. В результате исследования было выявлено прямое (подростки прямо перенимали опыт совершении преступления) и косвенное (формирование понятийного аппарата, образов, алгоритмов поведения) влияние на преступное поведение подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIAL ASPECT OF THE EXERCISE OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION: VIOLATIONS FOUND IN ADOLESCENTS

the article presents the sources of information that contributed to the formation of destructive beliefs in juvenile offenders. In the above aspect of the freedom of conscience and freedom of religion, the subject composition are discussed in more wider than represented in public opinion, legal commentaries, scientific concepts, as soon as the religious, that compliance with the law on freedom of conscience and freedom of religion, according to which "nothing in the legislation on freedom conscience, freedom of conscience and religious associations should be interpreted in the sense of denial or infringement of the rights of man and citizen to freedom of conscience and freedom of religion guaranteed by the Constitution of the Russian Federation or under international treaties of the Russian Federation. The subject of this study is to implement a meaningful aspect of the freedom of conscience and freedom of religion, focuses on the content of the information that is being sent to its customers and itself is material for the formation of beliefs... the article presents the sources of information that contributed to the formation of destructive beliefs in juvenile offenders. In the above aspect of the freedom of conscience and freedom of religion, the subject composition are discussed in more wider than represented in public opinion, legal commentaries, scientific concepts, as soon as the religious, that compliance with the law on freedom of conscience and freedom of religion, according to which "nothing in the legislation on freedom conscience, freedom of conscience and religious associations should be interpreted in the sense of denial or infringement of the rights of man and citizen to freedom of conscience and freedom of religion guaranteed by the Constitution of the Russian Federation or under international treaties of the Russian Federation. The subject of this study is to implement a meaningful aspect of the freedom of conscience and freedom of religion, focuses on the content of the information that is being sent to its customers and itself is material for the formation of beliefs. Beliefs are an integral unit of the freedom of conscience and freedom of veroispovedaniya, while the process of religion it is a process that facilitates the formation of belief, freedom of conscience the actions and behavior in accordance with the beliefs were formed. The study was conducted in order to identify legal and organizational problems in the implementation of freedom of conscience and freedom of religion juvenile convicts serving sentences in juvenile correctional facilities, identifying violations-tion in the formation of their beliefs. The lack of scholarly attention to the "other" beliefs, diversity of declarative rules, the lack of conceptual apparatus all of which are loopholes in the law and poses a danger to their use in a destructive direction. Methods used in the study were: questionnaires, oral questioning, analysis of thought processes pupils, search for sources of information and their influence on the behavior of pupils. Behavior suggests an action in accordance with their knowledge (for reference). As a result, studies have found a direct (straight teens adopted the experience of committing a crime) and indirect (the formation of the conceptual images, algorithms, behavior) impact on the criminal behavior of adolescents. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Содержательный аспект реализации свободы совести и свободы вероисповедания: выявленные нарушения в отношении подростков»

УДК 343 .85 Артур Михайлович Рудаков,

ББК 67.409.13 научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории

Р83 организационно-научного отдела,

(Вологодский институт права и экономики ФСИН России)

E-mail: boss.rud@list.ru

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: ВЫЯВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Реферат: в статье представлены источники информации, которые способствовали формированию деструктивных убеждений у несовершеннолетних осужденных. В таком аспекте реализация свободы совести и свободы вероисповедания, субъектный состав рассмотрены шире, чем представлены в общественном мнении, правовых комментариях, научных представлениях (как только религиозный), что соответствует законодательству о свободе совести и свободе вероисповедания, согласно которому «ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации».

Предметом исследования является содержательный аспект реализации свободы совести и свободы вероисповедания. Сделан акцент на содержании той информации, которая доводится до сведения ее потребителя и непосредственно выступает материалом для формирования убеждений. Убеждения являются интегральной единицей свободы совести и свободы вероисповедания, при этом процесс вероисповедания - это процесс, способствующий формированию убеждений, свобода совести - действия и поведение в соответствии с формированными убеждениями.

Исследование проводилось с целью выявления: правовых и организационных проблем при реализации свободы совести и свободы вероисповедания несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях; нарушений в процессе формирования у них убеждений. Отсутствие внимания исследователей к «иным» убеждениям, многообразие декларативных норм, отсутствие понятийного аппарата - все это является пробелами в законодательстве и создает опасность для их использования в деструктивном направлении.

Методами, используемыми в проведении исследования, являлись: анкетирование, устный опрос, анализ мыслительных процессов у воспитанников, поиск источников информации и влияние их на поведение воспитанников.

В результате исследования было выявлено прямое (подростки прямо перенимали опыт совершении преступления) и косвенное (формирование понятийного аппарата, образов, алгоритмов поведения) влияние на преступное поведение подростков.

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповедания, несовершеннолетний осужденный, субъект влияния, расширенное толкование нормы права, убеждения, пропаганда, средства массовой информации.

В Российской Федерации (ст. 28 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право свободно выбирать и менять, иметь и распространять убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода совести и свобода вероисповедания являются «непосредственно действующими», то есть независимо от того, существуют ли соответствующие законодательные акты, призванные их конкретизировать, определить правила, механизмы и процедуры их осуществления [1. с. 133].

Обычно под свободой совести и свободой вероисповедания понимается право исповедовать какое-либо религиозное учение или быть атеистом - как формальный аспект, но умаляется процессуальный аспект - формирование убеждений.

Убеждение для подростка - это готовый интеллектуальный продукт, сформированный как специально для подростка, так и в целом для широкого круга субъектов восприятия субъектами влияния, из которого впоследствии будет произрастать поведение субъектов восприятия. Сырьем же для этого продукта является информация в форме утверждений, которые субъект правоисполнения (субъект

влияния) представляет как истинные субъекту пра-воиспользования (субъекту восприятия) [2, с. 110]. Содержание утверждений основано на потребностях, сформированных или формируемых у субъекта восприятия посредством представления (интеграции) информации. Потребности, в свою очередь, могут быть мотивами поведенческих актов субъекта восприятия. При их восприятии субъектом восприятия они коррелируются с непосредственными притязаниями и потребностями последнего, а осознаются и осмысливаются в последующем за счет как рефлексии (оценка и принятие решения), так и анализа поведения [3, с. 707]. Таким образом, изложенная социальная программа, заданная внешним мерилом, преломляется через интеллект и чувственно-эмоциональную сферу, постепенно становится внутренним содержанием личности подростка, а его биологическая структура выступает в качестве физиологической основы развития его социальной сущности [4, с. 123].

Изложенное свидетельствует о том, что обыденное понимание рассматриваемых правоотношений умаляет их смысл и ввиду этого ущемляет права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания. Спектр общественных отношений, в процессе которых формируются убеждения, шире, чем только религиозные.

К вопросу правового регулирования процессуального аспекта свободы совести и свободы вероисповедания можно подойти также с позиции резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1510 (2006) «Свобода слова и уважение религиозных верований», которая подтверждает, что прогресс общества и развитие каждого человека зависит от возможности получать и передавать информацию и идеи. С позиции резолюции такая свобода распространяется не только на высказывания, которые воспринимается положительно или рассматриваются как безобидные, но и на такую информацию, которая может шокировать, оскорбить или нарушить жизнь государства или какой-то части населения [5].

Похожая позиция представлена в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором говорится, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С позиции процессуального аспекта обнаруживается масса нарушений в сфере формирования убеждений у населения, особенно молодежи, чей чувст-

венный уровень наиболее активен и динамичен (выражаемый в юношеском максимализме) [6, с. 13].

Так, пропаганда идей, внедрение информации, заведомо содержащих деструктивные элементы, в нарушение положений резолюции, п. 2 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также ст. 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» интегрируется в сознание людей в непринудительной форме - форме, при которой сведения, идеи, знания и ценности ненавязчиво через СМИ и виды искусства и культуры (субкультуры) вносятся в сознание и даже в подсознание граждан. Такая информация рассеяна, растворена в литературных произведениях, научно-популярных и фантастических сочинениях, журналах, газетах и рекламе [7, с. 92]. Субъекты восприятия в течение всей своей жизни даже не замечают, что постоянно находятся в поле воздействия механизмов формирования убеждений [8, с. 178].

В настоящее время такая информация преподносится в совокупности с привлекательными образами, которые, в свою очередь, воздействуют на чувства. Соединение информации и чувственных образов формирует убеждения, приоритет в которых отдается, как правило, чувственному компоненту, поскольку является реакцией самого субъекта восприятия. Так, например, убеждения, выявленные в процессе политико-идеологического информирования у воспитанников Брянской ВК, сформированы на почве фильмов «Зона», «Боец», «Апостол», «Бригада», «Бумер», «Бандитский Петербург» и т. п., которые прямо пропагандируют преимущества и прелести криминального образа жизни, давая между тем неполные и искаженные знания о нем. Именно так ответили 46 % воспитанников воспитательной колонии. У 54 % воспитанников побудительные мотивы обнаружили корни в зарубежных фильмах, таких как «Угнать за 60 секунд», «300 спартанцев», «Форсаж», иных боевиках и фильмах, которые прямо формируют алгоритмы поведения, не совместимые с общепринятыми, нравственными понятиями, привязывая их к образу главного героя, который a pruori является положительным персонажем. 22 % воспитанников сообщили, что формат поведения и методы совершения преступления они взяли на вооружение из фильмов и компьютерных игр (например, GTA, Postal, ManHunt). Подобная информация смешивается с романтическими и сентиментальными образами, которые вызывают у субъекта восприятия положительное отношение (чувства) к героям - носителям криминального образа жизни, стремление к оправданию их поступков. Восприятие такой информации, особенно подростками, уровень объективных знаний которых

невысок, основывается, как правило, именно на вере [9, с. 88].

Пропаганда криминального образа жизни идет через музыку, где информация преподносится в стихотворной форме в сопровождении музыки, формирующей глубокие чувства симпатии со стороны слушателей. Одновременно с этим продуцируются резко негативные чувства к представителям правоохранительных органов и лицам, пресекающим правонарушения.

Так, при устном опросе воспитанников песни в исполнении И. Кучина («Человек в телогрейке» и т. д.), М. Круга («Владимирский централ» и т. д.), иных исполнителей тюремного шансона (лирики), перечень которых постоянно растет, вызывают наибольшую симпатию к осужденным, нарушающим режим содержания, преступникам и лицам, ведущим разгульный образ жизни, и резко негативное чувство, вплоть до личной неприязни, в отношении сотрудников, которые пресекали правонарушения. При этом воспитанники были убеждены, что места лишения свободы полны романтики и приключений.

Пропаганда криминального и асоциального образа жизни происходит также в печатных изданиях: книгах (например, «Мент поганый»), журналах («Вне закона» и др.), молодежных изданиях (например, «Хулиган»), как правило, сопряженных с пропагандой порочных сексуальных отношений, что способствует большему укоренению убеждений.

Вместе с тем в таких фильмах, как «ДМБ», «Солдаты», «Особенности национальной охоты (рыбалки и т. д.)», «Улицы разбитых фонарей», «Пятницкий», преподносятся неприглядные образы сотрудников правоохранительных органов, защитников Отечества, формирующие чувство презрения и отвращения.

Информация, представляемая в изложенных формах, в последующем оказывает влияние на формирование девиантных аспектов личности подростка, поведение и образ жизни в соответствии с алгоритмами, вложенными субъектами влияния. В дальнейшем это выражается в нарушении прав и законных интересов иных участников общественных отношений, которые тем не менее сам подросток считает нормой для себя [10, с. 66].

Подобная пропаганда средствами массовой информации потребительского образа жизни, призывающая «взять от жизни все», отдохнуть и расслабиться, с одновременной профанацией производственного интереса является угрозой экономической безопасности государства. Пропаганда абортов, отказа от семьи и деторождения (сЫЫйгее),

гомосексуализма является угрозой демографической безопасности государства [11, с. 55].

Таким образом, допущение искажений в процессе формирования убеждений подростка, выраженное в представлении заведомо ложной информации, а также отсутствие истинных сведений либо их обобщение, оформление деструктивных знаний в положительные образы, соединенные с воздействием на чувственно-эмоциональную сферу человека, умаляет либо дезориентирует последующую реализацию подростком свободы совести в социально полезном аспекте [12, с. 148].

В рамках реализации свободы совести и свободы вероисповедания предполагается разъяснение осужденным целей субъектов влияния, используемых ими технологий формирования убеждений как «побудительных причин самых грязных и самых великих деяний, преступных и великих мыслей...» [13, с. 110], в том числе тех, которые принадлежат самим осужденным и непосредственно касаются их противоправного поведения. С этой целью сотрудникам воспитательных колоний рекомендуется самостоятельное изучение, изучение в рамках служебной подготовки следующих источников: учебно-практического пособия «Пенитенциарная сектология» и методического пособия «Об организации сотрудничества органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными объединениями» (авт. А. В. Тонконогов); «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования», «Псевдохристианская секта Свидетели Иеговы» (авт. А. Л. Двор-кин); книг С. Г. Кара-Мурзы, например «Идеология и мать ее наука», «Манипуляции сознанием», ресурсов сети Интернет (например, Шр://ро2пауа-te1noe.lv, «Аркатов ИМХО», видеолекции А. В. Хо-лопова), передачи «Момент истины» и т. п., а также проведение занятий с несовершеннолетними осужденными с их использованием.

Таким образом, обеспечив реализацию осужденными свободы совести и свободы вероисповедания -свободы выбирать и иметь свои убеждения, системы ценностей, обучив осужденных навыкам критического мышления, администрация будет способствовать повышению уровня доверия со стороны осужденных сотрудникам администрации, повышению степени контроля за оперативной обстановкой в учреждении и качества управления коллективом осужденных, препятствуя слепому следованию несовершеннолетних осужденных за преступными и деструктивными авторитетами с целью дестабилизации обстановки в учреждении, нарушения режима содержания.

Список литературы

1. Юнусов А. А., Юнусов М. А., Юнусов Э. А. Обязанности и права человека в контексте норм Конституции РФ // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1 (84). С. 133.

2. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб., 2004. С. 110.

3. Современный словарь по психологии. Минск, 1998. С. 707.

4. Криминология : учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.С. 123.

5. Свобода слова и уважение религиозных верований : резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1510 (2006) / Официальный сайт Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге. URL: http://www.strasbourg-reor.org/?topicid=232 (дата обращения 12.12.2013).

6. Соколов М. А. Теоретические и практические предпосылки криминологического изучения организованной преступной деятельности лиц раннего молодежного возраста // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 1 (21). С. 13.

7. Сысоев А. М. Характеристика исламской радикализации осужденных в исправительных учреждениях Российской Федерации // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1 (84). С. 92.

8. Малицкий В. С. Идеология: сущность, структура, исторические типы: социально-философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 178.

9. Журавлев А. Н. Классификация факторов, осложняющих оперативную обстановку в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительное право. 2006. № 1 (01). С. 88.

10. Сучкова Е. Л. Особенности морально-правовых представлений осужденных // Прикладная юрид. психология. 2014. № 1. С. 55.

11. Сучкова Е. Л. Обстоятельства совершенных преступлений в представлениях осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 3 (19). С. 66.

12. Сухарев С. Н. Несовершеннолетний осужденный как субъект преступления в ст. 321 Уголовного кодекса Российской Федерации // Прикладная юрид. психология. 2013. № 4. С. 148.

13. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 110.

Artur Mihailovich Rudakov, research assistant of scientific of Laboratory of Research, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service

E-mail: boss.rud@list.ru.

SUBSTANTIAL ASPECT OF THE EXERCISE OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND RELIGION:

VIOLATIONS FOUND IN ADOLESCENTS

The abstract: the article presents the sources of information that contributed to the formation of destructive beliefs in juvenile offenders. In the above aspect of the freedom of conscience and freedom of religion, the subject composition are discussed in more wider than represented in public opinion, legal commentaries, scientific concepts, as soon as the religious, that compliance with the law on freedom of conscience and freedom of religion, according to which "nothing in the legislation on freedom conscience, freedom of conscience and religious associations should be interpreted in the sense of denial or infringement of the rights of man and citizen to freedom of conscience and freedom of religion guaranteed by the Constitution of the Russian Federation or under international treaties of the Russian Federation.

The subject of this study is to implement a meaningful aspect of the freedom of conscience and freedom of religion, focuses on the content of the information that is being sent to its customers and itself is material for the formation of beliefs. Beliefs are an integral unit of the freedom of conscience and freedom of ve-roispovedaniya, while the process of religion - it is a process that facilitates the formation of belief, freedom of conscience - the actions and behavior in accordance with the beliefs were formed.

The study was conducted in order to identify legal and organizational problems in the implementation of freedom of conscience and freedom of religion juvenile convicts serving sentences in juvenile correctional facilities, identifying violations-tion in the formation of their beliefs. The lack of scholarly attention to the "other" beliefs, diversity of declarative rules, the lack of conceptual apparatus - all of which are loopholes in the law and poses a danger to their use in a destructive direction.

Methods used in the study were: questionnaires, oral questioning, analysis of thought processes pupils, search for sources of information and their influence on the behavior of pupils. Behavior suggests an action in accordance with their knowledge (for reference).

As a result, studies have found a direct (straight teens adopted the experience of committing a crime) and indirect (the formation of the conceptual images, algorithms, behavior) impact on the criminal behavior of adolescents.

Key words: freedom of conscience, freedom of religion, a minor convicted, the subject of the impact, the broader interpretation of the law, persuasion, propaganda, media.

References

1. Yunusov А. А., Yunusov M. А., Yunusov E. А. Obyazannosti i prava cheloveka v kontekste norm Konsti-tutsii RF [Responsibilities and human rights in the context of the provisions of the Constitution of the Russian Federation]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 1, р. 133.

2. Masionis Dzh. Sotsiologiya [Sociology]. 9-e izd. St. Petersburg, Piter Publ, 2004, р. 110.

3. Sovremennyj slovar' po psikhologii [Modern Dictionary of Psychology]. Minsk, «Sovremennoe Slovo» Publ., 1998, р. 707.

4. Kriminologiya: Uchebnik [Criminology: Textbook]. Moscow, Volters Kluver Publ., 2004, р. 123.

5. Rezolyutsiya Parlamentskoj Аssamblei Soveta Evropy № 1510 (2006) «Svoboda slova i uvazhenie re-ligioznykh verovanij» [Resolution of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe number 1510 (2006), «Freedom of expression and respect for religious beliefs»]. Ofitsial'nyj sajt Predstavitel'stva Russkoj Pravoslavnoj TSerkvi v Strasburge - Official site of the Representation of the Russian Orthodox Church in Strasbourg. Available at: http://www.strasbourg-reor.org/?topicid=232 (Accessed 12 december 2013).

6. Sokolov M. А. Teoreticheskie i prakticheskie predposylki kriminologicheskogo izucheniya organizovan-noj prestupnoj deyatel'nosti lits rannego molodezhnogo vozrasta [Theoretical and practical implications of criminological study of organized crime entities early youth age]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, is-pravlenie - Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, 2013, no 1, р. 13.

7. Sysoev А. M. Kharakteristika islamskoj radikalizatsii osuzhdennykh v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh Rossijskoj Federatsii [Characteristics of Islamic radicalization in prisons convicted Russian Federation]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no. 1, р. 92.

8. Malitskij V. S. Ideologiya: sushhnost', struktura, istoricheskie tipy: Sotsial'no-filosofskij analiz. Diss. dokt. filosofskikh nauk [Ideology: the nature, structure, historical types: social-philosophical analysis. Dr. phil. sci. diss.]. Rostov-na-Donu, 2006, р. 178.

9. Zhuravlev А. N. Klassifikatsiya faktorov, oslozhnyayushhikh operativnuyu obstanovku v ispravitel'nom uchrezhdenii [Classification of the factors complicating the operational situation in the prison]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal Law. 2006, no. 1, р. 88.

10. Suchkova E. L. Obstoyatel'stva sovershennykh prestuplenij v predstavleniyakh osuzhdennykh [The circumstances of the crimes committed in the submissions convicted]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie - Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2012, no. 3, р. 66.

11. Suchkova E. L. Osobennosti moral'no-pravovykh predstavlenij osuzhdennykh [Features of the moral and legal notions convicted]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya - Applied legal psychology, 2014, no. 1, р. 55.

12. Sukharev S. N. Nesovershennoletnij osuzhdennyj kak sub"ekt prestupleniya v st. 321 Ugolovnogo ko-deksa Rossijskoj Federatsii [A juvenile convicted as the perpetrator in the art. 321 of the Criminal Code of the Russian Federation Law]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya - Applied Psychology, 2013, no. 4, р. 148.

13. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: uchebnik [Penal law in Russia: the textbook]. Moscow, Norma In-fra-M Publ., 2010, р. 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.