УДК 371.113
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ»
© 2016
Коваль Наталья Николаевна, методист
Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования, Донецк (ДНР)
Аннотация. В статье рассмотрены понятия, связанные с аналитической деятельностью руководителя школы: «анализ», «деятельность», «аналитическая деятельность», «эффективность аналитической деятельности», «цели аналитической деятельности», «качество аналитической деятельности». Представлены показатели успешности аналитической деятельности. Подчеркнута необходимость выделения аналитической деятельности именно для категории руководителя школы.
Ключевые слова: анализ, деятельность, аналитическая деятельность, аналитическая деятельность руководителя школы, руководитель школы.
SUBSTANTIAL ASPECTS OF THE CONCEPT «ANALYTICAL ACTIVITIES OF A HEAD OF SCHOOL»
© 2016
Koval Natalia Nikolaevna, methodist
Donetsk Republican Institute of Additional Pedagogical Education, Donetsk (DPR)
Abstract. The article deals with the concepts that are related to analytical activity of a head of school, "analysis", "activity", "analytical work", "the effectiveness of analytical work", "objective analytical work", "quality of the analytical work." The indicators of success of analytical activities are presented. The need to provide the analytical work of a head of school is stressed.
Keywords: analysis activities, analytical work, analytical activity of the head of the school, the head of school.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Кто может сделать современную школу развивающейся и развивающей? Это возможно только благодаря усилиям всех участников учебно-воспитательного процесса. Но одной из ключевых фигур на пути оптимизации и модернизации общеобразовательной организации является ее руководитель. «Главная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит руководителю школы, занимающему ключевую позицию в системе внутришкольных управленческих отношений. Поэтому совершенствование его деятельности является решающим условием повышения эффективности вну-тришкольного управления» [1, с. 4]. Подчеркнем, что ключевой компонентой управленческой деятельности является аналитическая деятельность.
Аналитическая деятельность, как и любой созидательный вид человеческой деятельности, должна строиться на научной основе. Знания многократно увеличивают возможности руководителя школы выполнять свою работу успешно и эффективно. Руководитель должен уметь правильно ставить цели, грамотно анализировать, качественно планировать, рационально организовывать, систематически осуществлять контроль. Если руководитель не владеет технологиями управления, то вся его деятельность перестает быть творческой, созидательной, гуманной.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросами менеджмента и качества управления школой занимались В.В. Дудников, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев,
A.М. Моисеев, М.Л. Портнов, М.М. Поташник, Н.В. Рогожкина, В.К. Терентьев, Л.И. Фишман, Т.И. Шамова,
B.Н. Чупин.
Теория деятельности разрабатывалась С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Важные аспекты внедрения деятельностного подхода в управление учебными заведениями освещены в работах Г.С. Батищева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина, и др.
Значение аналитической деятельности в управлении учебным заведением отметили в работах В.И. Бондар, Б. Канаев, В.М. Кожухар, Ю.А. Конаржевский, А.А. Коростелев, К.Л. Крутий, Г.О. Савченко, В.А. Сластенин, В.Д. Федоров, Г.В. Федоров, В.В. Ягупов, О.Н. Ярыгин.
Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотреть понятия: «анализ», «деятельность», «аналитическая деятельность», «эффективность аналитической деятельности», «цели аналитической деятельности», «качество аналитической деятельности». Обратить внимание на показатели успешности аналитической деятельности и подчеркнуть необходимость выделения аналитической деятельности именно для категории руководителя школы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Рассмотрим содержательный аспект понятия «аналитическая деятельность руководителя школы», включающий в себя такие понятия как «анализ», «деятельность», «аналитическая деятельность», «аналитическая деятельность специалиста» и т.д.
Так, в словаре иностранных слов анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) определяется как метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части [2, с. 36].
Российская педагогическая энциклопедия трактует анализ как изучение каждого элемента или стороны явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. Анализ существует в двух формах: практического действия и мыслительной операции [3, с. 33].
Л.И. Фишман, И.С. Фишман считают, что термин «анализ» синонимичен понятию «исследование», так как анализ позволяет вскрывать причины явлений и отделять их от следствий. При анализе объект или явление расчленяется, декомпозируется на более мелкие элементы, а после изучения каждого из них воссоздается общая картина познанного объекта или явления, то есть производится синтез. [4, с. 25-26].
По мнениюА.С. Большакова, анализ - это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления [5, с. 21].
В педагогике используется понятие «педагогический анализ», введенное Ю.А. Конаржевским. Ученый определяет педагогический анализ как функцию управления школой, направленную на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние [6, с. 50].
Можно утверждать, что понятие «анализ» используется практически во всех сферах жизнедеятельности человека, областях научных знаний и понимается одно-
значно. Но в каждой отдельной науке применяется свой анализ. Например, в математике - функциональный анализ, в медицине - анализ крови, в экономике - финансовый анализ, в химии - структурный анализ, в педагогике - педагогический анализ.
Анализ основных положений о сущности и значении педагогического анализа в управлении общеобразовательной школой позволил выделить следующие аспекты [6, 7, 8, 9, 10]:
- с анализа начинается управленческий цикл, и им он заканчивается;
- анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценке роли и места каждой части, объединение их в единое целое, установление связей системообразующих факторов;
- анализ позволяет систематизировать, обрабатывать и обобщать информацию, поступающую от объектов управления организацией;
- анализ выявляет взаимосвязанные показатели и влияние существенных факторов на динамику результатов управленческого цикла;
- анализ способствует качественному выполнению функций планирования, организации, мотивации, координации, контроля и выступает как самостоятельная функция субъектов управления;
- анализ предшествует принятию управленческого решения, контролирует его реализацию, оценивает эффективность принятого решения и является базой для последующего планирования и прогнозирования;
- знание технологий и методик осуществления педагогического анализа усиливает способность руководителя школы верно интерпретировать профессиональную информацию и обоснованно принимать эффективные управленческие решения;
- несвоевременно или непрофессионально проведенный руководителем общеобразовательной организации на этапе формулирования целей и задач анализ приводит к неконкретности, расплывчатости, необоснованности принятых решений.
Рассмотрим и проанализируем сущность понятия «деятельность».
В Большом энциклопедическом словаре деятельность определяется как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Цель, средства, результат и сам процесс - составные компоненты деятельности [11].
В другом словаре сказано: деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [12].
Деятельность - отмечает Джесси Рассел - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Автор предлагает понимать деятельность как любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл и рассматривает ее как характеристику сознательной стороны личности человека [13].
Ученые (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн и др.) под термином «деятельность» понимают основу развития личности, так как в ней развиваются психические процессы, формируются умственные и эмоциональные качества личности, её способности и характер.
Структурно-содержательные аспекты деятельности исследовал А.Н. Леонтьев. Его теория основана на психолого-педагогической парадигме. Остановимся на некоторых выводах, полученных ученым в результате исследования [14, с. 81-92].
Так, ученый предлагает использовать трехчленную схему анализа процесса деятельности: воздействие объ-94
екта ^ деятельность субъекта и соответственно ее условия, цели и средства ^ изменение текущих состояний субъекта. Согласно исследованию, основной характеристикой деятельности является ее предметность, а предметом деятельности есть ее действительный мотив. Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия (действием называется процесс, подчиненный сознательной цели). Действие обладает особым качеством: ее «образующей» являются способы осуществления действия, которые называются операциями (операции соотносительны условиям).
Таким образом, имеем иерархическую уровневую структуру деятельности: отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов; действия - процессы, подчиняющиеся сознательным целям; операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.
Очевидно, что теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, не сводится лишь к перечислению трех последовательных понятий: деятельность ^ действия ^ операции. Ученый в основе развития личности рассматривает деятельность, саму личность понимает в контексте процесса взаимоотношений субъекта с миром и подчеркивает, что «реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей» [14].
В научных исследованиях понятие «деятельность» раскрыто достаточно полно, поэтому считаем целесообразным рассмотреть далее понятие «аналитическая деятельность».
В научной литературе, посвященной школьному управлению, психолого-педагогических, диссертационных исследованиях рассматривается значение, сущность, функции, цель, критерии и показатели качества аналитической деятельности.
Аналитическая деятельность реализует принцип опережения событий, что позволяет прогнозировать будущее состояние исследуемого объекта [15].
С другой стороны, аналитическая деятельность является единством процессов анализа-синтеза, рефлексии и актуализации принимаемых решений [16, с. 29].
Американский ученый Р. Акофф рассматривает аналитическую деятельность как «деятельность по решению проблем» и выделяет три ее компонента:
- компетентность,
- смелость в принятии решений,
- способность творчески решать проблемы [17].
С точки зрения О.Н. Ярыгина, аналитическая деятельность является процессом взаимодействия интеллектуальных способностей, креативности, рефлексии и мотивации. Этапы аналитической деятельности представляют собой деенаправленный анализ-синтез [18, 19].
Аналитическая деятельность управления - это осуществление на основе анализа обоснования управленческих функций действия для достижения цели [20, с. 105; 21-23].
По мнению В.А. Сластенина, эффективность аналитической деятельности обеспечивают следующие аналитические умения руководителя: 1) расчленять объекты на составляющие элементы (условия, причины, средства, формы и др.); 2) сопоставлять, сравнивать; 3) осознавать каждую часть в связи с целым; 4) находить идеи, выводы, закономерности, адекватные логике объекта; 5) адекватно диагностировать объекты; 6) определять главную задачу (проблему) и способы ее оптимального решения [7].
Л.М. Плахова [24, с. 20] выделяет направления аналитической деятельности: выявление проблем, постановка задач, решение задач. В своей работе Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)
автор рассматривает следующие цели аналитической деятельности:
1. Установить расхождение между требуемым и достигнутым, планируемым и осуществленным и т.д.
2. Сформулировать проблемы как несоответствие между тем, что должно быть и тем, что есть.
3. Выявить причины их возникновения как недостаток.
4. Структурировать и ранжировать выявленные проблемы.
5. Определить цели как образ того, что намерены достичь.
6. Представить условия, необходимые для реализации этих целей.
7. Осуществить отбор основных действий, которые обеспечат достижение цели.
8. Определить ресурсы, необходимые для реализации действий.
9. Установить критерии и параметры, по которым будет оцениваться достижение цели.
Л.И. Фишман считает, что основными критериями оценки качества аналитической деятельности (выявление причин, обусловливающих результаты образовательного процесса) являются [25, с. 36]:
- целенаправленность (управленческие цели являются «точкой отсчета», «системой координат» анализа);
- системность (выявление причин и отделение их от следствий);
- четкость (фиксация только важных фактов).
Согласно А.М. Моисееву, успешность аналитической
деятельности связана с выявлением и оценкой реальных результатов работы системы внутришкольного управления и их соотнесением с различными точками отсчета - ценностями, идеалами, целями, требованиями, возможностями. С точки зрения автора, показателями успешности аналитической деятельности являются: результативность, качество результатов, удовлетворенность работой, продуктивность, экономичность и ресурсосбережение, эффективность, оптимальность и др. [26, с. 212].
В диссертационных работах учеными осуществлено исследование аналитической деятельности различных специалистов.
Так, Н.П. Пичугова рассматривает аналитическую деятельность субъектов образования, которая имеет отличия в зависимости от содержательной направленности. У администрации образовательной организации аналитическая деятельность управленчески ориентированная, что означает осуществление анализа педагогических явлений на предмет выявления эффективности принимаемых управленческих решений. У преподавателей аналитическая деятельность методически ориентированная, что предполагает сравнение на соответствие поставленных в данном курсе целей и полученного результата. Студенты осуществляют образовательно ориентированную аналитическую деятельность, что подразумевает оценивание целесообразности организации процесса своей учебной деятельности и удовлетворительность результата [27, с. 23].
Т.В. Абрамова определяет аналитическую деятельность педагогического коллектива как сложную управляемую целостную систему, представляющую собой единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, осуществляемых педагогическим коллективом. Цель такой системы - обеспечение процесса управления школой, перевода ее в новое, более качественное состояние. По мнению автора исследования, система аналитической деятельности педагогического коллектива состоит из трех блоков: параметрического, тематического, итогового анализов [28].
Е.И. Белоус трактует профессиональную
аналитическая деятельность педагога как умения анализировать уровни развития, воспитанности, обученности учащихся; педагогические ситуации; педагогические явления; педагогическую деятельность других педагогов; собственную педагогическую деятельность [29, с. 17].
О.Ю. Островская считает, что педагогическая аналитическая деятельность представляет собой взаимодействие участников педагогической деятельности с фрагментом педагогической действительности, в ходе которого происходит ее сознательное и целенаправленное познание, включающее наблюдение и самонаблюдение, анализ и самоанализ, оценку и самооценку, а также коррекцию. Все вышеперечисленные слагаемые педагогической аналитической деятельности направленны на усовершенствование и повышение эффективности профессионально-педагогической деятельности коллег и становление себя как субъекта собственной профессионально-педагогической деятельности [30, с. 8-9].
В.В. Ягупов предлагает понимать аналитическую деятельность руководителя профессионально-технического учебного заведения (ПТУ) как процесс, при котором объекты познания превращаются в структуры мышления, становятся логическими формами мышления, то есть способами анализа, синтеза, категоризации. С другой стороны, аналитическая деятельность руководителя профессионально-технического учебного заведения обладает своими специфическими особенностями: она является инструментам обработки различной информации; направлена на комплексную оценку состояния дел учебного заведения; дает возможность прогнозировать развитие определенных процессов, явлений в жизнедеятельности организации; своевременно выяснить «критические аспекты» в функционировании ПТУ и смоделировать пути их устранения; направлена на определенный практический объект [31].
Н.А. Зинчук аналитическую деятельность менеджеров трактует как составляющую профессиональной деятельности и интегративную характеристику менеджера, что обусловливает выполнение профессиональных аналитических задач в сфере управления. Эти задачи связаны с выявлением объективных закономерностей и тенденций развития явлений и процессов управленческого цикла, применением аналитических методов для установления причинно-следственных связей между ними, опреде-лениемцелесообразности и последовательности действий управленческого воздействия, предоставлением необходимой и достаточной информации для принятия эффективных управленческих решений, разработкой рекомендаций, направленных на достижение максимально положительных и качественных результатов и общей цели управления [32].
Несмотря на разнообразие подходов к определению понятия «аналитическая деятельность», можно справедливо заметить, что все ученые, занимающиеся исследованием проблемы анализа, сходятся в одном: без анализа невозможно на научной основе ставить цели, определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности не только школы, но и любой дугой организации.
По нашему мнению, исходя из вышеизложенного, аналитическая деятельность руководителя школы является процессом взаимодействия интеллектуальных способностей, креативности, рефлексии и мотивации, что позволяет осуществлять на основе анализа-синтеза обоснованные управленческие действия для достижения цели [33, 34, 35].
Потребность выделения аналитической деятельности именно для категории руководителя школы обусловлена, по нашему мнению, несколькими факторами:
1. Качественная аналитическая деятельность руководителя школы обеспечивает успешную реализацию всех функций управления.
2. «Научный подход к управлению школой, его гума-нистичность и демократичность могут быть обеспечены лишь при условии его высокого аналитического уровня» [6, с. 104].
3. Современный руководитель школы - это менеджер-лидер, носитель нового управленческого мышления, обладающий аналитическим складом ума.
4. Развивающаяся и меняющаяся система образования нуждается в высококвалифицированных руководителях-аналитиках общеобразовательных организаций.
Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований по этому направлению. Понятие «анализ» синонимичен понятию «исследование» и используется практически во всех сферах жизнедеятельности человека, областях научных знаний и понимается однозначно.
В педагогике используется понятие «педагогический анализ», целью которого является изучение состояния и тенденций развития, получение объективной оценки результатов педагогического процесса и выработка рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.
Структурно-содержательные аспекты деятельности исследовал А.Н. Леонтьев. Деятельность имеет иерархическую уровневую структуру: деятельность ^ действия ^ операции. Признаки, характеризующие деятельность: мотив, цель, условия.
Аналитическая деятельность является процессом взаимодействия интеллектуальных способностей, креативности, рефлексии и мотивации, что позволяет осуществлять на основе анализа-синтеза обоснованные управленческие действия для достижения цели.
Новая развивающаяся школа нуждается в руководителях-аналитиках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Науч.-исслед. Ин-т профессионально-технической педагогики Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1982.
- 208 с.
2. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1989. - 624 с.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 - Т. 1 - 608 с.
4. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой: алгебра и гармония / М.: Сентябрь, 2001. - 160 с.
5. Большаков А.С. Менеджмент: учеб. пособие. СПб., 2000
6. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой (для директоров и заместителей директоров школ). - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
- 80 с.
7. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
8. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995.
- 464 с.
9. Токарева Т. А. Системный анализ процедур принятия управленческих решений. - СПб.: изд-во С.-Пб. ун- та, 1994 - 148 с.
10. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А. Аналитическая деятельность руководителей образовательных учреждений: теория и практика. Тольятти: ТГУ, 2011. 228 с.
11. Большой Энциклопедический словарь / Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/_
12. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003. - 672 с.
13. Джесси Рассел. Деятельность. - VSD, 2012. - 94 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
- М.: Политиздат, 1972. - 304 с.
15. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Ведущие тенденции развития андрагогических исследований // Человек и образование. - 2010. - № 1. - С. 32-39.
16. Коростелев А.А., Пудовкина Н.Г., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти. - ТГУ, 2011 - 287 с.
17. Акофф Р. Искусство решения проблем. / Р. Акофф
- М.: Мир, 1982.- 224 с.
18. Ярыгин О.Н. Методология формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научных и научно-педагогических кадров: диссертация доктора педагогических наук - Тольятти, 2012.- 494 с.: ил.
19. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
20. Коростелев А.А., Пудовкина Н.Г., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти. - ТГУ, 2011 - 287 с.
21. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.
22. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.
23. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.
24. Плахова Л.М., Решетников Н.Н., Шимутина Е.Н. Организация труда руководителя образовательного учреждения: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. - М.: АПК и НПРО, 2007. - 64 с.
25. Фишман Л.И., Рогожкина Н.В., Чупин В.Н., Дудников В.В. Сам себе инспектор: самооценка качества управления школой. - М.: Сентябрь, 2005. - 144 с.
26. Моисеев А.М.. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М.: Сентябрь, 2001. - 160 с.
27. Пичугова Н.П. Аналитическая деятельность субъектов образования как средство управления качеством профессиональной подготовки будущих учителей в педагогическом колледже: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009. - 23 с.
28. Абрамова Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования. Челябинск, 1996. - 23 с.
29. Белоус Е.И. Педагогические условия формирования профессиональной аналитической деятельности у магистрантов (будущих педагогов) в техническом ВУЗе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Дальневосточный государственный технический университет. Владивосток, 2005. - 20 с.
30. Островская О.Ю. Овладение педагогической
аналитической деятельностью студентами дошкольного педколледжа в ходе профессиональной подготовки: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2000. - 20 с.
31. Ягупов В.В. 1нформацшно-аналггична компетентшсть керiвникiв професшно-техшчних на-вчальних заклащв як суб'екпв управлшня. / В.В. Ягупов. Режим доступа: http://Иb.iitta.gov.ua/7876/1/нформ.-анал.-комп_готово.pdf
32. Зшчук Н.А. Подготовка майбутшх менеджерiв до аналггачно! дiяльностi: проблеми та шляхи !х розв'язання / Н.А. Зiнчук // Теорiя та методика управлiння освггою. - 2009. - № 2. - Режим доступа: http://tme.umo.edu.ua/ docs/2/09sinwts.pdf
33. Коваль Н.Н., Жданова Е.Ю. Совершенствование аналитической подготовки руководителей школ на курсах повышения квалификации. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2 (21). С. 76-81.
34. Коваль Н.Н. Аналитическая деятельность: «пирамида целей» на основе ТАРРОС «Landrail» // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 38-42.
35. Коваль Н.Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в аналитической управленческой деятельности: проблемы и перспективы // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 39-44.